И грянул гром…

В то десятилетие, когда патриций Никифор взошел на престол в Константинополе (31. X. 802), а халиф Харун ар-Рашид казнил своих лучших помощников и верных друзей — Бармекидов (27.1.803), в Хазарском каганате некий влиятельный иудей Обадия взял власть в свои руки, превратил хана из династии Ашина (по отцу) в марионетку и сделал раввинистский иудаизм государственной религией Хазарии.

Обстоятельства, при которых произошел этот не столь религиозный, сколь государственный переворот, прикрытый множеством легенд[прим. 18], которые все без исключения представляются вымышленными с одной целью — утаить от народа и истории истинное положение дел. Неизвестно даже, кем был Обадия. Видимо, он не принадлежал к числу местных евреев, потомков соратников Маздака, безграмотных и храбрых воинов — караимов, вроде Булана. Об Обадии сказано: «Он был человек праведный и справедливый. Он поправил (обновил) царство и укрепил собрания (синагоги) и дома ученых (школы) и собрал множество мудрецов израильских, дав им много серебра и золота, и они объяснили ему 24 книги (Священного Писания) Мишну, Талмуд и весь порядок молитв, принятых у хаззанов. Он боялся Бога и любил закон и заповеди». [38, с. 80, 97] Уже из этого одного видно, что Обадия не был ни караимом, ни хазарином[прим. 19].

Нет, эта характеристика показывает, что Обадия был человек интеллигентный и имевший связи в еврейской диаспоре. Для «мудрецов израильских» он не пожалел хазарского «серебра и золота», чтобы только эти мудрецы согласились пожаловать в Итиль. А если сопоставить с этим фактом общеизвестное обстоятельство, что для политического переворота нужны деньги и организация, то видно, с какими кругами был связан Обадия. От смены власти выиграли не хазары и не хазарские евреи, а приезжие иудеи и еврейская община в целом. А коль скоро так, то, значит, они и организовали переворот, сохранив при этом легитимный принцип. Законный хан из рода Ашина стал иудеем, т. е. принял веру своей матери и был принят в общину. Все государственные должности были распределены между евреями, причем сам Обадия принял титул «пех» (бек), переведенное на арабский язык как «малик», т. е. царь. Это значит, что он возглавил правительство при номинальном хане (кагане), находившемся с этого времени под стражей и выпускаемом напоказ народу раз в год. А для народа хазарского значение переворота определил царь Иосиф, глава иудейской общины Итиля, написав: «И с того дня, как наши предки вступили под покров Шехины (присутствие божества)[прим. 20], он подчинил нам всех наших врагов и ниспроверг все народы и племена, жившие вокруг нас, так что никто до настоящего дня (около 960 г. — Л. Г.) не устоял перед нами. Все они служат и платят нам дань — цари Эдома (язычники) и цари исмаильтян (мусульмане)». [38, с.80, 97] Да, дело было выгодное.

А теперь отвлечемся на минуту от описания хода истории, чтобы попытаться понять ее смысл. Переворот Обадии — явление отнюдь не заурядное, более того — исключительное. Оно не укладывается в обычную закономерность этногенеза, ни тюрко-хазарского, ни еврейского. Тюрко-хазары находились в конце инерционной фазы хунно-сяньбийского степного суперэтноса, вобравшего в себя угров, хионитов, динлинов, куманов и выработавшего определенный стереотип поведения и мировоззрение, т. е. культуру. Евреи были моложе. Они только что миновали фазу надлома и раскола этнического «поля». Будучи ровесниками византийцев и славяно-русов, евреи отличались от них тем, что освоили не природный, а антропогенный ландшафт — города от Чанъани до Тулузы и караванные пути. Неизбежная взаимосвязь ландшафта с этносом чуть-чуть деформировалась, и этого оказалось достаточно, чтобы этническая система превратилась в жесткую, точнее — полужесткую. Это означало, что этнос превратился в общественный слой, без чего были бы немыслимы и переворот Обадии, и последующее процветание Иудео-Хазарии.

Однако жесткие системы автоматически исключаются из природного саморазвития. Их активность растет за счет постоянных встреч с окружением, и она даже больше, чем у природных этносов, но «возраста» такие системы не имеют. Поэтому появление их среди природных (натуральных) этногенезов деформирует или, точнее, искажает обычный ход этногенезов региона, т. е. создает «зигзаги», не предусмотренные ни природой, ни наукой. Но это делает проблему заслуживающей особого внимания.

Не следует полагать, что созидание химер — явление исключительное и что евреи здесь сыграли уникальную роль. Нет, аналогичные последствия возникают всюду, где возникают неорганичные контакты на суперэтническом уровне. Так, в III в. до н. э. потомки диадохов и эпигонов осели в городах Бактрии и Сирии, а наследники героев Турана — парфяне — стали господствующим классом в растерзанном Иране.

И македонские династы — Птолемеи и Селевкиды, и парфянские шахи — Аршакиды — в течение трех веков оставались для своих подданных чужаками. Антипатия к македонянам затем распространилась на римлян. Поэтому до пассионарного взрыва I–II вв. население Сирии и Египта было этнической химерой. Можно было бы привести еще несколько столь же ярких примеров, но некогда… Нам надо вернуться на Нижнюю Волгу.


Примечания:



18

Предположение М И Артамонова о принадлежности Обадии к хазарской знати иудейского исповедания находится в противоречии со всеми фактами, приведенными самим же М. И. Артамоновым (см.: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с 280 и след).



19

Критический разбор версий «обращения» хазар см:. Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с 268–273.



20

Философская интерпретация термина восходит к Филону Александрийскому В Талмуде Шехина отождествляется с божеством Одетая в темные одежды, она бродит по земле, оплакивая Иерусалимский храм и горе своих детей, рассеянных среди народов Иосиф имел в виду, скорее, мифологическое, нежели философское значение слова «Шехина».



Литература

id="n_1">

1

Алексеев В. П. В поисках предков. М., 1972.

id="n_2">

2

Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. М., 1909. 3. Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.

id="n_3">

3

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.

id="n_4">

4

Беляев Е. А. Мусульманское сектанство. М., 1957.

id="n_5">

5

Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919.

id="n_6">

6

БертельсА Е. Насир-аль-Хосров и исмаилизм. М., 1959.

id="n_7">

7

Биджиев X. X., Гадло А. В. Раскопки Хумаринского городища. — В кн.: Археология Северного Кавказа. VI Круп-новские чтения в Краснодаре: Тезисы докладов. М., 1976.

id="n_8">

8

Брайчевский М. Ю. Похождения Pyci. Киiв, 1968.

id="n_9">

9

Вебер Г. Всеобщая история. 2-е изд., в 15 т. М., 1893–1896.

id="n_10">

10

Вернадский Г. В. Начертание русской истории. Прага, 1927.

id="n_11">

11

Гаркави А.Я. Сказания еврейских писателей о хазарах и хазарском царстве. СПб., 1874.

id="n_12">

12

Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949.

id="n_13">

13

Григорьев В. В. О двойственности верховной власти у хазаров. — В кн.: Россия и Азия, СПб., 1876.

id="n_14">

14

Гумилев Л. Н. Некоторые вопросы истории хуннов. — «Вестник древней истории», 1960, N 3.

id="n_15">

15

Гумилев Л. Н. Хазария и Каспий (Ландшафт и этнос. I). — «Вестник ЛГУ», 1964, N 6, вып. 1, с. 83–95.

id="n_16">

16

Гумилев Л. Н. Хазария и Терек (Ландшафт и этнос. II). — «Вестник ЛГУ», 1964, N 24, вып. 4, с. 78–88.

id="n_17">

17

Гумилев Л. Н. Соседи хазар. — «Страны и народы Востока», 1965, вып. IV.

id="n_18">

18

Гумилев Л. Н. Хазарские погребения в дельте Волги. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», 1965, вып. XXVI.

id="n_19">

19

Гумилев Л. Н. Памятники хазарской культуры в дельте Волги. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», 1965, вып. XXVI.

id="n_20">

20

Гумилев Л. Н. Истоки ритма кочевой культуры Средней Азии. — «Народы Азии и Африки», 1966, N 4, с. 85–94.

id="n_21">

21

Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности. (Ландшафт и этнос: IV). — «Вестник ЛГУ», 1966, N 6, вып. 1, с. 62–71.

id="n_22">

22

Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века. (Ландшафт и этнос: V). — «Вестник ЛГУ», 1966, N 6, вып. 3, с. 81–90.

id="n_23">

23

Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., «Наука», 1967.

id="n_24">

24

Гумилев Л. Н. Кочевнические погребения в дельте Волги. — «Доклады ВГО. Отделение этнографии», 1968, вып. 6.

id="n_25">

25

Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970.

id="n_26">

26

Гумилев Л. Н. Об антропологии для неантропологов. — «Природа», 1973, N 1.

id="n_27">

27

Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани. — «Русская литература», 1974, N 3.

id="n_28">

28

Гумилев Л. Н. Дакоты и хунны. — В кн.: Вопросы географии США. Л, 1976, с. 123–125.

id="n_29">

29

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., Гидрометеоиздат, 1990.

id="n_30">

30

Древнетюркский словарь. Л., 1969.

id="n_31">

31

Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962.

id="n_32">

32

Зайцев А. К. Черниговское княжество. — В кн.: Древнерусские княжества X–XI вв. М., 1975.

id="n_33">

33

Иордан. О происхождении и деяниях гетов. / Пер. с лат. и коммент. Е. Ч. Скржинской. М., 1960.

id="n_34">

34

История Византии. В 3-х тт. М., 1967.

id="n_35">

35

История Дагестана. Т. I M., 1967.

id="n_36">

36

Каримуллин А Г. К вопросу о генетическом родстве отдельных языков индейцев Америки с тюркскими. — В кн.: Вопросы географии США Л., 1976.

id="n_37">

37

Ковалевский А П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956.

id="n_38">

38

Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932.

id="n_39">

39

Конрад Н. И. Старое востоковедение и его новые задачи. — В кн.: Запад и Восток. М., 1966.

id="n_40">

40

Куликовский Ю. К критике известий Феофана о последнем годе правления Фоки. — В кн.: Византийский временник. Т. 21 (1–2). СПб., 1914, с. 1–14.

id="n_41">

41

Куник А, Розен В. Известия Ал-Берки и других авторов о Руси и славянах. СПб., 1878, т. I.

id="n_41a">

41а)

Лев Диакон. История в 10 книгах. Кн. IV, гл. 10. СПб., 1820.

id="n_42">

42

Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. I и II.

id="n_43">

43

Лъоренсте Х.А Критическая история испанской инквизиции. Т. II, М., 1936.

id="n_44">

44

Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963.

id="n_45">

45

Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895, т. I и II.

id="n_46">

46

Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ. М.-Л., 1949.

id="n_47">

47

Осокин П. Первая инквизиция и завоевание Лангедока франками. Казань, 1872.

id="n_48">

48

Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках. Л., 1966.

id="n_49">

49

Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.-Л., 1946.

id="n_50">

50

Плетнева С.А. Хазары. М., 1976.

id="n_51">

51

Редер Д.Г. История древнего мира. М., 1970.

id="n_52">

52

Руденко С. Н. Культура хунну и Ноиннулинские курганы. М.-Л, 1962.

id="n_53">

53

Соловьев В. С. Три разговора. СПб., 1901.

id="n_54">

54

Салодухо Ю.А Движение Моздака и восстание еврейского населения Ирака в первой половине VI в. н. э. — «Вестник древней истории», 1940, N 3–4, с. 131–145.

id="n_55">

55

Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. Л, 1943.

id="n_56">

56

Тьерри О. Избранные сочинения. М, 1937.

id="n_57">

57

Тюменев А И. Евреи в древности и средние века. Пр., 1922.

id="n_58">

58

Усама-ибн-Мункыз. Книга назиданий. М, 1958.

id="n_59">

59

Хволъсон Д.А Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста (Ибн-Руста). СПб., 1869.

id="n_60">

60

Хенниг Р. Неведомые земли. М, 1961.

id="n_61">

61

Чебоксаров Н. Я, Чебоксарова И. А Народы, расы, культуры. М, 1971.

id="n_62">

62

Шахматов А А Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.

id="n_63">

63

Шахматов А А «Повесть временных лет» и ее источники. — Труды отдела древнерусской литературы. Т. IV. Л, 1940.

id="n_64">

64

Ширинский С. С. Объективные закономерности и субъективный фактор становления Древнерусского государства. — В кн.: Ленинские идеи в изучении первобытного общества, рабовладения и феодализма. М., 1970.

id="n_65">

65

Dollinger. Geschichte der gnostischen-manicha # ischen Lechten im fruher Mittelalter. Leipzig, 1980.

id="n_66">

66

GroussetR. L'Empire des Steppes. Paris, 1960.

id="n_67">

67

Jeschurun. Vol. XI, N 9110. Berlin, 1924.

id="n_68">

68

Koestler Arthur. The Thirteenth Tribe — The Khazar Empire and its Heritage. London, 1976.

id="n_69">

69

Szyszman S. Le roi Bulan et la probleme de la conversion des Khazars. — «Ephemerides Teological Loganienses», T. 33, Bruges, 1957.

id="n_70">

70

Szyszman S. Ou la conversion du Roi Khazar Bulan a-t-elle eu Lieu? Hommage a Andre Dupon — Sommer. Paris, 1971.


Литература

id="n_1">

1

Алексеев В. П. В поисках предков. М., 1972.



2

Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. М., 1909. 3. Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.



3

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.



18

Гумилев Л. Н. Хазарские погребения в дельте Волги. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», 1965, вып. XXVI.



19

Гумилев Л. Н. Памятники хазарской культуры в дельте Волги. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», 1965, вып. XXVI.



20

Гумилев Л. Н. Истоки ритма кочевой культуры Средней Азии. — «Народы Азии и Африки», 1966, N 4, с. 85–94.



38

Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932.






 
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх