• Иллюзии восприятия
  • Предвзятость восприятия
  • Мона Лиза
  • ПАРАДОКСЫ ВОСПРИЯТИЯ

    Иллюзии восприятия

    Слово «иллюзия» происходит от латинского слова illudo, означающего «обманываю, насмехаюсь, разыгрываю». И действительно, еще с древних времен известно свойство нашей психики зачастую искаженно воспринимать внешний мир. Отдельные примеры иллюзорного восприятия можно встретить уже у античных авторов: в научных трактатах греческого философа Аристотеля, римского архитектора Витувия. Поэт и философ Тит Лукреций Кар, отмечая относительность нашего зрительного восприятия, писал:

    «Наши глаза познавать не умеют природу предметов. А потому не навязывай им заблужденье рассудка».

    Множество неразрешенных проблем таит в себе наша психика. И пожалуй, чем больше мы узнаем о ней, тем большее число удивительных загадок она ставит перед ученым. Вот одной из таких загадок и являются так называемые обманы чувств или иллюзии восприятия. Мне кажется, что это уже хорошо известное свойство психики играет далеко не второстепенную роль в нашей повседневной жизни, а для пытливого ума это еще одно основание для обдумывания извечного вопроса: как же мы воспринимаем окружающий мир?


    О природе иллюзий нам пока мало что известно, и полностью ответить на этот вопрос сегодня не возьмется ни один человек. Наиболее изученными к настоящему времени являются зритель ные (или оптические) иллюзии, которые представляют собой ошибки в оценке и сравнении между собой длин отрезков, величин углов, расстояний между предметами, в восприятии формы предмета и пр. Ошибки наших суждений о зрительно воспринимаемом мире связаны во многом с тем, что создаваемые образы, благодаря активной работе мозга, являются целостными (интегративными), и потому оценка предмета в целом переносится и на оценку его деталей. Причем интересно отметить, что чем целостнее образ, тем сильнее иллюзия оценки его отдельных частей. Так, на рисунке диагональ АЕ большого параллелограмма кажется длиннее диагонали ED меньшего, на самом же деле их длины равны. Зрительные иллюзии возникают также в результате свойства глаза переоценивать длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. Если хотите в этом убедиться, взгляните на рисунок (высота шляпы кажется больше ширины ее полей).


    Другая группа зрительных иллюзий возникает благодаря свойству нашего восприятия оценивать предмет с учетом всего того, что его окружает. Давайте рассмотрим круг, окруженный восемью маленькими кружками. Он при сравнении с другим кругом, помещенным между пятью большими кругами, кажется крупнее. Здесь действует психологический закон контраста. Измерьте, и вы убедитесь, что круги совершенно одинаковы по размеру. Приходится признать ненадежность зрительного восприятия. Однако нельзя забывать о том, что окончательный результат узнавания предмета во многом зависит от нашего прошлого жизненного опыта, т. е. памяти, которая хранит бесчисленное множество зрительных образов вместе с их смыслом и значением для нашего поведения.

    Иллюзорные обманы имеют важное значение в изобразительном искусстве и архитектуре, где умелое их использование расширяет возможности художника или архитектора. Наверное, многим из вас знакомы законы перспективы, которые используются при создании произведений искусства. Кому посчастливилось побывать во дворце города Павловска (под Петербургом), могли видеть роспись потолка одного из залов, выполненную по заказу непревзойденного мастера перспективной живописи XVIII в., талантливого итальянского художника Пьетро Гонзаго. Мы даже забываем, что над нами плоская поверхность потолка, настолько сильна эта полная иллюзия уходящего ввысь пространства.

    Но посмотрите на рисунок, также построенный с учетом законов перспективы: высота дерева, дома и любого другого предмета воспринимается меньшей, чем она есть на самом деле. Наш практический опыт научил нас вносить в такое искаженное восприятие соответствующие поправки, и мы правильно представляем относительные размеры изображенных предметов.

    Зачастую мы сами активно используем эффект зрительной иллюзии в нашей повседневной жизни. Например, при выборе одежды знание определенных правил помогает нам скрывать некоторые дефекты телосложения. Так, невысокий молодой человек или девушка, стремясь выглядеть повыше, должны помнить, что ткань в вертикальную полоску зрительно удлиняет фигуру; тот же эффект достигается включением в фасон одежды линий продольного направления. И наоборот: преобладание горизонтальных полос и линий в одежде сделает более пропорциональной высокую и худую фигуру. Мы видим, что во всех этих случаях происходит как бы обратный эффект: отдельные детали образа (вертикальные или горизонтальные полосы на одежде) меняют оценку самого целостного образа.


    При восприятии этого рисунка действуют законы перспективы

    В зависимости от того, на что направлено наше внимание, мы видим на одном рисунке то молодую женщину, то старуху


    Интересно отметить, что зрительные иллюзии бывают тесно связаны с направленностью нашего внимания. Ведь для того, чтобы увидеть какой-то предмет из множества других, расположенных вокруг, мы должны зафиксировать на этом предмете свое внимание. Пристально рассматривая один предмет, мы на какое-то время можем не обращать внимания на все остальные. Значит, наше восприятие избирательно, и мы не просто пассивно и безразлично «фотографируем» то, что оказывается перед нами, а заинтересованно выбираем то, что для нас в данный момент оказывается наиболее важным и значимым. При рассматривании одного рисунка попеременно можно увидеть то молодую женщину в несколько старомодной шляпке с перьями, то старуху с меховым воротником, с выдающимся подбородком и большим крючковатым носом. Все зависит от того, на что направлено внимание, на ухо молодой женщины или на глаз старухи.


    Несуществующая фигура


    Наконец, еще один вид зрительных иллюзий состоит в полном противоречии наших чувственных ощущений и разумных толкований предмета. На этой странице изображен предмет, которого в природе не существует. Левая сторона воспринимается как композиция из круглых стержней, расположенных параллельно. А правая половина видится как четырехгранный двойной угол. Посередине рисунка мы обнаруживаем переходный участок, в котором пытаемся перенести одно представление в другую часть рисунка. Однако мы не в состоянии точно отметить этот переход. Закройте рукой сначала левую часть рисунка, а потом правую, и вы увидите два совершенно разных изображения. Таким образом, рассудок, как результат способности к логическому мышлению, противоречит зрительному восприятию и переживанию.


    Все вышесказанное свидетельствует о том, что наши восприятия – это только первая ступень познания, начальный этап знакомства с предметом, который оценивается не изолированно, а в контексте всей окружающей обстановки. Восприятие углубляется мышлением и проверяется практикой.

    Предвзятость восприятия

    Эмоции являются мощнейшими усилителями нашего восприятия. Они способствуют надежному закреплению созданного «интегрального образа» (по А. А. Ухтомскому), в который включена и наша собственная оценка события, в фонде памяти. Поэтому значение эмоций в создании того или иного представления о людях или явлениях чрезвычайно велико: они формируют не только наше отношение к предстоящим событиям или встречам, но и весь характер их будущего восприятия. Особенно это бывает важным тогда, когда наше представление о человеке сформировано не на основании собственного опыта взаимоотношений с ним, а под влиянием чужого мнения о нем.

    На рисунке приведен психологический фотопортрет. Попробуйте вдвоем с товарищем рассмотреть его повнимательней, стараясь при этом не обмениваться своими мнениями. Затем представьте себе, что кто-то третий (ведущий) сообщает одному из вас, что человек на фотографии – крупный ученый, а другому – что это один из самых опасных преступников-рецидивистов.

    Если вслед за этим попросить каждого из вас дать словесную характеристику изображенного на фотографии лица, то перед нами предстанут две совершенно различные картины. В одной будет подчеркнута глубина взгляда, мягкость характера, ум, широкая образованность этого человека, доброта. В другой будут отмечены прямо противоположные качества: жестокость, способность к импульсивным поступкам, мстительность и т. д.


    Вот насколько разные человеческие качества могут быть увидены нами в одном и том же портрете. А ведь все зависело от того, какую дополнительную информацию (установку) дал каждому из нас ведущий. На самом деле это портрет ученого, уважаемого и заслуженного человека.

    Это лишь один пример. Но вспомните, сколько раз вы ошибались в жизни, доверившись предвзятому, навязанному вам отношению к малознакомому человеку. Поэтому не торопитесь составлять мнение о своем новом знакомом – оно может быть ошибочным, и своим необдуманным поведением вы можете незаслуженно обидеть, оттолкнуть человека. Как говорит старая русская пословица: «Не узнавай друга в три дня, узнай в три года», «Друга узнать – вместе пуд соли съесть».

    Значит ли это, что правильнее всего просто игнорировать мнение других людей, не обращать на него никакого внимания? Конечно же нет! Однако это мнение, не подкрепленное вашим собственным умозаключением, не должно определять основную линию поведения по отношению к новому товарищу. Оставьте это мнение «при себе». Ведите себя без всякой предвзятости, и спустя некоторое время вы сами почувствуете, достоин ли новый знакомый вашего внимания. Ведь он может стать именно вашим товарищем, а не товарищем вашего соседа! А друг – это самое большое богатство, которого достоин человек. Предвзятость является следствием наличия у нас такой системы взглядов и поведенческих поступков, которые в данное время являются для нас наиболее важными, ведущими. Они на какое-то время, а может быть и надолго, порождают предвзятость. Например, чувство симпатии к другому человеку, а особенно любви обязательно сопровождается тем, что мы не замечаем в нем многих мелких недостатков, прощаем ему отдельные поступки, идеализируем его как личность. Без этого невозможно представить себе весь период ухаживания за девушкой, которая идеализирует своего избранника и сама оказывается объектом идеализации.

    Предвзятость (со знаком «+» или знаком «-») постоянно сопровождает наше поведение и восприятие действительности, формируя наше мнение о предмете, явлении, о человеке в связи с нашим внутренним функциональным состоянием (доминантой, по А. А. Ухтомскому) и вне зависимости от объективных характеристик окружающей нас действительности.

    Мона Лиза

    Вы все, наверное, знаете, что в столице Франции Париже находится знаменитый Лувр – одно из величайших художественных хранилищ мира. В плане культурного обмена между нашими странами несколько лет назад было решено провести у нас выставку одной картины. Выбор пал на шедевр мирового искусства портрет Моны Лизы великого итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Впервые это творение большого мастера демонстрировалось в нашей стране.

    Успех выставки превзошел все ожидания: желающих своими глазами увидеть легендарное произведение искусства было так много, что очередь в Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, где была выставлена картина, занимали с ночи. Готовились к выставке и сами работники музея. Бесценное сокровище мировой культуры было помещено под специальное прозрачное покрытие с пуленепробиваемыми стеклами, внутри которого поддерживался необходимый искусственный климат. Были соблюдены и все меры предосторожности: возле картины стояли стражи порядка, в стене была вмонтирована незаметная для людей телевизионная камера, позволяющая вести постоянное наблюдение за многочисленными посетителями музея, которые непрерывным потоком проходили через зал, где была выставлена картина, лишь на несколько мгновений задерживаясь возле нее.


    Леонардо да Винчи. Портрет Моны Лизы


    Но вот выставка закончилась, картина вновь вернулась в Париж, жизнь музея пошла своим чередом, кассеты с отснятым на видеопленку материалом должны были занять свое место на архивных полках. Однако ими заинтересовались... ученые-психологи. Все эти скрытые наблюдения представляли большую ценность для исследователей, поскольку позволяли незаметно, без вмешательства в реальный ход событий, следить за поведением человека в той или иной обстановке. В данном случае ученых интересовал вопрос: как одно и то же художественное произведение оценивается разными людьми, с их неповторимой индивидуальностью, со всей присущей им субъективностью взглядов и суждений.

    Давайте вместе с учеными посмотрим хотя бы фрагменты этих поистине научных видеодневников. Вот перед картиной задержалась молодая девушка... Сколько эмоций и нескрываемого восторга на ее лице, сколько вдохновения в ее ясных и чистых глазах! Она как бы не замечает происходящего вокруг, полностью отдавшись радостному восприятию увиденного. Она растворяется в этой картине, становится сопричастной к ней, и невольно ее лицо озаряется светлой, едва уловимой улыбкой, как у человека, который узнал какую-то тайну и, бережно храня ее, не может сдержать торжества открытия. Девушка с явным сожалением отходит от картины, подталкиваемая сзади идущими зрителями...

    Вот в кадре появляется седовласый пожилой мужчина. Цепкий аналитический взгляд, выдающий в нем профессионала, быстро, но внимательно оценивает детали картины, цветовую гамму, композицию рисунка, манеру письма. Ему важно сравнить то впечатление, которое он вынес при изучении этого произведения по многочисленным репродукциям и искусствоведческим работам, с реальным восприятием полотна гениального художника. Видно, что он удовлетворен: увиденное совпало с его представлением об этой картине.

    А вот другая ситуация. Перед нами лицо женщины, на котором написано явное недоумение и даже разочарование. Она, как любят говорить некоторые люди, «ожидала большего». Возможно, она никогда не видела репродукции этой картины и лишь понаслышке знала, что великий мастер на заказанном ему портрете изобразил Мону Лизу – молодую жену богатого флорентийского банкира Франческо делле Джокондо (отсюда и второе название картины – «Джоконда»). Стремясь удовлетворить свое любопытство, женщина отстояла огромную многочасовую очередь в музей, потратив на это много времени и сил, и, наверное, ожидала увидеть что-то «грандиозное» с соответствующим богатым и пышным оформлением. Но перед ней была сравнительно небольшая картина (ее размер всего 0,74 х 0,53 м) с довольно скромными, почти аскетичными средствами выражения. Знатная горожанка изображена очень просто, без всяких украшений и пышных одежд. Скромное платье, накинутый на голову легкий шарф... Кроме того, наша посетительница ожидала увидеть перед собой лицо красивой женщины, ведь недаром на протяжении стольких веков ее имя не сходит с уст людей, ожесточенно спорящих по поводу «загадочной улыбки Джоконды», а ее образ стал синонимом вечного идеала женственности. Но вот перед посетительницей выставки лицо, которое по современным канонам вряд ли можно назвать красивым. Художника в модели интересует не эта внешняя, преходящая красота, а та внутренняя, скрытая от поверхностного взгляда красота, которая и составляет истинное богатство человека. Все его внимание было сосредоточено на духовном состоянии молодой женщины, на ее лице с чудесными, чарующими живыми глазами, с трепещущей улыбкой в уголках губ, притягивающей к себе чем-то непонятным и загадочным. А позади вторящий ее состоянию почти космический пейзаж, зыбкий, неясный, тающий в беспредельной воздушной дали, пронизанной влажным туманом, окутывающим фигуру прозрачной дымкой. И перед нами уже не просто изображение реальной женщины, полное теплого человеческого обаяния, а некий обобщенный образ – воплощение возвышенного и вечно юного идеала женственности, далекого, искомого и недосягаемого. Но все это внутреннее богатство образа остается закрытым для нашей посетительницы, ищущей в картине лишь внешние выразительные формы, отвечающие ее собственным представлениям.

    Вот видите, как по-разному происходит восприятие одного и того же произведения различными по складу характера и стилю мышления людьми, какие разные эмоции вызвало у них увиденное. Как же это объяснить?

    Дело в том, что в своей деятельности мы всегда строим проект-образ того, с чем нам предстоит столкнуться в дальнейшем. Он может создаваться сознательно или неосознанно, быть более или менее полным, складываться на основе собственных представлений, почерпнутых из жизненного опыта, либо под влиянием навязанных нам чуждых представлений и суждений, но он всегда будет у каждого свой, индивидуальный и неповторимый. От того, совпадет ли созданный в воображении человека образ с действительностью, будет зависеть и характер сопровождающей восприятие эмоции. В данном случае у одних людей (молодая девушка и пожилой мужчина) реальное впечатление оказалось много богаче созданного представления (либо совпало с ним), и это вызвало положительные эмоции (восторг, восхищение, удовлетворение). В другом случае картина явно не соответствовала ожиданиям и поэтому повлекла за собой отрицательные эмоции (разочарование и досаду). Но во всех этих случаях в прежний образ были внесены соответствующие коррективы, связанные с эмоциональными оценками произошедшего события.


    Все три рассказа о восприятии свидетельствуют об одном: наше восприятие окружающего мира чрезвычайно субъективно. Иными словами, восприятие зависит не только от объекта, но и от нас самих, от наших эмоций, желаний, настроения и пр.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх