• Неосознаваемое
  • Зигмунд Фрейд. Психоанализ вчера и сегодня
  • Почему у вас такой почерк?
  • Проблема 25-го кадра
  • Вольф Мессинг
  • Телекинез и физика
  • СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ

    Неосознаваемое

    Вряд ли кто сегодня будет спорить, что одной из славных особенностей человека, отличающей его от всех других представителей животного мира, является наличие у него сознания. Однако природа сознания до сих пор остается предметом жарких и непрекращающихся дебатов, в которых принимают участие специалисты самых различных областей знания: физиологи, философы, психологи, историки, врачи и др. Поэтому, когда я приступил к написанию этого очерка, мне пришлось столкнуться с довольно трудной задачей: какое определение термина «сознание» выбрать? Я обнаружил, что существует громадное разнообразие толкований этого понятия, поскольку каждый специалист вкладывал в него какой-то свой смысл. Да и в повседневной жизни мы зачастую используем это слово и его производные в совершенно разных значениях. Так, мы говорим: «потерял сознание», «передовое сознание», «общественное сознание», «у тебя нет сознания» и т. д. Поэтому так и не найдя определения, которое можно было бы считать универсальным, и не решившись состязаться в изобретении собственного, я позволю привести здесь одно определение слова «сознание», которое дал П. В. Симонов. Мне оно представляется наиболее правильным. Оно исходит из самого словообразования. Сознание – значит «со знание», т. е. знание, которое мы можем передать, сообщить кому-то, поделиться с кем-то с помощью предметов науки, искусства, культуры и т. д. Иными словами, сознание – это знания, накопленные в результате собственного жизненного опыта и опыта предшествующих поколений, которые мы можем передать в закодированной форме (словесной или образной) другим людям. Отсюда следует, что изучать содержание сознания человека мы можем по этим признакам его проявления, исследуя тем самым и внутренний мир человека.

    Но ведь хорошо известно, что существует целая категория явлений, которые не могут быть нами оценены, переведены в форму слов, фраз и сообщены кому-то. Примером этого является музыка, которую мы можем оценить чувственно, но не словесно. За порогом сознания скрыт глубинный пласт неосознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний, оказывающих, однако, сильнейшее влияние на жизнь человека. Они могут играть не только положительную роль, будучи, например, «скрытыми» мотивами, двигающими творчество художника, ученого или поэта; но и наоборот, могут стать причиной тяжелых нервно-психических заболеваний. Надо сказать, что одним из первых ученых, открывших роль глубинных, неосознаваемых мотивов в регуляции человеческого поведения был знаменитый Зигмунд Фрейд, смело вторгшийся в таинственные дебри бессознательного.

    В психике человека эти две области – сознательное и бессознательное – не существуют отдельно друг от друга, они теснейшим образом взаимосвязаны и определяют всю неповторимость внутреннего мира человека, его побуждения и переживания. Однако если изучение сознательной деятельности человека не представляет особых методических трудностей для исследователя, то при изучении подсознательной области ученые сталкиваются с целым рядом трудноразрешимых проблем. Одна из них состоит в том, что поведение человека находится под надежным контролем сознания. Причем во многих случаях сознание выступает не как простой и безучастный «контролер» в процессе изучения подсознания, а представляет собой активное «действующее» начало, которое вынуждено выбирать и накладывать запрет на те события и переживания из нашей прошлой сознательной жизни, воспоминания о которых носят для человека неприятный характер и смогли бы нанести вред его психике, сделать его жизнь несносной. Таким образом, сознание стоит на страже нашего психического здоровья. Под действием особого механизма психики некоторые осознанные нами ранее события и впечатления оказываются «вытесненными» (по словам 3. Фрейда) в область подсознательного и запертыми там «под замок».

    Как вы помните, мы говорили о том, что многие неосознаваемые человеком переживания и мотивы могут стать причиной многих нервно-психических расстройств. Поэтому одна из главных задач врача-психиатра – выяснение причин заболевания, т. е. выяснение этих тайно отягощающих больного мыслей, в результате чего и может быть достигнут положительный лечебный эффект. Чаще всего при лечении используется метод гипноза, который ослабляет, а порой и вовсе снимает контроль сознания (эту своеобразную цензуру). С помощью гипноза удается найти следы событий, некогда травмировавших личность. В настоящее время психотерапия добилась значительных результатов в этой области.

    Но существуют ли другие, объективные методы выявления содержания нашего подсознания? Оказывается, да! И связаны они прежде всего с исследованием электрической активности мозга человека.

    Мы уже знаем, что мозг функционирует благодаря электрической активности нервных элементов, которые могут производить импульсные разряды в ответ на раздражение рецепторов, нервов и различных отделов центральной нервной системы. Поскольку импульсная активность нервных клеток была вызвана каким-то раздражителем, их ответная реакция получила название вызванных потенциалов.

    Вместе с тем экспериментально установлено, что наряду с вызванной импульсной активностью в различных отделах нервной системы имеется значительное количество нейронов, которые генерируют электрические потенциалы вне явной связи с сигналами об изменении внешней и внутренней среды организма. Это явление в деятельности нейронов получило название «фоновая или спонтанная импульсная активность», и она является отражением непрекращающейся работы мозга. Благодаря наличию различных типов фоновой импульсной активности создаются наиболее оптимальные условия для нормального функционирования нервной системы.

    Как же на фоне этой постоянно звучащей мозговой «симфонии» можно различить ту ответную реакцию мозга человека, которую экспериментатор попытался вызвать с помощью искусственно предъявленных раздражителей?


    Компьютер «накопит», усреднит и наконец выдаст графическое изображение результатов на бумаге самописца


    Начнем с того, что электрические процессы мозга протекают крайне слабо, и для того, чтобы их зарегистрировать, применяют специальную электронную аппаратуру – усилители. Но эти приборы усиливают всё: и случайные колебания биоэлектрических процессов, и экспериментально вызванные ответные реакции нейронов. Как отличить одни от других? Для этого экспериментатору необходимо несколько десятков раз повторить процедуру опыта, каждый раз предъявляя строго одинаковый набор сигналов. Компьютер поможет ослабить случайные, беспорядочные процессы и усилить возникающие в строго определенное время повторяющиеся вызванные потенциалы. Затем компьютер «накопит» их, усреднит и наконец выдаст графическое изображение результатов на бумаге самописца. Конечно, одновременно этот «умный прибор» сообщит нам и все необходимые характеристики вызванных потенциалов: их амплитуду, длительность, скорость нарастания, снижения и т. д.

    Таким образом, расположив на голове испытуемого мягкие электроды, мы сможем зарегистрировать, независимо от его воли и желания, ответные реакции мозга на избранные нами воздействия. Потенциалы, вызванные такими воздействиями, будут зависеть от того, над какими областями мозга располагались электроды и от ряда других причин.

    Ну а теперь вернемся к самому предмету нашего разговора. Ученые задались вопросом: а нельзя ли применить этот объективный метод исследования деятельности нашего мозга для изучения тайн бессознательного? Можно ли с его помощью миновать зоркое око «цензуры» сознания и проникнуть в содержание нашего подсознания? Этой научной проблемой долгие годы занимался известный московский физиолог Э. А. Костандов, который работал в Институте общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Уже само название института (судебной психиатрии) говорит о том, что среди больных там находятся люди, совершившие противозаконные действия. Врачу необходимо оценить, в каком психическом состоянии был больной в момент совершения им противозаконного акта, например убийства. Сами же больные попадают в институт в подавленном психическом состоянии; они молчаливы, неразговорчивы, избегают контактов с соседями и врачами. В психиатрии такое состояние называется глубокой депрессией.

    Перед исследователем-врачом встает трудная задача: как выявить скрытые (или сознательно скрываемые) причины совершенного преступления? После выведения больного из состояния депрессии с помощью специальных фармакологических и психотерапевтических методов проводится тщательная регистрация электрической активности его мозга. Э. А. Костандов, пытливый и тонкий исследователь, применяет для записи вызванных потенциалов мозга самую совершенную компьютерную технику. Процедура эксперимента такова: перед больным размещается световое табло, на котором с помощью компьютера могут быть набраны любые слова. В лаборатории Костандова используются комбинации либо кратких односложных слов (например, сад, лук, пень, нож, ров, стол), либо двусложных слов (вода, трава, жена, сено, зола). Как вы уже, наверное, догадались, в любую из этих комбинаций может быть включено одно (иногда два) слово-табу, по смыслу имеющее отношение к составу преступления.

    Однако особенность предъявления больному слов состоит в следующем: каждое слово на табло появляется только на очень короткое время (не более 10-15-тысячных долей секунды) – значительно меньше по сравнению с тем временем, которое требуется для обычного, осознанного прочтения слова. В данном случае человек на экране табло видит лишь вспышку света. Смысл этого состоит в том, что если человеку предъявлять слова с такой краткой экспозицией, при которой он не успевает даже осознать их и воспринимает как простые световые вспышки, то такие световые сигналы благополучно минуют «цензуру» сознания и адресуются к подсознанию, или как предпочитает называть доктор Костандов, к неосознаваемым явлениям психики.

    По окончании исследования больного спрашивают, что он успел заметить на табло? Не было ли чего-то особенного, что вызвало у него те или иные неприятные психологические переживания? Субъективная оценка больного всегда однозначна: ничего, кроме световых вспышек, он не видел и никаких неприятных воспоминаний в это время у него не возникало.

    А что же показывает объективная регистрация вызванных потенциалов, например, в лобных отделах мозга? На безразличные (индифферентные) слова у больного в лобных долях возникают вызванные потенциалы невысокой амплитуды. По сравнению с ними на слова-табу в тех же отделах мозга появляются вызванные потенциалы с несравненно более высокой амплитудой. Напомним, что больной эти слова воспринимает одинаково, как простые световые вспышки. Значит, сознание не извлекает никакого смысла из этих слов, а неосознаваемая психика оценивает их как эмоционально важные для человека, соответствующие совершенному им криминальному акту.


    Итак, минуя «цензуру» сознания, можно проникнуть в сферу неосознаваемых психических явлений человека. Этот метод позволяет изучать подсознание человека, проникать в самые глубинные тайны его психической деятельности.

    Зигмунд Фрейд. Психоанализ вчера и сегодня

    Мой интерес к имени этого ученого проявился еще в 50-е годы, когда я был студентом. Я слышал о теории бессознательного, о методе психоанализа, но нигде не мог об этом получить исчерпывающую информацию. Все работы самого 3. Фрейда в нашей стране были запрещены к печати и пересказам во время лекций. Ну а «запретный плод», кроме всего прочего, весьма привлекателен. Я узнал, что в нашем Ленинградском университете существует заветная комнатка, где как раз собрана запрещенная литература. Доступ к ней был возможен только с разрешения самого ректора университета. Мое обращение к ректору, коим в те годы был знаменитый академик А. Д. Александров, было поддержано, и я получил разрешение взять для прочтения несколько книг 3. Фрейда.

    3. Фрейд – австрийский психиатр и психолог, основоположник учения о психоанализе в 20-е годы – был популярен и в нашей стране (под редакцией Е. Д. Ермакова на русском языке вышли все его основные работы), и некоторые советские психологи и психиатры развили многие положения Фрейда. Например, А. Р. Лурия подчеркивал, что целостное изучение личности, ее установок, сознательных и бессознательных комплексов – есть дальнейшее развитие тех идей, которые хорошо известны в России в трудах В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазуренко, К. Н. Корнилова и др.


    Зигмунд Фрейд


    Психология бессознательного – одно из величайших интеллектуальных достижений человека – прочно вошла в медицину и биологию. Прозрения Фрейда глубочайшим образом осветили такие области гуманитарного знания, как антропология, литература, религия, философия и эстетика. Западные ученые, рассматривая Фрейда как новатора и открывателя, сравнивали его с Аристотелем, Коперником, Колумбом, Ньютоном, Дарвином. Среди друзей Фрейда были такие выдающиеся люди, как Томас Манн, Теодор Драйзер, Ромен Роллан, Стефан Цвейг, Герберт Уэллс, Альберт Эйнштейн и др.

    Учение Фрейда стало стимулом в развитии разных сфер человеческого знания, неистощимым источником научного и культурного новаторства. Учение Фрейда стимулировало новый подход ко многим конкретным проблемам науки (поведенческая медицина, нейробиология, психиатрическая эндокринология, этнография, индивид и общество и др.). Но этим его значение не ограничивается. Труды Фрейда дали ключ к пониманию причин живучести многих стереотипов мышления. Фрейд исследовал процессы социализации личности и такие фундаментальные явления, как гуманизм и свобода. Фрейдизм при всех его противоречиях и ошибках дал импульс новым областям знаний.

    Вряд ли в наши дни кто-либо сомневается в важности психоанализа, роли подсознательной сферы человека, необходимости познать себя и других, умении отойти от догм и шаблонов, реализовать свое Я.

    Однако возникает вопрос: почему с начала 30-х годов у нас резко падает издание психоаналитических работ, а те, что появляются, содержат обезличенные ремарки «от издательства», в которых говорится, что психоанализ обнаружил свою идеалистическую, глубоко буржуазную, реакционную природу или представляет собой по своей социальной природе типичную мелкобуржуазную теорию. «Серьезная критика, – пишет один известный ученый, – подменяется навешиванием ярлыков, искажением концепций, тенденциозной и односторонней трактовкой заключений Фрейда, выдергиванием цитат». Далее следует уже полное гонение на психоанализ. Попытка использовать психоаналитический метод для лечения больных преследуется репрессиями.

    Чем объяснить, что начиная с первой половины 30-х годов психоанализ начал подвергаться запрету? Издание трудов Фрейда и других серьезных психоаналитиков было фактически закрыто на многие годы якобы во имя гуманных мотивов – не допустить проникновения чуждой идеологии.

    Был вычеркнут огромный пласт культуры, связанный с раскрытием существа психоаналитического учения Фрейда, его подхода к изучению глубин человеческой личности; отвергнута гипотеза о победе разума над животными инстинктами человека, что не позволило понять происхождение страха, ситуацию опасности и психической беспомощности человека перед слепой верой в непогрешимость и мудрость власть предержащих. «Инстинктивное знание угрожающих извне опасностей, по-видимому, не присуще от рождения человеку или же является врожденным, но в очень незначительных размерах», – писал Фрейд в работе «Страх».

    Только в 60-х годах возобновились исследования по психоанализу. Оказалось, что наша страна отстала во многих областях, связанных с изучением психологии человека, что в мире учение о подсознательном ушло далеко вперед, и, пока мы занимались критикой работ Фрейда, западные ученые развили многие рациональные стороны его учения. Более того, выяснилось, что подсознательная сфера – огромный источник резервов человеческой психики, что, отказавшись от ее серьезного и широкого изучения, мы не только лишили сотни и тысячи больных медицинской помощи, но и снизили работоспособность целых поколений людей творческого труда.

    Важно подчеркнуть, что негативное отношение к Фрейду до середины 50-х годов, некоторое оживление исследований и вновь двадцатилетний застой серьезно затормозили работы наших ученых в этой области. Совещание по вопросам идеологической борьбы с современным фрейдизмом состоялось при президиуме Академии медицинских наук в 1958 г., после него в литературе появилось много работ, которые содержали давно устаревшие стереотипы по обвинению Фрейда в идеалистических трактовках подсознательного, пытались доказывать вред применения психоанализа на практике, хотя ни один автор подобных строк не провел сам ни одного сеанса психоанализа. Но тот, кто знаком с психоаналитическим методом, знает, сколь принципиально требование психоанализа «не навредить» и использовать правду, не боясь кому-то не понравиться.

    Сила фрейдизма в «будоражении» мысли, в поиске истины, которая не является чем-то застывшим, догматическим. Выздороветь всегда труднее, чем заболеть. Однако для выздоровления как отдельного человека, так и общества в целом надо преодолеть внутреннее сопротивление, превозмочь страх, признаться в своих ошибках, понять, откуда они происходят, «вытащить» их на уровень сознания. И не только вытащить, но и понять их природу.

    Сегодня учение Зигмунда Фрейда требует новых подходов с точки зрения последних достижений биофизического и гуманитарного знания. Об одном из таких подходов и пойдет речь дальше.

    Группа ученых, объединенная чисто научным интересом к психодиагностике и психокоррекции, состоящая из физиков, программистов, врачей, именует себя лабораторией психокоррекции Московской медицинской академии (заведующий Игорь Смирнов).

    Пациента усаживают перед компьютером, на экране мелькает графика, в наушниках – приятный шумок. Шумок непростой: в нем содержатся вопросы в самую «душу», о главном – семья, работа, деньги, профессия, учеба, наука, секс, политика, алкоголь, криминал и прочее. Датчики вводят в компьютер реакции пациента на эти бесшумные вопросы. Причем ответы идут из подсознания, т. е. пациент сам не по дозревает о своих пристрастиях. И когда он уйдет, ученые расшифруют картину его «души», рейтинг его ценностей: что думает о мире и своем месте среди людей, чего хочет, чего боится. Это половина работы – диагноз.

    Вторая половина – коррекция: негативные, асоциальные устремления угасить, даже снять, позитивные – усилить. Дали человеку послушать любимого Вивальди, а в музыку заложили не вопросы, а, скажем так, «советы». Пациент их не слышит, но усваивает. И почему-то после сеанса... поступил в вуз, бросил пить, вернулся в семью, перестал воровать (а это было в действительности). Если он душевно болен и агрессивен, то утихает. Если в корне его недуга были семейный конфликт, потрясение в раннем детстве, то они выйдут на экран из глубин подсознания и будут забыты.

    Здесь составляют каждому пациенту индивидуальную программу. Игорь Смирнов говорит, что мы занимаемся обычным психоанализом, правда ускоренным с помощью компьютера, субстанция нашей профессии – этика.

    Почему у вас такой почерк?

    Мы часто употребляем слово «почерк» в обиходе, даже не задумываясь, а что же это такое? Вместе с тем почерк – одно из самых загадочных свойств человека. Точно так же, как у каждого взрослого человека завитки и углубления кожной поверхности подушечек пальцев руки образуют свой неповторимый, индивидуальный «узор», нельзя найти и двух людей, почерки которых абсолютно совпали бы, поэтому почерк также является характеристикой человека. По его специфическим особенностям – написанию отдельных букв и слов – специалисты-почерковеды могут безошибочно определить, какое лицо написало данный текст.

    Отпечатки пальцев и особенности почерка издавна использовались в судебной практике при проведении криминалистической экспертизы по опознанию людей, совершивших различные противозаконные действия. Сейчас на помощь экспертам пришли компьютеры, которые быстро и безошибочно выполняют задачу установления почерка.

    Наука, изучающая почерк человека, называется графологией. Несмотря на то, что в большинстве стран к графологии по-прежнему относятся как к «несерьезной» науке, ставя ее в ряд с такими явлениями, как гадание на кофейной гуще, предсказания по пальмовым и чайным листьям и т. д., в ряде государств (например, во Франции и в Германии) графология получила широкое распространение.

    Интересно использование достижений графологии в Израиле, где она представляет один из способов проверки служащих при приеме на работу. В этой стране графологическую науку используют по отношению ко всем – от рядового рабочего до ученого. Без нее практически невозможно получить работу. Работники всех специальностей, будь-то будущие разведчики, сотрудники корпораций или рабочие сборочных линий, все обязаны пройти анализ своего почерка, в результате которого выявляются характерные черты того или иного претендента на должность, начиная от уровня его личной честности, добросовестности и надежности и кончая его личными амбициями и вредными привычками. С помощью компьютера опытный графолог может определить, обладает ли тот или иной проверяемый хорошей памятью, логикой, способностью к концентрации усилий, пунктуальностью, самоконтролем и хорошим здоровьем. Кроме того, по мнению специалистов, с помощью графологии можно определить, способен ли тот или иной человек работать как рядовой член коллектива или же он рожден, чтобы стать руководителем-боссом. Таким образом, графология помогает отбирать энергичных, творческих и независимых людей.

    Приведем лишь несколько примеров использования графологического анализа. Один бизнесмен, который обычно применял графологию при найме рабочих и служащих на свою фабрику, принял на работу личного шофера без графологической экспертизы его почерка, так как главный специалист-графолог был в это время в отпуске. Когда же эксперт вернулся и ознакомился с почерком нового работника, он сразу же рекомендовал своему шефу уволить шофера, аргументируя это тем, что по почерку установил такую черту характера этого водителя, как безрассудство. Прогноз специалиста оправдался самым трагическим образом: спустя некоторое время уволенный шофер погиб в результате автокатастрофы.

    Графология помогает и в поисках опасных военных преступников. Так, в 1960 г. израильской разведке удалось захватить нацистского преступника Адольфа Эйхмана лишь на основе проведенного анализа почтовой открытки, написанной им. А. Эйхман был доставлен из Аргентины в Иерусалим, где понес справедливое наказание за совершенные преступления.

    Вот еще один интересный факт: за несколько дней до вооруженного вторжения Ирака в Кувейт (в 1990 г.) израильская разведка получила отзыв о почерке президента Ирака Саддама Хусейна, в котором говорилось, что писавший этот текст – подозрительная, агрессивная и нестабильная натура; его действия невозможно предсказать; он крайне индивидуалистичен, упрям и не в состоянии объективно оценивать трудности, с которыми сталкивается; с большим трудом принимает разумные рекомендации... Дальнейший ход событий полностью подтвердил прогноз специалистов.

    Однако, несмотря на большие успехи в развитии графологии, вопрос: почему почерк каждого человека неповторим, остается пока неразрешенным. Давайте вспомним наше детство, самые первые школьные годы. Придя в школу, многие из нас уже знали и умели писать буквы (правда, большей частью печатные), пробовали складывать из них простые слова. Сегодня всему этому детей обучают в подготовительных группах детских садов, эти знания и навыки включены в программу «нулевых» классов средней школы. Каждый из нас помнит уроки чистописания: в специальных тетрадях всех учили аккуратно, по трафарету, писать. Учительница младших классов прививала всем детям одинаковые навыки письма. Сначала нас учили писать отдельные элементы прописных букв – палочки, крючки, кружочки и т. д., а потом мы осваивали более сложную задачу – целостное написание отдельных букв. На первых порах все эти буквы и даже отдельные слова в тетрадках разных учеников мало чем отличаются друг от друга. Спустя какое-то время, когда основные навыки письма уже усвоены, ученики приступают к написанию целых слов, а затем и фраз.

    Некоторые из вас, вероятно, помнят, с каким трудом давалось обучение первым шагам письма. При овладении навыками письма ребенок испытывает сильное физическое напряжение, производя огромные затраты мышечной энергии. Внешним выражением этого служит большое количество лишних движений. Ребенок, который старательно выполняет домашнее задание по чистописанию, не только двигает рукой по бумаге, но и «помогает» себе языком, мышцами лица, движениями корпуса, а иногда даже ног. Глазами он внимательнейшим образам следит за каждым движением ручки по тетрадной странице. После написания нескольких строчек домашнего задания утомляются не только мышцы, но и глаза ребенка.

    Но пройдет всего несколько лет, и подросший школьник овладеет навыками быстрого письма, у него постепенно начнет оформляться почерк и написание целой фразы становится единым действием, которое осуществляется плавным и непрерывным движением. То, на что раньше тратилось столько энергии, теперь выполняется автоматически, без постоянного контроля сознания. Поэтому основное внимание школьника теперь направлено на смысловую сторону написанного, соблюдение правил грамматики (синтаксиса и пунктуации). У взрослого человека и эти операции автоматизируются. Таким образом, почерк окончательно формируется уже в старших классах школы. С течением времени он может изменяться лишь в деталях, основные же его признаки останутся у человека на всю жизнь. Даже если мы попытаемся изменить свой почерк, опытный эксперт, сличив наш измененный и обычный почерк, легко найдет его общие элементы и выявит писавшего.

    От чего же зависят индивидуальные особенности почерка? На этот вопрос пока нет однозначного ответа. Некоторые уверенно считают, что почерк отражает характер самого человека, и в определенной мере это справедливо. В прежние времена существовало также мнение, что по почерку можно определить прошлое и предсказать будущую судьбу. Сегодня это представление выглядит наивным. Нам же кажется, что характер почерка во многом обуславливается тем, каков почерк у родителей ребенка. Ведь ребенок часто подражает родителям и перенимает от них многие навыки и привычки, в том числе и особенности почерка. Сам же процесс формирования почерка – это сложный психомоторный навык, которым овладевает человек в целом, а не отдельные его мышцы или органы. Раньше думали, что выработка навыка состоит в том, чтобы между двигательными центрами соответствующих мышц вырабатываются определенные условные рефлексы. Однако оказалось, что дело обстоит гораздо сложнее. Формирование такого сложного психомоторного автоматизированного навыка, каким является почерк, состоит в выработке общей программы движения, которая может быть выполнена не только с помощью мышц правой руки (у правшей), но и с использованием целого ряда других мышц нашего тела.


    Опыт Н. А. Бернштейна


    На это обратил внимание крупный отечественный физиолог Н. А. Бернштейн, который показал, что одно и то же слово может быть написано без всякой предварительной тренировки самыми различными способами. При этом оказалось, что во всех этих случаях почерк мало изменялся и все его основные особенности сохранились. Попробуйте на себе повторить этот опыт. Избрав какое-либо слово, например «индустриализация», напишите его на листе бумаги, держа карандаш, как обычно, в правой руке. При дальнейших пробах написания этого слова каждый раз изменяйте положение карандаша следующим образом:

    1) закрепите его у наружного края кисти правой руки на месте браслета часов,

    2) у внутренней стороны правого локтя,

    3) к носку ботинка правой ноги,

    4) зажав карандаш зубами,

    5) держа его пальцами левой руки.

    В итоге почерк изменился очень мало. Следовательно, дело не в том, какими мышцами мы выполняем психомоторный навык письма (хотя, конечно, привычным способом, т. е. пальцами правой руки, качество написания будет намного выше), а в том, какая психомоторная программа задается с помощью избранного нами слова.


    Приведем еще два доказательства этого положения. Один из петербургских ученых И. И. Короткий изучал влияния гипноза на человека. Оказалось, что если взрослому человеку внушить его более молодой возраст, то вместе с другими навыками к нему «возвращается» и его детский почерк, характерный для этого возраста. Следовательно, с помощью гипноза можно извлечь из памяти программы тех психомоторных навыков письма, которые были характерны для более ранних этапов формирования почерка человека.

    Другим доказательством существования целостных программ почерка служат наблюдения над больными людьми с поражением лобных долей мозга (опухоль или травма). Когда такого больного просят написать какую-либо фразу или отдельное слово, то у него наблюдается два типа нарушений. При одном из них больной с большим трудом пишет требуемое слово, так как ему очень трудно перейти от одной буквы к другой. Во втором случае, хотя у больного не отмечается грубых нарушений движений, он совершенно теряет автоматичность навыка и, написав часть слова, забывает оставшуюся его часть. При этом у него меняется почерк и исчезает контроль за смысловым содержанием написанного текста. Характерно то, что подобные нарушения свойственны больным с поражением именно лобных областей коры мозга. Поэтому ученые считают лобные доли важнейшей частью мозга, ответственной за формирование и сохранение в памяти целостных программ поведения, в том числе и программ таких психомоторных навыков, как почерк.

    К такого же рода проявлениям психики относится и наша подпись, которую мы осуществляем в автоматическом режиме и часто без контроля сознания. Более того, подпись для психолога может служить важным показателем особенностей характера человека.

    Следовательно, почерк и подпись – это свойственные каждому человеку автоматизированные и, как правило, осуществляемые без контроля сознания проявления письма, физиологической основой которого являются выработанные в определенном возрасте программы психомоторных навыков.

    Проблема 25-го кадра

    Вы можете сказать, что это уже надоевшая и старая как мир проблема, которой и заниматься-то не стоит. Однако позволю себе с вами не согласиться. Очень давно людьми было замечено одно из удивительных свойств человека, а именно способность улавливать информацию за столь короткое время, что сознание ее просто не замечает. Само по себе явление уже никем не подвергается сомнению, достаточно лишь представить себе следующую картину. Вспомним, что при просмотре какого-либо фильма нам предъявляются отдельные кадры со скоростью 24 кадра в секунду. Но мы не видим каждый из этих стоп-кадров как самостоятельное изображение по отдельности, а воспринимаем целостную ситуацию. На этом и основан эффект кино. Не замечаем мы отдельные кадры потому, что время их проекции на экран равняется 1/24 секунды, а органы зрения и наше сознание не в состоянии отследить столь краткую экспозицию.

    То же самое произойдет, если мы вклеим в киноленту, например какого-либо увлекательного детектива, несколько одиночных кадров на расстоянии нескольких сот метров друг от друга. Мы с увлечением будем наблюдать за развитием сюжета этого фильма и не заметим, что в структуру ленты вклеены посторонние картинки или тексты, которые действуют на наш зрительный орган всего 40-тысячных долей секунды. Конечно, это время слишком мало для сознательного восприятия картинки или текста, для чего потребуется гораздо больший срок, порядка 130-300-тысячных долей секунды.


    В корзину для покупок вы положите, помимо других предметов, тюбик именно той пасты, которая была изображена на 25-м кадре


    После просмотра фильма пройдет какое-то время, и мы, быть может, даже забудем об этом фильме. Однако на нашем дальнейшем поведении отразится эффект 25-го кадра. Представим себе, что в этом кадре заключалась красочная реклама какого-либо предмета, например зубной пасты. И вот в очередной раз, когда вы посетите магазин, в корзину для покупок вы положите, помимо других предметов, выбранный вами из большого разнообразия на прилавке тюбик зубной пасты, именно той пасты, которая была изображена несколько дней назад на 25-м кадре просматриваемого вами детективного фильма.

    Возникает законный вопрос: почему же это происходит? Следуя теории Фрейда о том, что любое действие человека должно иметь определенную причину, а никаких случайных действий мы не выполняем, приходится признать, что в нашей долговременной (подсознательной) памяти хранится множество мотивов, которые независимо от воли человека определяют некоторые его поступки. В особенности, если дело касается выбора какого-то одного варианта действия, который кажется наиболее подходящим. А каким же образом формируются мотивы этих поступков? Приходится признать, что подсознание способно запоминать информацию, предъявляемую в течение гораздо более краткого времени, чем сознание, и без всякой переработки отправлять эту информацию в долговременную память. Там она хранится до поры до времени. При создании ряда условий эта информация извлекается и теперь выполняет функции мотивов некоторых непроизвольных наших поступков.

    Использование в рекламе эффекта 25-го кадра оказалось столь существенным, что западные менеджеры стали применять его очень широко и не только в рекламных целях. Чрезвычайно важно содержание 25-го кадра, потому что введение информации в подсознание, минуя «цензуру» (фильтр) сознания, процедура крайне ответственная. Настолько ответственная, что в западном кино и телевидении запрещено использовать этот прием, например во время предвыборной кампании.

    И в нашей стране мы являемся свидетелями похожих ситуаций. Например, несколько лет назад одна из телекомпаний в Екатеринбурге «Авторские телевизионные новости» (АТН) применила однокадровые вставки с текстом, не имеющим непосредственного визуального восприятия со стороны телезрителей. Использование 25-го кадра было выявлено Управлением госинспекции по делам печати и Всероссийским научно-исследовательским институтом телевидения и радиовещания: в рекламном ролике «Азарт» имелось пять однокадровых вставок с надписью «Сиди смотри только АТН».

    Я привел пример довольно безобидного использования эффекта 25-го кадра для манипулирования предпочтениями широкой телеаудитории. Однако не надо обладать богатой фантазией, чтобы представить себе пагубные последствия подобного бесконтрольного воздействия эффекта 25-го кадра на психику людей.

    Другое дело, когда предпринимаются попытки использовать проникновение в подсознание и долговременную память с целью запоминания новой информации, например при изучении нового иностранного языка. Сейчас предприняты попытки использовать прием экспозиции 25-го кадра в целой видеопрограмме для изучения иностранных языков, которая именуется «Интеллект». Быть может, этот подход и окажется более эффективным, чем традиционные языковые программы. Время покажет.

    Вольф Мессинг

    В начале 60-х годов я исполнял обязанности ученого секретаря Ленинградского общества физиологов. Однажды в наш город приехал уже широко известный к тому времени Вольф Мессинг с демонстрациями своих психологических опытов. В жизни нашей страны начинался кратковременный период «оттепели», и запреты на демонстрации различных таинственных и необъяснимых явлений человеческой психики были сняты. Но надо заметить, что сам Вольф Мессинг, обладая поистине поразительными способностями, никогда не объяснял их действием какой-то потусторонней, сверхъестественной силы, считая это проявлением вполне естественных свойств человеческой психики. Однако его обвиняли и в спиритизме, и в использовании приемов иллюзионистов, а то и вовсе в шарлатанстве. Поэтому Мессинг крайне нуждался в научном объяснении фактов, ратуя за то, чтобы ученые, используя пример его уникальных способностей, попытались приподнять завесу над некоторыми таинственными явлениями в природе человека. С этой просьбой он и обратился в Ленинградское общество физиологов, по решению которого я был командирован на публичные сеансы В. Мессинга, проходившие в одном из концертных залов города. Можете себе представить, как я, тогда еще достаточно молодой специалист, был польщен таким доверием, испытывая, однако, при этом необъяснимое волнение.


    Вольф Мессинг


    И вот я пришел на первый сеанс. Вначале на сцену вышла немолодая, интеллигентного вида дама – ассистентка В. Мессинга, которая представила его зрителям, рассказала о том, что им предстоит увидеть в этот вечер. Затем на сцену быстрой, энергичной походкой вышел он сам: на вид лет шестидесяти, среднего роста, немного сухопарый, очень подвижный. Не успел я толком его рассмотреть (а сидел я довольно далеко), как вдруг слышу, как Вольф Мессинг называет мою фамилию и просит меня пройти на сцену. Оказалось, что он решил совместить два дела, представив возможность «арбитру», т. е. мне, не только наблюдать, но и самому участвовать в его психологическом эксперименте! Зрителям же он объяснил, что никогда со мной не встречался и знает лишь мое имя. Это действительно было так. Пока Вольф Мессинг рассказывал зрительному залу суть того, что будет происходить, я воспользовался редкой возможностью рассмотреть его поближе. Прекрасная форма головы, чистый высокий лоб, откинутые назад, слегка вьющиеся темные волосы, быстрый, но несколько «колючий» взгляд, лицо очень выразительное, подвижное.

    В задачу эксперимента входило следующее. Я вместе с залом должен был, втайне от Мессинга, придумать какое-то сложное действие, которое ему в дальнейшем предстояло угадать и выполнить. Как только Мессинг покинул зал, удалившись в актерскую гостиную, находившуюся, как было известно, далеко от сцены, мы договорились, что задание будет состоять в следующем: Мессинг должен спуститься со сцены, подойти к 12-му ряду, остановиться у места № 16 (на нем сидела моя знакомая), вынуть из ее портфеля книгу по геологии, открыть на 98-й странице и прочитать первый абзац сверху. Во избежание последующих разночтений, я должен был записать это задание на бумажке и положить во внутренний карман своего пиджака.

    Позвали Мессинга. Легкой походкой он вышел на сцену и сразу же обратился ко мне: «Молодой человек, я прошу вас подойти ко мне. Ближе. Еще ближе». Я подчинился. Он взял меня за руку и начал закатывать рукав пиджака и рубашки, освобождая тем самым мое запястье. Затем произошло неожиданное. Продолжая крепко держать меня за кисть руки, он начал другой своей рукой что есть силы хлестать меня по моему обнаженному запястью. Признаюсь, что мне стало не по себе от такого странного способа подготовки. Стало больно, и рука немного покраснела. Вдруг Мессинг спрашивает меня, четко ли я помню задание. Он отпустил мою руку и потребовал, чтобы я в течение всех последующих действий мысленно повторял точную формулировку задания со всеми его деталями. Затем он вновь схватил меня за руку и быстрыми шагами, со словами «Думайте, думайте напряженно!», потащил меня со сцены в зрительный зал. Вначале он по среднему проходу прошел до 15-го ряда, затем возвратился к 10-му и, немного помедлив, как бы прислушиваясь к чему-то, повернул назад, решительно остановившись у 12-го ряда. Вновь слова «Думайте, думайте!» – и Мессинг, несмотря на причиняемые нами неудобства, потащил меня в узкое пространство между рядами кресел по левую сторону от прохода. Вернулся, снова влево, а потом – уверенно пошел на правую сторону. Требуя от меня непрерывно думать об очередном элементе нашего задания, Мессинг неожиданно остановился как вкопанный возле кресла, на котором сидела девушка с портфелем. Не выпуская моей руки, легким движением он стал «обшаривать» фигуру девушки, наконец, рука его остановилась на портфеле, он взял его и открыл. Там лежало несколько тетрадей и книг. Мессинг довольно долго искал что-то, все время повторяя: «Думайте, думайте!» В конечном счете его выбор пал на одну из книг, это была книга по геологии. Он начал переворачивать страницы, водя пальцем по строчкам и периодически внимательно вглядываясь в мое лицо. Вдруг его палец остановился у загаданного абзаца. Он вопросительно посмотрел на меня, но я попытался изобразить на лице полное спокойствие и безразличие. «Вы хотите, чтобы я прочитал вслух этот текст?» – спросил Мессинг. И я вновь промолчал, на этот раз уже до глубины души пораженный увиденным. Уже без моего сопровождения Мессинг вернулся на сцену и попросил меня громко зачитать записанное на бумаге задание. Я прочел. «Все ли я правильно выполнил?» – спросил он у зрительного зала. Вместо ответа раздался гром аплодисментов.

    Так состоялось мое знакомство с Вольфом Мессингом и его удивительными способностями. И хотя еще многие проявления его природного таланта до сих пор остаются загадкой для ученых и исследования их, по-видимому, требуют совершенно другого, специального подхода, некоторым из них мы уже сейчас можем дать вполне научное объяснение. Возьмем, к примеру, эксперимент с моим участием.

    Мы знаем, что наши представления и мысли, являясь продуктом работы мозга, неразрывно связаны с соответствующими движениями, и даже когда вы думаете, ваше тело не бездействует: мозг посылает к мышцам нервные импульсы, вызывая в них едва заметные, недоступные непосредственному восприятию движения. Эти слабо выраженные мышечные реакции, как правило, непроизвольны и неосознаваемы. Например, если вы представите себе, что берете в руку какой-нибудь предмет и будете напряженно думать об этом движении, то подобное представление уже само по себе способно сразу же изменить напряжение мышц руки. Причем интересно, что чем ярче ваше представление, тем отчетливее и заметнее эта связь. Такое изменение в скелетной мускулатуре человека при одной только мысли о движении называется в науке идеомоторным актом (от слова «идея», «образ» и «моторика», что значит «двигаться»).

    Для иллюстрации подобных явлений можно вспомнить, как на уроках физкультуры многим из вас с трудом удавалось овладеть упражнениями на бревне. Здесь самое главное – преодолеть свой страх, не думать о том, что вот-вот оступишься и упадешь со снаряда. Стоит только ярко и в деталях представить себе эту ситуацию, как и в самом деле непроизвольно начинают совершаться определенные мышечные движения, которые могут привести к печальному результату.

    Сегодня для регистрации и записи токов, возникающих при мысли о каком-либо движении, применяют очень чувствительные приборы, которые способны уловить малейшие изменения в электрической активности мышц и записать их в виде электромиограммы. Если, например, мы закроем глаза и будем представлять себе то или иное движение, то эти чуткие приборы зафиксируют появление в мышцах глазных яблок импульсов возбуждения, сходных с возникающими при реальном процессе слежения глазом за перемещаемым объектом. Или другой пример. Если отводящие электроды приложить к языку и гортани испытуемого, а затем попросить его произнести про себя какую-либо фразу, то аппаратура зарегистрирует возникновение в мышцах гортани слабых импульсов, аналогичных тем, которые появляются при произнесении тех же слов вслух. Если же мы немного пофантазируем, то можно представить, что в принципе возможно создание машинных управляющих устройств, принимающих от человека команды в виде многих идеомоторных актов. Однако возникает вопрос: только ли с помощью приборов можно уловить эти слабые мышечные реакции? Демонстрация «мышечного чтения мыслей» Мессингом как раз и дает ответ на этот вопрос. Начну с того, что уровень чувствительности человека не является каким-то врожденным и неизменным свойством его организма. Во многом он зависит от опыта, условий жизни и деятельности человека. Особое обострение чувствительности мы наблюдаем у людей, потерявших возможность ориентироваться в среде при помощи слуха или зрения. Например, у слепых людей резко повышается роль таких форм чувствительности, как мышечная, осязательная, обонятельная, которые позволяют человеку устанавливать необходимые связи в окружающей обстановке. Но, кроме того, уровень чувствительности может быть значительно повышен в результате упражнений и тренировки. Нечто подобное произошло и с героем нашего очерка. Вольф Мессинг – это человек, обладавший исключительно высокой и прекрасно натренированной кожной и мышечной чувствительностью, которая настолько остра, что позволяла ему отмечать для себя даже незаметные внешнему наблюдателю изменения тонуса мышц, вызванные представлением о каком-либо действии. Вот эти-то сигналы-отметки и говорят ему, как строить и корректировать свое собственное поведение. Однако все это требует от человека немалых усилий, невероятно напряженной работы всей нервной системы. Ведь если задание сложное (как в описанном мною случае), то человеку приходится не только справляться с большим потоком информации, но и вычленять необходимые в данный момент сведения из множества посторонних раздражителей.

    Нашлось объяснение и странному на первый взгляд способу подготовки меня к эксперименту. Довольно сильно ударяя меня по запястью, Мессинг добивался усиления кровообращения в этом участке руки. Одновременно там повышалась чувствительность, что, в свою очередь, облегчало процесс улавливания Мессингом мышечных микродвижений.

    В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с проявлением идеомоторных актов. Вот, к примеру, мы смотрим по телевизору спортивные соревнования бегунов. Лидер приближается к финишной черте. Еще одно мгновение, и он коснется заветной ленточки. Мы страстно желаем ему победы. И в этот момент наше тело непроизвольно наклоняется вперед. Мы как бы помогаем спортсмену преодолеть эту дистанцию. Или еще пример: в автобусе едет девушка и держит перед собой тетрадь с написанными английскими словами и их переводом. Она про себя читает трудное слово, затем, закрыв глаза, мысленно повторяет его. При этом ее губы непроизвольно двигаются. Такие идеомоторные акты чаще всего возникают при напряженном внимании. Однако по мере усвоения задачи, когда она становится привычной, эти движения уже совершенно не заметны для окружающих. Особенно ярко идеомоторные акты проявляются у ребенка, который увлеченно занимается каким-либо интересным делом (рисует, лепит, читает, строит).


    Мессинг подошел к туалетному столику, взял пинцет и выдернул три волоска из пышных усов Эйнштейна


    А теперь подробнее о самом Вольфе Григорьевиче Мессинге. Он рассказывал, как обнаружил способность внушать свои мысли другим: когда ему было 10 лет, он показал контролеру поезда, в котором ехал зайцем, клочок бумаги, и тот принял его за билет. Потом Мессинг выступал в цирке: часами лежал, отключив все органы чувств. Это умение управлять своими чувствами в дальнейшем очень пригодилось Мессингу когда он выступал с сольными номерами перед широкой аудиторией. В 1915 г. в Вене его способности проверяли Альберт Эйнштейн и Зигмунд Фрейд. Мессингу тогда было 16 лет. Фрейд был его индуктором: выполняя его мысленное распоряжение, Мессинг подошел к туалетному столику, взял пинцет и выдернул три волоска из пышных усов Эйнштейна. Тот одобрительно улыбнулся: задание было выполнено правильно. В 20-е годы XX в. Вольф Мессинг уже объездил весь мир. Он выступал почти во всех столицах Европы.

    «В Риге, – вспоминает В. Мессинг, – был такой рекламный номер. Ездил я по городу на автомобиле. Глаза завязаны черным полотенцем, руки лежали на руле, ноги – на педалях. Рядом сидел водитель и мысленно отдавал мне приказы. Управлял машиной он, а вел ее практически я. Это видели тысячи рижан. Кстати, никогда раньше, да и после этого случая за баранку автомобиля я не садился».

    После захвата нацистами Польши оставаться В. Мессингу там было опасно, так как он предрек Гитлеру поражение на Востоке, а польские газеты опубликовали это предсказание крупным шрифтом. Фотографии Мессинга расклеивались по всей Европе, за его поимку была назначена награда в 200 000 марок. Мессинга схватили и бросили в карцер, но он сконцентрировал всю свою волю и, внушив охранникам собраться вместе, благополучно покинул здание тюрьмы. Дорога была одна – в Советский Союз, хотя предвзятое отношение к Мессингу существовало и в нашей стране, поэтому ему пришлось переубеждать людей, от которых зависели его выступления, что в них нет ничего мистического.


    «Ездил я по городу на автомобиле. Глаза завязаны черным полотенцем, руки лежали на руле, ноги – на педалях. Рядом сидел водитель и мысленно отдавал мне приказы»


    Валентина Иосифовна Ивановская, ведущая его программы, рассказала: «Однажды во время выступления в Одессе на сцену поднялся молодой священник: «Если уважаемый психолог выполнит мое задание, я, возможно, откажусь от своих религиозных убеждений». Зал затих. И вот Вольф Григорьевич по мысленному приказу священника вызывает девушку, сидящую в зале, достает из ее высокой модной прически нательный крестик и обводит им вокруг ее головы. Пораженный священник сложил руки на груди: «Истинно говорю я вам – все так и было».

    На множество вопросов зрителей Мессинг отвечал, что пока наука не может объяснить его уникальные телепатические способности. Однако он подчеркивал очень напряженную работу мозга во время сеанса.

    На вопросы о том, не являются ли телепатические способности атавизмом, Мессинг отвечал, что, возможно, люди только идут к телепатии, а не уходят от нее. Дело в том, что такие способности есть у каждого, только в разной степени, и их нужно развивать. Это как музыкальная одаренность: многие могут играть на инструментах, но виртуозов – единицы.

    Мессинг все время подчеркивал, что в его способностях нет ничего сверхъестественного. Он сам был человеком неверующим, убежденным, что в мире нет никаких непознаваемых сил и что все в мире подвластно уму и воле человека.

    Сколько разнообразных заданий зрителей выполнил Мессинг за 50 лет. И только один раз не смог найти предмет, который спрятал индуктор. Это была конфета, которую съел один из зрителей. «Я не хирург», – улыбнувшись, сказал Мессинг и развел руками.

    Однажды в журнале «Собеседник» в публикации «По лезвию ножа» описывалось, что Берия мечтал о сотруднике с такими способностями. Когда слухи о Мессинге дошли до кремлевских правителей, его незамедлительно доставили к Сталину. Потом им, естественно, заинтересовался и Берия. По приглашению шефа НКВД Мессинг прошел в неприступное всесильное ведомство на Лубянке без пропуска. Немыслимое дело! Берия был и возмущен, и поражен. Прощаясь с Мессингом, он решил проверить его еще раз: Мессинг вновь прошел через три ряда охранников. Для Берии такой человек был крайне опасен. Как же Вольф Мессинг остался жив? Может быть, он смог внушить Берии, чтобы тот оставил его в покое? Но не это самая важная тайна. Куда интереснее познать тайны человеческого мозга, его удивительные способности. Мессинг не смог объяснить, как происходит телепатический сеанс, и в то же время отрицал наличие чего бы то ни было таинственного.


    Мой рассказ подходит к концу. Я описал один из эпизодов моей жизни не только для того, чтобы познакомить вас с человеком удивительной судьбы и редкого дарования – Вольфом Мессингом, но и для того, чтобы еще раз напомнить вам: нет такой тайны, которая не была бы подвластна человеку, даже если эта тайна – он сам. Придет время, и тайны психики станут постепенно раскрываться.

    Телекинез и физика

    Однажды, когда я находился на своем рабочем месте в лаборатории Физиологического института им. А. А. Ухтомского Санкт-Петербургского университета, ко мне в комнату вошел незнакомый мужчина. Не представившись, он с порога сообщил: «Я умею глазами двигать мебель!» Признаюсь, я несколько растерялся от такого заявления и ответил ему, что у меня сейчас нет нужды передвигать мебель. Но мой незваный гость продолжал настаивать: «Ну неужели вам не интересно?! Это же подлинный телекинез! Вот смотрите, я сейчас буду двигать стул». Он встал в какую-то странную, неестественную позу, весь напрягся, устремив свой горящий взор на стул. Я оставался на своем месте и с любопытством наблюдал за происходящим. Прошло несколько минут, и вдруг мой гость сумбурно задвигал руками, стал притопывать ногой, раскачиваясь в такт всем телом. После окончания всех этих «магических» действий он спросил меня, видел ли я, как закачался стул. Я был вынужден огорчить его: никакого движения предмета я не заметил.

    Гость был несколько смущен, но с присущей ему горячностью стал уверять меня, что обладает еще целым рядом других редких способностей, затем... попросил денег в долг и, не получив их, разочарованно ушел, оставив меня в покое.

    Вероятно, я вскоре и забыл бы об этом трагикомическом эпизоде в моей жизни, если бы к этому времени в газетах и научно-популярных журналах не стали появляться многочисленные сенсационные сообщения об уникальных способностях некоторых людей взглядом гнуть ключи, двигать мебель и совершать другие волшебные превращения. Предполагалось, что эти люди обладали какой-то сверхповышенной чувствительностью к различным сенсорным воздействиям (отсюда и их название – экстрасенсы) и поэтому могут не только улавливать тончайшие, незаметные даже для чувствительного прибора колебания среды, но и, обладая неким сильным энергетическим биополем неизвестной природы, способны реальным образом воздействовать на окружающие предметы, не притрагиваясь к ним.

    Не скрою, что я довольно скептически относился ко всем этим чудесам, видя проявление в них какого-то искусного шарлатанства. И век бы мне было суждено оставаться с подобным взглядом на этот счет, если бы несколько лет назад я не столкнулся с сообщением о том, что ученые-физики, в частности занимающиеся вопросами электроники, решили всерьез заинтересоваться проблемой телекинеза, полагая, что в основе этого аномального явления лежат совершенно определенные физические процессы. Как же проходил их эксперимент?

    В присутствии авторитетной комиссии ученых экстрасенса усаживали на стул, находящийся в паре метров от стола, на котором под стеклянным колпаком размещался объект, подлежащий перемещению. Двое из членов комиссии на протяжении всего эксперимента держали испытуемого за руки. Под ноги экстрасенса был положен коврик из поролона, во избежание смещения предмета за счет вибрации ног. С помощью магнитофона определяли отсутствие контрабандно принесенных магнитов. Рот испытуемого заклеивали пластырем, для того чтобы он не имел возможности дуть на предмет и отвлекать своими разговорами комиссию. И если после всех этих ухищрений объект все же приходил в движение, то это и должно было служить доказательством реального существования феномена телекинеза. К сожалению, ни один из десяти экстрасенсов, участвующих в эксперименте, не смог не только сдвинуть с места стул или утюг, но даже уронить стоящий вертикально спичечный коробок. Казалось, мой скепсис вновь подтвердился, но не тут-то было.

    Как-то раз ученые-физики пригласили участвовать в научном опыте девятнадцатилетнюю девушку – Машу Кузьменко. Предположив, что в основе телекинеза лежит электростатический механизм, исследователи смонтировали установку так, чтобы шарик для настольного тенниса (который во время эксперимента должна была «двигать» Маша) в конце своего пути падал в чашку, соединенную с электрометром. Чуткий прибор показал, что после окончания эксперимента на шарике появился электрический заряд, которого раньше не было. Если в это время протянуть к шарику руку (содержащую вместе с одеждой электростатический заряд), то он моментально отскакивал в сторону. Примечательным было и то, что заряды в оболочке шарика «сидели» прочно и исчезали через несколько часов или даже дней.

    Затем в эксперимент было внесено некоторое дополнение. В темноте на лоб Маши прикрепили кусок рентгеновской пленки. После окончания опыта пленку проявили – на ней отчетливо была видна яркая вертикальная полоса. Электронный импульс, излучаемый мозгом Маши, был зафиксирован и обычным счетчиком Гейгера. Кроме того, учеными было установлено, что энергия, с помощью которой Маша передвигала шарик, носит импульсный характер и ее хватало всего лишь на несколько минут действия, после чего требовалось довольно длительное время для отдыха. После каждого эксперимента Маша выглядела очень усталой.

    Пока остается еще совершенно не ясным, как человек может генерировать и направленно излучать в пространство электронные сгустки. Но ведь в природе мы имеем нечто подобное: электрический скат может излучать импульс с напряжением в несколько сот вольт и током в несколько ампер. Но то скат, а человек?... Какие механизмы работы нашего мозга кроются за этим таинственным процессом?

    Некоторые ученые считают, что явления телекинеза при всей своей внешней загадочности не выходят за рамки физики твердого тела и могут быть смоделированы с помощью пробирки с ртутью. Если ее обернуть фотобумагой и энергично встряхнуть, то произойдут довольно странные, в целом сходные с ранее описанными явления: в темноте мы увидим исходящее от пробирки свечение, радиоприемник отметит появление электромагнитного излучения, счетчик Гейгера зарегистрирует жесткое излучение, а на проявленной фотопленке появятся характерные молнии, вызванные рентгеновской засветкой.


    Природа очень неохотно раскрывает свойства некоторых людей, называющих себя экстрасенсами, поэтому не следует сходу все отвергать. Лучше всего ставить эксперимент – спокойно, тщательно, без предвзятости, но со строгим физическим контролем.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх