Свиток пятый: Победите крысу!

Секрет укрощения энергии вашей истинной совести

– Что за кошмар мне только что приснился! – воскликнул привратник Инь, обращаясь к жене. – Гигантская крыса преследовала меня, пока, наконец, не загнала в тупик.

– Да оградит нас Небо от подобных напастей! – произнесла встревоженная жена. – И что же ты тогда предпринял?

– Мне не оставалось ничего другого, кроме как напасть на нее самому, – ответил Инь. – Я боролся изо всех сил, но злобная тварь, казалось, была непобедима… А под конец произошло нечто странное: когда я, страдая от ран и унижения, ожидал последнего смертельного удара, крыса вдруг сказала мне: «Ты победил» – и помогла подняться на ноги. После этого я проснулся. Что за несчастье предвещает этот сон?

– Моя старая матушка была мудрой женщиной, – сказала успокоившаяся и погрузившаяся в воспоминания жена, – порой она говаривала: «Проиграв схватку с собственной совестью, мы оказываемся в выигрыше». Быть может, крыса была твоей совестью, угрызения которой преследовали тебя и загнали в тупик.

– Как это возможно? – спросил Инь, и тотчас мысли вернули его к событиям прошлой недели. В этом году городская ярмарка привлекла необычайно много посетителей, и привратник не смог преодолеть свою жадность. Полагая, что в ярмарочной суматохе его обман вряд ли раскроется, он самовольно повысил мзду за проход через городские ворота. И действительно, мало кто из посетителей выказывал удивление непривычно высокими поборами, заставляя Иня чувствовать себя обманщиком; большинство же платили безропотно. «В любом случае, мое прилежание в службе достойно надбавки», – думал он, стараясь заглушить угрызения совести.

– Не спрашивай меня, я ведь не придворный мудрец, – ответила жена. – Однако мысль матушки кажется мне разумной. Победа твоей совести – это твоя победа, ведь она может удержать от нехороших поступков. Ты ведь не затеваешь ничего, способного причинить вред, не так ли?


Совесть – часть сознания, без которой невозможны наши рост и развитие. Не следует, однако, путать совесть в обыденном понимании и совесть истинную. Их основное различие состоит в том, что первая имеет субъективный, обусловленный характер, вторая – объективна. Мы нередко полагаем, что основная функция субъективной, прислушивающейся к внушениям извне совести – отравлять жизнь тем, кто имеет несчастье страдать от ее угрызений. Согласно этим представлениям, совесть не столько удерживает нас от неблаговидных поступков, сколько лишает приносимого ими удовольствия. Совесть, таким образом, уподобляется навязчивому знакомому, чье общество мы вынуждены терпеть против своей воли. Порой в стремлении к самооправданию мы возводим целую систему внешне благопристойных и рациональных доводов, призванных примирить наше поведение с интуитивными представлениями о верных и неверных поступках.

Могучая энергия, которая заключена в этих глубоко укоренившихся представлениях, остается невостребованной до тех пор, пока мы не осознаем того, что является нашей истинной совестью. Это может произойти, например, в тот момент, когда обстоятельства в очередной раз поставят нас перед вопросом: что, если мой обман раскроется? Оставив его без ответа, ничего не изменим. Если же поиски ответа приведут нас к источнику истинной совести, мы получим возможность сломить внутренние барьеры, препятствующие более глубокому пониманию себя. Это, в свою очередь, даст чувство внутренней безопасности, которое скажется на всех сферах личной и профессиональной жизни.

Жизнь, и в особенности бизнес, изобилует ситуациями, когда кажутся оправданными незначительные сделки с совестью. Мы не усматриваем в этом ничего необычного, поскольку такое поведение, как свидетельствует обыденная практика, считается нормальным при ведении дел. Мы манипулируем цифрами бюджета, чтобы уменьшить налоги; подписывая договор с заказчиком, произносим слова неправды; не возвращаем кассиру деньги, если он по ошибке дает слишком большую сдачу. Искренне веря в прочность собственного слова, мы не всегда подкрепляем эту веру делами. Так, при составлении договоров мы порой замалчиваем важную для противной стороны информацию либо сознательно преувеличиваем выгоду сделки.

При всем том мы убеждены, что во взаимоотношениях с другими руководствуемся совестью. Это показывает, сколь большого искусства мы достигли в изобретении доводов, оправдывающих на рассудочном уровне наше поведение в каждой из подобных сомнительных ситуаций. Однако на более глубоком уровне эти рациональные оправдания не срабатывают. Наши внутренние проблемы, оставаясь нерешенными, исподволь лишают нас веры в себя. Потихоньку накапливаясь, они заставляют нас испытывать неуверенность, вину, одиночество или иные деструктивные чувства. Более того, внутренние страхи и конфликты способны разрушать наше тело, заставляя его страдать от рака, инфаркта, язвы желудка.

Культура, мораль, совесть

Как отличить истинную, глубоко заложенную в нас совесть от ложной, внушенной внешними обстоятельствами? Этот вопрос осложняется тем, что в различных культурах поступки могут оцениваться по-разному. Например, в некоторых культурах этические нормы позволяют принимать из рук человека, виновного в смерти члена семьи, денежную компенсацию за «причиненный ущерб»; в других же культурах принять «кровавые деньги» считается крайне безнравственным. Но несмотря на межкультурные различия, в сознании всех людей разграничиваются мораль и совесть.

Упрощенно это разграничение можно представить так: если мораль – понятие относительное и переменчивое, то совесть – абсолютна и неизменна. Скажем, обман – объективно дурной поступок, поскольку таким его считают все порядочные люди. Тем не менее носителями некоторых форм морали, определяемых национальными традициями, классовой принадлежностью и уровнем образования, – то есть на субъективном уровне – обман может считаться вполне допустимым.

Разновидность совести, которая формируется под влиянием внешних обстоятельств, представляет собой не более чем совокупность представлений, призванных облегчить интерпретацию собственных поступков. Считается, что совесть направляет нас к добру. Однако дурные поступки, согласующиеся с внушенными представлениями о совести, часто совершаются из самых благих побуждений. Люди, лишенные совести или по крайней мере кажущиеся таковыми, – большая редкость. Они ориентированы на совершение зла; их не может остановить даже то, что многие их поступки вредят им самим. История изобилует свидетельствами самых ужасных зверств, совершаемых безжалостными преступниками и тиранами во имя достижения своих целей; однако история же показывает нам, что осуществленные подобным образом замыслы всегда оборачиваются против злодея.

Совесть, внушаемая внешними обстоятельствами, не отличается всеобщностью, что в свое время нашло отражение в пословице: «Находясь в Риме, поступай как римляне». Истинная же совесть заставляет нас согласовывать наши поступки с тем, что запечатлено в глубине сердца. На определенном уровне развития истинная совесть становится компасом, указывающим верный жизненный путь.

Многие убеждены, что совесть мешает достижению целей. Между тем истинная совесть позволяет привести в соответствие то, что мы делаем, с тем, чем мы являемся. Благодаря ей глубже осознаются универсальные и нерушимые нравственные принципы, препятствующие человеческой вседозволенности.

Ключи к высвобождению энергии совести

Усматривая недостаток совести в окружающих, мы часто забываем считать это качество необходимым также и для себя. Истина же состоит в том, что, имея своим советчиком совесть, мы – бесстрашны. Заглушая голос совести, мы позволяем страху овладеть нами; и даже сама мысль что-то изменить внушает ужас.

Хватит ли у вас мужества выступить против своего начальника или клиента? Способны ли высказать в глаза нелицеприятную правду, если в результате вы потеряете в деньгах? Поступите ли по совести, если этот поступок сделает невозможным продвижение по службе? Потеряв работу, сохраните ли оптимизм и веру в то, что вскоре займете престижную, высокооплачиваемую должность, или страх будет сжимать ваше сердце? Страх, независимо от причины, старается загнать нас в угол, и единственный способ одолеть его – принять бой; в противном случае он будет пожирать энергию и парализовать волю.

Гармонизируя отношения с совестью, вы закладываете фундамент для сбалансированного развития. Существует три ключевых принципа, придерживаясь которых вы освобождаете энергию, заключенную в истинной совести, обращаете ее в надежного союзника и верного советчика.

Мотивы и поступки

Тянь Кай был богатым филантропом, и все деревенские жители его любили. Унаследовав богатое состояние, он щедро делился им с бедняками. Как-то раз он дал одному из таких бедняков мешок риса. Пересыпая рис, крестьянин нашел в нем десять золотых монет. Жена была очень обрадована, но муж охладил ее восторги:

– Господин Тянь дал мне рису. Он не имел намерения давать мне золото. Мой долг сообщить ему о случившемся и вернуть золото.

– Не будь дураком! – принялась увещевать его жена. – Нам это золото поможет начать новую жизнь, а для него эти монеты мало что значат.

Она долго убеждала мужа, но он был непреклонен:

– Я не могу взять того, что мне не принадлежит.

Придя на следующий день к Тянь Каю, бедняк сказал:

– Вы щедро одарили мою семью большим мешком риса; но я обнаружил в нем десять золотых монет и явился, чтобы отдать их вам. Хоть я и беден, но совесть не позволяет мне взять эти монеты.

Филантроп был растроган проявлением столь необыкновенной честности:

– Оставь монеты себе. А чтобы вознаградить тебя за честность, я прибавляю еще столько же. Придя ко мне с десятью монетами, ты уходишь с двадцатью. На этот раз ты можешь быть уверен, что деньги тебе достались не по ошибке, ибо я вручаю их тебе!

У жадного торговца, случайно подслушавшего этот разговор, возникла блестящая идея. Он предложил бедняку продать ему шесть золотых монет, на что бедняк охотно согласился. Накануне Тянь облагодетельствовал множество просителей и, конечно, не мог запомнить всех в лицо; торговец, облачившись в нищенские лохмотья, задумал удвоить богатство по примеру удачливого бедняка.

Явившись к Тянь Каю, переодетый торговец обратился к нему:

– Вчера вы милостиво одарили меня тремя монетами. Однако минувшей ночью они чудесным образом превратились в шесть! Это заставило меня вернуться, чтобы отдать три золотых, которые не принадлежат мне по праву.

– Сегодня у меня уже был посетитель, желавший возвратить деньги, полученные по ошибке. Но ты – первый, чье богатство удвоилось само собой. Что ж, от души за тебя рад. Чем еще я могу быть тебе полезен?

– Говорят, вы высоко цените честность, – ответил торговец-нищий. – Я мог бы утаить не принадлежащие мне деньги, однако не сделал этого. Я решил, что подобное проявление честности не оставит вас равнодушным и вы вознаградите меня.

– Да, – ответил филантроп, – ты заслуживаешь подарка. Но дарить тебе деньги было бы неразумно, поскольку они умножаются в твоем кошельке сами. Поэтому я дам тебе нечто гораздо более ценное.

– Но что же может быть дороже денег? – воскликнул торговец в радостном нетерпении.

Тянь Кай подозвал секретаря и велел ему выписать документ, удостоверяющий честность. Подписав бумагу, он с улыбкой протянул ее лженищему.

– Отныне, – сказал Тянь Кай торговцу, – этот документ будет свидетельствовать о твоей выдающейся честности. Ни у кого, кроме тебя, нет подобного документа, но ты поистине его заслуживаешь.


Единственный способ заручиться уважением и расположением окружающих – заслужить эти чувства. Однако необходимо помнить, что в конце концов люди составят свое мнение о вас не на основе ваших поступков, а по тем мотивам, которые вами движут. Поэтому лучше руководствоваться верными мотивами, чем совершать верные поступки. Личные амбиции порой толкают нас к достижению быстрого успеха хитростью, но в долговременной перспективе никакая хитрость не скроет ваших истинных мотивов.

Руководители предприятий часто идут на все, чтобы увеличить прибыли. Однако истинные мотивы этих действий не всегда гармонично сочетаются с глобальными целями бизнеса.

Вообразим две крупные конкурирующие фармацевтические корпорации, продукция которых должна исцелять от недугов и улучшать качество жизни. Предположим, что для руководства первой корпорации увеличение доходов означает прежде всего возможность расширить научно-исследовательские работы и наладить производство принципиально новых лечебных средств, тогда как для руководства второй – повысить прибыли акционеров. Таким образом, в первом случае деятельность ориентирована на ассортимент и качество производимой продукции, а во втором – на благосостояние акционеров.

Стремясь к увеличению прибыли, обе корпорации предпринимают вполне оправданные действия. Но каковы их побуждения? Когда с течением времени продукция, выпускаемая второй корпорацией, потеряет конкурентоспособность, корпорации, вероятно, придется объединиться с какой-либо из процветающих компаний. Такой ход, сопряженный с увольнением значительной части персонала, неминуемо обернется уменьшением притока свежих идей, что еще более усугубит неспособность компании идти в ногу со временем.

Рассмотрим для полноты картины два типичных предприятия малого бизнеса. Предположим, каждое из них достигло определенных успехов в производстве качественных услуг и товаров. Первая компания залог долговременного успеха видит в безупречной репутации и в индивидуальном подходе к каждому клиенту; такая политика заставляет ее воздерживаться от контрактов с клиентами, чьи требования заведомо не могут быть удовлетворены. Вторая же компания озабочена главным образом притоком денежных средств для пополнения чрезмерно раздутого бюджета. Она с энтузиазмом берется обслуживать всех, кого только удалось привлечь рекламой. Независимо от того, качественна ли ее продукция, компания уверена, что, коль скоро ею были предприняты правильные действия, успех обеспечен. Но если ставить во главу угла правильные побуждения, то правильные действия последуют естественным образом.

Если действия, предпринимаемые для продвижения по службе или упрочения финансового положения, сопряжены с утратой душевного спокойствия либо со снижением самооценки, от них следует воздержаться, ибо мы рискуем обменять стоящую вещь на безделушку. Замечу, что количественный аспект обмена в данном случае не имеет значения: много ли проку в большом количестве поддельных камней, полученных за один настоящий? Некоторое время обладание фальшивками будет нас забавлять; однако рано или поздно окружающие заметят разницу.

Единственный рабочий день, проведенный в обществе руководителей компании, может многое рассказать о принятой стратегии и состоянии дел. Замалчивание проблем и фальшивые лозунги не могут долго укрываться от постороннего взгляда. Напряжение, вызываемое противоречивостью мотивации, может поразить все руководящие звенья. Вспомните неловкость и напряжение, возникающие всякий раз, когда вы стараетесь добиться расположения человека, от которого зависите. Постарайтесь проанализировать чувства, возникающие у вас при разговоре с теми, от кого необходимо чего-то добиться, и с теми, от кого ничего не нужно. Верить в правильность своих поступков можно только при условии чистоты стоящих за ними мотивов. Лишь обладая такой уверенностью, можно сохранять естественную непринужденность как наедине с собой, так и в общении с другими. Постоянно анализируя мотивы своих поступков, можно остаться честным перед собой и высвободить энергию истинной совести.

Наше отношение к себе мало отличается от отношения к окружающим, хотя мы и не всегда это осознаем. Следовательно, не имея ясных представлений о мотивах собственных поступков, мы не можем судить о побуждениях, которые двигали поступками окружающих нас людей. Между тем очевидно, что такое понимание чрезвычайно важно, поскольку наше существование немыслимо без взаимосвязи с окружающими.

Итак, осознание истинного значения всякого поступка невозможно без понимания побудительных мотивов. Усвоение, этого правила позволяет перейти к следующему ключевому принципу.

Страх перед проявлением честности и его преодоление

– Но, отец, как же мне сказать об этом учителю? Ведь все станут считать, что я наябедничал на Ли-Ли, и возненавидят меня!

Юй Гань видел в глазах сына отчаяние и всем сердцем сострадал ему. Его мысли унеслись в далекое прошлое, когда ему так же пришлось столкнуться с жестокостью ученического кодекса чести.

– Но у тебя нет другого выхода, – возразил Юй Гань, – ведь речь идет не об обычной шалости. Если ты, невольный свидетель проступка Ли-Ли, так и будешь молчать, то наказаны будут все.

– Но все к этому готовы! – воскликнул сын с горячностью и, понизив голос, добавил: – Потому что все боятся Ли-Ли. Он сказал, что всякий, кто на него донесет, будет считаться трусом, заслуживающим наказания.

– Но ведь всякое новое хулиганство, которое сходит ему с рук, делает его еще более дерзким. Для его же блага необходимо, чтобы кто-то помог ему остановиться. Но вы малодушно покрываете его проступки. Прислушавшись к голосу совести, ты поймешь: тот, кто ничего не предпринимает для предотвращения зла, так же плох, как тот, кто его творит. Конечно, для того, чтобы совершить правильный поступок, требуется смелость. Трус – это тот, кто, ясно понимая, что именно следует предпринять, продолжает оставаться в бездействии.

– Но отчего сделать это должен именно я? – спросил сын, поняв, куда клонит отец. – Почему непременно я должен что-то предпринимать, если есть другие?

– Потому, – ответил отец, – что только ты сам можешь выиграть свой бой и только ты сможешь гордиться этой победой. Поверь: предстоящая расплата за совершенный поступок меньше того стыда, который ты будешь испытывать, если останешься безучастным. Ты перестанешь уважать сам себя! Итак, выбор за тобой.

– Иначе говоря, я должен решить, что для меня лучше: молчать, презирая самого себя, или поднять голос, вызвав всеобщую ненависть? Ничего не скажешь, завидный выбор.

– Увы, третьего не дано… И вот еще что: истинная честь и настоящее уважение существуют лишь для того, кто сам себе господин, а не для того, кто подстраивается под чужое мнение.

На следующий день мальчик предложил Ли-Ли самому признаться в проступке. Ли-Ли отказался и стал угрожать побоями. Тогда мальчик рассказал учителю правду и в скорости гордо демонстрировал синяки, полученные в результате победы над собственным страхом. Заслужив уважение не хулиганскими выходками, а твердостью характера, он спустя некоторое время превзошел популярностью Ли-Ли. Таким образом, мальчик, вступив в борьбу с собственным страхом, одержал над ним верх. Юй Тань не ошибся: его сын теперь уважал себя.


Постоянно встающие перед нами морально-этические проблемы предоставляют нам ценную возможность. Они позволяют выбрать между страхом и его противоположностью – любовью. Любовь к себе проявляется в решимости следовать своим принципам и идеалам. Отвлекитесь от чтения и задумайтесь: как бы вы оценили любовь к себе по десятибалльной шкале?

Определить объект страха удается, как правило, без труда; гораздо сложнее бросить ему вызов. Пробившись через множество слоев страха, мы часто обнаруживаем неверие в свои достоинства. Страх нарушить порочные «законы воровской чести», согласно которым «доносительство» – тягчайший из грехов, заставляет нас видеть преступление в справедливом поступке, который, по существу, является отказом от сотрудничества с врагом. Не только в школе, но и в любом коллективе взаимоотношения в той или иной мере строятся на принципах подавления личности, поэтому нам постоянно приходится сталкиваться с подобными дилеммами. Победивший страх самым непосредственным образом влияет на самооценку.

Большинство злодеяний, творимых на физическом, эмоциональном или психическом уровне, остаются нераскрытыми именно из-за страха, который заставляет их жертвы и свидетелей хранить молчание. В большинстве коллективов порабощение страхом проявляется ежедневно. Молчание подчиненного воспринимается начальником как согласие с его замечаниями. На деле же для подавленного страхом подчиненного молчание – единственная возможность выразить свой протест. Распространение в современных офисах систем внутренней электронной почты позволяет чинить подобное насилие в массовых масштабах. Увы, несмотря на стремительный прогресс в области коммуникационных систем, работники, как и встарь, выражают свое несогласие в буфете и курилке.

Постепенно свыкшись со своими страхами, мы начинаем считать себя недостойными поставленных целей – будь то профессиональный успех, финансовая стабильность, душевное спокойствие или что-либо еще. Чтобы оценить, насколько порабощено страхом ваше сознание, определите свое отношение к следующим утверждениям:

(1) Каждому приходится порой совершать не вполне этически оправданные поступки; но это – неотъемлемый элемент карьерного роста.

(2) Не поступаясь иногда своими убеждениями, невозможно достичь успеха.

(3) Чтобы не уступить первенства, следует поступать так же, как соперники.

(4) Бизнес есть бизнес, и ему присуща своя особая этика, отличная от моей собственной.

(5) Почему бы не пойти на сделку с совестью, коль скоро это никому не причинит вреда и не противоречит законодательству?

(6) Никто не заметил обмана; значит, можно прибегнуть к нему еще раз.

Наиболее мучителен выбор, если он сопровождается страхом. Чем сильнее страх, тем более серьезной представляется сама проблема и последствия ваших действий. Решившись сказать правду, вы можете повредить чьей-то карьере или репутации. Отказавшись участвовать в обмане, вы можете сорвать подписание выгодного контракта, в результате чего потеряете не только крупную сумму, но, возможно, и должность. Страх часто вынуждает отказаться от совершения благородного поступка.

В любом бизнесе есть неписаные законы, нарушить которые не позволяет страх: мы боимся, что, отреагировав «не как все», утратим расположение коллег, замедлим свое продвижение по служебной лестнице, иными словами, обречем себя на неудачу.

Каковы бы ни были страхи, они будут одолевать нас до тех пор, пока мы не вступим с ними в открытое единоборство. Даже готовность бороться уже означает победу. Вы заблуждаетесь, полагая, что неудача в каком-нибудь деле или недовольство окружающих вашими поступками являются прямым доказательством вашей несостоятельности. Однако, упорствуя в этом заблуждении, вы делаете то, что существует лишь в вашем воображении, реальностью.

Боритесь и побеждайте!

Преодолев страх, мы начинаем видеть вещи в новом свете, и дилеммы, прежде столь мучительные, перестают существовать. Опять-таки, в том, с чем бывает трудно смириться, на поверку подчас не оказывается ничего сложного. Ситуации, порожденные нашими страхами, следует воспринимать как благо; каждой из них отведена своя роль. Они предоставляют нам всё ту же возможность: научиться освобождаться от страха и впускать на его место любовь.

Одерживая верх над страхом, вы увеличиваете силу своего сознания. Глубокое же осознание жизненных проблем позволяет не только находить оптимальные решения, но и извлекать ценные уроки. Люди с высокой самооценкой, свободные от постоянного страха оказаться неудачниками, как правило, хорошие друзья и прекрасные руководители.

По мере преодоления страха вы начнете сознавать, что сложившаяся ситуация не столь уж болезненна. Вы не можете и не должны идти на поводу у других, если для этого необходимо принести в жертву идеалы и чувство собственного достоинства. Осознание этой истины позволит стоически перенести неодобрение окружающими вашего поведения. То, что вы принимаете за напряженность в отношениях с окружающими, в действительности отражает лишь нежелание совершать поступки, которых от вас ожидают. Однако ожидание окружающими определенного поведения – лишь кажущееся, поскольку на самом деле люди ценят естественность. Поэтому будьте самим собой; только вы сами способны оценить себя по-настоящему.

Всякий раз, желая произвести на кого-то впечатление, заслужить чье-то одобрение, проявляя наигранный интерес к состоянию чьих-то дел, мы в той или иной мере нечестны с собой. Для самооправдания мы внушаем себе, что такое поведение улучшает отношения с окружающими. Но можете не сомневаться: вашу неискренность чувствуют все и вы никогда не завоюете сердца таким путем.

Постоянно помня о том, что ваши страхи лишены основания, и о необходимости преодолеть их, вы коренным образом меняете свое отношение к жизненным ситуациям. Каждая маленькая победа над собой ослабляет страх; из могущественного диктатора он превращается в обычное чувство, которое никогда не заставит вас свернуть с правильного пути.

Преуспев в этом, вы обнаружите, что соображения, связанные с карьерным ростом и финансовым благополучием, не являются для вас основными в принятии решения. Вы обретете веру в то, что, следуя правильным путем, вместо, например, сорвавшейся сделки вы заключите новую, более выгодную. Такой способ мышления может казаться непродуктивным, поскольку предполагает сознательный отказ от возможностей. Однако эти жертвы оправданы, поскольку, проявляя неуклонную решимость двигаться по верному пути, мы не только достигаем поставленных целей, но и, что не менее важно, сохраняем душевное равновесие. Осознание этого принципа подводит нас к следующему, третьему ключевому принципу освобождения энергии истинной совести.

О вреде самооправдания

– Вновь ты меня подвел, – упрекнул своего партнера Дань Лэ. – А ведь на прошлой неделе ты обещал впредь не опаздывать.

– Неужели я опоздал? – удивился Яо Гоу. – Хотя моя пунктуальность не всегда безупречна, но моей вины здесь нет. Вечером я планировал встать пораньше, но, проснувшись утром, обнаружил, что идет дождь. Я решил выждать, поскольку опасался, что дождь размоет дорогу. К счастью, дорога не пострадала, и, отправившись в путь, я прибыл вовремя! И вообще я не помню за собой никаких обещаний.

– Верно говорят, – задумчиво сказал Дань Лэ, – тот, кто неискренен с собой, не может быть искренним и с другими.

– Всегда ты говоришь загадками, – вспылил Яо Гоу. – При чем здесь искренность? Дело просто в том, что иногда мое «я», которое, например, обещало подняться рано утром и прибыть в назначенное время, отличается от моего «утреннего я». И второе решительно отказывается выполнять обещания первого. Каждый из нас состоит из множества личностей; это, должно быть, объясняет, отчего так трудно бывает хранить тайны. Первое «я», поклявшись хранить секрет, и в мыслях не имеет нарушить слово. А второе «я», поддавшись действию рисовой водки, выбалтывает тайну.

– Не хочешь ли ты сказать, что рассказал кому-то о планах, которые мы обсуждали и о которых условились никому не говорить? – спросил Дань Лэ.

– Мы напились с торговцем Фу Ли, и я не сдержался. Но я жалею, что нарушил слово. Узнав о наших планах, Фу Ли высказал ряд дельных замечаний, которые нам необходимо обсудить. Как бы то ни было, моей вины в случившемся нет. Тебе следовало определеннее высказаться о необходимости держать в секрете наш план.

– Боюсь, что высказаться яснее я не мог, – сказал Дань Лэ. – А твои рассуждения о множестве «я» убеждают меня, что с такой разбросанностью мыслей ты обречен постоянно оправдываться и перекладывать вину на окружающих или обстоятельства. Очевидно, на прошлой неделе мне повстречалось не самое лучшее из твоих «я», так что нам лучше расстаться. Всего доброго.


Легко понять, что, не сплотив все стороны своей личности, не удастся полностью себя раскрыть. Возможности распыленного сознания всегда ограничены, и это подтверждает философский принцип, согласно которому результат объединения разрозненных частей всегда превосходит их простое суммирование. Отсутствие внутренней сосредоточенности вынуждает нас искать оправдания своим неверным поступкам, и наоборот: противясь соблазнам самооправдания, мы становимся более цельными.

Сознание, формируемое запретами и ограничениями, может противиться укреплению внутренней сосредоточенности, усматривая в ней угрозу своей иллюзорной безопасности. Оно расщепляет вашу личность на множество изолированных частей, делая эмоции изменчивыми, а взаимосвязь с окружающей действительностью – зыбкой. В результате ваши чувства в отношении какого-либо предмета или явления могут разительным образом меняться. Всякий раз, решая предпринять то или иное действие, вы рискуете столкнуться с противодействием «я», заключенного в другой ячейке вашего сознания.

Сознание, попавшее в зависимость от внешних факторов, представляет собой множество различных «я». Это обстоятельство мешает рассмотреть вещи в их целостности: воспринимаемые образы раскладываются по изолированным ячейкам. Материалом для изготовления перегородок между этими отсеками служат всевозможные устоявшиеся мнения и предрассудки, а также искаженные представления о самих себе. В результате паши суждения о любом предмете приобретают черты хамелеона: ведь каждая часть личности осмысливает их на свой манер.

Иногда невозможность примирить противоречивые точки зрения ошибочно принимается нами за непредвзятость. Преломляясь в призме множественного восприятия, всякий предмет, о котором мы судим, оклеивается множеством различных ярлыков. Понимание этой особенности восприятия свидетельствует о гибкости вашего мышления.

Каждый из нас в различные периоды жизни и в различных обстоятельствах играет множество ролей, составляющих в совокупности наше «я». С течением времени всякое очередное «я» передает свои обязанности другому, причем ни одно из них не признает авторитета «предшественника». Однако каждое из этих «я» действует от лица всех прочих, в совокупности составляющих целое. Например, одно дает обещания, выполнять которые предстоит «преемникам», другое принимает решения, с последствиями которых столкнутся также «преемники». Это объясняет, почему так трудно выполнить данное себе обещание.

Предположим, одно из наших «я» решает пересмотреть на досуге жизненные ценности, полагая, что нынешний вечер вполне для этого подходит. Однако вечером власть переходит в руки другого «я», которому тема кажется слишком обширной; оно считает, что лучше отложить это занятие на выходные. В свою очередь, «воскресное я» также оказывает сопротивление, поскольку на воскресенье у него были совсем другие планы. В конце концов, кто в выходные решает важные вопросы? Иными словами, всякое новое «я» игнорирует решения предшествующего и совершенно не признает над собой его власти.

Повышение уровня сознания

Восточная мудрость сравнивает человека с домом, который хозяин оставил в распоряжение многочисленной челяди. Если слуги забыли возложенные на них обязанности, а их действия утратили согласованность, дом погружается в хаос. Однако слуги могут избрать для себя старшего, и в этом единственный шанс спасения дома. Распределив среди подчиненных обязанности и контролируя их выполнение, старший слуга может поддерживать порядок в доме до возвращения хозяина. Хозяин – это ваше истинное «я», и его появление возможно лишь при достижении достаточно высокого уровня самоосознания. Когда истинное, объединяющее «я» начинает властвовать над разрозненными сторонами вашего сознания, непроницаемые перегородки между ними исчезают.

Такой уровень сознания освобождает от необходимости оправдываться перед собой за совершенные действия. Достигнув цельности ума, вы делаете ближайшим советником собственное сердце и становитесь полновластным хозяином своих решений. В определении жизненного пути ваш голос становится определяющим, тогда как голоса других оттесняются на второй план. Подобная позиция может представляться эгоистичной. Но дело в том, что, не будучи искренни с собой, мы не можем быть правдивы с другими. В стремлении к личному развитию мы должны поставить себя на первое место, и альтернативы этому нет. Разумеется, это обстоятельство не может служить поводом к тому, чтобы тиранить окружающих. Более того, осознавая, что ваше счастье или несчастье не может зависеть ни от кого, кроме вас, вы получаете возможность делать счастливым не только себя, но и других. Вы не нуждаетесь более во внешних подтверждениях своей значимости, а обретя смысл собственного существования, начинаете видеть его и в окружающей действительности.

Если вы придаете слишком большое значение мнению окружающих и ищете оправданий своим поступкам, то осознание этого позволит увидеть разрозненные части сознания как бы с высоты птичьего полета. Следующим шагом станет умение слышать голос истинной совести и следовать только ему.

Быть в ладах с совестью

Каждому из нас случалось выходить из себя, поражаясь затем своей несдержанности. Всякий раз мы объясняем свое поведение действием какой-то силы, которая затмила сознание и с которой невозможно совладать. Мы восклицаем: «Не могу поверить, что это сказал я!» или «Я был не в себе». Такое поведение свидетельствует, что ваше «я» нуждается в постоянном контроле. Насколько же облегчится жизнь, если вверить сознание мудрому попечению истинной совести!

Для того чтобы освободить энергию истинной совести, вы должны полностью понимать побудительные мотивы совершаемых поступков. Определив для себя истинные ценности, вы никогда на должны приносить их в жертву интересам других. За свои поступки вы отвечаете только перед собой, и нет необходимости оправдываться за них перед кем бы то ни было. Все, что вы запланировали – будь то продвижение по службе, налаживание отношений с родными или достижение материального благополучия, – должно находиться в гармонии с вашей истинной совестью. Отрицательные эмоции, которыми иногда сопровождается достижение такой гармонии, обусловлены ложными и, стало быть, преодолимыми страхами.

Всякий раз, когда обстоятельства требуют компромисса, вам предоставляется возможность усовершенствоваться в технике преодоления страхов. Ситуацию, в которой необходимо жертвовать истинной совестью, следует воспринимать как указание изменить что-то в своей жизни – разорвать какие-то отношения, отказаться от планов. Не старайтесь во всем обнаружить подвох: поступая так, вы загоняете себя в угол, и вам придется тратить свою энергию на то, чтобы из него выбраться. И помните: рана, нанесенная совестью, бывает особенно болезненна. Ее угрызения могут обезобразить душу, поэтому главной целью должно стать достижение гармонии с истинной совестью.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх