Часть первая

ПОНЯТИЕ РЕЛИГИИ

1 О проблеме начала Гегель подробно пишет в части 1 «Науки логики» («С чего следует начинать изложение науки?»). -272.

2 Гегель много раз пишет о Спинозе - не только в «История философии», но и в «Науке логики», «Энциклопедии философских наук» и т. д. Для данного контекста наиболее существенно, что Спиноза оказывается в центре разногласий Гегеля с Якоби и его философским направлением.- 275.

3 «Все» (греч.) -279.

4 В истории философии издавна существует традиция рассматривать Спинозу как атеиста. В контексте Гегеля существенно, что как атеиста рассматривал Спинозу Якоби, для которого и «Лессинг был спинозист», поскольку «не верил в отличную от мира причину вещей» (F. Н. lacobi. Ueber die Lehre des Spinoza, S. 63); «спинозизм есть атеизм» (там же, стр. 223). Развивая эту мысль, Якоби стремился доказать, что отпадение от бога ведет к нравственному падению.- 279.

5 Это убеждение находится в полной гармонии с духом эпохи Реставрации. Только приняв позитивные предпосылки эпохи, Гегель получил возможность конструировать свое понятие бога, сохраняя некоторые приемы и мотивы своего раннего философского творчества.- 283.

6 О субстанции Спинозы см. выше, стр. 275; шеллинговское абсолютное как единство субъективного и объективного для Гегеля отличается той же неподвижностью, недоказанностью, неразвернутостью («тезисностью»), что и субстанция Спинозы.-288.

7 То есть до абсолютного знания.- 290.

8 О соотношении уверенности и истины см. также «Энциклопедию философских наук» (§ 555): «Субъективное сознание абсолютного духа существенно есть процесс, непосредственное и субстанциальное единство которого есть вера в свидетельство духа как уверенность в объективной истине» (Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 3. М., 1977, стр. 383).-284.

9 См. также предыдущее прим.- 295.

10 Слова Якоби у Гегеля приводятся без кавычек, как неточная цитата.- 295.

11 На этом положении строится гегелевское доказательство бытия бога (см. наст. изд., т. 2, стр. 373, 374).- 298.

12 To есть с точкой зрения Якоби, Шлейермахера.- 299.

13 Образ сердца как символа не только эмоциональной, но и эмоционально-интеллектуальной, эмоционально-волевой сердцевины личности восходит к Ветхому завету, где слово «сердце» упоминается 851 раз. Мистика сердца свойственна как православию («блюдение сердца» и «сведение ума в сердце»), так и католичеству (культ сердца Иисусова); в моралистико-психологизирующей переработке она перешла в протестантизм, особенно в его пиетистские течения.- S07.

14 Ср. Быт., 6, 5: «И увидел господь… что все мысли и помышления сердца их были зло»; Быт., 8, 21: «Помышление сердца человеческого - зло»; Иерем., 4, 14: «Смой злое с сердца твоего, Иерусалим», и др.- 307.

15 Ср. § 556 «Энциклопедии философских наук».- 311.

16 J. Bruce. Travels into Abyssinia, vol. I-V. Edinbourgh, 1790. Джеймс Брюс (1736-1794), английский путешественник.- 313.

17 Выпад Гегеля против Шлейермахера.- 320.

18 «Ощущение», «чувство» (греч.). Здесь также полемика с либеральным и романтическим богословием.- 321.

19 См. «Теорию цвета» Гете.- «Избр. философск, произв.». М., 1964, стр. 133- 326.

20 Ср.: «Истинное познание предмета должно быть, напротив, таким, чтобы он сам определял себя из самого себя, а не получал свои предикаты извне. Если прибегать к приему предикатирования, то дух чувствует при этом, что такие предикаты не исчерпывают предмета. Восточные народы, стоящие на этой точке зрения, называют поэтому совершенно правильно бога многоименным, обладающим бесконечным числом имен. Душа не находит удовлетворения ни в одном из конечных определений, и восточное познание состоит поэтому в не знающем покоя отыскивании таких предикатов» («Энциклопедия философских наук», § 28. Т. 1., стр. 136; см. также § 29).- 326.

21 Ср. Платон. Федр, 249 с.: «…душа, никогда не видавшая истины, не примет такого образа, ведь человек должен постигать [ее] в соответствии с идеей, исходящей от многих чувственных восприятий, но сводимой рассудком воедино. А это есть припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем бытием, и поднималась до подлинного бытия» (пер. А. Н, Егунова).333.,

22 Приведем несколько высказываний Фомы Аквинского: «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» («Summa theologica» I a, q 83, а, 1); «Осуждение не есть причина настоящего, то есть вины; но оно - причина богооставленности. Оно есть причина будущего, то есть вечного наказания. Вина же проистекает из свободной воли тех, кто подпадает осуждению и оказывается оставлен благодатью. И так оправдывается речение пророка: «Погибель, твоя, Израиль, из тебя самого»«(там же, 1 а, q 23,3 ad, 2); «Выбор зла не принадлежит к сущности свободной воли, однако следует из свободной воли, поскольку последняя пребывает. в сотворенном существе, способном на падение» («Quaestiones disputatae de veritate» 24, 3 ad 2).-344.

23 Именно с третьей ипостасью христианской троицы, то есть со святым духом, в наибольшей степени связано представление о реальном присутствии бога в мире - в «освященных» вещах, в людях как членах церкви и в церкви как целом. Древняя византийская молитва обращается к святому духу: «Ты, который присутствуешь везде и наполняешь все, сокровище благ и податель жизни, прийди и вселись в нас!» Аналогичные тексты знает и католическая традиция. - 376.

24 Eckhardts Predigten. Basel, 1521, BI. 313 (проповедь «Qui audit me…»). CM. также A. StUckl. Geschichte der Philosophic im Mittelalter. Bd II. Mainz, 1865, S. 1108. (Ср. Мейстер Экхардт. Избранные проповеди. М., 1912). Это-единственная во всех работах Гегеля ссылка на немецкого философа-мистика Мейстера Экхардта (ок. 1260-1327), которым Гегель интересовался и из произведений которого делал выписки еще в 90-х гг., как сообщает К. Розенкранц. Новый интерес к Экхардту был, видимо, пробужден беседами с Францесом фон Баадером зимой 1823- 1824 г. («Hegel in Berich tea seiner Zeitgenossen», S. 261).- 377.

25 Ср. Матф., 12, 38-39: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! Хотелось бы нам видеть от тебя знамение [-чудо]. Но он сказал в ответ: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему»; Лук., 10,20: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имен ваши написаны на небесах»,- 377.

26 В такой форме продолжают существовать в поздней «Философии религии» Гегеля социальные импульсы его ранних теологических сочинений. В известном смысле критические приемы ранних работ остались у зрелого Гегеля нетронутыми, равно как и их просветительский пафос; это чувствуется всякий раз, когда Гегеля занимается библейской экзегезой.- 378.

27 Ср. Исх» 12, 21-23: «И созвал Моисей всех старейшин Израилевых, и сказал им: Выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим, и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая п сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет господь мимо дверей, и не попустит ангелу-губителю войти в домы ваши».- 37S.

28 Ср. Второзак., 23, 12-14, где содержится требование постоянно носить с собой лопаточку для зарывания испражнений в песке пустыни. Археологи нашли множество таких лопаточек в Нумране, где находились поселения общины ессеев. Архаическое сознание не обособляет гигиенических запретов от религиозных и не знает деления на сферу «духовного» и сферу «утилитарно-житейского»; для него и бытовая опрятность есть дань, воздаваемая строю мироздания и святости бога, образ и символ духовной чистоты.- 378.

29 К рубежу XVIII-XIX вв. филологический аппарат библейской науки был значительно развит (П. А. Бенгель, И. С. Землер, И. Д. Михаэлис и мн. др.).- 378.

30 Гегель, по-видимому, имеет в виду Рим,, 9, 5. Вместо славен во веки веков должно быть «благословен во веки веков». Слово «бог» писалось в старинных рукописях всегда сокращенно; слово «который» по-гречески.-379.

31 F. Н. Jalcobi. Uber die Lehre des Spiaoza… S. 91-92. Философ-просветитель Моисей Мендельсон (1729-1786) был по вероисповеданию иудаистом.- 379.

32 История, II, 53: «Ведь Гесиод и Гомер, по моему мнению, жили не раньше как лет за 400 до меня. Они-то впервые и установили для эллинов родословную богов, дали имена и прозвища, разделили между ними почести и круг деятельности и описали их образы».- 381.

33 См. Исх., 28, 1; Числ., 18, 1-2; Иис. Н., 13, 14.- 381.

34 У Канта и Фихте этика автономна: не нравственность основана на религии, но религия на нравственности.- 387.

35 Речь идет о пуританских движениях пресвитериан и индепендентов, явившихся движущей силой английской буржуазной революции XVII века.- 402.

36 Король Карл 1 Стюарт был обезглавлен по приговору Верховного суда как «изменник и тиран» 30 января 1649 г. - 402.

38 «Целомудрие», «самообуздание», «нравственное равновесие» (греч.).- 407.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх