Примечания


[1] Rukert. Neue Encyklop. Gesch. des Mittelalt. 1853.

[2] Munch. Det norske Folks Historic. 1853.

[3] Но чьи же они были холопи? Если Славян же, то были у этих холопей и бояре, с ними вместе населявшие страну. Так зачем же не говорят они о боярах. Если же они были холопи скандинавские, то им следовало и называться не холопями, а кнектами, т.е. на скандинавский лад.

[4] Да и теперь не отстали ещё некоторые от этой мысли. Есть новейшие сочинения, дышащие теми же самыми отзывами и, в дополнение к тому, преисполненные подозрениями и ненавистью. См. Die Slaven des siidlichen Russlands v. Neumam. 1847. Die Weltschlacht der Slaven u. Deutschen v. Heffter. 1847. Das Europaische Russland v. L. Georgii. 1845.

И теперь ещё продолжают германские крикуны унижать Россию; но за то уже, что она могущественна и может всегда остановить их раздоры внутренние. Они забыли нашествие монголов на Европу и все последствия этого нашествия. Кто бы мог в настоящее время загородить их от подобной погибели, как не Россия? Да и тогда, при разъединении Руси, заслоняла их также Русь Галицкая. Благоговейте же, народы, пред величием России; её величие ручается за ваш покой внутренний и внешний!

[5] Они, конечно, забыли Мировея-Винделика, родоначальника Меровингов, введшего славянский алфавит у побеждённых им народов и старавшегося ввести и самый язык славянский.

[6] Не Моршанское ли нынешнее болото, бывшее в старину озером, подразумевалось под Lacus Mursianus, которое историки так усердно отыскивают около Дуная?

[7] Этим, кажется, весьма ясно определяется, кто были Остроготы и Визиготы, как с неба свалившиеся в Римскую историю и в одно мгновение пропавшие с лица земли, подобно туману; это оттого, что они в то же время являются на сцене уже под именем Славян. Но об этом будем подробнее говорить в своём месте. Ostrogotsche Kreis вы найдете в Universal-Lexicon v. Pierer, 1844. В. 21. S. 479.

[8] Conv. Lex. v. Pierer. 1843. В. 20. S. 129.

[9] Conv. Lex. v. Pierer. 1843. B. 20. S. 203.

[10] Conv. Lex. v. Pierer. 1843. B. 16. S. 389.

[11] Conv. Lex. v. Pierer. 1844. B. 25. S. 168.

[12] Conv. Lex. v. Pierer. 1844. B. 24. S. 117.

[13] Conv. Lex. v. Pierer. 1843. B. 15. S. 11.

[14] В статье о Скифах помещены доводы, что этим именем Греки назвали Руссов.

[15] Ктезий.

[16] Не излишним будет заметить здесь, что ошибочно некоторые называют фряжские вина итальянскими. Фригийцы, а не Итальянцы, назывались у славян Фрягами; следовательно, фряжские вина суть славянские.

[17] Пифеас.

[18] Обстоятельство, что Славяне писали резами и чертами, даёт повод думать, не принадлежат ли и клинообразные письмена Персепольские также к древнейшим Славянским; ибо до ныне неизвестно имя народа, употреблявшего подобные письмена. Но это подлежит ещё исследованиям.

[19] Весьма ошибочно толкуют некоторые, что будто Шляг означает мелкую монету и происходит от Шиллинга.

[20] Sax. Gram.

[21] Так назывались у греков Унны-Руссы, или просто Унны.

[22] Анахарсиса убил родной брат его, следовательно, здесь можно предполагать и другую причину его смерти; может быть, и не новое богослужение, а какой-нибудь семейный раздор был поводом к тому.

[23] Псковитяне были известны всем древним историкам под именем Певкинов (Peucini).

[24] Об этом будет подробно говорено в статье о Руссах.

[25] Напрасно называют все историки Готских владык королями и царями; сами Готы выражали это звание словом , произносившимся как рик и означающим ни короля, ни царя, а нечто соответствующее греческому и казацкому «атаман» или «гетман». Историки делают и вторую ошибку, прибавляя к концу имени каждого гетмана слово «рик», как, например, Король Эрманрик, Король Гильперик; в переводе это значит: Король Эрман-Гетман, Король Гильпе-Гетман, но с большею подробностью мы разберём это в статье о Готах.

[26] Нельзя не посмеяться над исковерканностью слов славянских в устах историков византийских, римских и германских. Примером тому послужат фругундионы, переделанные из Фрягов-Уннов. Но об этом поговорим подробнее в статье об Уннах.

[27] Konnogard, Chunigard, Hunisgard означает во всех видах уннскую землю. В статье об уннах мы постараемся доказать историческими доводами, что унны действительно жили рядом с готами, на севере.

[28] Вот отчего приморское местечко в Швеции получило название Rosslagen. Оно действительно было кочевьем Руссов во время их нападений на Швецию.

[29] Что Руссы сидели там и прежде, мы постараемся доказать в статье о Руссах собственно.

[30] В статье о данах мы постараемся доказать, что Ивор и зять его Рерик были Венеды.

[31] Расами называли сербы сами себя.

[32] Переписчик может ошибиться, т.е. поставить слово не в том падеже или времени, он может пропустить слово или целое речение, может одно слово заменить по ошибке другим, но не может вставить целого изречения, как, например, здесь: «ком быша словене».

[33] А что лазутчики назвались Россами, отдалёнными от скандинавов, а не Руссами, соседившими им, это весьма естественно; ибо Россы были в сношениях с византийцами как близкие их соседи, а Руссы нет.

[34] Слово «эхидна», означающее змею, сохранилось и по сие время в русском языке, равно как и производные от него слова «эхидная, эхидность, эхидство, эхидничать».

[35] Орехов и теперь есть в Таврической губернии.

[36] Этот эпитет племени, прозванного Уннами, оправдывают и некоторые римляне. А так как Унны соседили Монголам, то, вероятно, у них были и взаимные сношения, вот почему мы видим в войске Атиллы и людей монгольского типа.

[37] Племя, получившее от историков название Антов, жило у Чёрного моря, следовательно, в соседстве с греками и недалеко от Монголов. Они нанимались к грекам и персам как вспомогательное войско; не мудрено, что и Монголы нанимали их и потому прозвали Антами, обязывавшимися присягой при поступлении их в чуждую службу.

[38] Раскольники были всегда, не только между Славян христианского исповедания, но и между Славян-идолопоклонников, что свидетельствует нам славянская мифология.

[39] Там же, около Каспийского моря, мы находим в летописях племя, истреблявшее своих противников огнём и мечом; оно названо у некоторых историков Ути, у других же Уди и Удии.

[40] Грамматика Русинов Левицкого.

[41] У нас в Ярославской губернии есть холопье село и во Владимирской торговое село, именуемое холопьим городом.

[42] Sarmatae Arcaraganthes.

[43] По пословице: тише воды, ниже травы, ибо вода бывает иногда очень бурлива и, следовательно, громка, а трава всегда выше воды.

[44] Вероятно, жупан скрыл народ свой в горах от нашествия Траяна, громившего славянские племена по этому пути, где сидели яциги. По Птолемаю, действительно сидели на этом месте тагры.

[45] Что Agathyrsi Руссы, выведено в следующей за сим статье.

[46] У нас и теперь «Россия» выговаривается как «Рассия»; разумеется, что римляне взяли название сербов с выговора, а не с письма.

[47] Впоследствии мы будем говорить, отчего Рязань, по преданию, называлась Расанью.

[48] Хорваты одноплеменны Сербам и вышли вместе с ними из Чарвоной Руси.

[49] Есть и в настоящее время географическая местность, дающая повод думать, что там жил народ ариды; это Арад на Каспийском море и другой Старый Арад при реке Маросе, в Венгрии.

[50] Марк. Герак.

[51] Кассубы со своими огромными кожевенными заводами ясно указывают, отчего Венеды попали также в Сарматы.

[52] Фота есть большой шелковый, протканный золотом и серебром платок, который накидывается одним краем на голову, а остальная часть его вся свешивается на спину, вроде вуали.

[53] Мурмою называется у нас на севере белка, а беличья шапка - мурманкою; ловчие белок - мурмане (у Нестора - Оурмане); место лова - Мурманский берег.

[54] Кимряк, значит, торгующий сапогами; по-малороссийски швец. - Кимвры переселились с Киммерийского полуострова в Данию, а оттуда в Швецию.

[55] Готовящие сапоги из оленьей шкуры с шерстью, а равно и носящие эту обувь, называемую лунтаи.

[56] Курпины - лапти из охлопьев.

[57] Кисы - сапоги из оленьей кожи.

[58] Какаты - башмаки из бересты.

[59] Малахаи - летние широкие кафтаны.

[60] Махланка - зимняя шапка с ушами,

[61] Курны - башмаки с пряжками.

[62] Няры - валеные сапоги.

[63] Струси - башмаки с ушками.

[64] Харанай - серый кафтан.

[65] Чепан - казакин.

[66] Шабура - балахон из толстого холста.

[67] Лямка - иго, рабство.

[68] Хазить, хазарить: делать не так; еретничать.

[69] Хазары-Руссы.

[70] См. Bergmann. Halle. 1858. Les scythes, les ancetres des peuples germaniques et slaves.

[71] См. Вып. III. статья: «Перси».

[72] У адриатических греков Skitos означает дублёную кожу, а у понтийских сыромят, т.е. сыромятную кожу.

[73] См. вып. IV. Материалы для Слав.-Русской. истории.

[74] Эти идеи распространены магами по всему востоку и дошли даже до Греции; на них основывался Пифагор и все новоплатоники.

[75] А по чтению других «Зердуште».

[76] Уруги, Руги или Ружане означают земледельцев.

[77] По Никифору Грегора они получили своё название от Волги, следовательно, и настоящее их прозвание должно быть Волгаре или Волгари. Некоторые из наших историков ошибочно принимают одних Болгар за Славян, а других за не-Славян.

[78] Буле, в Litteratur d. Ruussisch. Geschichte, 1, 197, полагает, что белыми и черными Славяне назывались по случаю изменения цвета волос в разные возрасты. Как ни смешно и неосновательно это мнение, но подобных ему втиснуто множество в критическое исследование славянской истории.

[79] См. Словарь Великорусских областных наречий.

[80] См. Словарь Великорусских областных наречий.

[81] См. Словарь Великорусских областных наречий.

[82] Что Belimarus есть Велемир, в том нет сомнения; мы в статье о Зороастре привели несколько примеров, где немцы славянскую букву В заменяют немецкою В. Может быть, это случилось и по сходству этих букв между собою, ибо славянский алфавит старше немецкого, и потому это могло произойти и на сказанном пути.

[83] Подробное сличение этих наречий в Илиаде делается теперь в СПб. одним весьма глубоким эллинистом и скоро выйдет в свет.

[84] Нам указывают эту местность и самое название города Скимн Хиосский и Халкокондила.

[85] См. Вып. I. Матер, для Слав.-Рус. истории до-Рюрик, врем. Предисловие, стр. 1.

[86] См. Вып. I. Матер, для Слав.-Рус. истории до-Рюрик, врем., стр. 16.

[87] См. Вып. III. Матер. Парси.

[88] По этому поводу вышло в Страсбурге в 1858 году сочинение Бергманна под заглавием Les Scythes, les ancetres des peuples germaniques et slaves.







 
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх