• Взаимодействие с не объектным ПО
  • Внешние программы
  • Улучшенные варианты
  • Использование внешних программ
  • ОО-изменение архитектуры (re-architecturing)
  • Вопрос совместимости: гибридный программный продукт или гибридные языки?
  • Передача аргументов
  • Инструкции
  • Вызов процедуры
  • Присваивание (Assignment)
  • Создание (Creation)
  • Условная Инструкция (Conditional)
  • Множественный выбор
  • Циклы
  • Проверка
  • Отладка
  • Повторение вычислений
  • Выражения
  • Манифестные константы
  • Вызовы функций
  • Текущий объект
  • Выражения с операторами
  • Нестрогие булевы операторы
  • Строки
  • Ввод и вывод
  • Лексические соглашения
  • Ключевые концепции
  • Упражнения
  • У13.1 Внешние классы
  • У13.2 Избегая нестрогих операторов
  • Лекция 13. Поддерживающие механизмы

    Выше рассмотрены все основные методы создания ОО-программного продукта, кроме одного важнейшего набора механизмов. Недостающий раздел - наследование и все, что к нему относится. Перед тем как перейти к этой последней составляющей подхода, опишем несколько механизмов, важных для создания систем: внешние программы и инкапсуляцию не ОО-программного продукта; передачу аргументов; структуры управления; выражения; действия со строками; ввод и вывод. Эти технические аспекты существенны для понимания дальнейших примеров. Они хорошо сочетаются с основными концепциями.

    Взаимодействие с не объектным ПО

    До сих пор, элементы ПО выражались полностью в ОО-нотации. Но программы появились задолго до распространения ОО-технологии. Часто возникает необходимость соединить объектное ПО с элементами, написанными, например, на языках С, Fortran или Pascal. Нотация должна поддерживать этот процесс.

    Сначала следует рассмотреть языковой механизм, а затем поразмышлять над его более широким значением как части процесса разработки ОО-продукта.

    Внешние программы

    ОО-системы состоят из классов, образованных компонентами (features), в частности, подпрограммами, содержащими инструкции. Что же является правильным уровнем модульности (granularity) для интегрирования внешнего программного продукта?

    Конструкция должна быть общей - это исключает классы, существующие только в ОО-языках. Инструкции - слишком низкий уровень. Последовательность, в которой две ОО-инструкции окаймляют инструкцию на языке С:


    -- только в целях иллюстрации

    create x l make (clone (a))

    (struct A) *x = &y; /* A piece of C */

    x.display



    трудно было бы понять, проверить, сопровождать.

    Остается уровень компонентов. Он разумен и допустим, поскольку инкапсуляция компонентов совместима с ОО-принципами. Класс является реализацией типа данных, защищенных скрытием информации. Компоненты - единицы взаимодействия класса с остальной частью ПО. Поскольку клиенты полагаются на официальную спецификацию компонентов (краткую форму) независящую от их реализации, внешнему миру не важно, как написан компонент - в ОО-нотации или нет.

    Отсюда вытекает понятие внешней программы. Внешняя программа имеет большинство признаков нормальной программы: имя, список аргументов, тип результата, если это функция, предусловие и постусловие, если они уместны. Вместо предложения do она имеет предложение external, определяющее язык реализации. Следующий пример взят из класса, описывающего символьные файлы:


    put (c: CHARACTER) is

    -- Добавить c в конец файла.

    require

    write_open: open_for_write

    external

    "C" alias "_char_write";

    ensure

    one_more: count = old count + 1

    end



    Предложение alias факультативно и используется, только если оригинальное имя внешней программы отличается от имени, данного в классе. Это случается, когда внешнее имя недопустимо в ОО-нотации, например, имя, начинающееся с символа подчеркивания (используемое в языке С).

    Улучшенные варианты

    Описанный механизм включает большинство случаев и достаточен для целей описания нашей книги. На практике полезны некоторые уточнения:

    [x]. Некоторые внешние программные элементы могут быть макросами. Они имеют вид подпрограмм в ОО-мире, но любой их вызов предполагает вставку тела макроса в точке вызова. Этого можно достичь вариацией имени языка (как, например, "C:[macro]...").

    [x]. Необходимо также разрешить вызовы программ из "динамически присоединяемых библиотек" (DLL), доступных в Windows и других платформах. Программа DLL загружается динамически во время первого вызова. Имя программы и библиотеки разрешается также задавать динамически в период выполнения. Поддержка DLL должна включать как способ статической спецификации имени, так и полностью динамический подход с использованием библиотечных классов DYNAMIC_LIBRARY и DYNAMIC_ROUTINE. Эти классы можно инициализировать во время выполнения, создавая объекты, представляющие динамически определенные библиотеки и подпрограммы.

    [x]. Необходима и связь в обратном направлении, позволяющая не объектному ПО создавать объекты и вызывать компоненты. Например, графической системе может понадобиться механизм обратного вызова (callback mechanism), вызывающий определенные компоненты класса.

    Все эти возможности присутствуют в ОО-среде, описанной в последней лекции. Однако их подробное обсуждение - это отдельный разговор.

    Использование внешних программ

    Внешние программы являются частью ОО-метода, помогая сочетать старое ПО с новым. Любой метод проектирования ПО, допускающий возможность повторного использования, должен допускать программный код, написанный на других языках. Трудно было бы убедить потенциального пользователя, что надо отказаться от всего существующего ПО, поскольку с этой минуты начинается повторное использование.

    Открытость остальному миру - требование большинства программных продуктов. Это можно назвать принципом скромности: авторы новых инструментов должны дать возможность пользователям иметь доступ к ранее имевшимся возможностям.

    Внешние программы также необходимы для обеспечения доступа к аппаратуре и возможностям операционной системы. Типичный пример - класс файлов. Другой пример - класс ARRAY, чей интерфейс рассматривался в предыдущих лекциях, и чья реализация основана на внешних программах: процедура создания make использует программу распределения памяти, функция доступа item использует внешний механизм для быстрого доступа к элементам массива, и т.д.

    Эта техника обеспечивает ясный интерфейс между ОО-миром и другими подходами. Для клиентов внешняя программа - это просто программа. В примере, программа на С _char_write обрела статус компонента (feature) класса, дополнена предусловием и постусловием и получила стандартное имя put. Возможности, внутренне опирающиеся на не ОО-механизмы, получают новую упаковку абстрактных данных, так что участники ОО-мира начинают рассматривать их как законных граждан сообщества, и их низкое происхождение никогда не упоминается в "изысканном обществе". ("Изысканное общество" не означает бесклассовое.)

    ОО-изменение архитектуры (re-architecturing)

    Понятие внешней программы хорошо соответствует остальной части подхода. Основной вклад метода - архитектурный: объектная технология говорит, как разработать структуру систем, чтобы обеспечить расширяемость, надежность и повторное использование. Она также говорит, как заполнить эту структуру. Но что по-настоящему определяет, является ли система объектной, - так это ее модульная организация. Для использования ОО-архитектуры часто разумно использовать прием, называемый обертыванием (wrap), одевая в одежды класса внутренние элементы.

    Крайний, но не совсем абсурдный, способ использования нотации - построить систему полностью на внешних программах. Объектная технология тогда служит просто инструментом упаковки, использующим мощные механизмы инкапсуляции: классы, утверждения, скрытие информации, клиент, наследственность.

    Но обычно нет причины заходить так далеко. ОО-нотация адекватна вычислениям любого рода и столь же эффективна, как и вычисления на языках Fortran или C. В каких случаях полезна ОО-инкапсуляция внешнего ПО? Один из них мы видели: обеспечение доступа к операциям, зависящим от платформы. Другой - проблема многих организаций - управление старым ПО, доставшимся в наследство и продолжающим широко использоваться. Объектная технология предлагает возможность обновления таких систем, изменяя их архитектуру, но не переписывая их полностью.

    Эта техника, которую можно назвать ОО-перестройкой (object-oriented re-architecturing) дает интересное решение сохранения ценных свойств существующего ПО, готовя его к будущему расширению и эволюции.

    Однако для этого необходимы определенные условия:

    [x]. Необходимо суметь подобрать хорошие абстракции для старого ПО, которое, не будучи объектным, как правило, имеет дело с абстракциями функций, а не данных. Но в этом и состоит задача - обернуть старые функции в новые классы. Если с выделением абстракций не удастся справиться, то никакая ОО-перестройка не поможет.

    [x]. Наследуемое ПО должно быть хорошего качества. Перестроенное старье остается старьем - возможно хуже первоначального, поскольку оно будет скрыто под слоями абстракции.

    Эти два требования частично сходны, поскольку качество любого ПО в значительной степени определяется качеством его структуры.

    Когда они выполнены, можно использовать внешний механизм для построения интересного ОО-программного продукта, основанного на прежних разработках. Приведем два примера, являющихся частью среды, описанной в последней лекции.

    [x]. Библиотека Vision (библиотеки описываются в лекции 14 курса "Основы объектно-ориентированного проектирования") дает переносимую графику и механизмы пользовательского интерфейса, позволяющие разработчикам создавать графические приложения для многих различных платформ с ощущением обычной перекомпиляции. Внутренне, она основана на "родных" механизмах, используемых во внешних программах. Точнее, ее нижний уровень инкапсулирует механизмы соответствующих платформ.

    [x]. Другая библиотека, Math, обеспечивает широкий набор возможностей численных вычислений в таких областях как теория вероятностей, статистика, численное интегрирование, линейные и нелинейные уравнения, дифференциальные уравнения, оптимизация, быстрое преобразование Фурье, анализ временных рядов. Внутренне она основана на коммерческой библиотеке подпрограмм, библиотеке NAG от Nag Ltd., Oxford, но обеспечивает пользователям ОО-интерфейс. Библиотека скрывает используемые ею программы и предлагает абстрактные объекты, понятные математику, физику или экономисту, представленные классами: INTEGRATOR, BASIC_MATRIX, DISCRETE_FUNCTION, EXPONENTIAL_DISTRIBUTION. Прекрасные результаты достигаются благодаря качеству внешних программ - NAG аккумулирует сотни человеко-лет разработки и реализации численных алгоритмов. К нему добавлены ОО-преимущества: классы, скрытие информации, множественное наследование, утверждения, систематическая обработка ошибок через исключительные ситуации, согласованное именование.

    Эти примеры типичны для сочетания лучших традиционных программных продуктов и объектной технологии.

    Вопрос совместимости: гибридный программный продукт или гибридные языки?

    Теоретически, мало кто не согласится с принципом скромности или будет отрицать необходимость механизма интеграции между ОО-разработками и старым ПО. Противоречия возникают, когда выбирается уровень интеграции.

    Многие языки - самыми известными являются Objective-C, C++, Java, Object Pascal и Ada 95 - пошли по пути добавления ОО-конструкций в существовавший не ОО-язык. Они известны как гибридные языки (hybrid languages) - см. лекцию 17 курса "Основы объектно-ориентированного проектирования".

    Техника интеграции, описанная выше, основывалась на внешних программах и ОО-перестройке. Это другой принцип: необходимость в совместимости ПО не означает перегрузку языка механизмами, могущими расходиться с принципами объектной технологии.

    [x]. Гибрид добавляет новый языковой уровень к существующему языку, например С. В результате сложность может ограничить привлекательность объектной технологии - простоту идей.

    [x]. Начинающие часто с трудом осваивают гибридный язык, поскольку для них неясно, что именно является ОО, а что досталось из прошлого.

    [x]. Старые механизмы могут быть несовместимыми, по крайней мере, с некоторыми аспектами ОО-идей. Есть много примеров несоответствий между системой типов языков С или Pascal и ОО-подходом.

    [x]. Не объектные механизмы часто конкурируют со своими аналогами. Например, C++ предлагает, наряду с динамическим связыванием, возможность динамического выбора, используя аппарат указателей функций. Это смущает неспециалиста, не понимающего, какой подход выбрать в данном случае. В результате, программный продукт, хотя и создан ОО-средой, по сути является реализацией на языке С, и не дает ожидаемого качества и производительности, дискредитируя объектную технологию.

    Если целью является получение наилучших программных продуктов и процесса их разработки, то компромисс на уровне языка кажется неправильным подходом. Взаимодействие (Interfacing) ОО-инструментария и приемов с достижениями прошлого и смешивание (mixing) различных уровней технологии - не одно и то же.

    Можно привести пример из электроники. Конечно, полезно сочетать различные уровни технологии в одной системе, например, звуковой усилитель включает несколько диодов наряду с транзисторами и интегральными схемами. Но мало проку от компонента, который является полудиодом, полутранзистором.

    ОО-разработка должна обеспечивать совместимость с ПО, построенным на других подходах, но не за счет преимуществ и целостности метода. Этого и достигает внешний механизм: отдельные миры, каждый из которых состоятелен и имеет свои достоинства, и четкий интерфейс, обеспечивающий взаимодействие между ними.

    Передача аргументов

    Один из аспектов нотации требует разъяснений: что происходит со значениями, переданными в качестве аргументов подпрограмме?

    Рассмотрим вызов в форме


    r (a1, a2, ..., an)



    соответствующий программе


    r (x1: T1, x2: T2, ..., xn: Tn) is ...



    где r может быть как функцией, так и процедурой, и вызов может быть квалифицированным, как в b.r (...). Выражения a1, a2, ..., an называются фактическими аргументами, а xi - формальными. (Помните, что для родовых параметров типа остается термин "параметр".)

    Встают важные вопросы: каково соответствие между фактическими и формальными аргументами? Какие операции допустимы над формальными аргументами? Каково их влияние на соответствующие фактические аргументы?

    Ответ на первый вопрос: эффект связывания фактических - формальных аргументов таков же как соответствующего присваивания. Обе операции называются присоединением (attachment). В предыдущем вызове можно считать, что запуск программы начинается с выполнения команд, неформально эквивалентных присваиваниям:


    x1 := a1; x2 := a2;... xn := an



    Ответ на второй вопрос: внутри тела программы любой формальный аргумент x защищен. Программа не может применять к нему прямых модификаций, таких как:

    [x]. Присваивание x значения в форме x := ...

    [x]. Процедуры создания, где x является целью: create x.make (...)

    Читатели, знакомые с механизмом передачи, известным как вызов по значению, поймут, что здесь ограничения более строгое: при вызове по значению формальные аргументы инициализируются значениями фактических, но затем могут быть целью любых операций.

    Ответ на третий вопрос - что может программа делать с фактическими аргументами? - вытекает из того, что присоединение используется для задания семантики связывания формальных и фактических аргументов. Присоединение (см. лекцию 8) означает копирование либо ссылки, либо объекта. Это зависит от того, являются ли соответствующие типы развернутыми:

    [x]. Для ссылок (обычный случай) при передаче аргументов копируется ссылка, - Void, либо присоединенная к объекту.

    [x]. Для развернутых типов (включающих основные типы INTEGER, REAL и т.п.), при передаче аргументов копируется объект.

    В первом случае, запрет операций прямой модификации означает, что нельзя модифицировать ссылку (reference) через повторное присоединение или создание. Но если ссылка не пустая, то разрешается модифицировать присоединенный объект.

    Рис. 13.1.  Допустимые операции на аргументе ссылки

    Если xi - один из формальных аргументов r, то тело программы может содержать вызов:


    xi.p (...)



    где p - процедура, применимая к xi, (объявлена в базовом классе типа Ti аргумента xi). Процедура может модифицировать поля объекта, присоединенного к xi во время выполнения, то есть объекта, присоединенного к соответствующему фактическому аргументу ai.

    Вызов q (a) никогда не может изменить значение a, если a развернутого типа и является объектом. Если же a является ссылкой, то ссылка не меняется, но объект, присоединенный к ней, может измениться в результате вызова.

    Существует много причин, по которым не следует позволять программам прямую модификацию их аргументов. Одна из самых убедительных - Конфликтующие присваивания. Предположим, что язык допускает присваивания аргументам, и процедура13.1)


    dont_I_look_innocuous (a, b: INTEGER) is -- я выгляжу

    -- безвредной, но не стоит мне доверять.

    do

    a := 0; b := 1

    end



    Теперь рассмотрим вызов dont_I_look_innocuous (x, x). Каково значение x после возвращения: 0 или 1? Ответ зависит от того, как компилятор реализует изменения формальных - фактических аргументов при выходе программы. Это ставит в тупик не только программистов, использующих язык Fortran.

    Разрешение программе изменять аргументы приводит к ограничениям на фактические аргументы. В этом случае он должен быть элементом, способным изменять свое значение, что допустимо для переменных, но не постоянных атрибутов (см. лекцию 18). Недопустимым фактическим аргументом становится сущность Current, выражения, такие как a + b. Устранение модификации аргументов позволяет избежать подобных ограничений и использовать любые выражения в качестве фактических аргументов.

    Следствием этих правил является признание того, что только три способа допускают модификацию значения ссылки x: процедура создания create x...; присваивание x := y; и попытка присваивания x ?= y, обсуждаемая ниже. Передача x как фактического аргумента никогда не модифицирует x.

    Это также означает, что процедура не возвращает ни одного результата, функция - официальный результат, представленный сущностью Result. Для получения нескольких результатов необходимо одно из двух:

    [x]. Использовать функцию, возвращающую объект с несколькими полями (обычно, возвращается ссылка на такой объект).

    [x]. Использовать процедуру, изменяющую поля объектов соответствующих атрибутов. Затем клиент может выполнять запросы к этим полям.

    Первый прием уместен, когда речь идет о составном результате. Например, функция не может возвращать два значения, соответствующих заглавию и году публикации книги, но может возвращать одно значение типа BOOK, с атрибутами title и publication_year. В более общих ситуациях применяются процедуры. Эта техника будет обсуждаться вместе с вопросом побочных эффектов в разделе принципов модульного проектирования13.2).

    Инструкции

    ОО-нотация, разработанная в этой книге, императивна: вычисления специфицируются через команды (commands), также называемые инструкциями (instructions). (Мы избегаем обычно применимого термина оператор (предложение) (statement), поскольку в слове есть оттенок выражения, описывающего факты, а хотелось подчеркнуть императивный характер команды.)

    Для имеющих опыт работы с современными языками инструкции выглядят как хорошие знакомые. Исключение составляют некоторые специальные свойства циклов, облегчающие их верификацию. Вот список инструкций: Вызов процедуры, Присваивание, Условие, Множественный выбор, Цикл, Проверка, Отладка, Повторное выполнение, Попытка присваивания.

    Вызов процедуры

    При вызове указывается имя подпрограммы, возможно, с фактическими аргументами. В инструкции вызова подпрограмма должна быть процедурой. Вызов функции является выражением. Хотя сейчас нас интересуют инструкции, следующие правила применимы в обоих случаях.

    Вызов может быть квалифицированным или неквалифицированным. Для неквалифицированного вызова подпрограммы из включающего класса в качестве цели используется текущий экземпляр класса. Этот вызов имеет вид:

    r (без аргументов), или

    r (x, y, ...) (с аргументами)

    Квалифицированный вызов явно называет свою цель, заданную некоторым выражением. Если a - выражение некоторого типа, C - базовый класс этого типа, а - q одна из программ C, то квалифицированный вызов имеет форму a.q. Опять же, за q может следовать список фактических аргументов; a может быть неквалифицированным вызовом функции с аргументами, как в p (m).q (n), где p(m) - это цель. В качестве цели можно также использовать более сложное выражение при условии заключения его в скобки, как в (vector1 + vector2).count.

    Также разрешаются квалифицированные вызовы с многоточием в форме: a.q1q2 ...qn, где a, так же, как и qi , может включать список фактических аргументов.

    Экспорт управляет применением квалифицированных вызовов. Напомним, что компонент f, объявленный в классе B, доступен в классе A (экспортирован классу), если предложение feature, объявляющее f, начинается с feature (без дальнейшего уточнения) или feature {X, Y,... }, где один из элементов списка {X, Y,...} является A или предком A. Имеет место:

    Правило Квалифицированного Вызова

    Квалифицированный вызов вида b.q1. q2.... qn, появляющийся в классе C корректен, только если он удовлетворяет следующим условиям:

    1 Компонент, стоящий после первой точки, q1, должен быть доступен в классе C.

    2 В вызове с многоточием, каждый компонент после второй точки, то есть каждое qi для i > 1, должен быть доступен в классе C.

    Чтобы понять причину существования второго правила, отметим, что a.q.r.s - краткая запись для


    b:= a.q; c:=b.r; c.s



    которая верна только, если q, r и s доступны классу C, в котором появляется этот фрагмент. Не имеет значения, доступно ли r базовому классу типа q, и доступно ли s базовому классу типа r.

    Вызовы могут иметь инфиксную или префиксную форму. Выражение a + b, записанное в инфиксной форме, может быть переписано в префиксной форме: a.plus (b). Для обеих форм действуют одинаковые правила применимости.

    Присваивание (Assignment)

    Инструкция присваивания записывается в виде:


    x := e



    где x - сущность, допускающая запись (writable), а e - выражение совместимого типа. Такая сущность может быть:

    [x]. неконстантным атрибутом включающего класса;

    [x]. локальной сущностью включающей подпрограммы. Для функции допустима сущность Result.

    Сущности, не допускающие запись, включают константные атрибуты и формальные аргументы программы - которым, как мы видели, подпрограмма не может присваивать новое значение.

    Создание (Creation)

    Инструкция создания изучалась в предыдущих лекциях13.3) в двух ее формах: без процедуры создания, как в create x, и с процедурой создания, как в create x.p (...). В обоих случаях x должна быть сущностью, допускающей запись.

    Условная Инструкция (Conditional)

    Эта инструкция задает различные формы обработки в зависимости от выполнения определенных условий. Основная форма:


    if boolean_expression then

    instruction; instruction; ...

    else

    instruction; instruction; ...

    end



    где каждая ветвь может иметь произвольное число инструкций (а возможно и не иметь их).

    Будут выполняться инструкции первой ветви, если boolean_expression верно, а иначе - второй ветви. Можно опустить часть else, если второй список инструкций пуст, что дает:


    if boolean_expression then

    instruction; instruction; ...

    end



    Когда есть более двух возможных случаев, можно избежать вложения (nesting) условных команд в частях else, используя одну или более ветвей elseif, как в:


    if c1 then

    instruction; instruction; ...

    elseif c2 then

    instruction; instruction; ...

    elseif c3 then

    instruction; instruction; ...

    ...

    else

    instruction; instruction; ...

    end



    где часть else остается факультативной. Это дает возможность избежать вложения


    if c1 then

    instruction; instruction; ...

    else

    if c2 then

    instruction; instruction; ...

    else

    if c3 then

    instruction; instruction; ...

    ...

    else

    instruction; instruction; ...

    end

    end

    end



    Когда необходим множественный разбор случаев, более удобна инструкция множественного выбора inspect, обсуждаемая ниже.

    ОО-метод, благодаря полиморфизму и динамическому связыванию, уменьшает необходимость явных условных инструкций и множественного выбора, поддерживая неявную форму выбора. Когда объект применяет некоторый компонент, имеющий несколько вариантов, то во время выполнения нужный вариант выбирается автоматически в соответствии с типом объекта. Этот неявный стиль выбора обычно предпочтительнее, но, конечно, инструкции явного выбора остаются необходимыми.

    Множественный выбор

    Инструкция множественного выбора (также известная, как инструкция Case) производит разбор вариантов, имеющих форму: e = vi , где e - выражение, а vi - константы то же типа. Хотя условная инструкция (if e = v1 then ...elseif e = v2 then...) работает, есть две причины, оправдывающие применение специальной инструкции, что является исключением из обычного правила: "если нотация дает хороший способ сделать что-то, нет необходимости вводить другой способ". Вот эти причины:

    [x]. Разбор случаев настолько распространен, что заслуживает особого синтаксиса, увеличивающего ясность, позволяя избежать бесполезного повторения "e =".

    [x]. Компиляторы могут использовать особенно эффективную технику реализации, - таблицу переходов (jump table), - неприменимую к общим условным инструкциям и избегающую явных проверок.

    Что касается типа анализируемых величин (тип e и vi), то инструкции множественного выбора достаточно поддерживать только целые и булевы значения. Согласно правилу, они фактически должны объявляться либо все как INTEGER, либо как CHARACTER. Общая форма инструкции такова:


    inspect

    e

    when v1 then

    instruction; instruction; ...

    when v2 then

    instruction; instruction; ...

    ...

    else

    instruction; instruction; ...

    end



    Все значения vi должны быть различными; часть else факультативна; каждая из ветвей может иметь произвольное число инструкций или не иметь их.

    Инструкция действует так: если значение e равно значению vi (это может быть только для одного из них), выполняются инструкции соответствующей ветви; иначе, выполняются инструкции в ветви else, если они есть.

    Если отсутствует else, и значение e не соответствует ни одному vi, то возникает исключительная ситуация ("Некорректно проверяемое значение"). Это решение может вызвать удивление, поскольку соответствующая условная инструкция в этом случае ничего не делает. Но оно характеризует специфику инструкции множественного выбора. Когда вы пишете inspect с набором значений vi, нужно включить ветвь else, даже пустую, если вы понимаете, что во время выполнения значения e могут не соответствовать никаким vi. Если вы не включаете else, то это эквивалентно явному утверждению: "значение e всегда является одним из vi". Проверяя это утверждение и создавая исключительную ситуацию при его нарушении, реализация оказывает нам услугу. Бездействие в данной ситуации - означает ошибку - в любом случае, ее необходимо устранить как можно раньше.

    Одно из частых приложений инструкции множественного выбора - анализ символа, введенного пользователем13.4):


    inspect

    first_input_letter

    when 'D' then

    "Удалить строку"

    when 'I' then

    "Вставить строку"

    ...

    else

    message ("Неопознанная команда; введите H для получения справки")

    end



    Когда значения vi целые, то они могут быть определены как уникальные (unique values), концепция которых рассмотрена в следующей лекции. Это делает возможным в объявлении определить несколько абстрактных констант, например, Do, Re, Mi, Fa, Sol, La, Si: INTEGER is unique, и затем анализировать их в инструкции: inspect note when Do then...when Re then...end.

    Как и условные инструкции, инструкции множественного выбора не должны использоваться для замены неявного выбора, основанного на динамическом связывании.

    Циклы

    Синтаксис циклов описан при обсуждении Проектирования по Контракту (лекция 11):


    from

    initialization_instructions

    invariant

    invariant

    variant

    variant

    until

    exit_condition

    loop

    loop_instructions

    end



    Предложения invariant и variant факультативны. Предложение from требуется, хотя и может быть пустым. Оно задает инициализацию параметров цикла. Не рассматривая сейчас факультативные предложения, выполнение цикла можно описать следующим образом. Вначале происходит инициализация, и выполняются initialization_instructions. Затем следует "циклический процесс", определяемый так: если exit_condition верно, то циклический процесс - пустая инструкция (null instruction); если условие неверно, то циклический процесс - это выполнение loop_instructions, затем следует (рекурсивно) повторение циклического процесса.

    Проверка

    Инструкция проверки рассматривалась при обсуждении утверждений (лекция 11). Она говорит, что определенные утверждения должны удовлетворяться в определенных точках:


    check

    assertion -- Одно или больше предложений

    end



    Отладка

    Инструкция отладки является средством условной компиляции. Она записывается так:


    debug instruction; instruction; ... end



    В файле управления (Ace-файле) для каждого класса можно включить или отключить параметр debug. При его включении все инструкции отладки данного класса выполняются, при отключении - они не влияют на выполнение.

    Эту инструкцию можно использовать для включения специальных действий, выполняющихся только в режиме отладки, например, печати некоторых величин.

    Повторение вычислений

    Инструкция повторного выполнения рассматривалась при обсуждении исключительных ситуаций (лекция 12). Она появляется только в предложении rescue, повторно запуская тело подпрограммы, работа которой была прервана.

    Выражения

    Выражение задает вычисление, вырабатывающее значение, - объект или ссылку на объект. Выражениями являются:

    [x]. неименованные (манифестные) константы;

    [x]. сущности (атрибуты, локальные сущности, формальные аргументы, Result);

    [x]. вызовы функций;

    [x]. выражения с операторами (технически - это специальный случай вызова функций);

    [x]. Current.

    Манифестные константы

    Неименованная или манифестная константа задается значением, синтаксис которого позволяет определить и тип этого значения, например, целое 0. Этим она отличается от символьной константы, чье имя не зависит от значения.

    Булевых констант две, - True и False. Целые константы имеют обычную форму, например:


    453 -678 +66623



    В записи вещественных (real) констант присутствует десятичная точка. Целая, либо дробная часть может отсутствовать. Может присутствовать знак и экспонента, например:


    52.5 -54.44 +45.01 .983 -897. 999.e12



    Символьные константы состоят из одного символа в одинарных кавычках, например, 'A'. Для цепочек из нескольких символов используется библиотечный класс STRING, описанный ниже.

    Вызовы функций

    Вызовы функций имеют такой же синтаксис, как и вызовы процедур. Они могут быть квалифицированные и неквалифицированные: в первом случае используется нотация с многоточием. При соответствующих объявлениях класса и функций, они, например, таковы:


    b.f

    b.g(x, y, ...)

    b.h(u, v).i.j(x, y, ...)



    Правило квалифицированного вызова, приведенное для процедур, применимо также к вызовам функций.

    Текущий объект

    Зарезервированное слово Current означает текущий экземпляр класса и может использоваться в выражении. Само Current - тоже выражение, а не сущность, допускающая запись. Значит присваивание Current, например, Current := some_value будет синтаксически неверным.

    При ссылке на компонент (атрибут или программу) текущего экземпляра нет необходимости писать Current.f, достаточно написать f. Поэтому Current используется реже, чем в ОО-языках, где каждая ссылка на компонент должна быть явно квалифицированной. (Например, в Smalltalk компонент всегда квалифицирован, даже когда он применим к текущему экземпляру.) Случаи, когда надо явно называть Current включают:

    [x]. Передачу текущего экземпляра в качестве аргумента в программу, как в a.f (Current). Обычное применение - создание копии (duplicate) текущего экземпляра, как в x: = clone (Current).

    [x]. Проверку,- присоединена ли ссылка к текущему экземпляру, как в проверке x = Current.

    [x]. Использование Current в качестве опорного элемента в "закрепленном объявлении" в форме like Current (лекция 16).

    Выражения с операторами

    Выражения могут включать знаки операций или операторы.

    Унарные операторы + и - применяются к целым и вещественным выражениям и не применяются к булевым выражениям.

    Бинарные операторы, имеющие точно два операнда, включают операторы отношения:


    = /= < > <= >=



    где /= означает "не равно". Значение отношения имеет булев тип.

    Выражения могут включать один или несколько операндов, соединенных операторами. Численные операнды могут соединяться следующими операторами:


    + - . / ^ // \\



    где // целочисленное деление, \\ целый остаток, а ^ степень (возведение в степень).

    Булевы операнды могут соединяться операторами: and, or, xor, and then, or else, implies. Последние три объясняются в следующем разделе; xor - исключающее или.

    Предшествование операторов, основанное на соглашениях обычной математики, строится по "Принципу Наименьшей Неожиданности". Во избежание неопределенности и путаницы, в книге используются скобки, даже там, где они не очень нужны.

    Нестрогие булевы операторы

    Операторы and then и or else (названия заимствованы из языка Ada), а также implies не коммутативны и называются нестрогими (non-strict) булевыми операторами. Их семантика следующая:

    Нестрогие булевы операторы

    [x]. a and then b ложно, если a ложно, иначе имеет значение b.

    [x]. a or else b истинно, если a истинно, иначе имеет значение b.

    [x]. a implies b имеет то же значение, что и: (not a) or else b.

    Первые два определения, как может показаться, дают ту же семантику, что и and и or. Но разница выявляется, когда b не определено. В этом случае выражения, использующие стандартные булевы операторы, математически не определены, но данные выше определения дают результат: если a ложно, то a and then b ложно независимо от b; а если a истинно, то a and then b истинно независимо от b. Аналогично, a implies b истинно, если a ложно, даже если b не определено.

    Итак, нестрогие операторы могут давать результат, когда стандартные не дают его. Типичный пример:


    (i /= 0) and then (j // i = k)



    которое, согласно определению, ложно, если i равно 0. Если бы в выражении использовался and, а не and then, то из-за неопределенности второго операнда при i равном 0 статус выражения неясен. Эта неопределенность скажется во время выполнения:

    1 Если компилятор создает код, вычисляющий оба операнда, то во время выполнения произойдет деление на ноль, и возникнет исключительная ситуация.

    2 Если же генерируется код, вычисляющий второй операнд только тогда, когда первый истинен, то при i равном 0 возвратится значение ложь.

    Для гарантии интерпретации (2), используйте and then. Аналогично,


    (i = 0) or else (j // i /= k)



    истинно, если i равно 0, а вариант or может дать ошибку во время выполнения.

    Можно недоумевать, почему необходимы два новых оператора - не проще и не надежнее ли просто поддерживать стандарт операторов and и or и принимать, что они означают and then и or else? Это не изменило бы значение булева выражения, когда оба оператора определены, но расширило бы круг случаев, где выражения могут получить непротиворечивое значение. Именно так некоторые языки программирования, в частности, ALGOL, W и C, интерпретируют булевы операторы. Однако есть теоретические и практические причины сохранять два набора различных операторов.

    [x]. С точки зрения теории, стандартные математические булевы операторы коммутативны: a and b всегда имеет значение такое же, как b and a, в то время как a and then b может быть определенным, когда b and then a не определено. Когда порядок операндов не имеет значения, предпочтительно использовать коммутативный оператор.

    [x]. С точки зрения практики, некоторые оптимизации компилятора становятся невозможными, если требуется, чтобы компилятор вычислял операнды в заданном выражением порядке, как в случае с некоммутативными операторами. Поэтому лучше использовать стандартные операторы, если известно, что оба операнда определены.

    Отметим, что можно смоделировать нестрогие операторы посредством условных команд на языке, не включающем такие операторы. Например, вместо


    b := ((i /= 0) and then (j // i = k))



    можно написать


    if i = 0 then b := false else b := (j // i = k) end



    Нестрогая форма, конечно, проще. Это особенно ясно, когда она используется как условие выхода из цикла:


    from

    i := a.lower

    invariant

    -- Для всех элементов из интервала [a.lower .. i - 1], (a @ i) /= x

    variant

    a.upper - i

    until

    i > a.upper or else (a @ i = x)

    loop

    i := i + 1

    end;

    Result := (i <= a.upper)



    Цель - сделать Result верным, если и только если значение x находится в массиве a. Использование or здесь будет неверным. В этом случае всегда могут вычисляться два операнда, так что при истинности первого операнда (i > a.upper) произойдет попытка доступа к несуществующему элементу массива a @(aupper+1), что приведет к ошибке во время выполнения (нарушение предусловия при включенной проверке утверждений).

    Решение без нестрогих операторов будет неэлегантным.

    Другой пример - утверждение, например, инварианта класса, выражающее, что первое значение списка l целых неотрицательно, при условии, что список непустой:


    l.empty or else l.first >= 0



    При использовании or инвариант был бы некорректен. Здесь нет способа написать условие без нестрогих операторов (кроме написания специальной функции и вызова ее в утверждении). Базовые библиотеки алгоритмов и структур данных содержат много таких случаев.

    Оператор implies, описывающий включения, также нестрогий. Форма implies менее привычна, но часто более ясна, например, последний пример выглядит лучше в записи:


    (not l.empty) implies (l.first >= 0)



    Строки

    Класс STRING описывает символьные строки. Он имеет специальный статус, поскольку нотация допускает манифестные строковые константы, обозначающие экземпляры STRING.

    Строковая константа записывается в двойных кавычках, например,


    "ABcd Ef ~*_ 01"



    Символ двойных кавычек должны предваряться знаком %, если он появляется как один из символов строки.

    Неконстантные строки также являются экземплярами класса STRING, чья процедура создания make принимает в качестве аргумента ожидаемую начальную длину строки, так что


    text1, text2: STRING; n: INTEGER;

    ...

    create text1.make (n)



    динамически размещает строку text1, резервируя пространство для n символов. Заметим, что n - только исходный размер, не максимальный. Любая строка может увеличиваться и сжиматься до произвольного размера.

    На экземплярах STRING доступны многочисленные операции: сцепление, выделение символов и подстрок, сравнение и т.д. (Они могут изменять размер строки, автоматически запуская повторное размещение, если размер строки становится больше текущего.)

    Присваивание строк означает разделение (sharing): после text2 := text1, любая модификация text1 модифицирует text2, и наоборот. Для получения копии строки, а не копии ссылки, используется клонирование text2 := clone (text1).

    Константную строку можно объявить как атрибут:


    message: STRING is "Your message here"



    Ввод и вывод

    Два класса библиотеки KERNEL обеспечивают основные средства ввода и вывода: FILE и STD_FILES.

    Среди операций, определенных для объекта f типа FILE, есть следующие:


    create f.make ("name") -- Связывает f с файлом по имени name.


    f.open_write -- Открытие f для записи


    f.open_read -- Открытие f для чтения


    f.put_string ("A_STRING") -- Запись данной строки в файл f



    Операции ввода-вывода стандартных файлов ввода, вывода и ошибок, можно наследовать из класса STD_FILES, определяющего компоненты input, output и error. В качестве альтернативы можно использовать предопределенное значение io, как в io.put_string ("ABC"), обходя наследование.

    Лексические соглашения

    Идентификатор - это последовательность из символа подчеркивания, буквенных и цифровых символов, начинающаяся с буквы. Нет ограничений на длину идентификатора, что позволяет сделать ясными имена компонентов и классов.

    Регистр в идентификаторах не учитывается, так что Hi, hi, HI и hI - все означают один и тот же идентификатор. Было бы опасным позволять двум идентификаторам, различающимся только одним символом, скажем Structure и structure, обозначать различные элементы. Лучше попросить разработчиков включить воображение, чем рисковать возникновением ошибок.

    Нотация включает набор точных стандартных соглашений по стилю (см. лекцию 26 курса "Основы объектно-ориентированного проектирования"): имена классов (INTEGER, POINT ...) и формальные родовые параметры (G в LIST [G]) записываются в верхнем регистре; предопределенные сущности и выражения (Result, Current...) и константные атрибуты (Pi) начинаются с буквы верхнего регистра и продолжаются в нижнем регистре. Все другие идентификаторы (неконстантные атрибуты, формальные аргументы программ, локальные сущности) - в нижнем регистре. Хотя компиляторы не проверяют эти соглашения, не являющиеся частью спецификации, они важны для удобочитаемости текстов программных продуктов и последовательно применяются в библиотеках и текстах этой книги.

    Ключевые концепции

    [x]. Внешние программы доступны через хорошо определенный интерфейс.

    [x]. Объектная технология может служить в качестве механизма упаковки наследуемого ПО.

    [x]. Подпрограммы не могут модифицировать свои аргументы, хотя они могут изменять объекты, связанные с этими аргументами.

    [x]. Нотация включает небольшой набор инструкций: присваивания, выбора, цикла, вызова, отладки и проверки.

    [x]. Выражения следуют общепринятому стилю. Current - выражение, обозначающее текущий экземпляр. Не будучи сущностью, Current не может быть целью присваивания.

    [x]. Нестрогие булевы операторы эквивалентны стандартным булевым оператором, когда определены оба операнда, но могут быть определенными в случаях, когда стандартные операторы не определены.

    [x]. Строки, ввод и вывод определяются простыми библиотечными классами.

    [x]. Регистр незначим в идентификаторах, хотя правила стиля включают рекомендуемые соглашения по записи имен.

    Упражнения

    У13.1 Внешние классы

    При обсуждении интеграции внешнего не объектного ПО с объектной системой отмечалось, что компоненты являются тем уровнем, на котором нужно осуществлять интеграцию. Когда же речь идет об интеграции с ПО, созданным на другом объектном языке, уровнем интеграции могут быть классы. Рассмотрите понятие "внешнего класса" как дополнение к нотации книги.

    У13.2 Избегая нестрогих операторов

    Напишите цикл для поиска элемента x в массиве a, подобный алгоритму в этой лекции, но не использующий нестрогих операторов.


    Примечания:



    процедурапроцедура 13.1



    Эта техника будет обсуждаться вместе с вопросом побочных эффектов в разделе принципов модульного проектированияЭта техника будет обсуждаться вместе с вопросом побочных эффектов в разделе принципов модульного проектирования 13.2



    предыдущих лекцияхпредыдущих лекциях 13.3



    анализ символа, введенного пользователеманализ символа, введенного пользователем 13.4







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх