• Оборки, воланы, рюши
  • Оборки
  • Волан
  • Рюши
  • Шитье из лент
  • Плетенка из лент
  • Роза из лент
  • Листок
  • Бусы из ткани
  • Бусы из треугольников
  • Бусы-шарики
  • Аппликация на ткани
  • Как выставлять свою работу
  • Кулиса
  • Плоская петля (бельевая) 
  • Петля из круглого рулика
  • Украшаем изделия

    Оборки, воланы, рюши

    Оборки, воланы и рюши – это старинное изобретение для украшения одежды, покрывал, занавесок и прочих изделий и придания им лукавой легкости и кокетства. Любая самая простая занавеска становится очень милой и симпатичной, если к ней пришить воланчик или рюшечку. В принципе шитье этих декоративных дополнений не слишком сложное, но требует аккуратности и последовательности в исполнении.

    Оборки

    Оборки из жестких и тонких мягких тканей имеют разную технологию раскроя и пришива. Для жестких оборок ткань кроят по косой или поперечной нити (раскроенные по долевой, они будут топорщиться). Слишком жесткую ткань не присбаривают, а закладывают на ткани складочки и пришивают. Тонкие и мягкие ткани кроят по долевой нити.

    Сначала нужно замерить отрезок ткани, к которому будет пришиваться оборка. На тонкую оборку, выкроенную по поперечной нити, ткани берут в два раза больше длины того отрезка, куда оборка будет пришита. Если оборка кроится по косой, то ткани на нее пойдет в полтора раза больше. Очень длинные оборки приходится стачивать между собой.

    При крое нужно следить, чтобы рисунок в местах стыковки ткани обязательно совпадал. Очень некрасиво и неряшливо смотрятся плохо подогнанные клетка, орнамент, полоска – сразу обнаруживаются стыки. Иногда требуется истинное мастерство, чтобы выкроить куски длинной оборки, которые бы красиво совмещались. Стыки полос стачивают бельевым швом и сразу обрабатывают нижний край получившейся полосы: или подшивают вручную потайным швом, или просто подрубают на машинке.

    Затем приступают к присбориванию получившейся полосы-оборки. По верхнему краю оборки, отступив на 5 мм, прокладывают два ряда параллельных стежков. Их либо строчат на машине двойным стачным швом с расстоянием в 5—8 мм между рядами. Тогда стежки должны быть длинными и свободными. Или же прокладывают стежки вручную: в этом случае стараются, наоборот, сделать максимально мелкие и густые стежки (бисерный шов).

    Если оборка длинная, то ее собирают на несколько нитей и каждую нить аккуратно присбаривают – это даст гарантию, что нить не порвется при стягивании. Затем тянут за нитки и собирают «гармошку» оборки в размер длины изделия.

    Для того чтобы оборка получилась красивой и равномерно волнистой, ее делят на несколько равных отрезков: сначала складывают пополам, потом еще пополам. На столько же частей делят и линию пришива на изделии. Затем прикладывают оборку к линии пришива и соединяют булавками места отметок. Каждый отрезок еще раз аккуратно стягивают и расправляют складки, потом приметывают. Теперь можно пришивать оборку набело.

    Если оборки из тонкой ткани. то лицевую сторону оборки накладывают на лицевую сторону ткани и строчат со стороны оборки, аккуратно расправляя складки под машинной лапкой. Швы отутюживают «на ребро» в сторону изделия и обрабатывают зигзагом. Оборки гладят острым концом утюга перпендикулярно строчке.

    Оборки из толстой ткани тяжелые и могут тянуть за собой шов. В этом случае по лицевой стороне изделия прокладывают дополнительную скрепляющую строчку на расстоянии 2 мм от места сгиба.

    Можно открытый присборенный срез оборки прикрыть тесьмой или подкрайной бейкой, пристрочив ее в две строчки. К изделию тесьму пристрачивают одной строчкой вдоль окантовочного шва.

    Волан

    Волан выполняют со сборками или без них.

    Волан без сборок выкраивают на ткани в виде кольца. Диаметр внутреннего кольца должен быть равен длине изделия плюс припуски на швы. Иногда выкраивают волан в виде спирали – он потом лучше держит форму.

    Волан со сборками выкраивают в виде прямой полосы, но под углом 45 градусов к долевой нити. Его длину рассчитывают так же, как и длину оборки.

    Рюши

    Это те же самые оборки, но более узкие и с двумя присборенными краями. Перед пришиванием рюша к изделию сначала необходимо подшить оба его края. Поэтому в лоскутном шитье для рюша чаще всего используют ленты или тесьму, где края уже заделаны. Если же вам необходимо выкроить рюш из ткани, то полосу следует выкраивать под углом в 45 градусов к долевой нити. В поперечном направлении рюши выкраивают только в том случае, когда этого требует рисунок ткани. Количество ткани для рюша рассчитывают так же, как и для оборки.

    Рюш «в две оборки», декорированный тесьмой: слева – присборивание рюша, справа – обработка рюша тесьмой

    Наиболее часто применяется рюш «в две оборки». Ленту пришивают на лицевую сторону изделия. Рассчитав нужную длину ленты, прокладывают по ее центру два ряда стежков в две нитки, желательно в цвет самой ленты. Затем ленту присбаривают и булавками прикрепляют к линии пришива на изделии так, чтобы намеченная линия оказалась между двумя рядами стежков. По ней и строчат.

    Можно удалить стягивающие стежки, но можно и дополнительно украсить рюш тесьмой. Ее накладывают средней линией на машинную строчку и пристрачивают либо посередине, либо с обеих сторон.

    Шитье из лент

    Красивые и неординарные изделия можно сшить из атласных лент. Ленты гладят и сострачивают вместе лицевой стороной внутрь, отступив от края не более 2 мм. Из получившегося полотна кроят задуманную вещь. Важно подобрать ленты по цвету. Из них можно сшить молодежную одежду или карнавальный костюм (см. фото 44 на вклейке).

    Плетенка из лент

    Декоративное полотно плетенка из лент плетется на основе. Для плетенки можно подобрать любые ткани, но предпочтительнее ленты, выкроенные из трикотажных тканей. Можно использовать и срезанные кромки от ткани. 

    Ленточки (обязательно нечетное число) крепят булавками на картонку (сверху и снизу) лицевой стороной вниз. Это основа. В нее вплетаются поперечные ленточки (наподобие штопки) и тоже закрепляются булавками. По окончании на изнаночную сторону плетенки накладывают клеевой флизелин и приглаживают утюгом. Потом снимают с основы (картонки) и переворачивают на лицевую сторону (см. фото 19, 38 на вклейке).

    Плетенка из лент без подкладки

    Можно сплести плетенку и из атласных лент одинакового размера, которые не закрепляют флизелином. Принцип плетения тот же, что и в первом случае. Но плетут так, чтобы размер пропуска (пустоты) был равен размеру ленты. В этом случае уголки лент в местах пересечения аккуратно прихватывают ниткой. Такая оригинальная плетенка может служить и настенным панно, и занавеской.

    Роза из лент

    Чтобы сделать розу, необходимо подобрать шелковую или атласную ленту нужного цвета длиной 50—70 см и шириной не менее 4 см.

    Ленту необходимо прогладить и лицевой стороной внутрь скрутить ее часть в тугой стерженек. Получилась сердцевина розы, теперь ее закрепляют нитками в цвет ленты. Затем, держа стержень в левой руке, правой отгибают ленту по диагонали (получается сдвоенная лента) и продолжают делать уже более свободные витки. «Лепестки» надо укладывать свободно, стараясь, чтобы сердцевина была воронковидной. Периодически основание розы сшивают.

    Листок

    Розу можно украсить листками. Листок делается совсем просто. Берут кусок зеленой шелковой ленты, кладут ее изнаночной стороной вверх, а затем края загибают к середине так, чтобы получился треугольник.

    Затем нижние, острые края накладывают друг на друга и скрепляют ниткой. Этой стороной листок пришивают к изделию. Лицевой будет сторона со сборочками.

    Бусы из ткани

    Очень красивое дополнение к одежде – бусы, выполненные из той же или контрастной ткани. Изготовление бус займет у вас всего пару часов, но никто из окружающих не останется к ним равнодушным. И хотя мода все время меняется, но рукотворные вещи всегда остаются в цене. По крайней мере, оригинальностью вы затмите всех.

    Бусы из треугольников

    Ножницами, дающими зигзагообразную кромку (но можно и простыми ножницами), нарезают мелкие треугольные кусочки плотной джинсовой ткани. Чтобы края не сыпались, предварительно ткань необходимо подкрахмалить в крахмале, желатине или слабо разведенном клее ПВА. Готовые кусочки собирают на тонкую леску или льняную нить. Можно варьировать кусочки: крупные в центре, более мелкие – по краям. Между блоками неплохо вставить бусины. К бусам крепят замочек от обычных бус.

    Аналогичным образом можно сделать бусы и из других тканей, например прозрачных шифонов, которые подбирают по цвету в одну нить. Только не нужно делать слишком острые углы у лоскутков, потому что после клеевой обработки они будут колоться и царапаться.

    Бусы-шарики

    Разноцветные кусочки лоскутков вырезают по круглому шаблону с припуском, собирают ниткой края. Внутрь шариков кладут круглую основу, желательно легкую – мятую бумагу, круглые пуговицы, шарики от бус и прочее.

    По косой выкраивают длинную треугольную полоску ткани шириной 2 см, длиной 10 см. Полоску смачивают в клее ПВА и скручивают на основе – спичке, спице – так, чтобы получилось нечто типа растянутой ракушки. После того как клей просохнет и бусина затвердеет, основу вынимают и вставляют леску.

    Эти бусы можно покрыть лаком. Между ткаными бусинами можно вставить пластмассовые или каменные бусины подходящих цветов.

    Аппликация на ткани

    Аппликация – это рисунок из ткани или других материалов, который закрепляется на основе при помощи клея, клеевого флизелина, машинной или ручной строчки. Эта техника лоскутного шитья наконец-то позволит вам собрать воедино все те разнообразные кусочки ткани, меха, кожи, кружев, которые накапливаются в доме, неизвестно зачем хранятся, но и расстаться с ними не хочется. Найдут свое применение и тесьма, и нитки, и пуговицы. Из всего этого можно сделать настоящую картину. Но не только картину. Ничто так не оживляет детскую одежду, стеганые одеяла, как аппликация.

    Главное – придумать сюжет.

    Сначала в натуральную величину рисуют эскиз будущей картины. (Работать легче с крупными деталями – с прямыми или плавно изогнутыми контурами.) Затем на основу (а она должна быть из плотной ткани, отутюженной и накрахмаленной) переносят через копирку, лучше цветную, рисунок. Для каждой детали аппликации делают свою выкройку (шаблон), можно из картона, и уже по ней из подготовленной ткани, тоже подкрахмаленной и отутюженной, вырезают детали.

    Если ткань не сыпучая или детали будут пристрачиваться на машине, то припуски на швы можно не оставлять. (Классика – это пристрачивать аппликацию машинной строчкой-зигзагом.) Но если вы собираетесь пришивать детали вручную, то тогда припуски необходимы, чтобы подогнуть края. Припуски на швы нужны и в том случае, когда каждая фигура в сложной аппликации накладывается краем на соседнюю фигуру. Тогда и сострачивать полотно нужно, начиная с нижней фигуры.

    Каждый элемент пристрачивают в два приема: сначала простой строчкой по краю, отступив от него 2 мм, а затем частой зигзагообразной строчкой, закрывающей и контур детали, и простую строчку. Выполнять зигзагообразную строчку нужно при ослабленной верхней нити. Очень тонкие ткани, типа шифона, лучше пристрачивать через кальку. После окончания работы кальку намачивают и осторожно удаляют из швов.

    Для того чтобы подчеркнуть рисунок, зигзагообразная строчка должна быть из контрастных или ярких ниток. Можно использовать белые, черные нитки или нитки, по тону темнее, чем фон, чтобы выделить фигуру. Иногда требуется, наоборот, фигуру плавно объединить с фоном или другой деталью – тогда применяются нитки нейтрального цвета или попадающие по цвету в цвет обоих деталей. Красиво смотрится окантовка из шелковых нитей или золотого и серебряного люрекса.

    Можно приклеить деталь клеем ПВА, а потом вручную обшить края.

    Когда все детали аппликации собраны и пристрочены, по контуру композиции прокладывают скрепляющую (можно декоративную) строчку и делают окантовку.

    Если требуется объемная деталь, то тогда для нее выкраивают подкладку. Декоративный верх и подкладку складывают изнанкой внутрь и сострачивают зигзагообразной строчкой. (Если фигура должна была очень объемной, то декоративный верх выкраивают на несколько сантиметров больше, чем подкладку.) Затем со стороны подкладки делают небольшой разрез, через который фигуру набивают обрезками синтепона или ватой, аналогично технике изготовления пуфиков. Остается только потайным швом пришить фигуру на основу.

    В аппликации часто применяется тесьма: и для окантовки деталей, и как самостоятельная фактура, например для изображения стеблей цветов или морских волн. Из тесьмы или шнура можно «нарисовать» на ткани рисунок или орнамент. В этом случае тесьму лучше пришивать вручную.

    Аппликация хороша тем, что в ней не существует ограничений по различным техникам и приемам. Можно пристрачивать на основу детали плотно или только одним краем (например, фестоны из фетра или уголки из ткани). Можно сделать на полотне плетеную корзину из шнура, а в нее поместить объемные розы из шелковых лент и астры из продернутых через основу и подстриженных капроновых ленточек. Можно поразить всех ромашками с лепестками из замши и с меховыми середками и рыбами с удивительной чешуей из кружева. Важно лишь красиво сочетать в цвете все детали композиции и гармонично распределить цветовые пятна по формату и объему.

    Как выставлять свою работу

    Наконец, когда вы завершили работу и отутюжили полотно в последний раз, к творению нужно пришить кулису, чтобы красиво и без проблем повесить изделие на стену. Сверху задней стороны изделия, к подкладке, пришивается кулиса, в которую вставляется рейка или плотная бечевка. Если изделие легкое или его «волнит», то тогда кулиса пришивается и внизу. В нее тоже вставляется рейка или дополнительный груз, которые будут способствовать тому, чтобы работа ровно висела на стене.

    Кулиса

    Кулиса делается просто. Из плотной ткани (тонкого холста) вырезается полоса по долевой нити по ширине изделия. Концы полоски подворачиваются и прострачиваются. Затем полоса складывается пополам лицевая к лицевой и прострачивается на всю длину. Для крепости припускной шов можно прострочить еще и зигзагообразной строчкой.

    Вывернув полосу на лицевую сторону (получилась трубочка) и прогладив ее, пришивают верхний и нижний края кулисы потайным швом. Вставляют в кулису рейку, к которой привязывают шпагат. Теперь осталось найти хорошее место на стене, где работа будет как можно более выигрышно смотреться (прямой свет, красивое окружение предметов и прочее).

    Следует сказать и несколько слов о тканевых петлях, на которые тоже можно подвешивать художественные изделия. В лоскутном шитье чаще всего используют воздушные плоские петли и петли из рулика.

    Плоская петля (бельевая) 

    Эту петлю изготовить очень просто. Ее можно сделать из тесьмы или ткани. Вырезают полоску ткани по долевой или поперечной нити, учитывая нужную длину и припуски на швы, складывают ее пополам лицевой стороной внутрь и сострачивают. Затем выворачивают на лицевую сторону и заглаживают таким образом, чтобы шов оказался точно посередине петли. Полученную полоску складывают «домиком», еще раз гладят и вручную подшивают залом на петле («крышу»). Петля готова. 

    Эту же петлю можно использовать для подвешивания панно. Но тогда ее не складывают «домиком», а в виде лямки складывают пополам. Несколько таких петель пришивают по краю изделия и в них вставляют рейку. Такая петля называется воздушная плоская петля.

    Петля из круглого рулика

    Чтобы сделать такую петлю, нужно выкроить косую полоску ткани. Полоску складывают вдоль, лицевой стороной внутрь, и прострачивают на расстоянии 3-5 мм от края, слегка натягивая ткань. Если ткань не натягивать, то при выворачивании рулика строчка может лопнуть и все усилия пойдут насмарку.

    Самое начало рулика делают в виде воронки – через нее будет легче его вывернуть. Швы не обрезают – они должны плотно заполнить рулик внутри. Чтобы вывернуть полоску, к краю воронки пристегивают маленькую английскую булавку или прошивают край толстой ниткой, вдетой в большую штопальную иглу. Потом протягивают иголку ушком вперед через рулик и выворачивают его на лицевую сторону.

    Рулик не гладят, а расправляют руками, затем разрезают на петли.

    Рулик можно использовать и как окантовочный материал. Тогда его пришивают вручную с двух сторон.

    Бейка – это тот же рулик, но только более широкий. Технология изготовления бейки аналогична рулику.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх