ПОДГОТОВКА КАНДИДАТА

Существует множество сфер деятельности, где потенциальный кандидат может набраться опыта, который пригодится для избирательной кампании. Но случается и так, что его дела сосредоточены в определенной области жизни, которая почти не связана с вопросами политики. Поэтому время до оглашения намерений баллотироваться потенциальный кандидат должен использовать для пробы своих сил и накопления некоторого опыта и знаний о сути тех битв, которые его предстоят.

Кандидаты часто "врываются" в избирательную кампанию без соответствующей подготовки и представления о том, что их ожидает впереди. Преимущественно это происходит потому, что до момента подачи регистрационных документов человеку просто не хватает времени на осмысление своей роли как кандидата.

Но будем исходить из того, что имеется достаточно времени собраться с мыслями и силами и окончательно принять решение включиться в предвыборную гонку. В зависимости от возможностей на момент принятия такого решения человеку понадобится еще от шести месяцев до года, чтобы стать настоящим кандидатом. Тут многое будет зависеть от его здравого смысла и уже сделанных первых предварительных шагов по пути укрепления своих позиций.

Но даже и тогда, когда нет времени, в случае, если человек уже заявил о своем намерении баллотироваться, никогда не поздно предпринять те необходимые для подготовки кандидата действия, о которых говорится далее.

Привести все в порядок. Кандидату необходимо посмотреть на себя критически, убедиться, в самом ли деле у него есть желание, хватит ли у него выдержки и сил бороться за выборную должность. Прежде чем другое поверят в него, ему нужно самому поверить в себя.

Кандидату следует попробовать разобраться с некоторыми проблемами. Например, существенно то, живет ли он на территории округа, где планирует баллотироваться? По закону это, может быть, и не обязательно, но с политической точки зрения очень важно. Есть ли у него личные долги? Заручился ли он поддержкой со стороны семьи? Имеет ли возможность на время избирательной кампании оставить свою постоянную работу? Может ли он рассчитывать на помощь руководства по основному месту работы?

Слушать, учиться, становиться лидером. Чтобы быть уверенным в себе, кандидату необходимо понимать проблемы и вопросы, волнующие людей в данной местности. И чем более активным он будет на территории избирательного округа, тем глубже проникнется этими проблемами. Кандидату нужно научиться мыслить масштабами "населения округа в целом".

Самый лучший путь к пониманию проблем жителей избирательного округа - это научиться внимательно слушать. Кандидат должен заставить себя ездить по округу и выслушивать людей, говорящих о своих проблемах, должен дать им возможность выговориться и высказать свои мысли как во время случайных встреч, так и на запланированных собраниях Кандидату нужно стремиться охватить все слои населения, никогда не сосредоточиваясь исключительно на тех группах, которые он знает.

Выслушивая людей в округе, он узнает о том, как они высказываются, что их больше всего волнует. Обобщив свои впечатления и разобравшись в сути их забот, он будет больше подготовлен к тому, чтобы стать лидером.

Люди ценят лидера, который выслушивает. Фундаментальный принцип демократической системы власти заключается именно в том, чтобы избранные должностные лица представляли людей, избравших их. Руководителем для них является народ. А сможет ли кандидат деятельно представлять интересы избирателей, если не проникнется их заботами?

Далее мы предлагаем несколько упражнений, выполнение которых позволит кандидату лучше изучить людей в округе и глубже понять, что их волнует.

1. Кандидат читает все письма, пришедшие в редакцию местной газеты в последние две недели. Выбирает среди них 10, наиболее заинтересовавших его. Связывается с их авторами и устраивает с ними встречу для обсуждения вопросов, которые они подняли в письмах. Записывает свои впечатления об этих встречах, а также ключевые фразы, которыми пользовались присутствующие.

2. Кандидат проводит несколько рабочих дней на трех различных предприятиях, где он никогда не был раньше, причем подбирает такие, где работает большинство людей его избирательного округа (лучше сделать это инкогнито). Записывает свои впечатления о работе на предприятиях.

3. Поочередно, в воскресные дни кандидат посещает различные церкви на территории избирательного округа. В каждой пытается поговорить с прихожанами и духовными лицами. Записывает свои впечатления.

4. Кандидат встречается с местными руководителями сферы охраны здоровья, просит у них разрешения провести какое-то время в больницах. Беседует там с больными, родственниками, которые их навещают, и другими людьми. Берет интервью у врачей. Делает записи о своих впечатлениях.

Приведенные упражнения являются примером того, как можно узнать о жизни и проблемах жителей избирательного округа. Полученные впечатления помогут кандидату поразмыслить над тем, что можно еще сделать, чтобы лучше понять людей, его будущих избирателей.

Изучить округ и избирателей. Кандидат должен начать со сбора географической, демографической и исторической информации о своем избирательном округе. Он не должен тешить себя мыслью, что все знает о местности. Следует также собрать материал о результатах предыдущих выборов. Потом, просмотрев всю эту информацию, можно сформулировать задачи для проведения объективного исследования.

Встретиться с ключевыми людьми. Кандидат составляет список известных людей в своем избирательном округе и организовывает встречи с ними. Заносит в список избранных должностных лиц, а также влиятельных представителей промышленности и предпринимательских структур, культуры, лидеров общественного мнения.

Кандидату нужно встретиться с руководством местных партийных организаций, посоветоваться с бывшими кандидатами, которые баллотировались на должность, за которую он теперь борется. Кандидат обязан найти повод для встречи с ними. Если он знает их лично, можно попытаться заручиться их поддержкой. В противном случае это может быть просто визит вежливости с целью обсудить разнообразные проблемы округа. Но не следует возлагать особые надежды на их поддержку, особенно если кандидат лишь случайно знаком с ними.

Большинству кандидатов необходима поддержка влиятельных людей округа. Встречаясь с ними, кандидат должен стремиться произвести на них хорошее впечатление. Тогда они могут поделиться с ним важной информацией об округе, текущих проблемах, предыдущих избирательных кампаниях и вывести на иной круг лидеров общественного мнения. Если он заручится их поддержкой, они помогут его кампании материально, организационно и обеспечат поддержку со стороны общественности.

Изучить ведущих "игроков" в средствах массовой информации. Дальновидный кандидат должен установить добрые отношения со средствами массовой информации в округе. До того, как он выдвинет свою кандидатуру на выборы, необходимо выяснить, кто является ведущими фигурами в средствах массовой информации, способными повлиять на избирательную кампанию. Кандидат составляет список всех каналов массовой информации, обслуживающих округ, включая ежедневные и еженедельные газеты, радио- и телестанции, ведомственные издания.

В каждом из информационных каналов он находит наиболее влиятельных работников, которые могли бы освещать его кампанию: издателей, редакторов газет, руководителей радио- и телестанций, тех, кто задает тон в освещении новостей. Изучает, как эти люди преподносят местные и общегосударственные новости, подают аналитические материалы. Узнает, кто из журналистов специализируется по тем или иным вопросам. Следит за их публикациями на протяжении нескольких месяцев.

В зависимости от своего общественного статуса кандидат делает попытку встретиться с этими ключевыми фигурами и узнать как можно больше об их организациях. Выясняет порядок работы возглавляемых ими информационных каналов, их отношение к письмам на имя редактора, ведут ли они какие-то особые рубрики, например, колонку гостей в газете, местные программы на радио и телевидении и т.д. Эта люди могут стать неистощимым источником информации об округе, его жизни и острых проблемах.

Проявить внимание к местным общественным организациям.

Кандидат пытается расширить свое участие в жизни местных общественных организаций, но без лишней рекламы. Достает информацию обо всех клубах и общественных объединениях, действующих в его избирательном округе. Если он не является их членом, пробует вступить в наиболее влиятельные организации и активно в них работать.

Старается посещать общие собрания таких общественных образований, как советы ветеранов, организации женщин, школьные советы и пр. Выясняет, какие проблемы их волнуют, узнает об их финансовом положении и штатных работниках.

Оттачивать свой профессионализм. Проведение избирательной кампании требует жесткого планирования встреч с людьми, публичных выступлений, знания различных проблем, долгих часов работы и постоянных разъездов. Кандидат готовится к таким испытаниям заранее, стремится находиться в хорошей физической форме. Некоторые кандидаты ради этого худеют, бросают курить, начинают систематически заниматься физическими упражнениями.

Многих беспокоит необходимость выступать перед большими аудиториями, поскольку не каждому удается хорошо это делать. Только постоянные выступления помогут кандидату развить ораторские способности. Нередко случается так, что он намного лучше излагает свои мысли в конце кампании, чем в ее начале. Существуют специальные школы, курсы и отдельные специалисты, которые проводят занятия по ораторскому искусству. Кандидат должен обратиться к ним или, на худой конец, можно попрактиковаться в публичных выступлениях перед своими коллегами.

Кандидат следит за развитием событий, влияющих на его избирателей. Обращает внимание на проблемы, близкие ему по профессии. Говоря о них, он должен разбираться в деталях. Но как кандидату на выборную должность ему нужно скорее убеждать людей, чем заниматься просветительством. Поэтому не стоит углубляться в мелкие детали, а нужно собирать факты, которыми он сможет воспользоваться в предстоящих беседах и выступлениях.

Набрать руководящую команду. Кандидат определяет начальное количество штатных работников кампании и начинает подбирать помощников. Вероятно, у него уже имеются на примете некоторые люди, которые могли бы приступить к работе. Наметив план кампании и глубже разобравшись в ее будущих требованиях, он может организовать больший штат команды. Но для начала стоит наметить потенциальных работников.

Кандидату не следует давать больших обещаний людям на начальном этапе работы. Сначала нужно присмотреться к ним, а уже потом назначать их на официальные должности и загружать обязанностями. Кандидат может использовать это время как испытательный период, чтобы увидеть, как люди работают вместе, как они реагируют на его кандидатуру.

Существует несколько задач, которые в самом начале должны выполнить члены руководящей команды: помочь собрать аналитические материалы, чтобы разработать план кампании, установить потенциальных сторонников и составить список тех, кто делал пожертвования на ведение предыдущих кампаний. Они также могут помочь кандидату подобрать руководителя кампании и других штатных работников команды.

Обратиться м поддержкой к партии. Если кандидат - член партии или входит в состав фракции в представительском органе, то прежде чем заявить о своем намерении принять участие в избирательной кампании, он должен встретиться с лидерами своей партии. Это крайне важная часть политического протокола, которой нельзя пренебречь. Но, кроме того, данные люди более опытны и способны лучше подготовить его как кандидата. Они могут вывести кандидата на необходимые контакты для подбора основных советников, составления списка добровольных помощников, обеспечения поддержки со стороны уже избранных должностных лиц, получения политической информации и финансовой помощи. Они также могут помочь ему скоординировать свою избирательную кампанию с другими кампаниями в данной местности, чтобы избежать конкуренции за одни и те же ресурсы.

Кандидату полезно узнать, как другие кандидаты планируют работать с партийными добровольцами, выполнять программы контактов с избирателями и иную работу во время предстоящих выборов. Такие программы могут оказаться чрезвычайно полезными и для его кампании.

С другой стороны, если кандидат случайно живет в таком районе, где трудно рассчитывать на помощь местной партийной организации, то об этом лучше узнать заранее.

ШТАТНЫЙ ПЕРСОНАЛ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Структура организации, создаваемой для участия в предвыборной борьбе, должна соответствовать чертам характера кандидата и отвечать потребностям конкретной кампании. Как уже говорилось, первый шаг к ее определению связан с разработкой общего плана кампании. Цели и задачи, сформулированные в нем, обусловят тип структуры организации, на котором следует остановиться, чтобы реализовать данный общий план.

Сама схема организации вырастает из потребности делегировать и распределить полномочия и обязанности. В большинстве случаев кампанию местного уровня начинает группа людей, состоящая из кандидата и его ближайших сторонников. Однако сразу же после составления плана вырисовываются отдельные конкретные задачи и рождается примерная схема структуры избирательной кампании.

Кандидат, стремящийся провести кампанию самостоятельно от начала до конца, напоминает адвоката, который сам себя защищает. Такой кандидат редко добивается успеха. Он истощит себя задолго до кульминационной точки кампании. Все добровольцы оставят его, поскольку им надоест быть слугами, лишенными ответственности. В таком случае поражение неизбежно.

Поэтому делегирование и распределение полномочий и обязанностей крайне необходимы для создания эффективной структуры организации (команды кандидата).

В избирательных кампаниях местного уровня для укомплектования их штата чаще всего прибегают к услугам добровольцев, бесплатно выполняющих ключевую работу. Единственная награда для них - удовлетворение от работы на пользу местного населения, кандидата или просто причастность к выполнению доброго дела.

Если проведение избирательной кампании организационно строится преимущественно на добровольцах, важно четко установить, как именно такая команда будет работать, то есть спланировать ее функциональную структуру, поставить перед штабом кампании задачи, распределить конкретную ответственность и уточнить полномочия. Это поможет избежать мелочного эгоизма, который (не секрет!) способен разрушить организационные усилия целого коллектива

Тут нужно проявить находчивость, дать такие названия должностям, которые, разумеется, хорошо бы звучали и имели смысл. Осознание каждым своей значимости явится дополнительным стимулом для людей, добровольно помогающих кандидату.

Существует множество способов построения кампании. Напомним еще раз, что структура создаваемой организации зависит от личности кандидата, политической ситуации и утвержденного плана кампании. (Безусловно, во внимание принимается и существующая избирательная система). Несмотря на то, что каждая кампания неповторима, тем не менее для их проведения, как правило, необходимы ключевые работники. Поэтому остановимся несколько подробнее именно на этом вопросе, а затем рассмотрим различные организационные схемы, которые помогут подобрать штатный персонал избирательной кампании.

Руководитель (менеджер) избирательной кампании. На выборах в местные органы власти руководитель кампании, как правило, является единственным членом команды кандидата, работа которого оплачивается. Наряду с кандидатом менеджер несет ответственность за успех кампании. Он должен быть способен возглавить и объединить разных людей в сплоченную, эффективно действующую команду.

Чтобы работать плодотворно, менеджер должен обладать достаточным объемом полномочий. Кандидату нужно быть настолько уверенным в человеке, назначенном им на данную должность, чтобы разрешить ему принимать ответственные решения. Если же такой уверенности нет, лучше нанять другого менеджера

Приведем некоторые основные моменты, определяющие роль руководителя избирательной кампании:

* Во время избирательной кампании менеджер должен полностью контролировать текущие дела

* Он должен быть абсолютно уверен в кандидате и никогда не высказываться и не действовать против него.

* Менеджер может иметь полномочия собирать средства для избирательного фонда либо не иметь их, однако он несет полную ответственность за бюджет и распределение средств.

* Он обязан постоянно информировать кандидата о работе и ходе выполнения плана кампании, но только в общих чертах.

* Менеджер должен обладать крепким здоровьем и способностью выдерживать нагрузки в течение длительного времени.

* Менеджеру нужно быть настойчивым, не бояться иногда выглядеть "плохим парнем". Он должен иметь смелость ради дела говорить "нет" персоналу, добровольцам и, что очень важно, самому кандидату.

* Менеджер зачастую пребывает в тени, как бы занимая место в последних рядах залов, где кандидат публично выступает. Ему следует больше заботиться об управлении кампанией, чем о том, чтобы красоваться на людях вместе с кандидатом; следить за тем, чтобы пресса цитировала именно кандидата, а не руководителя избирательной кампании и других ответственных работников штаба

* Менеджер должен знать проблемы и возможности участников кампании. Ему необходимо умение "нанимать" и "выгонять", не забывая, однако, что это очень деликатное дело, особенно если штаб состоит исключительно из добровольцев. Менеджер обязан знать, кто и на что способен.

Итак, можно подытожить: если кандидат - это глава руководящего совета, то менеджер избирательной кампании - главный исполнитель ее решений. Менеджер - тот, кто несет полнейшую ответственность за выполнение плана Он должен быть человеком, наделенным здравым смыслом, умеющим делегировать полномочия другим работникам штаба кампании.

Председатель комитета поддержки. Это почетная должность, на которую назначается уважаемый и хорошо известный населению округа человек. Кандидат предоставляет эту должность тому, кто оказал ему доверие. Имя председателя может иногда появляться на основных документах избирательной кампании, брошюрах и объявлениях.

Если кандидат попросил кого-либо стать председателем комитета поддержки, он обязан определить роль, которая в ходе кампании отведена этому человеку. Ведь председатель комитета поддержки нередко может вообразить, что именно он обязан действовать как менеджер кампании, то есть не осознает истинного значения своей почетной должности. К сожалению, иногда бывает и так, что лицо, занимающее данную должность, на самом деле руководит избирательной кампанией, но, естественно, делает это непрофессионально.

Комитет поддержки. В некоторых случаях комитет поддержки формируется для того, чтобы ввести в его состав нескольких "столпов" местной общественности и тем самым укрепить доверие к избирательной кампании и придать ей больший вес. Эти люди позволяют использовать свои имена в качестве сторонников кандидата, но они, как правило, не являются работающими членами штатной команды. В состав данного комитета входят также председатель исполнительного комитета избирательной кампании, заместитель председателя и секретарь.

Руководящий комитет ("кухонный" кабинет). Это рабочая группа в составе 5-7 человек, к которым кандидат и менеджер могут обратиться за советами по ходу избирательной кампании. Это люди, с которыми кандидат считается и которым разрешено откровенно, открыто и критически высказываться о кампании. Состав данной группы не должен превышать десяти человек.

В зависимости от содержания кампании членами "кухонного" кабинета могут быть ведущие работники штаба, которые постоянно встречаются, чтобы оценить ее течение и обменяться информацией. В состав такого кабинета могут также входить менеджер кампании, ответственный за ее график, руководитель группы добровольцев, председатель финансового комитета, казначей, директор по вопросам связей с общественностью (пресс-секретарь) и консультант по юридическим вопросам (юрисконсульт).

Председательствующим на заседаниях "кухонного" кабинета должен быть руководитель избирательной кампании. В зависимости от объема загруженности кандидат тоже может посещать заседания, однако напряженный график работы не позволяет ему делать это постоянно.

Казначей кампании. Основная обязанность казначея кампании -контроль за своевременным и в строжайшем соответствии с действующим законодательством поступлением средств в избирательный фонд.

Казначей - это главный бухгалтер избирательной кампании. Он обязан хорошо знать бухгалтерское дело, избирательное законодательство, поскольку несет ответственность за оформление финансовых документов, связанных с использованием фондов избирательной кампании.

Казначей ведет бухгалтерские книги, оплачивает счета, готовит отчеты об использовании средств и общем состоянии финансов. Он должен работать в тесном контакте с руководителем кампании и ее коммерческим директором.

Коммерческий директор. Вместе с кандидатом он является главным сборщиком средств, необходимых для ведения избирательной кампании. Коммерческий директор должен быть хорошо известен в финансовых кругах. Он выполняет чрезвычайно важную роль в кампании, а потому ему не следует стыдиться просить средства. Это должен быть человек, которого уважает кандидат, с которым хорошо работается другим.

Чтобы собрать необходимые средства, коммерческому директору приходится обращаться за пожертвованиями к предпринимателям, к каждому, кто может сделать взнос, и не жалеть времени на эту работу. Он должен безоговорочно поддерживать своего кандидата, разделять побуждения, заставившие последнего включиться в избирательную борьбу, уметь объяснить это и убедить потенциальных доноров сделать взнос в его избирательный фонд. Этот человек должен работать в тесном сотрудничестве с кандидатом, менеджером кампании и казначеем.

Юрисконсульт кампании. Это может быть практикующий юрист, который консультирует штаб кампании по всем вопросам избирательного законодательства, а также о путях предупреждения возможных его нарушений. Юрисконсульт всегда полезен во время организации деловых встреч, подписания контрактов, соглашений об аренде помещений и сбора подписных листов.

Законодательством, как правило, предусмотрен целый ряд ограничений в ведении кампании, поэтому юрисконсульт тут незаменим. Он обязан следить за тем, чтобы ни кандидат, ни руководитель кампании, ни казначей не оказались за решеткой.

Юрисконсульт также крайне необходим в день выборов. Если возникает потребность, он собирает команду юристов-добровольцев для оказания помощи штабу кампании при нарушениях, случающихся в этот день. Он должен быть наготове, чтобы при необходимости оказать помощь наблюдателям за выборами. Естественно, юрисконсульт обязан хорошо знать законодательство о выборах.

Руководитель группы добровольцев. Еще одним ключевым лицом среди членов команды является руководитель группы добровольцев, умеющий привлекать их и организовывать их работу по выполнению задач избирательной кампании. Иногда такого человека называют еще "организационным директором".

Руководитель добровольцев - ведущая фигура в проведении кампании. Редко есть возможность заплатить всем нужным людям, чтобы сплотить их в единую команду. Поэтому всегда нужны добровольные помощники. Руководитель добровольцев должен обладать талантом набирать и вдохновлять их, руководить их работой.

Руководитель добровольцев обязан вести постоянный учет деятельности добровольных помощников, обеспечивать их материалами, всем необходимым для выполнения задач кампании. Он должен владеть информацией о запланированных мероприятиях, чтобы заблаговременно подготовиться к их реализации.

Общий план избирательной кампании, как правило, подсказывает, каким в каждом конкретном случае должен быть руководитель добровольцев. Известны несколько типов таких руководителей. Скажем, может понадобиться человек для работы в штабе, который направлял бы работу добровольцев по рассылке почты или телефонному оповещению избирателей. В другом случае план избирательной кампании, например, потребует большего сосредоточения усилий на уровне избирательных участков. В таком случае руководитель добровольцев должен постоянно контактировать с избирателями, подбирать добровольцев на месте, руководить их работой на участках. То есть тут опять-таки нужен особенный человек.

Руководитель добровольцев подотчетен менеджеру избирательной кампании.

Ответственный за график кампании. Одно и только одно лицо должно составлять график работы кандидата В некоторых случаях ответственность за это берет на себя руководитель избирательной кампании. Поскольку время кандидата слишком дорого и его следует разумно распределять, координатор графика его работы должен работать на постоянной основе. Это человек, пользующийся абсолютным доверием кандидата.

Ответственный за график должен хорошо разбираться в вопросах политики. Он обязан составлять еженедельное расписание и сбалансировано распределять время кандидата: на публичные выступления, интервью, поездки, аналитическую работу, заседания штаба избирательной кампании, персональные дела и т.д. Он должен также обеспечивать кандидата, менеджера и других членов штаба составленным на неделю графиком.

Ответственный за график играет очень важную роль в кампании. Ведь ничто так негативно не отражается на кандидате и осуществляемой им избирательной кампании, как ошибки в графике работы с людьми.

Существуют два варианта подходов к составлению графика: "пассивный", при котором реагируют на просьбы групп людей, и "активный", когда ответственный за график стремится к наиболее продуктивному использованию времени кандидата

Составляя график работы кандидата, ответственный за это должен хорошо понимать стратегию кампании и ее конкретные цели. Он обязан постоянно знать, где находится кандидат, с кем он встречается или стремится встретиться, уметь доказать политическое значение той или иной встречи.

Ответственному за график нужно самому быть хорошо организованным, уметь ориентироваться в деталях и обходиться с публикой. Это именно тот человек, который может отказать в контактах или удовлетворить просьбу о встрече. В отличие от всех остальных членов команды он должен контактировать с кандидатом напрямую,

Ответственный за график обязан также следить за тем, чтобы кандидат был обеспечен транспортом, подбирать сопровождающих на различные мероприятия, и если нужно, содокладчиков.

Ответственный за связи с общественностью (пресс-секретарь). Это лицо, отвечающее за коммуникацию во время избирательной кампании. В некоторых случаях, особенно на уровне местных выборов, данные обязанности берет на себя руководитель кампании. Однако с учетом личности и положения кандидата, особенностей избирательного округа и плана кампании на эту должность может потребоваться доброволец, который будет работать полный рабочий день, или даже оплачиваемый сотрудник.

Главная задача ответственного за связи с общественностью (или пресс-секретаря) - сделать кандидата человеком, хорошо известным избирателям. Имеется в виду обеспечение общения в работниками средств массовой информации, подготовка речей, дирижирование разнообразными мероприятиями, заслуживающими внимания прессы, планирование появления кандидата перед работниками средств массовой информации, координация оплачиваемых рекламных материалов в прессе (для этого, правда, зачастую бывает нужен специальный консультант). Ответственный за связи с общественностью (пресс-секретарь) подчиняется руководителю кампании и работает в тесном контакте с кандидатом, ответственным за график кампании и руководителем группы добровольцев.

На начальном этапе избирательной кампании ответственный за связи с общественностью (пресс-секретарь) часто занимается аналитической работой и руководит ею. То есть он собирает информацию, изучает материалы, необходимые для составления плана избирательной кампании. На протяжении всей кампании ответственный за связи с общественностью (пресс-секретарь) должен продолжать исследовательскую работу, например, накапливать и обобщать сведения демографического содержания, информацию, касающуюся поведения электората и действий оппонентов и т.д.

Идеальной кандидатурой на эту должность может стать человек, который знает местных журналистов и имеет опыт работы с людьми. Очень важно, чтобы он хорошо разбирался в тонкостях политики. Но равносильно самоубийству, если назначенный на эту должность убежден, что средства массовой информации настроены против кандидата и не существует ни малейшей возможности привлечь их на свою сторону.

Ответственный за связи с общественностью (пресс-секретарь) должен ясно понимать общую стратегию кампании и ее тему. Его задачи именно в том и состоит, чтобы предлагать творческие и политически эффективные пути донесения темы кампании до как можно более широкого круга избирателей.

Этому лицу нужно уметь говорить от имени кандидата о различных проблемах и информировать прессу о графике его работы. Именно на него возлагается задача сделать так, чтобы кандидат цитировался средствами массовой информации. Вот почему ответственный за связи с общественностью (пресс-секретарь) должен очень тесно взаимодействовать с кандидатом и быть тем человеком, кому кандидат полностью доверяет.

Руководитель штаба. Это человек, который отвечает за работу штаб-квартиры и обеспечивает ее всем необходимым для нормального функционирования. Потребность в дееспособном штабе становится решающей для проведения не только общенациональных, но и местных избирательных кампаний.

Руководитель штаба постоянно печется об его своевременном открытие и закрытие, чистоте в комнатах, работе оборудования, пишущих машинок, компьютеров, телефона и др. Он также обязан встречать и приветствовать посетителей, исполнять административные и секретарские функции. Общая цель его усилий - сделать штаб удобным для работы добровольцев и граждан, которые сюда приходят.

Руководитель штаба подчиняется руководителю кампании. Иногда в зависимости от организации работы он может выполнять поручения и руководителя группы добровольцев по наблюдению за их деятельностью.

Во время избирательной кампании очень важно создать деловую атмосферу. Руководитель штаба должен позаботиться об ответах на телефонные звонки, закупить канцелярские принадлежности, обеспечить порядок в помещениях и т.д.

Участковые координаторы. Работа на участке - это сердцевина всех организационных усилий. Работа на конкретном участке обеспечивается участковым координатором, подотчетным руководителю добровольцев. В крупных районах может понадобиться руководитель работы на избирательных участках, который будет руководить участковыми координаторами и сообщать о результатах руководителю добровольцев.

В округах, где имеется несколько крупных населенных пунктов, рационально назначать такого руководителя в каждом из этих пунктов. Если же округ небольшой, делать этого не стоит во избежание лишней путаницы.

Участковые координаторы во всех деталях планируют организацию кампании "от двери до двери", созывают помощников, чтобы провести оперативные встречи с избирателями, выяснить, кто из них будет голосовать на дому. Они очень тщательно дирижируют работой по распространению агитационных материалов и проведению иных конкретных мероприятий.

Участковые координаторы должны хорошо знать жителей, уметь привлекать друзей и соседей к проведению кампании. Но прежде всего они призваны убеждать людей принять участие в голосовании и обеспечивать избирателям возможность сделать это.

В зависимости от особенностей избирательного округа и политической платформы кандидата перечисленную работу можно организовать как на основе общих для всех избирательных участков, координируемых штабом специальных программ, так и на основе отдельных для каждого участка программ, либо совмещая эти два подхода. Например, если имеется лишь несколько участков, можно назначить координаторов, ответственных за отдельные виды работы на всех избирательных участках: по расклеиванию агитационной литературы; работе с конкретными группами избирателей; по вопросам голосования на дому; организации наблюдения и т.д. Если же избирательных участков много, разновидностями этих работ может автономно дирижировать один координатор на каждом избирательном участке отдельно. В некоторых случаях, особенно там, где участковые координаторы еще недостаточно опытны, оба подхода можно объединить, помогая этим координаторам в проведении отдельных мероприятий силами опытных координаторов, работающих на соседних участках. Главное, что нужно при этом помнить, - ключом к хорошей организации работы является привлечение к ней множества людей, причем каждый должен выполнять небольшое задание. Нужно пытаться четко распределить обязанности. При этом следует остановиться на том типе координации работы, который наиболее эффективен для данного избирательного округа и наилучшим образом соответствует планам и имеющимся ресурсам людей, помогающих кандидату.

Руководители специальных программ. Во время проведения избирательных кампаний возникает необходимость в осуществлении специальных программ, способствующих росту их общей эффективности. Содержание этих программ в каждом отдельном случае конкретно и определяется планом кампании.

Поскольку в период избирательных кампаний такие специальные программы имеют большое значение, для их выполнения на участке назначается то или иное определенное лицо. Иногда руководителям специальных программ поручается проведение особо срочных мероприятий в конкретное время, например, подготовить подборку писем избирателей в местную газету. Ответственные за эти мероприятия (программы) обязаны проработать их выполнение во всех деталях. Полномочия и степень подотчетности каждого руководителя специальной программы должны оговариваться при ее утверждении.

Большинство руководителей таких программ подчиняются на местах ответственным за организацию работы добровольцев. Но это не лишает их возможности и даже необходимости сотрудничать с ведущими руководителями избирательной кампании, если выполнение программы входит в круг вопросов, за которые данные руководители несут ответственность. Чаще всего это бывает ответственный за график кампании, пресс-секретарь, юрисконсульт и др.

Руководителю специальных программ можно поручать выполнение различных заданий: отправку специальной почтовой корреспонденции, расклеивание предвыборной агитационной литературы, сбор информации, написание писем редакторам средств массовой информации и т.д. Тут, собственно, многое зависит от того, сколько помощников имеется в его распоряжении.

Ниже приведены примеры возможных обязанностей руководителей специальных программ при выполнении отдельных заданий.

Руководитель телефонных акций. Для кампании, которая в значительной мере основывается на телефонных звонках потенциальным добровольцам и особенно избирателям (чтобы уточнить некоторые детали и убедить последних прийти на избирательные участки), на телефонном опросе общественного мнения, очень важно иметь именно такого руководителя, который координирует данную работу. Он должен располагать полными списками с номерами телефонов, подобрать и подготовить добровольцев, обработать полученные результаты и создать специальный банк данных. Человеку, организовывающему всю эту работу, нужно координировать свои действия с руководителем добровольцев.

Руководитель агитационной автоколонны. Он необходим в тех случаях, когда планом избирательной кампании предусматриваются агитационные поездки кандидата и его сторонников по округу. Руководитель агитационной автоколонны отвечает за транспортные средства, водителей, планирование маршрута, своевременное получение разрешения на передвижение такой колонны по обозначенному маршруту. Кроме того, он организовывает массовые собрания избирателей, распределяет литературу и детально координирует работу добровольцев, помогающих в проведении подобных мероприятий.

Организатор сбора подписей. Такой руководитель особенно необходим тогда, когда собираются подписи избирателей в поддержку претендента в кандидаты либо когда используются их петиции, чтобы привлечь внимания к важным проблемам, на которых сосредоточивает внимание кандидат. Этот руководитель организовывает сбор подписей под петициями. Он нередко сам готовит тексты последних, распечатывает их, подбирает добровольцев, которые распространяют бланки петиций и собирают подписи. Организатор сбора подписей регулярно отчитывается на встречах руководства кампании о том, как выполняется эта работа.

Руководитель агитпоходов по участку. Наличие данного работника очень важно в избирательных кампаниях, где ставка делается на агитацию "от дверей до дверей". Такой человек в тесном контакте с участковым координатором и руководителем добровольцев готовит кампанию "от дверей до дверей" на ведущих избирательных участках. Он же следит за графиком ее проведения, подбирает агитаторов, составляет списки участников походов, организовывает рассылку открыток по месту жительства избирателей с уведомлением об агитационном походе. Кроме того, он постоянно информирует руководителя кампании о ходе выполнения этой работы. (Более подробно о кампании "от двери до двери" мы поговорим дальше).

Руководитель по специальным вопросам голосования избирателей. Такой организатор крайне необходим в тех районах, где много избирателей преклонного возраста или болеющих, избирателей, часто бывающих в командировках, или когда определенная категория избирателей может использовать день выборов для домашних и семейных дел (студенты - для посещения родителей, живущих в другой местности; владельцы садово-огородных участков - для работы на них и т.д.). Работа с такими избирателями может увеличить явку на выборы и дать необходимое для победы дополнительное количество голосов. Руководитель такой программы должен хорошо знать законодательство, регулирующее избирательный процесс.

Руководитель программы распространения листовок и плакатов. Как в городах, так и в сельской местности распространение листовок и плакатов - эффективный способ агитации. Ответственный за этот участок работы должен работать вместе с руководителем кампании, руководителем добровольцев и участковым координатором (особенно если нужно определить наиболее удобные места для расклеивания агитационной литературы). Руководитель данной программы разрабатывает график и подбирает соответственных людей для выполнения указанной работы.

Руководитель дня выборов. Часто избирательные кампании выигрываются благодаря эффективности мер именно в день выборов. Поэтому специально назначенный человек должен направить все свои усилия на организацию работы в этот день. В его обязанности входит подбор и подготовка тех людей, которые будут наблюдать за голосованием. Целесообразно задействовать специальный банк телефонных номеров и проанализировать, в каких районах голосование дает максимальное количество голосов, организовать систему подсчета голосов и спланировать расписание работы кандидата в день выборов. Руководитель дня выборов должен работать в непосредственном контакте с руководителем кампании, юрисконсультом, ответственным за график кампании и руководителем добровольцев. (Более подробно об этом см.: "Активизация явки избирателей на выборы").

Как видим, обязанности руководителей отдельных участков работы (программ) существенно разнятся. Поэтому крайне важно скоординировать их деятельность и подобрать для каждого направления соответствующего человека. Например, не стоит привлекать к такой работе того, кто уже показал, что не может справиться с каким-либо участком работы при проведении кампании. Следует учитывать то, что руководители специальных программ всегда нуждаются хотя бы в одном заместителе или ассистенте.

Руководители коалиций (групп) избирателей с особыми интересами. Все большее значение для результатов выборов приобретает выделение групп избирателей, имеющих одинаковую специальность или общие интересы и налаживания контактов с ними. Для этого участка работы обязательно нужно назначить руководителя.

Специальными группами избирателей или их коалициями могут быть объединения пожилых людей, ветеранов, женщин, молодежи, учителей, врачей, рабочих, сторонников различных партий и другие четко выделяющиеся объединения. Для работы в каждой из таких групп необходимо иметь свое доверенное лицо. Это должен быть уважаемый и авторитетный среди данной общественности человек, умеющий налаживать контакты с неформальными лидерами групп избирателей.

Необходимо, чтобы руководители коалиций (групп) избирателей с особыми интересами были лояльны к кандидату и убеждали членов своих групп поддерживать его. Они должны информировать кандидата и штаб кампании о проблемах, волнующих группы людей, которые они представляют, а также консультировать штаб кампании относительно методов влияния на конкретные группы избирателей. Методами влияния могут быть целенаправленная рассылка почты, беседы и встречи кандидата, этими избирателями, его контакты с влиятельными лидерами этих групп и др.

В тех случаях, когда несколько групп избирателей с особыми интересами объединяются для поддержки кандидата, необходимо создавать специальные комитеты групп избирателей, например, комитет избирателей "Учителя и врачи за кандидата…" и т.д.

Следует сказать, что только в очень немногих избирательных кампаниях удается подобрать опытных добровольцев, которые возглавляли бы работу на каждом из упомянутых участков. И все же, как бы ни складывались обстоятельства и каков бы ни был дефицит кадров, оставлять оголенными эти участки работы нельзя.

Консультанты кампании. Наряду с назначением руководителя избирательной кампании очень часто нанимают также специальных консультантов по вопросам ее проведения, которые нужны для предоставления рекомендаций или же оказания некоторых услуг в специфических делах. Однако они никоим образом не заменяют руководителя кампании, комитет поддержки или добровольцев

Существуют различные типы консультантов. В основном они консультируют по таким вопросам, как общая стратегия кампании; планирование; руководство кампанией; работа на радио и телевидении; наглядная агитация; сбор средств; привлечение избирателей и др., или по нескольким этим вопросам в их определенной комбинации.

Для проведения кампании иногда бывают необходимы консультативные услуги по такому специфическому вопросу, как опрос общественного мнения. Часто возникает потребность в консультациях более общего содержания. Самый лучший путь получить квалифицированную консультацию или услугу - прежде всего четко сформулировать вопросы. Как и в любой профессии, всегда есть плохие и хорошие консультанты. Следует избегать специалистов, работающих на разных клиентов, и быть особенно осторожными с теми, кто говорит, что может оказать политические услуги; но в прошлом не имел ни одного политического заказчика.

При составлении договора с профессиональным консультантом необходимо определить, какие услуги он должен оказывать, и очень обстоятельно, чтобы не возникало недоразумений в будущем, обсудить вопрос об оплате и расходах. Имеет смысл попросить консультанта представить рекомендации от его предыдущих клиентов и потом обязательно переговорить с ними.

В заключение подчеркнем: не все кампании находят добровольцев на должности, которые были перечислены. Кандидат должен скоординировать вопросы назначения в команде с общим политическим планом. Крайне важно для начала собрать группу из 5-8 доверенных лиц, которая поможет заполнить основные руководящие позиции кампании, а именно, должности ее руководителя, казначея, юрисконсульта, руководителя добровольцев, ответственного за график. Однако далеко не всегда это легко сделать. Тогда приходится возлагать обязанности на имеющихся сотрудников. Основный штат следует подбирать так, чтобы обеспечить выполнение плана кампании. Еще раз заметим: работая с добровольцами, крайне важно четко установить субординацию и обязанности каждого.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СХЕМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Наилучший способ распределения ответственности работников штаба избирательной кампании - это составление организационной схемы. Она предусматривает ключевые должности, необходимые для реализации общего плана кампании. Организационная схема, определяющая обязанности и ответственность руководящего персонала штаба, нужна даже при проведении местных выборов.

Далее приведены три различных типа схем, которыми можно воспользоваться при планировании организационного построения избирательных кампаний. (См.: схемы).

Базовая организационная схема. Она чаще всего используется для проведения небольших по масштабам избирательных кампаний (местных выборов), где их организация ориентируется на кандидата. Единственным оплачиваемым работником тут является руководитель (менеджер), задача которого - практически, во всех деталях реализовать избирательную кампанию. В данном случае на руководителя избирательной кампании дополнительно возлагается ответственность за установление связей с общественностью (исполнение обязанностей пресс-секретаря).

Кроме того, кандидат тут пользуется помощью руководящего ("кухонного") комитета, в состав которого входят: менеджер кампании, председатель комитета поддержки, казначей, финансовый директор, руководитель группы добровольцев и юрисконсульт.

Во время такой кампании приглашается консультант, непосредственно работающий с ее руководителем (менеджером) и кандидатом.

Ответственный за график кампании одновременно исполняет обязанности руководителя штаба Как правило, в штат входит также ответственный за выполнение специальных программ.

Средняя организационная схема. Эта схема более сложная, поскольку тут кандидат полагается на руководящий комитет и менеджера при проведении избирательной кампании и на ее исполнительный комитет в случае необходимости получить консультацию. Сам кандидат более отдален от непосредственного руководства ежедневной работой.

По этой схеме руководитель (менеджер) кампании непосредственно сотрудничает с руководящим ("кухонным") комитетом, в состав которого входят он сам, ответственный за график, финансовый директор, ответственный за связи с общественностью (исследовательскую работу) и руководитель группы добровольцев. В состав исполнительного комитета входят менеджер, председатель комитета поддержки, его заместитель, казначей, юрисконсульт и секретарь.

Руководитель (менеджер) кампании руководит работой ответственных за график, работу добровольцев и за связи с общественностью (исследовательскую работу). Ответственный за выполнение графика наблюдает за работой руководителя штаба. Финансовый директор подотчетен руководящему комитету.

Консультант кампании работает вместе с кандидатом, руководящим комитетом и финансовым директором.

Развернутая организационная схема. Эта организационная схема применяется при проведении крупных по масштабам избирательных кампаний, руководство которыми осуществляется менеджером. Кандидат туг еще более отдален от непосредственного руководства текущими делами и целиком полагается на менеджера в управлении избирательной кампанией. Помимо менеджера, оплачивается еще и труд руководителя по вопросам средств массовой информации, также работающего на постоянной основе.

Руководящий комитет действует под председательством менеджера кампании. В состав этого комитета входят председатель комитета поддержки, его заместитель, финансовый директор, казначей, ответственный за соблюдение графика кампании, руководитель группы добровольцев и директор по вопросам средств массовой информации. Казначей, юрисконсульт, финансовый директор выступают советниками менеджера кампании. Консультант по преимуществу имеет дело с менеджером кампании, но может давать советы и кандидату.

Подчиненный руководящему комитету, менеджер имеет в своем распоряжении полный штат работников в составе ответственного за график, руководителя группы добровольцев, директора по вопросам СМИ, ответственного за работу с коалициями (группами избирателей с особыми интересами) и руководителя штаба. Существует еще один уровень структуры, состоящий исключительно из добровольцев, который подотчетен этим постоянным штатным работникам.






 
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх