Глава 5

"Железные ребра" Оливера Кромвеля

Снова кавалерия!


Особое место в истории развития военного искусства занимает Оливер Кромвель. А развивался его военный и политический гений на фоне гражданской войны в Англии меду сторонниками короля и сторонниками парламента.

Пехота в обеих армиях в этой войне была ничем не примечательна. Обе стороны старались вербовать кадры младших начальников из лиц, получивших опыт в 30-тилетней войне. Парламентская пехота в Лондоне обучалась немецкими унтер-офицерами. Тоже самое можно было сказать и об армии короля Карла I.

Пехотные массы обеих сторон во время сражений гражданской войны, образовывали центр армий, останавливались в нескольких шагах друг от друга и вели нервный огонь из мушкетов. Пика совершенно не применялась в бою и к концу войны была выброшена из вооружения пехоты.

Основной упор английские полководцы делали по-прежнему на конницу. И наблюдалось презрительное отношение знатных кавалеристов к пехотинцам. Это был существенный пережиток феодализма. И он наблюдался как в армии короля, так и в армии парламента, как не странно это звучит. Ведь именно англичане подняли роль пехоты на небывалую высоту в битвах при Крэси, Пуатье и Азенкуре.

Но последующие существенные изменения в военном деле, что произошли в Европе, мало затронули морскую владычицу Англию. Англичане развивали в основном только свой военно-морской флот. На армию обращали мало внимания.

Но конница обеих сторон в первые годы войны, хоть и пользовалась таким увадением, не имела регулярного характера. Это совсем было не похоже на кавалерию Густава-Адольфа. Перевес поначалу имела королевская конница, руководимая принцем Рупертом Пфальцским, племянником короля. Но этот принц так не сумел привить своим всадникам дисциплину. Ни Руперту, ни его помощнику генералу Горрингу не удалось ни под Эджхедом, ни под. Марстон-Муром, ни в сражении при Ньюбери собрать конницу после первой победоносной атаки и бросить ее на другие, сохранившие порядок, части неприятельской армии.

Парламентские войска также не представляли единой армии, что содержалась на счет государства. Отдельные графства, или федерации нескольких графств, или могущественные корпорации купцов и промышленников выставляли и содержали на свой счет свои войска. Дисциплина и боеспособность такой армии была весьма низка. И такая война могла продолжаться бесконечно долго.

Но 40 летний офицер парламентской кавалерии Оливер Кромвель хорошо проанализировал все недостатки в комплектовании армии парламента и прямо заявил:

"Ваши войска — большей частью прислуга из кабаков, бездельники, пьяницы и тому подобный сброд; а у неприятеля — младшие сыновья джентльменов, лица с хорошим положением. Верите ли вы, что дух таких бедных людей может сравниться с духом дворянства, крепкого в вопросах мужества и чести? Вы должны вербовать людей с высоким духом, способных на такие же подвиги, иначе вы всегда будете биты".

Кромвель формировал состав своего эскадрона по иному. Он противопоставил людям чести людей религии. И солдат, что шел в его эскадрон названный "железнобокими" (все солдаты были одеты в прочные кирасы и стальные шлемы), был прежде всего человеком преданным идее и глубоко религиозным. В этом состав эскадрона отличался от обычных наемников. Эти солдаты не разбежались бы из-за отсутствия жалования, как это делали наемники в королевской армии.

В 1645 году именно Кромвелю парламент поручил формирование новой армии. Её численность была определена в 20 тысяч человек. И это было совсем не много по тем временам.

Эту армию Кромвель формировал по примеру своих "железнобоких". Строгие и уверенные в своей правоте пуритане были готовы отдать жизнь и борьбе за правое дело против тирании распутного короля и его фаворитов. В этой армии грехом почиталось пьянство и распутство и офицеры не гуляли с девками в кабаках и не хвастались своими любовными победами и не сорили деньгами за карточными столами. Это была армия нового типа, сформированная и идейных людей — единомышленников.

Принцип назначения офицеров в этой армии изменился. Теперь командиром мог стать и человек "низкого" происхождения. Но в командовании "новой" армии по-прежнему соблюдался сословный принцип, и об этом свидетельствует тот факт, что из числа 39 генералов и полковников была 9 лордов, 21 дворянин и только 9 недворян.

Боевое крещение новая армия прошла 14 июня 1645 года в битве при Нессби. Причем армия парламента которой командовал лорд Томас Ферфакс была больше чем армия короля Карла I Стюарта.

У Ферфакса было 7 тысяч пехоты и 6,5 тысяч конницы, среди которых основное ядро составляли "железнобокие" Кромвеля. У короля было 4 тысячи пехоты и 4 тысячи всадников.

Когда боевые порядки противников выстроились, то кавалерия правого крыла армии короля под командованием принца Руперта опрокинула конницу полковника армии парламента Ирстона. Но закрепить успех принц Руперт не смог.

В центре королевская пехота сбила с позиций на вершине холма пехоту парламента. Офицеры Ферфакса и он сам пытались остановить отступление и сами вступили в ряды простых бойцов.

Карл I решил, что сражение выиграно. И именно так и произошло бы, если бы не Кромвель со своими железными всадниками. "Железные ребра" пошли в атаку на левое королевское крыло, которым командовал сэр Мармадбюк Лангдаль.

Конница короля была отброшена и Кромвель произвел атаку на левый фланг королевской пехоты и вынудил её остановиться. Положение пехоты парламента было спасено.

Армия Ферфакса почти разгромленная получила шанс для перегруппировки. И после этого началось общее наступление армии парламента. Армия Карла I была полностью разгромлена, и весь королевский обоз достался победителям.

В этой битве все решила тяжелая кавалерия. И это показатель того, что она по-прежнему продолжала играть важную роль в военном деле.

Но впоследствии постоянная армия Англии созданная Кромвелем просуществовала 15 лет и была распущена при реставрации Стюартов в 1660 году.

Заключение

Коренные изменения


В XVII веке существенно изменилось отношение к войнам, а вместе с этим и отношение к военному искусству. Войны в средние века многие воспринимали, как красивые парады, но в Новое время они становятся чем-то иным.

Наемные солдаты удачи, бродяги, что зарабатывали мечом на кусок хлеба уходили в прошлое. Теперь солдат, это уже не вольный рыцарь, но полностью послушный воле своего командира военный инструмент. Именно так было в армии Фридриха II Великого. Именно так было в армии Петра I Великого.

То есть произошло огосударствление европейских армий. Теперь они были неотъемлемой часть государства, и короли стали охотно изыскивать средства на содержание постоянных регулярных воинских подразделений.

Например, военный министр короля Франции Людовика XIV Лувуа ввел единообразие в подготовке и обучении войск французской армии. Был создан институт инспекторов пехоты и кавалерии, в обязанность которых входило инспектирование частей и гарнизонов. Они следили за вооружением, обучением и состоянием полков и определяли степень их готовности к войне.

Военные учения постепенно становились повседневностью для военнослужащих европейских армий, и это способствовало совершенствованию боевой выучки и в конечном итоге развитию военного искусства Нового времени. Но это уже тема выходящая за рамки данного повествования и не имеющая отношения к древнему миру и средневековью.


Владимир Андриенко

Луганск

Октябрь-декабрь 2007


Литература использованная при написании раздела "Европа":

1. Басовская Н.И. "Столетняя война (1337–1453 гг.)". М.: 1985.

2. Богданович М.И. "История военного искусства и замечательнейших походов. Военная история средних веков". СПб.: 1854.

3. Военная энциклопедия. СПб., Изд. И.Д. Сытина, 1911. — ТТ.1.2.

4. Гейсман П.А. "История военного искусства в средние и новые века (VI–XVIII стол.)". СПб.: 1907.

5. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Русские земли в XIII–XV веках. М.: Молодая гвардия. 1986.

6. Голицын Н. С. "Всеобщая военная история средних веков. От введения огнестрельного оружия до Тридцатилетней войны. (1350–1618)". СПб.: 1877.

7. Дельбрюк Г. "История военного искусства в рамках политической истории". СПб.: 1994–1996. — Т. 2–3.

8. Дельбрюк Г. "История военного искусства. Средневековье. Новое время". Русич. 2003.

9. История Европы с древнейших времен до наших дней. Издательство "Наука" РАН. Москва. 1988.

10. История крестовых походов / Под ред. Д. Райли-Смита. М.: 1998.

11. История средних веков. Т.1. "Раннее средневековье". М.: 1992.

12. Луки и арбалеты. Из-во "Майор". 2002.

13. Пузыревский А.К. "История военного искусства в средние века (V–XVI стол.)". СПб.: 1884.

14. Pазин Е. А. "История военного искусства". М.: 1961.

15. Свечин А.А. "Эволюция военного искусства". Энциклопедия вооружения и костюма. Средние века.

16. Советская военная энциклопедия: В 8-й т./Гл. ред. комис. Н.В. Огарков (пред.) и др. М.: 1977. — Т.6.

17. Строков А.А. "История военного искусства". М.: 1955.- T.I.

18. Флори Ж. "Идеология меча: Предыстория рыцарства". СПб.: 1999.

19. Функен Лилиана, Функен Фред "Средние века. Эпоха Ренессанса: Пехота — кавалерия — артиллерия". М.: АСТ. Астрель. 2002.


Америка и её завоевание европейцами






 
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх