ПОБЕДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКОВ

Организаторы и участники протеста на Дальнем Востоке одержали победу. Нет, они не добились отмены новых пошлин на подержанные иномарки или разрешения на ввоз праворульных японских автомобилей. Они добились гораздо большего, вызвав по всей стране волну сочувствия к своему делу и неприязни к тем, властям, учинившим жестокую расправу над мирной демонстрацией. В ходе разгона досталось и журналистам, причем наряду с оппозиционерами пострадали сотрудники проправительственных изданий. Элементарная профессиональная солидарность мешает теперь этим изданиям скрывать и приукрашивать произошедшие безобразия. Даже неизменно лояльная по отношению к начальству «Комсомольская правда» высказалась весьма резко:

«В понедельник во Владивосток полетели слова поддержки со всей страны. И “неуважуха” властям. Ведь в некоторых из этих городов все было совсем по-другому: людям дали высказаться, для чего выделили площадку, подогнали машины с громкоговорителями, а ОМОН не избивал мирных граждан, а действительно охранял порядок.

Владивосток почувствовал разницу отбитыми почками, переломами, ссадинами. Еще до повышения таможенных пошлин на иномарки. О них в понедельник и не вспоминали» (КП, 23.12.08).

Разумеется, автор этого текста лукавит, противопоставляя бесчинства ОМОНа во Владивостоке благостному поведению стражей порядка в других городах, переводя стрелки на местные власти. Хорошо известно, что местная милиция не проявляла особого энтузиазма по поводу предстоящего разгона протестующих, так что действовал подмосковный и хабаровский ОМОН. Кто бы его в Приморье завез без указания центрального правительства?

Сценарий дальнейших событий можно предсказать без особого труда. Даже если волнения в Приморье и других регионах несколько спадут в связи с новогодними каникулами, по окончании паузы можно ожидать нового всплеска. Движение радикализируется, расширяется. Эскалация напряженности неизбежна. Тем более, что появляются и новые поводы для протеста. Если раньше речь шла об интересах автомобилистов и перегонщиков, затронутых новыми пошлинами и запретами (перегонка японских машин обеспечивает десятки тысяч рабочих мест на Дальнем Востоке и в Сибири), то сегодня к ним присоединяются люди, требующие прекратить реформу ЖКХ, повысить зарплаты бюджетникам и пенсии. Движение как магнит притягивает всех, недовольных властью. Неудивительно, что требование отмены пошлин уже сейчас сменяется призывом к отставке правительства. Организаторы первых акций были куда более умеренными и осторожными. Но ситуация понемногу выходит из-под контроля. Масла в огонь подлили чиновники, которые уже успели обозвать протестующих «жуликами», и проправительственные эксперты глубокомысленно, заявившие, что за выступлениями на Дальнем Востоке стоит то ли мафия, то ли какие-то еще темные силы. Как говорилось в каком-то рекламном ролике прошлого десятилетия, иногда лучше жевать, чем говорить…

Возможно, у кого-то из чиновников после разгона демонстрации во Владивостоке возникла иллюзия победы. Мол, мы им показали! Будут знать, кто в доме хозяин! Но иллюзия эта вряд ли продержится дольше конца января.

В основе просчетов правительства лежит изначальная ошибка, когда проблему оценили как сугубо локальную, дальневосточную. Отсюда, кстати, и странное решение относительно субсидий, предназначенных для доставки новых отечественных автомобилей. У населения Сибири оно вряд ли вызвало большой энтузиазм: им-то никто ничего не субсидирует. На практике, впрочем, и это решение выполнено не будет. В бюджете денег нет, валютные резервы стремительно иссякают.

Вряд ли в правительстве хорошо понимают, как выполнить хотя бы часть данных обещаний. И тем более там еще не осознали, что вопрос давно уже не об автомобилях и не о пошлинах. Митинги и протесты, которые 21 декабря происходили по всей стране, показали, что «дальневосточный вирус» стремительно распространяется. Для разгона волнений во Владивостоке пришлось использовать ОМОН из Подмосковья и Хабаровска. Хватит ли в случае чего сил на поддержание порядка в Хабаровске и Подмосковье?

Чиновники сами неуклонно повышают ставки, способствуя эскалации конфликта и его политизации. К тому же действия правительства придали второе дыхание еде живой либеральной оппозиции. Проморгав выступления автовладельцев на первом этапе (слишком заняты были очередным «маршем несогласных»), оппозиционные либералы и их средства массовой информации сейчас делают ставку на новое движение. Волна социального протеста должна, по замыслу оппозиции, поднять их и забросить прямехонько в Кремль, на худой конец - в Белый дом. Правда, чтобы достичь этой цели, надо быть очень искусным серфером. Если неумело кататься на большой волне, то шмякнуть может так, что мало не покажется. Но пока оппозиция полна надежд и иллюзий, хотя еще месяц назад казалось, что надеяться не на что. В свою очередь, протестующие готовы принять помощь, даже если не слишком симпатизируют оппозиционерам. В условиях обостряющегося конфликта и усиливающегося давления правоохранительных органов организаторы протестов готовы принять помощь практически от кого угодно. Куда конь с копытом, туда и рак с клешней: к движению тянутся различные фашистские и националистические группировки. Конечно, положение у них немного двусмысленное: зачем поддерживать людей, которые ездят на иноземных машинах? Но идеологи как-нибудь извернутся. Если покопаться, «жигули» - тоже машина иностранного происхождения, детище итальянских макаронников, инженеров «Фиата».

Вряд ли, однако, националистам удастся сорвать большой куш. Они опоздали даже по отношению к либералам. В движении уже сложился определенный баланс сил. Все политические группы, примкнувшие к протестам, будут дружно стремиться ограничить влияние националистов. Зачем лишние конкуренты?

Так или иначе, но движение, начавшееся с выступлений автомобилистов, не подавлено и не разгромлено. У него есть время, чтобы реорганизоваться. Тем более что новые пошлины вступают в силу только к середине января. К тому времени по стране повсюду пройдет повышение коммунальных тарифов. В декабре требование остановить грабительскую реформу ЖКХ выдвигалось участниками акций скорее как попытка привлечь к себе симпатии более широких слоев общества. Но к январю все будет уже по-другому. Если соединятся протесты, вызванные различными поводами, властям не позавидуешь.

С демонстрациями пенсионеров в 2005 году удалось справиться потому, что в стране был экономический подъем. Сегодня у нас спад. Начинаются массовые увольнения. Они касаются не только «белых воротничков», но и металлургов и тех же рабочих автозаводов. На январь прогнозируют очередную волну увольнений - об этом говорят даже в «Единой России».

Для власти единственный способ остановить процесс - это своевременно пойти на уступки. Именно так поступили в 2005 году. Когда уступки были сделаны, движение пошло на спад, а его радикальная часть почти сразу оказалась изолированной. Беда лишь в том, что правительство уже упустило момент. Уступки должны быть сделаны до того, как движение консолидировалось и набрало силу. Такая возможность была - во время заседания правительства в Набережных Челнах. Тогда многие ждали отмены или уменьшения новых пошлин. Этого не сделали. И, скорее всего, именно тогда было отдано распоряжение силам правопорядка жестко подавить протесты во Владивостоке.

Власти проявили твердость. Но что лежит в основе их решения? Уверенность в своих силах или элементарная недооценка ситуации? Не имея контроля над ходом игры, рискованно повышать ставки. А власть сегодня делает именно это.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх