• Невыгодное местоположение
  • Финансовые сложности владельцев
  • Разногласия между собственниками
  • Проблемы с недвижимостью
  • Усталость или нехватка времени
  • Вред, нанесенный конкурентами
  • Усталость клиентов от многократно повторенной концепции
  • Завышенные притязания собственника
  • Слабый менеджмент
  • Невозможность решения технических проблем
  • Противоречия внутри системы
  • Развитие городской инфраструктуры
  • Политические конфликты
  • Глава 7

    ПОЧЕМУ РЕСТОРАНЫ ЗАКРЫВАЮТСЯ?

    Рассуждая об открытии ресторанных проектов, приходится говорить и о финальной стадии – закрытии ресторана. Срок жизни ресторана в реальности нашей страны невелик, он составляет примерно пять лет, а для концептуальных заведений и еще меньше. Исследования «Финнам» и других социологических служб говорят о том, что, например, в Москве ежегодно открывается столько же новых ресторанов, сколько в течение этого периода закрывается, меняет владельца или концепцию. Полезно проанализировать причины такой ситуации.

    Невыгодное местоположение

    На любом месте не сделаешь эффективный ресторан. Даже если рассуждать с позиции: «Неудачному месту – удачная концепция», все равно окупаемость не гарантирована.

    Известный региональный аналитик рассказывает: «Я бы поставил на первое место трех “китов”, на которых держится ресторанный бизнес: место + снова место + еще раз место! Кроме шуток: почти половина ресторанов терпит поражение по причине неблагоприятного месторасположения. На втором месте – роль управляющего. На третьем – бизнес-план. Опытный управляющий часто находит удачное решение даже для кризисных ситуаций. От управляющего зависит работа всего персонала, в его руках экономия на закупках… А главное, что хороший управляющий способен придумать нестандартные креативные решения – то, что не напишешь в бизнес-плане».

    Финансовые сложности владельцев

    Аналитики отмечают эту причину как одну из основных при закрытии бизнеса питания. Пока сам факт посещения ресторана не стал для россиян обыденностью и рутинной практикой, пока он связывается у потенциальной публики с неким поводом, трудно ожидать от нее стабильной и многолетней привязанности к ресторану – даже с очень грамотной концепцией. В качестве модного проекта, «на волне» ресторан держится не так уж долго. Для модных заведений срок жизни редко превышает полтора-два года, а период максимальной прибыли ограничивается первыми тремя-пятью месяцами. В хорошем случае за год-полтора проект окупается, а как только прибыль начинает снижаться, многие рестораторы продают заведения и обычно правильно делают. Вырученных средств может хватить на открытие двух новых заведений.

    Одна из распространенных ошибок – вкладывать в проект все свои деньги до последнего рубля, при том, что эти средства ограничены. Эта ситуация легко перерастает в кризис: нечем платить зарплату, нет возможности давать ресторану рекламу. В таком случае заведение может не прожить и полгода. Это рискованный бизнес, и банки редко его кредитуют. Люди с опытом в бизнесе такого рода часто говорят, что ресторан лучше открывать без партнеров, инвестировать в него не более 10 % собственных сбережений, а через полтора года – продавать.

    Разногласия между собственниками

    Это вторая причина, по которой распадается не только ресторанный, но и вообще любой бизнес. Традиционно российский общепит ведет «серую» бухгалтерию, финансовая отчетность непрозрачна. Если собственников несколько, вопрос разделения прибыли может обостриться. Кроме того, некоторые собственники могут в ответственный момент забрать свою долю и выйти из проекта.

    «Я начинала кафе вместе с подругой, но ей вдруг срочно понадобились ее деньги, и она оставила меня на самом старте. Да еще предложила мне самой вести бухгалтерию, чтобы скорее вернуть ей вложенные средства. Для меня это был нож в спину», – говорит одна владелица небольшого петербургского кафе, которому удалось развиться, несмотря на столь сложную ситуацию.

    Проблемы с недвижимостью

    Это еще одно распространенное явление. Помещение ресторана может перевешивать все его другие активы. Из-за высоких цен на недвижимость ресторан продается, и полученная сумма может быть сопоставима с его прибылью за несколько лет. Это касается, главным образом столичных ресторанов на центральных магистралях.

    Причиной могут стать сложности с арендодателями. Часто окончание срока договора совпадает с моментом закрытия проекта. Почему? Потому что после окончания срока аренды владельцы помещения часто завышают ее стоимость. Иногда этому способствует ажиотаж на рынке недвижимости и серьезный интерес богатых девелоперов. Например, в Петербурге в последнее время складывается критическая по ценам ситуация – из-за «московских денег». Столичные территории освоены в достаточной мере, и поток инвестиций в коммерческую недвижимость хлынул на север. Рестораторы из Петербурга жалуются, что москвичи перебивают цены на аренду, и те становятся совершенно неподъемными для местных. Долгосрочные договоры аренды могут в такой ситуации дать хоть какую-то гарантию.

    Правда, сегодня существуют способы, которые позволяют продать недвижимость, но оставить за собой рестораны. Такую схему с успехом использовал Олег Тиньков. Покупателем ресторанов «Тинькофф» выступил ПИФ под управлением «Тройки-Диалог», и теперь на сдаче ресторанов «Тинькофф» в аренду будут зарабатывать пайщики фонда – фонды и частные инвесторы. По договору с «Тинькофф» помещение ресторана будет сдано сети в долгосрочную аренду. Договор об аренде подписан сроком до десяти лет.

    Инвестиционный фонд приобретает здание, а ресторатор берет его в аренду. Такая практика обоснована, если доходность ресторанного бизнеса выше, чем доход от управления недвижимостью. В то же время ресторатор (в данном случае – владелец «Тинькофф») получает возможность дальнейшей региональной экспансии при поддержке крупного и профессионального игрока. Аналитики отмечают, что подобные сделки на финансовом рынке пока редки из-за несовершенства законодательства в этой сфере. Зарегистрировать фонд в качестве собственника недвижимости в Москве до сих пор никому не удавалось. Если тропинка в столичные регистрирующие органы будет проложена, в столице может начаться бум по переоформлению коммерческой недвижимости на ПИФы.

    Усталость или нехватка времени

    Для многих ресторанный бизнес – способ разнообразить свою деятельность, направить средства в дополнительное русло. Но это может показаться настолько утомительным, что проект сворачивается.

    «Муж и сын отдыхают в Таиланде, – жаловалась одна из владелиц ресторана. – А что делаю я в горячий летний сезон? Я работаю в зале и помогаю официанткам, у которых полный цейтнот. Не могу это бросить, но устала как собака… Зачем я только попросила мужа подарить мне ресторан?»

    Вред, нанесенный конкурентами

    Эта причина пока еще редкая для России, в то время как обострение конкуренции на Западе толкает зарубежных игроков на провокационные действия в отношении друг друга. Судебные процессы над «Макдоналдс» и публикации о невероятном вреде пищи в фаст-фуде не могут свалить такую империю, но способны нанести ей значительный урон в финансовом плане. Удар, который лишь покачнет международную сеть, легко убьет более уязвимого игрока. Например, в Европе жертвой в битве городского отдела здравоохранения с крысами в заведениях городского общепита стала известная пиццерия «Johns», расположенная в Гринич-Вилледже. Пиццерия является достопримечательностью района. Открытая в 1929 году, она славилась отменно тонкими коржами и настоящей кирпичной печью, которую топят углем. Высокое качество продукции привлекало сюда знаменитостей. На стенах можно было видеть сотни фотографий именитых клиентов, среди которых телеведущий Риджис Филбин, киноактер Джонни Дэпп и многие другие. Помимо официального извещения о временном закрытии заведения в его витрине появился самодельный плакат, который гласил: «Кажется, благодаря прессе, осветившей положение в некоторых городских закусочных, и скандалу, связанному с работой городского отдела здравоохранения, его руководство решило сохранить хорошую мину и найти козла отпущения!»

    По соседству с известной пиццерией инспекторы горотдела здравоохранения закрыли итальянский ресторан «Risotteria». Его владельцы последовали примеру товарищей по несчастью, вывесив в витрине объявление о том, что они «стали жертвой злобы отдела здравоохранения, который хочет скрыть от горожан собственные грехи». О каких грехах идет речь, и почему владельцы двух закрытых ресторанов считают себя козлами отпущения?

    После волны инспекций в сети популярных закусочных, городской отдел здравоохранения закрыл три заведения компании Pizza Hut, которые действуют под эгидой компании Yum Brands Inc., владеющей также торговыми марками «KFC» и «Taco Bell». В закрытых городом закусочных обнаружили мышей и тараканов. Закрытие трех ресторанов городскими инспекторами побудило руководство Yum Brands провести внутреннее расследование и закрыть еще десяток заведений, которые могут вернуться в бизнес только после того, как пройдут проверку городских властей. Город отдал распоряжение о том, чтобы компания провела инспекцию в своих закусочных, после того как местные телеканалы передали репортаж о кишащей крысами закусочной «Taco Bell» в Гринич-Вилледже. Представитель Yum Brands Дон Харти заявил, что руководство возмущено тем, что заведения, к которым фирма предъявляет очень высокие требования, оказались совершенно запущенными.

    Эта история с крысами нанесла второй сокрушительный удар по компании, в конце прошлого года пострадавшей от сообщений об обнаружении в ее заведениях бактерии e. coli. Десятки человек, посещавших закусочные «Taco Bell» в Нью-Йорке, Нью-Джерси и Пенсильвании, были госпитализированы. На популярном сайте Youtube появилось не менее дюжины видеороликов, посвященных скандалу. Один из них называется «Жареные крысы по-кентуккийски» (Kentucky Fried Rats).

    Как вы думаете, кто спонсировал сюжеты по телевидению, создание роликов, публикации в газетах, активность проверяющих и другие подрывные мероприятия? Рискну предположить, что все это возникло не случайно. Именно в таком виде предстает сегодня конкурентная борьба между сетями общественного питания.

    Усталость клиентов от многократно повторенной концепции

    Избыточное количество кофеен, суши-баров и пивных ресторанов на душу населения не повышает шансы заведений с подобными концепциями преуспеть в одном городе. Рынок может быть предельно насыщен заведениями определенного формата и испытывать дефицит в другом формате.

    Это случилось с премиальными ресторанами в Москве всего лишь год назад. Рестораторы начали избавляться от дорогих заведений. За последний месяц Михаил Зельман закрыл премиальное заведение «Белуга», на месте другого дорогого проекта ресторатора «Борго» вскоре появится демократичный ресторан итальянской кухни. Степан Михалков, специализирующийся исключительно на дорогих ресторанах («Вертинский», «Vаниль»), на месте своего ресторана «Снобс» со средним чеком в 100 долл. открыл «Casual» со средним чеком 60 долл. Ресторан «The Corner» в районе метро «Парк Культуры» после реконструкции снизил чек почти вдвое – до 50 долл.

    Эксперты объясняют сокращение элитных ресторанов насыщением рынка. «В отличие от сегмента демократичных заведений сегмент премиальных насытился. Так, элитные рестораны посещает ограниченное число людей, и конкуренция за них очень серьезная. Называются и другие причины – в частности, невозможность получить в Москве продукты необходимого качества и свежести из-за рубежа, нехватку квалифицированных кадров. Ситуация выглядит вполне логичной, и весь этот комплекс причин заставляет понять: во времени и пространстве есть точка насыщения рынка определенным форматом. Да, возможно, потом, при других условиях снова возникнет дефицит, но пока эта ниша просто переполнена или не представляет больше интереса для потребителей».

    Что может появиться на месте отработанных концепций? Например, по словам одного из региональных аналитиков, в России не хватает семейных ресторанов: «Многие заведения пытаются устраивать детские праздники по воскресеньям, но полноценных семейных ресторанов у нас нет. Семейный клуб-ресторан подразумевает наличие игровой комнаты для маленьких детей, спортивные репортажи и букмекер для мужчин и, конечно, дамские атрибуты – журналы о моде и красоте. Плюс обилие маленьких презентов-комплиментов, клубные семейные карты скидок, вечерние шоу-программы, караоке и розыгрыши призов… Кроме того, в ближайшем будущем в России наверняка будут появляться новые необычные места расположения заведений: например, в мансардах домов, как в старой Европе. Появится и множество частных семейных придорожных отелей-ресторанов, тоже по образцу Европы. В доме в 2-3 этажа, где живут сами хозяева, первый этаж отдается под ресторан, а верхние комнаты используются как гостиничные номера».

    Набирают популярность рестораны на природе, на лесной поляне у реки, например «Форель-клуб»: гость сам может поймать форель, и ему сразу приготовят ее на гриле или на коптильне. Столики стоят прямо под открытым небом, есть место для спортивных игр или для тихой беседы.

    Различные симбиозы питания и развлечения, экологические рестораны, и многое другое, что уже протестировано за рубежом, может найти у нас свое применение.

    Завышенные притязания собственника

    Устойчивый миф о том, что ресторанный бизнес дает невероятные прибыли, – одна из отраслевых особенностей. Возможно, его зарождению способствовал период, когда общепит был практически бесконтрольным. На заре 90-х годов прошлого века не было ни трудовой инспекции, ни такой активной практики Санэпиднадзора, ни дорогих алкогольных лицензий, не было жесткого кассового законодательства и ЭКЛЗ[16]. В то же время была низкая конкуренция, и люди голосовали кошельком за минимально приличные заведения, где их хотя бы не травили. Кроме того, что скрывать – рестораны и клубы всегда были местом, где продавали не только еду и напитки, а еще и другие «ингредиенты» в очень мелкой фасовке. Естественно, львиная доля этого бизнеса была криминальной, что порождало в более законопослушной среде сказки о невероятной успешности ресторанного бизнеса и прибылях, сравнимых с нефтяными. Люди, приходящие сегодня в эту сферу, иногда ожидают чего-то подобного от своих баров и кафе. Обнаруженная к вечеру выручка в 10 тыс. рублей, из которой, к тому же, очень проблематично извлечь хоть что-нибудь для расчета наличными, разочаровывает их и заставляет уходить в другие, более привычные сферы бизнеса.

    Слабый менеджмент

    Непрофессионализм управляющих следовало бы вынести в начало списка, поскольку слишком многие беды происходят по вине руководства. Минимальное профессиональное образование необходимо для работы в ресторанном бизнесе, хотя бы для того, чтобы осуществлять контроль над теми, кто нанят в качестве топ-менеджмента.

    Сейчас ресторанный бизнес дает возможность заработка и профессионального роста представителям самых разных специальностей: издателям, журналистам, профессиональным военным, нефтяникам, актерам, шоуменам, рекламщикам, художникам и т. д. Хорошо раскрученные предприятия могут позволить себе нанимать и просто добросовестных людей с хорошими задатками.

    «Ресторанный бизнес – это область, в которой, чему бы человека ни обучали, хоть квантовой механике, он так или иначе найдет способ реализоваться, – рассказывает ресторатор Андрей Деллос. – Когда я принимаю человека на работу, я говорю ему, что он только что угодил в американский сериал: ему реально открыты все пути. Причина этого в одном – система настолько быстро расширяется, что происходит автоматический рост сотрудников. Здесь постоянно нужны новые люди на качественно иные должности.

    Те, кто не имеет права на ошибку с руководящими кадрами, будут меньше рисковать потерей бизнеса, если сосредоточатся на опытных управляющих».

    Говорит Антон Табаков, ресторатор:

    «Рестораны закрываются потому, что люди попросту не знают, что делают. Первое время им кажется, что ресторанный бизнес представляет собой перспективную область для инвестиций. Впоследствии они начинают понимать, что без управления на высоком профессиональном уровне ресторанный проект просто не может существовать без постоянной финансовой помощи извне. В итоге люди отказываются от проекта».

    Невозможность решения технических проблем

    Некоторые виды общепита ориентированы на совершенно определенный вид оборудования – гриль, вок и пр. Некоторые созданы самыми простыми средствами и используют, например, как торговцы шаурмой, газ в баллонах. В течение некоторого времени власть может смотреть на такие вещи сквозь пальцы, но как только случается что-либо экстремальное, такой бизнес может быть прикрыт. Например, постоянное раздражение вызывают передвижные тонары.

    Конечно, пока никто не собирается полностью упразднять их. Те фирмы, где работают, не нарушая санитарных норм и требований, где соблюдается ассортиментный минимум, где приготовлением еды занимаются квалифицированные кадры, рискуют не так уж сильно.

    Но мобильные фаст-фуды работают на газовом оборудовании. Отнюдь не все из них проводят регистрацию своего оборудования в Газовой инспекции. Кроме того, такие предприятия должны получать газ только со специальных станций, где заправляют баллоны заведомо качественным газом, имеющим сертификат безопасности. Но и это правило не везде соблюдается. В результате в Москве было уже много случаев взрывов тонаров с печами и грилями, работающими на газу. Те из них, чье оборудование сможет пройти регистрацию в Газовой инспекции, кто имеет договора на поставку газа с газовых станций, подтверждающих качество своей продукции специальным сертификатом, остаются работать на московском рынке.

    Органы санитарного надзора постоянно ужесточают требования к тем точкам быстрого питания, где приготовление пищи происходит непосредственно на месте, перед продажей. Более цивилизованным считается способ приготовления блюд на централизованной кухне и их доготовка на местах. Многие считают, что Петербург и Москва обгоняют другие города России и даже мира по строгости санитарных требований, потому и сомнительный с санитарной точки зрения бизнес нежизнеспособен. Возможно, что из-за этих специфических условий появятся фаст-фуды, которые станут развиваться на совершенно другой основе, как, например, криспи-бары.

    История мюсли-бара в Филадельфии, созданного Дэвидом Ротом и Риком Бачером

    «Дэвид Рот работал вначале как специалист по маркетингу и продаже бизнеса. У него было много клиентов, и карьера складывалась удачно, пока его не осенила идея. Он искал продукт, с которым были бы связаны глубокие традиции американцев, и понял, что его народ ни за что так не держится, как за кукурузные хлопья (а также хлопья из других злаков). Рик Бачер, молодой дизайнер, тоже был вдохновлен этим продуктом – он разрабатывал графические идеи для упаковки хлопьев на розничную продажу. Идея предложить хлопья как фаст-фуд стала для них вызовом и исключительной творческой возможностью.

    Эта идея получила признание у инвесторов, и сегодня Дэвид и Рик уже предлагают желающим купить у них франшизу. Сначала это были скромные киоски, затем было освоено пространство фуд-корта в Университете в Аризоне. Теперь уже три кафе – в Филадельфии, Темпе и Чикаго – открыты в соответствии с концепцией потребления хлопьев. Ее авторы поняли, что американцы готовы есть хлопья с молоком в любое время дня и почти в любом количестве. (Согласно исследованиям Келлогс, 95 % жителей Америки употребляют это блюдо ежедневно дома.) Теперь в их кафе-баре “Cereality” – впервые за пределами дома или гостиницы – можно увидеть 40 разновидностей зерновых хлопьев, которые насыпаются клиентам в любых сочетаниях. Таким образом, создан практически бесконечный ассортиментный ряд, который варьируется еще и топпингами – разными видами орешков, шоколадными горошинами, свежими фруктами, цукатами и сухофруктами.

    Создатели учли, что у каждого клиента уже есть сложившиеся предпочтения, потому в витрине каждого кафе выставлены упаковки с теми видами снеков для завтрака, которые только удалось ввести ассортимент. Это не продукт “ноу-нейм”, а вполне определенные марки хлопьев. Кроме того, здесь продаются мюсли в брусочках, соки, булочки, безалкогольные напитки, молочные коктейли, молоко семи видов – с разным процентом жирности, соевое, обезжиренное, безлактозное. Злаки подаются как горячими, так и холодными.

    Создатели концепции планируют развить такие безопасные и несомненные с точки зрения пользы пункты питания в аэропортах, больницах, школах, вокзалах и офисных центрах. Почти сразу у них появились конкуренты в Майами, в других городах Америки. Идея получила распространение, но сами авторы отнеслись к этому философски, хотя предприняли попытки защитить свои слоганы и дизайн. В их задачу (и также в задачу нанятого ими агентства) входит защита около 50-ти фирменных слоганов и ряд бизнес-процессов, связанных с хранением и использованием зерновой продукции».

    Противоречия внутри системы

    Можно было бы выделить каждое противоречие в отдельности. Но в этом нет смысла: если система начала плохо работать, одно противоречие потянет за собой другое. Высокие цены на отпускную продукцию при достаточно низком доходе потенциальных посетителей. Низкий уровень персонала при претенциозной концепции. Недостаточная квалификация поваров при сложном меню. Можно взять хорошего шеф-повара, и он будет делать замечательные блюда, причем недорогие, но весь остальной поварской персонал может тянуть все дело назад и саботировать его старания. Блюдо заявлено в меню, но в реальности его заказать нельзя. Зал для некурящих, куда попадают клубы дыма из соседнего помещения… Вначале качество еды было превосходным, но по прошествии времени гости видят, что вкус уже совершенно не тот… Ограниченный бюджет ресторана и неограниченное воровство со стороны персонала. Все эти противоречия – след ствия неправильной кадровой политики и отсутствия контроля. Они заметны для посетителей и рано или поздно приводят к неудаче.

    Развитие городской инфраструктуры

    Иногда рестораны закрываются и по независящим от бизнеса причинам. Как, например, произошло с рестораном «Наврус», принадлежащим ассоциации ресторанов «Веста-центр-интернешнл».

    «Это был очень популярный ресторан с узбекской кухней, – рассказывает Андрей Озоль, директор по развитию ассоциации ресторанов “Веста-центр-интернешнл”. – “Наврус” – один из самых старых наших проектов, но его пришлось закрыть в связи с тем, что на этом месте будет создана транспортная развязка над Ленинградским проспектом.

    Не повезло и ресторану McDonald’s, располагавшемуся на привокзальной площади Минска. Участок земли под ресторан был арендован McDonald’s у Мингорисполкома сроком на 40 лет. Компания вложила в строительство трехэтажного ресторана, рассчитанного на 190 посадочных мест, 2,5 млн. долл. Спустя пару лет оказалось, что земля принадлежала не администрации, а Белорусскому государственному университету. Закончилась история тем, что Мингорисполком договор об аренде с McDonald’s расторг, а БГУ начал строительство на этой территории факультета международных отношений».

    Политические конфликты

    К независящим от ресторатора причинам закрытия относятся еще всякие стихийные бедствия, катастрофы регионального масштаба, военные действия и просто разногласия различных стран в политических вопросах. Всем памятны недавние высказывания президента в отношении Грузии, которые повлекли за собой массовое закрытие грузинских ресторанов в обеих столицах на неопределенный срок. От антиглобалистов достается фаст-фуду, от защитников природы – ресторанам высокой кухни. Иметь арабский ресторан в славянской стране так же опасно, как открывать американскую точку питания в Ираке. Эти нюансы бывают неожиданными для аполитичных людей, но их все равно приходится учитывать. Многим – уже после закрытия.

    Подводя итог, можно сказать, что цунами и ураган для среднего ресторана – маловероятная угроза по сравнению с небольшой ошибкой в бизнес-плане.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх