Вопрос 32. Кабинет министров Англии

Кабинет министров в Англии, как представитель исполнительной ветви власти:

1) определял направление национальной политики;

2) осуществлял исполнительную власть;

3) руководил законодательной деятельностью парламента.

Под непосредственным наблюдением премьер-министра протекала вся работа кабинета. Через премьера осуществлялась связь с монархом. Он же руководил центральными органами своей партии и распоряжался ее средствами. Установление правительственного контроля над палатой общин ознаменовалось решительным вторжением кабинета в законодательную сферу, бывшую до этого исключительной компетенцией парламента. Необходимо отметить, что законодательная инициатива, проявляемая рядовыми депутатами, практически потеряла всякое значение. Так, Билли, не поддерживаемые кабинетом, не имели никакого шанса получить одобрение парламента. Многие законопроекты мог предлагать только кабинет. Беспомощность парламента и всевластие кабинета министров особенно ярко проявлялись при обсуждении бюджета и других финансовых законопроектов. Такого рода билли вносились только от имени короны, т. е. фактически кабинета. Палата общин не имела права ни увеличивать сумму ассигнований, ни изменять цель ее назначения. Имеющиеся в бюджете так называемые «постоянные расходы», не подлежащие обсуждению, ни в коем случае не могли быть уменьшены палатой общин (цивильный лист, расходы на содержание судей, секретный фонд и т. д.). Кабинет мог издавать нормативные акты без участия парламента (делегированное законодательство). Отсутствие в этой стране писаной конституции устраняло даже формальные препятствия расширению законодательных функций правительства. Следует сказать, что процедура деятельности английского парламента была приведена в соответствие с изменившимися условиями. В 1881 г. принимается так называемая «резолюция о спешности», согласно которой премьер-министр получил право предлагать палате общин признать тот или иной вопрос не терпящим отлагательства. Такое предложение ставилось на голосование без какого-либо обсуждения. Эта норма была закреплена в 1882 г. как постоянное правило парламентского регламента. Дальнейшее развитие институт прекращения (или закрытия) прений получил в 1887 г. Право предлагать прекратить дискуссию получили все депутаты. Такая резолюция должна была немедленно ставиться на голосование. Эта мера являлась особенно эффективной при прохождении через парламент отдельного вопроса или законопроекта. В 1909 г. спикер палаты общин получил право: из числа предлагаемых к какой-либо статье билля поправок выбирать одну, которая, по его мнению, наиболее ясно освещает вопрос. Новая процедура получила название «кенгуру». Кабинет также мог действовать на основании полномочий, которые представляли ему королевская прерогатива или статуты. Так, он имел полную свободу в отношении коронных колоний и других владений Великобритании. Министр иностранных дел информировал парламент о текущей дипломатической деятельности лишь в тех пределах, в которых он полагал это возможным. Важнейшие внешнеполитические дела осуществлялись без малейшего участия парламентариев. Если правительство считало нужным сделать в палате общин заявление по внешнеполитическим вопросам, то нередко министр иностранных дел заведомо лгал коммонерам. Столь же призрачным был контроль «народных избранников» и в военной области. Таким образом, многие сферы деятельности государства оказались за пределами всякого контроля со стороны парламента.






 
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх