У хазар в VIII в

Итак, сирийские Омейяды оказались врагами обеих ветвей иудеев: маздакитской и ортодоксальной. Первые были союзниками хазар, вторые обрели убежище среди христиан. Такая расстановка сил дает право заключить, что во время сражения за Константинополь в 717–718 гг., когда Лев Исавр сжег арабскую эскадру «греческим огнем» и отбросил изнуренную голодом сухопутную армию от стен столицы, евреи сражались на стороне христиан.

Силы арабов были скованы на всех фронтах. В Испании в 718 г. непокорившиеся христиане образовали королевство Астурию. В Средней Азии тюргеши договорились с Китаем, заключили мир с Тибетом, союзником халифата, и поддержали восстание согдийцев, только что завоеванных, но не смирившихся. Хазары же принудили арабскую армию к отступлению и перенесли военные действия сначала в Азербайджан, потом в Армению (721–722 гг.), им помогли уцелевшие огнепоклонники-персы и поклонники Мусы — евреи. Вождь евреев, носивший тюркское имя Булан (Лось), отличился в этом походе, вследствие чего повел себя самостоятельно: он восстановил еврейские обряды для своего народа[прим. 15].

«Обращения хазар» в иудаизм не было, да и быть не могло, так как в средние века прозелитические религии — христианство и ислам — резко противопоставлялись древним религиям, где к исполнению культа допускались только члены рода, даже в том случае, если род вырос в этнос. Персом-огнепоклонником или индусом — членом высшей касты надо было родиться, но нельзя было стать. Если же возникала необходимость принять в свою среду чужого или приобщить к себе иное племя, то выдумывались фальшивые генеалогии, чтобы оправдать нарушение принципа. Так, шах Иездегерд, решив увеличить конное войско, предложил армянским нахрарам стать зороастрийцами на том основании, что эти знатные люди вели происхождение от парфян — Аршакидов. Когда же те отказались отречься от христианства, дело заглохло.

Иудаизм — это культ народа, «избранного Яхве», и потому редкие новообращенные считались «проказой Израиля». Евреи мирно соседствовали с хазарами, ходили вместе в походы, но молились отдельно, справедливо полагая, что для хороших отношений с соседями нет необходимости делать их похожими на себя или, наоборот, лицемерно подделываться под них. Даже забыв большую часть сложных предписаний Талмуда, что было неизбежно для пастушеского племени, где юношам негде и некогда учиться даже просто грамоте, потомки евреев-маздакитов не растворялись в среде окружавших их племен Дагестана. Они к этому не стремились, да и те бы их в свою среду не приняли. Заслуга Булана была в другом: он удалил из своей страны идолослужителей и убедил других князей и верховного князя евреев восстановить забытую веру; он соорудил шатер, ковчег, светильник, стол-жертвенник и священные сосуды, [3, с. 269] т. е. восстановил еврейские обряды для своего народа. В сочинении Иехуды б. Барзилая, еврейского автора XI в., это сообщение переведено так: «Хазары стали прозелитами и имели царей прозелитов (иудаизма)». [67] Однако С. Шишман указывает, что слово ger в Библии означает чужеземца, инкорпорированного другим народом и получившего права члена племени, которое его приютило. [70, с. 327] Значение «прозелит» это слово приобрело позже. Судя по общему ходу событий, древнее значение в данном случае предпочтительнее, ибо Булан принял не раввинизм, а караизм. [69, с. 68–76]

И пусть не смущает читателя, что евреи, жившие в Хазарии, именуются хазарами. Это обычное для этнонимов обобщение, когда субэтнос на чужбине принимает название этноса. Так, бретонец в России назовет себя французом, а карел во Франции — русским. Для иноземцев хазары — это люди, живущие в Хазарии и подчиняющиеся власти Хазарского каганата. Но для самих обитателей страны, а равно и для ее исторической судьбы различия на субэтническом уровне заметны. Иногда они не имеют большого значения, но при некоторых обстоятельствах их роль возрастает. Так произошло в Хазарии во второй половине VIII в., когда туда стали приезжать евреи-раввинисты из Византии.


Примечания:



15

Основания для датировки, которые привел М. И. Артамонов, противоречивы. В описании набега хазар на Закавказье под предводительством Булана упомянуты путь в Д-р алам, «под которым видят Дарьял», и город Ардвил, т. е. Ардебиль (Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с. 269). М. И. Артамонов сопоставил этот набег с вторжением хазар в Азербайджан в 731 г, когда хазары, после некоторых успехов, были разбиты арабами. Это не соответствует рассказу об удаче Булана. Затем арабы захватили у хазар «знамя в виде медного изображения» (Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с. 215), чего не могло быть у иудеев. Наконец, предводителем хазар был сын кагана — Барджиль, а отнюдь не иудей, как и мать его — ханша Парсбит («тигриная морда» — (см.: Древнетюркский словарь. Л., 1969). Видимо, следует предпочесть более раннюю дату — 718 г., что не противоречит известным и установленным фактам. Равно и путь Булана истолкован неточно Дар алам — буквально «врата мира» (перс-араб.) — это не Дарьял, а Дербент — буквально «запертая дверь» (перс.). В 718 г. эта крепость была освобождена хазарами от арабов.



Литература

id="n_1">

1

Алексеев В. П. В поисках предков. М., 1972.

id="n_2">

2

Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. М., 1909. 3. Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.

id="n_3">

3

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.

id="n_4">

4

Беляев Е. А. Мусульманское сектанство. М., 1957.

id="n_5">

5

Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919.

id="n_6">

6

БертельсА Е. Насир-аль-Хосров и исмаилизм. М., 1959.

id="n_7">

7

Биджиев X. X., Гадло А. В. Раскопки Хумаринского городища. — В кн.: Археология Северного Кавказа. VI Круп-новские чтения в Краснодаре: Тезисы докладов. М., 1976.

id="n_8">

8

Брайчевский М. Ю. Похождения Pyci. Киiв, 1968.

id="n_9">

9

Вебер Г. Всеобщая история. 2-е изд., в 15 т. М., 1893–1896.

id="n_10">

10

Вернадский Г. В. Начертание русской истории. Прага, 1927.

id="n_11">

11

Гаркави А.Я. Сказания еврейских писателей о хазарах и хазарском царстве. СПб., 1874.

id="n_12">

12

Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949.

id="n_13">

13

Григорьев В. В. О двойственности верховной власти у хазаров. — В кн.: Россия и Азия, СПб., 1876.

id="n_14">

14

Гумилев Л. Н. Некоторые вопросы истории хуннов. — «Вестник древней истории», 1960, N 3.

id="n_15">

15

Гумилев Л. Н. Хазария и Каспий (Ландшафт и этнос. I). — «Вестник ЛГУ», 1964, N 6, вып. 1, с. 83–95.

id="n_16">

16

Гумилев Л. Н. Хазария и Терек (Ландшафт и этнос. II). — «Вестник ЛГУ», 1964, N 24, вып. 4, с. 78–88.

id="n_17">

17

Гумилев Л. Н. Соседи хазар. — «Страны и народы Востока», 1965, вып. IV.

id="n_18">

18

Гумилев Л. Н. Хазарские погребения в дельте Волги. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», 1965, вып. XXVI.

id="n_19">

19

Гумилев Л. Н. Памятники хазарской культуры в дельте Волги. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», 1965, вып. XXVI.

id="n_20">

20

Гумилев Л. Н. Истоки ритма кочевой культуры Средней Азии. — «Народы Азии и Африки», 1966, N 4, с. 85–94.

id="n_21">

21

Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности. (Ландшафт и этнос: IV). — «Вестник ЛГУ», 1966, N 6, вып. 1, с. 62–71.

id="n_22">

22

Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века. (Ландшафт и этнос: V). — «Вестник ЛГУ», 1966, N 6, вып. 3, с. 81–90.

id="n_23">

23

Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., «Наука», 1967.

id="n_24">

24

Гумилев Л. Н. Кочевнические погребения в дельте Волги. — «Доклады ВГО. Отделение этнографии», 1968, вып. 6.

id="n_25">

25

Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970.

id="n_26">

26

Гумилев Л. Н. Об антропологии для неантропологов. — «Природа», 1973, N 1.

id="n_27">

27

Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани. — «Русская литература», 1974, N 3.

id="n_28">

28

Гумилев Л. Н. Дакоты и хунны. — В кн.: Вопросы географии США. Л, 1976, с. 123–125.

id="n_29">

29

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., Гидрометеоиздат, 1990.

id="n_30">

30

Древнетюркский словарь. Л., 1969.

id="n_31">

31

Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962.

id="n_32">

32

Зайцев А. К. Черниговское княжество. — В кн.: Древнерусские княжества X–XI вв. М., 1975.

id="n_33">

33

Иордан. О происхождении и деяниях гетов. / Пер. с лат. и коммент. Е. Ч. Скржинской. М., 1960.

id="n_34">

34

История Византии. В 3-х тт. М., 1967.

id="n_35">

35

История Дагестана. Т. I M., 1967.

id="n_36">

36

Каримуллин А Г. К вопросу о генетическом родстве отдельных языков индейцев Америки с тюркскими. — В кн.: Вопросы географии США Л., 1976.

id="n_37">

37

Ковалевский А П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956.

id="n_38">

38

Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932.

id="n_39">

39

Конрад Н. И. Старое востоковедение и его новые задачи. — В кн.: Запад и Восток. М., 1966.

id="n_40">

40

Куликовский Ю. К критике известий Феофана о последнем годе правления Фоки. — В кн.: Византийский временник. Т. 21 (1–2). СПб., 1914, с. 1–14.

id="n_41">

41

Куник А, Розен В. Известия Ал-Берки и других авторов о Руси и славянах. СПб., 1878, т. I.

id="n_41a">

41а)

Лев Диакон. История в 10 книгах. Кн. IV, гл. 10. СПб., 1820.

id="n_42">

42

Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. I и II.

id="n_43">

43

Лъоренсте Х.А Критическая история испанской инквизиции. Т. II, М., 1936.

id="n_44">

44

Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963.

id="n_45">

45

Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895, т. I и II.

id="n_46">

46

Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ. М.-Л., 1949.

id="n_47">

47

Осокин П. Первая инквизиция и завоевание Лангедока франками. Казань, 1872.

id="n_48">

48

Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках. Л., 1966.

id="n_49">

49

Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.-Л., 1946.

id="n_50">

50

Плетнева С.А. Хазары. М., 1976.

id="n_51">

51

Редер Д.Г. История древнего мира. М., 1970.

id="n_52">

52

Руденко С. Н. Культура хунну и Ноиннулинские курганы. М.-Л, 1962.

id="n_53">

53

Соловьев В. С. Три разговора. СПб., 1901.

id="n_54">

54

Салодухо Ю.А Движение Моздака и восстание еврейского населения Ирака в первой половине VI в. н. э. — «Вестник древней истории», 1940, N 3–4, с. 131–145.

id="n_55">

55

Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. Л, 1943.

id="n_56">

56

Тьерри О. Избранные сочинения. М, 1937.

id="n_57">

57

Тюменев А И. Евреи в древности и средние века. Пр., 1922.

id="n_58">

58

Усама-ибн-Мункыз. Книга назиданий. М, 1958.

id="n_59">

59

Хволъсон Д.А Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста (Ибн-Руста). СПб., 1869.

id="n_60">

60

Хенниг Р. Неведомые земли. М, 1961.

id="n_61">

61

Чебоксаров Н. Я, Чебоксарова И. А Народы, расы, культуры. М, 1971.

id="n_62">

62

Шахматов А А Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.

id="n_63">

63

Шахматов А А «Повесть временных лет» и ее источники. — Труды отдела древнерусской литературы. Т. IV. Л, 1940.

id="n_64">

64

Ширинский С. С. Объективные закономерности и субъективный фактор становления Древнерусского государства. — В кн.: Ленинские идеи в изучении первобытного общества, рабовладения и феодализма. М., 1970.

id="n_65">

65

Dollinger. Geschichte der gnostischen-manicha # ischen Lechten im fruher Mittelalter. Leipzig, 1980.

id="n_66">

66

GroussetR. L'Empire des Steppes. Paris, 1960.

id="n_67">

67

Jeschurun. Vol. XI, N 9110. Berlin, 1924.

id="n_68">

68

Koestler Arthur. The Thirteenth Tribe — The Khazar Empire and its Heritage. London, 1976.

id="n_69">

69

Szyszman S. Le roi Bulan et la probleme de la conversion des Khazars. — «Ephemerides Teological Loganienses», T. 33, Bruges, 1957.

id="n_70">

70

Szyszman S. Ou la conversion du Roi Khazar Bulan a-t-elle eu Lieu? Hommage a Andre Dupon — Sommer. Paris, 1971.


Литература

id="n_1">

1

Алексеев В. П. В поисках предков. М., 1972.



3

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.



6

БертельсА Е. Насир-аль-Хосров и исмаилизм. М., 1959.



7

Биджиев X. X., Гадло А. В. Раскопки Хумаринского городища. — В кн.: Археология Северного Кавказа. VI Круп-новские чтения в Краснодаре: Тезисы докладов. М., 1976.



15

Гумилев Л. Н. Хазария и Каспий (Ландшафт и этнос. I). — «Вестник ЛГУ», 1964, N 6, вып. 1, с. 83–95.



67

Jeschurun. Vol. XI, N 9110. Berlin, 1924.



69

Szyszman S. Le roi Bulan et la probleme de la conversion des Khazars. — «Ephemerides Teological Loganienses», T. 33, Bruges, 1957.



70

Szyszman S. Ou la conversion du Roi Khazar Bulan a-t-elle eu Lieu? Hommage a Andre Dupon — Sommer. Paris, 1971.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх