• Сотрудники / начальство
  • Сотрудники и коллеги в своем окружении
  • Покупатель / продавец
  • Сбыт и закупка / ключевой клиент
  • Семья и круг друзей
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ГРЯЗНЫХ ТРЮКОВ


    Различные уловки в общении являются общественно-значимой темой: некоторые средства коммуникации используют не только на работе. Наши потребности и чувства не берутся в расчет. Такому отношению хотелось бы противопоставить что-то хорошее, чтобы не разочаровываться в мире и «плохих людях».

    Давайте рассмотрим различные области, где очень часто встречаются подобные нечистоплотные приемы.

    Сотрудники / начальство

    Начальство (подразумеваются все руководящие кадры), как правило, находится в лучшей позиции по сравнению с остальными сотрудниками, так как в силу своей должности у него есть официальная власть. Сотрудники — это объект раздачи указаний и определения целей, у них нет практически никаких прав для самостоятельного принятия решения. Это все так, пока начальство стремится поддерживать такую беспроигрышную для обеих сторон ситуацию. То есть пока весы удерживаются в состоянии равновесия, нет никаких причин для организации самозащиты. Но если у сотрудника возникает чувство проигрыша, он начинает защищаться. Так как открытая борьба опасна, большинство сотрудников используют тактику партизанской войны, в том числе и приемы, описанные в этой книге.

    Имеются несколько типичных ошибок начальников, которые вызывают острую реакцию сотрудников. Кажется, что дешевой рабочей силы в избытке, и такая ситуация у многих руководителей создает уверенность, что компетенция руководства является также социальной компетенцией, а похвала, уважение и образцовое поведение должны быть само собой разумеющимися.

    Если начальник угрожает увольнением, вместо того чтобы мотивировать сотрудника и показать, что он ценит его заслуги, или считает, что успехи сотрудников имеют место быть только благодаря его замечательному стилю руководства, среди сотрудников наблюдается видимое спокойствие. Однако на самом деле все кипит, растет разочарование в начальстве.

    Если у сотрудника нет никакой возможности развивать свои способности, и его таланты не признаются, это приводит к демотивации.

    Начальник, решения которого принципиально не могут ставиться под сомнение, не управляет своими сотрудниками, а лишь использует свою командную позицию — в этом случае демотивация также гарантирована.

    Если начальник не проявляет уважения, сотрудник будет искать самоутверждения в другом месте.

    Такое поведение нередко приводит к тому, что начальники получают верхние места в «черном рейтинге» своих сотрудников; и так как часто невозможно открыто указывать на ошибки руководителей, рассчитывая при этом на солидарность коллег, многие обороняются скрытыми средствами — с помощью трюков.

    Сомнений в этом случае, само собой разумеется, практически никто не испытывает, так как все борются за собственное существование.

    Сотрудники и коллеги в своем окружении

    Хорошее место работы — явление очень редкое и востребованное.

    Каждый знает пословицу «На войне и в любви все средства хороши», и это изречение можно было бы распространить и на понятие «карьера». Мало кто открыто борется за свой профессиональный успех, чаще используются тактики и стратегии, которые можно было бы назвать грубыми и нечистоплотными. Крайним выражением таких действий является моббинг — психологическое насилие, травля сотрудника в коллективе. Большинство жертв моббинга замечают атаку слишком поздно, и выбор падает на сотрудника, который использовал этот прием, теперь он с улыбкой получает новую вожделенную должность.

    Трюки применяются и тогда, когда честолюбие у коллеги по работе существенно больше, чем его фактические способности. Кто уже сталкивался с такими ситуациями в профессиональном контексте (а сегодня это большинство работающих людей), могут рассказать о том, насколько может быть низок уровень порядочности даже у тех, от кого этого никак нельзя было ожидать. Лучший друг, лучшая подруга, милый и доброжелательный коллега внезапно наносят другому человеку удар в спину — как гром среди ясного неба для последнего.

    Покупатель / продавец

    Отношения между покупателями и продавцами можно назвать, мягко выражаясь, соревнованием.

    Покупатель, консультирующийся с продавцом, ищет наилучшее качество по самой низкой цене. Продавец преследует абсолютно противоположную цель. Он хотел бы продать соответствующее качество, но по наилучшей цене. И оба пытаются обойти друг друга с помощью уловок: лгут и обманывают. Ни одна из двух сторон не боится последствий. Если покупатель хочет совершить разовую покупку, к примеру, дом, продавцу нет необходимости устанавливать с ним долгосрочные связи. В данном случае появляется большой соблазн получить от этого собственную выгоду. Если продавец и покупатель заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, они будут стремиться к взаимовыгодной сделке. Но в остальном наивысшая цена будет для продавца главной целью, так как от этого могут зависеть его комиссионные.

    Для покупателя цена не всегда является решающим фактором. Возможно, он просто хотел бы выйти победителем из беседы с продавцом и продемонстрировать своим друзьям и знакомым удачную покупку. Некоторые покупатели с самого начала настроены на то, что продавец будет использовать различные виды манипуляций, и тоже вооружаются ими. Часто покупатель воспринимает продавца — или наоборот — как лицо, приобретающее над ним некоторую власть, и соответственно защищается. И такое соревнование может привести к использованию нечистоплотных уловок.

    Помимо этого, конечно, существуют люди, которым просто доставляет удовольствие обманывать других.

    Сбыт и закупка / ключевой клиент

    В профессиональной коммуникации в сфере торговли нередко имеет место особый случай использования манипуляционных техник.

    Например, оба партнера по переговорам — профессионалы, которые для достижения успеха в продажах обучались на специализированных семинарах. Если обе стороны заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, то атмосфера ощутимо меняется. И хотя на таких переговорах все время говорится о «доверительном сотрудничестве», с объективной реальностью это не имеет ничего общего.

    Как правило, это клише используется для того, чтобы спровоцировать дальнейшее снижение цены. Все меньше закупщиков ценят действительно долгосрочные связи: поставщик товара может быть с легкостью заменен так же, как и сам товар. Благодаря международной конкуренции любого поставщика и любой товар можно заменить очень быстро. К тому же закупщику необходимо добиться минимальной цены за счет скидок, чтобы избежать гнева своего начальства. Поэтому даже таким закупщикам, которые сами с удовольствием работали бы с одним поставщиком на протяжении длительного времени, приходится прибегать к подобным манипуляциям.

    Но и менеджеры по сбыту тоже находятся в сложном положении; они должны участвовать в игре, распознавать трюки и ловушки своих «контрагентов» и соответственно реагировать на них. Необходимость продать товар и получить за него деньги едва ли оставляет им свободу действий.

    Семья и круг друзей

    Манипуляции применяются и в самых благополучных семьях — когда по тем или иным причинам становятся невозможными конструктивные решения конфликтов. Например, когда дети любыми средствами добиваются расположения родителей. К сожалению, родители в стремлении привязать к себе детей иногда по-настоящему противостоят друг другу. И это имеет всесторонние последствия: дети учатся жизни и в дальнейшем, к примеру, на работе, реагируют подобным же образом, пытаясь нечистоплотными средствами достичь своей цели. Среди людей, пользующихся в общении моббингом, очень много тех, кто в детском возрасте использовал окружающих в своих целях или наблюдал подобное поведение у своих родителей. Психологи говорят о так называемой имитации поведения.

    Классический случай, когда люди обманывают и манипулируют друг другом, — это спор о наследстве. Жадность заставляет некоторых членов семьи безудержно использовать всевозможные уловки — в частности тогда, когда родственные связи недостаточно тесные.

    Подобные приемы используются также в спорах между соседями — даже во время судебных процессов.

    Манипулирование и надувательство применяются во всех областях жизни. И этот феномен отнюдь не новый — но сегодня общественное принятие таких трюков намного больше, что не в последнюю очередь связано с растущей жаждой успехов и достижений, с возрастающим страхом за свое существование и чувством бессилия перед несправедливостью, с которыми в настоящее время сталкиваются многие люди.

    Мы все значительно раздвинули наши моральные границы. В оправдание мы можем назвать целый ряд причин — в конце концов, нас тоже постоянно провоцируют и обманывают. А мы должны защищаться, чтобы не пропасть в этих ежедневных конфликтах.

    Это все понятно и логично; однако к чему все это приведет? Не навредим ли мы сами себе? Что же, мы теперь не можем полагаться на постоянные, доверительные отношения друг с другом, на долгосрочное сотрудничество?

    Что-то должно измениться — в нашем общении и нашем обращении друг с другом, иначе всему нашему обществу будет нанесен непоправимый вред.

    Если каждый пересмотрит свои моральные критерии и будет распознавать грязные трюки другого человека, разоблачать их и правильно реагировать на них, что-то изменится, и мы все только выиграем от таких изменений.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх