Порядок заключения договора. Кондиции. Торги


Перед заключением договора подлежащие места и лица должны привести в меру и число потребность, для удовлетворения коей надлежит быть подряду, именно: составить план и смету постройке, определить качество материалов, вещей, припасов, с выбором образцов, и привести в известность существующие торговые и законно установленные цены. При соображении общей ценности подряда имеется в виду размер открытого по ассигновке кредита тому ведомству на известное употребление. Затем должны быть составлены условия (кондиции) о всех подробностях договора, так, чтобы при заключении оставалось только вставить в него принятые цены и залоги (Пол. Казен. Подряд., ст. 91–93). В тех ведомствах, где постоянно удовлетворяются посредством подрядов потребности однородные (напр., в военном, морском и пр.), кондиции эти получают постоянный вид заранее определенной формы контракта (см. Пол. Казен. Подр., ст.131). По военному ведомству для заготовлений постоянных составляются в окружных управлениях планы, утверждаемые Военным Советом, и общие строительные предположения. По заготовлениям же, совершаемым без планов, условия утверждаются начальством по мере власти (Полож. воен. загот., 4-13). При составлении плана тщательно соображаются цены, оптовые и розничные по смете (сметные), цены последнего заготовления, современные справочные цены, открываемые непосредственным распоряжением решающего начальства. Крайним пределом условий служат так называемые секретные цены.

Подряд может быть оптовый, на целое предприятие в полном его составе, или раздробительный, с разделением целой работы, где возможно, на участки, которые могут быть отдаваемы на подряд разным лицам. Принятие того или другого вида зависит от личного усмотрения подлежащих ведомств, смотря по тому, что удобнее и дешевле обойдется. Но не запрещается от одного вида, буде он не имел успеха на торгах, переходить к другому (Пол. Казен. Подр., ст.94, 110).

Смотря по свойству операции, по удобству и выгоде казенного управления, изменяются условия расчетов, служащих основанием для заключения подряда и для системы торгов. Так, например, в губерниях империи почтовые станции отдаются в содержание с торгов, на коих, при соревновании между торгующимися, сами подрядчики заявляют размер приплаты, подлежащей производству почтосодержателям сверх того поступающего в пользу их дохода, который образуется из платы за перевозку почт, эстафет и проезжающих. Напротив того, в губерниях бывшего Царства Польского употребляется другой расчет. Размер пособия или приплаты за почтовые станций определяется правительством, по соображению с потребностями станционного хозяйства и существующими на оные ценами; сумма же дохода станций определяется по сведениям из станционных книг, и, получаемая при сравнении дохода станции с означенными нормами содержания почтовых лошадей, составляет сумму пособия или приплаты, которая подложит выдаче почтосодержателям.

Отдача подряда происходит с торгов. К торгам делается вызов через местное губернское правление, глядя по свойству и размерам операции, полицейским оповещением на месте, в городе и уезде (до 300 р.), публикацией в губ. в. (свыше 300 р.) и в столичных ведомостях (свыше 7500 р.). Публикации делаются благовременно (воен. вед. за 3 недели), с кратким означением предмета и с указанием, где и в какой день будет происходит торг (Пол. Казен. Подр., ст.97). По военному ведомству наблюдается:

1) чтобы по смежным губерниям торги назначались не в одно время, так, чтобы одно лицо имело возможность быть торгах в нескольких местах; 2) чтобы в каждом отдельном месте торги назначались по возможности одновременно на все необходимые для того места предметы (Пол. воен. заг., 12).

Желающие, являясь на торг, подают просьбу, с оплатой гербовым сбором, о допущении к торгу, причем должны представить свои паспорта и залоги. Для торга образуется присутствие в указанном в законах составе. Актом торга служит торговый лист, на коем записываются имена торгующихся и предлагаемые цены до тех пор, пока понижение цен остановится. По военному ведомству употребителен для строительных работ способ торга посредством процентной сбавки со стоимости всех предметов подряда (Пол. воен. заг., 34). Через три дня происходит переторжка тем же порядком, с допущением и новых лиц. За неявкою желающих или за явкою одного переторжка обращается в торг. За безуспешностью торга могут быть сделаны новые вызовы или приняты другие меры (коммерческий и комиссионный способ по воен. вед.). Подряд оставляется за тем, кто дал последнюю цену; по военному ведомству, при равенстве объявленных цен, отдается преимущество непосредственному производителю припасов и изделий (Пол. воен. заг., 56). С объявившего последнюю цену берется подписка, которая его обязывает, но не вполне еще обязывает другую сторону, так как торги могут еще быть не утверждены высшим начальством (Пол. Казен. Подр., ст.99-116; Уст. Земск. пов., ст.121–134).

Есть и другой способ торга, посредством запечатанных объявлений. Этот способ употребителен, по усмотрению начальства, в тех случаях, когда подряды немногосложные простираются на значительные суммы, напр. на массу фабричных изделий одного рода. Иногда в торгах сего рода допускается лишь ограниченное состязание одних только известных благонадежностью заводчиков и мастеров (Пол. воен. загот., ст.33). Напротив того, в мелких подрядах и в тех, где участвуют непосредственно рабочие классы и мелкие промышленники, указано держаться способа обыкновенных торгов.

Публикациями вызываются желающие — не только на день, но и на определенный час — присылать, по объявляемым условиям, запечатанные в пакетах объявления. В объявлении желающий означает свои условия, имя свое и жительство и прилагает залоги, а в час торга должен явиться или поискать уполномоченного (так как в случае неявки оставшееся за ним предприятие может быть отдано другому на счет его залогов). Пакеты с объявлениями принимаются лишь до наступления торга; на торгу они распечатываются, и состязание происходит только по объявлениям, а словесные предложения не допускаются. Объявленные цены имеют решительное значение, хотя бы и одно было объявление. Но официальным регулятором дела служит присылаемый от высшего начальства секретный пакет с означением, со стороны казны, цены, выше или ниже коей, по роду дела, торг утвержден быть не может. По окончании торга этот секретный пакет вскрывается, и, если цена, означенная в нем, не расходится с последнею ценою, торг заключается и составляется притом протокол об оставлении подряда по последней цене. Этот результат может быть отменен лишь по несоблюдению порядка в торге или за отменою самого подряда (Пол. Казен. Подр., ст.141–170).

Иногда употребляется и третий, смешанный способ торга — изустного и по запечатанным объявлениям. При этом способе торг открывается с наличными торговцами, а поступившие до дня торга объявления вскрываются лишь по окончании переторжки, но за вскрытием их не допускаются уже словесные предложения. Чье предложение выгоднее, за тем и оставляется подряд; но в случае равенства цен — преимущество дается наличному торговцу (Пол. Казен. Подр., ст.171–177. У. Зем. Нов., 121).

С окончанием торгов еще не соединяется окончательное заключение договора. Результат торгов требует еще поверки и утверждения подлежащего начальства, которому это право вверено по закону. По общему правилу (Пол. Казен. Подр., ст.118), право начальства в разных степенях ограничено суммою контракта. Так, казенные палаты и равные места вправе утверждать подряды до пяти тысяч рублей: губернаторы, губернские и окружные управления — до 10 000 р.; министры — до 30 000 р.; Сенат (1-й Департамент) — на всякую сумму. Но из этого общего правила установлены, по роду дел, начальств и ведомств, многочисленные исключения (см., напр., Уст. Земск. Пов., ст.125, 126; Уст. Монетн. изд. 1893 г., ст.31, и др.). Так, напр., Министр Путей Сообщения и Министр Внутренних Дел (по телеграфам) утверждают подряд на всякую сумму; в иных случаях право это предоставляется и губернаторам. Для разных ведомств есть специальные распределения власти и особые размеры для утверждения подрядов. Кроме того, есть общее правило, что начальник, получив разрешение произвести дело хозяйственным способом на известную сумму, может, когда признает выгоднее произвести его подрядом, утвердить и подряд в пределах этой суммы (Пол. Казен. Подр., 129). Кроме непосредственного утверждения, начальник в пределах этой суммы может дать подчиненному полномочие на утверждение подряда (Пол. Казен. Подр., ст.137).

Утверждению должна предшествовать поверка: соблюдены ли законный порядок и правила, установленные для обеспечения казны; удовлетворительны ли условия; подрядные цены не выше ли средних справочных (Пол. Казен. Подр., ст.138, 139). Кроме того, закон предоставляет начальству отказать в утверждении договора и по своему усмотрению, если убедится в том, что цены невыгодны для казны (Пол. Казен. Подр., ст.126).

По получении разрешения в течение 7 дней (воен. вед. в 2 недели по утверждении) должен быть заключен письменный договор с подрядчиком, с оплатою гербовым сбором. Он подписывается со стороны казны первым членом или начальником места и не требует дальнейшей явки. Но когда он заключается не присутственным местом, а комиссионером, то подлежит явке нотариальным порядком (Пол. Казен. Подр., ст.127 и сл.). Подрядчик, не заключивший контракта в срок, подлежит платежу условленной неустойки или ответственности за убыток.

Договор, в этом виде заключенный, считается твердым и ненарушимым, хотя бы он оказался и убыточным для казны; за убыток в таком случае должны отвечать виновные должностные лица (Пол. Казен. Подр., ст.178, 179).

Кроме формального договора о подряде могут быть даваемы в некоторых случаях обязательные подписки без торгов; но им придается лишь временное или условное значение контракта; для самого подрядчика они, во всяком случае, обязательны; впрочем, о подписках на мелочные надобности сказано, что они не допускаются на суммы свыше 900 рублей (Пол. Казен. Подр., ст.180, 181).

Когда в договоре не сказано о праве передачи, то в случае передачи, при неисправности, и первоначальный контрагент не изъемлется от ответственности перед казною (Пол. Казен. Подр., ст.222). Разумеется, сим не устраняется возможность передачи подряда с согласия подлежащего казенного ведомства; в таком случае прежний подрядчик выходит из договора.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх