ЕВРОПА ВТОРОГО СОРТА


Решение принято. 26 сентября Еврокомиссия объявила дату вступления Болгарии и Румынии в Европейский Союз. Это историческое событие случится даже раньше, чем первоначально планировалось. Вместо 2008 года датой вступления названо 1 января 2007 года.

Присоединением этих двух стран Европейский Союз закрывает многолетний цикл «расширения на Восток» и поглощения бывших коммунистических государств. Хорватия, Македония и Турция должны ждать неопределенное время, про Украину и Молдавию речь не идет вообще.

Однако действительное значение того, что произошло на прошлой неделе в Брюсселе, несводимо к вопросу о судьбе перечисленных государств. Ибо при вступлении Болгарии и Румынии был создан прецедент, радикальным образом меняющий природу и организационные принципы объединенной Европы. Дело в том, что Болгария и Румыния были приняты в Союз в качестве неполноправных членов.

До сих пор все члены Евросоюза были - во всяком случае, на бумаге - равноправными. На самом деле, естественно, это было далеко не так, и присоединение восточноевропейских стран резко изменило природу сообщества. Из союза богатых государств, находящихся на примерно одинаковом уровне развития, обладающих сходными политическими, культурными и социальными институтами, Евросоюз превратился в организацию, составленную двумя группами стран с принципиально разными экономиками и обществами. Доминирующее положение Запада по отношению к восточной периферии было закреплено экономической практикой, создающей возможность для колониальной по сути эксплуатации ресурсов востока. Конфедерация по форме становится империей по сути, со всеми вытекающими отсюда последствиями, важнейшим из которых является эрозия демократических институтов самого Запада. Соединение западных демократий с коррумпированными режимами восточной части континента, где парламентские институты являются не более чем фасадом для олигархического управления, свидетельствовало о том, что объединенная Европа перестает быть сообществом свободных граждан.

Общественное мнение на Западе достаточно быстро осознало смысл происходящего. Отсюда почти единодушная (хотя и по-разному мотивированная) неприязнь масс к проекту расширения, который будь он вынесен на народное голосование, с треском бы провалился. Разочарование наступило и в восточноевропейских странах, население которых обнаружило, что вместо обещанного экономического подъема, объединение востока и запада принесло лишь новые проблемы. Голосование против Евроконституции во Франции и Голландии было лишь первым политическим симптомом кризиса всего проекта.

Однако на бумаге расширение выглядело как процесс почти демократический. Во всяком случае, формально никто не решился делить европейцев на первый и второй сорт. Ассоциированные члены Евросоюза, не имевшие, естественно, всей полноты прав существовали и раньше. Однако только теперь среди официальных членов сообщества появились государства, официально и публично ущемленные в правах.

Формально речь идет о том, что Румыния и Болгария не выполнили ряд условий, которые требовались для членства в сообществе. Потому и членство их получается неполноценным. Но государства, принятые в союз ранее, тоже не все условия выполнили. Более того, нарушения были вопиющими и общепризнанными (начиная от знаменитой на всю Европу коррупции в Польше, заканчивая отсутствием гражданских прав у русскоязычного населения Эстонии и Латвии). Это не помешало полноправному вступлению в Евросоюз. Хуже того, правящие круги «новых европейских государств» по прошествии времени не проявили ни малейшего интереса к тому, чтобы исправить «недоработки». В некотором отношении ситуация стала даже хуже. Массовые народные волнения в Польше и Венгрии, непрекращающийся кризис вокруг русских школ в Латвии говорят сами за себя.

Может показаться, что в Брюсселе сделали выводы из произошедшего, и, дабы не повторять ошибки, в случае с Румынией и Болгарией приняли надлежащие предосторожности. Но если это способ лечения, то он хуже самой болезни, ибо неравноправие государств в рамках сообщества подрывает самые элементарные принципы демократии и федерализма.

Конечно, чиновникам Еврокомиссии не слишком интересны судьбы демократии на «старом континенте». У них совершенно другие проблемы. И решение, принятое по вопросу о Болгарии и Румынии есть ни что иное, как закономерный этап общего процесса. Этап соответствующий естественной логике эволюции Евросоюза. От демократического сообщества - к некому современному аналогу Священной Римской Империи.

Cпециально для «Евразийского Дома»








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх