КОНЕЦ ЗАБАСТОВКИ, НАЧАЛО ДИСКУССИИ


Стачка Всеволожского завода «Форд» закончилась 14 декабря. На данный момент это было самое длительное и самое напряженное противостояние подобного рода в России. Начавшись 20 ноября, оно продолжалась более трех недель. Конвейер завода был полностью остановлен, потом администрации удалось кое-как пустить одну смену, под конец стачки даже две - по словам профсоюзных активистов, на сборку поставили офисных работников. Отдел технического контроля продолжал бастовать, так что относительно качества автомобилей, выпущенных в начале декабря, могут возникнуть вопросы. Количество вышедших с конвейера машин тоже оставалось незначительным, и компании предстоит долго подсчитывать убытки. Но и участники протеста истощены многодневной борьбой. У профсоюза не было забастовочного фонда, рассчитанного на длительное противостояние, пикеты рабочих находились под постоянным давлением ОМОНа, организаторам акции грозили судебным преследованием.

В конце концов, общее собрание работников Форда, участвующих в забастовке, тайным голосованием приняло решение приостановить акцию протеста. Со своей стороны, администрация пообещала повысить зарплату. Начались переговоры. Стороны подписали соглашение о недопустимости административных взысканий к участникам забастовки.

Профсоюз и компания обещают урегулировать спорные вопросы до 1 февраля 2008 года. Лидер рабочих Алексей Этманов сообщил, что уже сейчас администрация готова индексировать зарплаты в соответствии с уровнем инфляции, ввести доплаты за совмещение работ и за выслугу лет. Всё это он оценил как победу: «Эта забастовка оказалась самой продолжительной за последние десять лет. Думаю, администрация должна пойти на уступки. Вряд ли она захочет получить весной новую стачку».

Однако профсоюз добился гораздо меньшего, чем ожидал. Рабочие требовали повысить зарплату примерно на треть, ввести доплату за совмещение работ, установить пенсионные доплаты и доплаты за стаж, изменить распорядок рабочего дня, его длительность.

Можно сказать, что противоборство завершилось вничью. Администрация не смогла сломить профсоюз, но и рабочим активистам пришлось удовлетвориться достаточно скромными результатами, особенно если учесть, сколько сил и нервов было затрачено на борьбу.

Конфликт, развернувшийся на «Форде», обрел значение, выходящее далеко за пределы предприятия и даже всей автомобилестроительной отрасли. Он стал достоянием прессы, о нем писали, говорили и спорили по всей стране. Впервые с момента введения нового Трудового Кодекса в России была проведена бессрочная забастовка, которая не была подавлена, а участники её добились гарантий того, что к ним не будут применены репрессии. Стачка в очередной раз продемонстрировала, что действующее законодательство направлено против профсоюзов, но точно так же она показала, что сильная рабочая организация может позволить себе до известной степени игнорировать подобные ограничения.

Наконец, конфликт во Всеволожске заставил многих осознать, что заработная плата промышленных рабочих в России позорно занижена - не только по сравнению с Западной Европой, но по отношению даже ко многим странам Латинской Америки, где действуют аналогичные производства. В конечном счете, все эти вопросы касаются не только рабочих и менеджеров «Форда», но и всего общества. В то время как на заводе возобновляет работу конвейер, общественному мнению предстоит осознать масштабы проблемы и сделать необходимые выводы. Камень брошен в воду, и круги будут расходиться ещё очень долго.

Специально для «Евразийского Дома»








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх