Глава 3. Учимся общаться

Чтобы ребенок чувствовал себя в общении уверенным, вел себя спокойно и достойно, следует неустанно внушать ему общеизвестный принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Важно внушить, что общение должно сводиться к диалогу. Как часто мы, взрослые, заменяем его монологом. Беседуя, мы вроде слушаем друг друга, но слышим ли? Так вот, давайте прежде всего учить свое дитя именно слышать другого, быть внимательным к настроению, желаниям, чувствам собеседника.

Помогите ребенку усвоить правила, которые научат его уверенности среди сверстников.

– Играй честно.

– Не дразни других, не приставай со своми просьбами, не выпрашивай ничего.

– Не отнимай чужого, но и все свое не отдавай без вежливой просьбы.

– Если у тебя попросят что-нибудь – дай, если попытаются отнять – защищайся.

– Не дерись, если в этом нет необходимости. Ударить можно только для самозащиты, когда бьют тебя.

– Если тебя зовут играть – иди, не зовут – попросись, в этом нет ничего постыдного.

– Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.

– Почаще говори: давай вместе играть, давай дружить.

– Не выставляйся. Ты не лучше всех и не хуже всех. Умей уважать желания и чувства тех, с кем играешь или просто общаешься.

Учиться общаться можно не только непосредственно в кругу сверстников, но и дома, играя с кем-нибудь из взрослых, которые помогут разобраться в сложной ситуации. В качестве примера предлагаю поиграть со своим малышом в игру «Что будет, если...»

Предложите такие ситуации (желательно обсудить вместе с ребенком каждый из предлагаемых вариантов ответа).

1. Твой друг, пробегая мимо, нарочно толкнул тебя, но споткнулся сам и упал. Ему очень больно, он плачет. Что ты сделаешь:

– забудешь свою обиду и подойдешь к нему, чтобы пожалеть;

– обрадуешься происшедшему и скажешь: «Так тебе и надо»;

– не обратишь внимания;

– тоже будешь плакать.

2. Друг без разрешения взял твою игрушку. Что ты сделаешь:

– пожалуешься кому-нибудь из взрослых;

– начнешь на него кричать;

– ударишь его;

– заплачешь;

– станешь отбирать свою игрушку;

– спокойно попросишь вернуть ее;

– попросишь взамен другую;

– найдешь себе другое занятие.

3. Сверстник постоянно дразнит тебя и смеется над тобой. Как ты поступишь:

– тоже будешь дразнить его;

– подерешься с ним;

– постараешься не обращать внимания;

– будешь плакать;

– будешь смеяться вместе с ним;

– скажешь ему, что он ведет себя некрасиво.

4. Приятель нарочно толкнул тебя, причинив боль. Как ты поступишь:

– тоже толкнешь его;

– пожалуешься кому-нибудь из взрослых;

– заплачешь;

– позовешь на помощь кого-нибудь из старших, чтобы он побил твоего обидчика;

– постараешься не обращать на это внимания.

5. Друг или подружка доверили тебе тайну, а тебе очень хочется рассказать об этом маме, папе или еще кому-нибудь. Как ты поступишь:

– будешь держаться, ведь тебя просили никому об этом не рассказывать;

– расскажешь по секрету маме или папе;

– расскажешь по секрету другим приятелям;

– будешь сообщать об этом всем подряд, забыв о своем обещании хранить тайну.

6. К тебе в гости пришел друг. Вы с ним тихонечко играете в твоей комнате, тут приходит папа и приносит твое любимое мороженое. Как ты поступишь:

– сразу же съешь его, не поделившись с товарищем;

– отнесешь мороженое в холодильник и съешь после того, как друг уйдет;

– отдашь мороженое другу;

– поделишься с другом.

Ситуации для обсуждения могут быть самыми разными. Их необязательно придумывать, очень часто их подсказывает сама жизнь. Анализируйте ситуации, которые происходили с вашим дитем или с кем-нибудь из его приятелей. Спрашивайте у него, как при этом вел себя он сам, ребятишки, оказавшиеся участниками происшедшего, кто поступил правильно, а кто нет, а как еще можно было поступить, чтобы никого не обидеть и все было справедливо...

Не оставайтесь равнодушными к тому, о чем рассказывает сын или дочь. Старайтесь проявлять по всем его сообщениям неподдельный интерес или хотя бы заинтересованность.

Задавая ему вопросы, старайтесь незаметно подвести его к правильному решению проблемы. Помогите ему поверить в то, что это решение принял он сам, ведь это так важно для формирования уверенного в себе человека.

Подобное отношение к его личности поможет ему обрести уверенность в себе, и со временем он самостоятельно и достойно сможет справиться с возникающими в жизни сложными ситуациями.

Независимость в суждениях, способность ответственно принимать решения приходит с годами, но можно помочь дошкольнику приобрести эти качества раньше. Прежде всего научите его критично расценивать собственные поступки. В этом поможет «Волшебная шкатулка». Сделайте ее из какой-нибудь коробочки или любого ненужного футляра, а также приготовьте жетоны двух цветов, например красного и зеленого. Пусть каждый вечер ваш малыш помещает в эту шкатулку жетоны с учетом того, какой поступок он совершил: хороший – опускает красный жетон, плохой – зеленый. В конце недели откройте шкатулку и посмотрите, каких жетонов больше, попросите его рассказать, когда он поступил очень хорошо, а когда плохо и почему.

Проводите такие беседы спокойно, не повышая голоса, если даже услышанное вам неприятно. Обязательно выясните, что заставило его поступить именно так, а не иначе, как нужно было повести себя в данной ситуации.

Не навязывайте малышу свою волю. Если вдруг между вами возник спорный вопрос, не обязательно при его решении последним должно быть именно ваше слово. Помните об интересах ребенка. То, что единственно правильное на ваш взгляд, далеко не всегда правильно с его точки зрения. Умейте выслушать его, каким бы спорным, по вашему мнению, ни было его мнение. Непонимание со стороны родителей даже в таком возрасте может надолго создать психологический барьер в общении с другими людьми.

Если ребенок не хочет рассказывать о плохих поступках, не настаивайте на этом. Тот факт, что он не хочет говорить о плохом, уже свидетельствует, что он осознает неправильность своего поведения и в следующий раз не повторит подобного. Обязательно похвалите малыша за хороший поступок, за правильно принятое решение.

Предоставьте право решать некоторые проблемы ему самому. У него все-таки своя жизнь. Согласитесь, что мальчик предпочтет получить оплеуху от своего более сильного товарища и после этого вступить с ним игру, чем прятаться за мамину юбку. Да и девочка, поссорившись с подружкой из-за красивой куклы, очень скоро забудет свою обиду и, скорее всего, продолжит игру, а не побежит к маме или бабушке.

Для полноценного общения необходимо с самого раннего детства развивать у малыша чувство юмора. Люди, умеющие со смехом, улыбкой, шуткой выйти из затруднительной ситуации, всегда в центре внимания. Они, как правило, живут в ладу с окружающими в любом коллективе – детском, взрослом или разновозрастном.

К сожалению, в повседневности мы редко встречаем людей с открытой, доброжелательной улыбкой. Вероятно, это связано с трудностями нашей жизни. Но чтобы ваше дитя всегда могло быть душой любой компании, формируйте это чувство с самого раннего возраста.

Начните с воспитания чувства самоиронии. Ни в коем случае не путайте его с самоуничижением, заниженной самооценкой. Позже самоирония поможет ему проще смотреть на собственные недостатки (вспомним случай с девочками-тройняшками), легко выходить из непростой ситуации самому или помогать в подобных случаях товарищам. Приобретя с вашей помощью это замечательное качество, вместо плача на обидную дразнилку или прозвище он ответит улыбкой или скажет что-нибудь свое, смешное, но безобидное, тем самым пристыдив обидчика.

Начните как можно раньше, и тогда он будет готов к преодолению трудностей жизни, ее тернистых тропок и ухабов.

Итак, вы проделали большую работу, ежедневно занимаясь со своим ребенком. А теперь снова вернитесь к вопросам, с которых начиналась эта книга. Надеюсь, теперь на большинство из них вы ответили положительно. Значит, ваш малыш обрел желанную уверенность в себе, он готов к новым знакомствам и верной, преданной дружбе.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх