• 1. НЕУВЕРЕННОСТЬ – ВЕРНЫЙ ПУТЬ К БАНКРОТСТВУ
  • ВПЕРВЫЕ В ПРОФЕССИИ
  • ВПЕРВЫЕ В БИЗНЕСЕ
  • АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
  • ПРЕТЕНЗИИ
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ПРЕДЪЯВИТЬ ПРЕТЕНЗИИ
  • ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
  • НЕ СТОИТ «ДЕЛАТЬ ВИД»
  • 2. НЕ СПЕШИТЕ ОБВИНЯТЬ СЕБЯ
  • КТО ВИНОВАТ?
  • ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
  • К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА

    Излишняя самоуверенность и нежелание критически относиться к своим способностям чреваты множеством недоразумений, но и заниженная самооценка не является позитивным качеством. Так же, как чрезмерное самомнение не позволяет прислушиваться к мнению других и попросту ослепляет, неуверенность в себе заставляет иногда чересчур потакать чужим высказываниям и принимать чужую позицию.

    Иногда склонность к заниженной самооценке обусловлена особенностями характера человека, который по малейшему поводу готов обвинить себя во всех смертных грехахза допущенную оплошность. Иногда к недооценке собственных способностей подталкивают высказывания окружающих.

    Независимо от причины заниженной самооценки ее последствия разрушительны. Человек, постоянно неуверенный в себе, испытывает эмоциональную скованность, отчего и не способен не только искать новые подходы к решению проблем, но и просто нормально выполнять свои служебные обязанности. Поэтому, если вы испытываете постоянное недовольство собой и своими действиями, задумайтесь, действительно ли вы настолько неспособны и бесталанны или дело все-таки в вашей же необъективности.

    1. НЕУВЕРЕННОСТЬ – ВЕРНЫЙ ПУТЬ К БАНКРОТСТВУ

    В бизнесе, связанном с постоянной персональной ответственностью за принимаемые решения и непрерывным поиском новых подходов, неуверенность в своих действиях недопустима. Как только у вас возникает сомнение в правильности принятого решения, вы сами теряете не только мотивацию к его выполнению, но и способность убедительно разъяснить сотрудникам, почему они должны поступать так, а не иначе. Результатом этого может стать полная дезорганизация, чреватая для фирмы катастрофическими последствиями.

    Смутиться и на время потерять контроль может любой человек, это объяснимо и естественно. Неожиданный поворот событий, непредвиденная ситуация, возникновение препятствий там, где предполагалось содействие, – все это может пошатнуть равновесие, но общий настрой всегда должен быть решительным. В противном случае любая неприятность грозит обернуться кризисом.

    ВПЕРВЫЕ В ПРОФЕССИИ

    Причины и ситуации, в которых человек может испытывать робость, разнообразны. Часто это чувство свойственно молодым людям, недавно окончившим учебные заведения и впервые поступившим на работу. Не имея опыта, не зная, как поступать в непривычных ситуациях, человек даже с нормальной самооценкой испытывает смущение. Оказывает свое влияние и необходимость адаптироваться в новом, незнакомом коллективе, подстраиваться под общий лад взаимоотношений.

    «Загрузив» свои мысли вопросами реальными и практическими, вы не позволите разгуляться воображению, рисующему мрачные картины вероятных ошибок и толкающему к беспочвенному сомнению в своих способностях.

    Главное, чтобы период такой адаптации не слишком затянулся. Чтобы мысли о том, насколько правильным окажется тот или иной шаг, не занимали вас целиком и полностью, попробуйте с головой погрузиться в свои новые обязанности, тем более что это необходимо.

    ВПЕРВЫЕ В БИЗНЕСЕ

    Начиная новое дело, человек часто попадает в щекотливые ситуации. Например, стремясь создать позитивное представление о своей фирме в глазах клиентов, предприниматель может дать завышенные обещания и взвалить на себя обязанности, не входящие в его компетенцию. В результате, создав у потребителя завышенные ожидания и понимая, что придется либо выполнить их, затратив дополнительные ресурсы, либо потерять доверие клиента, предприниматель испытывает замешательство, поскольку в обоих случаях ему придется признать, что он совершил ошибку.

    Чтобы избавиться от нерешительности в отношениях с сотрудниками, необходимо четко уяснить для себя, что за свои услуги фирме эти люди получают соответствующее вознаграждение И если они намерены получать его и дальше, то должны исполнять все, что вы от них требуете.

    Чреваты неожиданностями и взаимоотношения с работниками. Если человек впервые нанимает людей для того, чтобы они на него работали, он иногда не знает, как себя с ними вести и смущается, раздавая указания. Такое положение весьма нежелательно, поскольку робость руководителя вызывает у подчиненных ощущение вседозволенности и безответственности.

    Впасть в замешательство можно и при столкновении с проверяющими органами, если это происходит впервые. Обнаружив, что у них не хватает какой-либо разрешительной документации, некоторые предприниматели способны потерять присутствие духа настолько, что начинают думать о грозящем их предприятию немедленном закрытии и ликвидации. Однако при трезвой оценке ситуации выясняется, что проблему можно решить, не прибегая к радикальным мерам. Система отсрочек и штрафов, предусмотренная законодательством, как правило, дает возможность решить вопрос, не прибегая к закрытию предприятия.

    АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

    Иногда смущение возникает от того, что кто-то, кого вы уважаете и чье мнение высоко цените, сомневается в правильности ваших действий. Вы уже наметили себе определенный план, как вдруг приходит человек, возможно, более опытный и авторитетный, и заявляет, что все нужно сделать не так, как вы предполагаете, а совсем наоборот.

    Важно помнить, что вы можете опираться на чье угодно мнение, но ответственность за принятое решение будет лежать на вас.

    Если мнению такому человеку вы доверяете больше, чем своему собственному, возможно, имеет смысл поступить так, как советует он. Но помните, что рано или поздно вам придется принимать решение самостоятельно, так что не приучайте себя слишком полагаться на других. Как и в любом виде деятельности, в принятии решений имеет место постепенное накопление опыта и навыков, и с этой точки зрения даже ошибочные решения позитивны.

    Привыкнув обращаться к кому-либо за подтверждением правильности своих решений, вы рискуете впасть в зависимость от подобных консультаций и не сможете принять ни одного решения самостоятельно. Даже если решение будет суперправильным, вы все равно будете смущаться, не получив желанной санкции от уважаемого советника. Это чревато потерей самостоятельности в поступках. Поэтому старайтесь следовать правилу: «Выслушай всех и сделай по-своему» – и помните, что и ошибочные, и верные решения в равной мере наполняют копилку вашего опыта.

    ПРЕТЕНЗИИ

    Любой человек может растеряться и спасовать, когда ему предъявляют претензии. Клиент, недовольный качеством обслуживания, сотрудники, считающие, что получают недостаточное вознаграждение, – все они могут заставить предпринимателя усомниться в правильности проводимой политики. Если люди высказывают недовольство, значит, имеют на то основания. Следовательно, возбудитель недовольства в чем-то прав.

    Всегда стоит помнить о том, что предъявляемые претензии могут быть безосновательны, а человек, предъявляющий их, преследует иные цели: снижает цену, ищет повод для увольнения и т. д.

    Претензии всегда порождают отрицательные эмоции, независимо от того, справедливы они или нет. Но если человек принимает их слишком близко к сердцу, то, кроме отрицательных эмоций он не сможет продемонстрировать ничего, а ведь недовольство клиентов или сотрудников требует деятельной реакции, определения причин недовольства и путей его устранения.

    Человек, находящийся во власти эмоций, не способен к эффективным действиям.

    В конфликтных ситуациях нужно постараться отбросить все эмоции и сосредоточиться на рациональной стороне проблемы. Разберитесь в том, что в действительности явилось причиной недовольства и какие имеются возможности для их устранения – немедленного либо по истечении времени.

    НЕСПОСОБНОСТЬ ПРЕДЪЯВИТЬ ПРЕТЕНЗИИ

    Людей нерешительных беспокоит иная проблема. Видя, что кто-то наносит им ущерб, они стесняются выказать свое недовольство. В бытовых ситуациях такое качество иногда оказывается полезным, помогая избегать конфликтных ситуаций, но в бизнесе, где любой неверный шаг сказывается на финансовых результатах, неспособность предъявить претензии может сослужить очень плохую службу.

    Умение отстаивать свои интересы – необходимое качество успешного предпринимателя.

    Если вы пасуете, когда вам приходится ставить на место того, кто причиняет вам явный вред, попробуйте представить себе, что будет, если пустить ситуацию на самотек. Каковы масштабы наносимого ущерба, способны ли они повлечь за собой серьезные финансовые потери? Если да – смело предъявляйте претензии, а для большей уверенности вооружитесь расчетами, подтверждающими вашу правоту.

    ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

    Иногда руководитель склонен испытывать неловкость от того, что некоторые его решения могут иметь негативные последствия для кого-то из сотрудников либо ущемить чьи-либо интересы. Например, сталкиваясь с необходимостью сокращения в штате, не каждый отважится самолично сообщить об этом предполагаемым кандидатам.

    Если увольнение никак не связано с качеством выполнения профессиональных обязанностей, а обусловлено, например, сворачиванием производства, руководитель может испытывать чувство вины.

    Но, по большому счету, переживания по поводу последствий управленческих решений совершенно бессмысленны, поскольку это палка о двух концах. Облегчить чувство неловкости и вины в тех случаях, когда последствия действительно неприятны, поможет откровенная беседа и подробное разъяснение причин, а также денежная компенсация.

    НЕ СТОИТ «ДЕЛАТЬ ВИД»

    Искренность всегда производит отличное впечатление.

    Имейте в виду, что, пытаясь скрыть свое внутреннее замешательство за внешней бравадой и демонстрацией напускной уверенности, вы скорее всего достигнете обратного результата, и ваше смущение станет еще более заметным. Единственный способ избавиться от него – высказать прямо все, что вас беспокоит, и попытаться подойти к решению проблемы, основываясь на реальных фактах, а не на предположениях и догадках, которые чаще всего и являются причиной ненужных сомнений.

    2. НЕ СПЕШИТЕ ОБВИНЯТЬ СЕБЯ

    Чувство вины деструктивно и блокирует способность к действию.

    Человеческая натура чаще имеет предполагает склонность обвинять в допущенных ошибках не себя, а других.

    Чтобы избежать внутреннего разлада, человеку проще уйти от осознания собственной вины и найти причины приписать ее кому-то другому. По сути – это защитная реакция.

    Допустив ошибку, повлекшую за собой серьезные отрицательные последствия, например, крупные финансовые потери, предприниматель понимает, что ему не с кого спросить за это, кроме как с себя самого. Иногда, вместо того, чтобы искать пути преодоления сложившейся ситуации, он подпадает под власть эмоций и начинает в который раз изводить себя непродуктивным самобичеванием.

    Однако такая реакция срабатывает не всегда. Осознавая собственную оплошность, которая имела плачевные результаты, человек не может укрыться от сознания своей вины за выдуманными причинами. В бытовых ситуациях мы можем попросить прощения, что в какой-то мере компенсирует и причиненные неприятности, и собственное ощущение виновности. Но в бизнесе прощения просить не у кого, да и незачем.

    КТО ВИНОВАТ?

    Возможно, это покажется странным, но если отвлечься от эмоций и приступить к разбору шагов, повлекших за собой ошибочное решение, то в большинстве случаев окажется, что все действия были направлены только на улучшение общих результатов. Да и станет ли предприниматель намеренно желать провала своему бизнесу? Конечно же нет. А если так, то так ли уж сильно вы виноваты, приняв неверное решение? Ведь именно оно казалось вам самым правильным и эффективным на тот момент.

    С другой стороны, последствия решения ужасны. Может быть, в этом виноват кто-то другой? Например, сотрудники, неверно исполнившие ваши указания, либо внешние обстоятельства, изменившие ситуацию не в вашу пользу. Но подозревать сотрудников в намеренном нанесении вреда фирме, где они работают и получают зарплату, так же неуместно, как и винить в этом ее владельца. Если ими и была допущена ошибка, то, скорее, от непонимания, чем от злонамеренности. А если так, доля их вины не столь уж и велика.

    Что касается неблагоприятных внешних обстоятельств, всегда необходимо помнить, что рыночная среда изменчива по определению. Поэтому искать виновника неожиданного изменения конъюнктуры не в вашу пользу было бы и вовсе нелепо.

    ЧТО ДЕЛАТЬ?

    Итак, при ближайшем рассмотрении ситуации оказывается, что виноватых нет. Ошибка совершена, последствия катастрофические, а спросить не с кого.

    Но попробуйте взглянуть на дело с другой точки зрения. Предположим, вы найдете виноватого, себя или кого-то еще сделаете козлом отпущения. Поможет ли это решению проблемы? Какой реальный результат вы получите от того, что найдете виновника всех бед? Ведь беды от этого не исчезнут.

    Не лучше ли принять как данность, что возникшая проблема – это совершившийся факт, и вместо того, чтобы доискиваться, кто и что сделал не так, определить, кто и что должен сделать, чтобы эту ситуацию поправить. Не тратя время на бесполезные переживания по поводу собственной несостоятельности или нерадивости подчиненных, найти в себе силы преодолеть негативный настрой и переключиться на активное действие.

    РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

    Рациональные размышления – лучший способ избавиться от негативных эмоций, возникших из-за ошибки.

    Если человек предрасположен к самоедству, ему бывает нелегко отвлечься от своих печальных дум. Но попробовать можно. Прежде всего постарайтесь вспомнить, что каждая минута, потраченная на непродуктивное самобичевание, могла быть потрачена на решение возникшей проблемы. Затем положите перед собой лист бумаги и перечислите на нем все шаги и решения, которые привели к создавшейся ситуации. Сосредоточьте внимание не на том, кто конкретно поступил неправильно, а на том, что было сделано неправильно.

    Проводя последовательный анализ, вы сможете отвлечься от бесполезных переживаний и в процессе поиска реальных причин постепенно сможете перенастроиться на позитивный и деятельный лад.

    Последовательно разобрав все действия, результатом которых явилось возникновение проблемы, вы сможете разделить их на продуктивные и деструктивные. К первой группе относятся все решения, направленные на достижение запланированного результата, ко второй – все, что этому могло помешать. Такой анализ позволит с предельной ясностью увидеть, какие именно причины повлекли за собой негативные последствия, и направить дальнейшие усилия на их целенаправленное устранение.

    Определив действительные причины возникновения проблемы, вам нетрудно будет найти и способы их устранения, поскольку одно определяется другим.

    Итак, если вы замечаете за собой склонность к самобичеванию и вас нередко посещает чувство вины – поспешите отсечь эмоции и попытайтесь проанализировать причины. Вскоре вы почувствуете, что ваше внутреннее напряжение, спало и у вас появились силы чтобы справиться с трудностями.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх