Загрузка...


Дополнение модели мира полярными жизненными ценностями

Ранее мы говорили о том, что система ценностей - это специфическая для каждого человека группа программ, определяющих на подсознательном уровне схему и стиль его мышления, и что жесткая и неизменная система ценностей лишает модель мира гибкости и гармоничности, и во многих случаях не позволяет человеку безболезненно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Мы уже выяснили, что модель мира можно расширять, вводя в нее недостающие программы. Давайте попробуем выяснить, какие же жизненные ценности превалируют в вашей модели мира. Для начала перечислим несколько пар полярных жизненных ценностей.

1. Ориентация на достижение цели и ориентация на погружение в процесс бытия.
2. Эгоизм и альтруизм.
3. Следование эмоциям и следование логике.
4. Стремление к риску и стремление к безопасности.
5. Соблюдение традиций и склонность к переменам.
6. Эмоциональная экспрессивность и эмоциональная сдержанность.
7. Материалистический взгляд на мир и идеалистический взгляд на мир.
8. Стремление к соревнованию и стремление к сотрудничеству.
9. Стремление к одиночеству и стремление к контактам с окружающими.
10. Действия с позиции силы и действия с позиции убеждения.
11. Стремление к узкой специализации и стремление к расширению кругозора.
12. Стремление взять что-то от других и стремление дать что-то другим людям.
13. Пассивность и активность.
14. Подчинение и доминирование.
15. Аккуратность и небрежность.
16. Проявление инициативы и четкое следование полученным указаниям.
17. Стремление к интеллектуальному развитию и стремление к физическому развитию, и т.д.

При желании вы сможете дополнить этот список еще множеством других полярных пар, отражающих жизненные ценности или убеждения.

Жизненные ценности редко проявляются в своей крайней форме. Между двумя противоположными полюсами каждой пары расположен широкий диапазон возможных вариантов, и "срединный путь" пролегает где-то по "центральным точкам" всех возможных диапазонов.

Однако если вы поймете образ срединного пути слишком буквально и решите, что для формирования гармоничной модели мира вам нужно будет ввести в нее жизненные ценности, находящиеся исключительно в центральных пунктах между двумя крайними полюсами, вы совершите большую ошибку, поскольку модель мира, основанная на любых четко фиксированных жизненных ценностях, пусть они даже не являются крайними и экстремистскими, все равно будет жесткой, застывшей и маложизнеспособной.

Шоу-даосский подход к формированию правильной системы ценностей оказывается таким же самым, что и в вопросе об отношении к эмоциям. В первую очередь Спокойные учатся создавать стабильный положительный эмоциональный фон (точку равновесия). Формирование эмоциональной точки равновесия соответствует точке равновесия двух полярных жизненных ценностей, то есть некой обобщенной и усредненной жизненной ценности, являющейся гармоничным синтезом двух полюсов.

Сформировав эмоциональную точку равновесия, последователи Шоу-Дао начинали тренировать устойчивость своей нервной системы с помощью упражнений по произвольному созданию эмоций постепенно увеличивая их интенсивность, а затем возвращаясь к точке равновесия - стабильному положительному эмоциональному фону.

В книге "Формулы счастья" приведены лишь техники работы с положительными эмоциями, но работа с отрицательными эмоциями также проводится, только на более высоком этапе подготовки, когда нервная система укреплена настолько, что обращение к насыщенным и интенсивным отрицательным эмоциям не наносит вреда физическому здоровью и душевному равновесию занимающегося.

Подобно тому, как Спокойные в своих упражнениях с эмоциями перемещаются от эмоциональной точки равновесия к крайним полюсам интенсивных положительных и отрицательных эмоций, они точно так же учатся перемещаться от точки равновесия пары жизненных ценностей к программам, обеспечивающим выражение крайних степеней этих полярных жизненных ценностей. Таким образом воины жизни обеспечивают свою способность к выполнению необходимых действий в случае, когда обстоятельства требуют приложения программы, соответствующей любой из точек диапазона между двумя полярными жизненными ценностями.

Рассмотрим для примера пару жизненных ценностей, занимающих первую строчку в нашем списке. Это ориентация на достижение цели и ориентация на погружение в процесс бытия. О необходимости поиска равновесия между этими ценностями мы уже говорили в разделе "Равновесие между стремлением к достижению цели и не ориентированным на будущее погружением в процесс деятельности или существования".

Теперь мы уточним понятие подобного "равновесия", как некоего нейтрального спокойного состояния, из которого можно легко перейти к любой из программ - стремлению к достижению цели или к наслаждению бытием в любой степени их интенсивности.

Жизнь ставит перед нами самые разные задачи, и иногда для нас оказывается крайне важным сконцентрировать все свои усилия на стремлении к цели, в другой же момент, наслаждение бытием оказывается предпочтительнее целевой ориентации. Конечно, тут встает еще один очень важный вопрос - как определить правильную стратегию действий в каждой ситуации, то есть как различить, когда нужно быть активным, а когда - пассивным, когда нужно стремиться к цели, а когда расслабиться и отдыхать, в каком случае проявлять доброту и терпимость, а когда действовать с позиций силы.

Последователи Шоу-Дао нашли ответ на этот вопрос, но он достаточно сложен и выходит за рамки этой книги. Но очевидно одно - если у вас нет ресурсов, которые необходимы для использования в каких-то конкретных обстоятельствах, вам будет гораздо труднее справиться с этими обстоятельствами. Если же вы сумеете ввести в свою модель мира программы, соответствующие тем жизненным ценностям, которые раньше у вас отсутствовали или были слабо выражены, вы получите огромный запас новых ресурсов, помогающих находить выход из ситуаций, которые раньше казались вам мучительными, травмирующими и почти безвыходными.

На начальном этапе вводить в свою модель мира новые жизненные ценности и соответствующие им программы действий вы можете двумя путями - с помощью медитации осознания, аналогично тому, как это рекомендовалось делать с общими принципами тренировок, и "списывая" нужные программы у людей, в моделях мира которых эти программы ярко выражены, с помощью техники, описанной в разделе "расширение модели мира".

Составьте список своих основных жизненных ценностей, постаравшись вспомнить, откуда именно вы почерпнули соответствующие им программы. Так, привычка к порядку вам могла достаться от матери, склонность к рискованным затеям - от отца, потребность в красивой жизни - от одноклассника, являвшегося когда-то для вас непререкаемым авторитетом, стремление к справедливости - от литературного или киногероя, произведшего на вас сильное впечатление.

Затем подумайте над тем, в каких случаях автоматическое следование программам каждой из жизненных ценностей было оправданным, а когда оно приводило к нежелательным последствиям. Постарайтесь понять, какие жизненные ценности надо было бы использовать в случаях, когда автоматическое следование программам не давало желаемого результата. Постарайтесь отыскать несколько вариантов ответов на этот вопрос.

Размышления подобного рода - первый шаг к тому, чтобы перейти от полярного мышления к многозначному мышлению, характерному тем, что вместо категоричных "да" или "нет" вы находите несколько разных решений, каждое из которых может быть вполне приемлемым, и чем больше возможных вариантов вы отыскиваете, тем обширнее ваши возможности выбора. Согласно исследованиям психологов, человек, имеющий больше возможностей для выбора, чувствует себя более уверенным в себе и в итоге более счастливым.

Автоматическое следование жестким жизненным ценностям и неспособность к быстрому поиску нескольких решений, отвечающих иным жизненным ценностям, часто подводят даже людей с высоким уровнем интеллекта. Так, в знаменитом фильме "Привидение" главный герой погибает из-за того, что вступает в схватку с вооруженным пистолетом грабителем, требующим его бумажник. В жизни привыкший бороться и не сдаваться до конца, он автоматически следует этой программе и в случае, когда на одной чаше весов оказывается незначительная сумма денег, а на другой - его собственная жизнь и счастье его невесты.

Если бы в его системе ценностей в равной степени присутствовала разумная осторожность, и если бы он вместо автоматического реагирования оказался способен выбрать из нескольких возможных стратегий поведения в данной ситуации оптимальную стратегию, трагедии бы не произошло.

Еще одним примером нерационального следования жизненным ценностям может служить история, описанная в древней китайской летописи "Янь-цзы чунь-цю" ("Весна и осень господина Яня").

Янь-цзы, советник правителя царства Ци, решил однажды отомстить трем военачальникам, которые не оказали ему при встрече должных почестей.

Он уговорил правителя послать к этим трем воинам гонца с двумя персиками, и гонец объявил всем троим:

- Пусть персики достанутся самому доблестному из вас.

Тогда эти три военачальника стали меряться своими подвигами. Один из них, по имени Гуньсунь Цзе, сказал:

- Однажды я голыми руками одолел дикого кабана, а в другой раз - молодого тигра. Мне, несомненно, полагается персик.

И он взял себе один из двух персиков, лежавших в корзине гонца.

Потом встал второй воин - его звали Тянь Кайцзян - и сказал:

- Я дважды сумел обратить в бегство целое войско врагов, имея в руках лишь меч. Я тоже заслужил персик!

И Тянь Кайцзян взял себе второй персик. Когда третий военачальник - его звали Гу Ецзы - увидел, что ему не досталось персика, он гневно сказал:

- Когда я однажды переправлялся через Хуанхэ, сопровождая нашего повелителя, огромная водяная черепаха утащила под воду моего коня. Я нырнул под воду, пробежал по дну сотню шагов против течения, догнал черепаху, убил ее и спас свою лошадь. Когда я вынырнул из воды, держа в левой руке лошадиный хвост, а в правой - голову черепахи, люди на берегу приняли меня за бога реки. За такой подвиг я тем более заслуживаю персика. Так что же, вы так и не отдадите мне персик?

С этими словами Гу Ецзы выхватил меч и взмахнул им над головой. Его товарищи, устыдившись своего поступка, воскликнули:

- Конечно, наша храбрость не идет ни в какое сравнение с твоей. Присвоив себе персики, мы покрыли себя позором, и теперь только смерть сможет искупить его.

Сказав это, они оба положили персики обратно в корзинку, обнажили мечи и перерезали себе горло.

Увидев, что оба его друга погибли, Гу Ецзы почувствовал себя виноватым и сказал:

- Если оба моих друга погибли, а я живу, то я поступаю противно человечности. Если я тоже не умру сейчас, то покрою себя несмываемым позором. А кроме того, если бы мои товарищи поделили между собой один персик, они получили бы достойную для себя долю, и я смог бы взять себе оставшийся персик.

С этими словами он тоже перерезал себе горло.

Для нас подобное поведение трех военачальников, несомненно, обладавших развитыми умственными способностями, может показаться нелепым и абсурдным, но в свете системы ценностей, определяющей их модель мира, в свете свойственного им полярного мышления, их действия абсолютно оправданы.

Действуя изнутри своей модели мира мы часто, подобно этим военачальникам, оцениваем свои поступки, как правильные и единственно возможные, но для взгляда стороннего наблюдателя они могут быть столь же абсурдны, как тройное самоубийство из-за двух персиков.

Итак:


Вводя в свою модель мира программы, соответствующие недостающим или слабо выраженным в вашей модели мира жизненным ценностям, вы получаете огромный запас новых ресурсов, помогающих находить выходы из ситуаций, которые раньше казались вам мучительными, травмирующими или безвыходными.

Обладание большим количеством ресурсов облегчает вам переход от автоматического полярного мышления к многозначности решений - рассмотрению нескольких разных вариантов разрешения проблемных ситуаций, из которых вы сможете выбрать оптимальный







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх