• 1. ОБРАЗОТЕРАПИЯ: ЧЕМ ОНА МОЖЕТ ПОМОЧЬ ВАМ
  • Деловая женщина и боязнь самолетов
  • Шкала отчетливости образов
  • Использование образных ассоциаций
  • 2. ОБРАЗЫ — КЛЮЧ К РАЗГАДКЕ
  • Пошаговая техника
  • Еще один пример пошаговой техники
  • Идеализированный образ «Я»
  • Недостающее звено
  • Построение мостика
  • 3. КАК РАЗВИТЬ СВОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
  • Образы и страхи
  • Где хранятся образы?
  • Упражнения для выработки синхронии мозга
  • Часть I. СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВ

    1. ОБРАЗОТЕРАПИЯ: ЧЕМ ОНА МОЖЕТ ПОМОЧЬ ВАМ

    Многими из методов, описанных в этой книге, я пользуюсь уже более двадцати лет, и давно уже говорил себе: «Когда-нибудь я напишу об использовании образов в психотерапии. Это будет книга, в простой форме рассказывающая о том, как мы можем использовать силы воображения себе на пользу». Правильное применение образов может помочь нам выработать уверенность в себе, развить выносливость и энергичность и обнаружить массу новых применений своему интеллекту.

    Вы наверняка встречались с множеством книг, рассказывающих о скрытом потенциале человеческой психики и предлагающих волшебные ключи к успеху или тайные способы достижения вершин интеллекта. Цель этой книги — отодвинуть завесу таинственности и показать вам, как при помощи незамысловатых приемов можно совершенствовать свою личность. Акцент здесь делается на том, как достичь изменений. Шаг за шагом вы получите представление о том, как с помощью воображения и фантазии преодолеть страх и тревожность, депрессию и злость, чувство неполноценности и другие отрицательные эмоции. Кроме того, вы научитесь тому, как при помощи образов избавляться от мешающих вам привычек, например курения или переедания, а также тому, как сделать свою жизнь радостнее — как получать больше удовольствия от взаимодействия с людьми, как привнести элемент творчества в свою работу, добиться успехов в спорте, а также сможете освоить более эффективные способы общения.

    Что мы имеем в виду, говоря слово «образы»? В наших целях мы пользуемся только словарным определением: «Образ — это мысленная картина того, что в данный момент недоступно непосредственному восприятию». Например, если я попрошу вас сказать мне, сколько окон в вашем доме, вы, вероятно, на несколько мгновений закроете глаза, а затем ответите. Для того чтобы сосчитать окна, вам необходимо будет представить себе свой дом, создать его мысленный образ или картину.[1] Точно так же, если мы слышим имя хорошо известного нам человека, перед нашими глазами тут же встает его образ. Вы легко можете представить себе свою спальню, а уже через секунду мысленно перенестись за тысячи километров от дома. После этого вы можете вообразить, что сидите на работе и читаете газету, а уже через мгновение оказаться в бревенчатой избушке или на песчаном пляже, а может быть, за столом с друзьями — и продолжать с легкостью перемещаться от одной сцены к другой.

    Узники одиночных камер рассказывали, как живое воображение помогало им пережить заключение. С помощью образов можно совершить то, что в данный момент физически невозможно. Некоторые утверждают, что могут мысленно играть в шахматы одновременно черными и белыми. Не у всех образы бывают одинаково яркими и четкими, но, как заметил Джозеф Шорр, директор лос-анджелесского Института применения воображения в психотерапии, образы присутствуют в голове каждого, независимо от того, чем человек в данный момент занят — рассуждает о чем-то, желает чего-то или решает какую-то проблему. Если вы просто расслабитесь и закроете глаза, перед вами, скорее всего, предстанут мысленные картины. Воображение иногда называют еще «глазами души».

    Эта книга расскажет вам о том, как можно использовать разнообразные образы для осуществления перемен как в своей личности, так и в своем поведении. В моем арсенале накопилось множество проверенных процедур и техник, в которых используется воображение. В ходе работы мне пришлось отказаться от использования многих теорий и методов, оказавшихся неэффективными. В результате в моем распоряжении остался набор техник, обладающих поистине удивительной силой.

    Деловая женщина и боязнь самолетов

    Чтобы продемонстрировать эффективность применения образов в психотерапии, приведу типичный пример. Ко мне обратилась женщина, которой удалось добраться до вершины служебной лестницы в организации, где абсолютное большинство должностей принадлежало мужчинам. Она испытывала ужас перед полетами, но новая работа требовала посещать различные удаленные компании, для чего необходимо было летать на самолете по крайней мере четыре раза в год. «Я уже обращалась к гипнотизеру, но он не смог мне помочь, поскольку я не могу войти в транс. Затем я пошла к психиатру, который сообщил мне, что у этой проблемы очень глубокие корни и для ее преодоления потребуются годы. Что Вы мне посоветуете?»

    Ее страхи начались около четырех лет назад, после просмотра фильма об авиакатастрофе. С тех пор женщина избегала полетов, и даже мысль о них стала приводить ее в ужас. Она всерьез подумывала о том, чтобы отказаться от только что полученной должности. «У меня сейчас два личных секретаря, но, может быть, мне лучше уйти из компании и самой стать секретарем. По крайней мере, тогда мне не придется летать на самолетах». Друзья пытались воздействовать на нее с точки зрения здравого смысла и логики. Они убеждали женщину, что мы рискуем на каждом шагу и что на борту самолета она находится в большей безопасности, чем за рулем автомобиля. «Я все это знаю, — отвечала она, — но мысль о полете меня просто ужасает». После того как мы обсудили ее страх в подробностях, мне стало ясно, в чем было дело. Простой тест словесных ассоциаций показал, что в ее голове сформировались следующие связки: Самолет = Катастрофа. Пилот = Опасность. Двигатель = Взрыв. Посадка = Пожар. Взлет = Крушение. Стюардесса = Гибель. (Процедура теста словесных ассоциаций заключается в том, что вы предлагаете человеку список слов, относящихся к интересующей вас теме, на которые он должен ответить первым пришедшим в голову словом.) Эта женщина определенно видела самолеты не как воздушные суда, которые легко и быстро доставляют людей к месту назначения. В ее воображении они неизбежно разбивались — если не при взлете, так при посадке; они взрывались на полпути к месту назначения, их двигатели глохли, крылья отваливались, на борту внезапно вспыхивали пожары. Спасения не было.

    Я попросил ее представить себе, что она находится на борту самолета, долетевшего до аэропорта назначения без проблем. Это оказалось невозможным. Самый благоприятный исход, который она могла себе вообразить, выглядел так. Из громкоговорителей на борту раздается голос пилота: «Говорит капитан. Произошло отключение двух двигателей от системы энергоснабжения. Прошу всех надеть спасательные жилеты. Они находятся под вашими креслами. Мы падаем. Сохраняйте спокойствие». Как вы думаете, если бы перед тем, как отправиться в путешествие, вы заглянули в магический кристалл и увидели в нем, что вам предстоит оказаться в страшной катастрофе, — разве вы не постарались бы избежать поездки? Эта женщина постоянно жила с кошмарными образами такой силы, что с помощью одной лишь логики преодолеть ее фобию было, безусловно, невозможно. Необходимо было заменить появляющиеся перед ее мысленным взором картины ужасов на позитивные образы удобства, практичности и безопасности полетов.

    Для начала мы поговорили о катастрофах малой вероятности, причем я подчеркнул тот факт, что исчисляются они тысячами и могут подстерегать нас на каждом шагу. Можно поскользнуться в ванне, разбить голову и умереть. Стоит ли из-за этого прекращать принимать душ? Или, к примеру, на нее мог обрушиться потолок или же она могла споткнуться, упасть и сломать шею. Беспокойство по поводу катастроф малой вероятности — явно невротический симптом. Безусловно, имеет смысл предохранять себя от происшествий высокой вероятности, но полеты таковыми не являются, так что, если она хочет продолжать беспокоиться по поводу этого конкретного вида катастроф, почему бы не составить целый список? Такое незамысловатое, но убедительное описание положения вещей позволило ей по-другому взглянуть на свои страхи. «Постоянно думать о катастрофах низкой степени вероятности — глупо и бессмысленно». Может ли у самолета, катящегося по взлетной полосе, спустить колесо? Может треснуть обшивка? Могут все пассажиры сгореть в пожаре? Безусловно, но риск подавиться, жуя кусок мяса, или погибнуть от удара током, поджаривая хлеб в тостере, возможно, намного выше.

    Основная стратегия лечения заключалась в том, что клиентка отправлялась во все более и более приятные полеты в своем воображении. Удобно устроившись в кресле в моем кабинете, она представляла себе, как в полете знакомится с интересными людьми, ест вкусный обед, смотрит хороший фильм, разглядывает устройство и отделку разных «ДиСи-8» и «Боингов-747». По мере продвижения вперед я вводил то немножко «болтанки», то парочку воздушных ям, то звуки, слышные на борту, — характерный звук механизмов, включающихся при приземлении, шум опускающихся закрылков.

    В течение двух месяцев мы провели около восьми психотерапевтических сеансов, в дополнение к которым клиентка выполняла упражнения дома, и после этого она отправилась в свой первый полет. Он был довольно коротким, из Нью-Йорка в Вашингтон. На всякий случай она предварительно заказала себе обратный билет на поезд, но потом решила возвращаться самолетом. «Мне так понравилось! — рассказывала она позже. — Я совсем не боялась. Мне было спокойно, я чувствовала, что нахожусь в полной безопасности». А потом пошутила: «Правда, теперь я боюсь есть бифштекс, готовить тосты и принимать ванну».

    Прошло уже четыре года с тех пор, как эта женщина впервые пришла ко мне на прием. С тех пор она налетала тысячи километров — и внутри страны, и за границей. Ее снова повысили по службе, и свои новые обязанности на работе она успешно совмещает с обязанностями жены и матери. Хочу обратить внимание на то, что при помощи образов ее фобию удалось преодолеть, не обращаясь к формальному гипнозу и традиционной психотерапии. В главе 5 будут приведены дополнительные примеры избавления от фобий при помощи образов; кроме того, на протяжении всей книги мы будем рассматривать специальные упражнения, цель которых — использовать воображение, для того чтобы полнее наслаждаться жизнью. Вы увидите, как можно использовать определенные образы, для того чтобы преодолеть страх и дурное расположение духа, избавиться от вредных привычек, помочь себе при психосоматических заболеваниях, улучшить свои спортивные результаты, даже предотвратить «шок от будущего» и пережить неизбежные потери.

    Разумеется, существуют индивидуальные различия в нашей способности к формированию отчетливых образов. Кто-то может представить себе события с такой яркостью, как будто он реально за ними наблюдает. У других формируются образы «очень отчетливые» (но не идеальные). Далее, по убывающей, идут образы «средней отчетливости», «относительно отчетливые», «смутные и неотчетливые» и, наконец, «неразличимые». Для того чтобы с пользой для себя выполнять упражнения, описанные в этой книге, вам будет достаточно умения вырабатывать относительно отчетливые образы. Естественно, если вам доступны образы средней или высокой отчетливости — тем лучше.

    Шкала отчетливости образов

    Проведем простой тест. Я попрошу вас представить себе определенные вещи. Если образ будет очень отчетливым, поставьте себе 4 балла, если отчетливость будет средней, вы получаете 3 балла, если относительной — 2, и если образ будет неотчетливым — 1. Если же перед вашим мысленным взором не появится никакого образа или он будет совсем нечетким — получаете 0. Прочтя каждое из заданий, закройте глаза, попытайтесь представить себе образ насколько возможно отчетливо, а затем запишите оценку, которую себе поставили.

    Подумайте о своем близком родственнике или друге./Баллы

    1. Представьте, что он или она стоит перед вами. ()

    2. Представьте себе этого человека смеющимся. ()

    3. Представьте его глаза. ()

    4. Представьте себе вазу с фруктами. ()

    5. Вообразите, что вы едете по сухой пыльной дороге. ()

    6. Представьте себе, что бросаете мяч. ()

    7. Представьте себе дом, в котором жили в детстве. ()

    8. Вообразите, что смотрите на витрину магазина. ()

    9. Представьте себе белый песчаный пляж. ()

    10. Представьте себе телевизионный экран

    без изображения. ()

    11. Услышьте собачий лай. ()

    12. Представьте себе звук взрывающейся хлопушки. ()

    13. Почувствуйте тепло горячего душа. ()

    14. Представьте себе, что проводите пальцем по куску

    наждачной бумаги. ()

    15. Представьте себе, что вы поднимаете тяжелый

    предмет. ()

    16. Вообразите, что поднимаетесь по крутой лестнице. ()

    17. Представьте вкус лимонного сока. ()

    18. Вообразите, что едите мороженое. ()

    19. Представьте себе запах тушащейся капусты. ()

    20. Представьте, что нюхаете розу. ()

    Если вы набрали высшую сумму баллов — 80, значит, за каждое из заданий вы поставили себе 4 балла и все образы вы представляли себе очень отчетливо. Это мало кому удается. Если вы набрали 60 или более баллов, это говорит о хорошо развитом воображении. Если набранные вами баллы в сумме составили менее 30, эта книга вряд ли вам поможет. При серьезной тренировке вы, возможно, сможете научиться вырабатывать более четкие образы, но я посоветовал бы вам воспользоваться каким-нибудь другим методом. Если же у вас 30 или более баллов — техники с использованием образов будут вам чрезвычайно полезны.

    Сегодня широко распространена работа над собой, и в этой книге вы найдете целый ряд упражнений и техник, которыми можно самостоятельно пользоваться дома. Применение некоторых техник образотерапии требует присутствия психотерапевта, который поможет вам направить фантазию в нужное русло и в случае необходимости предотвратит возникновение неприятных переживаний. В этой книге, однако, такие техники не приводятся. В большинстве же случаев присутствие психотерапевта при выполнении упражнений с использованием образов необязательно, и хотя я (психотерапевт) участвовал в большинстве сеансов, приводящихся в этой книге в качестве примеров, прошу вас иметь в виду, что этими методами вы можете пользоваться и самостоятельно. Большинство моих клиентов делали упражнения с образами дома, как домашние задания. Лучших и скорейших результатов добивались те, кто регулярно и добросовестно занимались самостоятельно.

    Очень многим людям присуще ощущение собственного бессилия. Систематическое выполнение упражнений с образами помогает почувствовать себя сильным и стать хозяином своей судьбы. Эта книга, написанная по результатам клинических наблюдений, сделанных мною и моими коллегами, подробно расскажет вам о том, как использовать воображение и фантазию в своих интересах.

    Вспоминая клиентов, в работе с которыми я использовал образы, перелистывая записи сотен случаев, я не могу не восхититься реальными существенными результатами, которых так часто удается добиться, если активизировать воображение. В этой книге описано множество примеров и упражнений, но сейчас мне хотелось бы остановиться на моих любимых техниках.

    Использование образных ассоциаций

    Пациент: Я постоянно нахожусь в нервном и подавленном состоянии. Не знаю, что со мной происходит. Я плохо работаю, все просто валится из рук.

    Психотерапевт: Что ж, мы уже пытались выявить причины Вашей тревожности и внутреннего напряжения и использовали разнообразные методы, чтобы помочь Вам справиться со страхами. Часто в тех случаях, когда никакие методы не работают, на помощь приходит воображение.

    Пациент: Что Вы имеете в виду?

    Психотерапевт: Сейчас покажу. Устройтесь поудобнее, постарайтесь расслабиться, почувствуйте тяжесть и размягченность в своем теле, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов… Закройте глаза и представьте себе, что находитесь в хорошем, приятном месте и занимаетесь чем-то таким, от чего на душе у вас наступает мир и покой. Не спешите. (Проходит около минуты.) Что происходит? Похоже, Ваше дыхание замедлилось и выровнялось, Вы выглядите расслабленным. Что Вы себе представляли?

    Пациент (открывает глаза): Почему-то я представил себе, что нахожусь на ферме и наблюдаю, как люди доят коров; в моем сознании промелькнуло множество картин.

    Психотерапевт: Например?

    Пациент: Большинство из них я не могу вспомнить, но среди них было то, что я делал в детстве. Я очень любил работать на ферме.

    Психотерапевт: Давайте проведем простой эксперимент. Могли бы Вы сейчас войти в напряженное, тревожное, подавленное состояние? Постарайтесь почувствовать сильную нервозность.

    Пациент: Это проще простого! (Через несколько секунд.) Получилось. Даже в животе шевеление возникло.

    Психотерапевт: Как Вы вызвали у себя негативные ощущения? На каких мыслях, образах, картинах вы концентрировались?

    Пациент: Я не знаю.

    Психотерапевт: Не может быть. Вы ведь думали о чем-то? Вы представляли себе дойку коров?

    Пациент: Нет. (Пауза.) Мне кажется, я подумал о своем волнении и о том, что я просто превращаюсь в развалину. Ни о чем конкретном я не думал.

    Психотерапевт: Вернитесь в тревожное состояние. Почувствуйте, как тревога нарастает. (Пауза.) Оставаясь в этом состоянии, представьте себе любую сцену из своего прошлого. Быстро. Что Вы видите?

    Пациент: Знаете, что пришло мне в голову? Я почему-то вспомнил пони, которого отец купил мне, когда мне было десять лет. Что же из этого можно извлечь?

    Психотерапевт: Представьте себе этого пони максимально отчетливо. Закройте глаза и «посмотрите» на него.

    Пациент (заметно расстраиваясь): Пони сломал ногу, и его пришлось усыпить.

    Психотерапевт: Это образ, который возник в Вашем сознании?

    Пациент (со слезами): Нет. Так было на самом деле. Мой старший брат ехал верхом на пони. Пони провалился ногой в яму. Сейчас я ужасно волнуюсь.

    Психотерапевт: Может быть, мы добрались до чего-то важного. Представьте себе, как ваш брат едет на пони. Что Вы видите?

    Пациент: Я не могу себе этого представить. Ничего не вижу.

    Психотерапевт: Расслабьтесь. Откиньтесь на спинку кресла. «Отпустите» напряжение. Дышите глубже; почувствуйте, как с каждым выдохом напряжение уходит из Вашего тела. (Пауза 30 секунд.) Теперь представьте себе, как Ваш брат едет на пони.

    Пациент долго молчит.

    Психотерапевт: Какие образы Вы видите?

    Пациент: Очень странно. Я не могу ясно представить себе своего брата. Я вижу его на пони, а потом вдруг его образ сменяется моим — теперь уже я еду на пони. Мы как бы сменяем друг друга.

    Психотерапевт: И сливаетесь?

    Пациент: Что Вы имеете в виду?

    Психотерапевт: Вы не можете отделить свой образ от образа брата?

    Пациент: Не знаю. Непонятно.

    Психотерапевт: Давайте попробуем еще раз. Не торопитесь, расслабьтесь, устройтесь поудобнее, подышите спокойно, а затем попытайтесь представить себе своего брата верхом на пони.

    Пациент (открывает глаза примерно через 30 секунд): Да, мы сливаемся. Образ одного из нас улетучивается и сменяется образом другого. Неясно, кто едет на пони — я или мой брат.

    Психотерапевт: Это тот брат, который умер несколько лет назад?

    Пациент: Да, самый старший.

    Психотерапевт: Давайте посмотрим… Он был на восемь лет старше Вас?

    Пациент: Да. Два других брата старше меня на 6 лет и на 4 года. Не знаю, что это может означать… Не хочу менять тему, но должен Вам сказать, что я очень плохо себя чувствую.

    Психотерапевт: Что с вами?

    Пациент: Болит голова, возникло головокружение и напряжение в груди.

    Психотерапевт: Да, заметно, что Вы расстроены и взволнованы. Но я начинаю понимать, что с Вами происходит. Давайте продолжим. Сколько лет было вашему брату, когда он умер?

    Пациент: Пятьдесят два года, у него случился инфаркт.

    Психотерапевт: А Вам сейчас пятьдесят один.

    Пациент: Ну, и что?

    Психотерапевт: Как Вы думаете, почему образы сливались в Вашем воображении?

    Пациент: Что Вы хотите сказать?

    Психотерапевт: Нам никак не удавалось понять, почему несколько месяцев назад у Вас вдруг возникла тревожность и подавленность. Казалось, что никакого логического объяснения этому нет. В вашей жизни вроде бы все в порядке, но в последнее время вы становились все более тревожным, напряженным и несчастным…

    Пациент: И Вы считаете, что все это как-то связано с моим братом?

    Психотерапевт: А Вам Ваше шестое чувство ничего не подсказывает? Возможно, Вы слишком сильно идентифицировали себя со своим братом. Я думаю, Вы соперничали с ним во многом. Так или иначе, он умер от инфаркта в 52 года, и, я думаю, что в уголке Вашей души живет мысль о том, что его участь предопределяет Вашу и что Ваша жизнь точно так же закончится в 52 года.

    Пациент: И поэтому мне так тревожно?

    Психотерапевт: Вам такое объяснение не кажется правдоподобным?

    Пациент: Не знаю. То есть не могу ответить ни да, ни нет.

    Психотерапевт: Давайте поработаем с другими образами. Закройте глаза и постарайтесь максимально расслабиться. (Пауза около 40 секунд.) Теперь представьте себе, что ваш брат стоит перед Вами. Представьте его себе насколько возможно ярко и отчетливо.

    Пациент (примерно через 30 секунд): Я не могу! По-моему, Вы правы. Его образ постоянно сменяется моим, и наоборот. Если проблема в этом, как же мне с ней справиться?

    Психотерапевт: Начнем с простого упражнения. Снова расслабьтесь, закройте глаза и повторяйте про себя: «Я — не мой брат, я — это я». Повторяйте это в течение нескольких минут.

    Пациент (примерно через минуту): Знаете, тревога от этого сильно уменьшается…

    Комментарий. Когда вскрылись новые факты, исходную гипотезу относительно причин состояния пациента пришлось расширить, но использование образов позволило обнаружить основной источник тревожности. Применение образотерапии часто позволяет проникнуть через завесу слов к сути проблемы. Люди нередко запутывают себя и других, слишком серьезно раздумывая над проблемой и затмевая ее суть множеством слов. Образотерапия помогает психотерапевту преодолеть эти барьеры.

    Образные ассоциации часто оказываются действенным орудием, помогающим вскрыть причину повседневных расстройств. Безусловно, при наличии высокой тревожности, депрессии и других эмоциональных нарушений необходимо вмешательство профессионала. Однако если вы почувствовали напряжение, нервозность или другие неприятные ощущения и не можете понять, что именно вас расстраивает, вы можете самостоятельно воспользоваться образными ассоциациями.

    1. Постарайтесь максимально расслабиться. (Упражнения на расслабление приведены в приложении.)

    2. После этого вернитесь к своим негативным ощущениям и попытайтесь усилить их. Например, если вы нервничаете, постарайтесь разнервничаться еще больше; если злитесь — дайте своему гневу овладеть вами.

    3. «Поймайте» образ, возникший перед вашими глазами. Постарайтесь увидеть его максимально ярко. (Большинство людей предпочитает выполнять такие упражнения с закрытыми глазами, но это не обязательно.)

    4. Перед вашими глазами могут одновременно начать появляться другие образы. Если это происходит, старайтесь сделать каждый из них максимально ярким.

    5. Если другие образы не появляются, «приблизьте» к себе исходный образ, как будто надвигаете на него объектив фотоаппарата. Образ должен находиться на минимальном расстоянии от вас. Это поможет рассмотреть значимые связи между разными его частями или же породит новые образы.

    6. Следуя за каждым из образов, вы можете возвращаться к предыдущим образам или их частям. Главное — стремитесь увидеть каждый из них максимально отчетливо.

    Это простое упражнение часто порождает интересные инсайты и позволяет сделать неожиданные открытия. Великие ученые — такие как Уильям Джеймс, много писавший о потоке сознания, и Зигмунд Фрейд, первым использоваший метод свободных ассоциаций, — отдавали себе отчет в ценности информации, получаемой посредством погружения в глубины мышления. Техника образных ассоциаций связана с многочисленными теориями, рекомендующими выуживать ценные факты из сменяющих друг друга калейдоскопических картинок, проходящих перед нашими глазами, и событий, развивающихся в нашем воображении.

    В следующей главе будет описана более высоко структурированная техника, позволяющая добиться того же результата. Я называю ее пошаговой техникой.

    2. ОБРАЗЫ — КЛЮЧ К РАЗГАДКЕ

    Понимание роли, которую играет воображение в нашей жизни, помогает разгадать многие, казалось бы, неразрешимые загадки. Например, недавно ко мне обратилась молодая женщина с жалобой на то, что она чувствует себя несчастной, не понимает, что с ней происходит, и ее преследует тревога. Она объяснила мне, что эти симптомы появились, как только она получила повышение по службе. «Мне сообщили, что меня повышают и переводят в другой отдел, где я буду отвечать за приобретение товара, и что моя прибавка в зарплате составит более 25 долларов в неделю… И хотя меня порадовало повышение жалованья и новые обязанности мне понравились, я сразу же запаниковала… Я не понимаю, в чем дело: ведь у меня нет никакой причины не радоваться повышению». Она должна была приступить к выполнению своих новых обязанностей через три недели и просто не знала, как ей быть в этой ситуации.

    Практикующий психотерапевт сталкивается с такими загадками на каждом шагу. Что же в действительности беспокоило эту женщину? В голову приходило много идей. Может быть, она боялась, что дополнительная ответственность будет ей не по плечу? Или ей казалось, что она не заслуживает прибавки к жалованью? Или что новая работа помешает ей иметь детей? Возможно, муж стал бы возражать? Мы обсудили все эти возможные причины, плюс еще несколько, но источника тревоги обнаружить не удалось. Тогда я решил призвать на помощь образы.

    Пошаговая техника

    Я попросил клиентку устроиться поудобнее, закрыть глаза, расслабиться и успокоиться. После нескольких минут расслабления я предложил ей представить себя на работе. «Представьте, что Вы уже работаете в новом отделе. Не торопитесь, представьте себе, что вы находитесь на рабочем месте. Что вы видите?» Перед ее мысленным взором возникли разные картины: она работает с покупателями, дает советы продавцам, задает вопросы торговым представителям, подсчитывает объем продаж, заказывает товар. Ни одна из этих мысленных сцен не вызвала у нее чувства дискомфорта. Загадка оставалась неразрешенной. Тогда я решил сделать следующий шаг.

    «Представьте себе, что Вас дальше продвигают по службе. Теперь Вы вице-президент компании». Через несколько секунд она открыла глаза и выпрямилась. «Теперь я начинаю понимать, что меня беспокоит».

    Выяснился важный факт. Представив себе, что она стала вице-президентом, моя клиентка поняла, что подобная возможность не так уж и нереальна и что она вполне могла получить высокую должность года через два. В течение нескольких минут она «переваривала» эту мысль. «Здесь-то и кроется проблема, — объяснила она. — У меня есть некоторые не совсем еще определенные планы на ближайшие пять лет, и мысль о том, что моя теперешняя работа меня „затянет“, меня очень пугает. Если все будет получаться слишком хорошо, я могу там завязнуть, а потом пожалею об этом». Позже она добавила: «Я хочу делать свою работу хорошо, но боюсь делать ее слишком хорошо, потому что в конце концов я могу соблазниться деньгами и престижем и начать заниматься чем-то ужасно скучным». После этого у нас появилась возможность обсудить ее неуверенное состояние и возникающие в ее карьере соблазны и прийти к логическому решению проблемы.

    Это пример использования образов в целях диагностики. Неприукрашенные образы часто помогают разобраться в сложных ситуациях. Если вы не можете найти объяснения каким-то своим действиям или чувствам, постарайтесь представить себе ситуацию, в которой они проявляются. Если ответ все-таки не приходит, вспомните о пошаговой технике. Вообразите себе развитие ситуации на несколько шагов вперед. Так вы можете обнаружить в себе нечто, о чем раньше и не подозревали.

    Одна из причин действенности пошаговой техники заключается в том, что она позволяет нам проникнуть сквозь барьер естественного сопротивления. Человеку свойственно ограждать себя от неприятных мыслей, образов, чувств и событий. Мы склонны уходить от проблем. Однако если мы о них не думаем, если мы не «работаем» со своими негативными эмоциями, нам редко удается с ними справиться. Сделав следующий шаг и представив себе возможные последствия, мы не только даем себе возможность взглянуть в глаза реальности, но и несколько отстраняемся от ситуации и можем увидеть ее более бесстрастным взглядом. Таким способом можно обнаружить решения сложных проблем и найти способы бороться с несчастьями. Следующий пример послужит хорошей иллюстрацией сказанному.

    Еще один пример пошаговой техники

    Как видно из предыдущего случая, пошаговая техника может помочь пролить свет на суть проблемы, но кроме этого, как станет видно из следующего примера, ее можно использовать и для борьбы с тревожностью.

    Один студент жаловался на то, что его очень тревожили приближающиеся выпускные экзамены. «Я нахожусь в таком напряжении, что не могу сконцентрироваться. Я уверен, что провалюсь», — говорил он. Я спросил его, что произойдет, если он действительно провалит экзамены. Список ожидаемых несчастий был привычным: он не оправдает ожиданий своих родителей, будет выглядеть дураком в глазах товарищей, будет разочарован в себе самом. Я попытался сосредоточить его внимание на той мысли, что его неудача, несмотря на то, что она расстроит его и создаст определенные неудобства в жизни, все-таки не будет кошмарной катастрофой, но он продолжал настаивать на том, что последствия провала на экзаменах будут ужасными и фатальными.

    Поскольку рациональное оспаривание не принесло результатов, я решил обратиться к пошаговой технике. Во-первых, я предложил ему закрыть глаза и расслабить мышцы. Когда он максимально расслабился, я попросил его представить себе, что на экзаменах его постигла неудача. После этого я предложить ему увидеть ее последствия в преувеличенном масштабе. Он не просто расстроил своих родителей — они отказались от него, точно так же от него отвернулись друзья и школа не согласилась его восстановить. В общем, он превратился в настоящего парию. «Что Вы будете делать теперь?» — спросил я его. Подумав несколько секунд, он ответил, что уедет в другую страну и начнет все с начала. Ему стало ясно, что даже при невероятном стечении обстоятельств жизнь для него не кончилась бы. На этой ноте мы и закончили сеанс.

    Через несколько дней он позвонил мне и сообщил, что подготовка к экзаменам идет хорошо, потому что тревога почти исчезла. Это меня порадовало, но не удивило. Пошаговая техника часто позволяет нам увидеть реальные перспективы. Теперь моему клиенту стало понятно, что, если бы он провалил экзамены, это не стало бы концом света. Это дало ему возможность продуктивно работать и надеяться на лучшее.

    У пошаговой техники множество применений. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, которые нам неприятны или которые нас очень беспокоят. «Меня проверяет налоговая инспекция!», «Я поступаю в медицинский институт», «Мне предстоит собеседование», «На следующей неделе я должен выступать перед аудиторией». Если подобные события очень беспокоят человека, ему может очень помочь пошаговая техника. Нужно просто представить себе, что произошло самое худшее, а потом создать образ того, как вы справляетесь с ситуацией — даже самой ужасной.[2] Реальная ситуация, скорее всего, окажется во много раз менее ужасной, чем то, что вы себе вообразили.

    Я использовал пошаговую технику при работе с женщиной, пережившей тяжелый брак и еще более тяжелый развод и после этого боявшейся близких отношений с мужчинами. Мужчины пытались назначать ей свидания, но она всегда отказывалась. Она была одинока, перепугана, не уверена в себе и казалась себе неполноценной. Под влиянием своего бывшего мужа она убедила себя в том, что является бесполым и непривлекательным существом. В действительности же большинство знакомых считали ее очень привлекательной и живой. Попытки переубедить ее ни к чему не приводили. Я спросил, почему же, если она так непривлекательна, столько мужчин хотят с ней встречаться. Она отвечала, что, наверное, из жалости. Тогда я задал ей другой вопрос: что произошло бы, если бы она приняла одно из предложений? «Ой, не знаю, — ответила она, — наверное, мужчина пожалел бы об этом и проводил меня домой как можно раньше». Тут-то я и решил применить пошаговую технику.

    Я попросил ее удобно сесть, расслабиться, закрыть глаза и представить себе то, что я буду описывать. Она приняла предложение привлекательного и обаятельного мужчины встретиться с ним. Он заехал за ней, и они отправились ужинать в очень хороший ресторан. Весь вечер кавалер был милым, приятным, оказался интересным собеседником, но по дороге домой, в машине, он вдруг повернулся к ней и сказал: «Не могу не сказать вам, что у меня никогда не было более скучного свидания. Вы мне так же интересны, как половая тряпка. Приглядевшись к вам, я понял: в Вас нет никакой изюминки. У Вас нет ни одного положительного качества — поверьте, я был очень внимателен. В Вас плохо всё: мне не нравится, как вы ходите, как говорите, даже то, как вы едите, как сидите, как движетесь и как дышите. Ваша одежда безвкусна, а в Вашем теле столько же сексуальности, как во вчерашнем мусоре. Ваш муж, должно быть, святой, раз он смог так долго Вас выдержать».

    Женщина начала улыбаться при словах «вчерашний мусор», а когда я упомянул о ее муже — просто расхохоталась. Она открыла глаза и произнесла: «Все это никто никогда не скажет!» Я согласился с этим, но добавил: «Они могут это подумать». Тут мы повторили упражнение, но теперь уже кавалер вез ее домой молча, мысленно сожалея о потраченных деньгах и размышляя о том, какой глупой, скучной и уродливой она оказалась. Клиентка представила себе, что критике подверглось все — от ее ногтей до ее ценностей и убеждений.

    Когда мы встретились через 10 дней, эта женщина сообщила мне, что за неделю у нее было шесть выходов в свет с двумя разными мужчинами. Она объяснила: «Когда мне предложили встретиться, я решила, что терять мне нечего. Все что угодно покажется мелочью после той „мясорубки“, через которую вы меня пропустили. Что бы они обо мне ни сказали, я-то знаю, что самое худшее я уже слышала». Так пошаговая техника позволила решить еще одну эмоциональную проблему.

    Кроме пошаговой техники существуют еще десятки простых и незамысловатых, но чрезвычайно эффективных техник, в которых используются образы. Для этой книги я выбрал те из них, которые приносят наибольшую пользу. В конечном счете, образы окрашивают наши чувства и порождают эмоции. Печаль, гнев и тревога возникают оттого, что мы представляем себе что-то плохое. Образы могут выступать и в роли особого рода «пророчеств» — если мы воображаем, что не способны справиться с неприятностью, она действительно может привести к эмоциональным проблемам. И наоборот. И в этом заключается одна из главных идей книги: если мы систематически представляем себе успешное достижение своих целей, воображаемое имеет все шансы стать реальным.

    Идеализированный образ «Я»

    Самым лучшим примером образов, помогающих добиться успеха, будет, наверное, техника, известная под названием «идеализированный образ „Я“» (ИОЯ), разработанная доктором Дороти Зюскинд из колледжа Хантер в университете Нью-Йорка. Цель этого метода — помочь тем, кто страдает от недостатка уверенности в себе и низкой самооценки. ИОЯ включает в себя следующие этапы:

    1. Максимально расслабьтесь (см. приложение), затем закройте глаза и представьте себе, что у вас уже есть все те качества и умения, которые вам хотелось бы иметь. Не представляйте себе ничего такого, что находится вне пределов досягаемости, — сосредоточьтесь на том, чего можно достичь в достаточно короткие сроки. Старайтесь представлять все как можно конкретнее. Например, не стоит говорить себе: «Хочу добиться успеха» — это слишком расплывчатая формулировка. Вместо этого представьте себе, что вы стали человеком уравновешенным, с пытливым умом, научились лучше общаться с окружающими и т. д.

    2. Мысленно сравните свое идеальное «Я» с реальным. Это позволит вам определить, что необходимо сделать, чтобы изменить свое поведение.

    3. Вспомните о чем-то, что у вас хорошо получилось, — это помогает в выработке уверенности в себе. Задержитесь на этом воспоминании и пробудите в себе чувства, которые вы испытывали в момент успеха.

    4. Перенесите эти чувства в сегодняшний день, чтобы они относились к тому, что вы делаете сейчас и будете делать в ближайшем будущем.

    5. Сконцентрируйтесь на идеализированном образе «Я». Что бы вы ни делали — говорите ли друзьями, идете ли по улице, присутствуете ли на совещании, — идентифицируйте себя с этим образом. Если почувствуете, что ваше идеальное и реальное «Я» расходятся, спросите себя, что вы делаете неправильно. Представьте, что меняете тактику. В том, что вы делаете и чувствуете, старайтесь быть похожим на свое идеальное «Я».

    На маленьком примере можно рассмотреть, как применяется ИОЯ. Двадцатичетырехлетняя женщина страдала избыточным весом, боялась выступать на занятиях (она изучала английскую литературу) и часто ощущала неловкость при общении. Между ее ИОЯ и ее реальным «Я» было три различия: она видела себя стройной, а не толстой; она представляла себе, как задает вопросы и вставляет реплики на занятиях; ей хотелось быть спокойной и расслабленной при общении с людьми. При каждой возможности она представляла себе свой идеализированный образ. День за днем она видела себя стройной и спокойной. Постепенно позитивный образ стал проявляться в реальных ситуациях. Когда у нее возникало желание съесть что-то высококалорийное, она представляла себе свой идеализированный образ и это помогало ей не нарушить диету. На занятиях, представив себе ИОЯ, она несколько раз рискнула выступить. В результате она начала увереннее чувствовать себя в аудитории и ей стало легче общаться с людьми. «Обычно я опасалась о чем-то спрашивать у чужих людей, но мое идеальное „Я“ вело себя совсем по-другому, и я решила стать больше похожей на „новую себя“, и я этому очень рада».

    Как показывает доктор Зюскинд, когда мы концентрируемся на своих ошибках, недостатках и проблемах в отношениях с людьми, мы все время ждем неудач — мы их сами себе пророчим, и пророчество это вполне может сбыться. Техника ИОЯ дает нам основу для перемены стиля своей жизни в лучшую сторону.

    ИОЯ — лишь одна из множества описанных в этой книге техник, помогающих нам конструктивно изменить свое поведение, выработать реальное позитивное представление о себе и поднять свою самооценку.

    Недостающее звено

    Все знают, что на свете нет двух одинаковых людей. Разные люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Возьмите двух атлетов, переживших тяжелую травму, которые никогда уже не смогут участвовать в спортивных соревнованиях. Один из них впадает в депрессию и постоянно думает о самоубийстве. Для него жизнь потеряла всякий смысл. Другой спортсмен, переживший точно такую же травму, спокоен, уверен в себе и даже оптимистичен. Что же вызвало такие противоположные реакции? Разные образы.

    Первый спортсмен концентрировался на том, что он потерял, с чем он безвозвратно расстался, на том, чего он никогда уже не достигнет, на том, кем он мог бы стать, но уже не станет, на случившемся с ним несчастье. Другой же юноша думал хорошем — не о том, что он потерял, а том, что у него оставалось. Он говорил, что по натуре и по воспитанию он боец, что с атлетических видов спорта он переключится на сидячие — бридж, шахматы или что-нибудь еще — и что, вполне возможно, он станет победителем чемпионатов и соревнований. Так, один человек видел себя готовым к моргу, а другой представлял, как приобретет новые навыки и добьется новых успехов. Разные образы порождают разное поведение, разные чувства, мысли и стратегии решения проблем.

    У многих возникнет вопрос: как получилось, что у этих двух спортсменов выработались такие противоположные способы реагированию на проблему? Ответ на этот вопрос непрост. Чтобы найти его, необходимо исследовать взаимодействие темперамента, значимых событий детства и приобретенные навыки решения проблем в целом. Однако для нас главный вопрос состоит в том, могут ли такие люди, как спортсмен, впавший в депрессию, научиться применять позитивные образы взамен образов вредных и нигилистических. К счастью, в большинстве случаев ответ — да. Вся наша книга — об этом.

    Взаимное недопонимание и эмоциональные стычки часто можно предотвратить, восстановив недостающее звено — невысказанный образ. Например, муж и жена собираются провести выходные в загородном мотеле — «просто, чтобы развлечься». Муж представляет себе, что большую часть времени они будут спать, заниматься любовью, еду будут заказывать в номер и, может быть, посмотрят пару передач по телевизору. Жена же представляет себе, что они будут играть в теннис, плавать в бассейне, танцевать и общаться с другими парами. Этим людям хорошо было бы выстроить единый образ предстоящих выходных до того, как они отправятся отдыхать, иначе «развлечение» может обернуться размолвкой. Классический пример подобной ситуации изображен в мультфильме, в котором жених и невеста едут со свадьбы домой. Жених представляет себе, как он отдыхает, а жена подает ему завтрак в постель. У невесты образ тот же самый, только завтрак подает муж.

    Кстати, о «недостающем звене»: перед многими деловыми женщинами сегодня стоит серьезная проблема — отсутствие четкого образа своей роли и функций. У женщин, занимающих ответственные посты, слишком мало примеров для подражания, и они часто испытывают трудности, стараясь найти подходящий им продуктивный способ общения с коллегами — будь то мужчины или женщины. Часто деловой женщине бывает непросто настаивать на своем, не боясь показаться агрессивной, или оставаться женственной, не выглядя при этом кокеткой или, наоборот, «мамочкой». В этих случаях большую помощь может оказать использование «театрализации» или «тренировки достижения цели» (см. главу 4). Многим женщинам стоит начать играть в бизнес-игры по-новому. Те, кто в бизнесе прибегает к традиционным «женским хитростям», в конце концов, скорее всего, проиграют. Успешная деловая женщина избегает «дамских манипуляций» — она не плачет, не выходит из себя, не дуется. Независимо от того, носит деловой человек брюки или юбку, проводимые им переговоры будут успешными, если он или она подготовят себя при помощи серии образов, в которых они будут вести себя уравновешенно, с юмором, настойчиво, тактично и осторожно. Для этой цели также может оказаться очень полезной тренировка достижения цели (см. главу 4).

    Построение мостика

    Чем больше узнаешь о богатстве образов и разнообразии субъективных смыслов, тем более очевидной становится ограниченность психологии, объясняющей поведение человека по принципу стимул-реакция (S-R). Приверженцы теории S-R полагают, что, зная, каков стимул (S), можно понять, предсказать и проконтролировать реакцию (R). Но тот факт, что разные люди по-разному реагируют на один и тот же стимул и что даже реакция одного и того же человека на один и тот же стимул в разное время может быть разной, говорит о том, что на пути от стимула к реакции происходит что-то еще. Сегодня многие психотерапевты считают, что образ или серия образов являются мостиком от стимула к реакции.

    Вот типичный пример. Группа людей сидит вечером у камина, приятно беседуя. Вдруг в комнату вбегает щенок и начинает облизывать некоторых гостей. Один из них мгновенно бледнеет, начинает дрожать и кричит: «Уберите от меня собаку!» В терминах теории S-R появление щенка — это стимул, а взволнованное поведение гостя — реакция.

    Подобная реакция на стимул кажется логически абсолютно неоправданной. Если бы в комнату с рычанием ворвалась злая собака, тогда выкрик «Уберите от меня собаку!» был бы понятным.

    Заметьте, что между стимулом и реакцией мы вставили образ. Злая собака сама по себе не вызывает страха. Представьте себе, что она в два раза злее и агрессивнее, но заперта в железной клетке. Вызвал бы стимул «злая собака» ту же самую реакцию страха в этом случае? Конечно, нет — если только у кого-то не возник бы образ злой собаки, вырывающейся из клетки!

    Предыдущие примеры указывают на одно очень важное обстоятельство. Недостающее звено между разными стимулами и реакциями, оказывается, находится в воображении. В случае с человеком, который так неадекватно отреагировал на появление в комнате игривого щенка, мы нашли причину его поведения, исследовав содержание образов. Он представил себе, что щенок оскаливается, больно кусает его за лодыжку, рвет брюки. Более того, он мысленно увидел, что рана воспаляется настолько, что ему требуется медицинская помощь. (Много лет назад его укусила маленькая собачка, в рану попала инфекция, и процесс выздоровления был весьма тяжелым.) Итак, многие на первый взгляд необъяснимые связки стимулов и реакций оказываются вполне понятными, если посмотреть на возникающие в промежутке между ними образы.

    СТИМУЛ → ОБРАЗ → РЕАКЦИЯ

    Каждое событие нашей жизни трансформируется в образы и мысли. Все, что мы переживаем, откладывается в нашей психике и оказывает влияние на наши действия. Тысячи лет назад греческий философ Эпиктет написал следующее:

    «Разум человека тревожит не происходящее, но суждения о происходящем… Поэтому, когда мы раздражены, расстроены или взволнованы, следует винить не других, а самих себя, то есть наши собственные суждения. Возложение вины за свои несчастья на других — признак недостаточной образованности; возложение вины на себя показывает, что обучение началось; и только тот, кто не винит ни себя, ни других, завершил свое образование».

    Потрясающе, что такое выдающееся наблюдение было сделано в первом веке нашей эры. На подобных идеях основывается рациональное направление современной психотерапии. Они были уточнены и развиты Альбертом Эллисом, директором Исследовательского института рациональной психотерапии в Нью-Йорке.

    Как показывает Эллис, «суждения», о которых говорит Эпиктет, состоят из «обращений к себе» (утверждений, умозаключений и размышлений о происходящем). Аарон Бек — профессор психиатрии, работающий на медицинском факультете Университета штата Пенсильвания, — подчеркивает, что «в промежутке между активизирующим событием и эмоциональной реакцией на него в нашей голове успевают промелькнуть мысли и образы». Сейчас уже многие авторитетные ученые соглашаются с тем, что для объяснения причуд человеческого поведения нам нет нужды рассуждать о подсознательных комплексах, скрытых силах, демонах и даже об условных рефлексах. Слова, мысли, ценности, установки и убеждения — все переполнено образами. Отыщите образы — и вы поймете поведение. Более того, найдя образы, вы можете, если угодно, изменить чувства и поведение.

    Перед тем, как обратиться к конкретным упражнениям с применением образов и примерам того, как можно использовать образы для распутывания эмоциональных проблем, некоторым читателям, возможно, захочется получить более полное представление о процессах, происходящих в воображении. В следующей главе мы коснемся некоторых теоретических моментов и поговорим о факторах, ответственных за возникновение образов.

    3. КАК РАЗВИТЬ СВОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

    Мы постоянно слышим о «бессознательном мышлении» и об оккультных силах, действующих за порогом нашего сознания. Согласно утверждениям некоторых известных авторов, водоворот подсознательной деятельности ведет непрестанную работу в глубинах нашего разума, управляя многими нашими чувствами и поведением. Многие полагают, что все мы — жертвы глубоко вытесненных импульсов и мистических энергий, которые, в конечном счете, контролируют наши действия. Приверженцы этого взгляда во всем ищут скрытый смысл. В любом человеческом проявлении они видят символ чего-то более фундаментального. Гордость, по их мнению, — это оборотная сторона ненависти, а радость — замещение грусти. Они считают творчество сублимацией сексуальной энергии, а амбиции — компенсацией комплекса неполноценности!

    Почему же такое количество теоретиков выбирает такую сложную и мистифицирующую интерпретацию человеческого поведения? Частично на этот вопрос можно ответить так: люди по природе своей любят решать проблемы, и нас больше привлекают сложные, нежели простые феномены. Разве может какой-то простой процесс дирижировать сложнейшим оркестром человеческого сознания? И все же современные исследования, не оспаривая того факта, что наша психика и наш мозг являются чрезвычайно тонкими и деликатными механизмами, работу которых часто трудно бывает объяснить, все же позволили найти много простого в человеческой психологии.

    Многие не осознают того, что все мы думаем на вербальном и невербальном уровнях. Когда мы размышляем о своих заботах, перед нашим мысленным взором неминуемо возникает множество картин, сопровождающих и питающих наши эмоции.

    Хотите сами проверить?

    Подумайте о чем-то, что вас радует. Не торопитесь, отложите на несколько минут книгу и поразмышляйте о ситуациях, в которых вы чувствуете себя счастливым и довольным.

    Подумав о хорошем некоторое время, переключитесь на события и дела, от которых вам становится грустно. При каких обстоятельствах вы чувствуете подавленность, уныние, тоску и печаль?

    Стоп. Отложите книгу. Подумайте…

    А теперь подумайте о том, что вас злит. От чего вы приходите в ярость, ощущаете гнев, враждебность?

    Стоп. Отложите книгу. Подумайте…

    И, наконец, сосредоточьтесь на том, чего вы боитесь. Что заставляет вас напрячься, испугаться, встревожиться?

    Стоп. Отложите книгу. Подумайте…

    * * *

    А теперь давайте посмотрим, что происходило в вашей голове во время выполнения этого упражнения. Разве ваши мысли выражались только в словах и предложениях? Разве не возникали в вашем сознании, пусть мимолетные, пусть не вполне ясные, образы и картины? Большинство людей без труда согласится с тем, что, когда они переживают сильные чувства, перед их глазами сразу же встают какие-то образы.

    И тем не менее важность и мощь образного мышления недооценивается многими психологами и психиатрами. Они редко соглашаются с тем, что определенные образы могут вызывать эмоциональные расстройства. Однако, что более важно, многие профессионалы до сих пор не знают о том, что целенаправленное и планомерное применение конкретных образов во многих случаях может являться ключом к решению загадок, кажущихся неразрешимыми. Образы — одна из мощнейших составляющих человеческой личности; они в состоянии справляться с ежедневно подстерегающими нас стрессами. Кроме того, они могут стать эффективным инструментом выработки более рационального подхода к жизненным проблемам.

    Образы и страхи

    Один тридцатипятилетний агент по торговле недвижимостью жил и работал в Нью-Джерси. Ему нравилась его работа, он хорошо зарабатывал и был счастлив в семейной жизни, но в течение последних десяти лет он не мог себя заставить пересечь мост или проехать по тоннелю. Он всегда, сколько себя помнил, боялся мостов и тоннелей. Возникновение своих страхов он связывал со страшными историями, которые слышал в раннем детстве. Окончательно фобия развилась после того, как один его дальний знакомый погиб в автокатастрофе — его машина перескочила заграждение моста, об этом рассказывали все средства массовой информации.

    У торговца недвижимостью наклевывалась заманчивая сделка в Нью-Йорке. Для того чтобы попасть туда из Нью-Джерси, необходимо было пересечь реку Гудзон либо по мосту, либо по тоннелю. Он уже делал это дважды — автобусом и поездом — и об этих поездках рассказывал так: «Оба раза я думал, что меня хватит инфаркт… Мной овладевала такая тревога, что я едва мог дышать». О том, чтобы ехать на своей машине, он не мог даже подумать. На вопрос, почему его так пугают мосты и тоннели, он ответил, что никакой логической причины для своего страха не видит. Для него это было полной загадкой. «Я понимаю: шансов, что со мной что-то случится, не больше, чем один из миллиона». (Доктор Аарон Бек в своих работах показал, что в нашем восприятии возможность несчастья стремительно возрастает по мере приближения к объекту фобии.)

    Я попросил клиента ярко и реалистично представить себе, что он едет по мосту или тоннелю. Сначала из-за возникшего внутреннего сопротивления он не смог этого сделать, но постепенно все же позволил образу стать более четким и сообщил мне, что как только он представляет себе, что подъезжает к мосту или тоннелю, тут же ясно видит, как они обрушиваются. «Вначале в своем воображении я слышу странный, постепенно нарастающий гул. Потом — резкий толчок, все страшно сотрясается. Воображение разыгрывается… После того как мост или тоннель обрушиваются, пропадает звук. Рушится сталь, бетон, железо, и при этом — жуткая тишина». Затем он автоматически воспроизвел целый поток образов, в которых тонул или задыхался. Эти образы и сделали понятным механизм возникновения его фобии. Любой, кого посещали подобные видения, стремился бы избегать ситуаций, с которыми они связаны. (В главе 5 подробно говорится о том, как можно изменять нежелательные образы, которые могут вызвать к жизни почти бесконечное количество конкретных страхов.)

    Где хранятся образы?

    Человеческий мозг часто сравнивают с чрезвычайно сложно устроенным и быстродействующим компьютером. Можно также сказать, что в нем имеется несколько «кино- и фотокамер», постоянно делающих и сохраняющих в памяти огромное количество снимков — черно-белых, цветных, слайдов и целых видеофильмов со звуком. Эти снимки, или мысленные образы, хранящиеся в «альбомах» и «библиотеках» нашего мозга, часто возникают в памяти, помогая или мешая нам. Наиболее впечатляющие данные о том, как мозг хранит воспоминания, а также зрительные и слуховые образы, приходят из области нейрохирургии. При операции на головном мозге или его коре пациент может не чувствовать никакой боли. Местное обезболивание используется на начальных стадиях операции, когда вскрывается черепная коробка; во время же непосредственной работы с мозгом пациент часто бодрствует. Во время нескольких операций на мозге, проводившихся с целью ослабления некоторых видов эпилептических припадков, доктор Уайлдер Пенфилд — нейрохирург из Монреаля — и его коллеги воздействовали на определенные отделы головного мозга слабым электрическом током, отчего у пациентов возникали образы прошлого. Иногда эти образы были зрительными, иногда — слуховыми, иногда одновременно зрительными и слуховыми. Раз за разом воздействуя на одну и ту же область мозга, можно было повторно вызывать один и тот же образ. Стимуляция некоторых отделов мозга приводила к тому, что пациент «слышал» музыку или «видел» мерцающий свет; при воздействии на другие области ассоциативной коры пациент мог переживать целую серию разнообразных образов.

    Одна из пациенток при электростимуляции определенного участка слышала, как мать зовет своего сына. Пациентка рассказала, что это воспоминание о том, что произошло много лет назад. Голос начинал звучать всякий раз, когда стимулировался этот участок коры. Пациентка добавляла детали, например, что эта сцена происходила на складе древесины. При стимуляции других участков мозга она вспоминала кое-что другое: перед ее глазами возникала цирковая повозка, она видела себя в театре, смотрящей спектакль, появлялись воспоминания об офисе, где она когда-то работала стенографисткой.

    Создается впечатление, что люди, места, сцены, события и многочисленные моменты жизни «фотографируются» нашим мозгом и их «снимки» потом раскладываются по разным «полочкам» его коры. Слабый электрический стимул может вызвать в памяти случайный образ, но существуют еще миллионы других стимулов, способных оказать на нас то же самое воздействие. Слово «КРАСНЫЙ!», фраза «жаркий летний день» или приказ «Думай о слонах!» породят разные образы, стоит только остановиться и сосредоточиться на них на мгновение. Естественно, в нашем сознании могут возникать тысячи случайных образов и ассоциаций, но значимые образы возникают так же легко. «Подумайте о лицах ваших родителей. Представьте их себе максимально ярко». На несколько секунд сконцентрировавшись на этом значимом образе, вы, скорее всего, переживете множество чувств и эмоций, и у вас возникнет целый поток ассоциаций. На страницах этой книги мы обсудим разнообразные значимые образы и покажем, как их можно вызывать и как сделать так, чтобы они стали работать на вас.

    В течение последних десяти лет появились новые данные, касающихся функций, выполняемых правым и левым полушариями мозга. Всем известно, что правое полушарие мозга контролирует работу левой стороны тела, а левое — работу правой. Однако кроме этого левое полушарие отвечает еще и за логическое и аналитическое мышление, упорядочивание объектов, речь и вербальную деятельность, чтение, письмо. Левое полушарие в основном имеет дело с рациональным и логическим мышлением, с обработкой информации.

    Правое полушарие выполняет, можно сказать, противоположные функции. Кроме управления левой стороной тела, оно отвечает еще и за понимание зрительных образов. Правая сторона мозга не занимается построением логических связей и последовательностей, она отвечает за целостное и синхронное восприятие и за выявление отношений между объектами. Правое полушарие связано с эмоциями, интуицией, пространственными отношениями. У актеров, некоторых интуитивных философов, скульпторов и музыкантов правополушарные процессы могут быть очень хорошо развиты. Однако в целом наша система образования, уделяющая основное внимание развитию навыков чтения, письма и счета (т. е. по большей части работающая с левым полушарием), частенько обделяет вниманием правое. Выполнение упражнений с мысленными образами — это простой и прямой путь к установлению баланса и гармонии между правым и левым полушариями мозга.

    Вот некоторые из этих упражнений, рекомендуемых психологами для достижения «синхронии мозга» или «гармонии разума». Чтобы убедиться в том, что эти упражнения помогают стать более энергичными и спокойными, вы можете попробовать их на себе.

    Упражнения для выработки синхронии мозга

    Упражнение 1. Доска

    Выберите спокойное место, удобно сядьте. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь. Теперь закройте глаза, представьте себе доску, на которой вы пишете букву «А». Затем добавьте букву «Б» и так далее. Некоторые могут «написать» таким образом весь алфавит. Посмотрите, до какой буквы вы дойдете. Что происходит по мере «написания» новых букв? Не перестаете ли вы видеть некоторые из уже написанных? Не затуманивается ли картинка? Пронаблюдайте за процессом, происходящим в вашем воображении, и попытайтесь добиться максимальной яркости мысленной картинки. Достаточно пяти минут тренировки.

    Упражнение 2. Электрическая лампочка

    Закройте глаза и представьте себе, что перед вами висит тускло светящая лампочка. Сконцентрировавшись на этом образе, постарайтесь представить, что ее свет то становится ярче, то снова тускнеет. По очереди представляйте то яркий, то приглушенный свет. Теперь представьте, что яркость все время нарастает. Попробуйте представить, что свет лампочки стал настолько ярким, что она освещает все вокруг. Затем вообразите, что яркость постепенно уменьшается, пока свет снова не станет тусклым. Для выполнения этого упражнения также хватит пяти минут.

    Упражнение 3. Предмет обыденной жизни

    Возьмите любой обыкновенный предмет — реальный предмет — первое, что попадется под руку, и тщательно его обследуйте. (Подойдет все, что угодно — камень, фрукт, бутылка, карандаш, часы, все, что найдется поблизости.) Смотрите на него, пока хорошо не изучите. Теперь закройте глаза и представьте себе, что смотрите на тот же предмет. Представьте его себе максимально ярко. Рассмотрите образ так же, как рассматривали реальный предмет. Продолжайте «видеть» его перед собой. Откройте глаза. Снова обследуйте реальный предмет. Сравните с ним ваш образ, выясните, чем он отличается от реальности. Внимательно осмотрите предмет и подумайте, не пропущено ли что-то в вашем образе. Снова закройте глаза и повторите упражнение.

    Упражнение 4. Берег моря

    Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь на тихом пляже теплым солнечным днем. На вас купальный костюм, вы идете по берегу. Почувствуйте теплый песок на пальцах ног. Ощутите приятное тепло солнца. Сделайте глубокий вдох — вдохните свежий морской воздух. Снова почувствуйте солнце на своей коже, «посмотрите» на небо и волны. Подойдите к воде и войдите в нее по щиколотку. Почувствуйте ее прохладу. Постарайтесь ощутить приятное дуновение ветра. Обратите внимание на то, как бриз касается вашей кожи. Услышьте, как волны бьются о берег. Теперь представьте, что вы быстро идете по песку. Почувствуйте, как работают мышцы. Пройдите мимо киоска, продающего горячие сосиски, и почувствуйте запах еды. Постарайтесь получить от этого удовольствие. Сядьте под зонтиком у воды. Смотрите, как на воде танцуют отблески света, как катятся волны. Почувствуйте связанный с этим образом покой.

    У меня нет сведений о каких-либо исследованиях, показавших, что выполнение подобных упражнений приводит к более гармоничному взаимодействию правого и левого полушарий мозга, однако многие теоретики и практики считают, что эти упражнения имеют весьма благоприятный эффект. На своем опыте я убедился, что мысленное выполнение упражнений ведет к успокоению и одновременно вызывает прилив энергии. Одна из моих пациенток утверждает, что упражнения 3 и 4 вызывают у нее состояние покоя и умиротворенности, тогда как после выполнения упражнений 1 и 2 у нее появляется уверенность в себе и своих силах. Вы можете сами попробовать заниматься этими упражнениями в течение 5—10 минут каждое утро или вечер и посмотреть, станете ли вы более спокойными, энергичными и менее раздражительными.

    Важно заметить, что использование образов в психотерапии не новость. Французские, немецкие и итальянские психотерапевты искусно применяли образы в своей работе с клиентами на протяжении последних двадцать пяти лет. Знаменитый швейцарский профессор Карл Густав Юнг часто обращался в своей работе к так называемому «активному воображению»: во время приема он предлагал пациентам как бы заново увидеть в своем воображении некоторые сны, которые они видели раньше. В прошлом использование образов было шире распространено в Европе, чем в Америке, но с недавних пор интерес американских психотерапевтов к техникам с использованием образов стал стремительно расти. Кстати, большинство методов, приведенных в этой книге, выросло на почве американских исследований.

    Давайте еще раз поговорим о том, какой должна быть степень яркости и отчетливости образов для достижения положительных результатов. Некоторым людям легко и быстро удается представить себе реальные или выдуманные сцены. Другим, для того чтобы вызвать в своем воображении какой-то образ, необходимо сильно сконцентрироваться, и даже после этого образ, который они себе представили, может быть довольно туманным. Некоторые могут посмотреть на картинку, затем мысленно спроецировать ее на белую стену или экран и, видя эту картинку лишь в своем воображении, описать ее в мельчайших подробностях, как будто она действительно присутствует на стене или экране. Такой фотографической отчетливости образов могут достигать люди, обладающие так называемым эйдетическим воображением. Оно часто присуще детям, но редко встречается у взрослых. Прошу обратить внимание на то, что, говоря о воображении на страницах этой книги, мы не имеем в виду воображение эйдетическое. Конечно, чем ярче образ, тем лучше результат, однако для наших целей достаточно просто увидеть перед собой необходимую картину.

    Так, когда я прошу вас представить себе гостиную вашего родительского дома, нет нужды видеть перед собой все в мельчайших подробностях, как на фотографии. Просто вспомните, как она выглядела, и сосредоточьтесь на этом воспоминании. Воображения такого уровня вполне достаточно. Также полезно помнить о том, что очень немногим удается воспроизвести целостный образ. Например, представляя себе автомобиль, мы «видим» крылья, бамперы, фары или колеса и довольно редко можем представить себе все в целом — в процессе концентрации на образе, различные его части могут появляться и исчезать.

    Образы часто используются в разных видах мыслительной тренировки. Например, при тренировке памяти воображение приходит на помощь, когда человек пытается запомнить не связанные между собой вещи. Опытные мнемонисты выстраивают очень подробные (и часто намеренно фантастические) образы для лучшего запоминания имен, лиц, мест, слов, чисел и т. д. Известный тренер-мнемонист Харри Лорэйн советует своим ученикам придумывать образы или картинки, помогающие связать не связанные друг с другом слова, предметы и т. п. Техника объединения заключается в создании как можно менее логичных и как можно более необыкновенных связей между многочисленными разрозненными объектами. Затем все эти странные связи выстраиваются в мысленный образ.

    Например, если бы перед нами стояла задача запомнить длинный список из не связанных между собой слов, таких как «автомобиль», «сосиска в тесте», «телефон», «слон», «чемодан», «дом», «шоколадка» и т. д., мнемонический образ мог бы быть таким: из окна машины торчит сосиска в тесте, закрученная в форме телефона; все это вместе находится на спине у слона, держащего в хоботе чемодан и стоящего на крыше дома, сделанного из шоколадок. Образ может становиться все более фантастическим (и, следовательно, легче запоминающимся) по мере добавления к списку новых слов. Таким образом мнемонисты могут запоминать десятки слов, предметов, чисел — всего, чего угодно.

    В этой книге описано другое применение воображения. Наша задача заключается в том, чтобы показать, как при помощи образов научиться контролировать негативные эмоции и отучиться от нежелательных видов поведения. Кроме того, мы хотим продемонстрировать, как при помощи образов можно улучшить свои социальные навыки и научиться управлять своей судьбой. Тренировка достижения цели — один из наиболее универсальных методов. Он заключается в том, что вы мысленно практикуетесь в достижении своих целей. При помощи этого метода то, что кажется почти невозможным, становится вполне осуществимым! В следующей главе мы расскажем, как это происходит.


    Примечания:



    1

    Эта стратегия была впервые упомянута Джеромом Сингером из Йельского университета, одним из самых ярких исследователей воображения и фантазии.



    2

    Некоторые люди настолько негативно настроены по отношению к жизни, что просто не могут представить себе позитивный подход к проблемам. Им скорее всего потребуется более углубленная тренировка воображения, чем та, что описана в этой книге.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх