• Глава 1. Анализ пробуждения в Новй Англии
  • Глава 2. Об опасности оказаться в числе противящихся работе Духа Святого
  • Глава 3. О превосходнейшем пути служителя Господня
  • РАЗДЕЛ III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

    Глава 1. Анализ пробуждения в Новй Англии

    На основании всего вышесказанного я осмелюсь сделать следующий вывод: то необычное религиозное воздействие на людей, которое наблюдается в последнее время в Новой Англии и вызывает в душах людей необычную заинтересованность и моральную ответственность в вопросах веры, без сомнения, в главном, исходит от Духа Божьего.

    Однако для того, чтобы судить о духовной работе, существуют две вещи, знание которых абсолютно необходимо для этой цели, а именно:

    — реальные факты, имевшие место в процессе этой работы;

    — библейские указания или правила, которые установлены Богом для безошибочного суждения о духовных вещах.

    Правила, изложенные в Божьем Слове, — перед нами, мы ими располагаем. Что же касается реальных фактов, то есть два пути, придерживаясь которых мы можем приступить к их рассмотрению для того, чтобы правильно и компетентно сопоставлять их с принципами, установленными в Священном Писании. Первый путь — наши собственные наблюдения; второй — информация, которую мы получаем от других людей, имевших возможность лично видеть происходящее.

    Что касается оценки духовной работы, то в Слове Божьем указано несколько признаков, или критериев, позволяющих дать такую оценку и являющихся достаточно известными. И, поскольку апостол Иоанн установил в своем Послании пределы исследования этих признаков, они, без сомнения, являются также и достаточными для того, чтобы определить в главном, исходят ли данные проявления от Бога, или нет.

    Дух Божий, совершая Свою работу, совлекает с душ уверовавших людей суетность мира; вызывает у них глубокий интерес к обретению вечного счастья; направляет их на серьезные поиски своего спасения; открывает им всю отвратительность греха, а также их личную вину перед Богом и то жалкое состояние, в котором они находятся по вине своей падшей природы.

    Дух Божий пробуждает совесть людей; приводит их к осознанию того, что Бог очень страшен в Своем гневе; возбуждает в человеке великое желание, серьезную озабоченность, а также усердное старание к тому, чтобы обрести Божие благорасположение. Дух Божий побуждает людей к более полному использованию всех известных средств Божьей благодати, которые Он предусмотрел, — и все это сопровождается большим, чем раньше, благоговением неред Словом Божиим; желанием читать, слышать его и быть более сведущим в нем, чтобы благословенно употреблять его в своей жизни.

    Общеизвестно также, что Дух Святой, совершающий Свою работу в человеке, действует главным образом как Дух Истины, делая людей более способными осознавать истину во всех ее аспектах, которые относятся к их вечному спасению. Они начинают осознавать, что должны будут неизбежно умереть; и что жизнь их очень коротка и изменчива; что есть великий Бог, ненавидящий грех, перед Которым все должны будут дать отчет, и Который будет определять их вечное положение в ином, потустороннем мире; что они очень нуждаются в Спасителе.

    Дух Святой делает людей более способными понимать ценность личности Иисуса Христа, Который был распят за их грехи, а также помогает им глубже постичь их личную нужду в Спасителе. Он побуждает их самым серьезным образом искать всю полноту жизни в Иисусе Христе.

    Невозможно, чтобы изменения, которые производит в людях Дух Святой, не были очевидными для всех окружающих людей, ибо эти изменения происходят не где-то в углу, но открыто. Работа Духа Святого не ограничивается лишь несколькими городами, находящимися где-то в отдаленных частях страны. Но она должна быть распространена во многих местах, по всей стране, в том числе и в самых главных и наиболее многолюдных местах, являющихся ее общественными и государственными центрами.

    Можно без сомнения сказать, что Сам Христос совершает Свою работу среди нас и совершает ее таким же способом, которым Он некогда творил Свои чудеса в Иудее и Галилее. К тому же эта работа совершается Им уже в течение значительного периода времени, так что мы имеем хорошую возможность для личного наблюдения благословенного метода этой работы Христа.

    Все, кто хорошо знаком с теми, кто уверовал в результате этого пробуждения, видят перед собой огромное количество людей, превышающее своей численностью даже число, уверовавших во времена апостолов; и эти люди своей изменившейся жизнью определенно доказывают, что это была работа Господа.

    Следует при этом отметить, что природа и цели духа, который совершает ту или иную духовную работу, могут быть определены с большей уверенностью и с меньшей опасностью оказаться обманутыми в том случае, когда эту работу можно наблюдать среди большого количества людей разных типов, живущих в разных местах, чем если бы она рассматривалась всего лишь в нескольких, близко расположенных друг ко другу и тесно связанных между собой, местах. В этом случае люди могли бы договориться между собой, чтобы, притворившись, обмануть других, открыто заявляя окружающим людям о своих переживаниях, которых, на самом деле, они никогда не испытывали.

    Но совершенно другое дело, когда работа распространена по всей стране и происходит в местах, отдаленных друг от друга, среди множества людей всех категорий и возрастов, обладающих здравым рассудком, трезвым умом и известных своей честностью.

    После всех наблюдений за теми, кто пережил пробуждение, исходя из всего услышанного о них и увиденного в них теми, кто в течение многих месяцев близко соприкасался с ними в этих вопросах и длительное время был знаком с ними, — было бы величайшей нелепостью утверждать, что всего этого недостаточно, чтобы определить, под каким влиянием находятся эти люди. Разве нельзя определить природу духа по тому, как он воздействует на человека: пробуждает ли он его совесть или же, наоборот, притупляет его разум; побуждает ли его искать спасение или, наоборот, советует пренебрегать им; утверждает ли его в доверии к Священному Писанию или, наоборот, ведет к деизму; делает ли его более внимательным к великим истинам христианской веры или, наоборот, уменьшает его внимание к ним? [Деизм — это философское учение, отрицающее, среди прочего, существование Бога, как личности, управляющей миром. — Прим. ред.]

    При этом следует также обратить внимание на два, очень отличающиеся друг от друга, положения. Одно дело, когда люди просто признают, что они убеждены в определенных Божественных истинах и высоко ценят и любят их спасительное действие; и совершенно другое — когда люди заявляют во всеуслышание, что они более, чем когда-либо убеждены и утверждены в этих истинах и почитают их больше, чем когда-либо раньше. Честные и простые люди имеют намного больше оснований доверять последнему признанию, чем первому. Конечно, в первом случае менее вероятно, что это заявление может ввести в заблуждение людей вообще, — способны обмануться могут лишь некоторые, особо склонные к этому, люди.

    Здесь мы не рассматриваем вопрос, являются ли спасительными для человека степень и способ проявлений, в которых выражаются его убеждения, и изменения его склонностей и влечений. Но даже если мы и не знаем, будут ли рассмотренные нами эффекты в суждениях, склонностях и влечениях людей иметь спасительные степень и способ своего выражения или нет, то, тем не менее, они все равно являются признаком влияния Духа Святого. Указания Священного Писания служат для различения как обычных воздействий Духа Божьего, так и тех Его воздействий, которые являются спасительными, — от других проявлений, вызванных иными причинами.

    По провидению Божьему в течение нескольких последних месяцев я много времени находился среди тех людей, которые были объектами работы пробуждения в Новой Англии. Я имел возможность видеть и наблюдать те необычные явления, которые сопутствовали пробуждению в Новой Англии, а именно: громкий плач, стенания и телесные страдания кающихся людей. В течение нескольких месяцев подряд я видел способы проявления и результаты таких необычных воздействий, и то, к каким плодам это приводило. Со многими из этих людей и с их духовными проблемами я был очень близко знаком еще до того, как они испытали действие пробуждения, и продолжал общаться с ними и после того.

    Мы уверенно можем сделать заключение о том, что пробуждение в Новой Англии имеет все выше указанные признаки работы Духа Истины в такой степени, в какой его природу и тенденции может постигнуть посторонний наблюдатель, если усердно изучит этот вопрос или получит о нем информацию от людей, непосредственно участвовавших в этом пробуждении. Во многих случаях эти признаки проявились во всех мельчайших подробностях, а в некоторых других — было очень сильным их видимое выражение.

    Было два типа людей, у которых проявлялись эти необычные явления. Один тип — это те люди, которые испытали сильные душевные страдания и потрясение от осознания своей греховности и своего бедственного состояния. К другому же типу, наоборот, относятся те, кто испытал непреодолимое сладостное ощущение величия, изумительной славы и превосходства Божественного мира.

    Мои наблюдения показали, что число тех, которые принадлежали к первому типу и за которыми я имел возможность лично наблюдать, было небольшим. Их душевные страдания возникли, без сомнения, по причине реального, присущего человеку, сознания своей греховности и сильного ощущения того, что является истиной.

    И хотя я не берусь предполагать, что были обычным, весьма распространенным явлением, такие случаи, когда люди для того, чтобы избежать публичного проявления своих душевных страданий, великим усилием своей воли сдерживали себя и выражали свои чувства другим путем, но я возьму на себя смелость утверждать, что тех людей, в ком наблюдалось какое-либо притворство или желание произвести эффект, было мало.

    Многие же из этих людей, без сомнения, были не в состоянии скрывать свои переживания. И эти глубокие страдания, проявляющиеся во время раскаяния, в целом прекрасно показывали причину своего возникновения. Те из этих людей, кто мог говорить, были в состоянии рассказать о всех переживаниях своей души, а также о причине своих страданий, и могли это делать как тогда, когда были охвачены своими необычными чувствами, так и впоследствии, то есть спустя некоторое время, — они были способны вспомнить все и рассказать. Но я знаю очень мало случаев, когда люди, которые испытали столь великое потрясение души во время покаяния, на какой-то небольшой период времени в некоторой степени лишались контроля над своим разумом. Однако среди многих сотен, а может быть и тысяч тех людей, кто недавно пережил подобное состояние, я не знаю ни одного, у кого это переживание продолжалось длительное время.

    У большинства из таких людей, кого я знал, была явно выраженная меланхолия. А потому различие между этими состояниями вполне очевидное: переживания, вызванные меланхолией имеют совершенно иное происхождение и абсолютно непохожи на состояние, вызванное истинным осознанием собственной греховности. В такое меланхоличное состояние человека может ввергнуть не только ясное осознание истины, но и различного рода мирские суетные заботы, владеющие его душой и не дающие места ни Священному Писанию, ни здравому смыслу.

    Некоторые из раскаявшихся людей были в такой степени потрясены и так сильно, при этом, страдали, что не могли дать отчет о своих переживаниях даже самим себе, не говоря уже о том, чтобы передать свои ощущения окружающим и объяснить причины своего беспокойного состояния. Но, тем не менее, у меня нет оснований сомневаться в том, что эти люди раскаялись под влиянием осознания своей греховности, а не по каким-то другим причинам; и что их переживания имели добрый результат. По этой причине ничто не удивляло тех из нас, кто в течение продолжительного времени работал с людьми, переживающими духовные трудности: многие проявления, вызванные этими переживаниями, казались нам совершено невинными.

    Для истинно пробужденных людей их собственные мысли и внутренние ощущения были совершенно новыми, поэтому они не знали, как их выразить словами. Некоторые, отвечая впервые на вопрос о своих переживаниях, ничего не могли сказать о том, что с ними происходило. Однако после особых наставлений своих духовных попечителей эти люди смогли осознать происшедшее с ними, хотя им было трудно выразить это словами.

    Находятся люди, утверждающие, что ощущение ужаса, производящего в человеке в момент его покаяния описанные выше явления, — это только обычный испуг. Но, без всякого сомнения, необходимо делать различие между сильным страхом и чрезвычайно большим страданием, причиной которых является постижение человеком ужасной для него истины, с одной стороны, и беспричинным испугом — с другой.

    Случайный, не имеющий никакого отношения к духовному пробуждению человека, испуг, может иметь две причины. В первом случае, люди могут быть напуганы чем-то воображаемым, не существующим реально: такой род испуга я встречал крайне редко, главным образом у меланхоликов. Во втором случае, испуг может быть вызван каким-то ужасным для человека явлением, например, неожиданным громким звуком, исходящим откуда-то извне. В такой ситуации люди понимают, что произошло нечто страшное, но что именно — им неизвестно. Исходя из своего жизненного опыта и имеющегося у них на тот момент знаний, эти люди не могут объяснить происходящее. Такого рода испуг также встречался мне очень редко, как среди старых людей, так и среди молодых.

    Когда люди во время покаяния испытывают сильные душевные страдания, это вызвано осознанием ими своей крайней испорченности и чувством вины за многочисленные грехи. И это сознание своей собственной ужасной оскверненности, озлобленности и моральной развращенности, упрямства и жестокосердия, великой вины в глазах святого и праведного Бога, а также ощущение ужаса перед наказанием, соответствующим тяжести их грехов, склонно изо дня в день увеличиваться.

    Нередко люди имеют в своем воображении достаточно яркую картину ужасающей бездны ада и вечных мук. В то же время им становится ясно, что великий Бог, в руках Которого находится их будущее, чрезвычайно разгневан на них, — и этот гнев повергает их в великий трепет. Эти погибающие грешники вдруг начинают понимать, что Бог настолько разгневан на них, и гнев Его все усиливается, что над ними нависла великая опасность, ибо Он больше не станет терпеть их. Этим несчастным людям кажется, что Бог может немедленно оборвать их жизнь и отправить их души в ту ужасную бездну, которую они так живо представляют себе, не видя возможности для спасения. С каждым днем такие люди все больше и больше убеждаются в бессмысленности всего того, чему они доверяли раньше и что некогда прельщало их, пока это разочарование не повергает их в полное отчаяние. Они осознают, что находятся в полной власти гневающегося на них Бога.

    У многих из этих людей, находящихся в состоянии душевного потрясения, рождается чувство, что они полностью заслуживают этот гнев и ту гибель, которую они представляют себе в таких ярких красках. Ими постоянно владеет страх, что гнев Божий каждую секунду может обрушиться на них. Эти несчастные абсолютно убеждены в справедливости грозящего им наказания, так как понимают, что Бог действительно является главным и единственным Судьей, Который будет судить живых и мертвых. Очень часто в их памяти возникает какой-нибудь текст из Священного Писания, который говорит о суверенной власти Бога, что приносит им успокоение, и тогда они чувствуют побуждение склониться у Его ног.

    Еще до того, как свет Истины входил в их измученные пережитым страданием души, они получали умиротворение, покорившись воле справедливого и суверенного Бога. Однако их телесные силы были уже существенно ослаблены. Иногда даже могло показаться, что жизнь совсем покидает их, но затем в их сердца проливался свет и со страниц Священного Писания на них смотрел Искупитель с Его бесконечной благодатью.

    Нередко Божественный свет приходил внезапно, он постепенно озарял их сердца, наполняя любовью, восхищением, радостью и, в то же время, глубоким смирением перед Богом. В сердцах этих измученных людей под влиянием Святого Духа появлялось глубокое влечение к великому Искупителю, возникало страстное желание припасть к Его ногам, а также привести к Нему других людей, чтобы и они могли принять Его и быть избавленными Им. Их переполняло страстное желание пребывать в Его славе. В то же время они остро ощущали, что ничего не смогут сделать собственными силами для своего исправления, потому что видели себя испорченными, а свои сердца — исполненными зависти. И наконец, эта великая перемена в их жизни стала проявляться видимым образом.

    Благодать Божия действовала в них так же, как и в тех, кто был обращен ранее. Она сопровождалась такими же трудностями, искушениями, болезненными ударами и утешением от Бога, — с той лишь разницей, что, зачастую, радость и утешение проявлялись у них в большей мере, чем обычно. Даже в маленьких детях ощущалось это благословенное влияние. Также имели место несколько случаев, очень напоминавших описанное евангелистом Марком: «Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него» (Марк. 1:26; 9:26). Некоторым людям пришлось неоднократно пережить сильные душевные потрясения, прежде чем получить желанное избавление. У других же потрясение нарастало постепенно и затем так же постепенно исчезало, но освобождения души в этом случае не происходило.

    Приходилось встречаться и с возражением, что пробуждение в Новой Англии не может исходить от Бога по причине беспорядочных проявлений, которые оно вызвало, потому что Он является Богом порядка, а не хаоса.

    Но давайте порассуждаем, что, собственно, означают эти понятия: «беспорядок» или «смятение»? Они означают нарушение того порядка вещей, который необходим, чтобы достигнуть поставленной цели. Таким образом, нарушение этого порядка и должной связи между этими вещами приводит к тому, что цель не может быть достигнута. Цель диавола — погубить душу человека, цель же Бога — спасти ее. Осознание грешниками своей греховности и необходимости своего обращения к Богу и является целью работы Духа Святого.

    Я считаю, что глубоко потрясенные в момент их покаяния люди должны прилагать все свои усилия для того, чтобы сдерживать себя от чрезмерного внешнего проявления своих чувств (хотя это и может иметь место). Особенно эта сдержанность необходима во время богослужения. Но если Богу было угодно настолько сильно коснуться души человека, что тот не смог сдержать свои чувства, и это приводило к прерыванию или нарушению обычного хода служения, то я не думаю, что такую ситуацию можно считать беспорядком или неуместным вмешательством в ход служения. Мы можем ясно увидеть это на следующем примере.

    Представьте себе, что группа людей собралась на поле молиться о дожде, и их молитвенное служение было прервано обильным ливнем. Я полагаю, что Бог желал бы, чтобы во всех христианских собраниях в стране молитвенные служения верующих были прерваны подобным образом в следующий же воскресный день. Мы не должны жалеть о нарушении порядка служения, если оно поможет достичь той цели, для которой этот порядок и был установлен. Тот, кто собирается найти клад, не должен сожалеть, что обнаружил его на полпути и вынужден был остановиться.

    Кроме тех людей, которые были потрясены сознанием своей греховности и испытали при этом сильную душевную боль, я видел недавно многих, кого покидали жизненные силы, и кто ощущал телесную слабость при осознании ими своей ничтожности и крайней греховности, а также потрясающего великолепия нашего Искупителя, кто восхищался крестным подвигом Его любви. Не только у новообращенных, но и у многих, кто был обращен ранее, любовь и радость, вызванные такими переживаниями, сопровождались потоком слез и глубоким раскаянием в том, что они с момента своего обращения не жили во Славу Божию. Эти верующие люди более глубоко, чем когда-либо раньше, осознали свою порочность и ожесточенность своего сердца, а также почувствовали самое серьезное стремление в будущем жить достойнее и не надеяться на свои собственные силы. Многие из них были преисполнены жалостью к погибающим вокруг них душам и страстно желали их спасения.

    Я мог бы упомянуть еще о многих других необычных проявлениях в душах людей, которые согласуются с приведенными выше признаками работы Духа Святого. Таким образом, если основываться на тех признаках работы Духа Истины, которые оставил нам в своем Послании апостол Иоанн, то мы можем с полной уверенностью сказать, что пробуждение в Новой Англии было следствием действия Духа Святого.

    Божьим Провидением мне выпал жребий находиться в том месте, где Божья работа совершалась и раньше, до пробуждения. Я был счастлив поселиться там и жить в течение двух лет у почтенного пастора Стоддарда.

    Живя в той местности, я имел возможность близко познакомиться с переживаниями и опытом множества людей, которые испытали на себе влияние служения этого пастора. Среди них большинство обратились к Богу в период пробуждения, другие же познали истину раньше, когда служение пастора Стоддарда совершалось в полном согласии с нашими традиционными ортодоксальными доктринами. В последнее же время в его служении начали встречаться необычные проявления, о которых мы говорили выше. Однако здесь имела место та же духовная работа, что совершалась и в прошлые времена, с той лишь разницей, что на этот раз она сопровождалась некоторыми новыми обстоятельствами.

    Если признать, что по своей сути этот труд не исходит от Бога, тогда мы, без всякого сомнения, должны отказаться от любых проповедей, а также от разговоров об обращении к Богу и о каком-либо христианском опыте. Более того, нам больше не стоит обращаться к нашим Библиям и поскорее оставить нашу боговдохновенную христианскую религию.

    Однако, я не хочу сказать этим, что степень влияния Духа Святого определяется степенью его воздействия на человеческую плоть. Другими словами, я не имею ввиду, что те люди, которые испытали более сильное влияние на плоть, являются наилучшим примером работы Духа Божьего. Что же касается случаев неблагоразумия, бесчинства и различных других проявлений заблуждения в процессе пробуждения в Новой Англии, то не стоит удивляться этому, ибо сама реформация, послужившая пробуждению церкви от продолжительного повсеместного духовного сна, в самом начале также сопровождалась подобными явлениями.

    Приступая к творению мира Бог не завершил его создание сразу, в одно мгновение. Прежде, чем Он сказал: «Да будет свет» и прежде чем все творение предстало в совершенном виде, в мире было очень много несовершенства, тьмы, хаоса и беспокойства. Когда Господь совершал Свое великое дело избавления Израильского народа от продолжительного Египетского рабства, в течение некоторого времени наряду с истинными чудесами совершались и ложные, вследствие чего сердца неверующих египтян ожесточились, и они стали сомневаться в божественном характере освобождения, которое совершал Бог.

    В Библии есть и другие примеры такого сочетания истины и лжи, добра и зла: когда израильтяне в первый раз отправились за ковчегом Господним, который длительное время отсутствовал в стане по причине их небрежности в исполнении закона Божия, они «не взыскали… как должно» Господа и потерпели неудачу (1Цар. 15:13); в то время, «когда пришли сыны Божий предстать пред Господа; между ними предстал и сатана» (Иов. 1:6); когда-то корабли Соломона привезли не только золото, серебро и слоновую кость, но также обезьян и павлинов (ЗЦар. 10:22).

    Когда после ночной темноты восходит солнце, то еще некоторое время царят сумерки, тьма еще смешана со светом и солнце не сразу набирает силу, не сразу начинается день. Плоды земли сначала проходят период созревания и спеют только в определенное для них время, постепенно обретая законченный вид. Таким же образом, как говорит нам Христос, растет и Царствие Божие: «И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Марк.4:26–28).

    Еще меньше стоит удивляться неблагоразумию и ошибкам, сопровождавшим это пробуждение, если учесть, что в основном оно коснулось молодых людей, которые намного менее степенны, уравновешенны и опытны, чем зрелые люди, — пыл сердец делает их более склонными к крайностям.

    Сатана обычно удерживает людей в состоянии ложной самоуверенности до тех пор, пока ему удается делать это. Когда же он уже не в силах удерживать человека в этих ложных сетях, тогда он пытается вводить его в различные крайности, чтобы обесславить имя Бога и причинить урон христианской вере. Именно такие проявления, несомненно, были причиной большого недоверия, во многих местах выраженного служителям, которые имели, по мнению прихожан, нездравое понимание своего служения. Справедливо, что в этой ситуации люди отказывались доверяться руководству своих служителей и предпочитали оставаться без духовного наставничества.

    Когда люди, подобно овцам, остаются без пастыря, они сбиваются с пути. В таких обстоятельствах они имеют большую и постоянную нужду в духовных руководителях, которым, в свою очередь, необходимо намного больше мудрости, чем они имеют. Однако, даже в том случае, если служители любят свою работу и испытывают наслаждение, исполняя ее, все же не стоит ожидать, что они и их прихожане будут знать, как вести себя в такой необычной ситуации, потому что все это для них ново и сделать какие-либо выводы и предугадать результат того, с чем ты ранее никогда не сталкивался, практически невозможно.

    Я воочию убедился в благотворном влиянии пробуждения в Новой Англии на людей, среди которых поселил меня Бог, — в то время все было намного чище, нежели даже шесть лет тому назад. Пробуждение выглядело более духовным, свободным от плотских проявлений или чего-либо другого, что имеет оттенок неистового фанатизма и излишества. У людей в большей степени проявлялось глубокое смирение и самоуничижение перед Богом и людьми. Они были в большей степени свободны от неблагоразумия и беспорядочности в своем поведении. И более всего разница была видна в следующем: те люди, которые когда-то в своем внутреннем довольстве и радости часто забывали о дистанции между собой и Богом, вели слишком легкомысленные речи, смешивая божественные истины и свой собственный опыт, — сейчас, определенно, изменились к лучшему и испытывают торжественную, благоговейную и смиренную радость, как советует нам Бог: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом» (Пс.2:11). И это происходит так не потому, что их радость теперь не так велика, как раньше; наоборот, — сейчас она намного больше.

    Многие из тех людей, кто пришел к Богу в прежние времена, еще до пробуждения, имеют сейчас более близкое общение с небом. Просто, эта радость проявляется несколько иначе. Она неразрывно связана с сокрушением их сердец и великим благоговением перед Божиим величием. Говоря о своей радости теперь, они не смеются, но проливают слезы. Таким образом тот, кто раньше смеялся, теперь плачет. И, согласно единодушному свидетельству этих спасенных людей, радость их намного чище и сладостнее прежней, которая исходила из их плотской сущности. Теперь они больше напоминают библейского патриарха Иакова, которому Бог явился в Вефиле. Увидев лестницу, достигающую до неба, Иаков сказал: «Как страшно сие место» (Быт.28:17). Состояние этих людей можно еще сравнить с состоянием великого Моисея, который «тотчас пал на землю и поклонился Богу» (Исх.34:8), когда Господь показал ему славу Свою на горе.

    Глава 2. Об опасности оказаться в числе противящихся работе Духа Святого

    Каждый из нас должен остерегаться, чтобы каким-либо образом не противодействовать или даже в самой малой степени не препятствовать работе Духа Святого, но, наоборот, делать со своей стороны все от нас зависящее, чтобы ей содействовать.

    Сейчас, то есть в период Церкви, Христос, невидимо сошедший с небес, являет Себя здесь, на земле, в удивительной работе Своего Духа. Благодаря Его действию все люди, исповедующие Христа, признают Его божественность, всей своей душой почитая Его.

    Пример евреев, живших во времена Христа и апостолов, показывает нам, что в тех людях, которые не признают работу Духа Святого, рождается ожесточенная плотская ревность. Для нас зто должно быть самым большим предупреждением, чтобы нам быть осторожными в словах и делах, которые касаются служения Духа Святого.

    Христос был в мире, и мир не познал Его. О приходе Христа на землю было много сказано в пророческих Писаниях, которые всегда были доступны для евреев. Они долго ожидали Мессию, но когда Он пришел, не признали Его, — потому что Он пришел не так, как они себе представляли. Его приход не согласовывался с их плотским разумением. Более того, евреи ополчились против Христа, считая Его безумным и называя Дух, Которым Он творил Свои великие дела, духом диавола. Они удивлялись делам, которые Он творил, и не знали, как их понять. Много было камней преткновения для евреев в земном служении Христа, и они так и не смогли Его признать.

    Когда Дух Божий в апостольские времена сошел на землю и чудесным образом излился на людей, уверовавших в Господа, евреи смотрели на это благословение свыше, как на какое-то безумие. Они были изумлены увиденным и услышанным, но и это не переубедило их. Особенно яростно отвергали эту работу Духа Святого люди, наиболее склонные к превозношению своего понимания следующих пророческих слов: «Вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет» (Ис.29:14), считая, что это пророчество не относится к ним. Многие из евреев, славящихся своей набожностью и внешним благочестием, питали великую злобу к этой работе Духа Святого, потому что видели, что она умаляет их авторитет, осуждая присущие им формализм и безразличие в поклонении Богу. Некоторые из них открыто противились Христу и порицали труд Духа Божьего. Они говорили, что Он исходит от Веельзевула, князя бесовского, таким образом согрешая против собственной души и делая себя виновными в хуле на Духа Святого.

    Однако будет еще и другой приход Иисуса Христа в великой славе и силе для установления на земле Царствия Божьего, о котором также немало сказано в пророческих Писаниях и которое Церковь Божия так долго ожидает. Исходя из того, что сказано в Библии о втором пришествии Христа, мы имеем все основания полагать, что оно будет во многих отношениях похожим на Его первый приход на землю. Безусловно, что низкое духовное состояние, в котором в последнее время находится видимая Церковь Божия, мало чем отличается от духовного состояния еврейского народа во времена земного служения Христа. Поэтому не стоит удивляться тому, что когда Христос ныне приходит Духом Святым к людям, Его работа также оказывается непонятной для большинства, — и было бы удивительно, если бы это было не так. Но так было и в Его первое пришествие.

    Является ли работа Духа Святого в Новой Англии началом того великого и ожидаемого всеми святыми прихода Иисуса Христа для установления Его Царствия на земле или нет, мы не знаем, но все же из сказанного выше очевидно, что это была работа того же Духа, который действовал и во времена апостолов. Я не вижу никаких причин сомневаться, что неведение людей, которые продолжают свое упорство и в течение длительного времени отказываются признавать это пробуждение работой Христа (особенно это относиться к тем, кто поставлен нести служение учителей в Его Церкви), в такой же степени раздражает Бога, как неведение евреев, которые также отказывались признавать служение Христа. И те, и другие могут ссылаться на увиденные ими непонятные и беспорядочные проявления, которые стали большим соблазном на их пути, и которые, якобы, являются причиной их сомнений относительно этой работы Духа Святого, — но, тем не менее, в глазах Бога их вина бесспорна.

    Учителя еврейского народа нашли бесчисленное множество таких преткновений, которые стали для них роковыми. Многое из того, что было явлено Христом, а затем проявилось и в первоапостольский период после Его вознесения, когда Дух Святой излился на учеников, представлялось евреям необычайно странным. Они были уверены в том, что имеют веские основания для своих сомнений. Христос и дела, совершаемые Им, стали для них настоящим камнем преткновения. Однако, «блажен, кто не соблазнится о Мне!» — сказал Христос (Лук.7:23).

    Странным и неожиданным было появление Христа в Иудее, где Он пребывал совсем недолго, творя чудеса перед всеми, кому была дана исключительная возможность быть свидетелями этого, но все же многие из Его народа отказались признать Его Своим Мессией и тем самым навлекли на себя страшную вину в глазах Бога. Христос сказал о них: «Лицемеры! Лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени этого не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?» (Лук.12:56–57).

    Ошибочно было бы полагать, что великий Иегова приклонил небеса и здесь, у нас, в Новой Англии сошел на землю, являя Себя в течение такого длительного времени славным действием Своей могущественной силы и благодати и в таком многообразии Своей деятельности так, что работа Духа Святого достигла наиболее населенных мест страны, почти всех ее регионов, и в то же время Он не оставил никакого свидетельства Своего присутствия. Может ли это быть?

    Если бы, действительно, не было такого свидетельства, то великое множество народа, и даже многие учителя в Его церквах, не были бы виновны в Его глазах, даже если бы они и не приняли и не признали Его, и не воздали Ему надлежащей хвалы, и если не возрадовались бы Его благодатному присутствию. Они были бы также не виновны, если бы не воздали Ему должной благодарности за такой славный труд Его благодати, в котором Его благость проявляется больше, чем в остальных, преходящих земных благословениях, которые в таком изобилии предлагает этот мир.

    Но Бог в Новой Англии настолько убедительно подтвердил Свое присутствие в пробуждении, которое совершалось там, что нет никаких основании отрицать это. В таком случае продолжительное безмолвие некоторых христиан, а в особенности — служителей церкви, бесспорно, испытывает терпение Бога. Это молчание является скрытым противостоянием, которое, в действительности, направлено на то, чтобы противодействовать работе, проводимой Духом Божиим. Молчащие служители также являются препятствием на пути Божьего труда, и именно о таковых Христос некогда сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Матф. 12:30).

    Этих служителей удивляют непривычные для них явления и они, не зная, как им поступать, отказываются признавать в них работу Бога. Иногда они говорят о ней в презрительном тоне, как это делали в прежние времена евреи. Им следовало бы поступать более обдуманно и вострепетать от слов апостола Павла, которые относятся именно к таким людям, как они: «Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: Смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам» (Деян. 13:40–41).

    Некоторым людям трудно поверить в истинность этого пробуждения из-за его необычайно сильного воздействия на кающихся, что привело к непривычному способу его проявления. Они напоминают неверующего сановника из Самарии, который некогда сказал: «Если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть?». На что пророк Елисей ответил: «Увидишь глазами твоими, но есть этого не будешь» (4Цар.7:2). Пусть все те, для кого это пробуждение представляется облаком и мраком — как некогда облаком и мраком для египтян был «столп облачный и огненный», который освещал путь Израилю (Исх. 13:21–22), — будут осторожны, чтобы их неверие не послужило к их собственной погибели, в то время как эта работа Духа Святого стала светом для истинных детей Божьих, — духовного Израиля.

    Я хотел бы умолять и тех, кто желает сначала увидеть результаты пробуждения — плоды в жизни и сознании людей, ставших объектами пробуждения, — а потом уже определить свое отношение к нему, успокаивая себя тем, что, рассуждая так, они, якобы, следуют принципу благоразумия, — порассуждайте, чем можно оправдать это долгое воздержание от признания вами Христа, когда Он так удивительно и милостиво являет Себя всем живущим на земле.

    Вполне возможно, что многие, ожидающие таким образом, и сами не знают, чего они ждут. Если они надеятся увидеть работу Бога, совершающуюся без каких-либо трудностей и преткновений, то это — ожидание глупца, сидящего у берега реки и ждущего, пока убежит вся вода. Нет никаких оснований рассчитывать на то, что работа Бога в мире может обходиться без таких препятствий, «ибо надобно прийти соблазнам» (Матф. 18:7). Никогда не совершалось ни одного великого действия, в котором бы Бог открывал Себя миру и которое, однако, не сопровождалось бы многими трудностями.

    Такой вывод в равной степени относится и к действиям Бога, и к Его Слову, ибо и то, и другое вначале кажется полным странных, несовместимых противоречий, трудных для понимания огрубевшими плотскими сердцами. Христос и совершаемая Им работа всегда были и будут «камнем преткновения и скалой соблазна… петлею и сетью» для многих, так что они «преткнутся, и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены» (Ис.8:14–15). Пророк Осия, говоря о славном возрождении веры среди народа Божия в то время, когда Бог будет «росою для Израиля», и тот «расцветет», как лилия, и пустит корни свои, как Ливан, расширяющий ветви свои (Ос. 14:6–7), завершает свою мысль следующим образом: «Кто мудр, чтобы разуметь это? Кто разумен, чтобы познать это? ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» (Ос.14:10).

    Количество преткновений, которые сопровождают это пробуждения в Новой Англии, в некоторых отношениях скорее всего будет увеличиваться, а не уменьшаться. Мы, вероятно, станем свидетелями еще большего количества примеров отступничества и великого беззакония среди Божьего народа. Если одно из препятствий устранено, — можно ожидать появления следующего. С деятельностью, осуществляемой Христом на земле, дело обстоит так, как и с Его притчами: то, что трудно воспринимать нашему ограниченному человеческому уму (такими трудными для восприятия были и притчи Христа), в действительности служит для испытания духовного состояния человека и выявления его истинной духовной сущности. Люди развращенного ума, неверного, порочного и своенравного духа «не увидят очами и не уразумеют сердцем» (Ис.6:10) действий Бога.

    Те люди, которые сейчас ожидают, чтобы позже оценить результаты этой работы, думая, что когда-нибудь потом смогут лучше разобраться в ней, по-видимому, ошибаются. Евреи видели чудеса Христа, но желали иметь еще больше доказательств того, что Он является Мессией; они требовали знамений с небес, но напрасно, ибо их соблазны не уменьшались, а только увеличивались. Они не видели конца своим преткновениям, а тем временем сердца их все более и более ожесточались в неверии.

    Многие из тех, кто молился о реформации церкви, о славном возрождении веры христиан, согласно написанному в Священному Писании, в сущности не знали, о чем они молятся, — подобное было и с евреями, когда они молились о приходе Мессии, — но когда это возрождение осуществляется, они не признают его плоды; отвергая это пробуждение, они отвергают и Христа.

    Лицемерное благоразумие тех людей, которые так долго выжидают, прежде чем решаются признать божественный характер этого пробуждения, вероятно, в конце концов окажется их величайшей ошибкой. Из-за своего выбора таковые потеряют предназначенную для них долю этого великого благословения и упустят драгоценную возможность быть просвещенными божественным светом благодати и утешения, а также небесного и вечного благословения, которыми Бог всегда так щедро одарял Новую Англию. В то время, как славный поток Божией благодати таким чудесным образом изливается на землю и наполняет целительной влагой жаждущие души, составляющие многочисленное стадо Церкви Христовой, — эти люди стоят, наблюдая издали, сомневаясь, удивляясь и ничего не получая. Они склонны продолжать и дальше стоять в бездействии, — и так до тех пор, пока не закончится драгоценное время спасения.

    Удивительно то, что люди, выражающие сомнения в божественном характере этой работы, по причине сопровождающих ее необычных внешних проявлений, могли бы легко освободиться от своих сомнений, если бы только приложили серьезные усилия, чтобы узнать истину. Им следовало бы самим посетить те места, где можно увидеть действие пробуждения, тщательно наблюдая и усердно исследуя, не удовлетворяясь двумя или тремя примерами. Им следовало бы не успокаиваться до тех пор, пока они не получат полную личную осведомленность об этом пробуждении на основании собственных наблюдений. Я не сомневаюсь, что таким образом мог бы убедиться любой человек, разум которого не закрыт для Бога.

    Как сильно ошибаются те люди, которые берутся делать выводы на основании тех плохих свидетельств, которые дают другие люди, — они рискуют в этом случае рассуждать об этих вещах слишком легкомысленно. Предостережение, высказанное некогда еврейским законоучителем Гамалиилом неверующим иудеям, может научить таковых благоразумию. Мы читаем в Писании его мудрые слова: «И ныне, говорю вам, отстаньте от людей этих и оставьте их: ибо, если это предприятие и это дело — от людей, то оно разрушится. А если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян.5:38–39).

    Независимо от того, достаточными ли были эти доводы для сомневающихся и противящихся людей, чтобы убедить их в истинности этого пробуждения, или нет, — я все же надеюсь, что в будущем эти люди, по крайней мере, в душе будут прислушиваться к приведенному выше предостережению Гамалиила и не будут противостоять этой работе или порицать ее, даже если это порицание будет непрямым, — иначе такие люди окажутся противниками Духа Святого. Нет греха более пагубного и опасного для души человеческой, чем грех, совершенный против Духа Святого. Слово, сказанное против Бога Отца или Сына Божия будет меньшим грехом, чем слово против Духа Святого и Его благодатных действий в сердцах людей, ибо написано: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф. 12:32).

    Таким образом, хула на Духа Святого является самым большим из всех грехов, потому что она ведет к смерти, и человек навсегда лишается благословения от Бога и благодатного действия Духа Святого в своей душе.

    Если же все еще есть те люди, которые настойчиво продолжают пренебрежительно высказываться о пробуждении, я бы попросил таковых обратить внимание на мои слова, чтобы не стать им повинными в непростительном грехе.

    Наиболее вероятное время для совершения этого греха является именно то время, когда Дух Святой обильно изливается, обличая в душе человека похоть, безразличие и лицемерие своим сильным воздействием на нее. Хорошо, если на протяжении этой работы Духа Святого хоть некоторые из тех людей, которые проявляли к ней враждебность, останутся неповинными в грехе хулы на Духа Святого. Люди, озлобленно противящиеся и осуждающие работу Духа Божьего и называющие ее диавольской, совершают непростительный грех, если делают это вопреки собственной убежденности. И хотя некоторые из них настолько благоразумны, что открыто не противятся и не осуждают эту работу, тем не менее им следует бояться, что именно в эти дни, когда Господь таким славным образом выступает против Своих врагов, многие из тех, кто сохраняет безмолвие и бездействие (особенно если это служители Церкви) могут навлечь на себя проклятие Ангела Господнего, как это было во дни Судей: «Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми» (Суд.5:23).

    С тех пор как великий Бог сошел с небес и так удивительно проявил Себя в нашей стране, напрасно ожидать какое-то другое время для того, чтобы в нашем духовном состоянии и во всех прочих обстоятельствах всецело ощутить благоволение Божье, явленное для нас и выраженное в том или ином действии. Кто не воспользовался этим временем и не стал счастливее, будет виновным и несчастным, — так было всегда. Время, в которое мы живем, является «летом Господним благоприятным» и временем великого благоволения Бога для всех тех, кто принимает Его, и днем мщения для тех, кто пренебрегает Им (Ис.59:2).

    Когда Господь посылает Слово Свое, оно не возвращается к нему тщетным (Ис.55:11), — а тем более не бывают тщетными действия Духа Его. Когда Христос жил на земле, в Иудее, многие пренебрегали Им и отвергали Его, но Он показал, что Бог не безразличен к этим людям и к их действиям. Бог со Своей стороны сделал все для того, чтобы люди ощутили присутствие Христа среди них. Те же из них, кто не испытал этого в утешение себе, поймет собственную ошибку к своей великой печали. Когда Бог некогда посылал пророка Иезекииля к народу Израильскому, Он сказал: «Будут ли они слушать, или не будут, но пусть знают, что был пророк среди них» (Иез.2:5).

    Не гораздо ли больше оснований есть у нас для следующего предположения: если Господь явил Себя настолько чудесно в этом пробуждении, то, без сомнения, Он сделает так, что каждый человек узнает: великий Иегова посетил Новую Англию.

    Глава 3. О превосходнейшем пути служителя Господня

    Я приступаю к изложению последней части моей книги и обращаюсь к тем верующим, которые являются друзьями пробуждения в Новой Англии, которые были его участниками и усердными ревнителями, и способствовали его успеху. Позвольте мне самым серьезным образом призвать Вас тщательно и неустанно вникать в себя, чтобы избежать всяких ошибок и неправильного поведения, то есть всего того, что может наложить тень и омрачить дело Духа Святого, дабы не дать повода тем, кто (Всегда готов осудить этот труд.

    Служитель должен остерегаться гордости

    Апостол Павел был весьма озабочен тем, «чтобы не дать повода ищущим повода» (2Кор.11:12). Он же призывает и Тита быть, очень внимательным и строгим$7

    Мы нуждаемся в том, чтобы нам быть «мудрыми, как змеи и простыми, как голуби» (см. Матф.10:16). Утверждение о том, что в эти дни нам следует вести себя беспорочно и благоразумно, не является второстепенным. Мы должны ожидать, что враг этого пробуждения будет всячески пытаться ввести нас в какие-либо духовные крайности. Он с особым удовлетворением будет торжествовать свою победу, если сможет превозмочь нас хоть в каком-нибудь отношении, ослепить и ввести в заблуждение любого рода. Диавол знает, что если ему это удастся, то наше заблуждение будет в гораздо большей степени содействовать его целям и интересам, чем если бы он в победил сотни других людей, не являющихся служителями Церкви. Нам следует бодрствовать и молиться, ибо в духовном плане мы подобны маленьким детям, и этот рыкающий лев является для нас слишком сильным противником, этот старый змей — слишком хитрым и тонким обольстителем.

    Смирение, самоуничижение и полная зависимость от Господа нашего Иисуса Христа будут для нас наилучшей защитой. По этой причине нам следует самым тщательным образом наблюдать за собой, опасаясь духовной гордости. Нам нужно остерегаться возникновения в душе сверхчувственных опытов и утешения, а также ощущения необычайно великой благосклонности небес именно к нам, и которую любой из нас может беспрепятственно получить. После ощущения такого благоволения неба нам нужно особым образом сохранить строгое и бдительное наблюдение над нашим собственным сердцем, чтобы в своих размышлениях мы не стали превозносить себя, гордясь полученным от Бога благословением; и чтобы мы остерегались возникновения высокого мнения о себе так, как будто мы являемся одними из наиболее выдающихся святых и друзьями небес, и нам особенным образом открыты тайны Господа.

    Не будем допускать и мысли о том, что мы в большей степени, чем кто-то другой, подходим для роли великих учителей и блюстителей развращенного рода человеческого. Не будем в своем самомнении слишком высоко оценивать собственную мудрость и проницательность и представлять себя небесными пророками или необыкновенными посланниками небес.

    Когда Господь действительно глубоко открывается нашему сердцу, тогда не наша собственная слава, но слава Божья будет ярко сиять в наших глазах. Когда Моисей беседовал с Богом на горе, лицо его стало сиять в лучах божественного света, так что не могло не ослепить Аарона и весь израильский народ, но, тем не менее, Моисей не стал великим в собственных глазах. Более того, «Моисей не знал, что лицо его стало сиять» (Исх.34:29). Пусть никто не думает о себе, что он не подвержен опасности впасть в грех духовной гордости даже в самых лучших своих побуждениях. Господь видел, что и апостол Павел, один из наиболее благословенных Его служителей, не был вне этой опасности даже тогда, когда, будучи восхищен до третьего неба, имел общение с Господом (см. 2Кор.12:17).

    Гордость — это наихудшая из ехидн, которая может закрасться в сердце человека. Это первый грех, который вошел во Вселенную и он расположен в самом основании греховного здания. Из всех плотских похотей он является наиболее скрытым, обманчивым и непостижимым во всех своих проявлениях. Гордость может сопровождать буквально каждое проявление человеческой души и скрываться под какой угодно личиной. Ничто так ненавистно для Бога, как гордость. Она противоречит духу Евангелия и может вызвать опасные последствия. Нет ни одного греха, который бы в большей степени, чем гордость, позволял диаволу проникнуть в сердца святых и вводить их в заблуждение. Я видел это на примере многих, в том числе и известных, святых. Диавол входит через дверь гордости во многие человеческие сердца сразу же после замечательных духовных переживаний и удивительного общения с Богом. Он горько обманывал многих верующих людей и уводил их с истинного пути, пока Господь по милости Своей не открывал их духовные глаза и не избавлял от диавольских сетей. Впоследствии они сами осознавали, что именно гордость явилась грехом, совратившим их с истинного пути.

    Служитель должен избегать эмоционального возбуждения и не переоценивать необычайные чудодейственные дары

    Некоторые из истинных друзей работы Духа Божьего в Новой Англии ошибались, придавая слишком много значения эмоциональному возбуждению несильным впечатлениям, которые испытывали их души. Они думали при этом, что таким образом получают непосредственное указание с небес, и что во всем этом есть нечто, что должно, по их мнению, исполниться как то, что соответствует воле Бога, — однако, нигде в Библии нельзя найти такого указания или откровения, но только в их воображении.

    Эти впечатления, даже если они действительно исходилии от Духа Божьего, имеют совершенно иную лрироду, отличающуюся от Его благодатного воздействия на сердца святых. Вдохновение, которое имели святые, по своей сути является необычайным даром Духа Божьего, то есть истинным вдохновением1 от Бога, которое имели пророки, апостолы и другие святые в древние времена. Апостолы также различали истинное вдохновение от благодати Духа Снятого (см. 1 Кор.13гл.).

    Одной из причин, по которой некоторые христиане готовы приписывать слишком большое значение эмоциональным возбуждениям, является ошибочное их мнение, что слава и великолепие приближающихся счастливых дней Церкви Христовой частично будет состоять в возобновлении в последнее время сверхъестественных, изначальных даров Духа. Это мнение, я полагаю, возникает из-за нежелания должным образом исследовать суть этого явления и сравнить природу и ценность двух видов влияния Духа Святого, а именно: обычного и благодатного влияния — с одной стороны, и необычного и чудесного — с другой. Первое — намного более превосходнее и славнее. Об этом говорит апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам в 12–14 главах. После перечисления разных даров Духа Святого, — он пишет: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1Kop. 12:31), то есть наиболее великолепный путь влияния Духа Святого. Что хотел святой апостол сказать этими словами?

    В следующей главе, он развивает эту мысль и показывает, что именно является самым превосходным даром. Это — не сверхъестественные дары, но благодать того Духа, действия которого выражаются в милосердии и Божьей любви. На протяжении всей главы апостол Павел доказывает великое предпочтение и преимущество любви над воодушевлением и возбуждением. Бог сообщает Свою собственную природу душе человека посредством Своей спасительной благодати, которую Он дарует его сердцу в большей степени, чем с помощью всех чудесных даров, вместе взятых. Благословенный образ Господа неразрывно связан именно с благодатью, а не с дарами. Именно из Божией благодати непосредственно проистекает великолепие, счастье и слава его души. Это есть корень, рождающий бесконечно более превосходные плоды. Спасение и вечная радость обещаны через божественную благодать, а не через воодушевление. Человек может иметь все сверхъестественные дары, но быть отвратительным в глазах Бога, и, в действительности, отправляться не в рай, но прямо в ад. Духовная и вечная жизнь души заключается в благодати Духа Святого, которую Бог дарует только Своим дорогим и возлюбленным детям.

    Некоторых же Он иногда изгоняет, как «собак» и «свиней» (см. 2 Пет.2:20), — так Он поступил с Валаамом, Саулом, Иудой и многими другими из тех, кто и в древние времена, и на заре христианства совершил мерзкие и непростительные грехи (см. Евр. 6гл.). Многие порочные люди в день страшного суда станут говорить: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» (Матф.7:22).

    Величайшей привилегией пророков и апостолов было не то, что они имели вдохновение и творили чудеса, но святость, которая отличала их от других людей в глазах Бога. Благодать в их сердцах приносила им в тысячу раз больше достоинства и чести, чем чудесные дары. Давид был царем и пророком, но не это приносило утешения его душе, но только святое влияние Духа Божьего, пребывавшего в его сердце, сообщало ему божественный свет, любовь и радость.

    Апостол Павел в изобилии имел видения, откровения и чудодейственные дары — в большей степени, чем другие апостолы, — однако он оценивал это таким образом, что готов был отказаться от всего ради превосходства духовного познания Христа (см. Фил. Згл.). Именно благодать апостольства, а не дивные дары, была подлинным доказательством того, что имена апостолов записаны на небесах (см. Лук. 10:20). И это приносило им больше радости, чем то, что духи зла повинуются им.

    Иметь благодать в сердце — это наивысшая привилегия христианина, она даже выше привилегии, полученной по воле Бога благословенной Девой Марией, которая приняла во чрево и родила Сына, — вторую Личность Троицы, — властью Своего высочайшего Покровителя.

    В Евангелии от Луки мы читаем: «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лук. 11:27–28, а также Матф.12:47).

    Действие Духа Божьего или божественного милосердия в сердце человека также являются величайшей привилегией и славой, которые присущи и наивысшему Архангелу на небесах. Посредством этого творение Божие имеет общение с Самим Богом, с Отцом и Сыном, во всей Их славе и блаженстве. Именно святые соделаны причастниками божественного естества и исполнены радостью Иисуса Христа.

    Обычное освящающее влияние Духа Божьего и является целью сверхъестественных даров, как показывает апостол Павел в Послании к Ефесянам (Еф.4:11–13). Чудодейственные дары сами по себе бесполезны, если не подчинены этой цели. И если они не имеют такой цели, то в этом случае находятся очень далеко от того, чтобы приносить пользу человеку, и только усугубляют жалкое состояние людей, обладающих ими.

    Любовь и милосердие, как замечает апостол, — это наиболее превосходный путь, избранный Богом, чтобы проявиться в Его Церкви Духом Святым (1 Кор. 12:31). Это — величайшая слава Церкви во все времена. Это та слава, которая делает Церковь на земле более похожей на ту Церковь, которая на небесах, где пророчества и языки и другие чудодейственные дары прекратятся. Бог посылает Свой Дух только тем, наиболее превосходным, путем, о котором говорит апостол Павел, то есть через милосердие и божественную любовь, которая «никогда ни перестанет» (1 Кор.13:8). Поэтому слава приближающегося счастливого состояния Церкви, в котором она будет пребывать на небесах, в небесном Иерусалиме, не нуждается в сверхъестественных дарах. Тогда все сверхъестественные дары прекратятся и исчезнут, подобно тому, как исчезают звезды и луна, в ночное время отражающая солнечный свет, когда на рассвете их поглощают лучи восходящего солнца. Таким же образом и эти дары исчезнут в лучах Божественной любви.

    Апостол Павел говорит о чудодейственных дарах и необычных переживаниях, как о младенческих проявлениях, если сравнивать их с Божественной любовью, которая является самым совершенным и зрелым — проявлением Духа Истины. Эти дары были необходимы Церкви только для того, чтобы поддержать ее в период младенчества и несовершеннолетия, до тех лор пока она не воспримет через духовных наставников установленные Духом Святым законы жизни, вместе с обычными средствами благодати. Но как только Церковь войдет в состояние зрелости, эти дары прекратятся: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил; по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал, а как стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор. 13:1.1). Смысл этого стиха прекрасно согласуется с содержанием трех предшествующих стихов этой же главы.

    Апостол Павел, говоря в этой главе (1 Кор.13гл.) о прекращении даров пророчества, языков и откровения тогда, когда Церковь Христа перейдет из младенчества к зрелости, делит этот переход в зрелое состояние здесь, на земле, не меньше, чем совершенное состояние Церкви на небесах. Апостол Павел говорит о совершеннолетии, которое сопровождают три высших дара Духа Святого — вера, надежда, любовь, заменяющие чудеса и откровения, как об этом написано в последнем стихе этой главы: «А теперь пребывают сии три: Вера, Надежда, Любовь» (1 Кор. 13:13). Мысль апостола естественным образом вытекает из предшествующих стихов, — и особенно из 8-го стиха, при сопоставлении которого с 13-м, обнаруживается противопоставление между тем, что «никогда не перестанет» (то есть любовью), с одной стороны, и тем, что «прекратится» (то есть пророчествами); тем, что «умолкнет» (то есть языками); и, наконец, тем, что «упразднится» (то есть знанием).

    Апостол показывал коринфянам, что все те дары вдохновения, которые были как бы «детскими помочами» для христианской церкви в период ее младенчества, должны исчезнуть, когда она перейдет в состояние зрелости.

    Затем Павел возвращается к рассмотрению того, что останется после прекращения этих даров. Он отмечает, что три проявления Духа Святого, которые останутся в Церкви — это Вера, Надежда, Любовь, и замечает, что Церковь в зрелом состоянии будет более совершенной, и что это произойдет еще здесь, на земле, и особенным образом проявится в последнее время, перед тем, как она будет взята от земли на небеса. Апостол Павел внимательно прослеживает этот вопрос на примере коринфской церкви. Он избрал ее для рассмотрения вопроса о дарах по двум причинам: во-первых, потому что он был хорошо знаком с этой церковью еще в период ее младенчества (1 Кор.3:1–2); во-вторых, потому что коринфская церковь более других изобиловала чудодейственными дарами.

    Когда наступит описанное Павлом зрелое состояние Церкви, тогда Божественный свет станет ярче, Божие ведение усилится до такой степени, что тогда, в некотором отношении, сбудется сказанное апостолом в 12-м стихе: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу» (см. также Ис.24:23; 25:7).

    Я не ожидаю возобновления чудодейственных даров в эти славные времена церкви, да и не желаю этого. Мне кажется, что это ничего не прибавило бы к славе грядущих времен, но — из-за человеческого неразумия — скорее уменьшило бы ее. Что же касается меня, то я предпочел бы лучше четверть часа наслаждаться воздействием Духа Святого, открывающего моим духовным очам божественную красоту Христа, Его бесконечную благодать и жертвенную любовь, что производит во мне святую веру, божественную любовь, сладостную, благодушную и скромную радость в Боге, — нежели целый год иметь пророческие видения и откровения.

    Сейчас мне открылось намного больше, чем раньше, что Бог давал непосредственные откровения Своим святым именно в те темные времена, когда посылал Своих пророков на землю, а не сейчас, когда мы имеем в сердце Того, Кто есть Свет и ожидаем приближения самого славного и совершенного состояния Церкви Божией, которое будет на небесах, но начинается здесь, на земле.

    Однако, мне не открыто, что есть какая-либо нужда в сверхъестественных дарах для того, чтобы ввести церковь в блаженное состояние вечности с Богом, и установления в мире Его власти. Я видел очень много примеров проявления Божией силы на этом, более превосходном, пути божественной любви, — и этого вполне достаточно, чтобы убедить меня в том, что Бог легко может обойтись и без чудодейственных даров.

    Я хотел бы умолять народ Божий быть очень осторожным и внимательным к таким вещам. Я видел неудачи многих христиан и знаю из собственного опыта, что чрезвычайно сильные впечатления, произведенные на души истинных святых даже во времена необычного излияния благодати и сладостного общения с Богом, не являются признаками получения ими откровений с небес. Я знаю, что в некоторых случаях эти необычные впечатления вскоре прекращались, несмотря на то, что они в начале сопровождались такими необычайными проявлениями. Люди, которые оставили истинное пророческое слово, данное нам Богом, как светильник, сияющий в темном месте (2 Пет.1:19), предавшись таким возбуждающим впечатлениям, — на самом деле оставили водительство утренней звезды и последовали за «Джеком с фонарем». [ «Джек с фонарем» — персонаж английской литературы, ставший нарицательным. В темноте он зажигает свой маленький фонарь, привлекая внимание путников, с целью увести их от дороги и ограбить. — Прим. ред. ] Неудивительно поэтому, что уделом таковых становятся жалкие и сумасбродные излишества.

    Служитель не должен пренебрегать получением образования

    Еще один важный момент: давайте не будем пренебрегать человеческим знанием и образованием, учитывая, что у нас нет оснований надеяться на неконтролируемое разумом вдохновение, как на особый путь для водительства Божьего в нашей жизни.

    Те христиане, которые утверждают, что человеческое образование бесполезно или малополезно для служения, не совсем понимают, о чем говорят. Если бы они отдавали отчет своим словам, то не говорили бы этого. Под человеческим образованием я понимаю улучшение всесторонних знаний человека посредством обучения, — и думаю, что так понимают и другие. А поэтому говорить, что человеческое образование для служителя бесполезно, равносильно утверждению, что не имеет смысла и обучение ребенка, подростка или юноши, которые должны усовершенствовать свои знания по мере своего взросления.

    Говорить, что образование ничего не стоит, означает, что четырехлетний ребенок в равной степени подходит на роль учителя Церкви и имеет такую же меру благодати Божией, как и образованный тридцатилетний человек; что четырехлетний ребенок способен каким-либо своим суждением содействовать успеху Царствия Божьего на земле. Если взрослые люди в большей степени способны совершать служение, чем маленькие дети, имея перед ними преимущество в том, что больше знают, тогда, естественно, повышая уровень своих общеобразовательных знаний и имея такую же меру благодати Божией, они усовершенствуют и свою способность совершать служение. Умножение знаний, без сомнения, помогает делать либо добро, либо зло, — в зависимости от того, к чему склонен человек. Нельзя опровергнуть факт, очевидность которого бесспорна, что Бог широко использовал знания апостола Павла, а также знания Моисея и Соломона.

    Если мы презираем знания, полученные посредством обучения, то не должны ли мы также пренебрегать и средством его достижения, то есть обучением. Учеба и образование играют важную роль в подготовке человека к тому, чтобы он мог публично обучать других людей. Безусловно, многие люди, имеющие сердце, которое находится под сильным воздействием Духа Божьего, могут прекрасно и с большой пользой проповедовать о Христе, обходясь и без образования. Однако, разумно ли без какой-либо необходимости бросаться вниз с крыла храма, полагаясь на то, что Ангел Господень предотвратит наше падение и сохранит нас от преткновения «о камень ногою своею» (см. Пс.90:11–12), в то время, как есть другой, пусть не такой короткий, путь, чтобы спуститься с крыла храма вниз.

    Я хотел бы молиться о том, чтобы мы не пренебрегали возможностью получить образование, в том числе и такими методами обучения, как публичные лекции, помогающие постичь и запомнить божественные истины.

    Служитель не должен осуждать других

    А теперь я хотел бы попросить дорогих детей Божиих глубже поразмыслить над тем, по каким причинам Священное Писание не может оправдать нас, если мы осуждаем других верующих, также исповедующих Иисуса Христа, и почему Божий повеления не позволяют нам называть их лицемерами и невеждами, мало знающими об истинной вере.

    Мы все знаем, что есть такие суждения, которые очень часто и достаточно строго запрещает Священное Писание. И я желаю, чтобы эти библейские повеления были нами внимательно исследованы и тщательно взвешены, чтобы мы могли рассудить, в какой мере Слово Божие разрешает нам определять духовное состояние других людей и выносить свой приговор им, как порочным, в то время как они исповедуют Христа и состоят членами Церкви, — то есть рассудить, в какой мере это не запрещено нам Иисусом Христом в Новом Завете. Итак, если это запрещено, то ученики Христа, без сомнения, должны избегать такой практики, даже если это кажется необходимым и они считают себя подходящими для этой роли, полагая, что руководствуются добрыми намерениями.

    Мы должны ясно уразуметь, что тот вид суда, который Бог объявляет Своей прерогативой, запрещено творить людям. [Прерогатива — исключительное право, преимущество, связанное с занимаемым положением. — Прим. ред. ] Мы знаем, что безапелляционное и окончательное суждение о состоянии сердец сынов человеческих очень часто в Писании определяется, как исключительное право Бога, принадлежащее только Ему: «Помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих» (ЗЦар.8:39). И если мы достаточно исследуем этот вопрос, то сможем определить для себя, что окончательный суд над сердцами людей, который находится в Божьей власти, относится не только к целям и сердечным намерениям в каких-то отдельных аспектах деятельности человека, но, главным образом, к состоянию его сердца в вопросе исповедания им веры. Это становится ясно при рассмотрении следующих мест Священного Писания: 1Цар. 28:9; Пс.7:9-11; Пс.26; Прит.16:2; 17:3; 21:2; Откр.2:22–23.

    В Новом Завете мы также находим подтверждение тому, что такой вид суда, на который имеет право только Бог, запрещен человеку: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает» (Рим. 14:4); «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?» (Иак.4:12); «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1 Кор.4:3–4).

    Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что нам запрещен всякий вид суда, который должен совершиться в тот день Великого Суда, который скоро грядет; ибо написано: «Не судите никак прежде времени, пока не прийдет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор.4:5). Таким образом, только в день Великого Суда Господь выявит лицемерие в сердцах людей, которые имеют лишь вид благочестия и зачастую ведут себя, как Божий люди, и отличит их от истинных святых, — или другими словами, отделит «овец» от «козлов». Да, эта задача в Священном Писании представлена как главная цель того дня.

    Глубоко заблуждаются те, кто здесь, на земле, смело берется определять, кто является искренним верующим, а кто — нет; кто берется проводить разделительную черту между истинными святыми и лицемерами и отделять «овец» от «козлов», да еще и ставить одних «по правую», а других — «по левую сторону»; кто хочет раньше времени «выдернуть» плевелы, растущие среди пшеницы. Многие из слуг были готовы считать себя вполне подходящими для такой работы и предлагали свои услуги своему Господину, но Он сказал: «Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою» (Матф.13:29–30). Этот запрет Господина жатвы соответствует вышеупомянутому запрещению Апостола: «Не судите никак прежде времени» (1 Кор.4:5).

    В этой притче слуги, заботившиеся о пшенице, несомненно, являются теми же слугами, которые заботились и о плодах виноградника (см. Лук. 20 гл.) и были также названы в Евангелии «слугами Господина жатвы», назначенными Им для того, чтобы быть «делателями» на Его жатве (см. Матф.9:37–38). Мы узнаем в них служителей Евангелия. В настоящее время исполняется то, о чем говорит эта притча из 13 главы Евангелия от Матфея: «когда же люди спали» (прообраз долгого сна церкви и ее мертвого состояния) «пришел враг Его и посеял между пшеницею плевелы» (Матф.13:25). Сейчас наступило время, когда «взошла зелень» (Матф. 13:26), то есть время возрождения веры. И в настоящее время, как и в притче, некоторые из слуг, заботящихся о поле, говорят: «хочешь ли, мы пойдем выберем их?» (Матф. 13:28). Я знаю, что у людей, которые думают о себе, что они обладают некоторым опытом жизни веры, имеется большая склонность считать себя способными определять состояние других людей на основании коротких бесед с ними. Однако, мой личный опыт научил меня тому, что такая склонность ведет к ошибкам.

    Ранее я и представить себе не мог, что сердце человека может быть таким непостижимым. Я стал, с одной стороны, менее сострадательным, но, вместе с тем, порою стал сострадать больше, чем ранее. Я понял, что у людей с нечистой совестью есть много лицемерных проявлений, которые, на первый взгляд, придают им привлекательный вид истинного благочестия. Я также понял, что у Божьих людей в гораздо большей степени, чем я полагал раньше, проявляются остатки греховности, и это делает их похожими на плотских людей, формалистов и духовно мертвых лицемеров.

    Чем дольше я живу, тем меньше удивляюсь тому, что испытание сердец сынов человеческих Бог оставил только в Своей власти, определив, что это испытание произойдет только во время Жатвы. Я желаю преклониться перед мудростью Божией, Его милосердием ко мне и ко всем, мне подобным, и поблагодарить Его за то, что Он не вверил это великое дело в руки такому бедному, слабому и близорукому созданию, как человек, которому в огромной степени присущи духовная слепота, гордость, лицеприятие, предубеждение, лживость, — но вверил это Христу, Который бесконечно более подходит для этой цели, и сделал это Его прерогативой.

    Рассуждая о других христианах и делая собственные заключения об их жизни, мы должны самым определенным образом запретить себе думать о том, что они не являются драгоценными детьми Божиими. Мы обязаны и даже вынуждены быть исполненными всякого милосердия к ним.

    Мы должны позволить Священному Писанию быть твердым основанием для нашей жизни, ибо Писание определяет всякое внутреннее проявление у святых, относящееся к их духовной и божественной жизни, как нечто сокрытое от глаз человеческих (см. Кол.3:3–4): они питаются «сокровенной манной», — духовной пищей, неизвестной другим; окружающие не могут каким-либо образом заглянуть в их сердце и понять их радости. Украшением всякого истинного христианина, является «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет.3:4), но сокрыто от посторонних глаз. Новое имя, данное Христом каждому из нас, никто не знает, кроме того, кто его получает (Откр.2:17).

    Похвала для истинных, духовных израильтян, имеющих обрезание «по духу», исходит не от людей, но от Бога (Рим.2:29). Это означает, что их можно узнать и отличить, как истинных детей Израиля, потому что они имеют честь принадлежать к людям, которые от Бога. Эта мысль подтверждается и другими подобными выражениями апостола Павла — см. 1 Кор.4:5. Здесь он говорит о принадлежащем только Богу праве делать заключения о том, кто является истинным христианином и что с этим человеком будет в день Суда, и добавляет: «и тогда каждому будет похвала от Бога».

    Показателен пример Иуды. Долгое время он находился среди двенадцати апостолов, учеников Христа, бывших Его истинными последователями. Они не могли заподозрить Иуду в неискренности, пока он сам не раскрыл себя своим отвратительным предательством.

    История Ахитофела также очень показательна. Давид ни в чем не подозревал его, хотя был очень мудрым и святым человеком, отличавшимся благочестием и хорошо знающим Писание. Он знал больше, чем все его учителя; больше, чем люди в древности, жившие до него; был зрелым по своему жизненному опыту и отличался величайшей трезвостью в своих суждениях. Давид был великим пророком и очень близко знал Ахитофела, считая его своим лучшим другом и самым желанным собеседником в делах веры. Но он не только не увидел в нем лицемера, но и полагался на него, как на благочестивого друга. Давид наслаждался духовными беседами с Ахитофелом, они были сладостны для него; он считал его богобоязненным человеком и поставил выше всех других мудрецов и советников в духовных вопросах. На самом же деле, Ахитофел не только не являлся святым, но оказался злым, жестоким и порочным человеком.

    Об этом Давид говорит в своем псалме: «Злодеяние и бедствие посреди его. Посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его. Ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы: Но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой; с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий» (Пс.54:11–15).

    Мнение некоторых о том, что верующие имеют способность и право определять состояние души других христиан и, таким образом, открыто совершать деление на святых и фарисеев; что истинные святые должны находится в одном обществе, а лицемеры — в другом, и быть разделенными между собой стеной, которую воздвигли сами люди, ставшие вдруг несовместимыми, — является глубоко ошибочным. Ибо оно предполагает, что Бог дал людям власть устроить еще одну видимую церковь внутри той Церкви, которую Он Сам учредил на Земле, ибо судить о наличии Церкви можно только по ее видимым членам, — христианам, которых здесь, на земле принимают за таковых согласно их исповеданию. Никто не имеет права исключать кого-либо из числа видимой Церкви, — кроме тех случаев и по тем причинам, которые указал Бог в Священном Писании.

    Я просил бы тех, кто проявляет истинное усердие для продолжения этой Божией работы, глубоко поразмыслить об этих обстоятельствах. Я убежден, что многие слушатели, в своем служении имеющие дело с душами людей и не прислушивающиеся к тому, что я говорю, с приобретением большего опыта прийдут к тому же мнению, что и я.

    Служитель должен избегать споров с противниками

    И еще одно, о чем я хотел бы умолять всех служителей Божиих, ревностно подвизающихся на славном поприще евангелизационной работы: избегайте чрезмерно жарких споров с противниками, не проявляйте слишком яростного усердия в защите истины, и, в особенности, не говорите так много о переживаемых Вами преследованиях со стороны противников в своих публичных проповедях и молитвах. Даже если бы эти преследования были в десять раз сильнее, чем сейчас, я думаю, все равно не стоит так много говорить об этом. Если христиане ведут себя, как агнцы, не склонные жаловаться и кричать, когда их обижают, они проявляют кротость по примеру нашего драгоценного Искупителя. Но христиане не должны быть похожими на свиней, которые громко визжат, если их кто-нибудь трогает.

    Когда нас преследуют, мы не должны немедленно воспламеняться, подобно ученикам Христа, которые хотели призвать огонь с неба на самарян, не пускавших их в свои селения. Ревностным служителям Бога следовало бы глубже вникнуть в слова наставления, которые дал апостол Павел усердному служителю Господа Тимофею: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобным, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим.2:24–26).

    Я в кротости посоветовал бы тем, кто любит Господа Иисуса Христа и хотел бы приблизить наступление Его Царствия, соблюдать то правило истинного благоразумия, которое оставил нам Господь. «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается и то, и другое» (Матф.9:16–17).

    Я боюсь, что в нашей стране есть места, где из-за нежелания пользоваться этим правилом теряется драгоценное вино. Я полагаю, что мы слишком ограничиваем себя в использовании разных методов и форм организации нашей церковной жизни, что может привести к вырождению веры и превращению ее в чистую формальность. Но я все же убежден, что какими бы благими и великими ни были нововведения, — они имеют тенденцию удивлять и шокировать человеческие умы, вводить их в непрерывные обсуждения и споры, что, в свою очередь, очень мешает распространению веры. У некоторых людей эти новшества могут вызвать противостояние истине, других уводят в сторону от нее, а многих просто озадачивают, вызывая сомнения и колебания. Нередко по этой причине верующие люди отвлекаются от своего великого дела служения и втягиваются в пустые бесполезные споры. Поэтому для нас лучше избегать того, что слишком далеко выходит за рамки обычной церковной практики, за исключением обстоятельств особой важности.

    Мы должны следовать примеру истинного служителя Божьего апостола Павла, имевшего величайший успех в проповеди Евангелия; он пишет коринфянам: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для чуждых закона, — не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконен Христу, чтобы приобресть чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Kop. 9:20–23).

    Издано БНЦ ЕХБ и Dutch Reformed Tract Society







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх