ОКНО ДИАЛОГА: Запрограммированный рост

Автор: Александр Осинев osinev_ct@mail.ru

Феликс Мучник, руководитель крупнейшего в России интернет-торговца софтом (а в недалеком прошлом и колумнист "Компьютерры"), рассуждает о причинах взрывного роста продаж легального ПО, пиратских DVD и легендах Linux-сообщества.

Чем объясняется резкий рост продаж лицензионного ПО в прошлом году?


— В первую очередь — легализацией. С одной стороны, многие признали, что пришло время выйти из тени, с другой — очнулись от спячки правоохранительные органы, и люди наконец-то поняли, что лучше не доводить дело до штрафов и судов. Конечно, речь идет прежде всего о корпоративном рынке.

Не будет ли рост продаж временным?

— Не сомневаюсь, что это надолго. В России часть людей и компаний всегда знали, что рано или поздно придется покупать лицензионный софт. И вот время пришло.

Кто-то у себя в компании решил легализоваться в прошлом году, кто-то запланировал в этом. Процесс будет небыстрым, но он начался и вряд ли остановится.

Неужели нужно было только стукнуть кулаком по столу?

— Есть другая точка зрения, которую я разделяю в большей степени. Раньше просто не было рынка. Изменилось несколько важных моментов, в том числе и масштаб.

Раньше был этакий скромный базарчик:компаний, торгующих софтом, было много, а оборота — почти никакого. А сейчас их доходы сравнимы с доходом западных фирм. Давно, году эдак в 2000-м, это были единицы миллионов долларов, нынче же можно говорить об оборотах в сотни миллионов. Раньше мы все играли, и только в мыслях у нас было, что мы, дескать, продаем софт. То же самое — с Интернетом. Мы все полагали, что у нас наступил кризис в том же 2000 году, но он наступил там, на Западе, а у нас просто-напросто не было Интернета, а были только группы энтузиастов, которые этим развлекались. Наконец, еще одна причина в том, что многим компаниям захотелось прозрачности. Нужен был простой ответ на вопросы о том, какими технологиями пользовалась компания, где они покупались, — то есть мы опять приходим к "белым", лицензионным программам.

А что с частным сектором?

— Уровень пиратства там, естественно, выше. Однако все зависит от того, есть ли у людей деньги в кармане. То же самое, кстати, происходило и происходит на рынке DVD: у людей появились деньги, немного снизились цены, больше появилось точек продаж легальных дисков, одновременно начали "душить" пиратов — и диски стали покупать. Возвращаясь к софту, отметим, что компьютер был у многих дома, и был давно, но теперь появились и деньги на сервис. А софт — это дополнительный сервис.

У вас всегда на компьютере стоял лицензионный софт?

— Да. Я давно на этом рынке и знаком с ним. Я всегда знал, чем заменить программу, если не получается ее купить, — для этого есть бесплатный софт. Кроме того, мне часто доводилось получать лицензии в подарок.

Кстати, вы считаете правильной распространенную ситуацию, когда зритель покупает лицензионный диск или идет в кино, платит деньги, а фильм оказывается пустышкой? Деньги ведь уже не вернешь…

— Ну, если это намек на плохие программы, то здесь почти всегда есть бесплатная пробная версия. Зрителю никто не мешает посмотреть трейлер перед походом в кинотеатр, почитать рецензии. Они частично "джинсовые", но общее представление всегда можно получить. Когда я выбираю что-то для удовольствия, всегда изучаю предложения. И именно я в ответе за свой выбор. Если я обманулся или меня сознательно обманули, я имею возможность больше никогда не идти в этот ресторан, не смотреть фильмы этого режиссера и не покупать программы этой компании.

Но если я съел еду, которую приготовили, потратили на это время и средства, я не вижу причин не платить, даже если был от ужина не в восторге.

С частниками понятно. А если компания потратила уйму денег на ПО, внедрение, обучение сотрудников?..

— Если софт не подошел, нужно задаться вопросом о компетентности тех, кто принимал решение о его внедрении на предприятии. А также о компетентности тех, кто нанимал таких людей. Если проблемы не масштабные, можно и нужно требовать от производителя софта исправления ошибок, технической поддержки — за это было заплачено. Важно, предъявляя претензии скопом, не забывать и себя самого.

Как вы относитесь к свободному ПО?

— Как пользователь домашнего компьютера или рабочей станции в компании, я искренне не доверяю Линуксу. Мне не ясно, какая команда разработчиков за ним стоит.

Некое абстрактное сообщество, которое что-то создает и радостно пишет драйверы для всех устройств, — это, извините, легенда. Для консьюмерской машины Линукс противопоказан. А вот если речь пойдет о серверах, я первый скажу, что для многих случаев лучше Red Hat или Free BSD. Как бывший разработчик операционных систем и СУБД, я знаю, как это работает, где раздобыть патчи по безопасности и т. д. Но и здесь нужно брать дистрибутив от конкретной фирмы, которой доверяешь, с поддержкой того, что покупаешь. Очень важно знать, кто стоит за той вещью, которую ты выбираешь. Если я не вижу в интернет-магазине адреса и телефона, не могу оплатить кредиткой — меня это остановит точно так же.

Адекватны ли цены на ПО?

— Давайте перестанем мыслить социалистически. Программа — это обычный товар. Он ничем не хуже и не лучше любого другого товара. Иллюзии по поводу того, что этот товар легко производить, я поддерживать не буду. Затраты на хорошую программу ничуть не меньше, чем на хороший автомобиль. Мы же не удивляемся тому, что автомобиль может стоить сто тысяч долларов? При этом разумный человек знает, что производство такой машины и близко к ста тысячам не подходит. Это авто в производстве, грубо говоря, стоит столько же, сколько ВАЗ 2109. Или два ВАЗа — зависит от количества металла. Но не сотню же тысяч!

А все потому, что это товар класса люкс.

На него потрачены рекламные средства, проведены исследования рынков и прочее, но главное, что его покупают за сто тысяч.

Любой товар стоит столько, сколько за него согласны платить.

Но есть же бензин. Хочешь не хочешь, ты его вынужден покупать, за любые деньги, как бы ни дорожала нефть. Мы вынуждены покупать Windows, и, по вашей же логике, у нас нет альтернативы. Microsoft может назначать любые цены…

— Тогда давайте вернемся к истокам. Кто мешал IBM, даже после расторжения отношений с Microsoft, выпустить в 1980-х нормальную OS/2? Кто мешал сделать что-то еще? Unix тогда уже была. Гейтс — гениальный продавец. Он честно продал нам Windows, как когда-то кто-то продал нам бензин. Ну и что? Хочешь извернуться — заливай спирт, ставь Линукс. Никто не мешает и сейчас. Проблема же большей частью не клиентская: просто никто, кроме Гейтса, не смог. Все споры о проприетарном и свободном сводятся к религиозному противостоянию, в которое я просто не хочу углубляться. Unix была отличной системой, с которой MS DOS и рядом не стояла. Но на рынок продвинули DOS, а потом через эти же каналы — Windows. Так вышло. Windows сумела стать тиражным продуктом. Mic rosoft выстроила весь жизненный цикл создания, продажи и поддержки. Windows продается — вот главный индикатор.

С чем в свое время было связано решение компании "Софткей" продавать коробочный софт?

— Это давно было прописано в бизнеспланах. Сначала мы хотели продавать электронные версии программ, а года через два стали постепенно добавлять в ассортимент лицензии и коробки. Переворота не было. Не было вопроса — продавать или нет. Вопрос был — когда.

Как вы сами стали продавцом?

— Я занимался разными вещами, но всегда был связан с IT. В начале девяностых, когда я занимался разработками разных систем, от бухгалтерии до СУБД, еще работая в Воронеже, пытался продавать тиражный софт и был одним из первых. Мы занимались и тем и другим, хотя время для продаж еще не настало. Но мне всегда было интересно не столько продавать, сколько создать систему, продающую правильно.

Построить правильную логистику, собрать правильную команду. Софт в качестве товара был выбран как нечто близкое и понятное. Программы же я не писал уже лет пять. Но проектирование еще не бросил.

Создавать свои миры всегда интересно.

Как вы относитесь к тому, что производители софта все меньше и меньше изменяют свой продукт, выпуская новые версии?

— Это не всегда так. Внешне — может быть, но внутри изменения обширны.

Появляется новое железо — мониторы, принтеры, сканеры, фотоаппараты. Все это нужно увязать с софтом, чтобы корректно работало. Объем переработанного кода огромен, я это знаю по собственному опыту — как-никак, с тринадцати лет в программировании. Иногда после такого обновления производителю уже не до фенечек. Если вы не хотите за все это платить — не обновляйте свою версию.

Многие же обновляют ПО совершенно без надобности. Вы правда думаете, что вам нужен новый Word, Vista, новый Photoshop?

C этого надо начинать. Вы разве поменяли свой домашний компьютер или вы стали проектировать на нем автомобили, а не писать статьи?

Разумеется, бывает и подругому: производитель добавил пару скинов и назвал продукт новой версией. Но и здесь только вам решать, покупать ли после такого "суперсерьезного" изменения программу в следующий раз.

Много ли программ продает "Софткей" из числа тех, которые не стоит покупать?

— Я бы сформулировал это так: продается ли все то, что мы продаем? Количество проданного и есть мерило. Две из трех программ будут проданы хотя бы раз в год Регулярно продается процентов двадцать.

Но без общей огромной массы этой пятой части не было бы.

Есть тенденция, согласно которой программы обрастают функциональностью, и, кажется, не всегда оправданно. Так?

— Пользователь считает, что нужны лишь три процента всех функций. С другой стороны, нам с вами никто не мешает найти альтернативу такой программе. С точки зрения производителя, такой подход оправдан:продвигать один товар проще, чем сто или десять. Производитель расширяет функциональность, следуя веяниям рынка, но дробить продукт на несколько мелких ему невыгодно. Максимум, что вы увидите, это разные версии одного и того же продукта:light, home, pro… Выбор же за покупателем.

Кстати, с автомобилями то же самое: не нужен вам тюнинг — не платите за него.

Ваш прогноз на развитие рынка ПО в России?

— Он неминуемо будет расти. Взрывной рост рано или поздно прекратится, но и десять-двадцать процентов — тоже развитие. Процесс легализации не будет моментальным, это дело долгое. Но все меняется.

Те гуру, которые покупали ПО десять лет назад, сейчас не в большинстве. Сейчас человек, покупающий софт, как правило, понятия не имеет о крэках и кейгенах, а ведь было время, когда создание, добывание ключа или ломалки превращалось в своего рода спорт, это было интересно.

Сейчас уже есть возможность правильно купить софт, и люди все чаще будут это делать.

Черный и серый куски рынка займут положенные им места, как повсюду в мире, но, конечно, никуда не денутся. Будут и люди, которым из принципа не захочется покупать программы. Убеждать таких людей купить софт — бессмысленно. Для остальных же надо создавать возможности легко и достаточно адекватно это сделать.






 
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх