36. ИСТОКИ НОВЫХ 36 ИДЕЙНО—ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ И ТРАДИЦИЙ В XVIII В

Реформация – главный исток новых идейно—политических течений в XVIII в.

В Средние века и в раннее Новое время практически все учения, создатели которых стремились объяснить суть различных процессов в обществе, были в своей основе религиозными. В те времена религия отвечала на все вопросы, которые могли возникнуть улюдей. Но по мере развития цивилизации человеческая мысль порождала все новые вопросы, которые требовали именно светского, т. е. нерелигиозного, ответа и объяснения. Конечно, религиозные истины возвышенны и благородны, но они и умозрительны, не связаны с тем, о чем то и дело заставляла думать жизнь. На вопросы о социальном неравенстве, причинах, порождающих его, Библия не давала прямых ответов. Поэтому и стали появляться социальные учения, призванные ответить на самые разные вопросы, возникающие в повседневной жизни.

Сокращение религиозной основы новых идейно—политических течений в XVII.

Главным истоком новых идейно—политических течений в XVIII в. была эпоха Реформации, которая вызвала оживление и активизацию общественной мысли. В частности, огромное влияние на этот процесс оказали «95 тезисов» Мартина Лютера, получившие широкое распространение и отклик в Европе. Великие географические открытия и успехи естествознания являются еще одним истоком идейно—политических течений в XVIII в., т. к. оказали большое влияние на изменения в мировоззрении общества, внеся определенную ясность в картину мироздания. Они поколебали старые религиозные представления об окружающем мире, его происхождении и развитии.

Но в основе многих новых социальных учений лежали религиозные постулаты и легенды. Например, «бог создал всех равными» – возникла идея социального равенства, на котором должно основываться человеческое общество и, соответственно, государство; библейская легенда о рае породила также идею о светлом будущем человечества – о создании «рая» земного на основе равенства, братства и справедливости, всеобщего благоденствия.

Ряд новых идейно—политических течений в XVIII в. возник как ответ на церковное мракобесие и суды инквизиции на волне общественного протеста. Ведь на костры инквизиции попадали не только вероотступники—еретики, «ведьмы» и «колдуны», но и сторонники истинной веры в Бога – Ян Гус, Жанна д'Арк и др.

В XVIII в. еще сохранялось сильное влияние религии, поэтому в основе многих идейно—политических течений и традиций лежал деизм – рациональная вера в Бога – в сочетании с наукой, с научным обоснованием веры.

Влияние просветителей на оживление и активизацию общественного сознания

Ярко выразил ситуацию в обществе XVIII в. польский мыслитель Станислав Конарский, который писал в 1760 г.: «Мы жалуемся на несправедливые и часто бесстыдно продажные суды, на безнаказанные клятвопреступления, которые превратились уже почти в привычку, на непереносимые обиды от более знатных и сильных, на то, что повсюду много тиранов и тирании над более слабьыми… Каждый гражданин словно ни о чем другом не думает, лишь бы ему было хорошо, а остальные пусть погибают…»

Наиболее широко новые идейно—политические течения в XVIII в. были распространены в передовых высокоразвитых странах Европы – Англии и Франции, где часто были народные восстания и революции. Франция дала миру выдающихся мыслителей того времени – Монтескье, Дидро, Вольтера, Руссо и прочих, которые своими работами способствовали оживлению и активизации общественного сознания не только в Европе, но и в других уголках Земли.






 
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх