14

Ремикс цифрового будущего

Я откидываюсь на спинку своего кресла, вокруг меня – темнота капсулы времени. По крайней мере, мне так кажется. Пол этой маленькой комнаты начинает трястись. На широком экране впереди на пусковой установке дрожит космический челнок. Картинка потрясает: вместо размытого общего плана ощущение такое, что стоишь в пятидесяти футах от космического корабля. Снятое НАСА видео выглядит необыкновенно четко, звук удивительно живой. Вдруг челнок с зубодробительным шумом взлетает в небо. «Эндевор, ускоряйтесь», – произносит техник.

«Вау, детка!», – отвечаю я сквозь шум.

Справа от меня улыбается Виктор ЛаКур. Двадцатидевятилетний творческий продюсер Центра интегрированных систем медиа Университета Южной Калифорнии одет в мятую черную куртку и синие джинсы, которые удачно подходят к его взлохмаченным коричневым волосам, вьющимся бакам и неуемному любопытству. Ученый с ярко выраженным творческим подходом, ЛаКур – один из волшебников, работающих над «вовлекающим» Интернетом, проектом, который позволит превратить Сеть в богатый деталями интерактивный феномен, стимулирующий все органы чувств. Вау, детка!

Через пару минут вместо челнока начинают показывать анимированное сражение на море из эпохи викингов, потом – концерт Duran Duran, настолько реальный, что чувствуешь, будто находишься прямо там, внутри. И опять кружится голова от высококачественных, полностью поглощающих внимание зрителя трехмерных изображений. «Все думают, что все это делает какая-то машина в этой комнате». Это не так. Видеоизображение, которое на порядок лучше HDTV, передается в Лос-Анджелес с сервера в Северной Каролине по сверхбыстрому соединению через Internet2. (Internet2 – это консорциум, в который входят более двухсот университетов, работающих рука об руку с компьютерной индустрией и правительством над созданием интернет-технологии нового поколения.)

То, что показал мне ЛаКур внутри этого маленького красного кирпичного домика, гораздо лучше продвинутого домашнего кинотеатра или видео в высоком разрешении по запросу. Эта технология, носящая название Remote Media Immersion, поднимет передачу информации и индустрию развлечений на новый уровень. Разработчики Центра соединяют 3D-технологии, сжатие видео, трехмерный звук и удивительно быстрое соединение, чтобы создать виртуальный мир, богатый деталями в визуальном и звуковом плане.

«Сейчас такое можно испытать только в парке аттракционов, – говорит ЛаКур. – А мы говорим, что эта технология придет в ваши дома. Интернет станет телевидением для всех».[14-1]

ЛаКур верно подобрал слова – для всех, ведь «вовлекающий» Интернет одинаково заботится как о быстром соединении, так и о независимом видео. Ошибиться в оценке тенденций невозможно. Около года или двух назад стало возможно редактировать полнометражные фильмы на домашнем компьютере. ЛаКур утверждает, что через какое-то время кто угодно сможет взять камеру, снять фильм в высоком разрешении, сохранить его на жестком диске сверхвысокой емкости и быстро распространить по всему миру (к 2008 году ожидается широкое распространение жестких дисков емкостью 1,5 терабайта). Новые технологии только усилят эффект, симулируя ощущения трехмерного пространства.

Все это окажет большое влияние на Голливуд. «Киностудии не исчезнут, но у них появятся серьезные конкуренты – частные лица и небольшие команды творческих людей, создающие продукцию крайне высокого качества, – предсказывает ЛаКур. – Интернет будет служить местом для создания высококачественного медиа-контента и обмена им, и этот контент будет на равных конкурировать, а иногда и превосходить тот, что создается профессионалами. Гарантирую, что это изменит всю динамику индустрии домашних развлечений».

Представьте, говорит ЛаКур, что, вместо того чтобы сидеть в кинотеатре и смотреть на сражение на море, происходящее в древние времена, вы – один из участников увлекательного интерактивного действия, в котором можете спокойно ориентироваться. Только подумайте, какие оригинальные творческие решения можно будет использовать в отчетах о путешествиях, документальных фильмах домашнего производства и онлайновых играх, происходящих в настоящих городах, – полный спектр частных медиа вкупе с постоянным высокоскоростным кабельным соединением с Сетью.

Центр уже устраивал живое исполнение музыки дуэтом из музыкантов, находящихся на расстоянии многих миль друг от друга. В будущем исследователи планируют организовать концерт с виртуальными слушателями и полным симфоническим оркестром, участники которого будут разбросаны по сорока городам. Наверное, можно говорить о глобальной джем-сессии?

«Вовлекающий» Интернет открывает и другие возможности для искусства и коммерции. Телеконференции станут проще в организации, ощущение будет такое, как будто вы со своим партнером из Токио сидите за одним столом. Поставьте плазменный телевизор к стене так, чтобы создать совершенную копию кораллового рифа или выставку экзотических акул. Или, как предлагает Ульрих Ньюман, директор Центра, «поставьте телевизор на один конец стола в День благодарения и пригласите к себе бабушку. Это не так уж невозможно, если дома есть такой экран».[14-2]

Задача, по словам Ньюмана, в создании «Интернета, который не просто текст и картинки, но искусство и интерактивный опыт, в которые можно вовлечь одновременно множество пользователей. Все должно сводиться к тому, что создают творческие люди и к чему стремится общество. Еще пару лет назад никто не предполагал, что люди будут посылать друг другу на мобильные телефоны маленькие текстовые сообщения. Мы на пути к таким же глобальным изменениям в наших гостиных».

Медиа-компании на данный момент еще не готовы контролировать вашу гостиную. Их представление о цифровом будущем – это телевидение высокого разрешения с ограниченной интерактивностью, для которой используется одностороннее подключение. (Существующие интернет-соединения разрабатывались для потребителей, а не пользователей. Закачивать файлы сложнее и приблизительно в 10 раз медленнее, чем скачивать, а потому пользователям сложнее делиться своими произведениями.)

Но, как предсказывали в отчете Forrester Research за 2000 год его авторы, «потенциал кабельного подключения не в быстрых вебстраницах и не в интерактивных добавках к старому телевидению – появится новая форма интерактивности, вовлекающая аудитории в смесь контента и бизнеса».

Disney и Microsoft уже занялись этой проблемой вплотную, объединили усилия с учеными, чтобы сделать Интернет в тысячи раз быстрее, чем он есть, и запустить службы, предоставляющие фильмы по запросу, которые будут настолько привлекательны, что у пользователей не будет повода обращаться к нелегальным сайтам. Другие исследователи работают над способами сделать Интернет более быстрым, чтобы 100 миллионов семей в США могли скачивать материалы из Сети в сотни раз быстрее, чем это происходит по самым быстрым соединениям, существующим сейчас. В Калифорнии Gigabit и Bust Initiative работают над созданием беспроводного доступа к данным, в сотни раз превосходящего по скорости кабельные подключения, для каждой семьи и офиса в стране к 2010 году.

Насколько открытой будет обычная информация, когда американцы начнут общаться друг с другом через сверхбыстрые соединения? Как на социальное пространство будущего повлияет та архитектура, которую мы сегодня разрабатываем? Если сейчас мы используем 2 % от возможностей Интернета, как любит говорить вице-президент IBM по технологиям Джон Патрик, что будет при использовании оставшихся 98 %?

В начале 2004 года подразделение IBM Business Consulting Services опубликовало важный доклад, в котором предсказывались крупные изменения в медиа-индустрии и индустрии развлечений, которые произойдут в ближайшие пять – семь лет и повлекут за собой тектонические сдвиги в бизнес-моделях кинокомпаний и телекомпаний. Авторы отчета рекомендовали этим компаниям перевести все материалы в цифровой формат и создать «открытое медиа-пространство», предоставив пользователям свободу «компилировать, программировать, редактировать, создавать и распространять контент».[14-3]

Самое главное, по словам исследователей IBM, – медиа-компаниям необходимо вовлекать потребителей в творческий процесс. «Поощрение независимых издательских инициатив – юмористических блогов, персонажей онлайновых игр, короткометражных фильмов, новой музыки – способ развития новых рынков». Компании, которые выживут в новом мире, будут позволять покупателям делать с материалом то, что те хотят, «например, монтировать серию популярного комедийного сериала с собственными цифровыми съемками».

На данном этапе медиа-компании не проявили к этому ни малейшего интереса. Киностудии, телеканалы и фирмы звукозаписи, давно привыкшие к своему господству в соответствующих индустриях, подозрительно относятся к будущему, в котором они теряют свои диктаторские роли. Делиться с любителями – это не то, на что легко пойдут гиганты индустрии развлечений, которые на последних федеральных выборах потратили 40 миллионов долларов[14-4] и еще более усилили свое влияние на Конгресс, законодательные органы штатов, суды и межотраслевые форумы с целью сохранить статус-кво.

Однако, поскольку цифровая медиа-революция проникает во все уголки нашей жизни, я думаю, в итоге победит культура взаимодействия. Но то, что свершится в ближайшее время, – совсем другая история. Я не разделяю известный пессимизм Ларри Лессига, из-за которого его прозвали «деканом тьмы», но, когда оцениваешь перспективы цифровой свободы в современной общественной ситуации, сложно оставаться оптимистом.

В апреле 2004 года министерство юстиции США организовало специальную комиссию по изучению интеллектуальной собственности [Intellectual Property Task Force], задачей которой стала атака на людей, использующих файловый обмен. Конгресс рассматривает законопроекты, которые позволят департаменту юстиции оформлять иски против пиратов, запретить на законном основании все пиринговые сети, в которых есть контент, охраняемый авторским правом, и налагать более крупные штрафы на тех, кто использует цифровые материалы способами, не одобренными владельцами прав, невзирая на добросовестное использование. Регулирующие органы рассматривают вопрос о предоставлении медиа-компаниями права командовать в домах пользователей и ограничивать их права на использование купленной ими продукции. MPAA успешно провели новые законы в духе DMCA, объявляющие незаконным любое «не разрешенное официально» использование домашней развлекательной техники, как минимум, в семи законодательных органах разных штатов. Вполне возможно, что вы нарушаете закон, когда подключаете PVR, видеомагнитофон, ПК, модем или веб-камеру, не получив на то разрешения от вашего кабельного или спутникового оператора, провайдера или телефонной сети.[14-5]

Некоторые законодатели выказывают особенно жесткую позицию по этим вопросам. Сенатор Оррин Хэтч, республиканец от Юты и председатель Сенатского комитета по судопроизводству, на слушаниях, проходивших в 2003 году, заявил, что в будущем все компьютеры надлежит снабжать «смертельными выключателями», которые можно было бы приводить в действие удаленно, чтобы разрушить пиринговое пиратство. Он сказал, что работает над законопроектом, согласно которому владелец авторских прав будет делать нарушителю два предупреждения, прежде чем нажать на выключатель, который либо уничтожит, либо отключит компьютер нарушителя. «Такие выключатели – последнее, на что нужно идти, но, если частный сектор не может сам остановить пиратство, это сделает за них правительство», – сказал он.

В ответ на это началось массовое движение общественных организаций, выступающих от имени цифровой культуры. В апреле 2004 года студенты Суортморского колледжа основали интернациональное студенческое движение за сохранение цифровых свобод Freeculture.org. К войне за цифровые права присоединились и другие организации: «Общественные знания», Фонд электронного фронтира, Союз потребителей, Американская библиотечная ассоциация, Центр за демократию и технологии, DigitalConsumer.org, Альянс за цифровой прогресс, Protect-fairuse.org, Коалиция за право на домашнюю запись, проект «Доступ к медиа», проект «Цифровая речь», Anti-DMCA.org, «Ньюйоркцы за добросовестное использование», британская Кампания за цифровые права и многие другие.

В каком-то смысле усилия со стороны обывателей напоминают наивные движения протеста ранних шестидесятых. Джеймс Бойл, профессор права из Университета Дьюка, сравнивает проблемы, возникшие в области цифровых прав и интеллектуальной собственности, с теми, которые пытались решать движения в защиту окружающей среды перед первым Днем Земли.[85]

Так же как и среди защитников окружающей среды, среди защитников цифровой культуры есть представители самых разных политических взглядов. Консерватор Глен Рейнольдс в своем дневнике на Instapundit так проанализировал осторожные действия Конгресса в защиту интересов крупных медиа-компаний: «Цель этих законодательных инициатив не только в защите авторских прав. Она в том, чтобы создать режим, враждебно относящийся к любому контенту, созданному кем-то, кроме крупных медиа-компаний».[14-6]

В марте 2004 года в эту драку влезла еще одна консервативная группа, защищающая интересы бизнеса: Комитет за экономическое развитие [Committee for Economic Development], группа по выработке политики, существующая 64 года и оставившая свой след в таких проектах, как план Маршалла и Бреттон-Вудские соглашения. Сьюзан Кроуфорд, профессор Школы права Кардозо в Университете Йешива и соавтор отчета Комитета, рассказала New York Times, что Голливуд стирает различия между цифровым контентом и физической собственностью: «Биты – не то же самое, что атомы. Нужно перестроить юридическое обсуждение так, чтобы разница между битами и атомами была более ощутимой».[14-7]

Эта группа выяснила, что усилия, предпринимаемые киностудиями, телекомпаниями и фирмами звукозаписи, настаивающими на более жестких законах для защиты авторских прав, плохо сказываются на бизнесе и экономическом росте США. Многие новые ограничения, поддерживаемые в Голливуде, вроде ограничений на домашнее использование программируемого цифрового телевидения, могут нарушить и без того хрупкий баланс между правами владельцев авторских прав и правами публики. Комитет считает необходимым ввести двухлетний мораторий на новые правила и законы о копирайте и призывает к открытому обсуждению этих проблем. «Нашим главным принципом должен быть принцип „не навреди“», – говорится в отчете.

Давно пора провести энергичные открытые дебаты по вопросам частных медиа, культуры взаимодействия и интеллектуальной собственности. Учитывая это, я готов предложить следующий план из десяти шагов по освоению цифровой культуры:

1. Мы не только потребители, но и пользователи.

Как только мы начнем думать о людях как о творцах, дизайнерах и пользователях медиа-контента, а не только как о пассивных потребителях, изменится та основа, на которой сейчас строится вся дискуссия. Гражданам как пользователям и в определенном смысле акционерам нужно предоставить возможность принять участие в восстановлении векового баланса между публикой и владельцами авторских прав. Голоса пользователей должны звучать в коридорах власти так же отчетливо, как голос блестящей лоббистской машины Голливуда.

2. Художникам нужно платить за их труд.

Все стороны должны признать, что художники, музыканты, писатели, авторы текстов песен и остальные творческие люди должны получать плату за коммерческое использование своих работ. Как писал журнал Time, «в конце концов, нельзя иметь экономику информации, если вся информация бесплатна». Нужно помнить, что большинству пользователей не нужна бесплатная информация, им нужен принцип добросовестного использования и право быть частью культуры.[14-8]

3. Цифровые права публики должны быть защищены.

Почти все люди считают, что имеют «право, основанное на принципе добросовестного использования», на использование, заимствование и переработку произведений искусства в повседневной жизни. Конгресс должен определить цифровые права пользователей, разработав расширенный, положительный набор правил, определяющий границы пользовательских прав на сэмплирование, многократное использование, цитирование и обмен легально приобретенными цифровыми работами. Такая декларация, в достаточной степени защищающая владельцев авторских прав, должна включать в себя право на изменение времени и места просмотра, на создание резервных копий, изменение формата, вмешательство в работу приобретенных устройств или программных продуктов, частное редактирование и распространение частного медиа-контента с учетом обстоятельств.[14-9]

4. DMCA нужны серьезные изменения.

Пастор в одном из пригородов Бостона включает в свои проповеди картинки из голливудских фильмов. Вице-президент Intel добавляет в домашнее видео пару секунд голливудского фильма. Пользователи обходят региональное кодирование, чтобы посмотреть зарубежный фильм.[14-10] Некоторые обходят цифровые замки, чтобы проигрывать DVD на компьютере, работающем под управлением Linux. Ученый обнаруживает ошибку в системе шифрования крупной корпорации и хочет поделиться открытием с коллегами. DMCA запрещает все эти, вообще говоря, законные виды деятельности, ни один из которых не имеет ничего общего ни с обменом файлами, ни с пиратством.

DMCA замораживает предпринимательские инновации, аннулирует права пользователей, основывающиеся на принципе добросовестного использования, превращает цифровые устройства в черные ящики, не контролируемые даже владельцами, и делает из веб-кастеров второсортных пользователей. Эти меры необходимо отменить.[14-11]

5. Цените культуру взаимодействия. Не считайте ее незаконной.

Последние несколько лет мы наблюдали удивительный расцвет культуры взаимодействия. Нужно сделать все, что в наших силах, чтобы поддерживать ее развитие. Начинается новая эра, в которой пользователи сэмплируют, создают ремиксы и мэш, переделывают медиа-контент и обмениваются им, заимствуют элементы культуры и превращают заимствованный материал в нечто новое. Закон должен признать и легализовать эти новые формы цифрового использования и творчества. Конгрессу следует ввести новые обязательные лицензии, которые позволят создавать коммерческие ремиксы и сэмплы работ (музыки, фильмов, телепрограмм, игр и изобразительного искусства) за разумную фиксированную плату. Использование материалов в личных, некоммерческих целях – в домашнем видео, политическом комментарии или творчестве – должно быть бесплатным.

6. Для публики даркнет – главный инструмент уравнивания сил.

Некоторые предлагают для восстановления баланса организовать массовый марш протеста на Вашингтон. Думаю, лучше просто вооружиться цифровыми инструментами для работы с медиа-контентом. Когда миллионы людей начнут копировать и переделывать материалы, несправедливость, заложенная в законе, станет очевидной. Многие из таких пользователей отправятся в даркнет, чтобы обойти защиту от копирования и несбалансированные законы. В этом смысле даркнет действительно может служить серьезным инструментом, уравнивающим силы, наступательным вооружением и последним оплотом для защитников цифровых свобод. Даркнет будет расширять свои границы, повышать свою устойчивость и эффективность пропорционально ужесточению цифровых ограничений, которые публика считает противоречащими здравому смыслу.[14-12]

7. Интернет – это не только машина для развлечений.

Интернет не является средством доставки пользователям цифровых развлечений. Это не набор каналов или проводов. Это Сеть сетей, в которую с самого начала заложена архитектура, позволяющая кому угодно в ней участвовать. Джеймс Гриммельманн писал в своем интернет-дневнике LawMeme: «Пытаться сделать Интернет совершенной системой доставки продукции RIAA – все равно что осушить болото во Флориде, чтобы построить на его месте многоквартирный дом и смотреть, как тот медленно тонет. Болото – естественный порядок вещей».

Джерон Ланье, известный ученый и музыкант, придумавший термин «виртуальная реальность», сказал мне: «Если на Интернет не наденут кандалы, предприниматели будут находить новые усовершенствованные способы проигрывать сжатое видео, а любители – создавать все более разнообразные, интересные и открытые материалы, то Сеть станет мощнейшим конкурентом Голливуду и обычному телевидению». Любые попытки изменить Интернет или превратить персональный компьютер в развлекательное устройство «глубоко порочны», говорит он. «Интернет – будущее всего взаимодействия, которое выходит за рамки обычного разговора».

8. Для того чтобы устранить проблему файлового обмена и даркнет, нужны инновации.

Единственный способ устранить файловый обмен и даркнет – это новаторские рыночные модели, а не законы, правительственные мандаты, иски, цифровые замки или вводящие в заблуждение образовательные кампании. Лучшая защита от пиратства – продуманная модель бизнеса.

«Мы живем в по-настоящему критический период, когда паника и страх перед будущим могут привести к появлению в системе серьезных ошибок, – предупреждает издатель Тим О'Рейли. – Лучший способ борьбы с пиратством, которое так пугает музыкальную индустрию и киноиндустрию, – продать людям по доступной цене то, что они хотят».

9. Доверяйте рынку.

Медиа-компаниям нужно научиться забывать старое. Успешные компании индустрии развлечений будут производить новую продукцию и придумывать новые схемы ценообразования, согласятся с принципом добросовестного использования, дадут потребителям возможность выбирать, как именно они хотят просматривать или прослушивать материал, дадут новаторам возможность играть с существующими продуктами и улучшать их. Медиа-компаниям надлежит смириться со своей цифровой судьбой, даже если это будет означать какие-то временные нарушения в работоспособности их бизнес-моделей. Звукозаписывающим компаниям, возможно, потребуется перестать опираться на нескольких популярных музыкантов и научиться содержать большое количество разноплановых групп. Индустрия, как это происходило всегда, адаптируется к новым условиям, и никто не останется в проигрыше. Как сказал консультант Джим Гриффин: «Мы проигрываем, если стараемся добиться контроля. Мы выигрываем каждый раз, когда подавляем это стремление».

10. Нужно приветствовать усилия, направленные на расширение общественного достояния.

Постоянно продлевая срок действия авторских прав, Конгресс помогает крупным корпорациям и дальним родственникам авторов, но подобные действия не дают публике узнать о десятках тысяч работ культурного наследия. Защитники цифровой культуры предложили вернуть сроки действия авторских прав, установленные в 1976 году (к примеру, пятидесятилетний срок для частных лиц с регистрацией за один доллар), помимо остальных мер, чтобы расширить общественное достояние. Публика только выиграет, если классические работы можно будет восстановить или по-новому интерпретировать без специального разрешения. Те, кто хочет восстановить баланс в законе об авторском праве, должны поддерживать частные инициативы, вроде Creative Commons, представляющие собой честную и гибкую альтернативу долгим срокам действия авторских прав.


Это всего лишь несколько идей, с которых можно начать. Возможно, мы все вместе решим, что для защиты интересов индустрии развлечений все наши цифровые устройства следует отключить на то время, пока специальные чипы обыскивают каждого в поисках контента, охраняемого авторскими правами. Возможно, мы будем приветствовать «тролля-законника, сидящего в центре Сети, требующего дани и останавливающего новые эксперименты», как написал Скотт Розенберг, заместитель редактора Salon. Но это будет выбор информированных людей, а не выбор, продиктованный за закрытыми дверями политическими инсайдерами и представителями корпораций. Нам нужны серьезные публичные обсуждения и шум, связанный с этими вопросами, по всей стране.

Хотя цифровая медиа-революция разрушает авторитеты и дает людям возможность с легкостью использовать фрагменты чужих работ, творить и обмениваться контентом, она имеет свою пугающую сторону. Есть все основания в далеком будущем ожидать конца истории в голливудском стиле. Киностудии продолжат процветать, большое количество коммерческих музыкантов будет зарабатывать на жизнь достаточные суммы, а мы, когда состаримся, все так же будем смотреть телевизор. Но большая часть продукции индустрии развлечений будет совершенно иной. Далеко не последнюю роль в этом сыграют любители и творцы из народа.

Чтобы понять, куда мы движемся, вспомните, где мы уже были. Сегодня у нас есть карманные компьютеры, в тысячу раз более мощные, чем первые ПК, а стоят они в пять раз меньше, и к ним прилагается быстрое беспроводное соединение. Полупроводниковые чипы, на которых теперь работают все устройства, от MP3-плейеров и цифровых камер до мобильных телефонов и бытовой техники, сейчас на 10 000 % дешевле, чем 5 лет назад.[14-13] В результате в среднестатистическом доме скоро вместо четырех компьютеров будет четыре сотни.[14-14]

Американская культура становится цифровой.

При сегодняшних темпах ускорения технического прогресса неизбежны культурные недоразумения. Новые технологии будут натыкаться на бесстрастные традиции. В 2003 году японские книжные магазины организовали акцию, целью которой было остановить «цифровое воровство», которым с помощью мобильных телефонов занимались покупатели. Девушки, заметившие новый стиль прически или одежды в модном глянцевом журнале, фотографировали страницы камерами, встроенными в сотовые телефоны и отправляли фотографии подругам по электронной почте. Владельцы магазинов и издатели протестовали, хотя эти действия, скорее всего, способствовали продажам журнала.

За ланчем в Pop!Tech я разговаривал с учительницей из средней школы штата Мэн. Она рассказала мне, что руководство школы ввело правила, запрещающие любое использование программ для мгновенного обмена сообщениями в классе. В считанные дни разбирающиеся в технике 11–12-летние дети обошли запрет, скачав менее громоздкие программы, которые не могли засечь взрослые.

Именно так мы сейчас живем. Мы хотим использовать технологии по-своему.

«Для большей части молодежи цифровой мир сейчас сродни кислороду, – говорит бывший директор Xerox PARC Сили Браун. – Они о нем не думают. Они им дышат».

Новые технологии изменили наши представления о медиа-продукции. Мы стали иначе относиться к тому, как интерпретируем ее, как работаем с ней и чем платим взамен. Теперешние пользователи смотрят на то, что они делают в Сети, как на совместную работу, общение и самовыражение. Наша этика и нравы нашего общества адаптируются к крутой кривой развития технологий.

Через десять лет мы будем носить целые медиа-библиотеки на брелоках для ключей. Вместе с личными коллекциями любимых голливудских фильмов там будут видеодневники друзей, фотоматериалы, созданные студентами-блоггерами и чувственные сцены, снятые семидесятилетними режиссерами. Правила нового цифрового мира только начинают формироваться, и, если творческая активность широких масс будет уничтожена или остановлена как раз в тот момент, когда миллионы людей получили инструменты участия в культурном процессе, произойдет трагедия.

Некоторые вещи не изменились даже с пришествием высоких технологий. Голливудский провидец Уоррен Либерфарб показывает мне свою красу и гордость: граммофон Victrola начала века, купленный им много лет назад в небольшом магазинчике близ Будапешта. Самые заметные надписи на устройстве – о патентах, принадлежащих Victor Talking Machine Co. из Кэмдена, штат Нью-Джерси.[14-15]

Либерфарб благоговейно включает машину с панелями из красного дерева, диск начинает вращаться. Он опускает иглу на старую пластинку. Из старинного раструба льется венгерский вальс. «Заметили сбоку патентную информацию? Мы все еще спорим из-за таких вещей. Я купил его потому, что он символизирует нашу индустрию. Он дает понять, что мы не так уж сильно изменились».


Примечания:



14-1

Я брал интервью у ЛаКура в Центре 20 ноября 2003 года, а также по электронной почте и по телефону.



14-2

Ульрих Ньюман, интервью автору книги (13 февраля 2004 г.).



14-3

«Media and Entertainment 2010», доклад IBM Institute for Business Value Future Series 2004 года. См. tinyurl.com/2z36k.



14-4

Более подробно на сайте Центра за ответственную политику: www.opensecrets.org/industries/indus.asp?Ind=B02.



14-5

Такие законы уже приняты в Делавэре, Иллинойсе, Мэриленде, Мичигане, Пенсильвании, Вирджинии и Вайоминге. Подробности можно узнать из публикации Тони Брэдли, «Are You Breaking the Law?», About.com. См. tinyurl.com/2q421.



14-6

Glenn Reynolds, «Biden Alert», Instapundit.com (July 29, 2002).



14-7

John Schwartz, «Report Raises Questions about Fighting Online Piracy», New York Times (March 1, 2004). Полную версию отчета см. www.ced.org/docs/report/report_dcc.pdf.



14-8

На мой взгляд, возможность глобальных публикаций подразумевает ответственность. Записывать фильм в кинотеатре на камеру неправильно. Использовать пиринговые сети для скачивания музыки означает обманывать своих любимых музыкантов и авторов текстов песен. Владельцы авторских прав должны сохранить эксклюзивные возможности коммерческого использования своих работ. Но компании индустрии развлечений перегибают палку, когда настаивают на контроле за любыми способами использования этих работ – это невозможно в век совершенных копий и глобального распространения информации. Нужно уметь различать антикоммерческие нарушения авторских прав пиратами и копирование в личных целях, которым занимаются частные лица. Когда пользователи берут готовые работы для личных, некоммерческих проектов, нужно указывать авторов оригиналов. Встроенная метаинформация – один из способов это обеспечить.



14-9

Закон должен еще и позволять цифровым правам расти и расширяться вместе с культурой, устранить ограничивающие права граждан «оберточные» лицензии и контракты, в которых часть условий напечатана мелким шрифтом. DigitalConsumer.org предлагает Билль о потребительских правах из шести пунктов. См. www.DigitalConsumer.org/bill.html.



14-10

Эрнест Миллер из Йельского университета рассказывал мне о региональном кодировании:

«Все зависит от устройства и от метода обхода регионального кодирования. Региональное кодирование в каком-то смысле не является официальной частью шифровальной схемы CSS. То есть обходить CSS, чтобы изменить код, на большинстве устройств необязательно (хотя, думаю, можно сделать устройства такими, чтобы это было обязательно). Региональный код привязан к CSS с помощью контракта. Если некто хочет быть легальным производителем DVD-плейеров, ему нужно лицензировать CSS у DVDCCA. Когда лицензируешь CSS, часть условий контракта обязывает включить региональное кодирование. Конечно, если использовать программный DVD-плейер и отключить региональный код, то, даже если не копаться в CSS, все равно ты, вероятно, нарушишь контракт, заключенный в киберпространстве, и ты, и твой DVD-плейер виновны в нарушении условий контракта (хотя можно навязать контракт или нельзя – это отдельная история). Так что ответ на твой вопрос таков: да, возможно, они нарушают закон, все зависит от способа обхода регионального кодирования».



14-11

Кроме того, огромные суммы штрафов и сроки заключения за нарушения DMCA и файловый обмен должны быть изменены, чтобы наказание соответствовало преступлению. Наконец, любая реформа DMCA должна включать требование предупреждать потребителей, когда те покупают устройство, диск или любой медиа-товар, содержащий защиту от копирования, ограничивающую функциональность.



14-12

Критики Лоуренса Лессига и других реформаторов авторского права часто выходят из себя из-за малого количества реальных альтернатив для тех, кто стремится к расширению цифровых прав граждан. «Корпорации тратят большие деньги на соответствующие кампании и лоббирование, чтобы расширить свои собственнические интересы. Это, конечно, не вина Лессига, но неясно, как он и те, кто на его стороне, могут конкурировать с ними», – пишет Адам Коэн в рецензии на книгу «Free Culture» в New York Times. «"Free Culture": The Intellectual Imperialists», New York Times Book Review (April 4, 2004).

Хотя Лессиг полагает, что, загнав цифровую культуру в подполье, чтобы «все крутые парни играли на черном рынке», мы только навредим закону, которому будут меньше подчиняться, я предлагаю гражданам, которых заставляют чувствовать себя беспомощными, взять в руки инструменты, которые у них есть. Они отступят в даркнет только тогда, когда разрешенные пути для них закрыты. (Кстати говоря, я не согласен с Лессигом и остальными и в отношении принудительной лицензии для скачивания музыки по принципу «все, что сможешь съесть».) Подробнее о взглядах Лессига на даркнет см. публикацию Мего Льен, «Free Culture Advocate to Speak», Phoenix (April 22, 2004).

См. phoenix.swarthmore.edu/2004–04-22/news/14033.



14-13

Robert Bielby, «Digital Consumer Convergence Demands Reprogrammability», Xcell Journal Online (March 2, 2002). См. tinyurl.com/yrtge.



14-14

К 2008 году три четверти семей в США будут иметь, как минимум, один компьютер с достаточными возможностями для современных развлечений и 30 миллионов домов будут оснащены сетью.

Еще немного фактов:

• В 1995 году цифровой фотоаппарат на 4 мегапикселя стоил 28 000 долларов. Сейчас он стоит меньше 300 долларов.

• В 1997 году двухскоростной привод для записи CD на ПК стоил 469 долларов. Сейчас такой привод на 52 скорости стоит 32 доллара.

• В 1997 году жесткий диск на 2,1 гигабайта продавался по цене 179 долларов. Сейчас жесткий диск на 200 гигабайтов, что в сто раз больше, стоит 139 долларов.

Источник сведений: Parks Associates, исследовательская фирма из Далласа.



14-15

В 1901 и 1906 годах Victor Talking Machine Co. (Кэмден, штат Нью-Джерси) приобрели патенты на дизайн как механизма фонографа, так и его полной версии.



1

Темная сеть, тайная сеть (англ.). Здесь и далее постраничные примечания – переводчика и редактора, примечания автора в конце книги.



8

«Transformers», телесериал и комиксы для детей, основой для которых послужили игрушки-трансформеры, с 1984 года выпускаемые компанией Hasbro.



14

Video on demand – модель телевидения, предполагающая, что пользователь выбирает любую интересующую его программу, которая транслируется в удобное для него время (что не предусматривается моделью pay-per-view).



85

Earth Day, 22 апреля, – день борьбы с загрязнением окружающей среды.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх