• 2.1. ИСТОКИ ИНТУИЦИИ
  • 2.2. ЧТО ПОСЕЕШЬ – ТО И ПОЖНЕШЬ
  • 2.3. ЗАДАЧИ И РЕШЕНИЯ
  • Глава 2

    ОСОБЕННОСТИ ИНТУИЦИИ В ЦИВИЛИЗОВАННОМ И НЕЦИВИЛИЗОВАННОМ МИРЕ

    2.1. ИСТОКИ ИНТУИЦИИ

    Научные открытия представляют собой итог конкретных научных исследований. Содержание и характер каждого научного открытия не имеют между собой ничего общего. В понимании каждого человека сам термин «открытие» ассоциируется с получением учеными какого-то нового научного результата. Под научным достижением следует понимать возникновение абсолютно новых, еще никому не известных соображений и идей. Причем новые взгляды нельзя рассматривать как элементарное логическое следствие, источниками для которого являются известные научные утверждения. Многих людей интересует, какими путями ученые мужи приходят к стопроцентно новейшим точкам зрения, если их невозможно вывести из уже известных научных фактов. А в некоторых случаях отмечается и то, что новые данные полностью отрицают уже известные.


    Когда ученых просят поведать о том, каким образом, в какой обстановке они пришли к тому или иному выводу, в их речи обязательно проскользнут следующие слова: «гипотеза», «озарение», «прозрение», «волнение». Но на самом-то деле можно с уверенностью сказать, что именно интуиции принадлежит значительная роль в процессе образования новейших, еще никому не известных научных взглядов. Видимо, Альберту Эйнштейну отнюдь не понаслышке знакомо это состояние души человеческой: «Подлинной ценностью является, в сущности, только интуиция. Что только не называют интуицией! Это и высший, даже сверхъестественный, дар, единственно способный пролить свет истины на сокровенные тайны бытия, не доступные ни чувствам, блуждающим по поверхности вещей, ни рассудку, скованному дисциплинарным уставом логики. Это и удивительная сила, легко и просто переносящая нас через пропасть, развернувшуюся между условием задачи и ее решением. Это и счастливая способность мгновенно найти идею, которая лишь задним числом, в поту и муках будет обоснована рассуждением и опытом. Но вместе с тем это и ненадежный, несистематизированный путь, могущий завести в тупик; бесплодная надежда лентяев, не желающих доводить свой мозг до изнеможения напряженными умственными усилиями; наивное дитя познания, чей бессвязный лепет лишен ясного смысла и только после бесчисленных поправок может рассматриваться в качестве информационного сообщения».

    Предыстория возникновения термина «интуиция» поможет лучше разобраться в том, что именно представляет собой интуиция и какое место она занимает в мире научного познания.

    Итак, в XVII в. вместе с развитием математических и естественных наук появились и гносеологические проблемы:

    1) о достоверности сведений, полученных учеными-математиками и учеными, работающими в области естественных наук;

    2) о положениях, на которых основываются математические понятия и аксиомы;

    3) о стремлении объяснить с точки зрения логики математическое познание и др.

    Вместе с тем назрела необходимость отказаться от единичных факторов и перейти к единым положениям науки.

    Стремительное развитие математических и естественных наук привело к необходимости разработки новых технологий для более глубокого познания. Именно они помогли бы выявить источник надобности и всеобщности концепций, которые выдвинули ученые.

    Методами научных исследований заинтересовались не только ученые-биологи, но и философы. Именно представители этой науки являются авторами рационалистических теорий интеллектуальной интуиции. Основополагающей идеей, на которой построена рационалистическая концепция, было разделение знаний на опосредованные и прямые. Последний вид знаний называли интуитивным. Именно такие знания являлись важным звеном в ходе всего научного исследования. Основоположником рационализма как течения считают Р. Декарта. Он утверждал о наличии в мире таких самостоятельных в своем развитии истин, которые, по его мнению, познаются прямыми интеллектуальными путями, без применения доказательств.

    Иммануил Кант рассматривал интуицию как источник познания. По его мнению, «чистая интуиция пространства и времени является неисчерпаемым источником знания: из нее берет начало абсолютная уверенность». Основные положения для своей теории И. Кант позаимствовал у древних философов: Фомы Аквинского, Платона и Декарта.

    Русский ученый М. В. Ломоносов не принимал рационалистическую концепцию. Он полагал, что процесс познания происходит по следующему принципу: «Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения – это есть лучший способ к изысканию правды». Можно сказать, что Ломоносов приблизился к изучению вопроса о взаимосвязи непосредственного и опосредованного знания, которое появляется через чувственное и теоретическое познание. Он принимал активное участие в разработке проблемы интуиции, которая неоднократно поднималась в трудах русских философов.

    Вначале понятие «интуиция» означало восприятие, т. е. то, что человек лицезрит или воспринимает, при условии, что он глядит на какой-нибудь предмет или его досконально рассматривает. Тем не менее уже со времен Платона прослеживается появление новых теорий, в которых интуицию и дискурсивное мышление разводят на «разные полюсы». Исходя из этой теории интуицию рассматривали как божественный способ познания чего-либо при помощи только взгляда, причем в течение доли секунды. Дискурсивное же мышление считали человеческим методом познаний, т. е. люди в процессе какого-то рассуждения в течение определенного количества времени постепенно приходили к доказательству вышеуказанного.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что в течение всего процесса формирования суждений и взглядов о таком понятии, как интуиция, происходит противоположение восприятия (чувственного образа) понятию (аргументированному положению, полученному в ходе логических рассуждений). Следовательно, возможно, местоположение интуиции надлежит разыскивать там, где пересекаются два познавательных процесса:

    1) момент, когда осуществляется переход от чувственного восприятия к выводу определенных понятий;

    2) время, когда совершается переход от представлений к чувственному восприятию.

    Два вышеописанных процесса выступают в роли особых способов, с помощью которых складываются чувственные образы и представления. Они коренным образом отличаются от остальных тем, что объединены с процессом перехода из области чувственно-наглядных процессов в область абстрактно-понятийных, и наоборот. В ходе их разработки возможно появление воззрений, которые не выводились путем логических рассуждений из уже известных и доказанных, а также образов, которые появились сами по себе, а не стали результатом работы закономерностей чувственных ассоциаций.

    Когда происходит процесс перехода от чувственного восприятия к формированию понятий, и наоборот, то проявляются особенности, которые принято считать неотъемлемой частью интуитивных процессов:

    1) естественный процесс получения познаний;

    2) не в полной мере осмысливаемый характер способов их возникновения.

    Теперь не будет лишним ознакомиться с принципом функционирования мыслительных органов, который описал в своих работах ученый В. И. Купцов. В своей работе он на простом и доступном уровне рассказывает о роли интуиции в мыслительных процессах.

    Можно предположить, что мыслительная деятельность людей располагает так называемым двухплоскостным характером, определенным существованием пары языков, с помощью которых происходит кодирование сведений, циркулирующих в мыслительных органах. Эти два языка среди ученых получили название:

    1) языка предметных гештальтов;

    2) символически-операторного языка.

    Когда начинает функционировать чувственно-ассоциативное, образное мышление человека, то его мысли начинают двигаться среди наглядных плоскостных образов. В том случае, когда происходит, к примеру, процесс дискурсивного или логического рассуждения, действие которого совершается в плоскости с абстрактными понятиями, интуиция совершает своеобразный скачок с области одной плоскости на другую. От того, в каком направлении сделан скачок, зависит ориентированность перехода:

    1) через чувственные образы к представлениям (концептуальная интуиция);

    2) преобразование представлений в чувственные образы (эйдетическая интуиция).

    Переходя с плоскости, которую контролирует абстрактно-понятийное мышление, на плоскость, находящуюся под контролем чувственно-наглядного, мысли человека совершают своеобразное ухищрение, которое помогает им выйти в третье измерение. Эти ухищрения помогают справиться с препятствиями, которые мешают мыслям прийти к новым знаниям во время перемещения по одной из плоскостей. Они же в итоге приводят к таким результатам, которые невозможно получить при помощи других средств, при условии, что действие происходит в одной плоскости.

    Интуитивное мышление функционирует на базе простейших форм проявления концептуальной и эйдетической интуиции.

    Интуитивное мышление заставляет взаимодействовать образы и представления, которые относятся, как кажется многим, к вовсе не похожим друг на друга предметным сферам.

    Безусловно, реконструкционный процесс в органах мышления, который помогает ученым совершать сенсационные открытия, сталкивается на своем пути с огромными трудностями. Однако, беря за основу результаты гносеологического анализа, которому подвергались историко-научные сведения, и учитывая данные множества психологических исследований, вполне возможно получить сведения об отдельных механизмах подсознательного мышления, которые помогают формированию на подсознательном уровне человека новых суждений и взглядов.

    Творческую концептуальную интуицию В. И. Купцов считает одним из механизмов подсознательного мышления. Его суть состоит в том, что начинают взаимодействовать между собой исходный чувственный образ, вспомогательный чувственный образ и собственно понятие матрицы. Под исходным чувственным образом ученый понимает определенный наглядный образ исследуемого предмета, немаловажные свойства которого остаются до поры до времени неведомыми. А в некоторых случаях они же могут ошибочно представляться человеком. В каждом чувственном образе можно выделить несколько явлений. Ученые, пытаясь выявить их суть, в одних случаях случайно, в других – намеренно сравнивают их со вспомогательными образами, которые довольно точно могут отобразить заданный предмет. Причем этот объект может совершенно не походить на исходный и принадлежать к иной предметной сфере. Соотнесение тем не менее нельзя просто сводить к сравнению двух предметов по той причине, что между ними может произойти процесс взаимодействия, в результате которого содержимое вспомогательного образа словно накладывается на содержимое исходного образа и может даже раствориться в нем. Таким способом, по мнению В. И. Купцова, становится возможным вставить в мыслительный процесс понятие матрицы. Понятие матрицы также не остается в стороне и начинает взаимодействовать с содержимым исходного образа. Оно даже трансформируется, чтобы подстроиться под другую чувственную субстанцию: с него, словно с матрицы, «снимается» новое представление, сходное с ним своим строением, но отличающееся наполнением. Получившееся новое понятие вполне способно объяснить суть предмета, который был отображен в исходном образе.

    Возникающую внезапно на уровне подсознания ученого интуитивную идею можно назвать результатом, полученным в ходе нескольких познавательных операций.

    Причем сам исследователь не всегда понимает, каким образом это все происходит: иногда в дальнейшем человек просто не в состоянии воспроизвести ход своих мыслей.

    Немного с других позиций рассматривает мыслительные процессы и показывает, какую роль играет при этом интуиция, Ганс Сельев своем труде «От мечты к открытию». Уделите немного своего внимания положениям и его теории. Г. Селье считает основой любого экспериментального исследования логику точно так же, как грамматика является основой любого языка. Но, как считает Селье, человеку просто необходимо выучиться использовать математические и статистические знания интуитивно, т. е. на подсознательном уровне. Это необходимо, потому что у человека просто не хватает времени для того, чтобы постоянно сознательно находить ответы на поставленные вопросы, используя положения логики.

    Логические и математические постулаты обладают способностью блокировки процесса, где доминирует полуинтуитивное мышление. Именно его считают базой, на которой учеными-медиками проводится большая часть научных изысканий.

    Любой ученый-экспериментатор в своих каждодневных трудах опирается на полуинтуитивную логику, которая включает в себя твердую формальную логику и психологию. Ее называют формальной по той причине, что при ее помощи происходит процесс абстрагирования конфигураций мышления от их содержания. Это необходимо для того, чтобы было проще выявить абстрактные мерки непротиворечивости.

    По той причине, что абстракции можно передать в виде определенных символов, логику можно называть и символической (опять же связь с математикой).

    Но одновременно логика правдиво и открыто заявляет о том, что ее понятия и абстракции, если их сопоставлять с положениями теоретической физики и математики, по необходимости можно считать относительными, а в некоторых случаях и вариативными. Таким образом, можно сделать вывод о том, что требовательные законы мыслительных процессов здесь просто невыполнимы. Значит, размышляя о природе мыслительных процессов, нужно помнить и об интуиции. Вот потому-то в системе мышления человека между психологией и логикой должны непрерывно идти процессы интеграции.

    В своих работах Ганс Селье перечисляет важнейшие проблемы, которые встречаются в процессе работы с использованием основ полуформальной логики (Ганс Селье «От мечты к открытию»). Это:

    1) формулировка понятийных компонентов;

    2) классификация понятийных компонентов в соответствии с их:

    а) характеристиками (признаками);

    б) причиной;

    3) формирование новых вопросов относительно:

    а) эволюции характеристик во времени (тех типов понятийных элементов, которые им предшествуют, и тех типов, в которые они, по всей вероятности, перейдут);

    б) опосредования причинно-следственных связей (антецедентов, которые предшествуют непосредственной причине, и консеквентов, которые, по всей вероятности, являются результатом ее действия);

    4) вспышка интуиции, озарение.

    Хотя подготовительная работа к проведению этой стадии происходила в течение предшествующих операций, все же данная стадия может появиться как результат вывода из них. В данном случае на помощь приходит формальная логика.

    Призывая на помощь свои глубокие познания в разных областях науки, трудолюбие и логику, человеку вполне под силу сознательно пройти путь от первого пункта до пунктов 3а или 3б, т. е. именно тот отрезок пути, на котором происходит дальнейшее формирование ранее сформулированной точки зрения. Тем не менее только вспышка интуиции, подъем творческого воображения, который происходит на подсознательном уровне, могут справиться с разрывом. Он образуется в том случае, когда есть необходимость объединить разнообразные проблемы и не упустить настоящее открытие. Вот тут-то на помощь приходит интуиция. Ей принадлежит роль замыкающего или связующего звена, которое вызывает в подсознании сильную вспышку. В результате на свет появляется очередное научное достижение, которому суждено стать основой для каких-либо фундаментальных изысканий.

    Отталкиваясь от проанализированных выше механизмов мыслительных процессов, можно говорить о том, что интуиция сама по себе является самостоятельным в своем развитии качественным скачком. Скачок происходит потому, что отдельный предыдущий количественный объем логического мышления совершает переход на качественно новую стадию подсознательного озарения. Просто так, ниоткуда новые мысли не возникают. Чтобы на свет появились новейшие технологии, считает Ганс Селье, уму человека предстоит долго и кропотливо поработать. В данном случае необходимо добавить, что фундаментального открытия может и не произойти, если не будет запущен процесс взаимодействия между чувственным и логическим видами мышления, работу которых контролирует именно интуиция. Но этот способ получения новых идей и теорий нельзя назвать основополагающим и единственным. Г. Селье считал интуицию своеобразной формой познания, которая оказывает влияние на то, какие конкретно научные методы для изысканий будут выбраны ученым. Как только интуиция начинает взаимодействовать с методиками и положениями какой-либо науки, а также проверять полученные сведения в экспериментальном порядке, можно надеяться на появление в научном мире нового фундаментального открытия.

    Выявление закономерных случаев, которые помогают ходу интуитивных процессов, – процесс довольно трудоемкий.

    Сам по себе он требует концентрации и напряжения экспертов в самых разнообразных научных областях. Это действительно необходимо, потому что развитие научно-технического прогресса в любую эпоху напрямую зависит от качественного роста именно фундаментальных, абсолютно новых понятий и положений. Ведь их заранее никто не планировал и не выводил с помощью формального пути. Как сказал Ганс Селье, «Если есть интуиция, то есть и закономерности, на которые она опирается».

    В своей работе «Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении» Эдвард де Боно подвергает анализу то, каким образом соотносятся шаблонное и нешаблонное мышление. Это можно рассматривать, как попытку найти решение классического вопроса: какое положение занимают логика и интуиция в познавательных процессах.

    В этой же монографии Эдвард де Боно описывает то, каким должно быть нешаблонное (нестандартное) мышление. Вот его позиции:

    1) осмысление главенствующих точек зрения;

    2) разыскивание всевозможных доступов к различным явлениям;

    3) освобождение от строгого контроля стереотипного мышления;

    4) пользование удобным случаем.

    По мнению Эдварда де Боно, чтобы перейти от явно выраженного приема подхода к явлениям к менее открытому для окружающих, нужно просто переместить акцент заинтересованности:

    1) вдохните запах того, что слышите;

    2) услышьте то, что видите;

    3) увидьте, не глядя;

    4) услышьте в молчании;

    5) ощутите, не касаясь;

    6) комбинируя ощущения, откройте для себя неведомое – то, что раньше никогда не чувствовали.

    Расшифровывая третье положение нестандартного мышления, Боно приводит один из приемов, который помогает избежать строгого контроля со стороны нестандартного мышления. Нужно просто использовать для организации мыслительных процессов наглядные образы, исключая слова вообще. С помощью этих образов человек целиком и полностью может размышлять в заданной последовательности. Трудности появляются в том случае, когда наступает необходимость сформулировать накопившиеся мысли в виде словесных тезисов. Как это ни прискорбно, но многие люди не имеют способности к визуальному мышлению.

    Кроме того, не каждую ситуацию можно проанализировать, основываясь на визуальных образах.

    Однако многим людям над развитием визуального интеллекта не мешает поработать, потому что зрительные образы невероятно подвижны и пластичны, чего нельзя сказать о словах.

    Под визуальным интеллектом понимают не простое употребление зрительного образа, имеющего первичную структуру, как материала для организации процесса мышления. Этот факт вполне можно назвать тривиальным. Визуальный стиль мышления подразумевает использование и линий, и диаграмм, и различной цветовой гаммы, а также графиков и многих других приспособлений для того, чтобы сделать иллюстрации к тем отношениям, которые практически невозможно изобразить стандартными языковыми средствами. Подобным зрительным образам свойственно изменяться (причем с легкостью) под воздействием разнообразных процессов динамического характера. Эти же образы позволяют передать в одно и то же время миновавшие, настоящие и будущие результаты, появившиеся при участии какого-либо процесса.

    Чтобы избежать воздействия со стороны зафиксированных элементов какой бы то ни было проблемы, Эдвард де Боне советует разбить их на крохотные фрагменты, а после этого сложить из них новые сочетания, значительнее прежних. Ведь собрать малые фрагменты какого-то явления в более крупные соединения проще, чем раздробить уже «разгромленную» ситуацию на новые составные детали. Тем не менее автор считает, что применение нестандартного мышления вполне уместно, если возникает ситуация, когда заурядное мышление не может помочь найти решение какой-либо проблемы.

    2.2. ЧТО ПОСЕЕШЬ – ТО И ПОЖНЕШЬ

    Проблема формирования интуитивных способностей, аналогично и самому понятию «интуиция», на сегодняшний день остается очень актуальной. По мнению многих ученых-психологов, развитие творческих способностей, особенно в раннем возрасте, способствует раскрепощению ребенка и создает тем самым хорошие предпосылки для развития высокого уровня подсознания.

    Штудируя всевозможные методические пособия для родителей, в один прекрасный день вы встретитесь со словосочетанием «раннее развитие». Таким термином обозначают большой перечень авторских и коллективных технологий уже на протяжении десятков лет. Возможно, именно поэтому оно и привлекает внимание.

    Как думают многие взрослые люди, под термином «ранние занятия» понимается только одно: родители приступают к занятиям с ребенком, используя определенные методические разработки. В то время как остальные вокруг, имея детей того же возраста и проживая в аналогичных условиях, даже и не подозревают о том, что к занятиям с малышами нужно относиться на полном серьезе. Бесспорно, дети и без посторонней поддержки могут обучиться ползанию и хождению. Тем не менее, если начать тренироваться, то малыш сделает первые шажки в 10-месячном возрасте, а без дополнительных занятий – в 11-месячном. Несомненно, в течение этого месяца столько всего можно обойти и увидеть, сколько нового можно узнать! Именно это и является сущностью термина «раннее развитие»: родители и педагоги помогают ребенку добиться установленных результатов, выявить свои творческие наклонности, а также заложить основу для будущих достижений как можно раньше. Но необходимо учитывать индивидуальный график, по которому развивается ребенок. Следовательно, «ранним» кто-то назовет способность к освоению навыка сложения букв в слова в 3-летнем возрасте, а кто-то – в 7-летнем. Плохо то, что нет пока такого методического пособия, где специалисты давали бы рекомендации и предлагали бы комплекс необходимых занятий с детьми от и до. Любая семья в процессе развития детей идет своей дорогой, отдавая предпочтение тому методу, который им больше годится, обращается к авторским методикам, испытывает их советы, совершенствует применительно к себе. Все существующие технологии развития до такой степени неодинаковые, что систематизировать их чрезвычайно непросто: одним дали такое название из-за того, что их упражнения направлены на развитие ребенка и раскрепощение его внутреннего «я», другие носят имя автора. Поэтому многие специалисты разграничили их на физические и творческие. С момента появления ребенка на свет и по достижении им годовалого возраста разворачивается целый «исторический» период в существовании малыша. В течение этого времени он овладеет искусством переворачиваться без посторонней помощи, довольно долго сидит, самостоятельно ползает, ходит, ест, улыбается, начинает произносить разные слова. Оттого немаловажным на этой ступени для ребенка специалисты считают состояние физического развития. От того, в каком состоянии находится его мышечная система, зависит, как скоро малыш встанет на ножки и выяснит сам, как много интересного можно найти в этой огромной для его роста и возраста квартире. А когда ребенок достигнет 3-летнего возраста, приходит очередь психологических методов, которые работают над развитием мышления, памяти, кругозора и, что существенно, творческих способностей.

    Существует множество методик, которые полностью посвящены занятиям, в процессе которых происходит обучение чтению, счету, приобретению энциклопедических знаний. Есть и другие, которые ставят перед собой цель развивать творческие способности ребенка. Авторы этих методик ненавязчиво знакомят ребенка с миром искусства: с изобразительным искусством, природой, музыкальным миром.


    Одними из первых были Елена и Борис Никитины, Мария Монтессори, Глен Доман, Сесиль Лупан.

    Немаловажно найти положительные качества в ребенке и с помощью системы разнообразных мероприятий сделать их сильнее. Необходимо быть увлеченным человеком и своим увлечением заразить ребенка. Это является основой для создания уникального в своем роде эмоционального фона: осмысление немаловажности деятельности вкупе с обстановкой сотрудничества и творчества. Все вышеуказанные понятия являются составляющими процесса познания самого себя и раскрепощения собственного «я».

    Матушка-природа подарила человеку массу ниточек, которые помогают его внутреннему «я» поддерживать связь с Вселенной и природой.

    Взрослым необходимо помнить об этом, учитывать существование эмоционально-психологических возрастных особенностей детей. Они должны с осторожностью дотрагиваться до этих ниточек в процессе развития творческого таланта, способностей к абстрактному и логическому мышлению, чувственному восприятию мира, развитию и тренировке подсознания.

    Некоторые из таких серебряных ниточек идентичны звуковым проявлениям, словам, пению, образам. Взаимоотношению человека с окружающим миром помогают самомассаж, упражнения иридотерапии, общение с природой.

    На работе, где необходимы сообразительность, устойчивое внимание, напряженное мышление, вполне уместны такие приемы, как релаксация, любые виды самомассажа, набор специальных упражнений, которые помогут сконцентрировать внимание. Нельзя забывать и об иридотерапии: созерцании картин с изображением разнообразных пейзажей.

    При чтении полезно использовать дыхательную гимнастику. Существует система упражнений, в основе которой лежит особое напевное сочетание звуков, которые помогают отрабатывать дикцию. С их помощью люди начинают тонко чувствовать произносимые звуки. Кроме того, создается своеобразный эмоциональный фон, который позволяет заняться отработкой навыков чтения, способствует укреплению здоровья. Немаловажным моментом является выполнение упражнений, где требуется применить фантазию, где необходимо абстрагироваться, выявлять различные ассоциативные связи.

    При появлении на свет маленький человечек громко кричит «А-а-а!». Отчего он произносит именно этот звук?

    emm2

    Что вообще представляет собой звук?

    Звук многие ученые считают связующим звеном со Вселенной, которая может дать массу знаний и поделиться энергией. С помощью гармоничных, одухотворенных звуковых систем повышается энергетика. Именно звуки способствуют процессу повышения энергетики, обладают мощнейшим оздоровительным действием. Они же дают толчок к развитию чувств. Оттого, звуки какого качества наполняют существование конкретного человека, зависит состояние его здоровья: и психика, и физиологическое развитие. Каждому человеку необходимо уяснить для себя, что значит научиться относиться к себе с любовью. Именно это удивительное чувство излучает неиссякаемую энергию, стимулирует обновление духовного и физического состояния при содействии слова и звука. Нашим предкам принадлежит следующее изречение: «Весело поется – весело живется». мысли человека материализуются, определяя ход и течение жизни. Поэтому важно, чтобы каждый человек вынашивал в себе только позитивные мысли и чистые помыслы, которые будут направлять его в позитивное русло.

    Ученый из Австрии профессор Б. М. Лессер-Лазарко разработал специальную методику, которая путем пропевания каждого гласного звука помогает приобщению к мощной энергетической силе. Он выяснил, что самыми значимыми, энергетически пропитанными звуками нашей речи являются гласные звуки. В основе метода лежит применение энергии полного дыхания. Этот вид энергии образуется на выдохе, только при условии, что идет дыхание животом. Нужно глубоко вдохнуть, а на выдохе начинать пение. Чтобы убедиться в том, что вы дышите правильно, положите руку на грудь: движения груди быть не должно.

    Профессор утверждает, что звук «А» убирает напряжение, производит стимуляцию верхней части легких и различных сенсорных центров. При пропевании этого звука наблюдается повышение тонуса. Этот звук оказывает влияние на систему так называемых трех обогревателей. Эта система состоит из печени, сердца и толстого кишечника. Звук «А» способствует устранению физической и интеллектуальной усталости.

    Звук «О» считается звуком, который создает глубокую гармонию и состояние равновесия во всем организме. Постарайтесь подобрать слова, в которых этот гласный звук преобладает.

    Звук «У» считается чувственным звуком. С его помощью происходит стабилизация эмоционального равновесия. Данный звук оказывает положительное влияние на состояние психики человека.

    Звук «И» является звуком рассудка. Если долго и протяжно произносить этот звук, происходит стимуляция головного мозга, органов зрения, органа обоняния. Если довольно продолжительное время петь этот звук, то можно ощутить прилив ликования и возбужденности.

    Хорошо сформированные чувства являются базой для высоких, нравственных чувств и чистых помыслов. Именно это на протяжении всего существования человечества входит в понятие общечеловеческих ценностей, является основой, на которой развивается свободная творческая личность.

    Всем детям без исключения нравится изображать актеров, танцоров или копировать их. Они постоянно передразнивают окружающих. Для этого они используют воображение. С помощью этого психического процесса происходит воссоздание программы их действий, представление конечных результатов деятельности.

    Часто слышится следующая фраза: «У этого человека неразвито воображение». Это относится к тем, кто в детском возрасте не доиграл. Маленькие дети с удовольствием выступают перед зрителями – поют, читают стихи, танцуют. А когда подрастут, то начинают стесняться. Это может привести к тому, что ребята вырастают малообщительными, скованными, закомплексованными. Они не могут вести себя свободно, самовыразиться, страдают отсутствием воображения.

    У каждого человека непременно должен быть определенный опыт созидательной деятельности, накопленный им с детства.

    Бездарных людей не бывает, каждый человек наделен с рождения какими-либо природными способностями, задатками, которые следует раскрывать и развивать с детских лет.

    2.3. ЗАДАЧИ И РЕШЕНИЯ

    ЗАМЕТКА В ГАЗЕТУ

    Нужно заранее вырезать заголовки из старой печатной продукции и предложить их участникам. Они должны постараться и предложить варианты небольших юмористических рассказов, случаев из уголовной хроники. А может, это будут объявление, или реклама, или даже интервью?

    emm2

    ПЕРЕВОДЧИКИ

    Обратитесь к участникам с просьбой «перевести» слова песен или стихотворных произведений, сделать так, чтобы слова звучали на «другом языке». Условие одно: когда происходит замена слов на похожие, смысл должен сохраняться.

    Поет зима – аукает,
    Мохнатый лес баюкает
    Стозвоном сосняка.
    Кругом с тоской глубокою
    Плывут в страну далекую
    Седые облака.
    (С. А. Есенин)

    emm2

    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    (А. С. Пушкин)

    emm2

    Песни, песни сам для тебя я пишу,
    Письма, письма лично на почту ношу.
    Знаю, знаю точно, где мой адресат, —
    В доме, где резной палисад.
    Где же моя темноглазая, где?
    В Вологде-где-где-где?
    В Вологде-где?
    В доме, где резной палисад.
    (сл. М. Матусовского)

    РЕЧЬ НА ПРАЗДНИКЕ

    Пусть участники попробуют придумать выступление для открытия фестиваля фокусников, на премьерном показе фильма «1000 метров по скале», на митинге, который посвящен Дню прославления дояров. Речь обязана быть короткой и блистать остроумием.


    ДОБАВЬ СЕРЕДИНУ

    Участники по данным началу и концу должны сочинить рассказ, сказку, сценарий и т. д. Причем первая строка никоим образом не связана с последней.

    emm2

    СОЧИНЯЕМ ОДУ

    Возможно, ребятам будет под силу написать оду, в которой можно петь дифирамбы определенной популярной персоне. А можно ее посвятить и какому-либо событию. Например, героем оды можно взять Карлсона, Колобка или Маленького принца. Не оставляйте без внимания выставку собак, рыбный день в лагере.

    emm2

    ОБЪЯВЛЕНИЯ

    Нашу жизнь просто заполонили реклама и. конечно же объявления. Эти пестрые бумажки наклеивают на столбы и стены, двери подъездов и заборы. Их создатели с помощью емких слов ищут путь к сердцам окружающих. Пусть участники сочинят краткие веселые объявления хотя бы вот о следующем.


    ПИШЕМ ДИССЕРТАЦИЮ

    Результатом проведенных исследований в определенной области является диссертация. Детям предлагается защитить свой труд на данные ниже темы.

    1. «Эмоциональное воздействие звонка на нервную возбудимость школьника».

    2. «Влияние зеленого лука на повышение аппетита неуспевающего по биологии».


    ЗАКОНЧИ РИФМОЙ

    Допишите только лишь вторую строчку к предоставленной первой. Причем главное условие – соблюдение рифмы.

    Жила собака на Луне...

    Плывет бычок в томате...

    Сварили кашу из отвертки...

    Упал комар на шляпу...

    Пришили мишке лапу...

    emm2

    РАЗРЕШАЕТСЯ ВСЕ

    Было время, когда кругом стояли запрещающие таблички типа «Не курить!», «Не сорить!», «Не влезай – убьет!» и т. п. Нужно сочинить разрешающие надписи: «На зеленый свет переходить разрешается», «Разрешается оплачивать проезд», «Бросать мусор в урны можно».

    emm2

    Упражнение 1 (помогает расслабить мышцы, формирует умение руководить мышцами всего тела, выполняется в положении стоя).

    1. Поднять одно плечо, «сбросить» его, поднять другое, также «сбросить», выполнить то же для обоих.

    2. Поднять руки, по очереди расслабляя мышцы, «отпускать» кисти, локти, плечи.

    3. Выполнение упражнений «Маятник», «Петрушка», «Дерево на ветру».

    emm2

    Упражнение 2 (тренировка дыхательного аппарата).

    Выдыхаем через рот, согнув тело на линии пояса, затем вдыхаем через нос, разогнув при этом туловище.

    1. Вдыхаем воздух частями.

    2. Наклоняясь, выдыхаем со счетом.

    3. При повороте головы в сторону вдыхаем носом, выдыхаем через рот, возвращая голову в исходное положение.

    4. «Задуй свечу», «Надуй шарик».

    Следующие нижеперечисленные упражнения направлены на развитие воображения и чувства раскрепощенности и свободы.

    emm2

    ПОКАЖИ БЕЗ ПРЕДМЕТА

    Призвав на помощь свое воображение, нужно показать публике следующие действия.

    1. Продеть нить в иглу.

    2. Пришить пуговицу.

    3. Подбросить и поймать мячик.

    4. Игра в мяч с друзьями.

    5. Нарубить дров.

    6. Обработать доску с помощью рубанка.

    7. Очинить карандаш.

    8. Постричь ногти при помощи ножниц.

    9. Переместить вещь с одного места на другое.

    10. Перевернуть тонкие страницы журнала или толстые альбомные.

    11. Развернуть или сложить газетный лист.

    12. Несколько раз перелить жидкость из одного стакана в другой.

    13. Выплеснуть на кого-нибудь воду из стакана и суметь увернуться от того, чтобы тебе не сделали то же самое.

    14. Приподнять предмет массой от 1 до 10 кг.

    15. Взять в руку сначала холодную вещь, потом горячую.

    16. Показать, что в руке бархат, шерсть, шелк.

    17. Поставить несколько тарелок друг на друга бесшумно.

    18. Понюхать лимон, лук, ландыш, нашатырь.

    19. Нарезать дыню на ломтики и попробовать один из них.

    emm2

    КОНКУРС ПОЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

    Попросите участников отыскать стихи, которые просто насыщены радостью или ненавистью, печалью или гордостью.

    emm2

    СУРДОПЕРЕВОДЧИКИ

    Пусть кто-то из участников читает рассказ или стихотворение, исполняет песню. А стоящий рядом «переводит», как сурдопереводчик, с помощью рук и мимики, содержание.

    Дерзайте – раздолье для выдумок!

    emm2

    РЕЖИССЕРЫ

    Дайте детям задание поставить спектакль по заданному отрывку.

    emm2

    Наша Таня громко плачет,
    Уронила в речку мячик.
    Тише, Танечка, не плачь,
    Не утонет в речке мяч.
    (А. Л. Барто)

    emm2

    Сижу за решеткой в темнице сырой,
    Вскормленный в неволе орел молодой...
    (М. Ю. Лермонтов)

    emm2

    Петушки распетушились,
    Но подраться не решились:
    Если долго петушиться,
    Можно перышек лишиться.
    (Р. Сеф)

    emm2

    НЕМОЕ КИНО

    За короткий промежуток времени участникам необходимо «снять» сюжет по принципу немого кино. Для выполнения этого задания можно взять фильмы «Терминатор», «Служебный роман», «Красотка».

    emm2

    ТЕАТР ПАНТОМИМЫ

    С музыкальным сопровождением и без него нужно изобразить что-нибудь из нижеперечисленного.

    1. «Звуковые» предметы. Это может быть кофемолка, скрип дверного замка, работа отбойного молотка, бой часов с кукушкой, работы трактора и т. д.

    2. «Немые» предметы. Ими могут быть зажженная свеча, мигающая лампа, тупой нож, очки, которые падают со лба, неисправная зажигалка, сломанный телевизор.

    3. Руководителя симфонического, военного, эстрадного оркестра или оркестра народных инструментов. А зрители пусть угадают жанр произведения.

    4. Парикмахера.

    5. Житейские ситуации: «Повар готовит пищу», «Стоматолог удаляет (лечит) зуб», «Хозяйка моет полы».

    6. Злющую собаку, голодного поросенка, ленивого кота, гордого льва, трусливого зайца, красавца павлина. Нужно обратить внимание на поведение, повадки.

    7. Можно изобразить неспешно прогуливающихся или, наоборот, спешащих по своим делам пешеходов: старичка с пуделем, постового, которому жмут башмаки, человека с больным зубом, девушку в короткой юбочке и с зонтиком в руках, а погода ветреная, многодетную семью.

    8. Изобразить, как двигается курица, пингвин, прыгает лягушка, тушканчик, кенгуру, ползают змеи и крокодилы и т. д.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх