• Проявление внимания
  • Отличное резюме
  • Профессиональный подход
  • Громкое имя
  • Первая встреча
  • Приложение усилий со стороны руководства
  • Глава 3. Что можно сделать заранее

    Проявление внимания

    Наверное, не надо лишний раз объяснять, почему перед тем, как устроиться куда-либо на работу, нужно по возможности как можно больше узнать о данной организации. Не стоит кидаться в неизвестность, как в омут головой: слишком велика вероятность нарваться на компанию с сомнительной репутацией, а разве Вы это искали? Поэтому хороший вариант – искать работу через кадровые агентства, так как в этом случае Вы застрахованы от многих неприятных неожиданностей. Однако если Вы по каким-то причинам не можете или не хотите воспользоваться услугами подобных агентств (кстати, их услуги стоят недешево), не переживайте: в этой главе я расскажу Вам, как избежать неприятностей и выбрать отличный вариант работы.

    Главный принцип состоит в том, что Вы должны быть предельно внимательны в отношении всего того, что касается Вашего потенциального места работы, чтобы не упустить из вида незначительные на первый взгляд детали, которые впоследствии могут оказаться очень важными. Начнем сначала: перед Вами – объявление, которое Вас заинтересовало. Какую информацию можно узнать из него для себя? Как правило, тексты такого рода объявлений стандартны: «Организация приглашает на работу...», «Организации требуется...» и т. п. Итак, что это за организация? Как она называется? В принципе, объявление может и не содержать подобных сведений, однако стоит насторожиться, если, позвонив по указанному в объявлении телефону, Вы так и не добьетесь ответа на этот вопрос. То же самое касается и ответа на вопрос о роде деятельности данной компании, ведь туманные формулировки, а тем более попытки уйти от ответа позволяют предположить, что в этой фирме не все в порядке.

    Какие еще формулировки, встретившиеся в объявлении, должны заставить Вас призадуматься? Например, тот факт, что на данную работу требуются энтузиасты. Скорее всего, это означает то, что данная фирма ищет новых сотрудников потому, что у предыдущих просто лопнуло терпение работать за такие маленькие деньги, или они умерли с голоду. О зарплате мы с Вами еще поговорим отдельно, а пока хочу сказать одно: смотрите на вещи реально. Конечно, сразу Вам никто не будет платить много, и подозрительно высокая зарплата – тоже повод насторожиться, однако в таких учреждениях нечего даже рассчитывать на постепенную прибавку к заработку.

    Если в объявлении написано о возможности сверхурочной работы, приготовьтесь к тому, что подобное в данной фирме практикуется постоянно. Да, Вы уже знаете о том, что надо делать что-то сверх того, что вменено Вам в обязанности, если Вы хотите добиться успеха. Однако подвох в том, что в такого рода организациях сверхурочные часы не воспринимаются как таковые, это норма. Соответственно, они не оплачиваются или вознаграждение настолько мало, что его можно назвать пусканием пыли в глаза. Разумеется, надо помнить о принципе «Много делать и мало просить», но в то же время не забывать и о том, что здесь рассчитывать на какой-то результат даже в отдаленном будущем не приходится.

    Когда организации требуются выдержанные и терпеливые сотрудники, в большинстве случаев это означает, что работа будет крайне нервной и напряженной. Естественно, об этом вряд ли скажут прямо.

    Если в объявлении сказано о возможности большого испытательного срока, нельзя не принять во внимание следующий вариант: вполне вероятно, что Вы, проработав в данной компании несколько месяцев, будете уволены без объяснения причин. Такие организации просто ищут для себя бесплатных работников. Кстати, знайте о своих правах: по закону работодатель может установить испытательный срок для работника на период не более трёх месяцев. Также он обязан предупредить сотрудника о том, что он организации не подходит, за две недели (то же самое касается и работника).

    И ни в коем случае не попадайтесь на «неординарные» объявления вроде «Требуется белокурая ундина» или только Козероги, например. Их цель – привлечь своей оригинальностью и нестандартностью. Подобных объявлений немало в Интернете, и скрываются за ними разного рода финансовые пирамиды или компании, распространяющие какой-либо товар, самый разнообразный и при этом далеко не всегда качественный. Для отвода глаз может быть даже указана желательность знания компьютера или английского. А для того, чтобы заманить потенциальных работников – сказочно высокие заработки. Не верьте подобным объявлениям! Согласитесь, для солидной организации не имеет значения цвет волос (конечно, если Вы не модель, или не актриса, рассчитывающая на какую-либо роль) или знак Зодиака своего сотрудника.

    Разумеется, объявление в силу своего небольшого объема не может дать исчерпывающих сведений о компании. Сейчас у многих крупных организаций существуют так называемые корпоративные сайты в Интернете. На какую же информацию следует обратить внимание в первую очередь?

    Один из главных критериев – возраст организации. Посмотрите, как долго существует данная компания, сколько лет она на рынке? В большинстве случаев, чем больше возраст организации, тем она солиднее. Если Вы ищите стабильность, значит, эта фирма Вам подходит. Однако, то, что компания на рынке сравнительно недавно, еще не повод отметать для себя этот вариант. Возможно, она занимается разработками новейших технологий в какой-либо перспективной области, и у нее большое будущее. А у Вас, соответственно, высокие шансы за относительно короткие сроки занять в ней высокую должность – чем меньше штат сотрудников, тем вероятнее быстро подняться вверх по служебной лестнице благодаря своим новым идеям, инициативе и креативности. Но помните, что работа в начинающих компаниях сопряжена с некоторым риском. Оцените, насколько перспективные и актуальные задачи, которые ставит перед собой данная организация. Если она занимается усовершенствованием технологии производства пуговиц, не стоит туда рваться. (Конечно, сейчас я сильно преувеличиваю, но Вы поняли мою мысль).

    Внимательно изучите реквизиты выбранной Вами компании, ее юридический статус. Проверьте наличие у организации всех необходимых лицензий, посмотрите, когда и кем они выданы. Все должно быть на законных основаниях.

    Узнайте, какова структура данной фирмы, есть ли у нее филиалы, дочерние предприятия. Может быть, представительства данной компании есть и за рубежом, или это российский филиал иностранной компании, что открывает широкие возможности для ее сотрудников.

    Обратите внимание на личности людей, стоящих во главе данной организации. Конечно, выяснить подробности вроде того, нет ли у них криминального прошлого или не являются ли они подставными лицами (к сожалению, пока это российская действительность!), на корпоративном сайте невозможно. Поэтому посмотрите, какое у них образование, каковы их достижения. Обязательно запомните по именам свое предполагаемое руководство, так как возможно вскоре Вам надо будет общаться с кем-то из этих людей, а называть человека по имени-отчеству – очень эффективный психологический прием, позволяющий расположить к себе.

    Также на корпоративном сайте организации можно найти электронные адреса менеджеров кадровой службы, а с ними будет интересно пообщаться. Вообще, не бойтесь задавать вопросы – за это никого не убивают, а польза очевидна.

    Замечательно, если Вы имеете возможность поговорить с теми, кто работал или работает в выбранном Вами учреждении, так как это позволяет увидеть его изнутри, что очень важно. К тому же этот человек отправлял в компанию свое резюме, проходил конкурсный отбор, собеседование, а значит, он выступает для Вас как источник ценной информации, например, он может подсказать, как себя вести на первой встрече с потенциальным работодателем, что нужно делать, а чего, наоборот, делать не следует. А если Ваш знакомый не прошел никуда дальше собеседования? Тем более внимательно послушайте его, постарайтесь найти ошибки и проанализировать их причины, чтобы в нужный момент самому не допустить их.

    И еще один совет. Перед тем, как отправляться на собеседование, побывайте один или несколько раз в здании организации. Незнакомая обстановка всегда вызывает растерянность, так застрахуйте себя от этого. Узнайте, где именно находится кабинет, в котором будет проходить собеседование, чтобы потом легко его найти. Это не пустая трата времени, а проявление внимания, которое поможет Вам успешно преодолеть хотя бы часть трудностей, связанных с устройством на работу.

    Отличное резюме

    В настоящее время в большинстве организаций собеседованию по поводу приема на работу предшествует резюме. От содержания резюме зависит, пригласят ли Вас на собеседование или попросят больше не беспокоить. Наверное, каждый понимает важность этого документа. Грамотно составленное резюме распахнет перед Вами двери в Ваше новое рабочее помещение. Так что же нужно писать в резюме и как его оформлять?

    Слово «документ» как одно из определений жанра резюме не зря прозвучало в этой главе. Конечно, допустимы некоторые варианты на эту тему, однако существует достаточно строгая форма такой записи. Найти образцы резюме можно, например, в Интернете. Здесь же я перечислю некоторые обязательные его пункты и конкретные рекомендации по их заполнению. Разумеется, все начинается с графы «Ф.И.О», причем не ленитесь, ограничиваясь инициалами: имя и отчество должны быть написаны полностью. Следующий пункт, «Дата рождения», включает в себя не только год, но и число, и месяц рождения. В графе «Адрес» обязательно укажите и свой почтовый индекс. Если Вы заполняете резюме для зарубежной компании, напишите страну и гражданство. Написав свои контактные телефоны (домашний и сотовый), не забудьте про e-mail. Вообще, в наш век компьютерных технологий электронная почта – вещь крайне необходимая, хотя бы потому что, скорее всего Ваше общение с потенциальными работодателями будет протекать именно по e-mail. Так что если пока у Вас нет возможности обзавестись собственным электронным почтовым ящиком, попробуйте договориться с кем-нибудь из своих знакомых о пользовании их электронным адресом.

    В пункте «Семейное положение» запись должна быть краткой: женат (замужем) или неженат (не замужем). Не стоит сообщать подробности вроде «разведена», «состою во втором браке». Форма резюме не предполагает такого рода излияний, если, конечно, это не оговорено предварительно. Если на момент написания резюме Вы состоите в гражданском браке, тоже не надо об этом писать. Вообще, одно из главных правил резюме заключается в том, что Вы должны указывать сведения, которые можно подтвердить документально, например, с помощью паспорта (там есть гражданство, прописка, свидетельство о регистрации брака и др.). А гражданский брак не является официальным с юридической точки зрения.

    Следующая графа – «Образование». В ней надо указать даже номер школы, в которой Вы учились. Если в данное время Вы еще только получаете высшее образование (или получаете второе высшее образование), то этот факт Вашей биографии нужно обязательно отразить в резюме, так как чем образованнее человек, тем больше он востребован на рынке труда. Только ни в коем случае не пишите «образование высшее», ведь диплома-то у Вас пока нет! В этом случае запись в графе «Образование» должна выглядеть примерно следующим образом: «В настоящее время являюсь студентом... курса... университета (института, академии)... факультета отделения..., форма обучения – заочная (вечерняя)». Т. е. информация должна быть подробной, нельзя ограничиться отпиской вроде: «диплом юриста», «экономическое образование».

    Помимо основного образования (или образований) у человека может быть дополнительное. Поэтому следующие пункты могут звучать примерно так: «Дополнительное образование \ навыки». Как мы с Вами уже выяснили, факт наличия второго (третьего, пятого) высшего образования отражаем в графе «Образование». Так что же тогда писать здесь? Все, что угодно: музыкальную школу (с указанием инструмента, на котором Вы играете), компьютерные курсы, курсы повышения квалификации, всевозможные семинары и тренинги, которые Вы посещали (или посещаете), даже курсы кройки и шитья. Пусть Вас не останавливают мысли вроде «а пригодится ли мне это для будущей работы?» Ваши работодатели сами решат, что будет полезно, а что безразлично для той должности, которую Вы хотите занять. Ваша задача – изложить в резюме свои способности, таланты и заслуги как можно более полно.

    К дополнительным умениям относятся также вождение автомобиля, компьютерные навыки, знание иностранных языков, умение работать с оргтехникой. Как правило, эти пункты стоят в резюме отдельной строкой. В графе «Управление автотранспортным средством» пишем, что имеем водительские права категории (Вы сами знаете свою категорию). Можно добавить «Водительский стаж – ... года». Можно, но необязательно, если Вы только не собираетесь работать водителем. Но учтите, фраза «водительский стаж – три месяца» звучит несерьезно, поэтому, если Вы получили права совсем недавно, не стоит ее писать.

    Опять-таки, если Вы не программист и должность, на которую Вы претендуете, не связана напрямую с компьютерами, Вам достаточно знаний пользователя, т. е., Вы должны уметь работать с такими программами, как Microsoft Word, Microsoft Excel, Internet Explorer. Однако будьте внимательны: в некоторых объявлениях требуется совершенное знание компьютера. Кроме того, в зависимости от Вашей специальности, возможно, необходимо знание некоторых специфичных программ. Конечно, Вы с ними знакомы, иначе бы не искали для себя подобную работу, только не забудьте указать это в своем резюме.

    Прекрасно, если Вы владеете одним или даже несколькими иностранными языками. Однако «знать язык» – понятие весьма растяжимое. На каком уровне Вы владеете языком? Если Вы не дипломированный переводчик или у Вас нет специальных сертификатов, полученных на курсах иностранного языка, достаточно сложно точно ответить на этот вопрос. А Вашим потенциальным работодателям такая информация необходима. Поэтому после названия каждого языка можно сделать пометки вроде «на разговорном уровне», «со словарем», «в рамках школьного и вузовского курсов».

    Умение работать с оргтехникой у большинства из нас предполагает знание принтера, ксерокса и сканера. Это и нужно указать в резюме.

    Понятно, всем нам хочется казаться чуть лучше, образованнее и эрудированнее, чем это есть на самом деле. К тому же, чем больше своих способностей и умений мы перечислим в резюме, тем выше наши шансы на получение той или иной должности, думают многие. Да, это безусловно так, но, повторюсь, главное правило при написании резюме – это правдивость. Только представьте себе на минуту, что Вы написали в своем резюме, скажем, о том, что отлично знаете немецкий, тем самым сильно приукрасив реальную ситуацию. Вас берут на работу, и в одно далеко не прекрасное утро на Ваш стол ложится документ (статья, деловое письмо) на этом самом немецком, которое нужно срочно перевести. Реакцию Вашего начальника после прояснения положения даже представлять себе не советую. По той же причине факт, что Вы знаете о существовании какой-либо компьютерной программы, еще не повод вписывать ее название в соответствующую строку Вашего резюме.

    Важнейший пункт любого резюме – Ваши прежние рабочие места (или опыт работы). Вы должны указать: название и адрес организации, в которой Вы работали, период Вашей деятельности в ней (желательно написать не просто количество месяцев или лет, но и дату прихода в это учреждение и, соответственно, дату ухода из него), занимаемую Вами должность. Можно кратко очертить круг Ваших обязанностей. Причину ухода в резюме, как правило, не указывают, если, конечно же, это не стоит отдельной графой.

    Следующий пункт – «Личностные качества». Особенности жанра резюме оставляют мало возможностей показать себя как личность, и эта графа в некотором смысле компенсирует этот пробел. Что же надо понимать под личностными качествами? Явно не формулировки вроде «люблю животных» или «увлекаюсь чтением», ведь эта запись ориентирована прежде всего на работу. Это должны быть такие слова, как коммуникабельность, ответственность, пунктуальность, исполнительность, терпимость, доброжелательность, трудолюбие и др. Допустимы и фразы вроде «умение быстро ориентироваться в ситуации». Одним словом, пишите, что считаете нужным, но только не забывайте: набор Ваших качеств не должен выходить за рамки десяти. Оптимальный вариант, на мой взгляд – шесть-восемь, а вот три-четыре качества – уже недостаточно. В общем, не скромничайте и в то же время не перегибайте палку – в конце концов, семь соответствующих слов полно отразят сильные стороны Вашей личности.

    Необходимая составляющая любого резюме – фотография. Ее обычно помещают в правом верхнем углу. Черно-белая или цветная – не имеет значения (к тому же большинство резюме присылается на e-mail работодателя). Что же выбрать – фото из семейного альбома или с вечеринки? Ни то и ни другое, так как резюме – документ, и фото должно быть подходящим. Удачное решение – фотография на паспорт. Если Вы делаете специальный снимок для резюме, ориентируйтесь на нее. И еще: фото должно быть как можно более свежим. Снимок пятилетней давности тут явно не годится. Может, Вы и смотритесь на нем лучше, но для Ваших потенциальных работодателей интересует, как Вы выглядите сейчас.

    Теперь Вы знаете, как грамотно составить точное и правильное резюме, и мне остается только пожелать Вам успехов!

    Профессиональный подход

    Итак, Вы убедились в надежности организации, в которой хотели бы работать. Вы узнали о ней все или почти все. Теперь необходимо подойти к этому вопросу с профессиональной точки зрения, так как от этого будет зависеть Ваш успех на новом месте работы. Что же именно предполагает профессиональный подход?

    Например, должность, которую Вы предполагаете занять. Есть ли у Вас необходимые для нее навыки и умения? Может быть, она предполагает знание одного или даже нескольких иностранных языков, наличие водительских прав, навыков работы с офисной техникой... И если чему-то можно научиться относительно быстро, то изучение другого требует времени и усилий. Оцените свои возможности объективно – это нужно в первую очередь Вам же. Всегда старайтесь работать в том месте, где Ваши способности раскроются наиболее полно, ведь это – главное условие достижения успеха в какой-либо области.

    Далее внимательно изучите круг Ваших обязанностей. Опять-таки задумайтесь: а справитесь ли Вы с ними? Безусловно, все приходит с опытом, однако если список обязанностей бросает Вас в дрожь, решите для себя, подходит ли Вам данная работа. Возможно, сейчас имеет смысл поискать более доступный вариант, а потом занять ту должность, которую Вы хотите.

    В требованиях, предъявляемых к Вам потенциальными работодателями, как правило, есть пункт «Личные качества». В зависимости от той или иной должности, которую Вы предполагаете в будущем занять, Вы должны быть коммуникабельным, терпеливым, пунктуальным, в общем, каким угодно человеком. Важно, что качества, заявленные здесь, должны на самом деле присутствовать в Вашем характере, иначе Вы просто не справитесь со своими рабочими обязанностями. Конечно, на первых порах можно постараться пересилить себя, однако не мне Вам объяснять, например, что такое для нелюдимого человека постоянно общаться с разными людьми, улыбаться им, искать какие-то компромиссы... Или же человеку живому, подвижному выполнять монотонную работу, требующую вдумчивого подхода и скрупулезных расчетов. Вывод не нов: оценивайте свои возможности реально и выбирайте то, что подходит именно Вам.

    Заработная плата – это, пожалуй, один из самых серьезных и сложных вопросов. Как мы с Вами уже сказали, стоит приготовиться к тому, что в начале Вашей деятельности она будет не слишком большой. Однако выясните, каковы вероятности ее роста. Очень хорошо, если в объявлении указана не конкретная цифра, а написан лишь начальный предел: «заработная плата от...». Это означает, что рост заработков сотрудников предполагается. А если на выбранной Вами работе по существу нет стабильной заработной платы, она зависит от процентов с продаж, сделанных Вами или от объема выполненной работы? У этого есть свои плюсы и минусы. К преимуществам такого вида оплаты труда относится то, что количество получаемых Вами денег зависит только от Вашей трудоспособности и в принципе неограниченно: сколько заработаете, столько и получите. С другой стороны, здесь же скрывается и недостаток: если по каким-то причинам (болезнь или чаще всего лень-матушка) Вы не смогли плодотворно поработать, то остается только положить зубы на полку. Кроме того, Вы должны все время просчитывать свою предполагаемую прибыль и на основании этого планировать свой бюджет. Так что решайте сами, только хочу заметить, что по статистике годовой доход таких сотрудников на 15–20 % выше доходов тех, кто получает стабильную зарплату. (Разумеется, при условии, что Вы – человек трудолюбивый и обладаете самодисциплиной.)

    Идеальный вариант – когда при сдельном заработке в зарплату включена сумма, пусть и небольшая, но выплачиваемая сотруднику независимо от того, насколько эффективно он поработал в данном месяце.

    Почти во всех организациях в настоящее время при приеме на работу новичку устанавливают испытательный срок. С юридической стороной этого вопроса Вы уже знакомы, а что можно сказать по поводу психологической стороны? Помните, что испытательный срок является таковым не только для нового сотрудника, но и для компании. Для Вас это возможность разобраться, подходит ли Вам данная работа, оправдаются ли Ваши ожидания, связанные с возможностями карьерного роста, с уровнем заработной платы. Если по окончанию испытательного срока Вы понимаете, что обещания, данные Вам начальством, не выполняются, не надейтесь на их выполнение и в дальнейшем. В этом случае Вы просто теряете свое время, поэтому ищите для себя лучший вариант работы. Не бойтесь перемен – кто ищет, тот всегда найдет! Ну а если данное место работы Вам подходит, то просто остается проявить себя с лучшей стороны. В том, что Вы это можете, я даже не сомневаюсь. Главное – успокойтесь и внимательно наблюдайте за всем, что происходит вокруг Вас, узнавайте рабочие правила, принятые в данной организации, рабочее расписание. Вы – профессионал, поэтому не стесняйтесь спрашивать и записывать новую информацию, потому что запомнить все сразу сложно. А постоянно переспрашивать – не лучший вариант, к тому же чем быстрее Вы запомните перечень своих обязанностей и требований руководства, тем более независимо, а, значит, и уверенно будете чувствовать себя на новом рабочем месте.

    Постарайтесь как можно быстрее познакомиться со своим непосредственным начальником. Обычно такое знакомство происходит на собеседовании или же в первый рабочий день. О собеседовании мы с Вами еще поговорим отдельно, а пока хочу дать совет – насторожитесь, если на собеседовании и особенно после него с Вами работают лишь специалисты кадрового отдела организации, а руководитель не спешит Вам представиться.

    Также внимательно следует отнестись и к соцпакету, который предоставляет своим сотрудникам данная организация. Узнайте, что именно в него входит. Выясните все насчет отпуска. Поинтересуйтесь, что Вас ждет в случае беременности, длительной болезни, увольнения, ведь профессиональный подход и заключается в просчете и анализе всех обстоятельств.

    Обязательно учитывайте возможности профессионального роста в выбранной Вами компании. Подумайте, что может Вам дать данная работа в профессиональном плане? Какие пути есть у Вас для самосовершенствования? Это очень важно, поскольку Вы же хотите добиться успеха, а не стоять на месте. Поэтому оцените перспективы и вообще старайтесь выбрать то место работы, где будет приветствоваться Ваша здоровая инициатива, креативность и новые идеи. Кстати, призадумайтесь, если на собеседовании потенциальный работодатель не интересуется Вашим профессионализмом, предыдущим опытом работы и Вашими достижениями: скорее всего, здесь что-то нечисто, и вряд ли стоит останавливать свой выбор на данной организации.

    Я прекрасно понимаю то состояние эйфории, которое охватывает Вас, когда Вы прошли конкурсный отбор среди десяти кандидатов. Вы безумно рады – Вам нет дела до выяснения разного рода формальностей. Вы готовы подписать любой документ. Но не ставьте нигде свою подпись, прежде чем не ознакомитесь с документом самым внимательным образом. Кто знает, может быть, там написано, скажем, что Вас могут уволить без выходного пособия или другие не слишком приятные вещи. Так что не утрачивайте бдительность и не позволяйте обвести себя вокруг пальца. Помните, Вы – профессионал и ценный сотрудник, которого рада заполучить любая организация, поэтому не теряйтесь. В тактичной форме, но без излишней робости обсудите со своим работодателем условия работы, уровень заработной платы и другие не менее важные для Вас вещи вплоть до мельчайших подробностей. На этом этапе Вашего сотрудничества с работодателями спрашивайте столько, сколько Вам нужно. Кстати, такое пристальное проявление внимания покажет Вашему будущему руководителю, что Вы действительно заинтересованы в получении этого места и хотите работать в данной компании. А такая позиция всегда находит положительную оценку. К тому же деловой человек никогда не принимает необдуманных решений, его выводы всегда основаны на реальных и глубоких знаниях, а не на предположениях и догадках.

    Проявив профессиональный подход к будущей работе, Вы обязательно найдете оптимальный вариант работы, где у Вас возможность расти профессионально, а также высокие шансы добиться успеха!

    Громкое имя

    Ни для кого не секрет, что хорошую, подходящую Вам работу найти непросто. Громкое имя повысит Ваши шансы на успех после того, как Вы отправите свое резюме. Я думаю, никто и не сомневается в том, что устроиться на работу гораздо легче, если Ваше имя уже известно в определенных кругах. Когда Вы что-то собой представляете в профессиональном плане и это не секрет для окружающих, при рассмотрении Вашей кандидатуры на ту или иную должность у работодателя заранее формируется позитивное мнение о Вас. Как же можно создать себе громкое имя?

    В первую очередь необходимо заняться саморекламой, иначе откуда же тогда все узнают, что Вы – замечательный работник? Представьте себе, что Вы – свой собственный PR-менеджер. Где можно поместить информацию о своих достоинствах, способностях и талантах?

    Информационные технологии прочно вошли в современную жизнь, поэтому число людей, пользующихся Интернетом, огромно. Сеть – отличное место для подобного рода объявлений. Можно даже создать собственный сайт на бесплатных хостингах, таких как, www.boom.ru или www.narod.ru. Давайте теперь поговорим о том, каким должно быть Ваше объявление, чтобы выделиться на общем фоне. Для того, чтобы посетители сайта не просто Вас заметили, но еще и оценили по достоинству, нужно яркое и оригинальное объявление. Если в резюме Вы имеете мало возможностей для самовыражения, то в этом случае ничто не мешает Вам превратить свое объявление в красочную самопрезентацию. И не бойтесь перегнуть палку: Ваше чувство юмора обязательно оценят. Смело экспериментируйте с цветами и картинками. Заявите о себе во весь голос. Главное, Ваше объявление не должно быть банальным как по содержанию, так и по оформлению.

    Кстати, проведите мониторинг своих конкурентов, т. е. попросту говоря, подсчитайте, сколько еще похожих с Вашим объявлений размещено в Интернете. Как быть, если Вы обнаружили, что кого-то осенили почти такие же идеи по оформлению своего объявления, как и Вас? Вывод прост: чужое объявление Вы переделать, естественно, не можете, поэтому займитесь своим. Не переживайте, что все свежие мысли уже задействованы, ведь творческий потенциал человека неисчерпаем.

    Эффективный ход – выложить на сайт свои готовые работы, разумеется, если специфика Вашей профессии это позволяет. Ваш потенциальный работодатель получит возможность, что называется, увидеть товар лицом. Наверное, не стоит даже упоминать о том, что портфолио должно состоять из Ваших лучших и самых оригинальных работ. Два маленьких совета: во-первых, работ не должно быть слишком много, т. к. не у всех хватит терпения просмотреть все до конца, а во-вторых, по возможности они не должны быть однотипными, а то не получится продемонстрировать все грани Вашего таланта. Помните о том, что здесь главный принцип качество, а не количество Ваших работ.

    Объявления можно давать и в прессе – газетах и специальных журналах. В основном, такого рода объявления помещаются в газетах. Это стоит сравнительно небольшие деньги, а есть газеты, где можно бесплатно напечатать свое объявление. Обратите внимание на дизайн Вашего объявления: оно должно бросаться в глаза, выделяясь на фоне остальных. Разумеется, здесь у Вас меньше возможностей, чем в Интернете, но кое-что сделать все же возможно. Например, поместите свое объявление в жирную рамку, используйте цветной фон (если выбранная Вами газета это позволяет), обратите внимание на шрифт (жирный, курсив). Для газеты работает следующее правило: чем крупнее объявление, тем лучше, потому что повышается вероятность, что его заметят. Обязательно оставляйте не только номер домашнего телефона, но и мобильного, чтобы Вас можно было найти везде и в любой момент. И никогда не экономьте деньги на саморекламе, так как средства, вложенные в нее, окупаются сторицей. Весьма существенный, по моему мнению, минус печатных изданий по сравнению с Интернетом, это невозможность представить свои готовые работы. К тому же газета, как правило, выпускается в пределах одного города, тогда как на сайт могут зайти люди и из других городов.

    Возможно, многие надеются, что росту их популярности может поспособствовать круг родственников и знакомых, особенно если они вращаются в сферах, близких к их профессиональной деятельности. Разумеется, никто не отрицает возможность, что о Вас где-то кто-то скажет что-то лестное, и это услышит нужный Вам человек. Однако нужно рассчитывать в первую очередь на себя, на свои собственные усилия. Воспринимайте возможность распространения информации о себе через кого-то как бонусные очки в основной игре.

    Некоторые идут в своих мечтах еще дальше: они надеются, что в один прекрасный день их заметит некто известный и могущественный, и их карьера резко пойдет вверх. В своих рассуждениях они приводят примеры из жизни звезд: мол, работала одна девушка в фирме секретаршей, в эту фирму заглянул продюсер, увидел ее и сделал моделью или кинозвездой. Но надо принимать во внимание, что за таким, на первый взгляд, чудом, скрывается усердие и трудолюбие. Звезд в любой профессиональной области никто не делает: ими становятся благодаря собственным усилиям. К тому деловой человек, каковым, надеюсь, Вы и являетесь, никогда не рассчитывает на случай. Да, безусловно, многие люди, которые достигли в жизни успеха, начинали свой путь с самых маленьких должностей, но они не остались на них потому, что все время заявляли о себе, предлагая новые идеи.

    Но вернемся к нашей теме. Какие еще пути существуют для создания громкого имени? Во-первых, это посещение различных обучающих семинаров, курсов и тренингов. Мало того, что эта прекрасная возможность для самообучения, о чем мы с Вами уже говорили, именно там Ваши шансы на встречу с нужными людьми резко повышаются. К тому же, чем обширнее Ваши знания и навыки, тем больший вес по сравнению с другими приобретает Ваше имя.

    Участвуйте во всех возможных конкурсах, касающихся Вашей компетенции. Даже если Вы и не займете призовые места, все равно остается положительный эффект от таких мероприятий. Удачный вариант – опубликовать в каком-либо специализированном журнале свои мысли по поводу той или иной профессиональной проблемы. Вообще, заявка о себе в печати – это здорово, так как Вы автоматически становитесь человеком с именем. Конечно, публикация своей работы сопряжена с некоторыми сложностями, но результат оправдывает все приложенные старания. В некоторых журналах устраиваются специальные конкурсы. Правильный и аргументированный ответ – Ваш ключ к дальнейшему успеху. Вполне возможно, что после этого Вами заинтересуются всерьез.

    Возможно, Вы мне возразите: у меня нет склонностей к научной работе, да и не знаю я, о чем писать. Но, учась в университете или институте, Вы наверняка готовили курсовые работы, рефераты, наконец, диплом. Что же тогда мешает сделать это сейчас? К тому же, некоторые мысли можно позаимствовать из того же дипломного проекта или доклада для студенческой конференции.

    Громкое имя делает и Ваш послужной список. Чем обширнее и разнообразнее Ваш опыт работы, тем более ценным сотрудником Вы выглядите в глазах своих потенциальных работодателей. Также здесь важную роль играют статусы учреждений, где Вы некогда трудились. Бесспорно, редко кого сразу берут в крупную компанию, да еще на значительную должность. Поэтому мой Вам совет: посылайте резюме во все организации, в какие только возможно. Отправить резюме – дело несложное, от Вас, как говорится, не убудет, а плюсы этого очевидны. Вспомним народную мудрость: «Что потопаешь, то и полопаешь». Здесь работает закон перехода количества в качество. Возможен и такой вариант: пусть в данной организации сейчас нет вакансий, однако они есть в ее филиалах или в другой компании, близкой к той, куда Вы отправили резюме. И если Вы хороший специалист, Вас могут порекомендовать для работы в другую компанию, поскольку, как правило, руководство таких компаний общается между собой (конечно, если компании не являются конкурентами).

    Мы с Вами уже говорили о важности портфолио готовых работ. Один-два удачных проекта (перевода, статьи, чертежа – да чего угодно!) вполне способны создать Вам имя.

    Итак, как видите, путей приобретения громкого имени у Вас предостаточно, Выбирайте любой на свой вкус, а лучше – заявляйте о себе везде, где только возможно, и сами не заметите, как станете специалистом с именем!

    Первая встреча

    Как Вы уже догадались, в этой главе речь пойдет не о романтическом свидании, а о Вашей первой встрече с потенциальным работодателем. Действительно, между этими встречами мало общего, однако чувства, охватывающие Вас перед ними, весьма похожи – это волнение, страх, боязнь сказать или сделать что-нибудь не так, неуверенность в успехе... Поэтому первый и главный совет – успокойтесь! Это не пустые слова, ведь если Вы разнервничаетесь, то будете бормотать себе под нос, теряться при каждом вопросе, отвечать неверно или невпопад. Настройте себя на успех. Подумайте, а что произойдет, если Вас все же не возьмут на работу. Учитесь искать положительные стороны даже в негативных ситуациях: Вы проанализируете свои промахи, а значит, в следующий раз не повторите их.

    Освободите свой ум и душу от посторонних проблем, не имеющих отношения к Вашей будущей работе. Обязательно хорошо выспитесь перед первой встречей с работодателем: полноценный сон обеспечит Вам, во-первых, свежую голову, а во-вторых, энергичный и жизнерадостный внешний вид.

    В большинстве случаев первая встреча предполагает собеседование. Какие же советы можно дать для того, чтобы оно прошло успешно?

    На страницах этой книги уже неоднократно прозвучала мысль о том, как важен внешний вид. Разумеется, прежде всего, Ваша одежда, обувь, прическа, лицо должны быть аккуратными. А вот какой стиль одежды выбрать для столь важного момента? Вы можете сделать ход конем и за несколько дней до собеседования зайти под каким-нибудь предлогом на место Вашей предполагаемой работы и посмотреть, как и во что одета основная масса сотрудников этой организации. Это можно принять к сведению, на мой взгляд, вариант в этом случае один – официально-деловой стиль, а значит, строгий костюм, белая или светлая рубашка, для мужчин галстук. В конце концов, Ваш любимый стиль casual может быть допустим в данном учреждении, скажем, только по пятницам, а зачем Вам неоправданный риск? Я думаю, излишне напоминать милым дамам, что цвета маникюра и макияжа должны быть нейтральными.

    Что ни в коем случае нельзя делать, так это опаздывать на собеседование, потому что опозданию в такой день нет оправданий. Подумайте сами: даже если Вы указали в резюме такое качество, как пунктуальность, Ваша десятиминутная задержка разом перечеркнет все написанное Вами. К тому же за томительные минуты ожидания у Вашего потенциального работодателя заранее сформируется негативное мнение о Вас, а это, согласитесь, нужно Вам меньше всего. Поэтому настоятельно советую Вам придти на собеседование за 15 минут, можно даже за полчаса. Кстати, этот простой прием не только застрахует Вас от опоздания, но и подарит дополнительное время, чтобы успокоиться и собраться с мыслями.

    Ни для кого не секрет, что собеседование состоит из вопросов работодателя и Ваших ответов на них. Конечно, заранее точно узнать, какие именно Вам будут задавать вопросы, невозможно, однако вполне реально предположить несколько вариантов этих самых вопросов. Понятно, что Ваши ответы должны быть тщательно продуманы и аргументированы.

    Например, у Вас могут поинтересоваться, почему Вы выбрали эту вакансию, профессию, фирму? Что же, никто лучше Вас этого не знает, однако не пытайтесь отделаться общими и бессодержательными фразами вроде: «мне понравилось», «организация замечательная!» и того хуже «да и сам толком не знаю почему». Во-первых, Вы должны знать. Во-вторых, в Ваших словах должно быть как можно меньше эмоций и, соответственно, как можно больше рациональных доводов. Можете дома написать для себя примерно следующее: «Мне импонирует Ваша организация, потому что... (далее перечислите по пунктам, почему)». Не бойтесь, что Ваш ответ может показаться слишком сухим и строгим, ведь на Вас смотрят как на делового человека. Но в то же время не переборщите, делая упор на высокой зарплате и возможности быстрого продвижения по карьерной лестнице. Конечно, никто и не ждет от Вас бескорыстия, выражающегося в работе за «так», поэтому отметьте эти возможности в своем ответе. Однако главной его мыслью должно стать то, что Вам по-настоящему интересна эта работа, что Вы хотели бы проявлять свою креативность в данной области.

    Приготовьтесь к дополнительным вопросам в том случае, если Ваша специальность сильно расходится с должностью, на которую Вы претендуете. Допустим, Вы медик по образованию, а хотите работать PR-менеджером. Сформулируйте достойные обоснования Вашего выбора. Конечно, уверенность в себе и в собственных силах – это неплохо, однако само по себе недостаточно.

    Вас могут спросить о том, каковы сильные и слабые стороны Вашей личности. Обычно первая часть вопроса не вызывает особых затруднений, а вот вторая... Если Вы ничего не скажете, это будет выглядеть подозрительно, ведь не бывает идеальных людей. Но кидаться в другую крайность и заниматься уничтожающей самокритикой тоже не стоит. Я рекомендую смягчить свои недостатки и ярко показать свои достоинства.

    Большинство вопросов на собеседовании, как правило, касается Вашего прежнего опыта работы. Например, работодателя может интересовать, почему Вы ушли с прежней работы. Вообще, рассказывать о своей предыдущей трудовой деятельности надо осторожно, избегая максимализма и прямолинейных оценок. Не стоит категорично заявлять, что Вам платили слишком мало, или подобрался отвратительный коллектив, или Ваш начальник постоянно к Вам придирался безо всяких на то оснований. В этом случае потенциальный работодатель может подумать, что Вы – неуживчивый и склочный человек с завышенными претензиями к окружающим, в том числе и к руководству, что существенно снижает Ваши шансы на получение желаемой должности. Пусть Ваши ответы будут по возможности мягкими, но не расплывчатыми, ведь работодателя интересуют прежде всего конкретные причины. Никто не осудит Вас за то, что Вы хотите для себя более высокой оплаты труда, лучших условий работы по сравнению с прежней, но делайте упор на то, что именно в этой организации Вы получите возможность более полно раскрыть свой творческий потенциал, свою инициативу.

    Стоит ли скрывать тот факт, что Вас уволили с прошлой места работы? Разумеется, нет, хотя бы потому, что это бессмысленно: работодатель все равно посмотрит Вашу трудовую книжку. К тому же нечестные сотрудники не нужны никому. Правдиво расскажите о причине Вашего увольнения. Будьте объективны по отношению к своему прежнему начальнику, коллегам, а главное – к самому себе. Заверьте потенциального работодателя, что на новом рабочем месте Вы не повторите прошлых ошибок.

    Кстати, о прошлых ошибках. Вполне вероятно, что Вас спросят о том, какова была Ваша самая серьезная ошибка на прежней работе. Вопрос щекотливый, однако ответьте на него честно, главное, не забудьте сказать, что Вы поняли причины своей ошибки и нашли пути ее исправления. Подобное всегда приветствуется и смягчает негативные впечатления.

    Вам могут задать похожий вопрос и в отношении Вашей будущей работы. Он звучит примерно так: «Ваши действия, если (далее следует описание критической ситуации на рабочем месте)». Тут Вас выручат Ваше умение быстро ориентироваться в ситуации, рассуждать логически и Ваши профессиональные навыки. Совет: не стоит медлить с ответом, оттачивая в уме до мельчайших деталей какой-нибудь один путь решения предложенной Вам проблемы. Лучше сразу выдать несколько вариантов выхода из создавшегося положения. Такое оценивается весьма высоко.

    Вас обязательно спросят, на какую зарплату Вы рассчитываете. Придерживайтесь правила золотой середины: не называйте слишком маленькую сумму (работодатель подумает: если этот человек сам себя не уважает, то почему это должен делать я?) и сумму слишком большую (Ваши претензии в этом случае могут показаться необоснованными). Как вычислить наиболее подходящую цифру? Очень просто: к самой маленькой зарплате, которая возможна на данном рабочем месте, приплюсуйте зарплату максимальную. Разделив полученную сумму надвое, смело называйте результат деления в качестве желаемой заработной платы.

    Также у Вас могут поинтересоваться по поводу Ваших планов на будущее. Поэтому подумайте, чем бы Вы хотели заниматься в ближайшие 5–8 лет.

    На собеседовании ведите себя естественно и по возможности непринужденно. Конечно, некоторая доля артистизма и контроля за своими жестами и позой никому не помешает, однако не переигрывайте: это всегда воспринимается настороженно.

    И последнее, что я хочу Вам сказать по поводу первой встречи с потенциальным работодателем. По возможности, не приходите на собеседование совсем больным. Во-первых, это лишит Вас возможности быстро соображать. Во-вторых, кашляющий человек с насморком производит на окружающих тягостное впечатление. И, наконец, в-третьих, работодатель может подумать, что у Вас постоянные нелады со здоровьем, а чем это чревато, Вы уже знаете. Поэтому, собираясь на собеседование, будьте в полной боевой готовности во всех смыслах этого слова.

    Приложение усилий со стороны руководства

    Как правило, в основном люди прилагают огромные усилия, чтобы понравиться своему потенциальному руководству. Это не удивительно, если человек хочет занять ту или иную должность в конкретной компании. Но также ни для кого не секрет, что потенциальные работодатели всегда стремятся заполучить к себе в организацию ценных специалистов, ведь именно от их наличия, в конечном счете, и зависит благополучие и процветание компании. Наверное, многие сейчас возразят мне: всем известно, как сложно найти хорошую высокооплачиваемую работу, да еще с перспективой карьерного роста в дальнейшем, поэтому зачем руководству напрягаться, чтобы получить хорошего сотрудника? И кому в свете вышеуказанных причин придет в голову мысль вести себя с потенциальными работодателями как неприступная дама, которую еще нужно завоевать? Все это, безусловно, имеет под собой реальные основания, но если уж до конца проводить параллель с женщинами, то... Абсолютно верно, человек устроен так, что больше всего ценит то, что досталось ему с некоторым трудом, и это закон нашей природы. К тому же недаром существует народная мудрость, гласящая: «Пришло махом, пошло прахом». Конечно, она не соответствует предложенной ситуации на все 100 %, однако заставляет задуматься. Итак, надеюсь, что Вы убедились, как важно, когда руководство прилагает значительные усилия, чтобы заполучить Вас в качестве сотрудника. Скажу по секрету: эти усилия даже можно слегка стимулировать, конечно, не перегибая палку. Как же правильно вести себя по отношению к руководству, устраиваясь на новую работу?

    Разумеется, для того, чтобы Вас страстно желали заполучить к себе в организацию, необходимо представлять собой нечто стоящее. В Ваших талантах и достоинствах я нисколько не сомневаюсь, а как составить резюме, способное выставить Вас в наиболее выгодном свете перед потенциальными работодателями, Вы уже знаете. Так что смело можете считать, что Ваше будущее руководство серьезно заинтересовалось Вашей персоной. Следующий этап Вашего с ним знакомства – это первая встреча, которая, как правило, предполагает и собеседование. Я понимаю Вашу эйфорию и нетерпение, однако советую Вам не соглашаться на нее сразу. Немного набить себе цену никогда не помешает. Как это должно выглядеть. Допустим, Вам звонят с желаемого места работы и предлагают придти тогда-то и во столько-то. Вы вежливо отвечаете: «К сожалению, я не могу подойти в это время, однако Вас устроит такой вариант...» (далее Вы предлагаете свое время). Наверняка Вы с потенциальными работодателями придете к компромиссу. Не советую только отвергать предложенные ими варианты более трех раз, так как мы уже с Вами уже говорили, что перебарщивать в этой ситуации не стоит. Как видите, это совсем несложно, однако маленькое усилие может дать большие результаты.

    Во-первых, у Вашего будущего руководства сложится мнение о Вас, как о занятом и деловом человеке, что, разумеется, значительно повысит Ваш престиж как сотрудника в его глазах.

    Во-вторых, после подобного Вас будут считать человеком активным, что тоже большой плюс, ведь пассивные люди редко добиваются значительных успехов в работе.

    В-третьих, и это очень важно, Ваши потенциальные руководители, скорее всего, подумают, что Вы – специалист, что называется, нарасхват. А такое их мнение только Вам на руку, поскольку оно означает то, что Вы – очень ценный сотрудник. Соответственно, желание будущего руководства заполучить Вас в компанию резко возрастает. Безусловно, мы с Вами уже говорили о том, как важно показать своим работодателям, почему Вы хотите работать именно в их организации. Им польстит расписывание преимуществ их компании. Однако, если Вы хватаетесь за должность в их учреждении, как утопающий за соломинку, они вполне могут решить, что у Вас просто-напросто нет других вариантов. При таком раскладе на работу Вас, может быть, и возьмут, только вот изначально считаться с Вами вряд ли будут, а разве Вам это надо? Поэтому, даже если у Вас есть желание вцепиться в данную организацию мертвой хваткой, ни в коем случае не демонстрируйте его в полной степени. Ведите себя спокойно и с достоинством, как человек, знающий себе цену.

    В настоящее время широкое распространение получило так называемое «перехватывание» ценных специалистов. В чем это заключается? Потенциальные работодатели могут выйти на Вас в обход секретаря организации и отдела кадров и предложить Вам работу в своей компании. В отдельных случаях, когда у сотрудника есть контракт, заинтересованное руководство может даже обещать выплатить неустойку. Вообще, в таких ситуациях работодатели проявляют наиболее активные усилия, чтобы заполучить к себе в компанию сотрудника, и в этом нет ничего удивительного. К предложениям подобного рода, конечно, надо относиться с осторожностью, но эта осторожность не должна быть чрезмерной. В конце концов, повторюсь, это довольно частое явление. Если Вам поступило такое предложение, Вы даже вольны диктовать будущим работодателям свои условия, разумеется, до известной степени. Но не кидайтесь в омут головой: сначала внимательно изучите компанию, чье руководство предложило Вам работу. И если условия работы и возможности объективно лучше, а возможности продвижения по служебной лестнице выше, то почему бы Вам и не согласиться? Итак, соглашайтесь на первую встречу, но не сразу. Помимо причин, перечисленных выше, примите во внимание еще одно немаловажное обстоятельство. Как ни странно это звучит на первый взгляд, Ваше потенциальное руководство вполне может подумать, что раз Вы так легко согласились перейти на работу к ним, то способно в свое время также легко уйти и от них. Что же, спросите Вы меня, они ведь этого так хотели и вдруг – такие мысли? Это человеческая психология, и от нее никуда не уйдешь. Да и уходить не надо, а надо использовать ее знание себе во благо. Поэтому скажите будущим работодателям, что Вам необходимо спокойно обдумать предложенные ими условия. Даю гарантию, что к Вам станут относиться с уважением и доверием. Окончательный ответ также давайте не сразу.

    Во время первой встречи Ваше будущее руководство также может проявлять усилия для того, чтобы Вы согласились работать именно в их организации. Наверное, всем ясно, что мощный рычаг влияния на потенциального сотрудника, находящийся в руках работодателей – это заработная плата, точнее, ее размер. Мы с Вами уже говорили о том, что слишком высокая зарплата, предложенная Вам потенциальными работодателями, это повод насторожиться. Но реально высокая зарплата вполне обоснована, когда руководство страстно желает заполучить к себе на работу ценного специалиста.

    Также Вам могут предложить должность выше той, на которую Вы изначально рассчитывали. Это хорошо, однако, прежде чем соглашаться на неё, внимательно изучите список своих обязанностей. Если Вас все устраивает, то ничего не мешает Вам принять данное предложение. Но если у Вас возникло хотя бы малейшее подозрение, связанное с тем, что Вы можете и не справиться с работой на этой должности, отказывайтесь. Подумайте сами: да, сейчас руководство прикладывает усилия, чтобы «завоевать» Вас, но что будет, когда оно увидит Вашу несостоятельность? Скорее всего, в этой ситуации приложение усилий получит обратное направление – от Вас захотят избавиться, по крайней мере, сместить с занимаемой должности. Хотя здесь руководству даже усилий прилагать не надо: начальство, как-никак.

    А если Вы займете такую должность, к которой уже готовы, то получите возможность не спеша освоиться на новом месте работы и разобраться, что к чему. (Разумеется, я молчу о том, что Вы будете прекрасно справляться с возложенными на Вас обязанностями.) Не бойтесь: более высокая должность от Вас никуда не уйдет, ведь руководство увидит Ваше старание и наверняка оценит его по достоинству. Помните о том, что резкие рывки – не всегда лучший способ развития карьеры. Лучше шагать не торопясь, зато уверенно и твердо. А как сделать свой первый шаг на этом пути, т. е., как правильно реагировать на приложение усилий со стороны руководства, желающего заполучить Вас к себе в организацию в качестве сотрудника, Вы уже знаете!







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх