69. ВОЗНИКНОВЕНИЕ УТОПИЧЕСКИХ И РАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННО—ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В

Предпосылками возникновения утопических и радикальных течений в общественно—политической мысли в первой половине XIX в. были революции в Европе в конце XVIII в., а также социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма, развивавшиеся во многих произведениях мыслителей XVI–XVIII вв. Это обусловило возникновение в начале XIX в. учения Роберта Оуэна, Анри Сен—Симона, Шарля Фурье. Эти мыслители, обеспокоенные судьбой разорявшихся ремесленников и работников рассеянной мануфактуры, пытались создать картину нового общества и государства, где человек будет защищен и уважаем. Их социалистические идеи являлись утопическими, но они пользовались популярностью среди ремесленников и рабочих, разорявшихся или терявших работу.

Анри Сен—Симон (1760–1825) считал, что прогрессивному развитию общества мешают экономические кризисы. Для избавления от них Сен—Симон предлагал создать «новую промышленную систему», «общество индустриалов», в котором совпадут интересы рабочих и предпринимателей. Другим представителем течения утопического социализма был Шарль Фурье (1772–1837), который предлагал преобразовать общество с помощью объединений тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельскохозяйственное производства. В таких фалангах не будет наемного труда и заработной платы. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым «труда и таланта».

Широко известным представителем течения утопического социализма был английский политический и общественный деятель Роберт Оуэн (1771–1858), который в своих работах развивал мысль о необходимости замены частной собственности общественной и отмены денег. Он составил проект будущего общества, основанного на свободной трудовой деятельности людей. Ученики Оуэна создавали даже предприятия, основанные на принципах уравнительного коммунизма, но они распадались через некоторое время из—за многих осложнений социально—экономического характера.

В учениях Сен—Симона, Фурье и Оуэна, наряду сразличиями, есть и общие черты: преобразование общества должно происходить только мирным путем на основе религиозных убеждений и проявления доброй воли людей. Сен—Симон и Фурье также считали, что частная собственность должна сохраняться и служить всем членам общества, сильная же государственная власть не нужна. Кроме того, социальные утописты в своем стремлении сделать всех счастливыми искренне считали возможным полностью регламентировать личную жизнь человека, диктовать ему обязательный образ действий и поведения.

Ярко выраженным радикальным течением в общественно—политической мысли в первой половине XIX в. был анархизм (от греч. anarcia – «безвластие»). Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские, часть из которых встала на позиции террористической деятельности, и мирные, например движения кооператоров в ряде стран Европы. Но при этом в любом из этих течений сохранялось то главное, что было характерно для анархизма: во—первых, вера в хорошие стороны человеческой природы, в возможность между людьми того общения, которое основано не на насилии и принуждении, а на свободном и любовном отношении друг к другу, во—вторых, убеждение в необходимости уничтожения государственной власти, осуществляющей насилие над личностью. В этот период времени крупнейшим теоретиком и деятелем анархизма был Пьер Жозеф Прудон (1809–1865).






 
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх