• 13.1. Экономическая теория предложения
  • 13.2. Современный монетаризм
  • 13.3. Теория рациональных ожиданий
  • Тема 13. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ

    13.1. Экономическая теория предложения

    Дефициты государственных бюджетов, рост инфляции, увеличение безработицы и другие негативные последствия экономической политики, основанной на рекомендациях упрощенной кейнсианской концепции, а также шоки предложения, связанные с нефтяным кризисом 1970-х гг., способствовали приходу к власти в западных странах политиков (Р. Рейган, М. Тэтчер), программы действий которых по исправлению ситуации были разработаны на основе рекомендаций экономистов неоклассического направления. Этот поворот к неоклассической парадигме в литературе получил название неоклассической контрреволюции. Значительный вклад в это внесли следующие концепции: экономическая теория предложения, современный монетаризм и теория рациональных ожиданий. Рассмотрим основные положения каждого из перечисленных течений.

    Экономическая теория предложения сформировалась в 70-х гг. ХХ в. усилиями американских экономистов: А. Лаф-фера, М. Фелдстайна, М. Боскина, П. Робертса, М. Эванса и представителей власти (сенаторов и конгрессменов США). Она популяризирована журналистами, придерживающимися неоконсервативных взглядов. В разработке и распространении основных идей этой теории большая роль принадлежит Американскому институту предпринимательства, который, по словам И. Стоуна, является «вашингтонской фабрикой мысли, которую можно считать ведущим источником консервативных идей» [2. С. 398].

    Авторы экономической теории предложения опираются на идеи неоавстрийской школы (Ф. Хайек), теорию предельной производительности факторов производства (Дж. Кларк и Ф. Уикстид) и современный монетаризм (М. Фридман). Это течение оказало заметное влияние на формирование экономической политики администрации США в период президентства Р. Рейгана, правительств М. Тетчер в Великобритании и христианских демократов в ФРГ. Рекомендации разработчиков экономики предложения явились одним из источников «рей-гономики» и «тетчеризма».

    Популярность теории экономики предложения обусловлена тем, что ее сторонники сумели дать достаточно убедительные ответы на вопросы, поставленные хозяйственной практикой, а также разработать и предложить конструктивные варианты решения многих актуальных в 1970-х гг. проблем экономики промышленно развитых стран Запада. Речь идет о стагфляции: одновременном нарастании негативных тенденций в области производства – затяжной рецессии, сопровождавшейся ростом безработицы, и потери контроля над инфляцией. В этой ситуации обнаружились явные признаки кризиса системы государственного регулирования экономики, опирающейся на принципы кейнсианства, в частности неспособность действенно помочь эффективному освоению достижений технологического этапа научно-технической революции. Неоконсерваторы дали не только реалистичное объяснение этих явлений, они обосновали рекомендации, касающиеся перестройки экономической политики, остро поставив вопрос о необходимости серьезной трансформации всего хозяйственного механизма современной экономики.

    Теория экономики предложения не представляет собой целостной, завершенной концепции, скорее это совокупность идей и эконометрических расчетов, на основе которых сформулированы практические рекомендации и предложения. Центральным пунктом этого идеологического конгломерата является утверждение, что аллокация и эффективное использование ресурсов имеют решающее значение для роста национального производства как в кратко-, так и долгосрочном периодах. Иными словами, сторонники экономики предложения продвигают мысль о необходимости переноса основного внимания с исследований совокупного спроса, как у кейнсиан-цев или монетаристов, на изучение совокупного предложения, а следовательно, перехода к долгосрочному регулированию предложения факторов производства.

    Почти все разделы теории экономики предложения строятся на одной и той же концептуальной схеме, которую можно назвать «подходом от противного». Сначала исследуются механизмы возникновения экономических проблем (высокий уровень безработицы, неуправляемая инфляция, низкая динамика воспроизводства и т. д.), причем акцент делается на выявление сил, которые деформируют рыночные процессы и снижают эффективность использования факторов производства (например, неправильная экономическая политика правительства, агрессивная деятельность профсоюзов и т. д.). Анализ таких механизмов ведется доказательно, с привлечением результатов обширных эконометрических исследований. Затем разрабатываются предложения по устранению выявленных препятствий, оказывающих негативное влияние на экономические процессы, например реорганизация системы государственного регулирования таким образом, чтобы более полно раскрыть рыночный потенциал экономики, повысить эффективность производства, добиться удовлетворительного решения острых народнохозяйственных проблем.

    В теоретическом плане экономика предложения разработана на основе положений стандартной неоклассической теории: устойчивость предпочтений, модель рационального выбора, равновесные схемы взаимодействия. Она переносит на макроуровень принципы функционирования отдельного субъекта: потребителя или фирмы. Следовательно, на уровне экономики в целом не может быть незанятых ресурсов и уровень производства зависит от предложения капитала и труда. При такой интерпретации капитал – это прежде всего проблема сбережений, решение которой зависит от выбора людей между потреблением во временном разрезе; предложение труда – проблема выбора между трудовой деятельностью и досугом. Влияние государственной политики на выбор между указанными выше альтернативами стало предметом пристального внимания сторонников экономической теории предложения.

    Ее авторы считают, что имевшийся в прошлом рост влияния государства вызывал увеличение налогового бремени как в абсолютном, так и относительном выражении (в сравнении с величиной национального дохода), что привело к искажению свободного рыночного механизма. Логика рассуждений такова. Большая часть налогов сначала трансформируется в издержки производства, а затем перекладывается на потребителя в виде более высоких цен. Таким образом, налоги, по мнению сторонников экономики предложения, в отличие от кейнсианцев, которые считали их антиинфляционным инструментом, вызывают ускорение инфляции издержек, т. е. вбивается «клин» между величиной издержек и ценой товара. По мере роста государственного вмешательства в экономические процессы этот налоговый клин увеличивается, вызывая сокращение совокупного предложения.

    Высокие налоги приводят и к другим отрицательным последствиям. Так, развитая система государственного социального обеспечения, финансируемая из бюджета, который формируется главным образом за счет налоговых поступлений, по мнению сторонников экономики предложения, считается основным фактором роста безработицы.

    Во-первых, она способствует ослаблению стимулов поиска работы среди незанятого населения, что приводит к деформации рынка труда и увеличению естественной нормы безработицы.

    Во-вторых, реализация различных государственных социальных программ приводит к повышению нагрузки на бюджет, что требует более высоких ставок налогообложения. Рост налогов на заработную плату означает уменьшение реальных доходов занятого населения, что снижает привлекательность труда по сравнению с досугом, так как эффект замещения больше эффекта дохода. Это служит причиной увеличения численности безработных, добровольно покинувших рабочее место из-за неудовлетворенности своими реальными доходами. Таким образом, распределение ресурсов становится неоптимальным, в частности искусственно занижается предложение труда. Из этого следует, что высокие налоги усиливают негативный эффект пособий по безработице и других форм социального обеспечения.

    В-третьих, государственные расходы на социальные цели способствуют изменению соотношения между расходуемой и сберегаемой частями денежных доходов в пользу первой. С одной стороны, выбор между сегодняшним и будущим потреблением осуществляется в ситуации искажения налогами относительных цен на настоящие и будущие блага. С другой стороны, гарантия финансовой и иной помощи со стороны государства в пенсионном возрасте также способствует увеличению доли текущего потребления. Итогом этого является сокращение доли сбережений в совокупном доходе, уменьшении объема кредитных ресурсов и источников накопления, что вызывает замедление экономического роста и негативно влияет на занятость.

    В-четвертых, проведение антициклической политики посредством стимулирования совокупного спроса, как предлагают кейнсианцы, может привести к дефициту бюджета, который категорически отвергают сторонники экономики предложения. Они советуют государству полностью исключить бюджетный канал непредвиденной инфляции, изменить предложение денег, не прибегая к дефициту. Они выступают за самостоятельную бюджетную политику, независимую от денежной.

    Сторонники экономики предложения основательно разобрались в механизме отрицательного воздействия бюджетного дефицита на экономику. Покрытие дефицита государственными ценными бумагами приводит к негативным явлениям на финансовых рынках. Государство, стараясь не допустить ускорения темпов инфляции, размещает на них основную массу своих долговых обязательств, и тем самым превращается в серьезного конкурента частных фирм. Манипулируя ставкой процента по ценным бумагам, устанавливая объемы государственного кредита и сроки его погашения, оно отбирает у частного сектора кредитные ресурсы, которые могли бы стать производственными инвестициями. Однако эти ресурсы перераспределяются в сферу государственного потребления, в основном непроизводственного, что тождественно вытеснению частного предпринимательства с рынка кредитных ресурсов. Бюджетные дефициты способствуют росту частного спроса на деньги, увеличению процентных ставок в кредитных учреждениях, что приводит к сужению и финансовой, и материальной базы частного производственного накопления, а также к удорожанию кредита, снижает уровень инвестиций.

    Теоретический и эконометрический анализ этого явления начался с исследования американского экономиста Р. Барроу, который называет его эффектом вытеснения частного спроса на кредитные ресурсы государственным. Устранить негативное давление дефицита на динамику воспроизводства возможно посредством балансирования бюджета, тем самым остановив интервенции государства на финансовые рынки. Тогда ликвидация дефицита будет равнозначна нейтрализации бюджетной политики, которая, как и денежная в условиях ожидаемой инфляции, является гарантией свободного функционирования рыночной системы.

    Сторонники экономики предложения заявляют, что излишняя правовая регламентация экономических процессов со стороны государства также оказывает пагубное влияние на производительность труда и издержки. Они рассматривают две формы:

    1) структурное государственное регулирование отдельных отраслей, которое способствует возникновению в них легальных монополий, защищенных законами от конкуренции, и приводит к снижению эффективности деятельности этих фирм, в частности повышению издержек производства;

    2) общесоциальное регулирование, связанное с принятием пакета нормативных актов, регулирующих деятельность промышленных организаций в области загрязнения окружающей среды, качества продукции, охраны труда и безопасности, равного доступа к различным специальностям, которое также повысило издержки осуществления предпринимательской деятельности.

    Выявив болевые точки современного состояния экономики, авторы теории предложения разработали собственный вариант проекта реформы государственного регулирования экономики, альтернативный кейнсианской доктрине и политике стимулирования спроса. От государства они требовали действий, направленных на раскрытие рыночного потенциала экономики, создание условий для свободного предпринимательства. Значительное снижение размеров государственного бюджета (и его доли в национальном доходе) за счет урезания расходов – одно из положений программы реформирования системы государственного регулирования, главная цель – забрать у государства финансовые ресурсы, которые позволяют ему без оснований вмешиваться в экономические процессы.

    Авторы теории предложения не разделяют надежд монетаристов на политику долгосрочного денежного регулирования, так как выполнение монетарного правила не обеспечивает свободного функционирования рыночного механизма, которое нарушается несовершенством налоговой системы. Такое регулирование будет наиболее эффективно только в сочетании с новой налоговой политикой. На это указывает американский экономист Т. Рот: «... двигателем неинфляционного экономического роста являются соответствующие теории предложения налоговые стимулы, подкрепленные снижением темпа роста денежной массы».[53]

    Центральное место в радикальной реформе, предлагаемой сторонниками экономики предложения, отводится системе налогообложения. Они считают необходимым осуществить значительное уменьшение предельных налоговых ставок, которое позволит мобилизовать потенциал рыночной экономики. Снижение ставок налогов должно быть дифференцированным, пропорциональным его предельной производительности. В большей степени оно должно коснуться тех видов налогов, которые дают максимальную предельную отдачу с точки зрения роста накопления капитала и стимулирования занятости. В первую очередь это относится к налогам на доходы от капиталовложений и прогрессивной шкале подоходного налога. Снижение налогов, по мнению сторонников экономики предложения, оживит деловую активность и поможет решить многие проблемы современной экономики.

    Теоретическим обоснованием предлагаемой налоговой реформы является эффект Лаффера. А. Лаффер утверждал, что долгосрочным последствием снижения налоговых ставок будет не рост бюджетного дефицита, а его сокращение, что поможет стабилизировать инфляционный процесс. Свой вывод он подкрепил графической иллюстрацией, которая получила название кривой Лаффера (рис. 13.1).

    Рис. 13.1. Кривая Лаффера

    Она показывает связь между ставками налога и объемом налоговых поступлений в бюджет. Основная идея заключалась в том, что по мере роста налоговых ставок от нуля до 100 % налоговые поступления сначала будут расти от нуля до некоторого максимального уровня – критической точки, а затем увеличение ставок приведет к снижению поступлений налогов в бюджет до нуля. Для обоснования такой зависимости теоретики экономики предложения приводят следующие аргументы: высказывания экономистов прошлого, анализ результатов проводимых ранее налоговых реформ, эмпирические оценки собственно зависимости между ставками налогов и объемом налоговых поступлений, а также тех зависимостей, которые определяют данную и отражают те взаимосвязи, которые выражают суть концепции.

    Идея Лаффера состоит в том, что экономика в настоящее время находится на кривой в точке В. Согласно его теории снижение налоговых ставок приведет лишь к краткосрочному сокращению среднегодового объема налоговых поступлений в бюджет. В длительной перспективе эта мера обеспечит рост сбережений, инвестиций, производства, занятости, совокупных доходов, а следовательно, расширит налогооблагаемую базу. Этот процесс (движение от точки В к точке А) возможен при прогрессивной системе налогообложения и осуществлении такой реформы, которая предусматривает снижение ставок налога на высокие личные доходы и прибыли корпораций. В итоге возрастут государственные доходы, уменьшится дефицит бюджета, более слабым станет эффект вытеснения, сократятся темпы инфляции и произойдет ускорение экономического роста. Критерий оптимальности налоговой политики – максимум государственных доходов в результате налогообложения. Несмотря на многочисленные возражения и критику в адрес сторонников теории предложения, ряд принципов этой концепции был положен в основу экономической политики правительств США, Великобритании, ФРГ и других развитых стран, проводимой в 1980-е гг.

    13.2. Современный монетаризм

    Монетаризм – одно из самых влиятельных течений либерал-консервативного толка в экономической науке, получившее широкое признание в середине 1970-х гг. и сыгравшее главную роль в осуществлении «неоконсервативной революции».

    Исходным пунктом критического пересмотра кейнсианской концепции стала проблема инфляции, с которой не могли справиться правительства промышленно развитых странах. Рост потребительских цен в странах Запада в это период превысил 10 %-ный рубеж, составив в 1974–1975 гг. в США 9—11 %, а в Великобритании 16–24 %. Инфляционные процессы в США инициировали всплески цен в других странах. Это привело к реанимации количественной теории денег, которую в 1930-х гг. раскритиковал Дж. Кейнс, отодвинув неоклассическую теорию на периферию экономической науки. Теперь ситуация поменялась на прямо противоположную: обновленная количественная теория стала серьезным инструментом борьбы против кейнсианства.

    Возрождение количественной теории денег тесно связано с именами представителей чикагской школы, которая заявила о себе в 1950—1960-х гг. после серии публикаций М. Фридмана, ставшего в 1976 г. лауреатом Нобелевский премии по экономике. Активными разработчиками концепции монетаризма являются А. Шварц, К. Бруннер, А. Мелцер, Д. Лейдлер, Р. Селден, Ф. Кейган. Сам термин «монетаризм» впервые введен в 1968 г. американским экономистом К. Бруннером.

    В настоящее время под монетаризмом понимается общетеоретический подход, признающий исключительно важную роль денег в экономике и отдающий приоритет особому типу денежно-кредитной политики, ориентированному на прямое регулирование темпов роста денежной массы, в противоположность иным методам воздействия: фискальной и денежно-кредитной политике, воздействующей на экономику через процентные ставки. Данная точка зрения отражает узкий смысл термина «монетаризм».

    Суть монетаризма в широком смысле может быть сформулирована следующим образом. Основная функция экономической теории – прогностическая. Именно способность предвидеть динамику экономических показателей выступает в качестве критерия оценки верности ее основных положений. Аналитическая функция теории второстепенна. Для реализации главной функции следует активно использовать эконометрические модели.

    Капиталистическая экономика представляет собой внутренне устойчивую систему, находящуюся в состоянии, близком к некоторому оптимальному уровню производства, который определяется развитием производительных сил, запасом ресурсов. Оптимальный уровень производства не исключает наличия безработицы, которая порождается особенностями институциональной среды экономики, например, принятие законов о минимальной заработной плате, коллективные договоры снижают гибкость вознаграждения за труд, следовательно, искажают рыночный механизм рынка труда. Это приводит к возникновению естественного уровня безработицы. Достижение оптимального уровня производства обеспечивается действием механизма цен (относительных), который признается эффективным способом распределения ресурсов в экономике.

    Деньги играют исключительно важную роль в экономике. Изменение их массы через эффект реальных кассовых остатков приводит к изменению расходов и номинальных доходов. Это может привести в краткосрочном периоде к изменению уровня цен и объема производства, однако в длительном периоде – только к росту общего уровня цен, т. е. инфляции. Связь между уровнем безработицы и темпами инфляции наблюдается только в краткосрочном периоде, в долгосрочном она отсутствует.

    Одним из главных проявлений устойчивости экономики является стабильность зависимости между денежной массой в обращении и основными экономическими показателями. Функция, выражающая эту зависимость, – важнейший инструмент анализа воздействия денежной политики на экономику.

    Главной задачей экономической политики является поддержание стабильного уровня цен. Ее решение обеспечивается стабильностью денежного обращения, которое возможно при соблюдении монетарного правила: темп увеличения находящейся в обращении денежной массы должен быть умеренным и зависеть от соотношения долгосрочного темпа роста производства и скорости обращения денег. Краткросрочная денежно-кредитная политика реагирования на текущую ситуацию признается неэффективной, так как подрывает стабильность денежного обращения и не отвечает целям долгосрочного экономического развития.

    Объем денежной массы находится под контролем центрального банка, непосредственно воздействующего на величину денежной базы, которая и является основным показателем денежной политики и ее главным инструментом.

    Перечисленные характеристики отражают общие положения монетаризма в его классической или фридмановской версии. Но существуют и другие разновидности монетаризма, представители которых не всегда разделяют все приведенные выше утверждения.

    В центре анализа монетарной концепции М. Фридмана находятся не факторы производства (труд, земля и капитал) и их предельная производительность, как в неоклассической теории, а богатство во всех его формах как источник разных видов дохода и причины издержек по его сохранению и воспроизведению. М. Фридман различает пять основных форм богатства: деньги (агрегат М1), облигации, акции, физические блага и человеческий капитал. Каждая из перечисленных форм богатства способна приносить своему владельцу доход как в денежной, так и неденежной форме.

    В рамках предложенной модели важнейшей проблемой, которую решает собственник, является оптимизация структуры принадлежащего ему богатства в целях получения максимальной совокупной полезности своих доходов и максимизации полезности богатства. Формы богатства заменяемы и свободно обмениваются. Снижение доходности одной из форм приводит к замене ее на форму, приносящую своему владельцу больший доход.

    Признание денег в качестве одной из форм богатства, приносящей доход их владельцам – населению и фирмам, означает, что спрос на деньги определяется их предельной производительностью в сравнении с предельной доходностью других форм богатства. Структура богатства инерционна, и деньги занимают в ней устойчивое место. По мнению М. Фридмана, экономические субъекты в ликвидной форме, т. е. в виде денег, хранят ту часть или тот уровень, который необходим для надлежащего обеспечения покупок, оплаты товаров. С точки зрения целесообразности, уровень кассовых резервов не должен превышать минимально достаточный. Если возникает его превышение, то владельцы денежных средств стремятся трансформировать их в другие, приносящие процент или прибыль активы. Следовательно, совокупный спрос на деньги должен быть величиной устойчивой, изменяющейся лишь пропорционально долговременному темпу изменения валового внутреннего продукта и национального богатства.

    Деньги являются не только одной из форм богатства, но и важнейшим инструментом всего механизма цен, посредством которого функционирует рыночная экономика. Устойчивость спроса на деньги в каждый момент времени, согласно монетаристам, обеспечивает устойчивость платежеспособного спроса и всей рыночной системы.

    Ситуация стагфляции, возникшая в 1970-х гг., побудила экономистов внимательнее подойти к изучению естественного уровня безработицы и факторов, ее обусловливающих, таких как производительность труда, структура занятости, условия международной торговли, различные социально-психологические факторы и т. д.

    Наибольшего внимания заслуживает точка зрения английского экономиста Д. Лейдлера, издавшего в 1980 г. книгу «Монетаристский подход». В ней автор, помимо описания монетаристской модели безработицы, основанной на адаптивных ожиданиях, и подтверждения выводов, сделанных М. Фридманом, предложил более сложную схему передаточного механизма, в частности рассмотрел изменения структуры портфеля активов в ответ на рост денежной массы, попытался выяснить соотношение микро– и макроэкономических подходов к проблеме и предложил собственную микроэкономическую трактовку передаточного механизма. Д. Лейдлер выделил структурную и фрикционную составляющие естественного уровня безработицы. На основании положений, изложенных в работе, он сделал ряд оригинальных выводов:

    – политика стимулирования спроса не снижает естественный уровень безработицы, так как она может воздействовать только на ту часть безработицы, которая вызвана краткосрочным сокращением совокупного спроса ниже его потенциального значения по причине фрикционности рынка труда;

    – правительство может попытаться снизить естественный уровень безработицы, используя специфические методы, например проведение структурной политики и реализацию программы переподготовки кадров;

    – политика, направленная на сокращение естественного уровня безработицы, не всегда сопровождается усилением государственного вмешательства в экономику, поскольку важен не столько объем, сколько методы и направления расходования бюджетных средства.

    Он заявил, что в условиях инфляции наиболее желательна политика градуализма, предполагающая постепенное сокращение темпов роста денежной массы. И советы кейнсианцев – реагировать на текущую ситуацию, и рекомендации ортодоксальных монетаристов, предполагающие резкое единовременное снижение объемов денежной массы, не могут считаться надежной стратегией борьбы с инфляцией, так как невозможно точно предсказать реакцию людей на такие действия. Снижение роста денежной массы в ситуации инфляционных ожиданий скорее приведет к падению уровня производства, а не снижению цен. Поэтому политика постепенного снижения темпов роста денежной массы, вкупе с прямым воздействием на совокупный спрос, создает благоприятные условия для преодоления инфляционных ожиданий. Для достижения поставленной цели стратегию градуализма в области денежно-кредитной политики необходимо дополнить мерами фискального, валютного и социального характера.

    В настоящее время монетаризм представляет собой достаточно развитое учение, опирающееся на обширные теоретические и эконометрические исследования, на основе которых разрабатываются определенные практические рекомендации.

    13.3. Теория рациональных ожиданий

    В 70-е – начале 80-х гг. ХХ в. сформировалась и получила широкую известность одна из перспективных научно-исследовательских программ современной экономической науки. Первоначально она называлась теория рациональных ожиданий, но в настоящее время ее чаще именуют новой классической макроэкономикой или новой классикой. Последнее название закрепилось за ней, поскольку ее создатели построили макроэкономическую модель экономики на основе и в соответствии с принципами неоклассической микроэкономики. Идеологическая программа данной школы близка монетаризму, поэтому на первых порах большинство экономистов воспринимали теорию рациональных ожиданий как разновидность монетаризма, его вторую волну. Однако сторонники этой концепции пошли дальше монетаристов и довели до логического конца их идею об ограниченности воздействия денежной политики на экономику, заявив, что последняя практически не оказывает существенного влияния на нее. К такому выводу они пришли, развивая идею о влиянии ожиданий экономических субъектов на результаты проводимой правительством политики. Лидерами новых классиков являются Р. Лукас, Т. Саржент, Н. Уоллес, Э. Прескет, Р. Барроу, Б. Маккалум, которые прочно заняли свое место среди элиты научного сообщества. Признанием важности идей, развиваемых новыми классиками, является присуждение в 1995 г. Нобелевской премии по экономике Р. Лукасу, а в 2005 г. – Э. Прескотту.

    Исходный тезис новой школы – гипотеза рациональных ожиданий, сформулирована в 1961 г. в статьях американского экономиста Дж. Мута. Смысл ее заключается в том, что для прогнозирования будущего физические лица и фирмы эффективно используют всю доступную информацию об экономике и поэтому не делают систематических ошибок в предсказаниях, а следовательно, их ожидания могут считаться рациональными. Первоначально идея Дж. Мута не вызвала интереса у коллег, поскольку ее автор не делал никаких макроэкономических обобщений и рассматривал ее как технический принцип построения моделей.

    В 1970-х гг. эта идея была востребована учеными для объяснения проблем, с которыми столкнулась экономика в связи со стагфляцией. Р. Лукас, Т. Саржент, Н. Уоллес выдвинули предположение, что неэффективная кейнсианская политика управления спросом в решении актуальных макроэкономических проблем американской экономики объясняется тем, что экономические агенты формируют свои ожидания на основе той же самой информации, которая имеется в распоряжении политиков и, следовательно, действуют так, чтобы нейтрализовать ценовые изменения, делают это таким же способом, каким этот рынок определяет фактические цены. Кроме того, новые классики считают, что деньги сверхнейтральны, т. е. они не допускают возможности влияния денег на реальный сектор экономики даже в краткосрочном периоде, как монетаристы.

    Признание неэффективности кейнсианского стимулирования спроса и нейтральности денег приводит к шокирующему выводу. Правительство, заявляют новые классики, при определенном стечении обстоятельств может оказать разовое краткосрочное воздействие на некоторые экономические показатели, но независимо от того, какого курса оно придерживается – кейнсианского или монетаристкого, изменить естественный ход цикла оно не может, поскольку не имеет реальных рычагов воздействия на экономику. Таким образом, активная макроэкономическая политика есть не что иное, как имитация целенаправленных действий ценой внесения дополнительного хаоса в экономическую жизнь.

    Теоретической основной концепции новой классической макроэкрономики является усовершенствованный вариант модели Вальраса. Улучшения касаются представлений о равновесии и поведении экономических агентов в условиях неопределенности.

    Модели новых классиков опираются на следующие предпосылки:

    – экономические субъекты ведут себя рационально в том смысле, что стремятся к максимальному достижению цели, ориентируясь при этом и на текущие, и на возможные в будущем состояния рынка;

    – в системе отсутствует совершенное предвидение, т. е. субъекты не знают, какая ситуация сложится на рынке в результате их действий, и поэтому вынуждены ориентироваться на собственные прогнозы;

    – прогнозы строятся на основе всей доступной и значимой для субъектов информации;

    – ожидания субъектов рациональны в том смысле, что они получены при оптимальном, с точки зрения критерия максимизации, использовании информации;

    – равновесие рассматривается не как результат одномоментного состояния, а как процесс выравнивания спроса и предложения.

    Эти предпосылки позволили новым классикам обобщить равновесный подход Вальраса – придать ему динамический характер и на основе новых представлений о поведении субъектов создать микротеорию, объясняющую важнейшие экономические проблемы – цикл и инфляцию.

    Применение новыми классиками гипотезы рациональных ожиданий к анализу соотношения безработицы и инфляции привело их к выводу о несостоятельности и кейнсианской, и монетаристской трактовок кривой Филлипса. Они предложили собственную ее интерпретацию. Сторонники теории рациональных ожиданий соглашаются с монетаристами, что уровень безработицы совпадает с его естественным значением, а кривая Филлипса первоначально имеет форму вертикальной прямой. Однако далее они утверждают, что государство не в состоянии контролировать соотношение безработицы и инфляции не только в долгосрочном периоде, как считали кейнсианцы, но и в краткосрочном, как полагали монетаристы. Они делают вывод: правильное понимание того, как формируются ожидания, ведет к заключению, что краткосрочная стабилизационная политика несовершенна.

    Рассмотрим эту ситуацию. Допустим, правительство решило проводить стимулирующую политику. Поскольку рабочие знают об этом, то у них формируются ожидают инфляционные ожидания. Они предвидят, что в будущем произойдет сокращение их реальной заработной платы. Следовательно, они моментально включают эту ожидаемую инфляцию в свои требования о повышении номинальной заработной платы. Если предположить, что рабочие правильно и в полной мере учитывают размер ценовой инфляции и корректируют свои текущие требования к номинальной заработной плате, чтобы поддержать свою реальную заработную плату, то тогда даже временного повышения прибыли, производства и занятости не произойдет.

    Новые классики предложили два варианта ответа на вопрос об источнике циклических колебаний: первый связан со случайными воздействиями и несовершенством информации, второй исходит из реального сектора экономики.

    Рассмотрим сначала теорию несовершенной информации. Суть предположения о несовершенстве информации заключается в признании различий в знаниях людей относительно динамики цен в зависимости от степени «соприкосновения» индивидов с соответствующими товарами. Считается, что люди лучше осведомлены о ценах на товары, которые они производят и продают, чем о ценах на товары, которые они покупают. Для иллюстрации этого используется «островная» модель.

    Рынок каждого отдельного товара похож на остров. Каждый товаропроизводитель подобно островитянину не обладает полной информацией о том, что делается на других островах (или рынках). Поэтому, когда наблюдается рост цен на товар, он не знает точно его причину. Ему неизвестно, является ли рост цен следствием повышения спроса или увеличения количества денег в обращении. Индивиды и фирмы, действующие в соответствии с концепцией рациональных ожиданий, расценивают повышение цены на локальном рынке частично как следствие общего роста цен, а частично как результат изменения относительной цены товара. Значит, даже если повышение цены товара целиком обусловлено общим подъемом цен, то рационально думающий товаропроизводитель все равно предполагает, что на некую величину возросла и относительная цена товара. В итоге он расширяет производство, к нему присоединяются другие островитяне – товаропроизводители, и в экономике наблюдается подъем.

    В 1970-е гг. эта концепция привлекла внимание экономистов, поскольку, опираясь на классический равновесный подход, объясняла факт воздействия изменений в денежной сфере на реальной сектор. Однако достаточно быстро критики обнаружили ее противоречивость – несоответствие между поведением людей при изменении цен на рынке и при формировании ожиданий. В первом случае оно рационально, а во втором – нет.

    На смену теории несовершенной конкуренции пришла теория реального делового цикла. Согласно данной концепции источник циклических колебаний находится в реальном секторе экономики. Это могут быть организационные нововведения, научно-технический прогресс, рост государственных расходов и т. д. Новизна этого варианта объяснения циклических колебаний заключается в самом передаточном механизме, посредством которого первоначальный импульс распространяется в экономике. Его роль в этой теории играет межвременное замещение труда и досуга.

    В каждый конкретный момент рациональный субъект принимает решение, касающееся временного распределения соотношения между трудом и досугом. Его решение зависит от двух факторов: соотношения текущих и будущих ставок заработной платы и процента, поскольку заработанные деньги завтра имеют иную стоимость. Работа становиться более предпочтительной, если выше процент и сегодняшняя ставка заработной платы по сравнению с завтрашней.

    Покажем это на примере. Предположим, что с началом войны объем государственных закупок резко вырос. Следуя логике новых классиков, это приведет к росту процента, что сделает работу в настоящем более привлекательной, следовательно, вырастет уровень занятости и объема производства.

    Несмотря на то что данный вариант объяснения циклических колебаний выглядит более убедительно и соответствует общему ходу рассуждения теории рациональных ожиданий, критики говорят о ее нереалистичности.

    Одной из важнейших проблем макроэкономической политики, с точки зрения новых классиков, является уровень доверия к правительству со стороны экономических агентов, так как в случае его отсутствия или низкого уровня правительство не сможет достигнуть поставленных целей. Уровень доверия зависит от следующих обстоятельств:

    – учета экономическими агентами прошлого опыта данного правительства при оценке его способности успешно осуществить те или иные меры;

    – политической стабильности в обществе и устойчивости правительства;

    – последовательности проведения правительством декларируемого политического курса.

    Так, правительство может объявить конкретную политику, а по истечении определенного периода предпринять действия, противоречащие ранее заявленным намерениям, и таким образом обмануть экономических агентов. Причем обман может быть непреднамеренным и связанным с так называемой несовместимостью во времени, т. е. неверной оценкой будущих условий осуществления текущих намерений. В момент провозглашения стратегия казалась правительству оптимальной и осуществимой, но через некоторое время, в силу изменившихся обстоятельств, она может быть признана неосуществимой либо социальная цена ее реализации слишком высокой, и поэтому правительство вынуждено прибегнуть к другой стратегии, более соответствующей сложившимся условиям.

    Такие действия подрывают доверие не только к данному правительству, но и к будущим в связи с тем, что у экономических агентов формируется стереотип недоверия правительству как институту власти. Таким образом, сторонники теории рациональных ожиданий подчеркивают, что неэффективность дискреционной макроэкономической политики связана не с набором тех или иных инструментов, а обусловлена реакцией экономических агентов на ожидаемые результаты этой политики.

    Согласно новой классической макроэкономике, если государство не проводит активной стабилизационной политики или она предсказуема и ожидаема, то величина национального дохода колеблется около его значения при полной занятости и отклоняется от него только по двум причинам: в результате экзогенных шоков и/или вследствие неожиданных стабилизационных мероприятий правительства, или так называемой политики сюрпризов, из-за которой возникают информационные проблемы у экономических субъектов.

    Отрицая эффективность любой политики, реагирующей на текущую ситуацию и воздействующую на спрос, сторонники теории рациональных ожиданий допускают целесообразность политики, влияющей на институциональную среду, имеющей целью уменьшение «трения» в экономике. В этом отношении точка зрения новых классиков близка позиции неортодоксального монетариста Д. Лейдлера.

    Некоторые исходные положения новой классической макроэкономики подвергаются серьезной критике. Во-первых, предположение о гибкости и высокой подвижности цен. На рынке с преобладанием структур несовершенной конкуренции цены не являются высокоэластичными. Во-вторых, при принятии решений хозяйствующие субъекты не всегда руководствуются рациональными ожиданиями. В-третьих, даже допуская положение о несмещенных прогнозах, невозможно отрицать, что домохозяйства и фирмы все же могут, хотя бы иногда, неправильно оценивать ситуацию и принимать неверные решения, в силу этого, в-четвертых, рынки не всегда находятся в состоянии равновесия.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх