ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

И оперетта не прошла мимо…

Так случилось, что когда я оказалась в отделе советской песни и эстрады, то туда же влилась и оперетта. И как раз в это время освободилось место литературного редактора по оперетте. Анатолий Давыдович Липовецкий, зная о моем желании участвовать в создании музыкальных спектаклей, предложил на это вакантное место взять меня. Теперь моим основным делом стала оперетта, несмотря на то, что я еще что-то продолжала делать по зарубежной эстраде. Меня давно влекло к этому жанру, еще с тех пор, как я стала общаться с Алексеем Алексеевичем Феона. Но признаюсь, до этого знакомства мои театральные впечатления были совсем далеки от оперетты. Феона дал мне почувствовать все прелести этого жанра, и поэтому я обрадовалась возможности окунуться в него с головой.

Если задумывалось поставить ту или иную оперетту на радио, то заказывался радиовариант какому-то автору, иногда я делала его сама. Если это было современное сочинение, то обычно автор либретто и был автором радиопьесы. После того, как текстовая часть мною редактировалась, начиналась запись оркестра, хора и солистов, в редких случаях голоса накладывались на предварительно записанную оркестром фонограмму, потом параллельно с записью текста шел монтаж музыкальных номеров. Этой работой вместе со звукорежиссером занимались все те же «шансонетки», теперь уже первоклассные знатоки редакторского дела - Лилия Александровна Панкова и Вера Федоровна Чуфарова.

За некоторым исключением оперетты ставил на радио А.Д. Липовецкий. Еще не будучи редактором оперетты, я наблюдала его работу над «Сильвой». Его замысел сводился к тому, чтобы не делать Сильву просто примадонной. Для него эта была, прежде всего, девушка с «Козьего болота» (так называлось место, где она родилась). Именно это ее происхождение и делало ее простой и обаятельной. Затем были «Продавец птиц» Целлера с прекрасным тенором Сергеем Менахиным в роли Адама, «Холопка» Стрельникова и многое другое. В «Холопке» замечательно играл комедийную роль графа Кутайсова Юрий Яковлев, на главные партии - Виолетты и Андрея были приглашены молодые тогда солистка Большого театра Лидия Ковалева и Виктор Кривонос из Ленинграда, второй парой (Поленька и Митрусь) были солисты Свердловского театра музыкальной комедии Галина Петрова и Игорь Калмыков. С Петровой я познакомилась еще раньше, во время гастролей свердловчан в Москве. Иногда она участвовала и в сборных концертах оперетты в Колонном зале Дома Союзов. Удивительно светлый талант у этой актрисы!

«Бабий бунт» Птичкина Липовецкий делал вместе с Борисом Равенских. Я видела его многие театральные постановки и восхищалась ими. Но до меня доходили слухи и о его странностях, поэтому, я не ожидала встретиться с веселым обаятельным человеком, который шутил с нами и подтрунивал над собой.

С Толей они были друзьями. И здесь я позволю себе сделать небольшое отступление, не касающееся оперетты. Был в жизни Равенских период, когда он, будучи мужем актрисы Малого театра Галины Кирюшиной и отцом Шуры, серьезно увлекся Тамарой Лякиной, актрисой театра им.Пушкина, где был тогда главным режиссером. Но через какое-то время, когда Липовецкий ставил в концертном исполнении «Жанну Д’Арк на костре» с музыкой Оннегера и с Галиной Кирюшиной в заглавной роли, Равенских увидел этот спектакль. И спектакль, и исполнительница заглавной роли привели его в такой восторг, что возвращались они с Галей домой вместе. Вспоминая это, Толя с улыбкой говорил: «А ведь это мне маленькая Галя обязана своим рождением». Вторую дочь Равенских назвали Галей. Я увидела «Жанну Д’Арк» с Галиной Кирюшиной много позднее, в начале 80-х. Большим симфоническим оркестром радио дирижировал Владимир Федосеев. И музыка, и исполнение, и постановка, и, конечно, сама Жанна потрясли меня.

Но продолжу об оперетте. В конце 70-х - начале 80-х каждое лето в Москву обязательно приезжал на гастроли какой-нибудь, как тогда говорили, периферийный театр оперетты (чаще всего они назывались театрами музыкальной комедии). Мы старались с Лилей Панковой не пропускать эти гастрольные спектакли. Обычно заказывался «тонваген», большой автобус с аппаратурой, устанавливались на сцене микрофоны, подсоединялись провода, которые тянулись прямо из автобуса, где звукорежиссером и осуществлялась запись спектакля. Кроме того, для наиболее интересных певцов Лилия Александровна организовывала фондовые записи, а я обычно делала обзорные передачи о гастролирующем театре, брала интервью у ведущих солистов и художественного руководителя театра или главного режиссера. Так мы познакомились с несколькими театрами, работающими в жанре оперетты и мюзикла - из Свердловска, Иркутска, Хабаровска, Одессы и Риги. По поводу таких гастролей мною было написано несколько рецензий в журнал «Музыкальная жизнь».

Прошло два десятилетия, а мои впечатления о некоторых спектаклях и артистах еще свежи памяти. Разве можно забыть артистов из Свердловска - Нину Энгель-Утину в заглавной роли в спектакле «Хелло, Долли» или же Бориса Жердера в роли Короля Влана в оперетте Ж. Оффенбаха «Путешествие на Луну».

А блистательная Людмила Сатосова в спектакле Одесской оперетты - «Королева чардаша»! И, наконец, Жанна Глебова, самая яркая звездочка русской труппы Рижского театра оперетты, работающего тогда на двух языках. Телезрители наверняка ее запомнили по телефильму «Сильва», где она снялась в заглавной роли. Ее коронным спектаклем стала на московских гастролях музыкальная комедия «Тогда в Севильи». Такого приема, таких продолжительных оваций, какими публика награждала Жанну, на этих гастролей не было ни у кого. Помню, что среди аплодирующих я увидела Владимира Аркадьевича Канделаки.

А мы тем временем работали над опереттой «Насильно мил не будешь» Соловьева-Седого, «Белая акация» И. Дунаевского, «Товарищ Любовь» Ильина.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх