ЗАГАДОЧНАЯ «ВОСЬМЕРКА»


В 2006 году Россия стала председателем «Большой Восьмерки».

Об этом долго мечтали, этого добивались. Герхард Шредер даже специально уступил очередь своему другу Владимиру Путину (подарок такого рода, что особенно ценился в советские времена).

Ну вот, мы и достигли желаемого. Мировые лидеры пообещали собраться летом 2006 года в Петербурге, точнее в пригородном Константиновском дворце, в Стрельне.

Тут-то и обнаруживается пустота глобальных претензий отечественной элиты. Статус есть, он неоспорим. Но что с ним делать?

Дискуссии в прессе демонстрируют в полном масштабе симптомы политического невроза. Обсуждаются не задачи, которые надо решить за год председательства, а наше право на него. В самом ли деле мы чем-то можем рулить? - спрашивают сами себя журналисты. Или нам просто из жалости разрешили за руль подержаться? Может быть и председательство, и само членство России в «Восьмерке» протокольно-символическое, а все серьезные вопросы решают без нас?

Ответ напрашивается крайне неприятный. Но даже если бы роль России в мире была существенно большей, ответ всё равно был бы точно таким же, поскольку «Восьмерка» вообще является «протокольно-символической» структурой. Её никогда никто не учреждал в качестве международной организации, у неё нет устава и прописанных полномочий. У неё нет постоянно работающих органов и ясно сформулированных задач. Это не более чем клуб восьми могущественных начальников, которые с удовольствием проводят время вместе, а заодно пытаются демонстрировать всему миру, что именно они являются хозяевами на планете.

В плане реальной работы «Восьмерка» уступает не только Всемирной торговой организации и различным «специализированным» саммитам (например, посвященным экологии или международным отношениям), она уступает даже Всемирному экономическому форуму в Давосе, где, конечно, тоже нет постоянно работающего аппарата, но есть «критическая масса» влиятельных представителей политики и бизнеса, заранее готовящих многочисленные кулуарные встречи.

Поскольку «Восьмерка» изначально не может решать серьезные вопросы, то совершенно естественно, что и Россия не способна играть в ней серьезной роли. Однако дело не только в этом. Если бы у отечественной элиты была какая-то стратегия, какая-то система целей на международной арене, эту стратегию можно было бы развивать на любой площадке, включая и встречу в Петербурге. И тогда мы обсуждали бы не то, насколько «всерьез» российское председательство, а то, насколько оно может быть успешно использовано для стоящих перед государством задач. Но стратегии нет, задач никто не поставил. Кроме одной: получить максимальный пропагандистский эффект. Вот его-то пресса и обсуждает…

Между тем пропаганда, не имеющая конкретной политической цели, оказывается саморазрушительной. Потому-то и нервничают власти из-за предстоящей встречи. А их нервозность передается журналистам.

К тому же встреча «Восьмерки» уже много лет сопровождается и критическими выступлениями общественности и массовыми уличными протестами. Допустить их значило бы подпортить благостную картинку, ради которой встреча в Петербурге и затевается. Но не допустить - значит представить Россию в качестве авторитарного, полицейского режима, где никакое инакомыслие не допущено. И так плохо, и этак.

Власти решают вопрос со свойственной им изобретательностью, поручив заранее отобранным представителям общественности изображать свободную дискуссию. Под начальством заслуженного государственного чиновника Эллы Панфиловой сколотили «Гражданскую восьмерку». Но и тут проблема: подавляющее большинство представителей западного гражданского общества эту затею склонно бойкотировать. На подготовительной ассамблее Европейского социального форума даже приняли специальную резолюцию против «панфиловцев».

Пришлось прибегнуть к административному ресурсу. Общественным организациям, которые обращаются к властям за разъяснениями по поводу того, каков будет режим мероприятий в Петербурге, отвечают недвусмысленно: по всем вопросам обращаться к Панфиловой, ей поручено отвечать за гражданское общество. Мол, никуда вы не денетесь. Если не хотите отведать дубинок, придется общаться с теми, кого мы назначили.

Чиновникам невдомек, что невозможно одновременно изображать гражданские инициативы, и открыто выступать в качестве подразделения администрации.

Конечный итог можно предсказать без особого труда. С Панфиловой вести переговоры будут, а сотрудничать - нет. Чиновник, он и есть чиновник. От него нужно одно: разрешение. Представителям международного гражданского общества придется смирить гордость и сесть за стол переговоров. Но результатом этих переговоров станет или позорный провал, или компромисс, позволяющий критикам существующего порядка проводить свои мероприятия самостоятельно. Запрячь лебедя, рака и щуку в одну упряжку, как планировало начальство, всё равно не удастся.

В общем, с петербургской встречей одни проблемы. Но иначе и не бывает.

Они хотели пиар, они получат пиар.

Специально для «Евразийского Дома»








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх