Загрузка...


Общие принципы тренировок

Осознание этих принципов на глубинном уровне и введение их в свою модель мира, если они там не присутствуют, само по себе является упражнением, улучшающим вашу способность адаптироваться к любой целенаправленной деятельности и к трудностям, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни.

Я приведу эти принципы с их образными, шоу-даосскими названиями, потому что каждое образное название направлено на то, чтобы связать данный принцип с определенным представлением, вызывающим соответствующие эмоции, и, уже используя эмоциональную составляющую, записать его в свою модель мира.

Чтобы объяснить, как эмоции связаны с записью событий в подсознание или в модель мира, я приведу историю из книги Карела Чапека, которую я читала в детстве. Точно не помню ее название, но, кажется, она называлась "Война с саламандрами".

В этой книге сын увидел в огне пляшущую саламандру и указал на нее отцу. Отец с силой ударил сына по щеке.

- Папа, зачем ты сделал это? - с недоумением и обидой спросил сын.

- Это уникальный момент в твоей жизни, - сказал отец. - Увидеть в огне пляшущую саламандру доводится крайне редко, и это исключительная удача. Я хочу, чтобы ты запомнил этот момент навсегда.

Сын понял отца и действительно запомнил на всю жизнь зрелище пляшущей саламандры.

Возможно, у Чапека сцена была описана другими словами, но смысл был таков, и забавно, что из всей книги мне запомнился один этот эпизод. Он остался в моей памяти, а опыт, извлеченный из него, записался в мою модель мира именно из-за уникальной эмоциональной окраски того, что произошло.

Отождествляя себя с мальчиком, я, читая, тоже ощутила боль и обиду от удара отца, но когда отец объяснил свои действия, на меня снизошло нечто вроде озарения, и в мою модель мира впечаталась следующая истина: "тебе могут причинить боль и даже ударить тебя не для того, чтобы тебя унизить или оскорбить, а чтобы обратить твое внимание на, возможно, самое удивительное событие, случившееся в твоей жизни".

Я, как и большинство детей, была любопытна, особенно во всем, что касалось волшебных персонажей, и согласилась бы с радостью стерпеть десяток оплеух, лишь бы хоть одним глазком увидеть пляшущую в огне саламандру.

Возможно, что у ребенка с другим, более мрачным складом характера, эта сцена оставила бы совершенно другой след в душе. Не интересуясь саламандрами, он мог бы записать в модель мира, что нельзя доверять даже самым близким людям, потому что они могут больно ударить тебя без всякого повода лишь потому, что в огне скачет какая-то рыжая тварь. Этот эпизод из книги мог бы сделать его еще более подавленным, угнетенным и недоверчивым по отношению к окружающим людям.

Я так подробно объяснила этот пример, чтобы вы поняли, как записываются установки и программы в модель мира, и насколько случайными и не зависящими от вашего сознания оказываются подобные программы, в течение всей жизни определяющие ваше поведение и уровень вашего счастья и несчастья.

В детстве ребенок, растущий в нормальной хорошей семье, получает значительное количество положительных впечатлений, но, по мере взросления, жизнь награждает его все большим количеством "пощечин", которые обычно записываются в его модель мира мрачными черными строками, если, конечно, в его подсознании не заложена программа, что "пощечины" не так уже и плохи, потому что они учат его чему-то новому и полезному - осторожности, хитрости, пониманию или чему-то еще, а боль от пощечин гораздо менее важна, чем ценный опыт, приобретенный при их получении.

Итак, вернемся к общим принципам тренировок. Ваша задача - не только, по мере возможности, следовать им, но и, связав их с ярким и приятным вам эмоционально окрашенным образом, ввести их в свою модель мира.

Вот эти принципы.

Принцип постоянства - "течение реки".
Упражнения надо выполнять пусть понемногу, но регулярно, желательно каждый день, а упражнения возвращения к стабильному положительному эмоциональному фону и перевода отрицательных эмоций в положительные - в каждой ситуации, вызывающей неадекватную раздражителю отрицательную эмоциональную реакцию.
Принцип преодоления - "разящий меч".
Этот принцип в первую очередь предназначен для разрушения ограничивающих программ и установок. То, что вам кажется, что вы не можете чего-то сделать, на самом деле совсем не означает, что вы действительно не можете этого сделать. Следуя этому принципу, время от времени вы должны совершать напряженные усилия, направленные на преодоление препятствий и трудностей, на преодоление границ своих возможностей.
Принцип постепенности - "малые глотки".
Если есть слишком много сладостей, они начнут вызывать отвращение. Если слишком много тренироваться, возникает состояние перетренировки, и желание заниматься может исчезнуть всерьез и надолго. К упражнениям "Технологии счастья" надо относиться как к еде - уходить от стола с чувством легкого голода, чтобы желание заниматься не угасало, то есть "есть понемногу, но часто".
Принцип сверхусилия - "прыжок на гору".
Этот принцип тоже связан со снятием ограничивающих установок, но несколько другим путем.
Принцип последовательности - "со ступени на ступень поднимаясь по небесной лестнице".
Не стоит хвататься за сложное, не освоив простого. Лучше хорошо выполнять самые простые упражнения, чем плохо делать сложные. Это повышает самооценку и дает чувство удовлетворения от проделанной работы.
Принцип правильного направления - "следуя за стрелой", то есть следуя правильной методике, пока вы не приобретете достаточного опыта в даосских психотехниках, чтобы начать экспериментировать, выполняйте упражнения так, как они описаны в этой книге.
Принцип спокойствия - "истинное спокойствие"
Не желать большего, чем ты имеешь в данный момент, не подгонять себя, не ставить рекордов
Принцип напряжения - "натянутый лук".
В случаях, когда обстоятельства этого требуют, необходимо приложить все свои силы для того, чтобы добиться нужного результата.
Принцип удовлетворения - "озеро радости"
получение от любой деятельности удовлетворения, граничащего с наслаждением.
Для применения этого принципа необходимо освоить упражнения по созданию стабильного положительного эмоционального фона. Процесс занятий должен доставлять не меньшее удовольствие, чем результат.
Принцип стимула - "убегая от тигра"
использование деятельности или ситуаций, в которых только правильные действия обеспечивают выживание.
В более мягкой формулировке этот принцип означает, что иногда нужно ставить себя в условия, в которых вы вынуждены будете сделать то, что не можете сделать в других обстоятельствах. Например, если вам слишком лень заниматься дома физическими упражнениями, запишитесь в группу аэробики, заплатив приличную сумму. Тогда, чтобы деньги не пропали зря, вы будете ходить в спортзал, а там уж волей-неволей придется тренироваться.
Принцип "беря большое, не упускай малое"
Обращать внимание на все детали, не забывать о мелочах.
Принцип "беря малое, не упускай большое"
Не терять общей картины, концентрируясь на деталях.
Принцип "озера удивления" - не переставать удивляться всему вокруг.
Удивление, особенно радостное удивление - это особое и прекрасное состояние ребенка, открывающего для себя мир. Открывая для себя новые удивительные грани жизни, ребенок вносит их в свою модель мира, и, рано или поздно, закончив построение основного здания своей модели, он перестает подмечать в мире нечто новое, волнующее и интересное, и жизнь его становится пресной, скучной и однообразной.
Чувство влюбленности в чем-то напоминает удивленное и радостное постижение ребенком окружающего мира, но в данном случае оно распространяется на постижение любимого человека, становящегося таким же волнующим и прекрасным, как целый мир. Но, в свою очередь создав модель образа возлюбленного и внеся ее в свою модель мира, человек снова теряет ощущение волнения и радости узнавания, и эта потеря приносит ему разочарование.
Умение отыскивать в окружающем мире что-то новое, волнующее и интересное - это неотъемлемая черта истинно счастливого человека, приносящая ему множество положительных эмоций.
Принцип невозмутимости - "водная гладь"
Не удивляться ничему, даже если происходит что-то невероятное.
Принцип невозмутимости не означает нечто противоположное принципу "озера удивления". Его суть в том, что человек, пытаясь адаптироваться к внезапным и резким переменам в своей жизни или к неожиданным событиям, должен оставаться невозмутимым, чтобы не терять картины мира и чувства самоосознания. Для выработки подобных качеств существует свой комплекс упражнений, и в одной из книг серии "Технология счастья" мы о нем поговорим.
Принцип осознавания каждого своего действия - "сияние полной луны".
Одним из применений этого принципа служит отслеживание неадекватных программ своей модели мира. Упрощенно говоря, смысл его состоит в том, чтобы, совершая что-то, осознавать подлинные мотивы и побудительные причины своих поступков.

Это далеко не полный список общих принципов обучения Шоу-дао, но для начала этого достаточно. Наверняка, читая этот список вы уже обратили внимание на то, что некоторые из этих принципов, казалось бы, противоречат друг другу. Это наблюдение подводит нас к одному из важнейших понятий в учении Спокойных - понятию о "срединном пути". Но сначала мы поговорим о том, как при помощи медитации осознания ввести в свою модель мира глубинное понимание этих принципов.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх