53 КОЛЛЕКТИВ И РЕШЕНИЕ ОБЩИХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕКТИВА

Детский коллектив представляет собой основание для накапливания его участниками положительного социального опыта. Этот опыт может усваиваться учащимися в семье, через средства массовой информации, чтение книг, во взаимоотношениях и общении со сверстниками в разнообразных внешкольных условиях. В коллективе приобретение этого опыта намеренно планируется и направляется педагогами-профессионалами. Как составляющая часть школьного коллектива ученик принимает правила и стереотипы поведения, которые используются в данном коллективе. Таким образом, коллектив обнаруживает вероятность накопления опыта коллективного поведения с точки зрения подчинения, конструктивного противопоставления и руководства. Такое положение способствует развитию таких общественно полезных качеств, как гуманизм, гражданственность, активность, ответственность, социальная справедливость и др.

В коллективе вырабатываются значительные внутриличностные характеристики: самооценка, степень притязаний и самоуважение. Эти качества формируются благодаря тому, что учащийся проявляет социальную активность и принимает коллектив как место, где доступно самовыражение и самоутверждение себя как личности.

И. Ф. Козлов говорил, что детский воспитательный коллектив – это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-мотивационной сферы деятельности и общения формирует ситуации для развития интеллектуальной и нравственной свободы. В коллективе у ребенка определяются интеллектуально-нравственная направленность и разнообразные общественно полезные умения и навыки.

Огромную роль в становлении личности коллектив играет опосредованно, через трудовую деятельность. Она активизирует проявление социальной ответственности за исходные результаты труда. Трудовая деятельность знакомит детей с экономическими отношениями и различными экономическими проблемами, а также они учатся и на практике.

Коллективная жизнедеятельность является также катализатором в проявлении школьниками физических и художественных способностей. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность активизирует развитие эстетического понимания повседневной действительности, формирование нравственных и эстетических взаимоотношений между учащимися, а также содействует эмоциональному развитию воспитанников.

Значение коллектива в становлении личности заключается и в раскрытии возможностей практического постижения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это осуществляется через деятельное участие в школьном самоуправлении и разнообразной общественной жизни. Детский воспитательный коллектив создает возможность развития личности и проявления ее индивидуальности.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх