ТРОПИКИ В АВСТРИИ


С 10 по 13 мая в Вене проходит саммит «Европа - Латинская Америка». Главы государств и правительств Европейского Союза встречаются со своими коллегами из латиноамериканских стран. Параллельно, как уже повелось, проходят неофициальные мероприятия, социальный саммит.

По аналогии с «Большой Восьмеркой» альтернативные мероприятия могли бы называться «контр-саммитом», но их организаторы тщательно избегают этого термина. Когда мировые лидеры, составляющие «Большую Восьмерку», собираются на свои совещания, представители социальных движений съезжаются, чтобы протестовать. В случае с венской встречей всё куда сложнее, ведь среди приехавших сюда официальных политиков есть Уго Чавес и Эво Моралес, радикальные президенты Венесуэлы и Боливии, которыми западные левые искренне восхищаются. Что касается президентов Бразилии, Аргентины и Уругвая, то они подвергаются жесткой критике слева, но ещё недавно их самих считали левыми. В международных вопросах латиноамериканские лидеры то и дело вступают в противоречие с администрацией США. Так что активисты европейских социальных движений едут в Вену не столько протестовать, сколько общаться с представителями Латинской Америки.

Впрочем, саммит в Вене наверняка не даст ничего сенсационного. Его значение скорее в том, что он дает очередной импульс дискуссиям о переменах в Латинской Америке. А спорить есть о чем. На протяжении тридцати лет этот регион пережил целую череду политических и экономических перемен. В советское время принято было говорить о «пылающем континенте». И действительно, революционные выступления охватывали одну страну за другой. Правда, большинство из них было подавлено. А сандинистская революция в Никарагуа, достигшая успеха, оказалась жертвой «холодной войны»: враждебное давление со стороны США и удушающие «дружеские объятия» со стороны СССР делали невозможным развитие революционного процесса. Сандинисты проиграли выборы и уступили власть, что, кстати, можно тоже считать своеобразным политическим достижением: они показали, что революционная партия, пришедшая к власти вооруженным путем, может создать условия для свободных выборов и смириться с их результатами, если народ проголосует не так, как хочется.

Вторая половина 1980-х и 1990-е годы стали временем, когда, с одной стороны, уходили в прошлое военные режимы, а с другой стороны, повсеместно начинались неолиберальные реформы. Российские комментаторы радостно сообщали, что «пылающий континент» превратился в «приватизирующийся». Итогом этой политики оказалось повсеместное народное возмущение, которое теперь могло выразиться в демократических формах. Охвативший всю Латинскую Америку бунт против неолиберализма привел к ошеломляющему успеху левых партий, но теперь уже не под революционными, а под реформистскими лозунгами. Сначала левые возглавили муниципалитеты крупнейших городов - от Мехико до Монтевидео, а затем и национальные правительства во многих странах.

Однако успех левых оказался весьма относительным. Самым популярным вопросом среди активистов стал «?Ganar para que?» - «Зачем выигрывать?» Победа не приносит никаких перемен, если не считать того, что некоторое число заслуженных революционеров получают престижные министерские портфели. Уругвайские и бразильские политики, разоблачавшие неолиберализм на социальных форумах, придя к власти, сами стали проводить неолиберальный курс. Исключением оставался только венесуэльский Уго Чавес. А с некоторых пор надежды протестующих масс оказались связаны и с боливийским президентом Эво Моралесом. Хотя, конечно, дело не в личности Моралеса. Массовые протесты в Боливии уже стоили поста нескольким президентам. Моралес, будучи опытным политиком, понимает, что если он не обеспечит реальных перемен в жизни народа и в социально-экономической системе, ему грозит та же судьба, что и его предшественникам.

Восточноевропейские делегации будут очень слабо представлены на альтернативном форуме в Вене. Из Киева, правда, отправили целый автобус, который сначала планировали везти на Европейский социальный форум в Афины. Из России почти никого нет. У одних не нашлось денег, чтобы ехать в дорогую австрийскую столицу, у других оказались проблемы с визой, а третьи не говорят ни по-испански, ни по-португальски. Да, в конце концов, нет большой беды в том, что активисты из России не услышат многочасовую речь Уго Чавеса. Гораздо важнее сделать общие выводы из событий, происходящих в Латинской Америке. Ведь ситуации у нас во многом схожие. И мы, как и они, пережили в конце 1980-х годов демократизацию, сопровождавшуюся рыночными реформами и массовым обнищанием. И мы, как и они, составляем периферию современного капиталистического мира. И мы, как и они, обладаем природными ресурсами, которые бездумно проедаются, выставляются на продажу на мировом рынке.

Есть только одно принципиальное отличие. Самые бедные страны Латинской Америки в плане развития гражданского общества и социальных движений на порядок опережают самые демократичные и «передовые» из постсоветских государств.

Так что смотреть надо не на Чавеса с Моралесом, а на породившее их общество, на народы, серьезно относящиеся к тезису о том, что они сами делают свою историю. Если мы научимся такой малости, как бороться за свои права, то латиноамериканский опыт - как позитивный, так и негативный - окажется для нас крайне ценным. Если нет, то всё это останется тропической экзотикой, без которой, в конце концов, вполне можно обойтись.

Cпециально для «Евразийского Дома»








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх