• 8.1. Стратегия и планирование в логистике
  • 8.2. Организация управления службами в логистике
  • 8.3. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации
  • 8.4. Особенности логистики в отраслевых сферах
  • Выводы
  • Тема 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

    8.1. Стратегия и планирование в логистике

    С ростом нестабильности внешней среды возрастает потребность предприятий в стратегическом управлении. Стратегическое управление можно рассматривать как управление по результатам.

    Аксиома стратегического управления: чтобы выжить и преуспеть, руководство предприятия должно придерживаться агрессивного, оперативного и конкурентного поведения. Только в этом случае предприятию удастся соответствовать изменчивости спроса и различным рыночным возможностям.

    Стратегия описывает принципиальный образ действий, выбранный для того, чтобы достичь установленных целей.

    Логистическая стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.

    Стратегическое управление логистикой – это деятельность, связанная с постановкой целей и задач логистической системы предприятия и с поддержанием взаимоотношений между предприятием и внешней средой, которые дают возможность предприятию добиться своих целей, соответствуют его внутренним ресурсным возможностям и позволяют оставаться восприимчивым к факторам внешней среды.

    Виды стратегии:

    стратегия дифференциации – стремление предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителя;

    стратегия лидерства по затратам – стратегия лидерства на рынке за счет снижения логистических затрат по цепи поставок;

    стратегия фокусирования – концентрация на удовлетворении и исполнении требований потребителей одного сегмента или конкретной группы покупателей без стремления охватить весь рынок. Цель такой стратегии – удовлетворять потребности потребителей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Стратегия фокусирования может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по затратам либо и на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента. Стратегия позволяет добиться большой доли в целевом сегменте рынка, однако может привести к малой доле на рынке в целом;

    стратегия диверсификации – используется для того, чтобы предприятие не стало зависимым от одного функционального стратегического подразделения.

    Виды диверсификации:

    горизонтальная – предполагает расширение деятельности предприятия в отношении традиционных для него групп потребителей с использованием имеющихся каналов расширения и методов продажи (например, техника сбыта фирменной продукции); расширение номенклатуры продукции путем добавления к ней родственных и новых видов продукции, которые можно изготавливать и сбывать с использованием ноу-хау предприятия, а также деятельности предприятия на новые для него сегменты рынка;

    вертикальная – предприятие расширяет свою деятельность на предыдущие или последующие стадии процесса производства и распределения. Вертикальная диверсификация является формой реализации стратегии интегрированного роста, когда положение предприятия на рынке изменяется за счет расширения путем добавления новых структур;

    латеральная – включение в производственную программу предприятия продукции, не имеющей непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия; отсутствие какой-либо связи между традиционными и новыми областями деятельности предприятия.

    Разработке логистической стратегии предшествуют два этапа: прогнозирование и планирование логистической деятельности.

    Прогноз логистической деятельности – это вероятностное представление о появлении событий в будущем, основанное на наблюдениях и теоретических положениях; обоснованное суждение о вероятности наступления одного или нескольких событий или возможных состояниях процесса (явления); суждение о будущем периоде времени.

    Прогнозирование – процесс получения прогностической информации.

    Процедура прогнозирования состоит из следующих этапов:

    1) определение объектов прогноза;

    2) отбор объектов, которые прогнозируются;

    3) определение временных горизонтов прогноза – краткосрочный прогноз, среднесрочный или долгосрочный;

    4) отбор модели (моделей) прогнозирования;

    5) сбор данных, необходимых для прогноза;

    6) обоснование модели прогнозирования;

    7) составление прогноза;

    8) отслеживание результатов.

    При прогнозировании используют различные методы. Методы прогнозирования – это различные способы определения вероятного развития события на заданном отрезке времени в будущем и установления его объемов в денежном или натуральном выражении. Они разрабатываются, как правило, для специфических целей использования, поэтому невозможно дать полный обзор всех существующих методов. Обычно используют стандартные методы, имеющие сложную структуру. Методы прогнозирования могут основываться, в частности, на репрезентативном опросе и опросе экспертов. Всю совокупность методов подразделяют на следующие основные группы:

    1) логико-экономические методы – прогноз составляется в форме логических оценок и суждений на основе всестороннего анализа тенденций его развития в прошлом и на современном этапе (к моменту составления прогноза) с учетом ожидаемых изменений социально-экономических условий и факторов (изменение цен, рост численности населения, перестройка ассортимента, выход на рынок новых товаров). Прогноз носит характер экспертной оценки.

    Проведение экспертных оценок осуществляется по специальной процедуре, и ни в коем случае нельзя полагаться на мнение одного специалиста, каким бы опытным и квалифицированным он ни был;

    2) экономике-математические методы – основаны на приемах математической статистики. Наиболее часто используют метод экономико-математического моделирования. В этом случае прогноз составляется на основе реализации модели, которая представляет собой некую систему числовых показателей, связанных между собой таким образом, что они воспроизводят основные связи и закономерности изучаемого явления;

    3) нормативные методы – базируются на системе норм и нормативов рационального потребления. При этом подходе за ориентир принимают норму рационального потребления конкретного вида товаров на некоторую перспективу. В сравнении с достигнутым уровнем потребления рассчитывают вероятные темпы роста продаж, обеспечивающие достижение рационального уровня. Следует иметь в виду, что нормативный метод применим только для средне– и долгосрочного прогнозирования (на пять лет и более). Для прогнозов на предстоящий плановый год, а тем более для обоснования годовых заказов этот метод применять нельзя.

    Прогнозирование используется как предварительная стадия разработки планов и служит дополнительным источником при выработке решений по вопросам развития финансово-хозяйственной деятельности.

    Задача планирования логистики – разработать проекты, устанавливающие на перспективу определенные параметры логистической деятельности, в результате чего достигается цель логистической системы предприятия.

    Планирование логистики – упорядоченный, основанный на переработке логистических данных процесс разработки логистического проекта, определяющий параметры для достижения целей в будущем.

    Цель концептуального планирования – предотвратить распыление ресурсов предприятия на слишком большое число разрозненных действий (акций).

    Этапы планирования:

    1) формулирование целей;

    2) постановка проблемы;

    3) поиск вариантов;

    4) прогнозирование;

    5) оценка и принятие решений. Виды планирования по срокам:

    1) стратегическое – касается форм и способов поддержания существующего уровня бизнеса, его развития в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. При стратегическом планировании формулируются только глобальные цели и стратегии, соотносимые с отрезками времени от 10 до 20 лет;

    2) долгосрочное – составляются планы инвестиций и программы обслуживания потребителей. Охватывает отрезок времени до 10 лет;

    3) среднесрочное – создаются предпосылки для реализации программ долгосрочного планирования. При этом учитывают финансовый, экономический, технический и технологический аспекты планирования. Его временной промежуток (около пяти лет) определяется прежде всего потребностью во времени, необходимом для инвестиций и особенно для подготовки оборудования и помещений, изготовления специального оборудования;

    4) скользящее краткосрочное.

    Виды планирования по функциональным областям:

    1) планирование продаж;

    2) планирование потребности в материалах;

    3) планирование закупок продукции;

    5) планирование производства. Требования к системам планирования:

    1) документальное обеспечение. Для согласования плановых расчетов и контроля над выполнением планов важно, чтобы их основные составные части были документированы;

    2) полнота;

    3) точность. Очень важно правильно выбрать, с какой степенью точности должны быть измерены характеристики объектов планирования, а также определить элементы и содержание плана;

    4) согласованность. Все частные планы системы планирования интегрируются и координируются. Согласованность касается прежде всего составных частей плана и отношений между отдельными планами. С позиции содержания планов можно согласовывать цели, прогнозы, мероприятия, средства, действия лиц, ответственных за планы и сроки. Требуется согласование отдельных планов по степени необходимости, срочности, иерархии, последовательности и гибкости.

    Интеграция планов заключается в согласование планов различных рангов.

    Координация планов – согласование планов одного ранга представляет собой интегрированный подход к планированию работы системы, т. е. разработку взаимоувязанных планов обработки материального потока, стандартов и технических условий на выполнение логистических процедур.

    Экономическое планирование обеспечивает информацией, полезной при оценке общих тенденций цены, стоимости, заработных плат и других расходов. Сетевое планирование включает в себя разработку сетевых моделей и графиков.

    Вопросы логистики должны входить в общий бизнес-план предприятия. Так, в процессе анализа рынка и определения политики необходимо выявить потребности покупателей и выбрать каналы распределений. В процессе оценки различных альтернатив политики и последующего определения наиболее конкурентных стратегий важно учесть все факторы, связанные с поставкой, хранением и продвижением товаров.

    Компании зачастую не включают логистику в корпоративное планирование и поэтому не получают прибыль. Причина заключается в динамичной сущности процесса управления материальными потоками. Логистику в этих предприятиях часто отождествляют со снабжением, трактуют как краткосрочный фактор и мало соотносят с долгосрочным планированием.

    Логистика является как краткосрочным, так и долгосрочным фактором, различия между которыми трудно установить в связи с ее высокой динамичностью. Однако размеры финансовых и материальных затрат на логистику, а также степень ее влияния на конкурентоспособность предприятия требуют четкого установления такого различия там, где необходимо введение элементов логистики в общий бизнес-план.

    8.2. Организация управления службами в логистике

    Успешное управление материальными потоками на предприятии возможно лишь при выделении соответствующей функции. Динамично изменяющаяся ситуация создает объективную потребность у ряда предприятий в создании службы логистики, отсутствие которой приводит к бессистемности и несогласованности в закупках, хранении, ценах, запасах; длительности производственного цикла; организации сбыта; неразберихе в складском хозяйстве.

    Отсутствие структур логистики на предприятиях России скорее результат исторически сложившихся систем управления и неспособности представить службу логистики, чем выраженное нежелание.

    Реализация функции управления материальными потоками в исторически сложившихся структурах управления показана на рис. 8.1. Принципиальный недостаток данной структуры заключается в том, что перечисленные на схеме группы логистических операций соединены в материалопроводящую функцию по традиционному, а не системному методу.

    Рис. 8.1. Традиционная система управления материальным потоком

    Проанализируем данный рисунок в разрезе четырех свойств систем (элементы, связи, организация, интегратив-ные свойства).

    Элементы (операции) есть, однако состав их складывается случайно, т. е. не исключено, что при проектировании сквозного логистического процесса какие-то операции придется добавить, а какие-то исключить.

    Связи между операциями четко не определены и устанавливаются зачастую по случайному закону.

    Организация этих операций в единую функцию специально не осуществляется, нет и носителя этой функции на предприятии. Интегративные свойства таким образом взаимосвязанной и организованной совокупности операций в результате не обеспечивают возможности управления материальными потоками на предприятии. На практике это означает, что логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое – содержанием запаса, третье – сбытом готовой продукции. Цели этих подразделений могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

    Логистический подход предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо выделить специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции. Возможная структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии представлена на рис. 8.2.

    Рис. 8.2. Структура органа управления сквозным материальным потоком

    Предлагаемая структура позволяет выделить на предприятии единую функцию управления сквозным материальным потоком. Идея логистической организации состоит в том, что изменения в одном ее элементе вызывают цепную реакцию изменений в других.

    Выделяют следующие концепции развития организационных структур в логистической организации:

    1) сжатие организационной структуры (сокращение персонала, сетевая организация, группирование функций, оптимизация размеров, отсрочка операций, реинжиниринг бизнес – процессов);

    2) наделение полномочиями;

    3) формирование команд;

    4) профессиональная подготовка (обучение). Логистическая система предприятия функционирует под продуманным и грамотным руководством службы логистики и предполагает взаимодействие сотрудников функциональных подразделений предприятия.

    Работа внешней и внутренней служб на логистическом предприятии строится на основе следующих принципов:

    1) принцип разделения задач. Внешние службы (отделы продаж, маркетинга и сбыта) осуществляют «обработку» покупателей. Внутренняя служба (подразделение логистики) решает задачи обслуживания потребителей;

    2) принцип обслуживания покупателей. Внешняя служба распоряжается исполнением полученного заказа. Система сокращает число дополнительных запросов и снижает интенсивность обмена данными между внешней и внутренней службами при исполнении заказа потребителя;

    3) принцип кооперации. В целях поддержки и разгрузки внешней службы, а также для стимулирования командного духа сотрудники внутренней службы привлекаются к работе с покупателем. Это устраняет традиционное разделение между службой, работающей с потребителями, и службой, исполняющей заказы. Принцип кооперации сохраняет силу только в том случае, когда внешняя и внутренняя службы работают совместно. Важно, чтобы действия сотрудников отдельных подразделений координировались в составе одной команды.

    К организационной структуре как процессу обслуживания потребителей предъявляют ряд требований:

    1) усилия сотрудников функциональных подразделений предприятия, а также имеющиеся ресурсы направляются на создание дополнительной ценности для потребителя;

    2) все средства и ресурсы предприятия, необходимые для выполнения заказов потребителей, доступны независимо от их функциональной принадлежности. Основные виды ресурсов находятся в состоянии постоянной готовности к выполнению требуемых работ, операций, услуг;

    3) деятельность сотрудников функциональных подразделений организуется и ориентируется на осуществление целостного процесса выполнения заказов потребителей.

    Очень важно на предприятии создать систему управления логистическим персоналом.

    Специалистов по логистике можно подразделить на две категории:

    1) тактики, хорошо владеющие необходимыми навыками работы (компьютерная грамотность, знание информационных систем, складского оборудования и транспортных средств);

    2) стратеги, обладающие высокими аналитическими способностями и хорошими способностями к коммуникации, владеющие навыками планирования, организации и управления.

    Задача специалиста по логистике – достижение продуктивных рабочих отношений со специалистами других функциональных подразделений предприятия. Для эффективного решения задач в области обслуживания потребителей специалисты по логистике имеют непосредственный доступ ко всем видам и уровням информации.

    Специалист по логистике должен располагать официальными полномочиями своей должности в иерархии управления предприятием. Это дает ему право принимать решения. Специалист по логистике располагает также полномочиями, связанными с его интеллектом, опытом и способностями к налаживанию межличностных отношений между сотрудниками функциональных подразделений предприятия. Такие полномочия выражаются в степени влияния специалиста по логистике на решение вопросов, находящихся за пределами формальных отношений.

    Руководитель службы логистики подчиняется напрямую одному из заместителей генерального директора или непосредственно генеральному директору. Таким образом, руководитель службы логистики получает достаточно высокий статус и полномочия, а также относительную независимость от руководителей других функциональных служб и подразделений предприятия.

    Каждый сотрудник в иерархии управления имеет как руководителя, так и подчиненных (принцип единоначалия). Сотрудник подчиняется только одному руководителю и получает приказы только от него. Каждый сотрудник должен четко знать свое место в организационной структуре управления предприятием.

    Интересы предприятия имеют приоритет перед интересами отдельной личности, представляющей конкретное функциональное подразделение предприятия. Решения принимаются только с точки зрения достижения глобальных целей предприятия, а не отдельной личности.

    Принципы управления логистическим персоналом:

    • стимулирование самостоятельности и предприимчивости – поощряется творческий подход и оправданная степень риска в процессе выполнения должностных обязанностей персоналом службы логистики;

    • связь с жизнью, ценностное руководство – поддержка устойчивых традиций предприятия при личном участии высших руководителей;

    • верность своему делу – перемены происходят в том случае, когда сотрудники функциональных подразделений признали их необходимость, сами принимали решения в пользу перемен и выбирали их направления.

    Производительность труда логистического персонала определяется отношением объема полученного дохода к среднесписочному числу логистических работников, занятых на предприятии.

    При разработке механизмов управления логистическими структурами на предприятии не следует забывать, что данная служба тесно взаимодействует с другими, не менее важными и значимыми для предприятия структурами.

    8.3. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации

    Логистические затраты – это совокупность затрат на управление движением материальных потоков по всей логистической системе – от поставщиков сырья, через производственное предприятие до конечного потребителя.

    Для определения эффективности логистической системы предприятия проводится сравнение внутренних и внешних затрат. Определяется, какие виды деятельности выполняются лучше, чем у других производителей, сравнивается структура логистических затрат на данном предприятии и у его конкурентов.

    Логистические затраты классифицируют по следующим признакам:

    1. По степени создания добавленной стоимости:

    1) продуктивные затраты – затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности;

    2) затраты на поддержание логистического бизнеса – сами по себе создают ценности, но они являются необходимыми (на транспортировку, оформление заказов, ведение учета продукции);

    3) убыточные затраты – затраты на работы, которые не могут дать результатов (на простой оборудования);

    4) затраты на контроль – затраты на мероприятия, для предотвращения нежелательных результатов обслуживания потребителей.

    2. По механизму отнесения на конкретный носитель:

    1) прямые затраты – затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный носитель (продукт, группу изделий, заказ);

    2) косвенные затраты – затраты, которые могут быть отнесены на носитель только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.

    3. По связи с объемом производства:

    1) переменные затраты – затраты, зависящие от объема производства (на переналадку, размещение заказа, хранение или складирование запасов во времени);

    2) постоянные затраты – затраты, не зависящие от изменения объема исполняемых заказов внутренних и внешних потребителей;

    3) полные затраты – отнесенная на определенный объект (продукт, группу продуктов, заказ, место возникновения затрат, сферу производства) общая сумма затрат, как зависящих, так и не зависящих от объема исполняемых заказов;

    4) частичные затраты – относимые на определенный объект части затрат, выделенные по определенным признакам. Эти затраты, как правило, зависят от объема выполняемых заказов;

    5) фактические затраты – затраты, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых заказов потребителей и равные объему потребленных ресурсов, умноженному на действующие цены на эти ресурсы;

    6) нормальные затраты – средние затраты, приходящиеся на определенный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме обслуживания. Эти затраты равны фактическому объему потребленных ресурсов, умноженному на их средние цены;

    7) плановые затраты – затраты, рассчитанные для определенного логистического объекта и определенного периода при заданных программе обслуживания, объеме заказов потребителей и технологии. Эти затраты равны запланированному объему потребления ресурсов, умноженному на их плановые цены;

    8) затраты упущенных возможностей – характеризуют упущенную выгоду. Она связана с тем, что ограниченный объем ресурсов может быть использован только определенным образом, что исключает применение другого возможного варианта, обеспечивающего получение прибыли;

    9) трансакционные затраты – затраты, связанные с оформлением закупок.

    Рассмотрим отдельные виды логистических затрат.

    Затраты на содержание запасов. Эти затраты состоят из стоимости выполнения заказа и стоимости хранения запасов.

    Затраты на формирование и хранение запасов связаны с отвлечением оборотных средств в запасы продукции, а затраты на хранение запасов – с хранением запасов на складе, их погрузкой и разгрузкой, страхованием, убытками от мелких краж, порчи, устаревания, выплаты налогов. Также учитываются альтернативная стоимость капитала, связанного с запасами или вложенного в них, затраты на страхование, заработную плату складского персонала сверх нормативного количества, процент на капитал и др.

    Затраты, связанные с хранением единицы запаса:

    1) складские затраты (плата за площадь, энергоснабжение, отопление, воду, канализацию);

    2) заработная плата складского персонала;

    3) налоги и страховые взносы, зависящие от стоимости запаса;

    4) плата за производственные фонды;

    5) потери от иммобилизации средств в запасах;

    6) издержки вследствие порчи продукции, ухудшения качества, уценки, списания, естественной убыли от усушки, утруски, морального старения, кражи;

    7) затраты на регламентные работы, проводимые с хранимой продукцией;

    8) оплата персонала, связанного с инвентаризацией, профилактикой, осмотром и уборкой склада;

    9) затраты на регистрацию поступающих требований (заявок и заказов);

    10) затраты на подготовку кадров;

    11) затраты на комплектацию продукции и ее упаковку. Издержки, связанные с дефицитом запасов, имеют место тогда, когда нет в наличии необходимых видов продукции. Например, недополученные поступления от сбыта, дополнительные затраты, вызванные задержками в производстве продукции, штрафы, налагаемые за срыв сроков поставки продукции заказчикам.

    Дополнительные затраты при дефиците запасов:

    • издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой отправки заказанной продукции) – дополнительные затраты на продвижение и отправку того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся запасов продукции;

    • издержки в связи с потерей сбыта – имеют место тогда, когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой на другое предприятие (такие затраты измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки);

    • издержки в связи с потерей заказчика – возникают в случаях, когда отсутствие запасов продукции оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает искать другие постоянные источники снабжения. Такие затраты измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с предприятием.

    Способы минимизации суммарных затрат на хранение запаса:

    • снизить до минимально возможного уровня постоянные затраты на каждое пополнение запаса (что позволит снизить средние уровни запасов с соответствующим снижением альтернативных затрат капитала, вложенного в запасы);

    • при определенных постоянных затратах на каждое пополнение оптимизировать средний уровень хранения запасов, чтобы минимизировать суммарные затраты на хранение запасов за определенный период (суммарные затраты на пополнение плюс альтернативные затраты капитала).

    Затраты, связанные с качеством продукции. Эти затраты подразделяют на производственные и непроизводственные.

    Производственные затраты, связанные с качеством, делятся на три группы:

    1. Затраты на предупреждение возникновения дефектов – это затраты на любое действие, принимаемое в целях выявления, предупреждения или уменьшения риска несоответствия продукции требованиям качества, а именно:

    1) на маркетинг и маркетинговые исследования;

    2) планирование качества;

    3) контроль качества конструкторской и технической документации;

    4) производственную проверку конструкции на надежность и безопасность;

    5) разработку, внедрение методов статистического контроля, анализа и регулирования технологического процесса, в том числе применение компьютеров;

    6) работы по стандартизации (разработка стандартов предприятия, нормативной документации, рабочих конструкций по обеспечению функционирования систем качества;

    7) метрологическое обеспечение производства (проверка и ремонт средств измерения);

    8) автоматизацию рабочих мест;

    9) техническое обучение и повышение квалификации работников предприятия;

    10) контроль комплектности, консервации, маркировки и упаковки продукции;

    11) контроль условий хранения и транспортировки готовой продукции;

    12) проведение пусконаладочных работ (шефмонтаж оборудования).

    2. Затраты на контроль и оценку качества продукции – затраты на определение соответствия продукции заданным параметрам. Они включают в себя затраты:

    1) на входной контроль;

    2) операционный контроль;

    3) приемочный контроль и испытания готовой продукции.

    3. Издержки от брака – это потери, связанные с тем, что не достигнуто требуемое качество. Они делятся на внутренние и внешние затраты.

    Затраты на внутренние издержки образовываются внутри предприятия в связи с несоответствием продукции требования качества на любой жизненной стадии ее цикла развития и состоят из затрат:

    1) на анализ и оценку дефектных изделий, выявленных в процессе производства;

    2) ремонт дефектных изделий;

    3) переработку отходов;

    4) повторные испытания, контроль, проектирование и т. д.;

    5) обучение.

    Затраты на внешние издержки возникают после поставки дефектной продукции и включают в себя затраты:

    1) от брака, выявленные в сфере эксплуатации продукции;

    2) на дополнительные хозрасчетные издержки и потери, связанные с выпуском некачественной продукции.

    Помимо производственных затрат существует группа непроизводственных затрат, связанных с качеством. Они включают в себя затраты:

    1) на подтверждение качества и предоставление потребителю дополнительных объективных доказательств качества;

    2) испытания продукции в специальных сторонних организациях;

    3) демонстрационные испытания в рекламных целях;

    4) сервисное обслуживание.

    На предприятиях должен производиться постоянный анализ затрат на обеспечение качества, который преследует следующие цели:

    1) выбор оптимального решения всех частных вопросов в системе качества;

    2) учет экономического эффекта в программах и планах мероприятий по качеству;

    3) оценка окупаемости затрат;

    4) установление очередности совершенствования систем качества, мотивации работ в области качества.

    Затраты на складскую деятельность. Затраты хранения связаны с обеспечением сохранности продукции. Они являются дополнительными затратами, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. носят производительный характер. Однако производительными затратами они будут только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического процесса. В затраты хранения входят:

    • затраты по содержанию складов;

    • заработная плата складского персонала;

    • недостача продукции в пределах норм естественной убыли;

    • административно-управленческие и другие расходы. Складские затраты определяют по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов.

    Задачи минимизации складских затрат:

    • определение оптимального числа ступеней складирования;

    • определение оптимального числа складов на каждой ступени;

    • установление местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие затраты;

    • нахождение рационального распределения мест поставки.

    Перечень затрат, необходимых для эксплуатации склада:

    1) затраты на планирование загрузки и работы персонала склада;

    2) расходы на ввод в эксплуатацию и апробацию;

    3) годовые расходы на межскладские перемещения;

    4) денежные расходы, списываемые на издержки;

    5) затраты на необходимые начальные запасы продукции.

    Затраты на транспортировку. Это затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до местонахождения покупателей; являются дополнительными затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Транспортные затраты включают в себя оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов.

    Затраты, связанные с транспортировкой продукции от продавца к покупателю:

    1) расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции по количеству и качеству, отбор проб, упаковка);

    2) расходы на погрузку продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика;

    3) оплата тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт;

    4) оплата тарифов на погрузку груза на магистральные транспортные средства;

    5) оплата стоимости транспортировки продукции международным транспортом;

    6) оплата страхования груза при доставке;

    7) оплата таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы;

    8) расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки;

    9) расходы по выгрузке груза в пункте назначения;

    10) расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного назначения.

    Основные направления снижения затрат на перевозки:

    • снижение затрат на топливо путем выбора оптимальных мест заправки с учетом стоимости топлива в различных странах;

    • снижение затрат на «суточные» и «квартирные» путем нормирования времени выполнения рейса;

    • уменьшение расходов на дорожные сборы за счет выбора оптимального маршрута, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;

    • повышение производительности труда. Затраты по завозу продукции включают в себя:

    • оплату тарифов и сборов транспортных предприятий при завозе продукции на торговые предприятия. Тарифы рассчитываются как произведение средней тарифной ставки за 1 т груза данного класса (при установленном среднем расстоянии) на массу груза;

    • сборы транспортных предприятий на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также за подачу и уборку транспортных средств (автомобилей, вагонов);

    • оплату транспортно-экспедиционного обслуживания и других услуг;

    • затраты на содержание собственного транспорта. К затратам по отправке продукции относятся:

    • расходы по оборудованию транспортных средств;

    • издержки по переадресовке грузов;

    • сборы транспортных организаций;

    • расходы по оплате счетов сторонних организаций;

    • расходы по оплате погрузочно-разгрузочных работ и услуг при отправке продукции с предприятий оптовой торговли.

    Себестоимость перевозок – выраженная в денежной форме величина эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта.

    Себестоимость перевозки 1 т груза складывается из затрат:

    1) на погрузку-разгрузку;

    2) транспортирование;

    3) ремонт и содержание автомобильных дорог;

    4) организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах;

    5) складское хранение груза;

    6) подготовку груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ.

    Рассмотренные и многие другие виды затрат формируют себестоимость изделия.

    Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме затраты, связанные с использованием в процессе производства основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда, а также другие затраты на производство и реализацию продукции.

    Рекомендуется следующая группировка затрат по калькуляционным статьям:

    1) сырье и материалы;

    2) покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;

    3) возвратные отходы (вычитаются);

    4) топливо и энергия на технологические цели;

    5) основная заработная плата производственных рабочих;

    6) дополнительная заработная плата производственных рабочих;

    7) налоги и отчисления в бюджет, сборы и отчисления местным органам власти;

    8) износ инструментов и приспособлений целевого назначения;

    9) общепроизводственные расходы;

    10) общехозяйственные расходы;

    11) потери от брака;

    12) коммерческие расходы.

    Себестоимость продукции является одним из факторов формирования прибыли. Между величиной прибыли и себестоимостью существует обратная функциональная зависимость. При росте затрат на реализованную продукцию более высокими темпами, чем выручка, рентабельность продаж снижается, и наоборот. Себестоимость реализованной продукции не равна себестоимости продукции произведенной. Различия в темпах роста себестоимости произведенной и реализованной продукции показывают тенденции изменения рентабельности продаж в следующем периоде, когда будут реализованы остатки готовой продукции отчетного периода. Так, если себестоимость произведенной продукции увеличивалась более медленными темпами, чем реализованной, то можно предположить, что в следующем периоде при прочих равных условиях рентабельность продаж повысится. Этапы анализа себестоимости:

    1) сопоставление затрат на произведенную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации;

    2) оценка эффективности использования каждого вида ресурсов;

    3) анализ затрат на 1 руб. произведенной (реализованной) продукции;

    4) анализ выручки на 1 руб. вложенных средств.

    Эти показатели обеспечивают наглядную связь с прибылью – повышение затрат ведет к снижению прибыли с каждого рубля вложенных средств, и наоборот.

    Достоинство этих показателей состоит в том, что они универсальны – их можно использовать в любой отрасли и охватывать как всю продукцию, так и отдельные ее виды.

    Недостаток показателей – на них может оказывать влияние множество факторов как субъективного, так и объективного характера, т. е. не зависящих от качества работы предприятия.

    Для снижения себестоимости на предприятиях проводится анализ затрат. При этом используют различные методы:

    1) стратегический анализ – сравнение положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с другим, занимающимся аналогичным видом деятельности;

    2) функционально-стоимостный анализ – метод, основанный на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснения возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.

    Принципы контроля над логистическими затратами: 1) усилия концентрируются на контроле затрат в местах их возникновения;

    2) данные по разным видам затрат обрабатываются по-разному;

    3) эффективным путем к сокращению затрат является сокращение видов деятельности (процедур, работ, операций). Попытки снизить уровень дополнительных затрат редко бывают эффективными. Нельзя пытаться выполнить с низким уровнем затрат то, что не нужно было делать вовсе;

    4) деятельность предприятия должна оцениваться в целом. Для экономической оценки бизнеса нужно иметь представление о том, как снижение затрат в одной области повлияет на производительность в другой;

    5) недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявить механизм их образования и влияние внешних факторов.

    Способы снижения уровня логистических затрат:

    1) проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых скидок;

    2) поиск более дешевых заменителей ресурсов;

    3) выявление путем анализа и пересмотра цепи поставок тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, и их исключение;

    4) компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;

    5) улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок. Например, координация деятельности предприятия и его партнеров в области своевременной доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции;

    6) проведение регулярного внутреннего аудита с последующим выявлением резервов для улучшения использования ресурсов предприятия;

    7) обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок путем привлечения инвестиций в бизнес;

    8) повышение уровня подготовки сотрудников путем участия в тренингах, курсах повышения квалификации, проведение аттестаций;

    9) использование прогрессивных методов оплаты труда (премирование за достижение и перевыполнение плановых показателей);

    10) оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров).

    8.4. Особенности логистики в отраслевых сферах

    Логистика в оптовой торговле. С точки зрения логистики наиболее значимыми участниками процесса товародвижения являются оптовое и транспортное звенья.

    Совершенствование логистики в оптовой торговле может осуществляться по двум направлениям, первое из которых предусматривает развитие опта во взаимосвязи с технико-технологическим и организационным совершенствованием всей системы товародвижения. Второе направление предусматривает совершенствование внутри складских грузоперерабатывающих систем.

    Наличие второго направления обусловлено тем, что предприятия оптовой торговли сами по себе представляют складские грузоперерабатывающие системы. Применение логистического подхода к управлению товарными потоками в пределах этих систем является важным слагаемым повышения эффективности функционирования оптового звена. Следует отметить, что внутрискладская логистика в оптовой торговле на начало рыночных преобразований широкого развития не имела. Уровень механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ не превышал 11 % (продовольственные товары). Лишь на некоторых оптовых базах была внедрена механизация внутрискладских работ с применением вилочных электропогрузчиков и технологии работы с пакетированными грузами. В настоящее время транспортно-складские затраты при доставке грузов массового потребления составляют более 40 % стоимости груза. В странах с развитой логистикой эти затраты не превышают 15 %.

    Оптовые предприятия в процессе реализации товаров могут выполнять работы по логистическому сервису: хранение товаров, транспортировку, экспедирование грузов, фасовку, обработку, подсортировку, маркировку товаров машиночитаемыми кодами. По данным зарубежных источников, при развитом рынке в структуре предоставляемых оптовыми предприятиями платных услуг на первом месте находятся транспортные, затем услуги по хранению, маркировке, сортировке и упаковке товаров. На оптовых предприятиях Российской Федерации перечисленные услуги, за исключением хранения, пока не получили широкого развития.

    Существенные резервы повышения эффективности оптовой торговли Российской Федерации связаны с совершенствованием информационных технологий и систем, обслуживающих процессы товародвижения. В настоящее время кодирование и маркировка грузовых единиц штриховыми машиночитаемыми кодами и соответственно автоматизированная идентификация этих кодов не применяются. Не применяются также стандартные этикетки EAN для грузовых пакетов.

    Логистика в розничной торговле. Совершенствование розничной торговли, так же как и оптовой, с точки зрения логистики, следует рассматривать как совершенствование звена системы товародвижения. Объектом рационализации в этом случае является вся совокупность участников движения. Розничное звено совершенствуется до такой степени, в которой это необходимо с точки зрения общей стратегии, избранной для совершенствования всей системы.

    Решения логистического характера принимаются на стадии проектирования магазинов, помещения которых должны удовлетворять требованиям сквозных технологических процессов. С учетом требований должны выбираться:

    • размеры площадей отдельных помещений и технологических зон;

    • ширина дверных проемов;

    • высота и площадь разгрузочных рамп;

    • планировка торговых залов.

    Гармонично вписывается в сквозную товаропроводящую систему и комплекс оборудования магазина.

    Основные принципы организации торгово-технологических процессов в магазине:

    1) соответствие торгово-технологического процесса научно-техническому уровню;

    2) создание максимальных удобств для покупателей;

    3) достижение наиболее рационального использования материально-технологической базы торговых предприятий;

    4) создание для работников торговых предприятий благоприятных условий, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

    5) обеспечение полной сохранности товарно-материальных ценностей;

    6) достижение высокой экономической эффективности торгово-оперативной деятельности различных предприятий.

    Все компоненты производительных сил магазина – помещение, технологическое оборудование, кадры, информация, товары и обращающаяся тара – должны быть увязаны в единую систему, которая, в свою очередь, должна быть ввязана в общую систему товародвижения.

    Транспортные организации. Существенное влияние на стоимость продвижения товаров к конечному потребителю оказывает организация их транспортировки в процессе распределения. В странах с развитой логистикой перевозками занимаются, как правило, специализированные транспортные компании. На начало рыночных преобразований транспортировка в Российской Федерации также осуществлялась в основном специализированными транспортными предприятиями. В настоящее время имеет место широкая практика самостоятельного выполнения не свойственных оптовой торговле транспортных работ. В результате при выполнении большинства автомобильных перевозок коэффициент использования пробега не превышает 0,5, не обеспечивается полное использование грузоподъемности транспорта.

    Выводы

    1. Стратегическое управление логистикой – деятельность, связанная с постановкой целей и задач логистической системы предприятия и поддержанием взаимоотношений между предприятием и внешней средой, которые дают возможность предприятию добиться своих целей, соответствуют его внутренним ресурсным возможностям и позволяют оставаться восприимчивым к факторам внешней среды.

    2. Идея логистической организации состоит в том, что изменения в одном ее элементе вызывают цепную реакцию изменений в других.

    Выделяют следующие концепции развития организационных структур в логистической организации: сжатие организационной структуры, наделение полномочиями, формирование команд, профессиональная подготовка (обучение).

    3. Логистические затраты – совокупность затрат на управление движением материальных потоков по всей логистической системе – от поставщиков сырья, через производственное предприятие до конечного потребителя.

    Для снижения себестоимости на предприятиях проводят анализ затрат с помощью следующих методов:

    1) стратегический анализ – сравнение положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с другим, занимающимся аналогичным видом деятельности;

    2) функционально-стоимостный анализ – метод, основанный на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснения возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх