НАЦПРОЕКТ СО СКРИПКОЙ СТРАДИВАРИ

Кто бы мог подумать, что даже пошленький музыкальный конкурс «Евровидение» может стать очередным предлогом для межгосударственного конфликта России и Украины. Когда Киев завоевал право выступить очередной площадкой для состязаний «Евровидения», Москва испытала острый приступ зависти, вылившийся в многомиллионные инвестиции, направленные на то, чтобы сравняться с западным соседом. После нескольких отчаянных и дорогостоящих попыток победа была, наконец, достигнута. Дима Билан выступил на «Евровидении» повторно и победил.

О том, что он победит, несомненно, знали заранее. Иначе не было бы беспримерной пропагандистской истерики на всех основных каналах телевидения, начавшейся задолго до конкурса. Лозунг «Россия! Билан!» то и дело появлялся на экранах, напоминая, что на сей раз речь идет о действительно значимом, общенациональном деле - не то, что какие-то выборы президента или парламента!

Когда обещанная и запланированная победа состоялась, восторгам в Москве не было конца, поздравления звучали на уровне президента и правительства. Между тем в Киеве протестовали, жаловались на фальсификацию, грозили возмездием. Премьер Юлия Тимошенко поздравляла украинскую певицу Ани Лорак, занявшую второе место, как победительницу. Президент Виктор Ющенко пригласил к себе певицу вместе с её продюсером Филиппом Киркоровым и присвоил им звания Народных артистов Украины. В общем, патриотическая истерия в Киеве была почти такой же, как в Москве.

Один из российских музыкальных обозревателей очень хорошо выразил суть проблемы, заявив, во-первых, что победа на «Евровидении» стала в России национальной идеей, а во-вторых (как следствие этого), всякий, кто не гордится и не восторгается успехами Билана, враг государства, противник нации и русофоб. Перечитав этот потрясающий пассаж два или три раза подряд, я пришел к выводу, что его автор был совершенно чужд иронии. Он и в самом деле так думает! Но, что самое удивительное, так же рассуждали и чиновники, превратившие «Евровидение» в национальный проект. Если представители частного бизнеса и вложили в этот проект свои миллионы, то они уже вернули затраченные средства, либо планируют вернуть их в самом ближайшем времени.

Если для поддержания патриотических чувств у нас не осталось ничего, кроме хоккея и «Евровидения», то это и есть национальная катастрофа. Хотя, с другой стороны, такой подход вполне соответствует духу времени, причем не только у нас в России. Чем больше народ отчужден от общественной жизни, чем меньше он влияет на принимаемые решения, превращаясь в толпу обывателей, живущих исключительно частными интересами, тем больше роль и значение зрелищ, которые в публичном пространстве заменяют политические дискуссии, идеологические дебаты и массовые действия. Зрелища культивируют пассивность, одновременно создавая эффект соучастия, они необходимы для комфортабельного и беспроблемного превращения граждан в подданных. Неслучайно римский лозунг «Хлеба и зрелищ!» провозглашен был не во времена расцвета Республики, а тогда, когда на смену ей приходила власть императоров.

Впрочем, шум, поднятый вокруг «Евровидения» в России и на Украине, имеет и свою специфику, демонстрируя в полной мере комплекс неполноценности, характерный для правящего класса обеих стран. Ведь «Евровидение» - это конкурс молодых и начинающих исполнителей, второстепенный для иерархии западноевропейского шоу-бизнеса. Ни одна из западных стран не посылает туда звезд первой величины, да и вообще известных певцов. В противном случае все призы год за годом доставались бы Италии и Франции, с редкими перерывами, заполняемыми Испанией, Англией и Германией.

В Восточной Европе к подобному конкурсу относятся гораздо серьезнее. В него вкладывают серьезные деньги и превращают в вопрос национального престижа. Ведь это не только повод для местного шоу-бизнеса привлечь к себе внимание, но и способ окраинных государств Европы напомнить о своем существовании остальному континенту, который в противном случае мог бы годами про них не вспоминать.

Однако даже на таком фоне российская элита выделяется. Несомненно, Ани Лорак для властей в Киеве была не менее важна, чем Дима Билан для Кремля, но, по крайней мере, она технически соответствовала критериям «Евровидения»: всё-таки это начинающая певица. Как и специально для «Евровидения» созданная российская группа «Серебро», получившая на прошлом конкурсе, как и следовало ожидать, бронзу. А Билан просто не соответствует принятым на конкурсе критериям. Это же звезда первой величины, исполнитель, давно известный за пределами России, да к тому же выступающий на «Евровидении» уже во второй раз!

Конечно, Билан был лучше всех. Исполнители такого класса в конкурсе «Евровидения» просто не участвуют. Гордиться победой Билана в таком состязании - всё равно, как если бы чемпион по боксу в тяжелом весе хвастался, что набил морду какому-нибудь подростку, явившись на школьный турнир.

Понятно желание московского начальства действовать наверняка. Вот уж сколько лет в «Евровидение» деньги вкладывают, а победы всё нет! Обидно. Особенно, если учесть, что соседи-украинцы с меньшими затратами ресурсов всё же победы уже добились. Однако далеко не очевидно, что ставка оказалась оправданной. В общественном мнении победа Билана - несмотря на все восторги телевизора - вызвала как минимум двойственные чувства. Уж больно всё искусственно! Мало им было Билана, привезли и олимпийского чемпиона Евгения Плющенко, дополнив его венгром Эдвином Мартоном, которого для полной убедительности снабдили скрипкой Страдивари. Первый канал телевидения наивно-цинично имени венгра не произносил, сообщая, что российская команда состоит из Билана, Плющенко и скрипки Страдивари. Российское происхождение скрипки (в отличие от скрипача), видимо, сомнений не вызвало.

То, что это перебор, видно было с первого взгляда. Слишком явно было, что в конкурсе выступают не исполнители, а деньги. А недоверие продюсеров к Билану, которого пришлось так подстраховывать, просто бросалось в глаза, явно унижая исполнителя.

Если бы треть денег, потраченных на Билана, отдали бы в больницы или сельские школы, можно было бы серьезно улучшить положение дел в нескольких российских губерниях. Но ученики и учителя сельских школ и провинциальные врачи не создают «общественного мнения». По крайней мере, так считают профессионалы от пропаганды.

Рано или поздно они обнаружат, что ошибаются.

Специально для «Евразийского Дома»







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх