Двадцать два вида тока прана-энергии (тиб.: rlung gi rnam pa nyi shu rtsa gnyis)

Итак, во-первых, двадцать два вида праны можно разделить на четыре типа:

I. внешняя прана (тиб.: phyi'i rlung);

II. внутренняя прана (тиб.: nang gi rlung);

III. промежуточная прана (тиб.: bar rlung);

IV. тайная прана (тиб.: gsang rlung).


I. Внешняя прана, в свою очередь, делится на восемь типов:

1. прана, устанавливающая и уравновешивающая все стихии вместе (таб.: 'byung ba tham cad gnas par byed pa snyoms pa'i rlung);

2. прана, останавливающая и отсекающая все пять стихий по отдельности (тиб.: 'byung ba lnga so sor 'gog par byed pa gcod byed kyi rlung);

3. прана, раскрывающая природу и разрушающая пять стихий (тиб.: 'byung ba lnga'i rang bzhing pyed par byed pa gshig byed kyi rlung);

4. прана, движущая и сталкивающая пять стихий (таб.: gyo zhing brdeg par byed pa'i rlung);

5. прана, разрушающая скандхи (тиб.: phung po 'jigs par byed pa'i rlung);

6. прана, дающая опору для скандх (тиб.: phung po brten par byed pa'i rlung);

7. прана, совершающая все деяния (тиб.: las tham cad byed pa'i rlung);

8. всеохватывающая прана (тиб.: kun tu kyab par byed pa'i rlung).


II. Внутренняя прана тоже делится на восемь типов:

1. бегущая вверх горловая прана (таб.: gyen du rgyu ba mgrin pa'i rlung);

2. рождающая все образы сердечная прана (тиб.: dran pa tham cad bskyed pa snying gi rlung);

3. разделяющая тонкое и грубое, перемещающаяся прана (таб.: dwang snyigs phye ba 'pho ba'i rlung);

4. идущая вниз тайная прана (таб.: thur du rgyu ba gsang ba'i

rlung);

5. порождающая красоту и свежесть прана силы (тиб.: bkrang mdangs bskyed pa stobs kyi rlung);

6. проявляющаяся в действиях несострадательная прана страстей (таб.: las la byung ba snying rje med pa nyon mongs kyi rlung);

7. проявляющаяся в действиях прана Великого Сострадания и Беспристрастия (таб.: las la byung ba snying rje chen po btang snyoms kyi rlung);

8. порождающая высшее осознание прана Великой Извечной Мудрости, знания природы реальности (таб.: shes rab bskyed pa chos nyid ye shes chen po'i rlung).


III. Промежуточная прана делится на пять типов. Действует через пять органов восприятия:

1. глаз видит цвет и форму;

2. ухо слышит звуки;

3. нос обоняет запахи;

4. язык вкушает вкусы;

5. кожа чувствует прикосновения.


IV. Тайная прана (тиб.: gsang rlung).

Имеет единственную форму. Это прана Великого Озарения (таб.: byang chub chen po'i rlung), изначально пребывающая в равновесии, несозданная и поэтому уравнивающая все до единого вкуса в великом блаженстве дхармадхату — все мучительные и приятные переживания.


Все вместе — это двадцать два вида тока прана-энергии. Более обобщенно их можно подразделить на три вида:

1. уходящая вовне (таб.: phyir rgyu ba'i rlung);

2. входящая внутрь (таб.: nang du 'jug pa'i rlung);

3. пребывающая (таб.: gnas pa'i rlung).

Уходящий вовне ток энергии дыхания доходит до расстояния шести пальцев перед ноздрями. Входящая внутрь и пребывающая праны подобны первой. Прана, уходящая вовне — это "Хум", входящая внутрь — это "Ом", пребывающая — это "А". Осознайте их как Тело, Речь и Ум Пробужденных.

В еще более обобщенном виде пран всего две. Это прана клеш и прана изначальной мудрости. В течение дня насчитывается сорок две тысячи импульсов праны изначальной мудрости, столько же импульсов и у праны клеш (Т. е. моментов попадания праны в центральный канал. Прим. переводчика), в итоге в течение дня насчитывается восемьдесят четыре тысячи импульсов, в течение ночи тоже восемьдесят четыре тысячи импульсов. В течение суток импульсов праны изначальной мудрости восемьдесят четыре тысячи, но они не воспринимаемы, их очень тяжело осознать. С изначальных времен в круге сансары энергия праны изначальной мудрости мала, поэтому она не может проясниться в промежутках между импульсами праны клеш. В течении суток прана изначальной мудрости, давая импульс, входит в центральный канал восемьдесят четыре тысячи раз, и затем она перебивается импульсом праны клеш. Ум, движимый импульсом тока энергии клеш, порождает множество различных понятий, создавая причину потерянности в сансаре. Импульсами тока энергии клеш накапливается дурная карма, связывая нас с шестью родами живых существ во Вселенной. Через ток энергии дурной кармы состояние чистой осознанности уводится в сторону и, соединяясь с током энергии, бегущим вниз, выбрасывается через нижнюю дверь прямо в адское перерождение. Соединяясь с током энергии, идущим вниз, и выходя через тайное место, приводит к рождению в мире голодных духов. Соединяясь с праной, перемещающей и разделяющей пять стихий на грубое и тонкое, выходит через пупок, приводя к рождению в мире животных. Соединяясь с праной несострадания, выходит через затылок, называемый дверями Рудры, что приводит к рождению в мире воинственных асуров. Эти условия существования порождаются током энергии клеш. Через прану изначальной мудрости, соединяясь с праной силы (тиб.: stobs rlung) и выходя через рот и нос, приводят к рождению в мире людей или богов. В особенности выход через левую ноздрю позволяет обрести чистое тело человека или божества мира желаний. Соединяясь с током энергии, бегущим вверх, и выходя через глаза, рождаются в Рупалоке в виде божества. Соединяясь с током энергии великого равновесия и выходя через уши, рождаются в Арупалоке. Соединяясь с прана-энергией великой извечной мудрости природы реальности и выходя через врата Брахмы на макушке, рождаются божеством чистого мира Брахмы и особенно божеством наивысшей страны Аканишта. Соединяясь с праной Великого Озарения и сливаясь с неразрушимой каплей энергии, пробуждают чистую осознанность и созерцают ясную истину природы реальности вместе со всеми странами и измерениями Самбхогакайи, которые проявляются через нее. Это состояние — сущность Пробуждения.

Через обе ноздри движутся пять типов тока энергии. Когда они движутся одновременно через правую ноздрю — это искусный метод, через левую — высшее осознание. Когда праны движутся одновременно с одинаковой силой через обе ноздри, это знак слияния метода и высшего осознания. Движение тока дыхания через правую ноздрю называют праной клеш. Необходимо осознать этот принцип и понять, что только движение дыхания через левую ноздрю есть прана изначальной мудрости. Поэтому, во время практики, рассматривай как недостаток движение токов дыхания с большей силой через правую ноздрю и не удерживай эту прану. Необходимо удерживать движение дыхания с равной силой через обе ноздри, а в особенности старайся удержать движение дыхания преимущественно через левую ноздрю. Для этого нужно знать технику очищения дыхания, почувствовав вкус праны.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх