• Первые шаги «эмбрионального трудоустройства»
  • Карьеру я начал с падения – следственный эксперимент в Санкт-Петербурге
  • Я – артист, мое место в буфете. Реальные возможности для выпускников
  • Когда воробей клюет слона. Молодой кандидат на большую должность
  • А есть ли у нас план?
  • Я б в логистики пошел – пусть меня научат…
  • Кто такой бренд-менеджер
  • Не отдадим наше право налево, или где нас ждут
  • Напиши мне, мама, в Египет. О прелестях работы в западных и наших компаниях
  • Если вы нацелены на работу в иностранной компании
  • Если вы остаетесь патриотом
  • Глава 1

    Сегодня студент, завтра – кандидат

    Первые шаги «эмбрионального трудоустройства»

    Несмотря на обилие заверений в востребованности молодых специалистов, большинство из них, покидая стены учебных заведений, испытывают шок. Неудивительно. Эйфория от получения диплома уже прошла, а найти работу, оказывается, не так легко, как представлялось.

    Чтобы и вы не оказались в плену иллюзий о повышенном спросе на молодые дипломированные кадры, давайте разберемся, где здесь – миф, а где – реальность.

    Миф 1. Спрос превышает предложение.

    На практике. Молодые дипломированные специалисты востребованы в сфере продаж, потому что там спрос в принципе будет всегда – такова специфика этой сферы. Заметим: он превышает предложение независимо от возраста и стажа кандидата и, кстати, независимо от полученного образования. А вот есть ли спрос в других сферах деятельности – большой вопрос. Исключение сегодня составляют «технари», которые в последнее время действительно идут нарасхват, и «узкопрофильные» выпускники, к примеру, фармацевтических факультетов: пока их количество не покрывает потребности рынка (розничные сети аптек, дистрибьюторские компании и др.). К этому короткому списку можно добавить предприятия нефтегазовой отрасли и еще некоторые весьма специфичные – конечно, при условии наличия у вас диплома профильного вуза.

    Миф 2. С дипломом найтиработу по специальности проще.

    На практике. С дипломом вероятность трудоустройства действительно возрастает, так как работодатель хочет видеть на рабочем месте специалиста, способного, во-первых, быстро адаптироваться и обучаться, во-вторых, умеющего систематизировать и анализировать информацию. Но, как это ни печально, сам по себе диплом на рынке труда особого веса не имеет. В дополнение к нему не мешает иметь опыт работы.

    Миф 3. Чтобы сделать карьеру, необходимо пройти в компании путь «с нуля». Работа торгового представителя или мерчендайзера не самый плохой старт.

    На практике. Без сомнения, есть компании – в основном, в сфере РМСС,[1] – которые планируют карьеру сотрудников именно по принципу «Сегодня вы торговый агент, а завтра – директор». Вопрос в другом: не лукавство ли это? Не получается ли так, что используется дешевая рабочая сила на не очень популярных должностях? Практика обычно показывает именно это: в большинстве случаев ваша карьера в данной компании так и закончится на этапе перекладывания товаров и т. п.

    Миф 4. «Химикам» и гуманитариям найти работу сложнее. Банковские специалисты в связи с развитием отрасли «обречены» на карьерный рост.

    На практике. По поводу «химиков» уже можно и поспорить, так как некоторые отрасли экономики за последние пять лет получили бурное развитие (например, нефтегазовая отрасль, производство строительных материалов, фармацевтика). Да и гуманитарии во все времена отличались умением приспосабливаться к обстоятельствам. Та к что в плане поиска работы их шансы с «технарями» примерно равны. Развитие же банковской отрасли подразумевает, прежде всего, рост потребительского кредитования как услуги. Рассчитывать начинающему менеджеру однозначно придется на позицию клерка или менеджера по работе с клиентами (для которой, кстати, специального образования не требуется), а дальней шее продвижение по службе зависит только от него. Некоторые банки действительно делают благое дело, формируя программы для молодых специалистов и проводя стажировки. Тем не менее, они отчетливо понимают, что являются «кузницей кадров» для вчерашних или сегодняшних студентов и изначально готовы к большой ротации.

    Вывод: выяснив, что самые активные компании по набору молодых и дерзких работают в сфере РМСС, успокоим себя тем, что действуют они так не только из меркантильных соображений (понятно, что стартовые условия у молодых-без-опыта ниже), а еще и из глубоких идеологических. Многие предпочитают растить кадры внутри фирмы и самостоятельно, чтобы потом не тратить время на переподготовку. Верно и другое – специфическому бизнесу, например, консалтинговым компаниям, найти готового специалиста с требуемыми навыками и умениями трудно. Вот и стараются добросовестные крупные организации, предлагают выпускникам разные программы подготовки и развития, после которых те занимают менеджерские позиции.

    Помните об одной маленькой поправке: это предлагают многие западные компании и единицы российских. Так, хорошо известен выпускникам вузов опыт компании КпПеуег, набирающей ежегодно 6–8 молодых специалистов для двухлетней программы стажировки. За это время молодые люди успевают поработать в разных департаментах компании, принять участие в различных проектах и тренингах. Ко всему этому прилагается еще и неплохое жалование (800-1000 евро), что, безусловно, радует больше, чем работа менеджером по продажам – без оклада, но с единым проездным – в фирме, благосклонно предоставившей возможность «набирать опыт».

    Карьеру я начал с падения – следственный эксперимент в Санкт-Петербурге

    Хорошо, если кто-то сумел определиться с местом работы в процессе обучения. Те же, кому этого по разным причинам сделать не удалось, пытают счастья на специализированной ярмарке вакансий для выпускников вузов и специалистов с опытом работы. Чтобы ощутить все прелести поиска работы в роли неискушенного и не лишенного амбиций среднестатистического выпускника вуза, нужно попытаться поставить себя на его место и пройтись по работодателям. Что же они нам скажут?

    Для начала – организации, предлагающие свои вакансии: «Красный Октябрь», «Пекарь», «Сладко», магазины «Лента», «Патэрсон», УВД на метрополитене, Сбербанк, несколько кадровых агентств и многие другие организации. Какие же рабочие места предлагали участники ярмарки?

    • Торговый представитель.

    • Менеджер по продажам.

    • Супервайзер, мерчендайзер.

    • Водитель.

    • Секретарь, офис-менеджер.

    Вот «горячая пятерка» вакансий, которые были обнаружены на этой специализированной ярмарке. Ради того ли, коллеги, мы учились столько лет, когда все эти профессии можно освоить на курсах за несколько месяцев или в процессе обучения и стажировки прямо на рабочем месте? Разговоры с работодателями оптимизма не прибавили. Многие из них начинали весьма цинично подсчитывать, сколько квадратных метров занимает стажер, сколько чернил он использует, сколько воздуха вдыхает, а за это все платить надо! Потому и вопросы были коротки.

    – Вам работа нужна?

    – Да, нужна.

    – Менеджер по продажам сталедавильного оборудования. В обязанности входит: поиск клиентов; обзвон затерянных в глуши регионов; беготня по предприятиям в надежде увидеть первое лицо конторы или хотя бы лицо, которое в состоянии говорить; заключение договоров; выписка поддельных счетов-фактур; отгрузка оборудования при условии, что его еще не изготовили; разрешение конфликтов и прием рекламаций от клиентов, которым отгрузили по липовым накладным, а отправили тем, кто ждал еще дольше, и т. п.

    – Простите, но я специалист по логистике…

    Вот и славно! С логистикой у нас вообще завал, склад не работает третий месяц, транспорт стоит в ремонте, все эти проблемы решает менеджер по продажам. Правда, вы можете пока претендовать на позицию ассистента менеджера.

    – Да, но я…

    – Так, вам работа нужна? А то идите – учитесь дальше, без опыта все равно никуда не возьмут.

    Примерно такой диалог, конечно, утрированный здесь для большей выразительности, можно услышать практически у каждой стойки.

    Так или иначе, а начинать приходится почти с нуля, и только потом, наработав соответствующие навыки и приобретя опыт, можно рассчитывать на удовлетворение своих мечтаний. Многие работодатели оценивают наличие высшего образования как не более чем преимущество при приеме на работу. Вполне справедливо считается, что факт обучения в вузе позволяет ожидать от соискателя широкого кругозора и уровня ответственности, позволяющих трезво оценивать ситуацию и принимать продуманные и взвешенные решения. Но в любом случае бесценным оказывается опыт профессиональной деятельности, приобретя который можно действительно считаться настоящим специалистом.

    Я – артист, мое место в буфете. Реальные возможности для выпускников

    1. Многие компании заинтересованы в приеме на временную работу. Связано это с необходимостью заменить отсутствующих сотрудников (болезни, отпуск, командировки), а также с пиком активности в фирме, осуществлением краткосрочных проектов и т. д. Такая работа предполагает трудоустройство на период от нескольких часов до нескольких месяцев. Чтобы приобрести минимальный опыт, совсем не обязательно дожидаться окончания вуза. Это позволит вам, коллеги, выглядеть не так бледно на пороге работодателя и исключить вероятность «шантажа», описанного в предыдущем разделе. Кроме того, это отличная возможность за короткое время понять особенности работы в разном бизнесе, присмотреться к стилям руководства и видам организационного устройства и принять участие в реалити-шоу «Я и мои коллеги».

    Где искать подобные вакансии? Обращаться нужно в крупные рекрутинговые компании и спрашивать там, имеют ли они такое направление.

    2. Программы стажировок – это не только возможность работать целый день во время каникул, но и реальный шанс подобрать себе будущего работодателя. Имейте в виду, коллеги, поскольку речь идет о лете, отбор начинается уже весной. Соответственно, анкету надо подавать в феврале-марте. Требования же к кандидатам достаточно строги, в процессе отбора соискатели проходят индивидуальные и групповые интервью, тестирование, деловые игры. Не избежать и пристальной оценки личностных качеств. Помочь организовать стажировку может альма-матер: в некоторых вузах это обязательное условие обучения. Если не относиться к этому как к постановке «галочки», вы можете проявить изобретательность и обратиться в интересующие вас компании напрямую.

    3. Программы набора молодых специалистов на постоянные позиции в крупные компании. Интересно, что помимо постоянства работы это еще и образовательная программа, охватывающая все департаменты и подразделения компании. Для того чтобы претендовать на такую программу, нужно быть выпускником или специалистом со стажем не более двух лет. Практика набора предполагает стажировку специалистов в разных отделах и подразделениях компании. Таким образом, вы имеете возможность определить именно свою нишу, а в ситуации отсутствия таковой – получить возможность открыть новое направление или проект развития. Именно так повезло нескольким моим коллегам в любимой нами компании. Группа стажеров-энтузиастов с воодушевлением «болталась» по разным департаментам, а результатом этих идеологических «болтаний» явилось открытие страховой компании, которую возглавил молодой и дерзкий выпускник, прежде не имевший к этой сфере никакого отношения.

    Единственный минус подобных программ – они реализуются весной и осенью каждый год в основном западными фирмами (Procter amp; Gamble, ВАТ, McDonalds). Небольшой плюс в том, что количество таких компаний возрастает, и к ним уже присоединились некоторые российские организации («Протек», «Энергомашкорпорация», «Альфа-Банк»).

    4. До сих пор были конкретные способы, но есть и общие. Не важно, обращаетесь ли вы к рекруте-рам (о тех, кому вы будете интересны, см. главу 4) или напрямую к работодателю, проходите ли практику или совершенствуете мастерство, чтобы предстать во всей красе перед руководителем компании, о которой мечтали с детства… Как бы то ни было, ваши личностные особенности, задор, креатив и смелость пока будут здорово перевешивать стаж и опыт. Вот за этим-то капиталом многие работодатели и встают в очередь. Выбирая соответствующую компанию или отрасль, в которой основной актив – творческий подход к делу и «незашоренность», оцените свои перспективы на ближайшие год-два. Если после этого задор не исчезнет без следа, смело переступайте порог работодателя.

    Когда воробей клюет слона. Молодой кандидат на большую должность

    У вас, наверное, возникает резонный вопрос: а где искать эти самые вакансии для получения минимального опыта? Может, вы не поверите, но вариантов множество. Важно только жить с широко открытыми глазами. Если вы, коллеги, студенты вуза – вам проще. Читайте доски объявлений – они буквально пестрят предложениями о работе, причем ориентированной именно на студентов, для которых самое главное – гибкий график. В некоторых вузах успешно функционируют центры занятости – узнайте, есть ли таковой у вас. Это и стройбригады, и педагогические отряды, в которых трудятся каждый год сотни студентов. Все это – небольшие, но уверенные шаги вверх по карьерной лестнице.

    Вакансии, не требующие специальных навыков, также предлагают в специализированных изданиях по трудоустройству, в молодежных центрах труда и занятости, на биржах труда, а также на регулярных окружных ярмарках вакансий (о том, когда они проводятся, можно узнать из местной прессы или просто позвонить в управу). Если у вас есть возможность воспользоваться Интернетом – сделайте это.

    Предприятия питания и некоторые другие организации предпочитают размещать объявления о найме прямо на собственных дверях. Такой «прямой» способ трудоустройства тоже вам подойдет. Ну и, конечно, не забывайте поспрашивать друзей, знакомых и родственников: быть может, ваш трудовой запал и энтузиазм будут кем-то востребованы.

    Говоря о молодежных вакансиях, нельзя не предостеречь от ошибок, свойственных и более опытным соискателям. Речь идет о предложениях от представителей «сетевого маркетинга». Человеку неискушенному такое, например, объявление может показаться привлекательным: «Требуются молодые и энергичные люди для работы в офисе (с людьми, с документами и т. п.). Опыт работы не требуется. Оплата от 500 долларов». Не клюйте на такую удочку! Ну не могут платить неопытному юнцу такие деньги, причем неизвестно за что.

    Прочерк в графе «опыт работы» не столь страшен, как это может показаться на первый взгляд. Но почему же работодатели, которые предлагают вакансии среднего звена (секретари, помощники юристов, компьютерщики), не спешат навстречу молодым? Дело в том, что перед каждым руководителем встает следующая проблема: на одной чаше весов – ваша молодость, высокая работоспособность, желание учиться новому. На другой – полное отсутствие опыта работы (вот почему важно иметь хоть какой-нибудь трудовой стаж!), наивность в профессиональных вопросах, зачастую неумение адаптироваться в коллективе. И каждый босс решает эту проблему по-своему. Специалисты в области управления человеческими ресурсами не раз проводили опросы руководителей на тему «Молодые кадры». И что вы думаете? Большинство работодателей не торопится брать на работу студентов и выпускников даже не потому, что у них нет опыта работы! Просто так уж получается по жизни, что инфантильные молодые люди, которые ждут получения диплома, а потом уже принимаются искать себе место под солнцем, проигрывают своим конкурентам-работягам. У этих «недорослей» неопределенная жизненная позиция, неясные представления о возможной работе и карьере и при этом непомерные амбиции в плане заработной платы.

    Начинать нужно с малого – ведь все мы когда-то с чего-то начинали. И чем раньше вы определитесь со своим трудоустройством, чем раньше получите бесценный опыт работы, тем проще вам в дальнейшем будет найти дело и по специальности, и по душе.

    А есть ли у нас план?

    Словосочетание «планирование карьеры» уже само по себе способно вызвать тоску и отчаяние. Но здесь речь не о графиках и диаграммах. И уж если мы – молодые и начинающие менеджеры, то применить свои навыки целесообразно прямо в личном планировании.

    Существует расхожая фраза, что искать работу – это тоже работа. Многие издания, посвященные этому увлекательному процессу, рекомендуют ходить за газетами, выделять время для переписки с работодателями и совершать другие мероприятия по плану и установленному графику. В этом есть резон.

    Во– первых, вы, коллеги, как менеджеры проекта «Трудоустройство», должны видеть не только конечный результат, но и промежуточные этапы своей деятельности, во-вторых, если намерены выступить организатором бизнес-процессов в какой-либо компании, начните с организации важного для вас процесса, в-третьих, ваш проект не должен растягиваться на долгие месяцы-годы. Выработав план действий, вы всегда будете в состоянии его откорректировать и усовершенствовать, что здорово пригодится в момент перехода на новую работу.

    Основная проблема, судя по личному опыту, заключается в выборе ориентиров и промежуточных этапов. Не будем расписывать карьерный план на период двух пятилеток, определимся на ближайший месяц (или 3 месяца – тут уж каковы потребности).

    Основные этапы, которые надо одолеть в составлении плана:

    • постановка цели;

    • разделение целей на выполнимые задачи;

    • распределение по важности;

    • разработка задач во времени.

    Для составления плана получите, коллеги, инструкцию.

    · Подумайте о наиболее важных проектах в настоящий момент с точки зрения трудоустройства. Это могут быть кратко-, средне– и долгосрочные проекты. Каковы их цели? Что вы хотите достичь в каждом из них? Суммируйте это в предложении.

    · Определите время окончания каждого проекта.

    · Просмотрите каждый проект по очереди, проверяя и записывая пункты.

    – Поставлены ли позитивные цели? То, что вы хотите получить, а не то, чего хотите избежать.

    «Я хочу попасть на стажировку в компанию X» – это позитивная цель. «Я не хочу остаться без работы» – это негативная цель.

    – Можно ли измерить свой успех? Как узнать, что вы достигли своей цели? Что вы будете видеть, слышать и чувствовать, когда достигнете ее? Если цель в том, чтобы получить постоянную работу в компании X, то вы: пройдете успешное интервью, услышите приглашение на работу и почувствуете гордость за свой успех.

    – Проверены ли все имеющиеся ресурсы? Те, которые помогут достичь своей цели. Какие люди могут помочь? Какие вы имеете контакты, личные качества, инструменты и навыки, которые могут помочь?

    – Учтены ли все детали? Кто именно будет вовлечен? Где это случится? Когда это случится? Сколько времени это займет?

    – Исследованы ли последствия для себя и других людей? Должны ли другие люди помочь, и можете ли вы на это рассчитывать? Будет ли это означать, что вам придется болтать по телефону 10 часов в день всю последующую неделю? От чего надо отказаться, чтобы достичь своей цели?

    Проверьте каждую цель по формуле SMART.

    • Specific – конкретно.

    • Measurable– измеримо.

    • Achievable – достижимо.

    • Result-oriented – реально.

    • Time– oriented – определено во времени.

    Разделите каждую цель на более чем 7 заданий, которые нужно сделать, чтобы достичь основной цели.

    Пример

    Цель. Добиться того, чтобы компания «Мир и дружба» приняла меня на стажировку в финансово-экономический департамент.

    Доказательство. Я получу отклик на заявку, услышу подтверждение по телефону, проведу встречу с руководителем отдела (компании) и, несомненно, буду чувствовать радость от достигнутого.

    Ресурсы. Моя теоретическая подготовка, практические умения, отработанные в учебном проекте, компетентные рекомендации специалистов, поддержка и одобрение моего руководителя, интерес и возможное участие руководителя департамента финансов компании «Мир и дружба».

    Кто, где, когда. В дело буду вовлечен я, мой руководитель и специалисты-практики. Со стороны компании «Мир и дружба» будут участвовать руководитель стажировки, директор департамента. Одна неделя потребуется для того, чтобы начать процесс, и месяц – для его завершения.

    Результаты. Положительными результатами будут достигнутые договоренности о приеме на стажировку, и то, как я справлюсь с этой задачей, может способствовать моему продвижению в данной компании. Возможные отрицательные последствия – это то, что я должен буду сейчас работать за минимальную оплату, чтобы получить вознаграждение после. Это может уменьшить мои кратковременные и промежуточные результаты, и я буду вынужден работать больше.

    Отчего мне придется отказаться? Для достижения этой цели я должен буду ограничить свою профессиональную активность в других областях. Я не смогу принять предложения, более выгодные материально, но менее соответствующие моему профилю. Это может отразиться на моей семье. С целью устранения противоречий и недопонимания мне следует обсудить это.

    Реалистично? Цель реалистична. «Мири дружба» в настоящее время организует проведение стажировок для начинающих специалистов в разных отраслях. У меня есть преимущества перед другими кандидатами (участие в конференциях, публикации, деловые игры и пр.). «Мири дружба» отдает предпочтение выпускникам моего вуза.

    Формулируем задачи, которые надо решить.

    • Обсудить с семьей последствия кратковременного снижения заработка (или отсутствия его вовсе).

    • Согласовать с руководителем, как лучше обратиться к компании «Мир и дружба».

    • Проверить, какие ресурсы имеются в наличии.

    • Сделать телефонные звонки, чтобы установить имя человека, с которым придется контактировать.

    • Составить квалификационную заявку для подачи (анкету).

    • Получить консультацию практикующих специалистов о наиболее эффективном применении моих сил.

    Проверяем по известной формуле.

    • Specific – Да.

    • Measurable– Да.

    • Achievable – Да.

    • Result-oriented – Да.

    • Time-oriented – Срок мини-проекта 1 месяц.

    Пожмем себе мысленно руку и после того, как выходит приказ о запуске проекта (приказ издаем тоже мы!), приступим к реализации.

    Я б в логистики пошел – пусть меня научат…

    Очередной карьерный виток вынес меня на производство руководить бизнес-проектом. Производство – это сложный организм с процессами специфического свойства. Первое, с чем пришлось столкнуться, – это возглас исполнительного директора: «У нас нет логистики! И еще одна проблема – дайте нам бренд-менеджера!» Дальнейшее выяснение обстоятельств привело меня к пониманию, что под логистикой понимается все, что угодно, кроме того, что нужно под ней понимать. А бренд-менеджер был востребован по крайне неотложному делу – ведение реестра прошедших мероприятий и разосланных клиентам подарков. Это досадное обстоятельство (отсутствие бренд-менеджера) мешало отслеживать важные события в культурной жизни, а одним и тем же клиентам рассылались два года подряд одинаковые подарки, при этом другим клиентам не рассылались вовсе. Вот такой кризис жанра.

    С логистикой дело обстояло более оптимистично, по крайней мере на фабрике присутствовал логист (он же – руководитель службы логистики). На этом оптимизм и исчерпывался. Так как логист не делал ничего, что имеет отношение к логистике деятельности (естественно, не по причине капризов, а по причине руководящих наставлений исполнительного директора).

    Вот тут-то у меня возникло непреодолимое желание точно выяснить, кто такой логист, и чем логистика занимается, кроме транспорта и склада. То, что я узнала, очень складно было изложено президенту компании (воспринято им даже радостно, так какой на протяжении многих лет тоже мучился этим вопросом), и здорово помогло в организационном дизайне и реструктуризации предприятия, где начинался великий бизнес-проект. А заодно оказалось чрезвычайно любопытным.

    Вам, коллеги, будет полезно знать, что профессия логиста входит в первую десятку самых популярных в России. А почему? Да просто сокращение логистических издержек на 1 % эквивалентно 10 %-ному увеличению объема продаж фирмы. Вовсе не удивительно, что сайты по трудоустройству пестрят подобными объявлениями. Значит, и наш бизнесмен считать научился, и снижал издержки не только за счет увольнений, штрафов, увеличения цен и прочих популярных методов.

    Термин «логистика» известен еще со времен Римской империи: так называли организацию снабжения армии и управление ее перемещением.

    Мы узнали о логистике чуть позже, в 1990-х гг. В советское время логистика была, но носила «мелкопоместный» характер – только отдельные элементы поставок. То, что гордо именовалось снабжением или автобазой, сейчас смело отнесли бы к Департаменту логистики.

    Сегодня логистикой называется теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения. Соответственно, логист – организатор выполнения процессов с учетом обоснований и расчетов, здравого смысла, логики и интересов потребителей. Логистика делится на входящую и исходящую, внутри каждого направления – свои бизнес-процессы. Входящая – закупки, производственная логистика, склад и т. д. Исходящая – транспортировка, таможня, дистрибуция (доставка до адресата). Логистика охватывает всю цепь поставок. Отделы логистики есть во всех компаниях, где сталкиваются с необходимостью хранить и перемещать готовую продукцию или материалы.

    Наибольший спрос на специалистов в сфере логистики существует со стороны РМСС-компаний, они же создают значительную часть предложения труда высокопрофессиональных, образованных специалистов с большим опытом работы. Это связано с активным развитием бизнеса в секторе РМСС, участники которого сталкиваются с необходимостью управлять огромнейшими потоками товаров, поставками готовой продукции из-за рубежа. Так же активно нуждаются в логистах компании-производители. Там, где есть производство, всегда существует сырье или материалы, соответственно, уже есть входящая логистика. Ну, а если производство работает не для склада – естественно, будет и исходящая.

    Что еще привлечет, коллеги, ваше внимание, так это факт, что логистика – удачный выбор для начала карьеры, так как работодатели формируют высокий спрос на специалистов с минимальным опытом и даже без него. Было бы профильное образование. Стабильным спросом пользуются складские и таможенные специалисты, но предложение труда специалистов среднего уровня не может удовлетворить существующий спрос.

    А теперь разберемся, кто есть кто в логистике.

    Руководитель высшего уровня. Обладает высоким статусом внутри компании, его должностные обязанности охватывают всю цепь поставок, он участвует в планировании, разработке стратегии и бюджета.

    Менеджер по транспортным операциям. В его обязанности входит координация транспортировки сырья и готовой продукции для достижения оптимального соотношения затрат и качества услуг, организация транспорта для импортных поставок и на территории России, организация дистрибуции на территории России, выбор поставщиков транспортных услуг, внедрение время– и ресурсосберегающих процедур.

    Специалист по закупкам. Обеспечение производства необходимыми материалами, мониторинг рынка материалов и потенциальных поставщиков, подготовка и реализация эффективного плана закупок, ведение отчетности.

    Менеджер по логистике. Управление логистическими операциями (закупки, транспортные операции, складирование, таможенные операции, дистрибуция, планирование) для достижения высокого уровня качества услуг, безопасности и минимизации затрат, осуществление сотрудничества и контроль деятельности логистических провайдеров (склады, транспортные компании), организация цепи поставок.

    Представитель по работе с клиентами. Работа с клиентами, получение заказов и размещение их на заводах поставщиков, участие в координации поставок, отслеживание платежей клиентов, работа с рекламациями.

    Менеджер склада. Координирует деятельность персонала склада, контролирует своевременность отбора и отпуска заказов и оптимальное использование складских площадей, ведет переговоры с представителями контролирующих государственных органов, осуществляет закупку оборудования и материалов для склада.

    Самый желанный для работодателя – специалист, имеющий высшее техническое-логистическое-экономическое образование, опыт работы по специальности от 2 лет, хорошее знание английского и ПК, обладающий даром убеждения, открытый, с хорошими организаторскими и аналитическими способностями. Придя в эту сферу, специалисты редко уходят в другие области деятельности, потому что логистика предоставляет огромные возможности для развития.

    Кто такой бренд-менеджер

    Жесткая конкуренция на потребительском рынке заставила производителей задуматься о брендинге. В результате растет спрос на бренд-менеджеров. Что входит в понятие бренда? Чем занимается бренд-менеджер?

    Первоначально, как это ни смешно, под этим словом понималось клеймо, которое американские фермеры ставили на скот, то есть именная печать.

    Бренд же в понимании современных маркетологов – символ или набор символов, целенаправленно созданный определенным производителем для того, чтобы идентифицировать свой продукт в голове целевой аудитории и дать им возможность отличить его от продукта конкурентов.

    Бренд – явление виртуальное, то есть некое представление в голове потребителя, целенаправленно созданное с помощью определенных инструментов: рекламы, PR, других средств коммуникации, системы торговли (то, что данный товар лежит в данном магазине, это уже сообщение некой целевой аудитории).

    У нас до сих пор, да и на Западе тоже, иногда путают понятие бренда и торговой марки. Trade Mark – это тот инструмент, с помощью которого мы можем юридически запатентовать символику бренда и тем самым защитить его от копирования. А защитить то, что создается в голове потребителя, нельзя никоим образом.

    Бренд-менеджеры могут работать на различных уровнях.

    Например, Category Manager объединяет несколько брендов и руководит продвижением категорий (брендов, близких по своему основному назначению).

    В большинстве случаев бренд-менеджер совмещает свои функции и функции трейд-маркетинг-менеджера. Многие считают, что бренд-менеджер – это рекламщик. Ничего подобного.

    Бренд-менеджер создает стратегию для бренда с определением ключевых вещей и основных тактических шагов. Он взаимодействует с рекламным агентством, для того чтобы его сотрудники придумали образы, слова, видеоряд, которые донесут до потребителя необходимую информацию в сжатом виде.

    Бренд-менеджер может посоветоваться с рекламным агентством о том, какие каналы продвижения лучше использовать для рекламы, потому что они лучше знают, на какую целевую аудиторию какие каналы воздействуют. Однако основная задача бренд-менеджера – создание стратегии продвижения. Бренд-менеджер прежде всего должен быть работоспособным и любить свою работу. Также необходимы творческое мышление и организаторские способности.

    Этот человек должен иметь высшее маркетинговое образование, но многие работодатели считают, что в России пока нет хорошего маркетингового образования. Зато есть очень много людей, которые самообразовываются, читая «нужные» книги, и это дает лучший результат. Один из путей, по которому может пойти работодатель, которому нужен бренд-менеджер, – вырастить такого специалиста внутри компании – например, из сотрудника отдела маркетинга.

    Если чувствуешь в себе силы и творческий порыв, поставь свое «клеймо» в истории российского брендинга!

    Не отдадим наше право налево, или где нас ждут

    Еще раз, определяясь с выбором карьеры, постараемся не упустить, коллеги, «хлебные» на сегодня места, где нам, молодым и дерзким, будут несомненно рады.

    Предприятия питания

    Количество ресторанов и кафе неуклонно растет вместе с потребностью в новых кадрах. Работа официантами, барменами и хостесс – любимое занятие для студентов и молодежи на всех континентах. У нас – то же самое. Почти одни плюсы – почасовой график работы, неплохие деньги, возможность быстрого обучения, бесплатные обеды и т. д. Кроме того, многих привлекает еще и реальный шанс сделать карьеру.

    Кандидаты проходят так называемый аудишн – собеседование, совмещенное с ролевыми играми. Помимо этого, все работающие должны быть активными, коммуникабельными, доброжелательными и владеть базовым или (для работы в ресторанах с американской кухней) разговорным английским. Обучение происходит в процессе работы, а объявления о наборе кандидатов размещаются в прессе, Интернете, на вузовских досках объявлений и в собственных буклетах предприятий питания.

    Политики привлечения молодых кадров с их последующим обучением и продвижением придерживаются почти все крупные сети ресторанов и кафе.

    Человек ел, ест и будет есть, но еще он работает.

    Коммерческие компании

    Спектр деятельности компаний, открывающих двери для молодых менеджеров, велик. Это и уже упомянутые компании сферы РМСС, и консалтинговые фирмы, предпочитающие выращивать специалистов самостоятельно, и рекламные агентства, и дизайнерские бюро, и риелторские компании, и многие другие. Лидируют в рейтинге привлекательных для нас работодателей – компании IT-сферы. «Технарей» сегодня рвут на части, причем даже без опыта работы.

    В процентном соотношении количество молодых сотрудников везде различно – от 2 до 100 (!) %. Что заставляет работодателя предпочесть неопытного соискателя кандидату с солидным стажем? Почему именно молодежь? У нас незашоренное мышление, мы еще не отравлены нудной работой на нищих предприятиях, можем гореть за дело и просиживать за компьютером ночи напролет. К тому же сумма в 800 долларов, которую нам предлагают в качестве стартовой зарплаты, сразу сметает все сомнения.

    Путь в коммерцию может оказаться быстрым и не очень, поэтому для разгона посмотрим еще одну перспективную для дальнейшего продвижения отрасль.

    Государственные предприятия

    Заблуждением было бы думать, что на госслужбе не встретишь молодых и начинающих. Именно этот работодатель – основной поставщик вакансий на специализированных ярмарках и биржах труда и занятости. Именно на госпредприятиях проходят практику тысячи и тысячи студентов, набираясь опыта, оттачивая мастерство. Госпредприятия, которые не могут похвастаться высоким уровнем зарплат, предлагают нечто иное – основательный старт для будущей карьеры, развитие профессиональных качеств, науку жить и работать в коллективе. И, кстати, не прав тот, кто думает, что работа там рутинная и вообще – вчерашний день.

    Отрасль нуждается в обновлении, там нужны администраторы сетей и системные программисты, проектировщики и HTML-дизайнеры – все это профессии современные, перспективные. От кандидатов ждут усидчивости, внимания, интереса к технике, любви к цифрам.

    Но не обольщайтесь, коллеги, помимо перечисленных отраслей нас опять ждут и алчные недобросовестные.

    Фирмы-ловушки

    Прежде всего, это разнообразные MLM-компании, или сетевой маркетинг. Почти всегда в своих объявлениях они приглашают «молодых и энергичных», сулят большие деньги и быстрый карьерный рост. От вас требуется внести первоначальный взнос или приобрести некий товар, или привести с собой еще дюжину таких же доверчивых соискателей. Работа ваша может быть разнообразна, но нелегка: продавать какие-нибудь чудо-кремы, мифические путевки и особняки, убалтывать недоверчивых граждан или просто с утра до ночи пачками рассылать электронные письма. Подобного рода деятельность не принесет ничего, кроме разочарования и финансовых потерь.

    Есть и другая разновидность недобросовестного «сотрудничества» с молодыми (а потому доверчивыми) соискателями. Это участие в так называемых тендерах на получение чего-либо. Схема практически одна и та же. Молодому соискателю предлагается выполнить «пробное задание» – создать проект реорганизации, разработать программу развития, схему учета, спроектировать аэропорт и т. п. Список подобного рода «конкурсных заданий» можно продолжить. Операторы ПК, сами того не ведая, используются как бесплатная рабсила при наборе текстов, Web-дизайнеры с удивлением обнаруживают свои разработки на чужих сайтах и т. д.

    В силу специфики своей деятельности (разработка тренинговых программ) я очень часто получала в качестве условия разработку или проведение «пробной программы» для сравнения с другими кандидатами. Парочка подобных опытов, и я с полным основанием отвечаю: «В режиме ДЕМО-версии не работаю!»

    Будьте внимательны и обращайтесь лишь к тем работодателям, которым можно доверять.

    Напиши мне, мама, в Египет. О прелестях работы в западных и наших компаниях

    Как мне помнится, с начала 1990-х, когда у нас появились представительства западных фирм, считалось престижным если не стремиться, то как минимум мечтать о работе в таких компаниях. Было еще такое обозначение «СП». Это магическое заклинание, которое я слышала от знакомых своих родителей и от них самих, было пропуском в мир больших возможностей, больших окладов и прочих радостей «буржуйской» жизни. Что и говорить, те, кто там побывал (или слышал о том, как там бывает), начинали ощущать очень резкую грань между «нашей» и «не нашей» работой. Организация бизнеса, атмосфера в компании, евроремонт офиса, техника на грани фантастики – все казалось в диковинку. «Счастливчиков» было мало. Они были избранными.

    Теперь во главе российских филиалов многих иностранных фирм встали топ-менеджеры из числа россиян. А серьезные российские компании, работая над имиджем, активно заимствуют особенности иностранного менеджмента. Пусть мы научились делать приличные офисы и перевели на русский все бестселлеры по менеджменту, даже ввели во многих фирмах моду на корпоративную культуру и стиль, различия все равно остались. Не такие существенные, но они есть.

    Если вы нацелены на работу в иностранной компании

    1. Будьте готовы к тому, что ваши полномочия будут четко прописаны и ограничены, а возможностей для проявления инициативы, творчества и бурного карьерного роста будет не так много, как того хотелось бы.

    2. Все бизнес-процессы очень структурированы и отлажены, что порождает некоторую бюрократичность и негибкость.

    3. В иностранных компаниях наиболее комфортно будет чувствовать себя хороший исполнитель: основательный, пунктуальный и щепетильный.

    4. Иностранные компании огромное внимание уделяют профессиональному обучению своих сотрудников, также хорошо там будет и всем, кто не мечтает о стремительном карьерном взлете, а планирует для начала набраться знаний и опыта, научиться «правильному» ведению бизнеса.

    5. В зарубежных компаниях корпоративная культура четче, чем в большинстве российских.

    6. В большинстве мультинациональных компаний трудовой стаж новичка начинается с тренинга.

    7. Специалисты с опытом работы в иностранных компаниях востребованы больше: их охотно берут… российские фирмы.

    8. В европейских или американских компаниях «карьерный» процесс расписан на годы вперед, и если молодой специалист не в состоянии вписаться в этот график, ему придется сменить работу.

    Если вы остаетесь патриотом

    1. Российские компании могут быть привлекательны для уже сложившихся профессионалов с опытом реализации проектов, амбициозных и решительных, не боящихся ответственности, рассчитывающих на быстрый карьерный рост или на расширение своих профессиональных рамок.

    2. Можно смело породниться с российской компанией, если в душе вы стремитесь к проектному управлению. Море неопределенности, сжатые сроки, отсутствие финансирования, выброс адреналина при завершении каждого этапа работы и океан творчества.

    3. Российский бизнес гибче, и поэтому имеет больше шансов стать лидером в отраслях российской экономики.

    Крупным организациям, как правило, присуща громоздкая процедура согласования того или иного решения, однако к этому тяготеют не только зарубежные (в чем нередко их обвиняют), но и российские компании. Средний бизнес и у нас, и у зарубежных коллег эластичнее в смысле процедур – меньше согласований, поскольку иерархическая цепочка короче, но не всегда в этом сила.

    4. В российских компаниях часто обучение начинающих – дело рук самих начинающих. Работодатели предпочитают на это не тратиться, поскольку менеджеры среднего звена обычно начинают учиться, чтобы сменить работу на более высокооплачиваемую.

    Впрочем, оплатой МВА, или второго высшего образования своего персонала может похвастаться далеко не каждая зарубежная компания.

    5. Тренинги же для специалистов с нулевым опытом работы широко практикуют отечественные страховые организации, крупные столичные агентства недвижимости, ритейловые компании и все больше – розничные предприятия. Проскочить несколько ступенек кряду в зарубежной компании не получится. А в российской, при прочих равных, имеем шанс совершить головокружительный взлет.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх