• Введение
  • Проверка силы
  • Черепаха в море
  • Шаги по льду
  • Син-и
  • Петух
  • Медведь
  • Пять критериев тренированности
  • Ваша природная сила: творчество
  • Великое Свершение: история наследования — V
  • Часть V. КРУГ ГАРМОНИИ

    Введение

    Начало всех вещей незримо: вначале существует лишь биение.

    Каждый волосок полностью настороже — ветер, гром, дождь, молния, гора гудит, океан кипит.

    Копье и щит, приведенные к согласию в одном круге, это Великое Свершение.



    Каллиграфия Мастера Лам Кам Чуэна


    Оригинальная каллиграфия этих строк воспроизведена выше. Я сочинил их, чтобы выразить мое собственное понимание глубочайшей мудрости дачэн-цюань.

    Истоки этого искусства лежат в традициях даосизма. «Знание древнего начала есть сущность Пути», писал великий мудрец Лао-цзы. Наши предки очертили совершенный круг, чтобы в символической форме отразить начало всего — неоплодотворенное яйцо, невидимое, но уже наделенное потенциалом жизни.

    В момент зачатия существует единичный импульс энергии, как движение микроскопического сперматозоида. Точно таким же образом движение рождается из неподвижности через Великое Свершение.

    В активном состоянии «каждый волосок полностью настороже». Состояние ненапряженного возбуждения — вот что подразумевается под использующимся в Китае термином «санг» — «sung». Это состояние самой дремотной неподвижности перед погружением в сон. Это высвобождение от ослабляющего наши силы напряжения; лишь освободившись по-настоящему, мы становимся сильными, достигаем состояния полной готовности. Постепенно сбрасывая физическое напряжение в мышцах и органах, мы поднимаем голову и широко раскрываем глаза.

    Вся мощь вашей энергии движется как силы природы: «ветер, гром, дождь, молния». Когда ваша энергия ци циркулирует внутри вас и исходит наружу, она пробивается сквозь любые преграды. Вы чувствуете себя словно содрогающаяся гора. А для противника ваша сила подобна подземному гулу.

    Сила энергии ни генерирует тепло во всем вашем организме; это состояние описывается древним китайским иероглифом «огонь доводит воду до кипения». Глубоко в океане вашего существа энергия ни начинает двигаться, и вы ощущаете ее вибрации в токе крови.

    Символы копья и щита, как во многих китайских поэтических произведениях, имеют здесь множество значений. Будучи вместе, они относятся к боевому применению данного искусства.

    Они описывают стойку чжан чжуан — одна рука изогнута впереди, как щит, другая указывает вперед, как копье. Это символы атаки и защиты, сведенные вместе две противоположности боевых искусств.

    «Приведенные к согласию в одном круге», что выражает полное видение дачэн-цюань, которое также описывается китайским словом, означающим «совершенный круг». Ваше существо, подобно большой сфере, целиком наполнено энергией, которая и есть конечное достижение этого искусства. В его кульминации дачэн-цюань соединяет все составные части — физическую, умственную и духовную в совершенное целое.

    Ваше знакомство с этой системой заканчивается в пятой части, после того как мы изучим серию движении стоп. Эти движения могут сочетаться со стойками и движениями рук, что будет полезно для всесторонних тренировок.

    Проверка силы

    Одно из характерных упражнений дачэн-цюань известно как «ши ли», что традиционно переводится как «проверка силы».

    Эти медленные, тщательно выполняемые движения совершаются на одном месте. Они включают движение всего тела и составляют обязательную часть тренировок в области боевых искусств. Их также можно выполнять для развития точнейшей синхронизации ума и тела.



    Встаньте, поставив ноги на ширину плеч. Разверните стопу левой ноги на 45 градусов наружу. Стопу правой ноги продвиньте вперед, чтобы она указывала направление прямо перед вами.

    Опуститесь как можно ниже, распределив вес всего тела на стоящую сзади ногу. Медленно перемещайте тело вперед до тех пор, пока вес вашего тела полностью не переместится на стоящую впереди ногу, при атом голень этой ноги должна быть строго перпендикулярна полу. Следите, чтобы колено не выступало дальше пальцев ноги.

    Делайте выдох при перемещении тела вперед, а вдох при перемещении тела назад.

    При движении тела вперед держите руки вытянутыми перед собой, ладони обращены вниз, а пальцы также вытянуты вперед перед вами. Вы представляете, будто кончиками пальцев толкаете вперед тяжелый груз. Когда ваше тело двигается назад, кисти рук поворачиваются так, что ладони обращены друг к другу. Вы представляете, будто тянете на себя тяжелый груз. Угол сгиба локтей остается неизменным.



    Как только вы полностью переместили свой вес вперед, начинайте медленно перемещать его назад. Во время движения ваше тело остается в одном и том же положении. Равномерное движение вперед и назад тщательно контролируется через колени при том, что ваш вес сконцентрирован в нижней части тела. Верхняя часть тела и руки остаются ненапряженными в течение всего упражнения.

    Черепаха в море

    Это достаточно сложное упражнение. Оно получило свое название от движения черепахи, плывущей вверх к поверхности моря и использующей свои передние ласты для поддержания головы над водой. По мере того как вы постепенно начинаете вникать в суть движения, у вас появляется ощущение больших мехов, открывающихся и закрывающихся с огромной силой. Для начала встаньте в стойку «Начеку». В течение всего времени выполнения упражнения держите пятку стоящей впереди ноги слегка оторванной от пола.



    Медленно опускайте свой вес на стоящую сзади ногу. Следите, чтобы нижняя часть тела не выдавалась назад. По мере того как вес вашего тела опускается вниз, обе руки мягко поднимаются вверх до того момента, когда они достигнут уровня макушки головы. Верхняя часть вашего тела и руки остаются ненапряженными, руки слегка согнуты в локтях. При выполнении этой фазы движения делайте вдох.

    Мастер Ван Сюань Цзе, достигший совершенства в практике дачэн-цюань, демонстрирует «Черепаху в море». Он перераспределил свой вес на стоящую сзади ногу и выполняет данное упражнение, поставив другую ногу на ступеньку. Вы отчетливо видите, как широко раздвинуты пальцы его рук, что является одним из признаков данного упражнения.



    Опустившись максимально низко на стоящую сзади ногу, начинайте медленно подниматься вверх. При этом движении возникает ощущение, как будто оно полностью выполняется за счет гидронасоса, находящегося в стоящей сзади ноге. При подъеме ваши руки с той же медленной скоростью двигаются вниз, возвращаясь в первоначальное положение. При выполнении этой фазы движения делайте выдох.


    Шаги по льду

    После того как вы освоили неподвижные стойки чжан чжуан, описанные в первой и второй частях книги, вы можете начать тренироваться в выполнении особых шагов, используемых в дачэн-цюань. Первое движение называется «Шаги по льду», потому что при наблюдении за ним возникает впечатление, будто человек пытается медленно и осторожно пройти по поверхности замерзшего пруда. Это движение улучшает ваш кинестетический контроль и развивает чувство равновесия.



    Встаньте, поставив ноги вместе. Колени слегка согнуты. Перенесите свой вес на одну стопу. Представьте, что пол полностью сделан изо льда. Удерживая весь свой вес на одной стороне, передвиньте другую стопу вперед по дуге над поверхностью «льда». Подошва стопы движется примерно на 1 см выше поверхности «льда».

    Затем опустите стопу вытянутой вперед ноги на «лед» и медленно перенесите свой вес на эту стопу. Делайте выдох при переносе своего веса вперед.

    При тренировках выполнения «Шагов но льду» можете держать руки в положениях, соответствующих любым стойкам чжан чжуан. Вначале вам окажется легче всего сохранять равновесие, если держать руки в положении, соответствующем стойке «Раскрытие наружу». Ваши руки слегка расставлены в разные стороны. Кисти рук свободны и раскрыты. Тело выпрямлено и не напряжено.



    Медленно подведите стопу находящейся сзади ноги к стопе ноги, стоящей впереди. При движении стопы ее подошва остается параллельной поверхности «льда» и движется примерно в 1 см над поверхностью. Делайте вдох при перемещении стопы в положение рядом с неподвижной стопой. Теперь вы готовы двигать ее вперед, выполняя дугообразное движение надо «льдом». Продолжайте двигаться, выполняя «Шаги по льду» то одной, то другой ногой, перемещаясь по поверхности «льда».

    Син-и

    Этот шаг пришел из боевого искусства син-и, которому Великий Мастер Ван Сянчжай научился у своего первого учителя, Мастера Го Юньшэня. Сначала встаньте в позицию чжан чжуан «Держание мяча». Перенесите свой вес на одну стону.

    Стопу другой ноги разверните на пятке под углом 90 градусов, чтобы она была направлена в сторону. Теперь эта стопа указывает направление вашего дальнейшего движения.



    Стопы ваших ног расположены под прямым углом друг к другу. Весь ваш вес покоится на стоящей сзади стопе. Крепко удерживая стопу находящейся сзади ноги в неизменном положении, сделайте небольшой шаг вперед расположенной впереди ногой, но не переносите на нее вес вашего тела. Затем передвиньте стопу стоящей сзади ноги немного вперед и твердо поставьте ее на землю, по-прежнему удерживая на ней весь свой вес. Теперь расстояние между стопами ваших ног такое же, как и вначале.

    Делайте вдох, перемещая вперед стопу ноги, стоящей впереди. Делайте выдох при передвижении вперед стопы ноги, находящейся сзади.

    Когда вы тренируетесь в выполнении этого шага, можете держать руки в положениях, соответствующих положениям рук в любых выученных вами стойках чжан чжуан. Для начала самое обычное положение рук при выполнении этого шага соответствует положению рук в стойке «Начеку». Когда ваша правая стопа двигается вперед, правая рука выдвинута в том же направлении. Точно так же, когда вперед двигается левая нога, направление движения будет указывать левая рука.



    За исключением небольших поступательных движений стопы стоящей впереди ноги, вся работа приходится на мышцы ноги, расположенной сзади. Когда вы тренируетесь в выполнении данного упражнения, старайтесь не слишком подпрыгивать на стоящей сзади ноге. Движение должно быть бесшумным. Оставайтесь в низкой стойке, не меняя положения тела, медленно продвигаясь вперед на небольшие расстояния, используя силу стоящей сзади ноги.

    Петух

    Многие движения в китайских боевых искусствах возникли в результате пристальных наблюдений за природой. Данный шаг напоминает движение петуха, когда он не торопясь и с силой опускает свои лапы на землю. Это упражнение само по себе заряжает энергией и используется при боевом применении дачэн-цюань, чтобы отвоевать у противника пространство.



    Поставьте ноги вместе, слегка согните колени. Вес тела покоится на одной ноге. Расставьте руки в стороны. Ладони рук смотрят в стороны от вас, пальцы направлены вверх. Переместите стопу свободной от веса ноги по дуге вперед в направлении по диагонали. Удерживайте стопу параллельно поверхности земли на расстоянии 1 см от нее.

    Полностью поставьте стопу на землю и медленно наклоняйтесь над ней до тех пор, пока весь ваш вес не переместится па эту ногу. Выполняя данное движение, делайте выдох.

    Когда вы тренируетесь в выполнении упражнения «Петух», положение верхней части вашего тела изменяется с каждым шагом. Вы двигаетесь то по одной, то подругой диагонали. Сначала вы обращены лицом в сторону одной диагонали и в этом направлении наклоняетесь над стоящей впереди ногой. Затем, когда вы готовы выполнять следующий шаг, ваши бедра поворачиваются так, что, прежде чем сделать шаг вперед, вы обращаетесь лицом в сторону другой диагонали.



    Медленно подведите стопу стоящей сзади ноги к ноге, расположенной впереди. Перемещайте ее так, чтобы подошва оставалась параллельна земле и двигалась в 1 см над землей. Ваше тело выпрямляется и принимает вертикальное положение, когда подушечки пальцев стопы касаются земли рядом со стопой другой ноги.

    Делайте вдох, когда выпрямляете тело. Затем продолжайте, выполняя следующий шаг «Петуха».

    Медведь

    Это движение предназначено для тех, кто достиг достаточно высокого уровня совершенства в искусстве дачэн-цюань. Внешне движение кажется совсем несложным. Тем не менее оно требует значительного телесного контроля и огромной внутренней силы.

    Его мощь в бою просто безмерна.

    Когда это движение выполняется правильно, человек двигается вперед, как медведь, стоящий на задних лапах и готовый смести все на своем пути.



    Встаньте так, чтобы стопы смотрели вперед, а ноги были расставлены на ширину плеч. Распределите свой вес равномерно на обе ступни. Сделайте одной ногой маленький шаг вперед, не более 5 см. Поднимайте и ставьте стопу так, чтобы ее подошва всегда была параллельна земле. Ощущение такое, будто движение целиком исходит из задней части вашей ноги. Старайтесь при движении не перемещать свой вес с одной стороны на другую.

    Движение обычно выполняется с положением рук, соответствующим стойке «Раскрытие наружу».

    Ваши руки полностью свободны, ладони раскрыты и обращены наружу прямо перед вашей головой. Пальцы расставлены в стороны, как когти медведя.



    Когда вы двигаетесь вперед, делая маленькие шажки, центральная линия вашего тела остается неподвижной. Это непохоже на нормальную ходьбу: вес тела не переносится из стороны в сторону. Как только вы поймете внутренний механизм зтого движения, попробуйте синхронизировать с ним свое дыхание. Делайте выдох с каждым шагом вперед.



    Пять критериев тренированности

    Когда вы смотрите на людей, занимающихся чжан чжуан, вы можете оценить их уровень развития в соответствии с пятью критериями.

    Первое — это Форма человека. Данный критерий касается прежде всего техники выполнения стойки: правильную ли позу принимает человек?

    Второе — это Разум человека. Насколько он внимателен и чуток к тому, что делает, или он в буквальном смысле рассеян?

    Третье — это Мощь человека. Есть ли динамика в выполняемой им стойке?

    Четвертое — это Энергия. Возникает ли чувство, что энергия исходит из него, как аура?

    Пятое — это Дух. Проявляет ли человек качества «антенны», возведенной между двумя энергиями Земли и Неба? Все эти признаки должны проявляться одновременно.

    (Профессор Юй Юннянь)

    Ваши тренировки представляют собой постепенный процесс развития. Он не имеет конца. У него нет предела. В обычных физических упражнениях всегда существует некоторый предел выносливости человеческого тела. Но в чжан чжуан мы продолжаем тренировать наше тело, разум и дух как единое целое.

    Ключом к этому служат ежедневные тренировки. Таблицы, приведенные на следующих страницах, помогут вам в этом. Помните, что основой на всех уровнях являются упражнения чжан чжуан на стояние. Добавляйте упражнения с движениями только после выполнения ежедневных упражнений на стояние.

    Всегда лучше тренироваться под руководством квалифицированного мастера. Если такой возможности нет, внимательно следуйте инструкциям, изложенным в этой книге. Крайне важно не форсировать тренировки и не переходить предел своей естественной выносливости. Всегда помните слова Великого Мастера Ван Сянчжая: Продолжайте настойчиво тренироваться, мастерство придет к вам само по себе.


    Первый уровень. Если вы впервые приступаете к занятиям или занимались чжан чжуан примерно около года назад или еще раньше, вам надо составить расписание ежедневных тренировок.

    Структура ежедневных занятий показана в таблице, приведенной ниже. Начните с трех разминочных упражнений, постойте в стойке ву-цзи, затем потренируйтесь в выполнении одной из основных стоек. Доведите время неподвижного стояния до 15 минут и завершите все «Закрытием вашей энергии».



    Второй уровень. Если в своих тренировках вы достигли такого момента, когда можете стоять в каждой из основных стоек в течение 15 минут, попробуйте поработать на новом уровне, показанном в приведенной ниже таблице. Структура тренировок для данного уровня состоит из разминки с добавлением новых упражнений, стояния в ву-цзи и в стойках, показанных в первой части (постепенно опускаясь ниже и ниже в каждой из стоек). Завершайте всегда стоянием в ву-цзи и «Закрытием вашей энергии».



    Третий уровень. Если в своих ежедневных занятиях вы достигли такого уровня, когда вы выполняете размнночные упражнения, указанные в предыдущей таблице, максимальное количество раз и достаточно стабильно стоите в стойках, опустившись как минимум на 10 см ниже обычной высоты выполнения вами этих стоек, можете попробовать проводить свои тренировки на более высоком уровне, показанном в приведенной ниже таблице.


    Ваша природная сила: творчество

    Творчество есть естественное выражение вашей энергии. Когда вы развиваете собственную внутреннюю силу, то раскрываете свою способность работать со множеством окружающих вас энергий. В этом заключается секрет всех существующих искусств от воспитания детей и приготовления пищи до пения, танцев и всех других видов творчества.

    Ежедневные тренировки позволяют вашей энергии ци плавно и беспрепятственно протекать по всему организму. Это раскрывает ваш разум и сердце и развивает в вас чувствительность. Вы становитесь более интуитивным и восприимчивым. Вы ощущаете более высокие уровни энергии и меньше нервничаете, оказавшись в центре бурных событий и переживаний.

    В классической культуре Китая мастерство соединения неподвижности и движения видно в работе великих каллиграфов. Неудивительно, что Мастер Ли Цзянь Юй, одни из самых старых и наиболее уважаемых каллиграфов, все еще продолжающих работать в наши дни, учился непосредственно у Великого Мастера Ван Сянчжая в Пекине. На рисунке вы видите, как он занимается своим искусством.




    Каллиграфия надписи дачэн-цюань, выполненная мастером Ли, открывает эту книгу.

    «Великий Мастер Ван был очень спокойным и элегантным», — вспоминает Мастер Ли. Когда вы видели его таким, трудно было представить, что он занимается китайским боксом. Но его заботили не только ежедневные физические тренировки. Он хотел, чтобы у нас был правильный взгляд на мир, когда мы видели бы вещи с разных сторон. Он часто беседовал со мной о философии».

    Музыканты и исполнители — мои ученики рассказывали, как чжан чжуан помог им в их искусстве. У меня есть одна ученица из Европы — оперная певица Моника Райдлер (на фотографии она выступает на оперной сцене).



    Она говорит: «Чжан чжуан расширил мои возможности. Все изменилось в корне: вы можете услышать эту разницу. Я стала сильнее, дышу глубже, и мой голос разносится дальше. Чжан чжуан изменил мое понимание собственного внутреннего пространства. Я никогда бы не научилась этому, просто беря уроки пения».

    «Чжан чжуан — это наилучший способ тренировок для любого человека, работающего с музыкальным инструментом», заявляет пианист и преподаватель Робин Рубенштейн.

    «Мое ощущение музыки стало намного глубже. Вместо того чтобы расходовать свою энергию, я чувствую, как высвобождаю ее — инструмент становится моим голосом. Исполнение отнимает у меня меньше физических сил, и у меня больше нет нервного напряжения. Я чувствую, как энергия течет из моего тела через руки в клавиатуру».

    Композитор и скрипач Уилфред Гибсон соглашается: «Это похоже на верховую езду. Ты чувствуешь, что работаешь с этой силой. Если я провожу девять часов в студии звукозаписи, то во время обеденного перерыва я отвожу полчаса для занятий чжан чжуан.


    В этом случае, даже когда все остальные выдыхаются, у меня все еще есть запас энергии, из которого я могу черпать силы».

    Великий Мастер Ван Сянчжай проявлял огромный интерес ко всем видам искусства. Образность его поэзии отражает его творческие способности. Что бы вы ни делали, помните, что возможности вашей энергии беспредельны. Как говорил Великий Мастер Ван:

    Обладая героическим духом, ты можешь потрясти и небеса, и землю.

    Обладая широким кругозором, ты в разуме своем вмещаешь всю вселенную.

    Великое Свершение: история наследования — V



    Профессор Юй Юннянь продолжал распространение этого искусства, проводя обучение и публикуя свои книги-бестселлеры. В конце шестидесятых годов XX века статья, появившаяся о нем в одной из китайских газет, попала в руки молодого спортсмена из Гонконга, занимающегося боевыми искусствами, Лам Кам Чуэна.

    Он уже познакомился с дачэн-цюань благодаря тренеру-буддисту, но теперь появилась возможность связаться с учителем, который учился непосредственно у Великого Мастера Baн Сянчжая. Многие годы он мог лишь переписываться с профессором Юем до того момента, когда под конец «культурной революции» в Китае у него все же появилась возможность приехать в Пекин и он был принят в качестве ученика.



    После десяти лет усложненного курса обучения госпожа Baн Юкфонг, дочь и духовная наследница Великого Мастера Ван Сянчжая, удостоила Мастера Лам чести признания его в качестве наследника традиций дачэн-цюань.

    Мастер Лам Кам Чуэн продолжал тесно сотрудничать с профессором Юем. Это была совместная работа на профессиональной основе, объединяющая западную систему медицины, в рамках которой профессор Юй учился на хирурга-стоматолога, и традиционную китайскую медицину, в которой практикует Мастер Лам. Обширный и вместе с тем отличный медицинский опыт каждого из них объединяется в их совместной практике цигун.

    Приехав на Запад, Мастер Лам впервые в Европе проводит демонстрацию дачэн-цюань перед огромной аудиторией в Лондоне в 1987 году. Тогда же он получил разрешение профессора Юя начать обучение учеников этому искусству.

    Вслед за этим он создает значительный труд «Путь Энергии» («The Way of Energy»), в котором представлял чжан чжуан Западу; профессор Юй написал предисловие к этой книге. Сейчас книга переведена более чем на десятки разных языков и продается десятками тысяч экземпляров в самых разных уголках мира.

    В 1994 году Мастер Лам получил приглашение британского телеканала «Channel 4» представить цикл под названием «Стой неподвижно — будь в форме», состоявший из десяти серий и отснятым в Китае и Гонконге. Отклик публики был беспрецедентным — тысячи телезрителей делали заказы на буклеты-руководства, сопровождавшие данный цикл передач.

    Мастер Лам продолжает преподавать и путешествует по всей Европе и Северной Америке. Он регулярно организует поездки, программы обучения и семинары, которые дают западным ученикам возможность тренироваться под руководством китайских мастеров и обмениваться опытом с теми, кто занимается этим искусством в Китае.

    Те из западных учеников, кто первым достиг уровня инструкторов, получили изготовленные ограниченным тиражом статуэтки Великого Мастера Ван Сянчжая, которые профессор Юй и госпожа Ван держат на фотографии, изображенной выше.








     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх