21. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Разложение меркантилизма усилила нарастающая тенденция ограничения прямого государственного контроля над экономической жизнью. В результате возобладало свободное частное предпринимательство, которое привело к полному невмешательству государства в деловую жизнь. Возникло новое направление экономической мысли – классическая политическая экономия (КПЭ).

Представители КПЭ опровергали меркантилизм и пропагандируемую им протекционистскую политику в экономике, выдвинув альтернативную концепцию экономического либерализма.

Классическая экономия возникала тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась на многие отрасли промышленности.

Этапы эволюции классической политэкономии:

1) конец XVII – первая половина XVIII вв. Этап расширения сферы рыночных отношений, опровержения идей меркантилизма и его полного развенчания.

Представители – Уильям Петти (1623–1687) и Пьер Баугильер – первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости, по которой источником и мерой стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной продукции. Основу богатства государства они видели в сфере производства;

2) вторая половина XVIII в. Школа физиократов, получившая распространение во Франции. Ведущие авторы этой школы – Франсуа Кенэ (1694–1774) и Жак Тюрго (1727–1781) – решающее значение наряду с трудом придавали земле. Они углубились в анализ сферы производств и рыночных отношений и отдалились от анализа сферы обращения;

3) конец XVIII в. Этот этап связан с трудами Адама Смита (1723–1790). Он считал, что экономические законы действуют независимо от сознания людей, потому правительственные органы не должны вмешиваться в экономику. Он открыл закон разделения труда и роста его производительности. В своих работах Смит рассматривал концепцию товара и его роста, прибыль, капитал, производственный и непроизводственный труд;

4) первая половина XIX в. В это время в ряде развитых стран совершился промышленный переворот. Ученики Адама Смита переосмысливали основные идеи его концепции, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Представителями данного этапа являются:

а) Жан Батист Сей (1767–1832) впервые ввел в рамки экономических исследований проблематику равновесия между спросом и предложением, реализацию совокупного общественного продукта в зависимости от конъюнктуры рынка;

б) Давид Рикардо (1772–1823) больше остальных критиковал учение А. Смита. Он впервые выдвинул закономерность тенденции нормы прибыли к понижению, разработал экономическую теорию земельной ренты;

в) Томас Мальтус (1766–1834), которому принадлежит идея о влиянии на благосостояние общества численности и темпов прироста населения. Он обосновал реальное участие в создании и распределении совокупного общественного продукта не только производственных, но и непроизводственных слоев общества;

5) вторая половина XIX в. Представители – Джон Стюарт Милль (1806–1873) и Карл Маркс (1818–1883) – обобщили лучшие достижения школы.






 
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх