• Анализ резюме
  • Информация решает все
  • Интервью
  • Анализ психофизиологических параметров
  • Психодиагностика как метод оценки персонала
  • Кейсы
  • Деловые игры
  • Психологические тесты
  • Конкурс как метод оценки персонала
  • Глава 2. Традиционные методы оценки персонала

    Нет ничего более легкого, чем быть занятым,

    и нет ничего более трудного, чем быть результативным.

    (Ален Макензи)

    Во второй главе рассмотрим традиционные методы оценки персонала применяемые в настоящее время в большинстве российских компаний. Практика деятельности крыпных компаний показывает, что до вынесения Вами решения о найме на работу кандидат должен пройти несколько этапов оценки:

    предварительную отборочную беседу;

    заполнение бланка заявления;

    интервью;

    тестирование;

    проверку рекомендаций и послужного списка;

    медицинский осмотр;

    принятие решения.

    Контрольная таблица: Содержание этапов оценки персонала

    Пример:

    Проведенные маркетинговые исследования в сфере оценки персонала свидетельствуют о том, что более 90 процентов всех решений по найму соискателей фирмами США основываются на результатах интервьюирования кандидатов.

    При оценке персонала Вы имеете право требовать от соискателя документы, которые дают нужную информацию о нем. В соответствии с трудовым законодательством запрещается требовать от работника документы не предусмотренные законодательством. В настоящее время компании имеют право предопределять перечень документов, которые необходимы для найма на работу в компанию. В качестве рекомендации требуйте от соискателя характеристики с прежнего места работы и образовательного учреждения. Этот момент будет способствовать ответственности к будущей работе и учебе.

    Пример:

    Использование характеристик с последнего места работы и учебы имеет широкое распространение во многих странах Европы. Например в немецких компаниях обязательно представление сотруднику рекомендаций. По своей сути рекомендация это та же характеристика. Для большей объективности организациям запрещено указывать в них недостатки работника. Но исследование части рекомендаций позволяет говорить об косвенных указаниях на недостатки сотрудника, которые были отмечены в ходе его трудовой деятельности в компании.

    На заметку:

    В листок по учету кадров можно внести такие вопросы, как:

    общественно-полезная деятельность;

    навыки и умения, не касающиеся профессиональной деятельности;

    увлечения профессионального уровня;

    когда кандидат на вакансию может приступить к работе (время).

    Иногда некоторые компания используют немного другой вид документа. Это резюме-справка, которая характеризует кандидата.

    Контрольная таблица: Характеристика основных методов, применяемых при оценке персонала

    Контрольная таблица: Итоговые результаты процедуры отбора персонала

    На заметку:

    При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

    паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

    трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

    страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

    документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

    документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

    Анализ резюме

    «Действия людей – лучшие переводчики их мыслей»

    (Д.Локк)

    Из грамотного резюме кандидата на должность можно узнать о его образовании, основных вехах его жизненного пути, об основных навыках и способностях, однако следует помнить, что резюме – это вид рекламы, а значит, все достоинства человека будут преувеличены, а недостатки – опущены или приуменьшены. При подготовке к проведению интервью внимательно ознакомьтесь с резюме соискателя. Обращайте особое внимание на информацию между строк:

    общее впечатление,

    стиль написания,

    акценты, грамотность,

    хобби,

    объективность запросов по зарплате.

    При встрече с кандидатом обязательно узнайте, сам ли кандидат составлял это резюме. Уточните сведения о человеке по знаку Зодиака. Наиболее общие качества одного знака очень хорошо описаны в различной литературе по астрологии. Имя и отчество тоже многое могут дать о характере человека.

    Заявление о приеме на работу.

    Если кандидат проявляет интерес к трудоустройству в Вашу компанию, то необходимо предоставить ему анкету. В ней должна содержаться интересующая Вас информацию о соискателю: имя, возраст, семейное положение, возможны вопросы о его детях, уровне образования и особенно об опыте предыдущей работы. Кроме того можно уточнить данные о военной службе, о его хобби, общественной деятельности и другим интересующим показателям. Потребности фирмы будут точно устанавливать, что входит в личную анкету соискателя вакансии. Каждая организация имеет определенные требования, которых они хотят достигнуть при собеседовании с кандидатом. В анкете может быть предусмотрен вопрос о тех, кто знает данного человека и может дать рекомендации соискателю.

    Приблизительная форма анкеты претендента на трудоустройство

    Анкета – это якорь в исследовании персонала до его тестирования и проведения собеседования. Менеджер по персоналу, наделенный хорошими профессиональными качествами, внимательно изучит информацию из анкеты по трудоустройству и потом начнет сбор рекомендаций.

    Отличный вариант проверить рекомендации – это провести предварительное телефонное интервью, с рекомендующими о соискателе, расспросить о его характере, трудовых навыках, его предыдущем опыте работы. Для того. Чтобы быть принятым на работу кандидат может не указать опыт работы если на данной вакансии он не желателен. Иногда кандидат объясняют своим друзьям, что нужно рассказывать интервьюеру. Поэтому после беседы с рекомендателями Вам надо найти людей не указанных в списке анкеты(которые знают еще что-либо о данном соискателе. Это один из немногих способов точно оценить кандидата на вакансию. Обязательно застрахуйте себя, укажите в анкете возможность увольнения соискателя в случае представления ложной информации в анкете. Зачастую один из тех пунктов, который кандидаты пытаются скрыть – это проблемы с законом. Однако опытный менеджер вполне может, вычислить эти моменты. Здесь нужно предложить компромисс: если в прошлом соискателя есть проблемы, то он должен рассказать о ней честно. Это во многом снижает риск быть уволенным с работы или быть уволенным достаточно продолжительного периода работы(что еще тяжелее).

    Пример:

    В США уже с 1981 года некоторые промышленные предприятия практикуют отбор, и оценку кандидатов после анализа функций их мозга. В основе этого метода лежат научные исследования французских и американских врачей. При изучении соискателей американские специалисты исходят из факта, что кора левого полушария занимается логическим анализом фактов и возможностей (математический склад ума), а кора правого полушария способна решать проблему интуитивным путем (художественное творчество, креативность). Таким образом подкорка левого полушария обусловливает «консервативный темперамент»(тяготение к планированию и организации), а подкорка правого полушария проявляет себя в эмоциях и правильности речи. Этот метод в США получил название метода «мозговых предпочтений». Во Франции это метод применяется для профессиональной ориентации персонала, подготовки обучающего персонала и создания более однородных производственных команд. Оптимальное сочетание умственных предпочтений напрямую влияет на эффективность рабочей команды компании. Процедура анализа умственных способностей занимает около 30 минут. По окончании анализа специалист получает довольно точное описание положительных и отрицательных сторон соискателя.

    Информация решает все

    Мы ошибаемся только дважды:

    когда оцениваем себя и

    когда оцениваем других.

    (Леонид Балцан)

    При проведении интервью желательно не структурировать его жестко. Это обязывает Вас действовать строго по заданной схеме.

    Здесь существует такой подход: интервью структурируйте обязательно, но при беседе с новым кандидатом необходимо проводить его в зависимости от обстоятельств и с учетом поведения человека. Это более верный подход, ведь заранее точно не определишь ход предстоящей беседы, и только в процессе проведения интервью можно точно выбрать подходящие методы для данного собеседника.

    Интервью

    «Самый большой банкрот в этом мире – человек утративший свой энтузиазм»

    (М.Арнольд)

    Помните, что, говоря о нетрадиционных методах оценки персонала, мы рассматриваем исключительно личностные качества. Эти методы не имеют никакого отношения к качествам профессионала. Для определения профессиональных качеств необходимы специальные вопросники, тестирования или подготовленные профессиональные задачки. Итак, Вы первый раз встречаетесь с кандидатом. Пристальный взгляд на человека останавливается на его походке. Вы не сможете сразу определить, сангвиник он или флегматик, однако вполне можно понять, какой человек перед Вами: пассивный или активный. Данное наблюдение очень важно для выяснения психологической совместимости с начальником. Согласитесь, что если начальник холерик, то флегматик или меланхолик его будут постоянно раздражать. Тем самым, найдя супер-профессионала в своем деле, мы испортим жизнь и начальнику и подчиненными из-за их психологической несовместимости. Запомните, что в большинстве случаев такая ошибка закончится для работника увольнением. Многие менеджеры по персоналу считают, вывод о необходимости приглашать человека на собеседование можно сделать уже входе телефонного интервью. Поэтому до собеседования с кандидатом Вам рекомендуется применять к возможному кандидату телефонное интервью. Этот метод в большинстве случаев даст ответ на вопрос стоит ли приглашать кандидата на собеседование. Вы можете узнать характер человека по темпу речи, по голосу. Следующее на что необходимо обратить внимание – это культура общения, то есть умение слушать собеседника. Эту способность Вам необходимо соотносить с характером начальника, для которого Вы подбираете персонал.

    Важно:

    Самое главное – это умеет ли человек мыслить и насколько быстро и корректно он реагирует на задаваемые вопросы.

    Представление об умственных способностях кандидата даст Вам чистота речи. Издавна считается, что человек, способный ясно мыслить, ясно излагает свои мысли. В ходе телефонного интервью легко выяснить человека, который ищет работу только для заработка. Если первая фраза кандидата об уровне зарплаты, то сразу следует задуматься о необходимости приглашения данного кандидата на собеседование. Очень желательно структурировать телефонное интервью. Вам необходимо готовить ряд вопросов, чтобы получить ответы на интересующие места в резюме. Например, если у кандидата есть несоответствия по времени обучения, перерывы в работе. Важно узнать о причинах увольнения с предыдущих мест работы. В ходе телефонного интервью и собеседования необходимо спрашивать у кандидата не что он делал, а как он работал. Только в этом случае Вы получите реальную информацию о его отношении к трудовой деятельности.

    Обязательно проведите предварительное телефонное интервью. На него не следует жалеть свое время, этим Вы его только сэкономите. Вы прекрасно понимаете, что отказать человеку намного проще по телефону. Так что 10–15 минут телефонного разговора Вам вполне хватит, чтобы определить нужно ли вообще приглашать этого человека для проведения интервью. Когда Вы назначили встречу интересующему кандидату, обратите внимание на пунктуальность по времени прибытия. Если соискатель опоздал на интервью, Вы должны сделать выводы из таких вопросов:

    Объяснил ли приглашенный кандидат причину задержки?

    Как соискатель объяснял свое опоздание?

    Обращайте внимание на такие моменты, как:

    впечатление от первого взгляда (в большинстве случаев при развитой интуиции оно верное);

    походка(энергичная или вялая);

    твердость рукопожатия, по мнению психологов, очень точно характеризует психологический портрет человека; (крепкое рукопожатие говорит о энергичности людей, вялое характеризует нерешительных).

    Не забывайте о физиологических параметрах кандидата:

    рост и вес характеризует такие качества человека, как конфликтность и быстрота реакции. Общеизвестный факт, что крупный человек в большинстве случаев менее конфликтен, а в работе медлительный;

    обязательно обратите Ваше внимание на внешний вид соискателя, обувь, стиль одежды, прическу. Все в образе кандидата несет нужную Вам информацию.

    На заметку:

    Давно замечено, что обувь спокойных, покладистых людей снашивается равномерно.

    Не упускайте из виду и руки собеседник(ухожены руки или нет, какие украшения носит соискатель). О культуре Вашего собеседника скажут руки и обувь. Заметьте, как себя ведет человек, отвечая на вопросы.

    Важно

    Необходимо обратить внимание, если у кандидата возникло беспокойство, неуверенность при ответе на какие-то вопросы интервью. Прятал ли человек при этом глаза или нет.

    В ходе всего интервью необходимо внимательно наблюдать за собеседником и отмечать подозрительные жесты:

    закрытая поза,

    перебирание пальцев рук,

    прикрытие рта рукой,

    касание бровей и носа,

    покашливание,

    зевки.

    Контрольная таблица: На что обратить внимание при проведении интервью

    По мере необходимости применяйте простейшее мини-тестирование – рисуночный или цветовой тест (сейчас существует множество психологической литературы с разнообразными тестами). Кроме того применяйте методику сопоставление кандидата с похожими, знакомыми Вам людьми. Некоторые практикующие менеджеры по персоналу советуют заполнять так называемую «Анкету эксперта» по свежим впечатлениям сразу после беседы с соискателем. Можно заранее разработать такую анкету, главное чтобы она позволяла Вам не тратя лишнего времени, отметить в ней необходимые ключевые слова, добавив при этом свои наблюдения важным моментам конкретного кандидата. Затем Вы составляете психологический портрет кандидата, и делаете прогноз на его совместимость с будущим руководителем и возможное его поведение на будущем месте работы. Для того чтобы раскрыть сильные и слабые стороны кандидата, Вам потребуются вся Ваша наблюдательность и проницательность, знание основ психологии и физиогномики, почерковедения, аналитические способности, тонкая интуиция, личный опыт проведения бесед. Несомненно будут важны Ваши наблюдения за реакцией собеседника на шутку, критику, провокационные вопросы.

    Важно:

    Не перегните палку в вопросах с потенциально ценным соискателем, особенно если по резюме и телефонному интервью он представляется Вам достаточно сильным претендентом. Интервью при хороших навыках возможно провести за 30–40 минут. Это связано с необходимостью расшифровки информации сразу по нескольким параметрам.

    В арьергарде общественного мнения нумерология, хиромантия, френология, астрология и оценка персонала по имени и отчеству. К физиогномике и графологии тоже сомнительное отношение.

    В интервью необходимо затрагивать ряд моментов из прошлой и будущей жизни претендента на вакантную должность. Просто необходимо чередовать незначительные вопросы с важными. Это делается с тем, чтобы усыпить бдительность соискателя и считать его эмоциональные реакции на провокационные вопросы, например «Что Вы можете сказать о своем бывшем начальнике?».

    Помимо стандартных вопросов (о навыках, хобби, образовании), известные «акулы» менеджмента советуют задавать вопросы касающиеся ценностей оцениваемого кандидата.

    Это могут быть следующие вопросы:

    Что для Вас ценно? Почему?

    Что вы получите, если добьетесь желаемого?

    Что вы чувствуете, если ситуация развивается в ином направлении?

    Что для Вас является главным в жизни?

    Пример:

    Херб Келлегер из «Саутвест эрлайнз»: «Мы можем говорить с Вами о бейсболе, если Вас интересует игра, о Вашей семье, о статье в газете. Разговаривая с человеком на разные темы, можно узнать о его жизненных ценностях. Мы ищем альтруистов и идеалистов. Беседуя с ними о том, как они живут, о вещах, которые их интересуют, можно выяснить, есть ли у них вообще какие-либо ценности».[5]

    Анализ психофизиологических параметров

    Умирает только хилое и слабое. Здоровое и сильное всегда выходит победителем в борьбе за существование

    (Ч.Дарвин)

    Данные методы оправданы только там, где в деятельности работника важную роль играют такие процессы, как память, внимание, скорость реакции, координация мышц и другие психофизиологические процессы.

    По определенным признакам, лица человека можно сделать абсолютно верные выводы о состоянии здоровья соискателя. Поверьте состояние здоровья соискателя не должно быть безразлично для Вас, как менеджера по персоналу. Этот момент покажет Вам его работоспособность, выносливость. Следовательно, изучение физиогномики дает небывало сильный инструмент в Ваши руки.

    Практическое задание: Тест N 2: Тип Вашего темперамента

    Внимательно прочтите приведенные ниже 12 утверждений и установите, относится ли каждое из них к Вам лично. Если относится, ставьте 1, если не относится – 0. Долго не раздумывайте, самый лучший ответ – тот, который прийдет в голову первым.

    Обычно Вы приступаете к делу, не тратя время на предварительное планирование своей деятельности.

    Случается, что Вы иногда чувствуете себя счастливым, а иногда несчастным без видимых причин.

    Вы испытываете удовольствие, когда занимаетесь делом, требующим немедленных действий.

    Вы подвержены колебаниям настроения от плохого до хорошего, которые трудно объяснить какими-то внешними обстоятельствами.

    При завязывании новых знакомств Вы обычно первым проявляете инициативу.

    Когда Вам приходится ожидать начала каких-то важных для Вас событий, Вы становитесь беспокойным и тревожным.

    Вы склонны действовать быстро и решительно.

    Бывает, что Вы хотите на чем-то сосредоточиться, но не можете.

    Вы являетесь пылким человеком.

    Нередко бывает так, что в беседе с другим человеком Вы присутствуете лишь физически, а мысленно отсутствуете.

    Вы чувствуете себя неуютно, когда не имеете возможности общаться.

    Порой Вы полны энергии, а временами пассивны.

    Обработка и интерпретация

    Сумму баллов по нечетным утверждениям отложите на горизонтальной оси, а по четным – на вертикальной.

    Ваш тип темперамента определяется тем, где окажется соответствующая этим значениям координата.

    М – меланхолик

    Х – холерик

    С – сангвиник

    Ф – флегматик

    Контрольная таблица: Внешний вид кандидата на вакантную должность

    Психодиагностика как метод оценки персонала

    «Каждый из нас сам „вычеканивает“ цену своей личности,

    человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли»

    (С. Смайлс)

    Разработкой и реализацией методов измерения личностных характеристик занимается кадровая психодиагностика (отрасль психологии). Личностные особенности человека постоянно меняются в процессе жизнедеятельности, поэтому особо важно учитывать прогнозирование будущей профессиональной деятельности и выяснения потенциальных возможностей кандидата на вакансию. В связи с этими выводами возможно выделить этапы психологической диагностики оцениваемой личности.

    Первый этап процесса психодиагностики персонала – профессиографический заключается в проведении анализа и конкретной профессиональной деятельности. В результате этих процедур специалистами в области психодиагностики создаются профессиограммы и психограммы. Профессиограмма представляет собой полную характеристика трудовой деятельности, которая наиболее присуща вакантной должности. Профессиограмма составляется в соответствии с целями преследуемыми компанией-заказчиком. Психограмма представляет собой перечень наиболее важных психических и профессиональных качеств сотрудника компании. Заметьте, что Вы никогда не найдете идеального кандидата отвечающего абсолютно всем требованиям психограммы. Поэтому важно проявлять гибкость и основное внимание придавать возможности достижения будущим сотрудником результатов профессиональной деятельности. На практике проверено, что люди обладающие различными индивидуальными качествами достигали высоких результатов так как профессионально выполняли работу. Обратите внимание на стиль профессиональной деятельности претендента, именно здесь кроется успех вашего дела.

    В ходе второго этапа психодиагностики осуществляется выбор критериев. Критерии логически вытекают из предыдущего этапа в ходе которого Вы анализировали профессиональную деятельность сотрудника и необходимые для успешной работы профессиональные и личностные качества. Все полученные данные необходимо применять в процессе подготовки мероприятий профессионального отбора, для формирование программ адаптации вновь принятых сотрудников, их внутрифирменном обучении, при формировании мотивации сотрудников компании и других аспектах деятельности компании. Основой третьего этапа психодиагностики является технология осуществления оценки кандидатов. Опять же не забывайте о логике: методы оценки личности, которые Вы выберете необходимо соотнести с критериями, которые мы выбирали в ходе предыдущего этапа. Обратите внимание, чтобы методики выбранные Вами соответствовали таким требованиям, как:

    1) затрачивали минимум времени при наилучшем результате(полнота информации о индивидуально-психологических особенностях кандидатов);

    2) давали не общую характеристику человека, а конкретное представление о специфические для данного вида деятельности качествах личности кандидата;

    3) простота обработки результатов исследования и возможность быстрого сравнения результатов разных кандидатов;

    4) полезность данных полученных в ходе психодиагностики для прогнозирования эффективности будущей деятельности сотрудников компании в различных должностях. После проведения выбранных методик оценки и их обработки выносится экспертное заключение по каждому кандидату.

    Кейсы

    Безвыходность положения чаще всего заключается не в отсутствии выхода из него, а в неспособности его найти.

    (Э.Севрус)

    В сущности кейсы – это когда во время интервью соискателя просят решить одну или несколько небольших задачек. Эти задачки непосредственно связанны с будущей профессиональной деятельностью кандидата на вакансию. Это относительно новый в России метод оценки персонала. Из практики проведения этого метода оценки можно сказать, что стандартное тестирование занимает около 1,5 часа и включает в себя один личностный тест, один интеллектуальный, один специальный и структурированное интервью на следующий день. Чаще всего в крупных компаниях встречаются методы Ассессмент-центр, или Центр оценки.

    Основными задачами Ассессмент-центра являются:

    определить, подходит кандидат данной компании (например как он войдет в команду, корпоративную культуру);

    проверка, готов ли соискатель успешно справляться с задачами организации;

    оценить психологические качества претендента, которые сложно выявить с помощью других методов оценки персонала (стрессоустойчивость, искренность).

    Контрольная таблица: Этапы проведения Ассессмент-центра

    Кейс представляет собой описание конкретной профессиональной ситуации. Эти ситуации берутся из реальной жизни. Решением являются, варианты действия в них. Работа с кейсами включает в себя ознакомление с условиями кейсов, решение и презентацию. Кейсы могут проводиться и персонально, и в группе. Для проведения за работой группы назначаются ведущий и наблюдатели, которые фиксируют информацию на специализированных бланках (применяются технические средства записи: аудио– и видеоаппаратура). Соискатели должны быть заранее предупреждены и дать согласие на запись.

    Контрольная таблица: Как подготовиться к кейсам

    Контрольная таблица: Основные ошибки кандидатов в групповой дискуссии

    При решении кейсов Вам необходимо помнить о следующих моментах:

    Анализ условий.

    Перед началом кейсов внимательно ознакомьтесь с условиями. Но не стоит зацикливаться на этом более 20 минут. Первый раз прочитайте бегло, помечая основные мысли на бумаге. По ходу решения всегда можно будет уточнить условия.

    Распределение функций, задач.

    Если Вы решаете кейс в группе, необходимо разделить, кто будет выполнять части задачи. Попробуйте взять на себя инициативу и предложите, что по Вашему мнению, должно быть сделано и кто это выполнит. Основные роли в группе при решении кейса – организатор, эксперт (человек, обладающий знаниями), генератор (тот, кто предлагает новые идеи), критик, исполнитель (отвечает за оформление результатов решения).

    Оформление результатов.

    Не забывайте о времени, чтобы знать, сколько его у Вас осталось для окончательного оформления результатов.

    Представление результатов

    В некоторых случаях требуется самому представлять решение. Поэтому набросайте примерный план того, что Вы будете говорить. Не вдавайтесь в детали. Контролируйте свой голос, постарайтесь говорить уверенно.

    Контрольная таблица: Типы и характеристика кейсов проводимых при оценке персонала

    На заметку:

    Добиваться того, что нужно непосредственно Вам, кажется лучшим способом удовлетворить Ваши потребности и получить нужные Вам результаты. Но подумайте вот над чем: наиболее успешно бизнес идет тогда, когда удается определить, что нужно другим людям.

    Или, говоря другими словами, если Вы хотите преуспеть в жизни сами, то необходимо думать и о других, окружающих нас, людях.

    Общение частично зависит от наших понятий о том, что происходит вокруг нас. Мы воспринимаем только около 70 % слов, которые слышим, а остальное домысливаем сами. Очень легко понять кого-то неправильно, когда сам думаешь о чем-то своем.

    Деловые игры

    «Метафора – это образное выражение понятия или ситуации в переносном смысле. Она всегда прямо или косвенно соотнесена с действительным миром, углубляет понимание реальности и ее свойства. Она может быть не только названа, но и изображена»

    (Материалы энциклопедии «Русский язык».)

    Этот очень популярный метод обучения используется в бизнес-образовании. Соискатели не всегда извлекают уроки из реальных случаев просто потому, что им не хватает времени обдумать их. Поэтому моделирование профессиональных ситуации, помогает остановиться и сделать вывод о причинах и результатах поведения участников деловой игры. Хорошая деловая игра помещает оцениваемых в ситуацию, которая воспринимается как настоящая. Очень полезен данный метод для работающего персонала, так как он формирует новые навыки и корректирует неэффективные модели поведения, которые сотрудники использовали в реальных условиях. В ходе игры у кандидатов появляется возможность заострить свое внимание на отдельных элементах имитируемых профессиональных ситуаций.

    Проводя тестирование входе оценки персонала не забывайте, что в данном случае тесты направлены на получение предварительных сведений об уровне развития личностных и профессиональных качеств кандидата, психологических особенностях личности, влияющих на выполнение задач стоящих перед компанией. Для уточнения этой информация необходимо проводить специальные упражнения, интервью, деловые игры.

    Контрольная таблица: Рекомендации по проведению психологических тестов и деловых игр

    Существует еще один метод оценки персонала – это групповые упражнения. Они позволяют собрать информацию, которая даст представление о реальном поведении сотрудника в ситуациях, схожим с трудовыми ситуациями.

    Контрольная таблица: Общие правила проведения групповых упражнений

    Деловая игра «Курочка Ряба»:

    Задача участников заключается в придумывании множества рецептов, как оказать помощь героям сказки. Задача ведущего тренинг заключается в проведении связи между сказкой и профессиональной деятельность участников игры. К примеру, в организации складывается ситуация, когда менеджеры по персоналу при найме сотрудников используют только ограниченный набор методов поиска соискателей (Например Интернет). Зачастую вакансии фирмы остаются долгое время открытыми. В связи с этой ситуацией Вы заинтересованы в расширении спектра методов поиска персонала. Особо интересно для вас применение прямого найма.

    Напоминаем предисторию сказки. «Жили-были дед и бабка, и была у них курочка Ряба. Вот как-то раз снесла она яичко, но не простое, а золотое. Стал дед по яичку быть. Бил-бил – не разбил. Стала ему бабка помогать. Била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Стали дед с бабкой плакать, жалко им яичка золотого. Да поздно». Ведущий в данной деловой игре выступает в качестве курочки Рябы. Перед ведущим стоит задача: "Что и как необходимо сделать, чтобы дедка и бабка изменили свой стиль обращение с золотым яйцом, то есть больше не били по нему?». В сущности, этим заданием Вам предлагается определить задачу повышения эффективности работы менеджеров компании и определить пути совершенствования их работы. Менеджеры по подбору с персоналом выступают в роли деда и бабки. Условия для них следующие: «В каком случае Вы перестанете бить по золотому яйцу и измените свою тактику поведения, применив более эффективные способы деятельности?». Дальнейшие действия происходят в виде презентаций. Менеджеры по персоналу начинает презентацию первой. Как раз в этот момент необходимо предложить участникам не применять старые способы поиска персонала, которые уже не достаточно хорошо действуют, и выработать новые методики поиска и подбора персонала. В ходе претворения сказочных алгоритмов в деловые ситуации менеджмента пользуйтесь примерами и подсказками:

    С помощью метафорической деловой игры можно высвободить воображение сотрудников от устоявшихся стереотипов поведения и реакций на профессиональные ситуации. Скорее всего у работников проявится полет фантазии. Это связано с тем, что мир сказки не ограничен, в нем все возможно. Зачастую в ходе проведения сказкотерапии принимаются новые, нестандартные решения.

    Психологические тесты

    «Было время, когда я думал, что все зависит от интеллекта, но в последнее время я уже не уверен в этом. Ум, конечно, имеет большое значение, но теперь я обращаю внимание и на многие другие качества. Я ищу людей, умеющих работать в команде, коммуникабельных, решительных и сообразительных. Сейчас нужны сотрудники, способные спокойно и уверенно вести организацию в это быстро меняющееся беспокойное время».

    (Лоренс Боссиди)

    Менеджеру по персоналу необходимо иметь в своем арсенале батарею мини-тестов, например:

    рисуночный ассоциативный тест,

    дианетический тест на внимательность,

    цветовая проба (красный – желтый – синий – зеленый),

    тест интеллектуальной лабильности, прекрасно оценивающий способность быстро и сосредоточенно переключать внимание,

    тест «Опыт + знания + интуиция = 100 %»,

    автопортрет кандидата с помощью трех прилагательных.

    Эти тесты занимают очень мало времени, но дают богатый дополнительный материал для проверки правильности своих выводов и чувств к этому человеку.

    Упражнение на наблюдательность

    Предлагается читателям ежедневная игра-тренинг на развитие наблюдательности и внимания. Входя в вагон метро, постарайтесь вычислить человека, сходящего на следующей остановке. Подсказка: уши ловят информацию объявлений, напряженный взгляд, руки на вещах, лежащих на коленях.[6]

    Практическое задание

    Тест N 3: Психогеометрический

    Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров Психогеометрия – система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого выбора человеком какой-либо геометрической фигуры (рис.)

    Расположив представленные геометрические фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на первое место, можно определить основные доминирующие особенности личности и поведения. Наблюдая за поведением человека, можно определить его тип сначала предварительно, используя категории таблицы.

    Основные психологически характеристики поведения:

    Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.

    Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

    Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, не– пунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей (‹примеривание ролей”), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

    Круг: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

    Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.


    Практическое задание

    Тест N4: Методика оценки стиля руководства

    Инструкция:

    “Вам предлагается в утвердительной форме объективно ответить на вопросы, касающиеся Вашего характера, привычек, склонностей и обвести кружком номера тех из них, которые соответствуют Вашему поведению и отношению к людям. Если Вы никогда не сталкивались с некоторыми из этих ситуаций, постарайтесь представить, как бы Вы могли себя повести в них.”


    Текст опросника:

    1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.

    2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним.

    3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.

    4. В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе.

    5. Мои родители редко заставляли меня делать то, что я не хотел.

    6. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.

    7. Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на моих помощников.

    8. Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намерения доказать что-либо.

    9. Я умею объективно оценить своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых.

    10. Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать ответственное распоряжение.

    11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей раздражения.

    12. Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы.

    13. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений.

    14. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.

    15. Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем.

    16. Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать – ни хорошего, ни плохого.

    17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.

    18. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективное единоначалие.

    19. Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок.

    20. Мне часто для эффективной работы не хватает времени.

    21. На грубость подчиненного я стараюсь найти ответную реакцию, не вызывающую конфликта.

    22. Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.

    23. С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения.

    24. Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях.

    25. Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций.

    26. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступать против него.

    27. Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, пусть даже самое незначительное достижение.

    28. Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей.

    29. Мне приходится чаще просить, чем требовать.

    30. Я часто теряю от возбуждения контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают.

    31. Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, то эффективность моего руководства значительно бы повысилась.

    32. Я иногда проявляю спокойствие и равнодушие к интересам и увлечениям подчиненных.

    33. Я предоставляю более грамотным подчиненным больше самостоятельности в решении сложных задач, особо не контролируя их.

    34. Мне нравится анализировать и обсуждать с подчиненными их проблемы.

    35. Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими обязанностями.

    36. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которых всегда можно поставить на место.

    37. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам.

    38. Самое трудное для меня – это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.

    39. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте.

    40. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким – подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства.

    41. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных.

    42. Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.

    43. Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным.

    44. Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие.

    45. Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество.

    46. Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных.

    47. Главное в руководстве – распределить обязанности.

    48. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли командира.

    49. Подчиненные – безответственные люди, и поэтому их нужно постоянно контролировать.

    50. Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что ни вмешиваться.

    51. Для более качественного руководства нужно поощрять наиболее способных подчиненных и строго взыскивать с нерадивых.

    52. Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правильное решение.

    53. Мне приходится часто объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами.

    54. Нарушителя дисциплины я строго наказываю.

    55. В критике недостатков подчиненных я беспощаден.

    56. Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек.

    57. Прежде чем упрекать подчиненного, я стараюсь его похвалить.

    58. Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением.

    59. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.

    60. Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.


    Точно оценить стиль управления с помощью данного теста довольно сложно. Здесь требуется не только самооценка, но и анализ практической деятельности руководителя. Тем не менее, подсчитав номера соответствующих утверждений и войдя в ключ-таблицу, можно определить степень выраженности авторитарного, пассивно-попустительского или демократического стиля управления. Предполагается, что наиболее предпочтительно сочетание авторитарного и демократического стилей, когда применяются гибкие методы работы с людьми.

    Ключ

    Стиль управления Номера ответов

    Авторитарный 1,6,7,12,13,18,19,24,25,30,31,36,37,42,43,48,49,54,55,60

    Пассивно-попустительский 2,5,8,11,14,17,20,23,26,29,32,35,38,41,44,47,50,53,56,59

    Демократический 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28,33,34,39,40,45,46,51,52,57,58


    Характеристика индивидуального стиля управления

    Авторитарный

    0-8 Минимальная: проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых командных навыках, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчиненных.

    8-14 Средняя: отражает хорошие лидерские качества, умение командовать действиями подчиненных, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм, поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения заместителей

    14-20 Высокая: раскрывает ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в суждениях, энергичность и жесткость требовательности, неумение учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерная резкость в критике и предвзятость в оценках, честолюбие и низкая совместимость с заместителями, злоупотребление наказаниями, игнорирование общественного мнения.

    Пассивно-попустительский

    0-8 Минимальная: проявляется в неустойчивом желании работать с людьми, неумении ставить подчиненным задачи и решать их совместно, неуверенности и нечеткости в распределении обязанностей, импульсивности в критике недостатков подчиненных, слабой требовательности и ответственности

    8-14 Средняя: отражает стремление переложить свои обязанности на заместителей, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, податливость постороннему влиянию и страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерную мягкость к нарушителям дисциплины, склонность к уговариванию.

    14-20 Высокая: показывает полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенную внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заискивание, панибратство.

    Демократический

    0-8 Минимальная: свидетельствует о слабом стремлении быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытках направлять деятельность коллектива через заместителей и низовое звено командиров, некоторой неуверенности в своих командно-организаторских качествах.

    8-14 Средняя: раскрывает устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о подчиненных, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, реагировать на критику и опираться на положительных лидеров, умение убеждать и разъяснять приказы, сочетать поощрение и принуждение, использовать просьбы и прислушиваться к предложениям подчиненных, развивать коллективное мнение.

    14-20 Высокая: отражает умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новаторство, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать высоконравственную атмосферу в коллективе.

    Конкурс как метод оценки персонала

    «Судьба – не случайность, а предмет выбора;

    ее не ожидают, а завоевывают»

    (У. Брайан)

    В литературе по менеджменту под конкурсом подразумевается состязание между несколькими претендентами за замещение свободной вакансии. Проведение конкурса помогает:

    уяснить престижности вакансии кандидатами;

    привлечь множество претендентов, что позволяет отыскать лучшую кандидатуру;

    достаточно объективно оценить кандидатов на вакансию,

    внедрению новейших технологий в работу менеджеров по персоналу;

    интенсификации обработки данных о претендентах для более эффективной работы с сотрудниками принятыми на работу;

    формированию рабочих команд в компании.

    Мероприятия, проводимые в ходе конкурса должны отвечать следующим условиям:

    1) достаточное количество претендентов, которые выставляющих свою кандидатуру на конкурс;

    2) наличие компетентной экспертной комиссии, которая и будет оценивать кандидатов на вакансии, кроме того она выбирает комплекс оценочных методов и процедур для отбора на конкретную вакансию;

    3) наличие технологии оценки профессиональных и личностных качеств конкурсантов и принятия компетентного решений по набору сотрудников;

    4) наличие информирования всех заинтересованных лиц о порядке, ходе конкурсных процедур.

    Порядок проведения конкурса

    В сфере менеджмента сложилось несколько подходов к проведению конкурса на замещение вакантных должностей.

    1. Выборы – один из наиболее традиционных видов конкурса. Его применяю при отборе кандидата на вакансию руководителя. В ходе выборов основное внимание уделяется точке зрения большинства, кроме этого в основном не проводятся предварительные оценочные процедуры. Заключительное решение о соответствии кандидата принимает экспертная комиссия, предварительно изучив все документы, оценив проведенные конкурсные процедуры. Все данные о претендентах доводятся до коллектива компании, затем кандидаты выступают с презентацией перед коллективом. После этого проводится голосование, решение принимается на основе простого большинства голосов или двух третей голосов(процедура должна быть предварительно согласована).

    Основными преимуществами выборов является быстрота проведения оценки кандидата и учет большого количества мнений членов компании. Отрицательная сторона выборов – субъективность и сложность избежать ошибки при принятии решения.

    2. Следующим методом проведения конкурса является подбор. Этот метод заключается в принятии решения экспертной комиссией о соответствии претендента вакантной должности. Комиссию возглавляет руководитель компании или лицо им назначенное. Зачастую этот метод проведения конкурса применяется для отбора кандидатов на руководящие должности высшего звена. Для подбора, как вида конкурса характерно использование таких методов оценки персонала: собеседования, структурированное интервью и применение психологических тестов.

    Основным преимуществом подбора является индивидуальный подход к оценке кандидатов и достаточная достоверность данных о кандидате. Из отрицательных сторон можно выделить необходимость большого количества времени для его проведения и субъективность при принятии решения о выборе подходящей кандидатуры. Основные ошибки при оценке кандидата заключается в склонности руководителя принимать решение основываясь на первом впечатлении, иногда абсолютно не учитывая другие методы оценки персонала. Поэтому необходимо проводить структурированное интервью, которое повысит надежность проведенного собеседования.

    3. Отбор – это еще один из видов конкурса. Отбор позволяет провести конкурс избежав тех недостатков которые характерны для выбора и подбора. Основные преимущества этого вида заключаются в тщательности и объективности изучения профессиональных и личностных качеств претендентов. Кроме того отбор позволяет прогнозировать эффективность работы будущего сотрудника. Среди недостатков длительность проводимых процедур оценки кандидатов и большие финансовые затраты.

    Этапы конкурса

    Конкурсные процедуры проходят в несколько этапов. Как и в большинстве подобных оценочных мероприятий включается подготовка, проведение оценочных мероприятий и подведение итогов включающее принятие решения.

    Подготовка к проведению конкурса включает формирование структуры организации оценочных процедур, профессиональной и материально-технической базы. В ходе основного этапа Вам необходимо уделять особое внимание поиску данных о претендентах на вакансию. Этот этап начинается с первого оценочного мероприятия и включает несколько подэтапов. После окончания каждого подэтапа подводятся промежуточные итоги в ходе которых необходимо принять решение о допуске претендентов к следующим оценочным процедурам. Проще говоря происходит постепенное отсеивание кандидатов. В процессе заключительного этапа проводится подведение итогов оценки претендентов и утверждение решения тем руководителем или органом, который формировал экспртную конкурсную комиссию.

    Подготовительный этап.

    Фундаментом подготовки конкурса является формирование состава экспертной комиссии, которая и будет отвечать за подготовку и проведение конкурсных процедур.

    При проведении различных видов конкурса разными будут и задачи конкурсной комиссии. При «Подборе» основная цель заключается в нормативном закреплении мероприятий оценочных процедур, подготовка всей необходимой информации для грамотного принятия решения руководителем компании. В процессе «Выборов» комиссия занимается подготовкой и проведением голосования сотрудников компании по выбору будущего руководителя. Основная задача заключается в организации мероприятий направленных на соблюдение норм проведения конкурса, подведении итогов и объявление принятого решения о выборе соответствующего кандидата. При «Отборе» конкурсная комиссия создается с целью объективной оценки претендентов на предмет профессиональных и других параметров выбранных комиссией. Задачами экспертной комиссии является подготовка правил организации конкурсных процедур, обеспечение объективности оценки претендентов экспертами и контроль за соблюдением правил организации и проведения конкурса.

    Игротехнический способ представляет собой довольно сложную процедуру. В литаратуре по менеджменту выделено два основных метода оценки персонала с помощью вышеназванного способа. Это менеджерская концепция В.К. Тарасова и технология организационно-деятельностные игры.

    Менеджерская концепция В. К. Тарасова состоит из пяти управленческих блоков:

    1) составление деловых писем, приказов и распоряжений; разработка положений, уставов, инструкций;

    2) техника общения – умение публично выступать, вести деловое совещание, умение слушать, вести переговоры и деловую беседу;

    3) техника перехвата и удержания управления – стратегия и тактика конкурентной борьбы, обеспечение лояльности и мотивации кадров;

    4) организация производства – оценка претендентов на рабочие места и наем на работу, анализ технологий, хронометраж и нормирование, выбор системы стимулирования и оплаты труда, организация производственной деятельности;

    5) коммерческая деятельность – кредитование и банковское дело, прогнозирование платежеспособности, эмиссия денег и товарное обеспечение, ценообразование и налоговая политика, ценности фирмы и фирменный стиль, маркетинг и формирование товарных ниш, учет и охрана собственности, техника предотвращения хозяйственных и коммерческих злоупотреблений, смешанные формы собственности, организация акционерных обществ, организация выборных кампаний, организация связи с общественностью, техника рекламы, использование консультантов.[9]

    Организационно-деятельностная игра организуется в виде некого «марафона». ОДИ длится девять и более дней. Ход ОДИ разбивается на четыре этапа. На первом этапе игровая команда проводит анализ бизнес-ситуации. На втором и третьем этапе ОДИ проводится обсуждение важнейших аспектов данной бизнес-ситуации. На четвертом этапе решается проблема, которая связанная с непосредственной деятельностью руководителя на вакансию которого идет отбор.

    Участники ОДИ распределяются в три группы:

    1) группа претендентов(распределена на подгруппы);

    2) группа экспертов и

    3) рабочая группа занимающаяся экспертной оценкой.

    На каждом этапе несколько часов отводится на время работы в подгруппах. После этого проводится собрание на котором все подгруппы делают краткие доклад по итогам проделанной работы. Затем после каждой подгруппы начинается дискуссия. Она проводится в течении часа и заключается в полном анализе бизнес-ситуации предложенной в игре. По окончании ОДИ проводится так называемая «предвыборная кампания». В ходе нее кандидаты, которые дошли до финала выступают со своими программами. Завершающий этап организационно-деятельностной игры заключается в окончательном выборе претендента на вакансию.

    Основное преимущество ОДИ заключается в решение бизнес-ситуаций в неразрывной связи с действительными проблемами компании:

    создание стратегий развития компании;

    выяснение действительных проблем компании;

    создание рабочих групп и коллективов внутри структуры компании, которые направлены на формирование общих стратегий развития компании.

    Отрицательная сторона ОДИ заключается в жесткости мероприятий конкурса для психики участников. Ведь, во время игры кандидаты не прошедшие отбор вылетают из конкурса. Это связано с большим напряжением умственных и психологических сил претендентов. Нередко участники ОДИ нуждаются в психологическом консультировании и даже к специальной помощи. Одним из способов проведения ОДИ является провоцирование конфликтов для изменения организационной структуры компании. При нестабильности работы компании этот вариант может сработать против интересов компании и нарушить нормальный режим функционирования.

    4. Ситуационное моделирование представляет собой методику оценки персонала, направленную на анализ бизнес-задач в условиях социальной, экономической и политической напряженности. Положительный момент данного способа заключается в возможности моделирования задач проведения конкурса в экстремальных условиях, социальной и политической нестабильности. Основной минус заключается в длительности проведения конкурсных процедур и больших финансовых затратах на организацию конкурсных процедур. При проведении ситуационного моделирования Вам необходимо обратить внимание на то, чтобы все мероприятия предстоящего конкурса формировались в соответствии с задачами оценки персонала. При выборе форм ОДИ Важно учесть существующие управленческие формы существующие в компании и на их основе подготовить инструкции по использованию тех или иных процедур оценки персонала.

    Обязательно при выборе соответствующих методик оценки персонала руководствуйте следующими фундаментальными положениями:

    1) соответствием мероприятий конкурса сложившейся рабочей ситуацией в компании, человеческим ресурсам организации и целям преследуемым организаторами конкурса;

    2) правильное комбинирование методов конкурсной оценки персонала с учетом выбранного вида осуществления конкурса.

    На заключительном этапе конкурса экспертная комиссия выносит решение о допуске претендентов к следующим подэтапам конкурсных процедур либо о принятии претендента на работу.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх