ДВА ПОДХОДА

Краткую характеристику бизнес-моделям, выбранным для российских проектов мобильного WiMAX, согласился дать Дмитрий Ларюшин, директор по технической политике Intel в России и СНГ .

- «Комстар» - традиционный оператор связи, который сейчас вышел на уровень мультисер-висных предложений. Для них WiMAX - просто еще одна услуга, оказываемая абонентам «Стрим», которых в Москве около семисот тысяч. Это осторожная модель с малыми рисками, и она не останется уникальной. Скажем, есть ряд операторов фиксированной связи в развивающихся странах, которые по примеру «Комстара.» начали развивать услугу мобильного доступа в Интернет по технологии WiMAX. «Комстар» вкладывал в свою сеть, по крайней мере, на порядок меньше средств, чем «Йота», даже если брать отдельно Москву, и может позволить себе не быть агрессивным на рынке. Тем не менее сеть у компании есть, и покрытие в столице у нее примерно такое же, как у «Йоты». Да, работа, которую уже провел «Скартел» с производителями устройств, для «Комстара» еще не закончена. Скажем, ноутбуки с интеловским WiMAX заработают в этой сети только осенью. Но «Комстар» хоть и продвигается медленнее, думаю, все равно своего достигнет.

«Скартел» - типичный стартап. Компания строит сеть с нуля, ее абоненты не обязаны быть исторически привязанными к какому-то определенному доступу в Интернет. Предполагается, что человек будет пользоваться услугами «Йоты» и дома, и на работе. Проблема «Йоты» - большие инвестиции. Оператору мало поставить базовые станции, к ним еще нужно подвести «толстый» оптический канал и обеспечить всю остальную инфраструктуру сети. У «Йоты» довольно радикальная бизнес-модель, и далеко не все аналитики оценивают ее как безусловно удачную. Трудно сказать, сумеет ли проект начать окупаться на второй год, как запланирована Найдет ли «Йота» для этого 200 тысяч абонентов? Нынешнюю ее динамику на старте я оцениваю положительно.

Махнемся не глядя

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ - ЗАРИСОВКИ

Николай Маслухин

Для Москвы и Питера технология mobile WiMAX интересна больше как мобильное решение, А вот в провинции этот вид доступа вполне может потеснить традиционных проводных провайдеров.

Еще два с половиной года назад я читал журналы и не верил утверждениям о том, что спутниковый асинхронный Интернет считается решением для регионов, в которых отсутствует нормальный доступ по проводам. Потому как, видите ли, он должен получаться заметно дороже обычного ШПД. Теоретически. У меня же, живущего в Уфе (между прочим, город с населением больше полутора миллионов), выходило иначе. Самый выгодный тариф стоил 1,8 рубля за мегабайт внешнего трафика и 5 копеек за тот же мегабайт локального. При таких ценах даже драйверы качать было накладно (не говоря уже о фильмах и lossless-альбомах), так что мы с соседом всерьез рассматривали вариант покупки комплекта спутникового Интернета и оплаты безлимитного тарифа со скоростью 128 кбит/с за 1200 рублей в месяц. Но потом, слава богу, у местного провайдера появился первый анлим примерно по таким же ценам, и это спасло нас от загромождения балконов и сверления дырок в стенах.

Немного истории: Уфа один из немногих российских городов, где доступ по технологии ADSL не имеет подавляющего превосходства. Пока местные ГТСники (провайдер «Башинформсвязь) выдумывали всякие полумеры с ISDN, позволяющим достигнуть невиданных 128 кбит/с при использовании сразу двух телефонных линий, да пестовали дайлап, другая компания (провайдер «Уфа-нет») сделала ставку на витую пару и тихой сапой провела оптику практически в каждый дом (попутно подключив кабельное телевидение и стационарную телефонную связь), А ведь «Башинформсвязь» имела отличный козырь-уже готовую сеть линий, подведенных почти к каждой квартире. Опомнившись, ГТСники развернули было компанию по подключению через ADSL, но половина потенциальных клиентов уже сидела на Ethemet'e. По ощущениям (статистику провайдеры старательно скрывают), как минимум половина пользователей и сейчас предпочитает витую пару. Тарифы, что характерно, у обоих провайдеров похожи. Стоит одному из них уронить цены, как, не позже чем через месяц, второй подбивает тарифы под конкурента.

Помимо местных провайдеров, на рынок пытаются зайти московские игроки, та-

кие как «Билайн» (бывшая Corbina) и МТС. Первыми попытались обжиться желто-полосатые, но попытка, надо сказать, вышла провальной. Установив тарифы, сравнимые с расценками местных конкурентов, «Билайн» не смог предложить ни широкой географии подключений, ни нормальной поддержки пользователей. Вторыми' пришли МТС, которые, не мудрствуя лукаво, купили местного оператора сотовой связи «БашСелл» (занимавшегося в том числе предоставлением услуг стационарной телефонной связи и подключением по ADSL), модернизировали оборудование и собираются обкатать в Уфе технологию «3 в 1», позволяющую включить в один счет сотовую, фиксированную телефонную связь и Интернет.

Таким образом, при наличии довольно большого количества игроков на рынке, да еще и учитывая жесткую конкуренцию между провайдерами, резонно было бы ожидать ценовой войны за потребителя. Однако не тут-то было. Каждый входящий на рынок игрок устанавливал тарифы, схожие с тарифами местной большой двойки («Уфанет» и «Башинформсвязь»), и не торопился что-то менять. Казалось, такие цены объясняются скорее аппетитами магистрального провайдера, нежели желанием заработать, и резервов для снижения объективно нет.

И вдруг, как гром среди ясного неба, по форумам разлетелась весть о том, что Уфа станет третьим городом России, где запустят сеть Yota1, да еще и тарифы обещают оставить московские, Масла в огонь подливают и тестеры (Yota набрала пятьсот добровольцев и бесплатно раздала им модемы), которые пишут в своих дневниках о том, что скорость пляшет от мегабита до восьми, и вот оно, мол, счастье.

И реакция провайдеров не заставила себя ждать. Стоило Yota сообщить о своем присутствии и назвать дату начала продаж, как рынок зашевелился. Первым цены процентов на сорок уронил «Уфанет». Следом стал демпинговать «Билайн», снизивший расценки втрое и обещавший за 450 рублей скорость аж в мегабит (такая цена еще месяц назад казалась нереальной сказкой). «Уфанет» отреагировал мгновенно и за неделю еще раз скорректировал свои тари-

фы. Остальные провайдеры пока молчат, но в том, что реакция последует, у меня сомнений нет.

Меж тем Yota по-прежнему чувствует себя очень уверенно. Мало того что за 900 рублей в месяц уфимцам обещают скорость до десяти мегабит, так еще и манят мобильностью. При всем при этом я не думаю, что Yota сделает ставку на «домушников». Надо понимать, что для замещения проводных провайдеров потребуется не только уверенный прием на улице (с чем проблем уже нет), но и нормальный уровень сигнала в квартирах и офисах. А для этого придется менять стратегию продвижения и переиначивать сеть базовых станций. Но определенную часть пользователей у традиционных провайдеров Yota, полагаю, все-таки отберет.

Теперь о личных ощущениях. Мне посчастливилось попасть в полтысячи тести-ровщиков. Месяц гонял модем в хвост и в гриву, и на улице, и в помещениях. Скорость подключения как дома, так и в офисе стабильно держалась в интервале 1-3 Мбит/с (несколько знакомых, бравших модем на тестирование, подключались к сети на анонсированных 8-9 мегабитах; однако были и те, кто так и не смог поймать сигнал). Но даже эта мизерная скорость стала для меня откровением. Скажем так, я впервые, без существенных затрат, могу смотреть ролики с YouTube без предварительной буферизации, И слушать online-радио, параллельно с комфортом работая в Интернете, я тоже могу впервые. Чем не революция?

Зачастую, когда сравнивают количество пользователей Yota в Москве и Питере, привязываются к количеству жителей. Получается, что в обеих столицах процент подключившихся практически одинаковый. Я более чем уверен, что для провинции этот процент будет выше. Понятно, что говорить о глобальном переделе рынка не имеет смысла. Yota получит свою целевую аудиторию, проводные провайдеры тоже не останутся без дела. Однако, сдается мне, перебежчиков будет много. Хотя бы потому, что пользователям впервые показали - Интернет Интернету рознь.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх