21 СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Педагогический процесс – это специфически сформированное взаимодействие педагогов и учеников, обращенное на решение образовательно-воспитательных задач.

Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача.

По Б. Битинасу, она должна соответствовать определенным условиям:

1) располагать свойствами педагогического процесса;

2) являться общей при осуществлении педагогических целей;

3) отмечаться при конкретном выделении в любом реальном процессе.

Все педагогические задачи являются задачами социального управления. Оперативные задачи решаются по четырехэтапной схеме.

1. Разбор ситуации и постановка задачи.

2. Проектирование модификаций и избрание лучшего в данной ситуации решения.

3. Реализация проекта решения задачи, которая включает порядок взаимодействия, регулирование движения педагогического процесса.

4. Анализ итогов решения задачи.

Одной из характеристик педагогического процесса является педагогическое взаимодействие, включающее в себя такие виды, как: «ученик – ученик», «ученик – коллектив», «ученик – учитель», «учение – предмет изучения». В нем проявляются информационные, организацион-но-деятельностные, коммуникативные связи.

Компоненты педагогического процесса.

1. Педагог. Он представляет собой субъект и объект. Как субъект педагогического процесса он развивает свое диалектическое убеждение, способность к активному общению и воздействию на учеников; как объект – самосовершенствуется.

2. Ученик. Он представляет собой объект развития в соответствии с педагогическими целями; как субъект – это развивающаяся личность.

3. Содержание. Оно выступает в роли основного средства формирования определенного общественного типа человеческой личности.

4. Организационно-управленческий комплекс, в рамках которого осуществляются все педагогические события и факты. В его основе лежат формы и способы воспитания и обучения, приемы педагогической диагностики, критерии результативности педагогического воздействия.

5. Педагогическая диагностика, которая включает в себя методическое установление психического и учебного состояния, а также результативности педагогического процесса и подготовки к работе педагога.

6. Мерки эффективности педагогического процесса, включающие оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки, свойства личности учеников.

7. Организация взаимодействия с общественной и естественной средой. Педагогически организованной средой является деятельность семьи, общественных организаций, трудовых коллективов и разнообразных неформальных объединений.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх