56. Концепции «идеальных типов» М. Вебера и «духа капитализма» В. Зомбарта

М.Вебер был крупнейшей фигурой в социологии. Одной из самых известных концепций Вебера является концепция «идеальных типов».

«Идеальные типы» могут быть рассмотрены как базисные научные понятия. В совокупности они образуют в некотором смысле «модель» реальности. Он построил свою социологию на «чистых» типах действий идеальных типах:

1) действие рационально ориентированное по отношению цели;

2) действие рационально ориентированное по отношению к абсолютной ценности;

3) действие вызванное определенными страстями или эмоциональными состояниями агента;

4) действие определенное традициями и глубоко укорененными привычками.

Эти четыре типа действия позволяют более точно определить, что означают в развитии европейской культуры «рационализация» и «модернизация».

Вебер разрабатывает три идеальных типа для описания государственной власти: традиционный, харизматический и легальный.

М. Вебер рассматривал капиталистическое общество как концентрированное проявление рациональности. Сложившийся образ жизни зависит от уникальных исторических условий, сложившихся на христианском Западе, и проанализировав существующие религии Вебер сделал вывод о том, что существующее общество рационального потребления стало результатом господства религии протестантизма.

В. Зомбарт, представитель молодой исторической школы выдвинул теорию «духа капитализма», который состоит из двух частей. Одна – буржуазный, мещанский дух, носитель добродетели трудолюбия и умеренности. Вторая – энергия стремления людей к власти, предприимчивость.

В своей концепции Зомбарт выделил исторические типы предпринимателя: разбойники, участники военных походов и экспедиций; феодалы, коммерциализирующие свои владения; государственные деятели, занимающиеся торговлей и промышленностью; спекулянты, работающие с деньгами и ценными бумагами; купцы, инвестирующие свои деньги в производство; ремесленники, мастера и коммерсанты в одном лице.

К главным функциям предпринимателя Зомбарт отнес:

1) организационные(умение подбирать людей);

2) торговые (искусство ведения переговоров);

3) счетоводные.

На основе своих исследований Зомбарт выделил формы конкуренции:

1) конкуренция эффективности (ценовая);

2) конкуренция внушения (реклама);

3) конкуренция насилия (стремление к монополии).

Обращая внимание на проблему экономических кризисов, Зомбарт ввел в экономическую теорию понятие конъюнктуры рынка, как общее положение рыночных отношений в каждый конкретный момент времени.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх