• Живопись на коже
  • Просто модный рисунок
  • Татуировка как способ самовыражения
  • Татуировка как жизненная философия
  • Часть 1. ТАТУ НАВСЕГДА

    В то время как корни искусства украшения тела теряются во мраке истории, сам термин вошел в европейские языки относительно недавно. Английское слово «tattoo» было заимствовано из таитянского диалекта («tatau»), где оно означает одновременно и рану, и знак. Совершая свое очередное путешествие, Джеймс Кук использовал его в отчете, который дошел до широкой публики в 1773 году. Съеденный аборигенами капитан внес весомый вклад в дело возрождения татуировки в Европе, ведь он привез с Таити не только само слово, но и Великого Омаи — сплошь татуированного полинезийца, конечно, ставшего настоящей сенсацией. Сейчас этого человека в шутку называют первой тату-галереей.

    До вышеописанных событий способы украшения человеческого тела называли словами, заимствованными из жаргона различных общественных групп. Обычно они относились к живописи («grafism» у Джакомо Казановы) или символике («stigma» в античной литературе или «stygmat» в Библии). Кроме того, в Западной Европе с той же целью использовали такие наименования, как «вырезанный рисунок», и непереводимый французский термин «piguage», автором которого был некий маркиз де Монкальм, которому довелось познакомиться с индейцами Канады. Словом, в Европе татуированные виделись «раскрашенными» либо «отмеченными знаком». Более точны были голландцы, называвшие саму операцию «prikschildern», что в примерном переводе означает «рисование с помощью накалывания».

    Нельзя сказать, что Кук совершил в европейской лингвистике переворот такой же, как в географии. После введения им в обиход полинезийского термина слово «тату» вначале связывалось с процедурой, которую выполняли только мастера с Таити. Однако, принятое всеми, оно достаточно быстро прижилось в большинстве европейских государств и, войдя почти во все языки, стало точно обозначать явление, которому и посвящена данная книга. Такой же успех испытало и само понятие. В середине века татуировка упоминалась в бельгийском «Словаре медицины», а затем вошла в «Большой словарь французского языка», таким образом окончательно утвердившись в Европе.

    Живопись на коже

    В конце прошлого века, когда татуировка еще не успела покинуть молодежную среду, философская сторона этого явления никого не интересовала. По мере того как она распространялось в других социальных группах, возник вопрос, что же это такое: пережиток прошлого, причуда уставшего от цивилизации человека, кич или все же высокое искусство. Теперь о татуировке и говорят, и пишут, причем не только в прессе, но и в серьезной литературе.

    На эту тему ведутся научные дискуссии, проводятся социологические опросы и разного рода исследования. Мнения самые разные, порой диаметрально противоположные. Одни полагают, что подобным образом украшают свое тело недалекие люди, другие доказывают, что татуировка — вид искусства, а заодно и весьма оригинальный способ самовыражения и того, кто ею украшен, и того, кто ее выполнил.

    Так или иначе, но нательные рисунки, безусловно, представляют обобщенный портрет личности, или, как принято говорить в последнее время, имидж. Возможно, поэтому ими заинтересовались люди, имеющие непосредственное отношение к культуре — писатели, художники, модельеры. Так, в Лондонском колледже моды изучают историю данного искусства, чтобы привнести в современную моду этнику разных народов, рассказать о них художественным языком, иногда более выразительным, чем слово.

    Подобным образом украшают свое тело те, кто любит искусство

    Тату в виде кота на животе — оригинальный способ выразить свою любовь к животным

    Из истории

    Традиция татуирования насчитывает около 8 тысячелетий. Оно появилось еще в первобытную эпоху, когда символические рисунки-талисманы для отпугивания злых духов или привлечения удачи в охоте просто наносили на тело красками. Такие изображения были нестойкими, чем отличались от узоров, которые появлялись сами на местах ожогов и порезов, запачканных сажей или грязью. Заметив это, древние люди начали наносить повреждения намеренно. Чуть позже раскрашенные шрамы — предшественники татуировок — стали отличием лучших воинов и самых удачливых охотников. Более четкие рисунки были обнаружены на мумиях при раскопках египетских пирамид. У египтян они несли, в первую очередь, информативную (указывали на принадлежность к роду, социальный статус и некоторые личные качества обладателя), охранительную (против болезней, бед, несчастий) и магическую нагрузку, хотя декоративность даже тогда играла не последнюю роль. В конце ледникового периода, когда первобытные семьи разрослись, успев объединиться в небольшие организованные общины, их члены наносили на кожу несмываемые знаки, вначале имевшие значение лишь в пределах малой общественной группы.

    В старину человек с татуировкой собирал толпы зевак на ярмарках, что привело к распространению так называемых коммерческих татуировок, которые делали себе цирковые артисты с целью привлечь публику и увеличить кассовый сбор.

    Трудно сказать, когда именно несмываемые рисунки на теле начали терять изначальный смысл, превращаясь в повальное увлечение. В Океании они были популярны с давних времен, тогда как в европейской культуре получили достаточно широкое распространение только в XIX веке. Столь долгое неприятие татуировок исходило от негативного отношения общества к данному способу самовыражения. Не имея таких культурных корней, как в Азии, европейцы видели в татуировке нечто неприличное, запретное, присущее дикарям и недостойное цивилизованного человека. Кроме того, разрисованное тело не согласовывалось с канонами христианства, которыми подобный обычай рассматривался как языческий, а следовательно, неприемлемый в лоне «истинной» церкви.

    В конце XVIII века важную роль в популяризации татуировок сыграли путешественники, вернувшиеся из кругосветных плаваний, в частности из Океании. Возможно, именно тогда отношение к ним изменилось, правда, не кардинально, хотя в богемных кругах их стали рассматривать как вид изобразительного искусства, экзотический и потому весьма привлекательный.

    Татуировка по всему телу обходится дорого, зато выглядит эффектно

    Тогда же татуировки полюбились американцам. В Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго и других крупных городах страны открывались тату-салоны. Работавшие в них мастера, хотя и не отличались превосходным чувством стиля, но использовали самое современное оборудование, в частности электрические машинки для нанесения наколок. В тогдашней Америке тату не считалось чуждой традицией, а став модной прихотью, превратилось в прибыльный бизнес. Не случайно цены на профессионально выполненные наколки в США держатся на высоком уровне. В этой стране, например, татуировка, занимающая практически всю поверхность тела, обходится ее обладателю в несколько тысяч долларов.

    В разные времена отношение к татуировке менялось вместе с условиями и уровнем развития культуры. В связи с этим любопытной кажется позиция журнала «Дело», издававшегося в Санкт-Петербурге во второй половине XIX века: «Народы цивилизованные — западные варвары, по мнению китайцев, варвары XIX столетия, как скажет, может быть, наше потомство, — с презрением относятся к обычаям народов нецивилизованных. В глазах просвещенного европейского буржуа татуирование, например, составляет не только нелепый, но даже отвратительный обычай, который в его представлении невольно связывается с понятием о людоедстве, убийстве и грабеже.

    Татуирование должно было предшествовать изобретению одежды; лучше сказать, оно было первой одеждой, до которой додумался человек. Являясь сперва исключительно одеждой и украшением, татуирование не замедлило сделаться знаком отличия и средством для заявления признательности. Каждый пол пользуется татуированием для выражения своих специальных свойств: мужчины стараются приноровить татуировку так, чтобы казаться мужественнее, женщины — красивее. У многих племен имеются специальные татуировки для предводителей, членов совета, воинов, жрецов, колдунов и производителей дождя; имеются также специальные татуировки для различных каст, родов и даже семей. Как только татуирование перестает быть прерогативой почетного положения, оно постепенно теряет свою цену. Это явление общее всем странам; аристократия первая вводит в употребление татуирование, она же первая и покидает его. На востоке с ним расстаются прежде мужчины, на западе — женщины. Общества цивилизованные отвергают теперь совершенно татуирование, признавая, что оно пригодно только для дикарей. Татуирование, первая одежда, вызванная стыдливостью, уважается теперь только в домах терпимости; в цивилизованных обществах осталось только два образчика его: на руке галерника и у проститутки, не считая тех, которые скрыты под платьем…».

    Позже мода на татуировку еще не раз испытывала взлеты и падения. Беспрецедентные по масштабам войны XX века немного приглушили страсть к украшению тела: среди бомбежек, голода и смерти людям было не до красоты. Зато после окончания Второй мировой, в пору олимпиад, молодежных фестивалей и особенно с нарастанием популярности рок-музыки, салоны заполонили клиенты буквально всех возрастов, желавшие во всем подражать своим кумирам. Тогда наличие татуировки означало принадлежность к закрытому богемным кругу. Определенный рисунок на теле, так же как и остальные атрибуты — одежда, обувь, аксессуары, — являлся своеобразной визитной карточкой, поскольку его носитель имел шанс быть принятым в желанной среде.

    Постепенно татуировка стала популярной и в широких кругах. Сегодня, следуя моде, порой слепо, свое тело расписывают звезды эстрады и спорта, манекенщицы и домохозяйки, клерки и преуспевающие бизнесмены. Среди клиентов тату-салонов встречаются люди разного возраста, социального положения и, что характерно, с разным уровнем доходов.

    Из истории

    В древнем мире татуировка играла очень важную роль. Узор на теле рассказывал многое о ее обладателе, выдавая социальный статус, родословную, характер, а иногда и привычки. У фракийцев порезы на кожи наносили люди благородного происхождения. Историк Ксенофонт (V век до н. э.) упоминает о том, что богатые моссиники разрисовывали спину и грудь, используя эти части тела для тайной переписки. С той же целью они обривали голову раба, наносили на кожу надпись и, после того как волосы отрастали, отправляли невольника к адресату. Скифские вожди, скорбя по убиенному родичу, делали на руках надрезы, расцарапывали нос и лоб, отрезали часть уха и прокалывали стрелами левую руку. В «Истории» Гиппократа говорится о том, что они же прижигали кожу даже на чреслах «не для чего иного, как из-за слабости и вялости, чтобы быть энергичнее». У скифов было принято наносить на тело изображения рыб, хищных птиц и животных. Рисунки символично рассказывали об истории рода и, по обыкновению, заключали в себе социальную информацию.

    В России долгое время наличие татуировки указывало на принадлежность к уголовному миру. В самом деле, еще недавно едва ли не каждый человек, побывавший в заключении, имел на теле одну или несколько наколок. Среди определенной части молодежи все, связанное с зоной, имело романтический ореол, отчего нанесение татуировок стало элементом подражания «старшим товарищам». Кстати, таковым можно считать и употребление тюремного жаргона и заимствование особого — блатного — стиля поведения. Отсюда — крайне негативное отношение к татуировкам у большинства советского и постсоветского населения. Зачастую людям пожилым трудно понять, что, украшая свое тело замысловатым рисунком, молодой человек вовсе не хочет приобщиться к уголовному миру, не задумывает преступление, а всего лишь следует модным тенденциям.

    В России 1990-х татуировка наносилась в подражание «товарищам с зоны»

    Мода на художественную татуировку пришла к нам с Запада, поэтому неудивительно, что раньше, в политизированную советскую эпоху, к ней не могло быть отношения иного, как презрительное. Помимо бывших заключенных, наколками украшали себя футбольные фанаты, рок-певцы, военнослужащие. Кстати, последние были знакомы с тату так же хорошо, как и жители «загнивающего» Запада. Однако солдаты советской армии не придавали нательным изображениям особого значения — просто память о службе и ничего более.

    В последние годы общество, уже не советское, а российское, стало намного терпимее. Теперь значительная часть наших соотечественников видит в татуировке одно из направлений изобразительного искусства. Существуют музеи, экспозиции которых посвящены истории татуировки, ее стилям и национальным особенностям. В таких заведениях широко представлена традиционная татуировка, начиная от первобытной, и современная, относящаяся к творчеству известных мастеров. В некоторых музеях можно увидеть редкие, на взгляд европейца, жутковатые экспонаты, например татуированную человеческую кожу.

    Сегодня в нашей стране наблюдается значительный рост интереса к этому своеобразному искусству. Постоянно открываются новые салоны, изобретаются оригинальные технологии нанесения татуировки и новые краски, издаются специализированные журналы и каталоги. В различных странах, в том числе и в России, проводятся фестивали татуировки, на которых признанные мастера своего дела демонстрируют лучшие работы. Подобные мероприятия привлекают массу народа. Люди приходят не только посмотреть увидеть шоу, но и пополнить кругозор в данной области. Здесь же рядовыми клиентами занимаются известные татуировщики, которые в обычное время работают со звездами.

    Живописная композиция на коже является итогом сложного творческого процесса

    Одной из целей таких фестивалей является пропаганда искусства татуировки, ведь на них можно увидеть не кустарно сделанные наколки, а настоящие, то есть выполненные профессионально, работы, интересные с художественной точки зрения. Таким образом, татуировка ныне — не что иное как искусство. Создание татуировки требует от мастера не только владения техникой рисования и умения точно изобразить на коже какой-либо орнамент или сюжет. Это творческий процесс, требующий развитого воображения и художественного вкуса. В рамках фестивалей проводятся конкурсы не только среди мастеров-татуировщиков, но и среди их клиентов.

    Боди-арт (от англ. body art — «искусство тела») является одной из форм авангардного искусства, когда главным объектом творчества становится тело человека и содержание раскрывается с помощью поз, жестов, нанесения на тело знаков. Если провести аналогию со станковой живописью, тело здесь сродни холсту. Художник создает композицию на глазах у зрителей, прибегая к разнообразным, иногда болезненным манипуляциям, чтобы понять, как реагирует человеческий организм на то или иное действие. Например, во время работы Криса Бёрдена его ассистент пинал тело художника, который скатывался по лестнице. Кто-то из мастеров наносит себе огнестрельные раны, кто-то ходит по битому стеклу, оставляя за собой кровавый шлейф. Одна из работ художницы Марины Абрамович предусматривала танец до изнеможения. Она же предложила публике использовать «72 инструмента боли и наслаждения», включая ножи, перья и пистолет. Зрители резали модель, в качестве которой выступала сама художница, кололи, расписывали губной помадой и снимали с нее одежду. Акция длилась 6 часов. Композиция ее коллеги Дениса Оппенхейма выглядела так: художник под солнцем лежал с закрытой книгой на груди, дожидаясь, чтобы кожа загорела буквально до черноты. Вито Аккончи с помощью фотографий и дневника увековечил свои ежедневные упражнения: он вставал на стул и спускался с него опять же до упаду.

    Боди-арт исследует много различных способов изменения человеческого тела, как на время, так и навсегда. Он близок, но не тождествен татуированию, может лишь в отношении боли. Роспись тела позволяет человеку создать другую, краткосрочную идентичность, отличную от своей. В отличие от нее постоянные формы боди-арта — такие, как самая старая его модификация — тату, — отмечают человека на всю жизнь. По древним поверьям, нательные рисунки способны преобразовать человека в дух, произведение искусства или даже в некое подобие карты священного места. Они могут подчеркнуть его внешнюю привлекательность и дать определенные преимущества, то есть быть показателем принадлежности к какой-либо общественной группе. Видимо, поэтому их так часто используют представители нетрадиционных религий, осуществляя переход одной сущности в другую.

    Просто модный рисунок

    Что же предпочитают современные любители татуировок? Романтичные юноши носят на теле имена возлюбленных, люди более приземленные предпочитают памятные даты, номера телефонов и веселые афоризмы. Однако и те и другие не отказываются от татуировок, которые подчеркивают принадлежность к определенной социальной группе или свидетельствуют о профессии, особенно если она романтическая или престижная.

    Изображение змеи на плече — классика жанра

    Мода на тату, безусловно, существует. Здесь, как и в других ее направлениях, имеются определенные тенденции, привлекающие большинство. В начале прошлого века господствовал стиль custom tatoo, отличавшийся простыми изображениями — черно-белыми либо цветными, на не более трех оттенков. В космато-дискотечных 1980-х годах модными стали яркие, невероятно сложные восточные мотивы в японском и китайском духе, а также татуировки в стиле неоготика, так полюбившиеся панкам и рокерам. Позднее популярность приобрели традиционные кельтские рисунки с выразительной, легко узнаваемой графикой. В последнее время в моду вошли татуировки в стилях биомеханика и new style (новый стиль) с характерными картинками — разноцветными, веселыми, напоминающими комиксы или граффити. Не угасло пристрастие к полинезийскому та-ту, и вообще племенные орнаменты Океании в этой области стали классикой.

    Из истории

    Исконно татуировка имела положительное значение. Если не считать римского обычая клеймить рабов, она украшала своего обладателя и повышала его социальный статус. Так было и в варварской Европе, среди галлов, бриттов, фракийцев и славян. Последние для нанесения рисунка на кожу пользовались глиняными штампами (печатями-пинтадерами). Они позволяли покрыть все тело сплошным геометрическим узором, необходимым для исполнения обрядов культа плодородия. С распространением христианства отношение к татуировке изменилось: ее запрещали, считая греховной. В библейском Послании к левитам предусматривалась кара тому, кто осмелится нанести на свое тело какие-либо знаки. В Ветхом Завете сказано: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена». Запрет был суровым. Древний обычай татуировки стал безжалостно и повсеместно искореняться, а перестав быть частью языческих обрядов, быстро угас. По иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны приобщать к своему Богу дикие народы Америки, моряки приезжали домой с роскошной «живописью» на теле и никто не видел в ней ничего сакрального.

    Современный человек при желании и материальной возможности может покрыть рисунками все свое тело. Говорят, что американец Бернард Миллер сделал 14 тысяч татуировок, а шотландец Том Леппард превратился в леопарда, покрыв 99,2 % поверхности тела пятнами коричневого и желтого цвета, имитирующими шкуру хищника. Чуть отстал англичанин Уилфред Харди, у которого тату занимает 96 % площади кожи. Впрочем, он опередил своих соперников в другом, разрисовав язык, десны и внутреннюю поверхность щек. Романтичный американец Джордж Рейджер украсил себя сотнями персонажей диснеевских мультфильмов и, по собственному признанию, собирается наколоть еще десяток-другой мультяшек.

    Кай Август Энгельбрехт, отставной моряк из германского портового города Нейштадта, является обладателем весьма необычной татуировки. Он отправился в свое первое плавание еще ребенком и, дослужившись до юнги, решил создать хронику своей морской карьеры… на собственной спине! Первыми на его теле появились два земных полушария. В дальнейшем после каждого рейса он делал татуировку с изображением какого-либо момента плавания, например, курса, по которому недавно следовало его судно. В течение полувека Энгельбрехт, избороздивший все земные моря и океаны, посетивший огромное количество стран и городов, покрыл свою спину густой сеткой линий, которые пересекаются во всех направлениях. Присмотревшись внимательно, в этой какофонии можно разглядеть каждый рейс.

    Рисунок с забавными ангелочками на мужских руках, конечно, никак не связан с религией

    Не отстают от мужчин и представительницы слабого пола. Так, на теле канадской стриптиз-танцовщицы Кристин Колорфул татуировки занимают 95 % поверхности кожи. Попасть в Книгу рекордов Гиннеса в качестве самой татуированной женщины в мире стоило ей 15 тысяч долларов и 10 лет беспрерывных мучений. Американка Диана Рассел отдала предпочтение изображениям героев греческих мифов и доисторических животных, отведя им 75 % поверхности тела.

    Религиозные чувства поможет выразить божественный лик, помещенный на деликатном месте, например на груди

    Из истории

    Лицо — самая заметная часть человеческого тела. Поэтому именно его украшают в первую очередь, хотя нет такого места на теле человека, над которым не потрудился бы тату-художник. В древности его услуги требовались часто. Едва ли не все стороны жизни первобытных людей были связаны с тату, от рождения до самой смерти. Татуировались все: дикие племена Европы, культурные жители Азии, американские индейцы и сентиментальные обитатели островов Тихого океана. В Индонезии и Полинезии практика тату непрерывно передается из поколения в поколение и по сей день. У разных народов татуировка служила защитным талисманом — детей оберегала от родительского гнева, взрослых защищала от хищников на охоте, а стариков — от болезней. Именно магические свойства тату привлекали британских моряков XVIII века, изображавших на своих спинах распятие в надежде, что Господь оградит их от телесных наказаний. До того, в пору Крестовых походов, рыцари, по примеру плененных мусульман, носивших на себе цитаты из Корана, накалывали высказывания из Библии. Средневековая знать делала нательные рисунки в виде символов власти и фамильных гербов, а простолюдины обходились слащавыми любовными сценками.

    Иногда мода на определенные татуировки вызывается событиями культурной или политической жизни общества. После того как по экранам мира с триумфом прошествовал фильм Квентина Тарантино «От заката до рассвета», мужчины бросились делать татуировки, похожие на ту, что украшала руку актера Джорджа Клуни. В начале 1990-х годов после операции «Буря в пустыне» американские солдаты и офицеры демонстрировали соотечественникам наколки с изображением флага США и орла, держащего в когтях Саддама Хусейна.

    Цветочная композиция плече наделяет обладательницу этой наколки тем, чем она сама себя обделила, — женственностью

    Татуировки мужчин и женщин различались всегда и всюду. Первым больше нравилось украшать себя «мужественными» рисунками, которые порой отражали то, чем их обделила природа: смелость, дерзость, решительность, зачастую агрессивность, реже романтичность. Классикой мужской моды стали байкерские, готические и кельтские татуировки. Неизменным спросом пользуются изображения драконов и других, чаще всего ужасающих легендарных существ.

    Мужские татуировки отличаются большим размером и могут располагаться на любой части тела: спине, ногах, руках, груди, плечах, шее, голове. Самые смелые украшают подобные образом свои гениталии, но это очень опасно и, как говорится в народе, уже слишком.

    Главным элементом байкерских тату служит мотоцикл, разумеется, престижной марки (байк)

    Особенно эффектно татуировка выглядит на тренированном теле, что, кроме прочего, заставляет ее обладателя заниматься спортом. Используя естественный рельеф мышц, мастера наносят рисунки таким образом, что они кажутся объемными.

    Модным направлением в последнее время является комбинированная татуировка, когда часть рисунка накалывают традиционным способом, а отдельные его элементы изображают с помощью скарификации.

    Это вид тату представляет собой нанесение на здоровую кожу шрамов определенного вида.

    Шрамирование — способ древний, широко распространенный у диких народов и не совсем признанный в современном цивилизованном обществе. Он выполняется следующим образом: скальпелем делается надрез, куда втирается краска.

    Со временем ранка затягивается, оставляя на коже выпуклый рисунок.

    Интересно и полезно

    Тем, кто решил украсить себя живописными шрамами, нужно помнить, что процедура скарификации очень болезненна и небезопасна из-за возможного проникновения в кожу инфекции. Ее делают под местным наркозом в стерильных условиях, которые могут обеспечить лишь салоны с хорошей репутацией.

    Представительницы слабого пола, мужественно подавляя страх, превозмогая боль, воплощают желание взять как можно больше из внешнего мира, пусть это будет даже незатейливый узор, но все же лучше очаровательный зверек, бабочка или птичка. Говорят, что характер изображенного существа переходит к обладателю татуировки (или наоборот?). Так, драконы передают властолюбие, павлины толкают к самолюбованию, цветы наделяют жаждой жизни.

    Тату-талисман с обаятельным тигренком, в отличие от мужчины, достается даме навсегда

    Стоит поверить специалистам, уверяющим, что подсознательные свойства характера, воплотившись в материальном рисунке, проявляются ярко и полно. Во всяком случае татуировка резко меняет жизнь, особенно это касается женщин. Лучше или хуже становится татуированной даме — подобной статистики не велось. Однако хочется верить, что все же лучше, поскольку кроме того, что она сумела выразить себя, ей достается талисман — защитник верный, надежный, который, в отличие от мужчины, никогда ее не покинет.

    Каждый мастер тату, как никто другой, знает, насколько индивидуальны и сложны люди, невзирая на схожесть или различия, например, в возрасте или характере. Каждый по-своему уникален, однако, в понимании специалиста, все они делятся на две группы: люди с татуировкой и без таковой. Те, кто успел живописать свое тело, считают себя причисленными к большой семье, членов которой объединяет не только любовь к искусству. Все они перенесли боль, противоборство знакомых и близких, долго размышляли над темой изображения, тратили время на поиски мастера и средства на воплощение мечты. В свою очередь, большая семья разделяется на бесчисленное множество меньших семей, и именно к ним относятся лица, предпочитающие символику, украшающую руки, ноги, плечи, спины и прочие части тела. Что интересно, ту самую большую семью не интересует, какое именно изображение красуется на теле ее члена. Гораздо важнее сам факт — татуирование как переход личности в новую ипостась.

    Люди, настроенные решительно, отмечают себя всякого рода религиозными знаками, эмблемами клубов и организаций, в которых состоят или они сами, или их кумиры. Личностям робким, неуверенным в себе вечный рисунок дает возможность, во-первых, выделиться из толпы, а во-вторых, обрести твердость духа. Об этом прекрасно сказано в повести японского писателя Дзюньитиро Танидзаки: «Мастер был поражен переменой, происшедшей в поведении девушки со вчерашнего дня, когда он завершил татуировку. Глаза ее были ясны, в них не осталось и следа боли. Облокотившись на перила веранды, она посмотрела в небо, чуть подернутое дымкой и громко сказала ему: "Я совсем избавилась от прежних страхов. И вы первый стали грязью у моих ног!"».

    Татуировка, несомненно, помогает избавиться от комплекса неполноценности или чувства незащищенности, преодолеть обычную человеческую слабость, разумеется, не физическую, а душевную. Люди с такими проблемами обычно выбирают рисунки с дикими зверями либо мифологическими героями. Видя то или иное тату, лучше воздержаться от выводов. Может статься, что человек с вытатуированным тигром на груди отметил себя знаком любимого спортивного клуба, а тот, на чьей спине парит кондор, просто следует моде.

    Тот, кто сделал себе тату с тыквой и летучей мышью, просто обожает хеллоуин

    Тем, кто желает сделать татуировку, следует помнить о ее изменчивости. Может оказаться, что рисунок, такой эффектный и престижный сегодня, всего через пару лет устареет, а сменить его не будет возможности, ведь тату стоит дороже перчаток. Оттого специалисты не советуют делать большие татуировки, расположенные к тому же на открытых участках тела. Лучше всего ограничиться мелким рисунком, который можно будет при случае изменить, повинуясь той же капризной моде.

    Из истории

    В отдельных случаях татуировка сама служила наказанием. Японцы наделяли ею людей, впервые вставших на путь порока. Неопытные разбойники носили горизонтальную линию на лбу, а не пожелавшие перевоспитаться — дугообразную, дополнявшуюся такой же линией, если злодей упорствовал в своих злодеяниях. В результате получалась композиция, составляющая иероглиф «собака». В Китае одним из пяти классических наказаний была татуировка на лице. Подобным образом метили рабов и военнопленных, что затрудняло побег и облегчало опознание. Это же практиковали греки, римляне, русские в пору царствования Романовых и при сталинском режиме, конкистадоры, клеймившие индейцев в первые годы своего пребывания в Америке. Во время Первой мировой войны татуировкой в виде буквы «D» британцы метили дезертиров. Фашисты, как известно, наносили номера жертвам концлагерей.

    Татуировка как способ самовыражения

    Несмотря на четкий ответ, касающийся этической и психологической сторон татуировки, для большинства людей она все же остается чудачеством, неверным жизненным решением того или иного человека. Скептиков не убеждает даже тот факт, что красивый рисунок способен сделать счастливыми тысячи (а может, и миллионы) людей на всей планете. Радость чаще всего дарит не сам он, а последствия, то есть достигнутая цель. Татуировка является самым неоднозначным и, пожалуй, самым популярным способом самовыражения, которое иногда вызывается банальным желанием быть оригинальнее, моднее, а значит, на ступеньку выше остальных. Такие тату делаются чаще всего в молодости. По наблюдениям психологов, они надоедают владельцу уже через несколько лет, но о том, как потом живут с наскучившими рисунками эти самоутвердившиеся молодые люди, специалисты умалчивают.

    Еще совсем недавно четко прослеживалась мода на татуировки в определенном стиле, поэтому похожие картинки можно было встретить у большого количества людей. Сегодня, напротив, стали популярными индивидуальные наколки, те, которые свидетельствуют о личности их обладателей. Делают их у знаменитых мастеров, которые не только с легкостью воплощают любую мысль клиента, но и работают в собственном стиле. В этом случае нательный рисунок получается уникальным, высокохудожественным, а человек, сделавший ее, может гордиться тем, что владеет настоящим произведением искусства.

    Замечено, что убежденные сторонники тату испытывают радость от самого процесса татуирования (Скелеты)

    Как говорилось выше, в мире моды тон задают известные личности. Для молодежи примерами для подражания чаще всего являются музыканты, актеры кино, спортсмены. Поэтому интересно узнать, каким же татуировкам отдают предпочтение народные, точнее, молодежные кумиры. Так, певец Эминем носит гриб на левом плече, браслет в готическом стиле на запястье, имя дочери на внутренней стороне руки и еще несколько менее значимых (разумеется, для него) татуировок. Голливудский актер Дэвид Духовны вытатуировал на лодыжке компас с буквами «N», «S», «E» и надписью «Wet»; последнее слово — имя его дочери.

    Николас Кейдж, прославившийся как «человек без лица», выделил свою и без того заметную спину изображением ящерицы в цилиндре. «Крепкий орешек» Брюс Уиллис решил обзавестись татуировкой в виде черепа в том же головном уборе. Некоторые звезды американского шоу-бизнеса являются, по всей видимости, поклонниками комиксов: татуировки в виде эмблемы Супермена есть у Джона Бон Джови и Джоуи Фейтона. Девять актеров, снявшихся в культовом фильме «Властелин колец», на память об этой работе сделали себе татуировки в виде эльфийской цифры 9. Рожденный в Эдинбурге Шон Коннери увековечил на правой руке свою любимую родину, сделав надпись «Scotland Forever» («Шотландия навсегда»).

    Из истории

    В эпоху Великих географических открытий тату в Европе стало признаком вульгарности. Связано это было с тем, что для населения вновь открытых континентов, чьи жители отставали от европейцев в научно-техническом развитии, татуирование являлось неотъемлемой частью бытия. Даже такие развитые цивилизации, как майя и ацтеки, в старой Европе считались дикими. Между тем смотреть на татуированных индейцев не запрещали никому, благо их показывали практически на всех массовых мероприятиях — ярмарках, народных гуляньях.

    Известно, что украшать тело татуировками иногда позволяют себе и особы королевской крови. Например, принцесса Монако Стефания сделала наколку в виде браслета на правом запястье. Имеются у нее и другие, известные немногим тату — на левом бедре и левой щиколотке. Недавно покинувший ринг легендарный боксер Майк Тайсон гордо носит на груди портреты Че Гевары и, как ни странно, Мао Цзэ-дуна. Вообще, портретные татуировки, которые обычно выполняются весьма реалистично, очень популярны в США. В России их делают редко. Обычно это портреты близких людей (иногда покойных), знаменитых актеров, спортсменов, певцов, домашних любимцев (кошек, собак).

    В таком «солнечном» виде можно изобразить на теле собственный портрет

    У футболиста Дэвида Бэкхема на спине выколот крест, а на правой руке — римская цифра VII, ведь именно под этим номером он играл в «Манчестер Юнайтед». Не будучи американцем, он, как примерный семьянин, решил увековечить на теле имена своих сыновей и жены. Не отстает от мужа и Виктория Бэкхем. Бывшая солистка группы «Spice Girls» носит на левом запястье инициалы Дэвида, а чуть пониже спины и чуть повыше ягодиц — 4 звездочки, по одной на каждого члена своей звездной семьи.

    Изображение пантеры очень популярно среди женщин, особенно имеющих отношение к шоу-бизнесу

    Тело голливудской актрисы Шер украшено сразу несколькими татуировками: это цветы на ягодицах, роза на левой щиколотке, цепочка с сердцем на левом предплечье. У популярной актрисы Анжелины Джоли на плече изображены дракон и имя отставного мужа, а на животе — крест черного цвета в окружении латинской надписи: «Quod me nutrit, me detruit» («Что меня питает, то меня разрушает»). Бывшая коллега Виктории Бэкхем, веселая Джерри Холливел, отдала предпочтение черной пантере на пояснице. Мрачная Бьорк демонстрирует миру исландский компас. У актрисы Дрю Берримор на животе бабочки, на правой ноге — луна и звезды, на внутренней стороне бедра — цветы. У Кортни Лав на животе изображена буква «К» и, кроме того, имеются татуировки на лопатке и лодыжке. Мелани Гриффит украсила плечо сердцем с именем супруга, а ягодицы — небольшой желтой грушей. Минни Драйвер наколола на том же месте розу. Поклонники поп-дивы Бритни Спирс видели на спине своего кумира татуировку с изображением эльфа. У искрометной Джанет Джексон на правом бедре — диснеевские мышки Минни и Микки Маус. Судя по наколке, большой любительницей мультфильмов является Вупи Голдберг, на груди которой вытатуирован один из героев фильма «Земляные орешки».

    Из истории

    Первым балаганным «индейцем» невольно стал английский моряк Джон Резерфорд. Произошло это в 1830 году, когда он, обретя свободу после 10 лет плена у туземцев, вернулся в Лондон татуированным. Сначала знакомые, а затем и все остальные с изумлением рассматривали его тело, на котором были увековечены птицы и животные неизвестных видов. После того многие захотели посмотреть на «живую картину», как начали называть Резерфорда. Сначала он никому не отказывал, но потом сообразил, что из этого можно получить немалую выгоду. Затем примеру моряка последовали некоторые предприимчивые лондонцы. Для того чтобы получить барыш, им понадобилось покрыть свои тела несмываемыми рисунками, но, в отличие от предшественника, только открытые части тела.

    Часто американские звезды накалывают на теле имена возлюбленных, а затем горько сожалеют, поскольку развод заставляет сводить их или маскировать новой наколкой. В связи с этим случается немало курьезов. Один из них связан с наколкой Памелы Андерсен. Расставшись с Томми Ли, чье имя было вытатуировано у нее вокруг безымянного пальца, актриса изменила первую букву, в итоге вместо конкретного мужчины (Tommy), получив мамочку (Mommy), и к тому же с орфографической ошибкой. Актер Джонни Депп, веря в вечную любовь, поспешил наколоть на плече имя Вайноны Райдер, а расставшись с подругой, переделал романтичную надпись «Winona forewer» («Вайнона навсегда») в неподобающий приличному человеку девиз «Wino forewer» («Вино навсегда»).

    Известные топ-модели также не остались в стороне от повального увлечения. Татуировка на руке Наоми Кэмпбелл представляет инициалы ее последнего друга. В том же месте выколот рисунок у элегантной Жизель Бундхен.

    Отечественные звезды не отстают от западных. У певца Виктора Рыбина на левом плече изображена змея. У Ивана Охлобыстина на руке красуется дракон, а у актера Валерия Николаева — голова волка. Певец Валерий Меладзе сделал на левом плече татуировку в индейском стиле, символизирующую Вселенную. Юная звезда Никита Малинин выколол на плече скрипичный ключ и таким образом доказал, что является музыкантом. Стилист Сергей Зверев вытатуировал собственный автограф, а теннисист Марат Сафин наколол на правом плече открытый глаз и штрих-код под ним — смысл этой наколки известен только ему самому. Солист группы «Алиса» Константин Кинчев, по собственному признанию, сам придумывает сюжеты своих тату, создавая такие оригинальные композиции, как Баба-Яга в ступе, избушка на курьих ножках. Певица Линда на левой руке «носит» солнце, Лика Стар украсила ягодицы цветочками, а неуверенная в себе Татьяна Овсиенко чувствует себя увереннее с головой волка на плече. Татуировки Глюкозы никто не видел, но говорят, что таковая имеется на животе ее добермана. Кстати, иногда звезды обзаводятся татуировками, не задумываясь о смысле изображения. Иногда такое легкомыслие чревато скандалом, как вышло с солисткой группы «Тату» Юлией Волковой. На пояснице девушки красуется несмываемый знак, который похож на слово «Аллах». Выколотый на неприличном месте, которое, кстати, певица не стремиться прикрыть, однажды он оскорбил чувства пришедших на ее концерт мусульман, и те демонстративно покинули зал.

    Веселый чертик, наколотый на любой части тела, послужит своеобразным автографом своего владельца (или владелицы)

    Из истории

    Новый, современный этап тысячелетней истории тату начался в конце XIX века, когда мода на «дикарей» пошла на убыль. Вместо них на ярмарках стали выступать сами европейцы, благо тогда они уже могли делать наколки в специальных салонах. В то время украшали себя люди невысокого статуса, однако бывали и исключения. Некая леди Виола не стеснялась оголять плечи, демонстрируя наколотые портреты шести американских президентов, Чарли Чаплина и других знаменитостей, чем вызывала восторг толпы. Тем не менее интерес к разукрашенным циркачам еще не означал всеобщего увлечения, и татуировки долго бытовали в низших кругах. Ранние профсоюзы горняков, литейщиков, солдат, моряков использовали их в качестве символа солидарности, братства и верности традициям.

    Несколько лет назад журналисты «Комсомольской правды» попытались разобраться в том, что символизируют татуировки отечественных знаменитостей. Как выяснилось, они носят на теле рисунки, которые в уголовном мире имеют определенный, зачастую негативный смысл. Например, буква «Z» на плече Земфиры среди преступников означает, что певица провела в заключении несколько лет. Маковые головки Константина Кинчева рекомендуют его как закоренелого наркомана.

    Бабочка, порхающая на женском плече, не означает ничего, кроме красивой картинки

    Искусство татуировки постоянно развивается, в связи с чем проходит и вновь появляется мода на различные стили. Появление все новых и новых красок, технологий и способов нанесения рисунка влечет за собой возникновение новых тенденций. В последнее время модна светящаяся живопись, то есть изображения, сделанные краской, мерцающей при попадании на нее ультрафиолетовых лучей. Такие тату можно увидеть, посетив ночной клуб в любой европейской столице.

    В Австралии, где, как известно, развит пляжный отдых, недавно стали пользоваться успехом наколки, выполненные с помощью пигментов, меняющих цвет под воздействием солнечных лучей. Пока еще редкие, татуировки-хамелеоны привлекают к своему владельцу внимание большее, чем стандартные наколки. Кроме того, на австралийских пляжах популярны рисунки, выполненные краской белого цвета и проявляющиеся по мере того как человек загорает. Их создание требует мастерства, зато результат получается великолепный.

    Из истории

    Своим повторным успехом в старой Европе тату во многим обязано морякам, солдатам, рабочим и другим представителям низших социальных слоев общества. Вместе с тем именно они невольно способствовали творческому застою в этой сфере искусства. Небогатое воображение, но главное, сомнительный художественный вкус заказчиков привели к ограничению репертуара тату-мастеров морскими мотивами и афоризмами. Из-за низких запросов клиентуры мастера— татуировщики того времени не имели стимула к творчеству. Таким образом, цивилизация низвергла древнее искусство на уровень ширпотреба.

    В Японии действует не совсем обычный музей татуировки. Его фонды пока невелики — около сотни экспонатов, зато каждый из них, как и собрание в целом, способны повергнуть неподготовленного зрителя в шок. Дело в том, что на стендах выставлена кожа, настоящая человеческая кожа, которую хозяева музея приобретают у бродяг. Сделка заключается с живыми людьми, в основном обитателями городского дна, увы, существующего даже в благополучной Японии. Отыскав татуированного бродягу на улице, рынке или в притоне, музейщики покупают его кожу, которая после смерти бедолаги поступает в экспозицию. Говорят, что число экспонатов этого музея постоянно растет.

    Обычный, но тоже интересный музей татуировки имеется в Амстердаме. Помимо выставок, представляющих историю, стили и направления в этом виде искусства, здесь действует библиотека — хранилище огромного количества материалов по истории росписи человеческого тела. В экспозиции амстердамского музея собраны изображения татуировок, бытовавших в первобытных племенах. Имеются каталоги с современной живописью по телу и, что интересно, именно они, а не древние рисунки, вызывают повышенный интерес у посетителей.

    В последнее время интерес к татуировкам заметно снизился. По данным Американской ассоциации дерматологической хирургии, в последние годы клиники США испытывают наплыв пациентов, желающих сделать операцию по удалению татуировки. Одной из причин этого послужил тот факт, что появились новые, более оригинальные способы украшать тело. Модными стали весьма опасные для здоровья, зато эффектные инкрустации из драгоценных металлов прямо на глазном яблоке. Желание следовать моде может оказаться серьезным препятствием для успешной карьеры. Сегодняшняя молодежь понимает, что не каждый работодатель хочет видеть в офисе сотрудника с наколками. В некоторых странах, например, в Германии и США, юношу с татуировкой могут не принять на службу в полицию.

    Подобная наколка, особенно на открытой части тела, наверняка помешает карьере

    Словом, сегодня человек делает выбор самостоятельно, взвешенно, непременно разузнав о последствиях. Тому же, кто не видит в татуировке искусства, а желает лишь выделиться из толпы, можно посочувствовать и дать совет: сохранить индивидуальность и не стать жертвой моды очень помогают вкус и чувство меры.

    Кролик с розочкой в зубах — яркий пример примитивной нательной живописи начала XX века

    Как упоминалось выше, одной из причин снижения интереса к татуировке стали требования работодателей. Не так давно вся Америка обсуждала поступок Уильяма Лэнсдона, шефа полиции калифорнийского городка Сан-Диего. Подчиняясь его приказу, сотрудники вверенного ему управления дали письменное обязательство не делать наколок. Если же таковые уже были сделаны и притом занимали больше 30 % поверхности тела, их следовало прикрывать длинными рукавами рубашек, галстуками и даже перчатками. Рисунок на ключицах был запрещен безо всяких оговорок. Подобные меры шеф принял, получив огромное количество жалоб от горожан, в основном пожилых, которые принимали одетых не в форму полицейских за рецидивистов. Случалось, что некоторым из них приходилось следовать в участок и уже там доказывать своим коллегам непричастность к уголовному миру.

    Улыбающийся кролик — образ современный, по-прежнему примитивный и, как ни странно, все еще популярный

    Из истории

    В 1891 году татуировщик из Нью-Йорка О Рейли начал использовать электрическую татуировочную машинку, заменившую самодельные несовершенные и довольно опасные инструменты и приспособления. Тем не менее на интерес к татуированию, точнее, к художественной стороне этого явления, технический прогресс почти не повлиял. Известно, что к началу Первой мировой войны татуировки имело примерно 20 % населения Европы. Однако до середины XX века европейские и американские мастера не вышли за рамки примитивной живописи. Лишь благодаря мощному всплеску молодежной культуры в 1950-х годах появилось новое поколение татуировщиков, чьи свободное творчество и смелые эксперименты возвели тату в ранг искусства. Они смело заимствовали традиционные образы «диких» культур (Японии, Полинезии), изучали, используя на практике, традиции американских индейцев, создавали захватывающие композиции, стили, школы и целые направления.

    Татуировка как жизненная философия

    Как явление татуировка сложна и неоднозначна, но, несмотря на это, она все же сумела обрести невероятную популярность, особенно в молодежной среде. Большой выбор технических средств позволил упростить и сделать почти безболезненным процесс нанесения нательных рисунков. В таких условиях трудно ожидать, что сохранится их былая символика. В целом она действительно утрачена, но в отдельных социальных группах ее важность по-прежнему велика. Определенные знаки используются религиозными сектами, молодежными группировками различных направлений, особенно это актуально для преступных сообществ, которые, увы, имеют место в нашем цивилизованном мире.

    В странах и областях, где существует давняя традиция татуирования — Америке, Индии, Полинезии, Японии, — люди охотно украшали свое тело «вечными» рисунками. При этом у знати они были самыми роскошными. В этих краях невольникам тату не делали, поэтому странно, что сегодня преступники клеймят себя сами

    Паук в паутине отмечает преступников-наркоманов, а просто паук — украшение добропорядочной, хотя и неординарной личности

    История «воровских» татуировок насчитывает несколько столетий и, предположительно, берет начало от обычая клеймить осужденных преступников. Со временем он изменился, и члены преступных групп стали по собственной инициативе наносить на кожу знаки, позволяющие им отличать своих от посторонних. Возможно, немалую роль в появлении языка символов сыграло и подражание ритуальным татуировкам.

    Нательная «живопись» в преступной среде развивалась независимо от принадлежности к той или иной стране, нации, политическому строю. Со временем она стала своеобразным языком общения, который знали только посвященные.

    В местах заключения татуировка являлась единственным документом человека, удостоверяющим его личность, так как официальные бумаги обычно хранились у администрации, одежда у всех была казенная, а доверия к словам в преступной среде не было никогда. Только из татуировок сокамерники черпали сведения о вновь прибывшем: определяли его положение в преступной среде, узнавали о делах, им совершенных, мировоззрении, наклонностях. Кроме того, в преступном мире татуировки использовались для передачи конкретных сообщений. Зашифрованную в рисунках и надписях информацию наносили на тело курьера — того, кто отправлялся в места лишения свободы невольно или намеренно, лишь для того, чтобы доставить письмо в нужное место.

    Заподозренным в связях с руководством исправительного учреждения, то есть в доносительстве, а также тем, кого поймали на краже у сокамерников, слабовольным или, напротив, осмелившимся возражать старшим в тюремной иерархии по приговору «воровского суда» принудительно делаются татуировки унизительного содержания.

    Если на «воровском» тату изображение девушки означает раннюю судимость, в обычной жизни тот же рисунок — всего лишь дурной тон

    Со временем язык татуировки менялся, рисунки усложнялись, возникал новый смысл, новые изображения. Довольно быстрое развитие татуировок в уголовной среде связано с тем, что одни и те же картинки воспроизводились разными мастерами по-разному. В разных местах значение их искажалось или приобретало иной оттенок. В связи с этим почти невозможно классифицировать «воровские» татуировки, тем более что их обладатели весьма неохотно раскрывают содержание своих нательных знаков.

    Интересно и полезно

    В России в середине ХХ века «воровские» татуировки были распространены из-за того, что большая часть населения побывала в местах лишения свободы. В уголовной среде сложились правила и законы нанесения рисунков, были установлены права на их ношение. Тело заключенного стало эдаким личным делом, которое могли прочитать лишь посвященные. Тот, кто носил тот или иной рисунок не по праву, жестоко наказывался, особенно если осмеливался присвоить себе знак, положенный лицу, занимающему высокое положение в тюремном мире. Во избежание подделки изображений придумывались новые способы подачи известных символов, привычные картинки дополнялись новыми элементами, на первый взгляд незначительными, зато подтверждавшими происхождение самого рисунка.

    Татуировки преступников стали регистрироваться, а значит, свелись к определенному единству только в ХХ веке. Вначале это произошло в Европе, затем в России, хотя полицейским система в этой области была нужна всего лишь для того, чтобы хранить особые приметы своих подопечных. Первым обратил внимание на биографическое значение тюремных татуировок итальянский врач-философ Чезаре Ломброзо, который в рамках своей работы изучал психологию преступников.

    В России «воровские» татуировки были приведены в систему относительно недавно, вскоре после знаменитой горбачевской перестройки, когда специалисты и просто люди заинтересованные получили возможность проникнуть в запретную ранее область. Немалый вклад в это полезное дело внесли ученые, преимущественно те, которые пострадали от сталинских репрессий, а также следователи и криминалисты. Благодаря их работе нашим современникам стало известно значение некоторых самых распространенных тату-символов.

    Преступная среда издавна представляла собой отдельный мир со своими языком, культурой, связями. Он вызывал страх и неприятие у окружающих. Однако одновременно с негативным отношением существовал и, кстати, доныне существует огромный интерес к преступному миру и всему, что его окружает, в том числе и к татуировкам.

    Голова кота — «воровская» татуировка, символ осторожности и удачи

    Парусник в преступном сообществе выдает вора-гастролера, а в остальном мире может означать все что угодно (или вообще ничего)

    Еще один момент привлекательности тату исходит от древних традиций. В далекие времена боевые рубцы и шрамы покрывали тело закаленных воинов и охотников. Неудивительно, что окружающие связывали их с сущностью самого носителя, представляя разрисованного человека непременно сильным, мужественным, храбрым, то есть наделенным лучшими человеческими качествами. В систему инициации — обучения и обрядовых испытаний молодежи — вошли и различные болевые испытания (ожоги, ранения и банальное избиение палкой). Только тот, кто мужественно проходил весь цикл инициации, получал право называться взрослым человеком, а свидетельством тому были рубцы и шрамы — своеобразный аттестат зрелости, написанный прямо на теле.

    В последние годы резко возросшая мода на татуировки часто приводит к тому, что многие люди, особенно молодые, незнакомые со значением того или иного символа, наносят рисунок на кожу просто потому, что он нравится. При этом мало кто из них подозревает, что наличие определенных символов может невольно сделать их частью преступного сообщества, поставить в неудобное положение или даже создать угрозу для жизни и здоровья.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх