Глава девятая

Дон

Круг полевых исследований замкнулся, но путь по лабиринту размышлений и мнений уткнулся в тупик. Стало очевидно, что нельзя считать хазар ни степными хищниками, ни высоко— цивилизованным народом, создавшим культуру типа Византии или Халифата.

По характеру хозяйства, а значит, и по быту хазары стояли на том же уровне, что современные им славянские племена: поляне и северяне. Они так же страдали от набегов кочевников и так же подчинялись вооруженной силе правителей, сидевших в Итиле и Киеве.

Разница была именно в столицах: киевская военно-демократическая верхушка сумела слиться со своим народом, состоявшим из племен, подчиненных силой оружия; итильское правительство сделало ставку на союз с иранскими купеческими кругами, и пропасть между царем и народом не заполнялась, а углублялась. Это определило победу русов, происшедшую ровно тысячу лет назад.

Но что же стало с хазарами? Ведь большой народ не мог исчезнуть без следа. Надо искать снова и на этот раз в книгах, летописях, хрониках, которые были уже не раз прочтены, но не дали ответа на вопрос. В том-то и дело, что наше восприятие прочитанного во многом зависит от нас самих: от нашей общей и специальной подготовки, от системы ассоциаций, от целей, поставленных при начале чтения и даже от состояния здоровья. Я взялся снова за прочитанные книги, потому что теперь знал, что я хочу найти.

Теперь я обратил внимание на тот раздел этнографии, который родился в советской науке и носит специальное название — этногенез. Задача этногенеза в том, чтобы ответить на вопрос, как возник и как исчез народ и куда девалось его потомство? Для двух составных частей хазарского народа это было просто.[34, с. 84] Евреи, избегшие мечей дружинников Святослава, покинули страну, мусульмане подружились сначала с Хорезмом, а потом с ханами Золотой Орды и растворились среди волжских татар. Язычники либо приняли ислам, либо крестились в греческую веру. А вот куда девались многочисленные христиане, которых на родине хазарского народа — в долине Терека — было больше всего? В летописях они упоминаются неоднократно. В 1016 г. они принимали участие в подавлении восстания византийского вельможи Георгия Цуло.[7, с. 436–437] В 1023 г. они помогли тмутараканскому князю Мстиславу выиграть битву при Листвене, в 1079 г. они схватили в Тмутаракани князя-изгоя Олега Святославича и выдали его грекам.

По всему видно, что хазар было много и их общение с русами было оживленным и тесным. Следовательно, мы должны искать их потомков даже в том случае, если бы они сменили имя, как часто бывает не только с отдельными людьми, но и с целыми народами. Но для начала вернемся на минуту в славный город Семендер.

Первоначально Семендер был столицей Хазарии, но нападения арабов вынудили хазарского хана в 723 г. перенести свое местопребывание на берег Волги. Однако Семендер не потерял своего значения. В X в. он по-прежнему был процветающим земледельческим и торговым городом, отличаясь от Итиля только тем, что большая часть хазарского населения Семендера исповедовала христианскую веру. Конечно, там были евреи и мусульмане, но они составляли господствующий класс, а народ тянулся к византийской культуре, так же как соседние с хазарами болгары и славяне. Первые были разбиты хазарами и рассеяны вплоть до Италии, а последние в IX — Х вв. находились на подъеме. Начиная с VIII в. славянское племя северян распространяется к востоку от Днепра до самого Дона.[71, с. 68] Славянский язык в IX–XI вв. становится международным для всей причерноморской степи. Ал-Бекри (арабский географ XI в.) утверждает, что главнейшие из племен севера говорят по-славянски, потому что смешались со славянами, и в числе таковых называет печенегов, русов и хазар.[55, с. 54]

Да и в самом деле, чего было ссориться между собою славянским пахарям и охотникам на пушного зверя и хазарским виноградарям и рыболовам. Жестокая война 965 г. вспыхнула между правительством Хазарии и воинственной дружиной киевского князя Святослава. Копья и сабли мусульманских наемников не спасли Итиль от длинных русских мечей. Семендер был в числе городов, взятых и оставленных Святославом,[7, с. 426–427] но городу из палаток не страшен пожар, и после войны хазары продолжали жить по-прежнему. Вот все, что нам может дать прямой путь — изучение источников. Следы хазарского народа потеряны, и, чтобы снова найти их, надо встать на окольный путь исторической дедукции, т. е. идти от общего (знание эпохи) к частному (судьба хазар).

В средние века людей разделяла не национальная принадлежность, а исповедание веры. До тех пор, пока в Киеве приносили юношей в жертву Перуну, хазарские христиане чуждались русов и славян. Но в 988 г. страшный идол поплыл вниз по Днепру, а вместо него вознеслась Десятинная церковь. Тогда исчезли последние поводы для споров между хазарами и русами, соприкоснувшимися друг с другом в долине Дона, где на месте Саркела была построена Белая Вежа, и в низовьях Кубани, где воздвигалась гордая Тмутаракань. По православному канону воспрещается брак с иноверцами. После крещения Руси хазары и русы могли образовывать семьи без ограничений. Даже враги у них были общие — степные кочевники; сначала венгры, потом печенеги и, наконец, половцы, ставшие с 1068 г. полновластными хозяевами Великой степи от Алтая до Карпат. Однако справиться с хазарами им оказалось не под силу.

Мы уже описали дельту Волги как естественную крепость, а лес вдоль Терека как хорошее укрытие. В этом отношении долина Среднего Дона имеет аналогичные особенности и даже преимущества. Широкие надпойменные супесчаные и песчаные террасы покрыты здесь лиственными лесами (береза, осина, ольха, дуб). Здесь много луговых и пастбищных угодий, неглубоких озер. В лесах за бугристыми песками также можно было отсидеться от врага, приходящего с широких сухих суглинистых степей, окружающих речные долины. Отсюда можно было и наносить противнику контрудары. Для того чтобы принудить местное население к покорности, нужно было единовременно бросить на огромную площадь превосходящие силы, а половцы такими возможностями не располагали.

И все-таки война была жестокой. В 1117 г. русское население покинуло Белую Вежу, крепость, расположенную на том месте, где ныне плещутся волны Цимлянского моря. Здесь природные условия облегчили половцам победу. Белая Вежа стояла в займище, на широком лугу, большая часть которого заливалась половодьями Дона. Здесь половецкая конница могла действовать беспрепятственно. Но в лесах долины Дона уцелело и сохранилось местное население, получившее в XII в. прозвище — «бродники» [прим. 27].

Бродники говорили на русском языке и исповедовали православную веру, но современные им летописцы никогда не смешивали бродников и русских [прим. 28]. Они считали, что это два разных народа. К сожалению, о происхождении бродников в источниках прямых сведений нет.

Но посмотрим на косвенные данные: в XII в. на развалинах Белой Вежи был построен поселок из саманного кирпича,[7, с. 453] такого же, как на Тереке. Донской виноград ведет свое происхождение от терского. Овцы постепенно заменяют на Дону коров, а овца — жертвенное (т. е. самое распространенное) животное у хазар.

Рассмотрим климатические изменения в интересующее нас время. X в. — эпоха временного усыхания степей. Значит, долина Терека пострадала от засухи больше, чем от войн, а долина Дона не пострадала вовсе, потому что Дон берет начало в лесной зоне, где степень увлажнения была повышена. Не ясно ли, что только в долину Дона и могли уходить хазары из терской долины, хотя часть их осталась на месте, использовав для своего оседлого хозяйства подножие Гребня, отрога Кавказского хребта [прим. 29].

Но не могло ли произойти слияния хазар с половцами, окружавшими их поселки со всех сторон? Нет, и по следующим причинам.

Во-первых, кочевое хозяйство половцев было неприемлемо для хазар. Чтобы перейти к кочевому быту, нужна была коренная ломка всех представлений и психики, а взамен хазары получили бы только второстепенное, подчиненное положение, унизительное для этого гордого народа. Пока в колчанах были стрелы, можно было оставаться самим собой.

Во-вторых, метисация половцев с хазарами была затруднена обычаями тех и других. Хазары были христиане, и отдавать дочерей иноверцам им запрещал закон. Половцы жили родовым строем, и принять чужака в род значило сделать его совладельцем всех пастбищных угодий и участником в дележе добычи, а кому это может быть приятно? Зато смешению хазар с русскими не препятствовало ничто.

А теперь имеем ли мы право не делать вывода, который напрашивается сам? Бродники — народ русско-хазарского происхождения, наследники древних хазар. Пока киевские князья воевали с половцами, бродники были их союзниками, когда же киевляне столковались с половецкими ханами, бродники нашли союзников в лице монголов и помогли Субутай-багатуру выиграть битву при Калке в 1223 г. Золотоордынские ханы умели ценить оказанную им помощь и оставили бродников спокойно жить в долинах Дона и Терека. С XVI в. потомки бродников называются тюркским словом — казаки.

Принято думать, что казаки — это русские крестьяне, бежавшие на Дон от ужасов опричины. И, верно, значительная часть казаков образовалась именно таким способом. Но беглецы, приходя на Дон, попадали не в пустыню. Потому-то и родилась знаменитая пословица: «С Дону выдачи нет». В самом деле, можно поверить, что Робинзон Крузо (или его прототип) выжил на необитаемом острове и даже сумел отбиться от кучки индейцев, впрочем, с помощью огнестрельного оружия. Но как мог не погибнуть русский крестьянин, попавший в непривычную ему природную обстановку, когда во всех водораздельных степях Причерноморья господствовали ногаи, промышлявшие ловлей людей и продажей их в рабство? Невозможно ответить на вопрос: почему московское правительство, очень нуждавшееся в налогоплательщиках, допускало уход своих подданных за границу, если один конный отряд мог выловить сколько угодно безоружных беглецов? И наконец, для того чтобы из земледельца-пахаря превратиться в воина и охотника, нужны время и выучка. Очевидно, на Дону имелись места, где пришелец мог спокойно привыкнуть к новым условиям и новому образу жизни. Это значит, что с XIII по XVI в. там жили потомки бродников, воевавшие со степью и нуждавшиеся в пополнении. Поэтому они и принимали в свою среду единоверцев, обеспечивая им на первое время приют, выучку и безопасность от ногайских мурз и русских бояр.

Одно из поселений этого времени мне посчастливилось найти в цимлянских песках в 1965 г. Об этом стоит рассказать подробнее.

После того как Хазарская экспедиция прекратила свое существование, меня пригласил поработать вместе профессор МГУ Александр Гаврилович Гаель, известный исследователь песков. Его, как и А. А. Алексина, интересовала возможность датировать погребенные гумусированные почвенные слои. Несколько археологических находок, сделанных нами совместно и по отдельности, дали повод для очень интересных выводов.[19] Но одна из находок непосредственно относится к нашей теме. На берегу Цимлянского моря, затопившего первую надпойменную террасу Дона, лежит полоса песков. От окружающих степей она отделена широкой третьей надпойменной террасой и представляет остаток старого (до наполнения Цимлянского моря) ландшафта долины Дона.

Трудно представить себе более благодатное место. Мои общераспространенные представления о песках, как бесплодной пустыне, были сломаны раз и навсегда. Даже в засушливые годы грунтовые воды здесь находятся на глубине около метра, и растения без труда втягивают корнями животворную влагу. Здесь растут не только береза, осина, ива, но и великолепные дубы, пощаженные человеком. Большая часть песков связана степными травами, и это грустно только для археолога, потому что фрагменты керамики, как тяжелые предметы, большей частью проседают сквозь песок и не видны при рекогносцировочных маршрутах. Но на помощь приходит ветер, раздувающий то те, то другие участки террасы, особенно в тех местах, где почва потревожена человеком. В одном из таких выдувов мы нашли россыпь фрагментов керамики на очень небольшом пространстве — 17х14 м, даже один обломок пористого камня, видимо, из очага. Это был след поселения, возможно, просто одного дома, отнюдь не относящегося к глубокой древности. Большая часть сосудов была слеплена руками, без помощи гончарного круга. Обжиг был крепкий, хотя не все сосуды были прожжены насквозь, а у некоторых в изломе была темно-серая глина. На некоторых черепках были заметны следы красной краски, другие были украшены параллельными бороздками. Короче говоря, керамика носила следы влияния и гузской и татарской культур, что определяет время жизни в этом доме с X по XV в.

Находка половины пряслица, надеваемого на веретено, показывает, что это не был военный стан, где женщинам некогда прясть шерсть. Это было оседлое поселение бродников неподалеку от понижения, где растут березы и осины и вода находится на полметра от поверхности. И пусть никого не смущает, что сосуды лепные. В условиях постоянной войны гончаров было меньше, чем требовалось посуды, и бродники восполняли это, как умели. Находка была сделана с помощью местного лесника Осипа Ефремовича Терентьева, которому приношу искреннюю благодарность.

Но не противоречит ли нашим соображениям то, что великая держава — Золотая Орда — терпела на своей территории такое инородное тело, как бродники-казаки? Нет! Бродники были врагами не татарских, а ногайских ханов, постоянно восстававших против слабевших потомков Батыя. Самое название «ногайцы» значит сторонники темника Ногая, выступившего в конце XIII в. на борьбу с монголами, пришедшими из Азии. Войско Ногая составляли по большей части потомки половцев и других кочевых племен, покоренных монголами и ненавидевших их. Ногай был разбит при помощи русских войск, пришедших на помощь хану Тохте, и убит русским воином. Мы не имеем прямых свидетельств о роли бродников в междоусобных войнах татар, но логика событий подсказывает, что золотоордынские ханы были их естественными союзниками, а ногайцы — врагами. Эта коллизия продолжалась и после падения Золотой Орды, когда в степях воцарилась анархия, которая оказалась на руку бродникам — казакам, обретшим полную самостоятельность. Например, в 1538 г., отвечая на жалобы ногайского мурзы, из Москвы писали: «На поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и другие баловни-казаки. А и наших украин казаки с ними смешавшись ходят и те люди как вам тати, так и нам тати».[34, с. 84]

Впоследствии московское правительство сумело найти с донскими казаками общий язык и сделало из них заслон против татарских набегов на Русь. Вспомним, что казаков на Тереке встретили воеводы Ивана Грозного после завоевания Астраханского ханства и заключили с ними союз против кочевников и кавказских горцев.

Что же мы видим? Меняются народы, но соотношения между ними постоянны. Эту константу можно выразить алгебраической формулой, где числитель — население речных долин, а знаменатель — население степей.


аланы IV в. / гунны

хазары / болгары и венгры

бродники / половцы

казаки донские и гребенские / ногайцы и кумыки


Так определилось место хазар в истории народов нашей Родины.


Примечания:



27

Впервые упомянуты в Ипатьевской летописи под 1147 г.



28

В 1227 г. папа Григорий IX послал миссионеров проповедовать «in Cumanis et Brodnic terra vicina». В письме венгерского короля Белы перечислены враги Венгрии в 1254 г.: «Rutheni, Comani, Brodnici» и дальше «Rutheni, Comani, Brodnici, Bulgaria» (цит. по: Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X–XI веков. М., 1963, с. 51).



29

Предание о переговорах Ивана Грозного с гребенскими казаками записал Л. Н.Толстой (Толстой Л. Н. Собрание сочинений, т. III. M., 1961, с. 176).



Литература

id="n_1">

1

Абросов В. Н. Гетерохронность периодов повышенного увлажнения гумидной и аридной зон. — «Известия ВГО», 1962, № 4.

id="n_2">

2

Алексин А. А., Гумилев Л. Н. Хазарская Атлантида. — «Азия и Африка сегодня», 1962, № 2.

id="n_3">

3

Аполлов Б. А. Доказательства прошлых низких стояний уровня Каспийского моря. — «Вопросы географии», вып. 24, М., 1951.

id="n_4">

4

Аполлов Б. А. Колебания уровня Каспийского моря. — «Труды Института океанологии», т. XV. М., 1956.

id="n_5">

5

Артамонов М. И. Древний Дербент. — «Советская археология», т. VIII, 1946.

id="n_6">

6

Артамонов М. И. Саркел — Белая Вежа. — Материалы и исследования по археологии, т. I, 1958, № 62.

id="n_7">

7

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.

id="n_8">

8

Бартольд В. В. Сведения об Аральском море и низовьях р. Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII века. Научные результаты Аральской экспедиции. — «Известия ТО РГО», вып. 2, т. IV, 1902.

id="n_9">

9

Бартольд В. В. Хафизи Абру и его сочинения. — «Сборник статей учеников проф. В. Р. Розена». СПб., 1897.

id="n_10">

10

Берг Л. С. Аральское море. СПб., 1908.

id="n_11">

11

Берг Л. С. Беседа со студентами географического факультета Московского университета. — «Вопросы географии», вып. 24. М., 1951.

id="n_12">

12

Берг Л. С. Очерки по физической географии. М.—Л., 1949.

id="n_13">

13

Берг Л. С. Уровень Каспийского моря за историческое время. — В кн.: Очерки по физической географии. М.—Л., 1949.

id="n_14">

14

Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. I, III. M.—Л., 1950.

id="n_15">

15

Васильев Л. С. Культурные и торговые связи Ханьского Китая с народами Центральной и Средней Азии. — «Вестник истории мировой культуры», 1958, № 5.

id="n_16">

16

Византийские историки. Пер. С. Дестуниса. СПб., 1860.

id="n_17">

17

Визе В. Ю. Климат морей современной Арктики. М.—Л., 1940.

id="n_18">

18

Волгин В. П. Социальные и политические идеи во Франции перед революцией (1748–1789). М., 1940.

id="n_19">

19

Гаель А. Г., Гумилев Л. Н. Разновозрастные почвы на степных песках Дона и передвижение народов за исторический период. — «Известия АН СССР», серия географическая, 1966, № 1.

id="n_20">

20

Гафуров Б. Г. История таджикского народа, т. I. M., 1949.

id="n_21">

21

Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.—Л., 1950.

id="n_22">

22

Грумм-Гржимайло Г. Е. Рост пустынь и гибель пастбищных угодий и культурных земель в Центральной Азии за исторический период. — «Известия ВГО», вып. 5, т. LXV. Л., 1933.

id="n_23">

23

Гумилев Л. Н. Статуэтки воинов из Туюк-Мазара. — «Сборник Музея антропологии и этнографии», т. XII. Л., 1949.

id="n_24">

24

Гумилев Л. Н. Алтайская ветвь тюрок-тугю. — «Советская археология», 1959, № 1.

id="n_25">

25

Гумилев Л. Н. Бахрам Чубин (Опыт критики источников). — «Проблемы востоковедения», 1960, № 3.

id="n_26">

26

Гумилев Л. Н. Хунну. М., 1960.

id="n_27">

27

Гумилев Л. Н. Некоторые вопросы истории хуннов. — «Вестник древней истории», 1960, № 4.

id="n_28">

28

Гумилев Л. Н. Война 589 г. и Гератская битва. — «Известия АН Таджикской ССР». Душанбе, 1960, № 2 (23).

id="n_29">

29

Гумилев Л. Н. Орды и племена у древних тюрок и уйгуров. — «Материалы по этнографии ВГО», вып. I, 1961.

id="n_30">

30

Гумилев Л. Н. Три исчезнувших народа. — «Страны и народы Востока», вып. II, 1961.

id="n_31">

31

Гумилев Л. Н. Великая распря в первом Тюркском каганате в свете византийских источников. — «Византийский временник», т. XX, 1961.

id="n_32">

32

Гумилев Л. Н. Где она, страна Хазария? — «Неделя», 1964, № 24.

id="n_33">

33

Гумилев Л.Н. Хазария и Каспий. — «Вестник ЛГУ», 1964, № 6.

id="n_34">

34

Гумилев Л. Н. Хазария и Терек. — «Вестник ЛГУ», 1964, № 24.

id="n_35">

35

Гумилев Л. Н. Соседи хазар. — «Страны и народы Востока», вып. IV. М., 1965.

id="n_36">

36

Гумилев Л. Н. Хазарские погребения на бугре Степана Разина. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», т. XXVI, 1965.

id="n_37">

37

Гумилев Л. Н. Биография тюркского хана в «Истории» Феофилакта Симокатта и в действительности. — «Византийский временник», т. XXVI, 1965.

id="n_38">

38

Дебец Г. Ф. Палеоантропология СССР. М., 1948.

id="n_39">

39

Дорн Б. Каспий. О походах древних русских в Табаристан. — «Записки императорской Академии наук», т. 26, кн.1. Приложение № 11. СПб., 1875.

id="n_40">

40

Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX — Х вв. М., 1962.

id="n_41">

41

Зелинский А. Н. Древние пути Памира. — «Страны и народы Востока», т. III, 1964.

id="n_42">

42

Иностранцев К. А. Хунну и гунны. Л., 1926.

id="n_43">

43

Иордан. О происхождении и деяниях гетов. М., 1960.

id="n_44">

44

Калесник С. В. Современное состояние учения о ландшафтах. Л., 1959.

id="n_45">

45

Караулов Н. А. Сведения арабских географов IX — Х вв. о Кавказе, Армении и Азербайджане. Тифлис, 1908.

id="n_46">

46

Кармышева Б. X. Этнографическая группа «тюрки» в составе узбеков. — «Советская этнография», 1960, № 1.

id="n_47">

47

Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951.

id="n_48">

48

Книга Большому Чертежу. М.—Л., 1950.

id="n_49">

49

Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Харьков, 1956.

id="n_50">

50

Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932.

id="n_51">

51

Константин Багрянородный. Об управлении государством. — «Известия ГАИМК», вып. 91. М.—Л., 1934.

id="n_52">

52

Корзухина Г. Ф. Из истории древнерусского оружия XI в. — «Советская археология». Т. XIII, 1950.

id="n_53">

53

Косвен М. О., Хашаев X. М. История, география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв. М., 1958.

id="n_54">

54

Крупнов Е. И. Городище «Трехстенный городок». — «Советская этнография». 1935, № 2.

id="n_55">

55

Куник А., Розен В. Известия Ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах, т. I, СПб., 1878.

id="n_56">

56

Курдюмов К. В. О колебаниях озера Алакуль в историческом и географическом прошлом. — «Вопросы географии», вып. 24. М., 1951.

id="n_57">

57

Маргаи Зайн аль-Абидин. Дневник путешествия Ибрагим-бека. М.—Л., 1963.

id="n_58">

58

Мерперт Н. Я. Из истории оружия племен Восточной Европы в раннем средневековье. — «Советская археология», т. XXIII, 1955, с. 160–167.

id="n_59">

59

Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X–XI веков. М., 1963.

id="n_60">

60

Моисей Каганкатваци. История агван. Пер. с армян. СПб., 1861.

id="n_61">

61

Мурзаев Э. М. Народная Республика Монголия. М., 1952.

id="n_62">

62

Овдиенко И. X. Внутренняя Монголия. М., 1954.

id="n_63">

63

Орбели И. А., Тревер К. В. Сасанидский металл. М.—Л., 1935.

id="n_64">

64

Пигулевская Н. В. Византийская дипломатия и торговля шелком. — «Византийский временник», т. I (XXVI), 1947.

id="n_65">

65

Плетнева С. П. Печенеги, торки, половцы в южнорусских степях. — МИА, 1958, № 62.

id="n_66">

66

Путешествие ибн-Фадлана на Волгу. М.—Л., 1939.

id="n_67">

67

Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957.

id="n_68">

68

Ременников A. M. Борьба племен Подунавья и северного Причерноморья с Римом в 275–279 гг. — «Вестник древней истории», 1964, № 4.

id="n_69">

69

Россия и Азия. СПб., 1876.

id="n_70">

70

Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.—Л., 1960.

id="n_71">

71

Рыбаков Б. А. Древние русы. — «Советская археология», т. XVII, 1953.

id="n_72">

72

Рыбаков Б. А. К вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси. — «Советская археология», т. XVIII, 1953.

id="n_73">

73

Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима. М.—Л., 1964.

id="n_74">

74

Сиротенко В. Т. Взаимоотношения гуннов и Римской империи. — Ученые записки Пермского гос. ун-та, вып. 4, т. 12, 1959.

id="n_75">

75

Смирнов А. П. Новая находка восточного серебра в Приуралье. М., 1957.

id="n_76">

76

Смирнов Я. И. Восточное серебро. СПб., 1909.

id="n_77">

77

Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып. XXIX, с. 11.

id="n_78">

78

Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, 1911, № II. XXXII, с. 33.

id="n_79">

79

Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып. XXXVIII, с. 40.

id="n_80">

80

Сорокин С. С. Железные изделия Саркела — Белой Вежи. — МИА, № 75. М. — Л., 1959.

id="n_81">

81

Толстой Л. Н. Собрание сочинений, т. III. M., 1961.

id="n_82">

82

Томсон Дж. О. История древней географии. М., 1953.

id="n_83">

83

Тревер К. В. Очерки по истории кавказской Албании. М.—Л., 1959.

id="n_84">

84

Тревер К. В. Памятники греко-бактрийского искусства. М.—Л., 1940.

id="n_85">

85

Шнитников А. В. Изменчивость общей увлажненности материков северного полушария. — Записки ГО СССР, т. XVI, М.—Л., 1957.

id="n_86">

86

Юэ Шан. Очерки истории Китая. М., 1959.

id="n_87">

87

Якубовский А. Ю. Ибн Мискавейх о походе русов на Берда в 332 г. х. — 943/44 г. — «Византийский временник», т. XXIV, Л., 1926.

id="n_88">

88

Якубовский А. Ю. Об исторической топографии Итиля и Болгар в IX–XII вв. — «Советская археология», т. X, 1948.

id="n_89">

89

Яцунский В. К. Историческая география. М., 1955.

id="n_90">

90

Arendt W. Turkische Sabel aus dem VIII–IX Jh. — «Archa-eologia Hungarica», t. XVI, 1935, s. 48–68.

id="n_91">

91

Barthold W. 12 Vorlesungen uber die Geschichte der Turken Mittelasiens. Berlin, 1935.

id="n_92">

92

Christensen A. L’Iran sous les Sassanides. Copenhague, 1936.

id="n_93">

93

Chavannes E. Documents sur les Tou-kiue (turcs) Occi-dentaux. — «Сборник трудов Орхонской экспедиции», т. VI. СПб., 1903.

id="n_94">

94

Gumilev L. N. New Data on the History of Khazaria. — «Acta Archaeologica Academiae Scientiarum Hungaricae», t. 19, 2. Budapest, 1966.

id="n_95">

95

Hannestad K. Les relations de Byzance avec la Transcaucasie et 1’Asie Centrale aux V et VI sicles. — «Byzantion», t. XXV–XXVI–XXVII. Bruxelles, 1957, pp. 421–456.

id="n_96">

96

Ingstad H. The Vinland ruins in the Vikings in the New World. — «National geographical magazine», 1964, № 5.

id="n_97">

97

Maenchen-Helfen O. Pseudohuns. — «Central Asiatic journal», I, 1955, № 2, pp. 102–103.

id="n_98">

98

Montesquieu Ch. Esprit des lots. Paris, 1858.

id="n_99">

99

Tarn W. W. The Greeks in Bactria and India. Cambridge, 1951.


Литература

id="n_1">

1

Абросов В. Н. Гетерохронность периодов повышенного увлажнения гумидной и аридной зон. — «Известия ВГО», 1962, № 4.



2

Алексин А. А., Гумилев Л. Н. Хазарская Атлантида. — «Азия и Африка сегодня», 1962, № 2.



3

Аполлов Б. А. Доказательства прошлых низких стояний уровня Каспийского моря. — «Вопросы географии», вып. 24, М., 1951.



5

Артамонов М. И. Древний Дербент. — «Советская археология», т. VIII, 1946.



7

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.



19

Гаель А. Г., Гумилев Л. Н. Разновозрастные почвы на степных песках Дона и передвижение народов за исторический период. — «Известия АН СССР», серия географическая, 1966, № 1.



27

Гумилев Л. Н. Некоторые вопросы истории хуннов. — «Вестник древней истории», 1960, № 4.



28

Гумилев Л. Н. Война 589 г. и Гератская битва. — «Известия АН Таджикской ССР». Душанбе, 1960, № 2 (23).



29

Гумилев Л. Н. Орды и племена у древних тюрок и уйгуров. — «Материалы по этнографии ВГО», вып. I, 1961.



34

Гумилев Л. Н. Хазария и Терек. — «Вестник ЛГУ», 1964, № 24.



55

Куник А., Розен В. Известия Ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах, т. I, СПб., 1878.



71

Рыбаков Б. А. Древние русы. — «Советская археология», т. XVII, 1953.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх