Вопрос 19. Сербия

В период с VIII по IX вв. в сербских землях сохраняется деление на племена, народные веча и советы старейшин. Древние обычаи заметно сказывается на семейных отношениях. Так, несколько поколений – потомков одного отца – живут вместе, одной семьей. Они совместно владеют имуществом, вместе обрабатывают землю, питаются и одеваются из общих запасов. Это называется задругой. Вся власть в такой семье принадлежит семейному совету. В него входят все взрослые мужчины и женщины. Необходимо отметить, что непосредственное управление находится в руках одного человека – избранного всеми домачина. Важные дела, включая суд над провинившимся, являются компетенцией семейного совета, и ни одна значительная продажа или покупка не могут быть произведены без его согласия.

Самой первой формой территориального образования были жупы — союзы родов. Как и повсюду, в Сербии переход к государству отмечен борьбой за объединение страны и народа под главенством единой централизующей силы, которой в тогдашних условиях была княжеская власть. Инициатива объединения сербских племен и областей в единое целое исходила от Рашки – области, лежавшей на юго-западе нынешней Сербии, где к XII в. устанавливается довольно сильная княжеская власть. Рашке удалось создать первый крупный территориальный союз нескольких областей, ставших основой в становлении Сербского княжества. Далее, в значительной степени Сербия усилилась как государственное образование в царствование Стефана Душана, принявшего Законник Стефана Душана – наиболее значительный памятник старого сербского права. Время его правления приходится на первую половину XIV в.

В Сербии господствующий класс состоял из сословий.

На верхней ступени находилась феодальная знать – властели. Земельная собственность властелей была наследственной. Она не зависела от воли короля. Властели занимали все важнейшие должности в центральном и местном управлении.

Другое феодально-господствующее сословие – властеличи (феодалы более низкого ранга).

Угнетенный класс – сербское крестьянство.

На момент, когда Душан провозглашает себя царем, сохраняет свое существование старый собор светской и церковной знати. Царь постоянно обращался к нему для решения каждого важного вопроса. Так, упомянутый выше Законник Стефана Душана был принят не единолично царем, а собором.

В основу административного устройства сербского государства был положен принцип территориального разделения населения. Старые жупы с засильем родовой знати были заменены новыми, в каждой из которых находился царский чиновник. Жупы объединялись областями.

Что касается судебного устройства в Сербии, то существовали:

1) господские суды над крепостными,

2) церковные суды над церковными людьми,

3) особый суд, осуществляемый чиновником, взыскивающим пошлины;

4) царский суд (придворный, областной, городской). Большую часть времени областной суд проводил в разъездах, осуществляя общий надзор за всей юстицией в стране.

Пережитком старины был долго сохранявшийся в Сербии суд «поротников» (аналог современного суда присяжных). Название этого суда происходило от слов «порота», или «рота», что означало присягу, клятву. Так, поротники приносили присягу, что будут судить по совести. В крупном деле полагалось 24 поротника, в среднем по масштабу и значению деле – 12, в незначительном – 6. Мирить стороны поротникам запрещалось. Законник Стефана Душана обязывает поротников либо оправдать, либо обвинить. Решение на данном суде принималось простым большинстом голосов. Это был суд сословный: для властелей соответственно привлекались поротники – властели и т. д.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх