18. Индикаторы уровня и качества жизни

Показатели уровня жизни населения отражают общее благосостояние населения и характеризуются системой количественно-качественных показателей.

Основным индикатором качества жизни, принятым на международном уровне, следует считать индекс развития человеческого потенциала. В нем учитываются не только потребляемые материальные блага, но также возможность для интеллектуального, духовного и физического развития личности, которые обеспечиваются развитой структурой образования и здравоохранения. Величины индекса развития человеческого потенциала рассчитываются как среднеарифметические. В состав индекса развития человеческого потенциала входят три показателя:

1) показатель ожидаемой продолжительности жизни;

2) показатель уровня образования;

3) показатель реального душевого внутреннего валового продукта.

Каждый из вышеупомянутых показателей рассчитывается по определенной формуле, общий вид которой представляет собой отношение разницы фактического значения показателя и его минимального значения к разнице максимального значения показателя и его минимального значения. Индекс можно представить в виде следующей формулы:

I = (Dф – Dmin)/(Dmax – Dmin),

где I ? индекс показателя;

Dф ? фактическое значение показателя;

Dmin ? минимальное значение показателя;

Dmax ? максимальное значение показателя.

На основании этого можно вывести формулы расчета по каждому показателю в отдельности.

Показатель ожидаемой продолжительности жизни вычисляется по формуле:

Iп.ж. = (Dф – Dmin)/(Dmax – Dmin),

где Iп. ж ? индекс показателя уровня жизни;

где Iп. ж ? индекс показателя уровня жизни;

Dmin ? минимальная продолжительность уровня жизни;

Dmax ? максимальная продолжительность уровня жизни.

Показатель уровня образования. Индекс уровня образования рассчитывается как средняя величина двух индексов. Один индекс характеризует уровень грамотности (его вес 2/3), другой ? долю обучаемых в общей численности населения в возрасте до 24 лет (его вес составляет 1/3).

Расчет индекса уровня грамотности (доли обучаемых) рассчитывается по формуле:

Iгр(об)=(Dф – Dmin)/(Dmax – Dmin),

где Iгр(об) ? индекс показателя уровня грамотности (доли обучаемых);

Dф ? уровень грамотности (доля обучаемых) в процентах;

Dmin ? минимальный уровень грамотности (доли обучаемых) в процентах (равен 0);

Dmax ? максимальный уровень грамотности (доли обучаемых) в процентах (равен 100).

После определения индекса уровня грамотности и индекса доли обучаемых находим индекс уровня образования по формуле:

обр = Iгр ? 2/3 + Iоб ? 1/3,

где Iобр ? индекс уровня образования;

Iгр ? индекс уровня грамотности;

Iоб ? индекс доли обучаемых.

Показатель реального душевого внутреннего валового продукта. В настоящее время дискуссионной является методика расчета индекса, определяющего среднедушевой внутренний валовой продукт. Необходимо достаточно точно провести корректировку номинальной величины среднедушевого внутреннего валового продукта по паритету покупательской способности для каждой страны в отдельности.

Далее индекс душевого внутреннего валового продукта раcсчитывается по формуле:

Iд= (Dф – Dmin) / (Dmax – Dmin),

где Iд ? индекс показателя душевого внутреннего валового продукта;

Dф ? уровень душевого внутреннего валового продукта;

Dmin ? минимальный уровень величины внутреннего валового продукта;

Dmax ? максимальный уровень величины внутреннего валового продукта.

После этого, зная все три индекса, можно определить индекс развития человеческого потенциала по формуле:

Iр.ч.п. = (Iп.ж. + Iобр + Iд,) / 3.

Помимо указанных выше показателей, для оценки уровня и качества жизни можно применять такие данные, как:

1) объем реальных доходов на душу населения;

2) уровень инфляции;

3) уровень и структура потребления продовольственных (непродовольственных) товаров и услуг (размеры потребительской корзины);

4) тарифы квартирной платы, коммунальных и транспортных услуг;

5) средняя продолжительность жизни;

6) продолжительность рабочей недели и рабочего дня;

7) жилищно-бытовые условия;

8) качество медицинского обслуживания;

9) уровень образования;

10) размер предоставляемых льгот и др.






 
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх