НЕСКОЛЬКО МЫСЛЕЙ В ЗАВЕРШЕНИЕ

Затраты на подготовку и подаче выступления должны быть оправданными и тщательно рассчитанными, если только за это не отвечает лицо, стоящее выше в служебной иерархии, и никакие альтернативы и доводы в пользу сокращения издержек и времени не действуют. Если же нет никаких особых директив и предоставлена свобода выбора, стоимость подготовки выступления должна соответствовать весомости целей и задач. Точно также следует учитывать и ценность затраченного времени присутствующей публики.

При сопоставлении всех альтернатив и учете объективных и субъективных факторов кто-нибудь спросит: "А нельзя ли все это сделать покороче, поэкономнее?". И в некоторых случаях будет абсолютно прав, поскольку нередко все задуманное можно осуществить более экономным способом, например, заменить выступление с докладом распространением внутреннего меморандума, заявления для соответствующих организаций и агентств, провести оперативное совещание в офисе либо ограничиться простым телефонным разговором.

А теперь еще раз обратим внимание на перечень тех факторов и аспектов, о которых всегда следует помнить оратору, когда он предстает перед аудиторией. Ему необходимо:

* Сделать свой доклад простым, кратким и понятным.

* Пользоваться чистым языком, не увлекаться клише и разного рода идиоматическими выражениями.

* Старательно прорепетировать выступление. И желательно не переедать перед ним.

* Говорить понятно, вслушиваясь в смысл произносимых слов, прислушиваться к себе.

* Говорить несколько медленнее обычного, использовать модуляции и тембр голоса, которые акцентировали бы внимание на сути темы, подчеркивали отдельные ее аспекты.

* Всегда стоять спиной к стене.

* Избегать любого напоминания и ссылок на время, особенно по ходу открытых дискуссий.

* Смотреть в глаза слушателям. Поддерживать зрительный контакт, что поможет завоевать доверие у публики.

* Стоять прямо, контролировать свои эмоции и движения. Не сутулиться, не держать локти на трибуне или столе, не поправлять одежду, забыть о нервных подергиваниях рук.

* Использовать эффект паузы. Краткое молчание и тишина могут оказаться очень эффективными и привлекающими внимание.

* Не реагировать на внешние раздражители и посторонний шум.

* Быть расслабленным, улыбаться. По возможность воздерживаться от курения.

* Широко использовать наглядные пособия, если есть крайняя потребность включить их в свое выступление. Не злоупотреблять статистикой и цифрами.

* Прибегать к примерам и интересным фактам, что поможет подкрепить правоту провозглашаемых идей.

* Избегать жаргона. Его эффективность в устной речи не так велика, как при чтении.

* В конце выступления еще раз вернуться к основным пунктам и идеям доклада.

* Если позволено задавать вопросы, сообщить об этом слушателям еще до окончания выступления. Не поощрять провокационных и не имеющих отношения к делу вопросов.

* Когда выступление закончено, убедиться, что все присутствующие это поняли.

Выступающий всегда должен помнить, что независимо от качества текста речи, общий эффект обусловливается соединением таких факторов, как визуальный контакт по типу "с глазу на глаз"; выражение лица, движения тела во время выступления; одежда; манера поведения и др. Как свидетельствуют исследования, все это в совокупности составляет примерно 55% успеха или провала. Тон и модуляция голоса - 32%. И только 7% - непосредственно смысл и контекст произносимых оратором слов.

Следование приведенным советам дает больше шансов для эффективного произнесения речей.






 
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх